Студопедия — МЕНТАЛИТЕТ ГОССЛУЖАЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ. 13 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

МЕНТАЛИТЕТ ГОССЛУЖАЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ. 13 страница






Тем самым при функционалгенезе имеет место единство как когнитивного, так и личностного микроразвития субъекта. Если когнитивный аспект функционалгенеза познавательной активности традиционно изучается методами определения продуктивности психических процессов, то анализ личностного аспекта предполагает обращение к метакогнитивному плану, выражающемуся в виде рефлексивных механизмов творческой активности, изучение которых требует построения соответствующих методов исследования функционалгенеза, причем показывающих его взаимосвязь с актуалгенезом как с другим аспектом синхронического анализа развития. Рефлексия, обеспечивая саморегуляцию психических процессов и самоорганизацию их субъектом, выступает одновременно фактором его саморазвития (при актуалгенезе, механизмом развития творческой активности.

Актуалгенез представляет собой совершенствование психических процессов при их неоднократном осуществлении в специальных развивающих условиях. Эти условия могут создаваться как “извне” в результате специально организованного обучения, так и “изнутри”, т.е. самим субъектом, стремящимся направить свою активность на усовершенствование механизмов психических процессов, проявившихся в результате их функционалгенеза, и на культивирование рефлексии, обеспечивающей саморазвитие субъекта вследствие актуалгенеза.

Если актуалгенез, задающийся “извне” в условиях обучения изучается методом формирования способностей, то осуществляющийся “изнутри” как процесс саморазвития творческой личности - методом культивирования ею своей индивидуальности как целостного “Я” (И.Н.Семенов, 1973). В обоих случаях актуальное микроразвитие все более углубляется, создавая потенциальные возможности для закрепления, совершенствования и перехода возникающих в результате актуалгенеза новообразований в формирование соответствующих способностей.

Таким образом, актуалгенез становится фактором онтогенеза, а синхронически в целом - моментом дияхронизма И это понятно: ибо êëåòî÷êîé развития актвности является функционалгенез психических процессов в конкретной проблеме - конфликтной ситуации, преодолевающейся путем ее рефлексии, переосмыслениячерез внешний или внутренний диалог. Механизм этих процессов, совершенствуясь в результате актуалгенеза от ситуации к ситуации, постепенно обретает свойства соответствующих психических способностей, достигающих при благоприятных условиях в онтогенезе своих зрелых форм, которые в случае успешного социогенеза выступают в качестве социализированных обществом продуктов индивидуального или коллективного творчества.

Абстрагируясь пока от изучения закономерностей социогенеза, нами экспериментально исследовалась роль рефлексивных механизмов в функционалгенезе, актуалгенезе и онтогенезе познавательной активности на материале дискурсивного решения творческих задач, моделирующих процесс разрешения проблемно-конфликтных ситуаций. Использование этих задач (“на соображение” в качестве заданий для испытуемых позволяет имитировать осуществление психических процессов, специфичных для творческого мышления, и тем самым экспериментально моделировать его функционалгенез и актуалгенез, а также изучать онтогенез на различных возрастных ступенях. При этом поиск решения осуществляется как разворачивание творческой активности в проблемно-конфликтной ситуации.

Разработанные нами на основе системного и типологического подходов основополагающие принципы и базовые процедуры метода содержательно-смыслового анализа дискурсивного мышления позволяют дифференцировать различные теоретически выделенные уровни его организации и соответствующиеим формы познавательной акгивности: деятельностную, предметную, рефлексивную, личностную, коммуникативную (И.Н.Семенов, 1976) и построить ряд моделей.

Проведенный цикл экспериментальных исследований функционалгенеза творческой активности при решении задач выявил три ее основные формы - ïродуктивную, непродуктивную, репродуктивную, которые различаются характером взаимодействия регулируемого содержательного (предметно-операционального) плана мышления и регулирующего его смыслового плана (рефлексивно-личностного и коммуникативно-кооперативного). Экспериментально установленные закономерности функционалгенеза представлены в виде системы соответствующих показателей структурно-динамической организации мышления.

РЕАБИЛИТАЦИЯ (от лат. rehahililo — восстанавливаю) - комплекс медицинских, педагогических, профессиональных, акмеологических: психологических мероприятий, направленных на восстановление здоровья и трудоспособности лиц с ограниченными в результате перенесенных заболеваний и травм физическими и психическими возможностями.

РЕСПОНДЕНТ (от англ. respondent - отвечающий) - участник исследования в качестве опрашиваемого. В зависимости от xapaктера исследования р. выступает в разных качествах: испытуемого, клиента, информанта, пациента, собеседника и др.

 

РЕФЛЕКСИВНАЯ КУЛЬТУРА включает в себя готовность и способность творчески, по-новому осмысливать и превозмогать проблемные моменты, выходить из внутренних и внешних конфликтных состояний и ситуаций, умение обретать новые силы, смыслы и ценности, вовлекать и вовлекаться в непривычные системы межличностных и деловых отношений, ставить и решать неординарные практические задачи.

Государственная служба как социально-правовой институт занимает особое место в достижении общенациональных целей и играет важную роль в механизме управления государством. Человек в аппарате государственных органов – главная движущая сила превращения государственных замыслов, программ и принятых законодательных актов в действительность. Как известно, в последнее время происходит существенная ценностная, статусная, деятельностная переориентация госслужбы в условиях демократических и рыночных реформ общественно-политической жизни россиян. И, следовательно, особую значимость приобретает проблема формирования нового корпуса госслужащих, их подготовки и повышения профессионализма. Своеобразие условий профессиональной деятельности каждого госслужащего в контексте демократической политической системы и рыночной экономической системы весьма велико и определяется разнообразием конкретных управленческих задач, вытекающих из геополитической специфики региона, социально-экономической ситуации, национально-культурных особенностей населения и т.п. С этим, в частности, связана необходимость не просто расширение объема профессиональных знаний, умений и навыков госслужащего, но и развитие его рефлексивной культуры, обеспечивающей развитие и реализацию его профессиональных возможностей при постановке и решении уникальных творческих задач.

В связи с этим обнаруживается принципиальное противоречие между имеющейся системой профессиональной подготовки кадров госслужбы, ориентированной преимущественно на формирование специальных знаний, алгоритмов решений, технологий, и необходимостью разработки образовательно-управленческих методов, обеспечивающих становление и реализацию готовности госслужащих к творческому мышлению, принятию управленческих решений в ситуации повышенной неопределенности и ответственности, т.е. всех основных компонентов рефлексивной культуры.

Все эти аспекты, востребованные современной жизнедеятельностью госслужащего, с особенной остротой выявляют актуальность акмеологически ориентированных исследований и практик, связанных с разработкой различных психолого-педагогических и психолого-управленческих моделей достижения им состояния профессионального и творческого подъема и посредством развития рефлексивной культуры.

На фоне повышенного уровня социально-психологической и политической напряженности, которыми изобилует любое общество в переходный период, культивирование рефлексивных процессов чревато обострением не только проблемных, но и конфликтных моментов в сознании и деятельности госслужащих. Причем это может оборачиваться негативной стороной не только для них самих, но и для осуществляемой ими деятельности в системе госслужбы. Это связано с тем, что само по себе переосмысление и изменение стереотипов любого опыта (т.е. рефлексия) субъективно воспринимается человеком чаще всего, как эмоционально-негативный и личностно-конфликтный процесс, поскольку сопряжен с необходимостью отнестись, и при этом весьма критично, прежде всего к себе самому. Но даже если самому человеку удастся справиться с подобными трудностями успешно и он в результате выйдет на реальные инновационные подвижки в собственном опыте, то это еще не гарантирует ему плавности их реализации в профессиональной деятельности, включенной в систему общения и деятельности других людей. Инновация, как и рефлексия ее порождающая, вызывает естественное сопротивление, а значит потенциально, но весьма часто и реально имеет конфликтогенный характер. Это обстоятельство может еще более усугубляться спецификой профессиональной гиперответственности и установками консервативного характера, присутствующими и достаточно выраженными в системе деятельности государственных служащих.

Сущностные характеристики рефлексивной культуры, проявляются в виде:

сотворчества, обеспечивающего неразрушительные способы само- и взаиморазвития, когда при решении любой задачи все участники вне зависимости от исходного уровня компетентности вовлекаются (как субъекты совместного созидания) в принципиально избыточное, инновационное и открытое взаимодействие не только друг с другом, но и с социокультурными контекстами;

субъектной паритетности, достигаемой не за счет уравнивания участников рефлексивно-инновационного взаимодействия, но за счет признания уникальности и творческой самоценности любого его участника;

полилогического самоопределения, обеспечивающего осмыс-ленную самоактуализацию (смыслотворчество) и действенную самореализацию (жизнетворчество) каждой личности, участвующей в коллективном созидательном процессе, с учетом не только зоны ближайшего собственного развития, а также развития другой личности, но и на основе отдаленных перспектив их преображения;

полифоничности, определяющей парадоксальность целостного и многоаспектного восприятия и преображения человеком себя и окружающего мира, т.е. позволяющей более комплексно видеть и анализировать актуальные проблемы и возможные пути личностного и профессионального развития и саморазвития.

На этой основе для кадров госслужбы различного уровня и профессионального профиля разработаны инновационно--гуманистические методы и рефлексивно адаптированы некоторые традиционные методики диагностики: личностного, ролевого и профессионального самоотношения и взаимоотношения, смысловых позиций в групповом взаимодействии, личностно-профессиональных ожиданий, профессионально-психологических инноваций, профессио-нально-этических норм взаимодействия в экстремальных ситуациях, проблемных областей профессионального и личностного сознания и деятельности, стилей общения и взаимодействия, профессионально-ролевых позиций субъектов управления в образовательных системах, готовности к инновациям и другие.

Разработаны концептуальные принципы рефлепрактики (как метаметода инновационно-гуманистического развития рефлексивной культуры) и способы ее проектирования (сенарирования) на основе различных культурных аналогов и прототипов, а также психолого-организационной и психолого-диагностической ее инструментовки для различных сфер государственной службы и непрерывного профессионального образования. К способам-этапам сценарирования (и одновременно творческой подготовки рефлепрактика или рефлексивной команды) относятся: информационно-ориентировочный; проблемно-целевой и конфликтно-ценностный; предметно-содержа-тельный и символико-смысловой; инструментально-методический и организационно-операциональный; функционально-хронологический и структурно-топологический; исполнительско-импровизационный.

Осуществлена практическая реализация инновационно-гуманистических методов развития рефлексивной культуры для решения задач повышения профессионального мастерства и творчества за счет построения сотворческих образовательных систем и программ взаимодействия педагогов и учащихся.

Смысл понятия "рефлексивная культура" в контексте гуманитарно-культурологического направления наиболее рельефно определяется по отношению к понятию "культура рефлексии". В отличие от последней первая осуществляется не за счет привнесения интеллектуальных (концептуально-теоретических, понятийно-категориальных) эталонов мышления или методологического нормирования содержания или форм осуществления профессиональной деятельности извне (что само по себе, разумеется необходимо и имеет конструктивную направленность), но за счет пробуждения процессов переосмысления и созидания инноваций изнутри осуществляемой профессиональной деятельности. При этом всякая существующая система профессиональной деятельности априори (т.е. по самой сути гуманитарно-культурологической ориентации в психологии развития) рассматривается как своеобразная культура одного из видов общественной практики, со своей внутренней логикой, функциональной дифференциацией, ценностно-содержательной определенностью, позиционно-ролевой и нормативно-коммуникативной структурированностью. Именно поэтому любая попытка внедрения иной культуры (хотя бы и культуры рефлексии) может восприниматься - и, как правило, так психологически обычно и воспринимается - в качестве своеобразной "интеллектуальной интервенции" извне. Главное же в нашем подходе - это не предложение или навязывание какой-либо иной культуры (пусть даже "культуры рефлексии"), но актуализация и психолого-акмеологическое развитие процессов переосмысления сложившихся в самой профессиональной традиции шаблонов и стереотипов деятельности как необходимой предпосылки личностного развития специалистов, в частности госслужащих.

Рефлексивная культура в методологическом плане рассматривается как концептуально выстроенная образовательная или управленческая система сотворческих отношений и взаимодействий, обеспечивающих построение и использование инновационно-гуманистических методов, которые позволяют преодолевать конфликтогенные и деструктивные эффекты активизации рефлексивных процессов.

В праксиологическом аспекте рефлексивная культура творчества предполагает готовность и способность госслужащих осуществлять рефлексивно-гуманистически ориентированную самодиагностику, а также саморазвитие процессов творчества и сотворчества в конкретных видах управленческой деятельности, например, при принятии управленческих решений.

Инновационно-гуманистические методы развития рефлексивной культуры определяют гетерогенный и полифункциональный характер организации процессов мышления в решении творческих задач и развития самооценки личности как в процессе непрерывного общего и профессионального образования, так и в реальной практике управленческой деятельности.

Реализация инновационно-гуманистических методов и способы их проектирования (сценарирования) на основе различных культурных аналогов и прототипов, а также психолого-организационная и психолого-диагностическая инструментовка этих методов обеспечивают развитие сущностных характеристик рефлексивной культуры (сотворчества, субъектной паритетности, полилогичности самоопределения, полифоничности) в различных сферах профессиональной деятельности кадров государственной службы.

Развитие рефлексивной культуры инновационно-гуманистическими методами обеспечивает повышение: 1) эффективности решения творческих задач; 2) успешности преодоления проблемно-конфликтных ситуаций межличностного общения и делового взаимодействия в профессиональных коллективах; 3) конструктивно-сти моделирования и проектирования различных инфраструктур управления; 4) творческой уникализации человека в его профес-сиональной деятельности; 5) продуктивности деятельности в различных сферах государственной службы.

 

РЕФЛЕКСИЯ (от лат. обращение назад, отражение) — самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и течения собственной деятельности, внутренней жизни субъектом.

К Р. относятся такие явления, как самопознание, переосмысление и перепроверка своего мнения о себе, о других людях и о том, что, по мнению субъекта, думают о нем другие люди, как они его оценивают и к нему относятся. Без Р. невозможно устанавливать правильные взаимоотношения с другими людьми.

Смысл Р.— переход неявного знания в явное, формализованное и логически расчлененное. Способы Р.— выдвижение гипотез, идеализация, анализ причин того или иного впечатления, переживания. Потребность в Р. возникает вследствие сомнений относительно исходных позиций своей жизнедеятельности. Р.— это не только интроспекция собственной психики, но и осмысление своей жизненной программы, соотношения целей, мотивов, ценностей, установок, стремлений, социальных и нравственных требований.

Благодаря Р. собственный образ «Я» более адекватно отражает реальное «Я».

Термин «рефлексировать» означает обращать сознание на самое себя, размышлять над своим психическим состоянием. В философии Р. понимали по-разному. Локк считал ее источником особого знания. Для Лейбница Р.— внимание к тому, что в нас происходит. По Юму, идеи — это Р. над впечатлениями, полученными извне. Для Гегеля Р.— взаимное отображение одного в другом. В социальной психологии под Р. понимали осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнерами по общению. Р.— не только знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает «рефлексирующего» индивида.

В настоящее время наиболее изучена Р., сопровождающая собственную индивидуальную деятельность человека по решению нестандартных (творческих) задач. Такую Р. называют интеллектуальной. Исследуется Р. в процессе общения, а также некоторые аспекты Р. в педагогической деятельности.

 

РЕЧЬ — исторически сложившаяся в процессе деятельности людей форма их общения, опосредованная языком Р. выполняет ряд функций: обозначения (каждое слово, предложение имеют определенное содержание); сообщения (передача сведений, знаний, опыта); выражения (обнаружение через интонацию, ударения, построение, использование сравнений, пословиц и т. п. чувств, потребностей, отношений); воздействия (побуждение к выполнению задач, проявлению активности, к изменению взглядов). Функции Р. по-разному проявляются в таких ее видах, как внешняя устная и письменная и внутренняя. Устная Р. делится на диалогическую и монологическую. Диалогическая Р. имеет место в процессе беседы. Наличие контакта с собеседником помогает опустить отдельные моменты в Р. Внешнее выражение чувств — интонация, жесты, паузы, ударения — позволяет понимать друг друга с полуслова. Однако в некоторых случаях возникает необходимость полнее и точнее оформить диалогическую Р. Например, во время научного спора, в беседе преподавателя с обучаемым по вопросам учебы и т. п.

Монологическая — это Р. одного человека (лекция, доклад). Здесь меньше непосредственный контакт, труднее оценить, как понимает аудитория сообщение. Монологическая Р. требует больших знаний, общей культуры, владения собой, активной и планомерной передачи информации.

Устная Р. обслуживает и повседневное общение. При этом она более свободна в выборе слов, интонаций. Она помогает эффективно налаживать контакт, устанавливать взаимопонимание.

Р. человека непосредственно связана с мышлением. В любом виде мышления обнаруживается роль Р. Слово является средством образования и выражения понятий, суждений, отражения предметов, явлений в сознании. Содержание и форма Р. человека зависят от его профессии, ситуации, опыта, темперамента, характера, способностей, интересов, состояний.

 

РИСК (от франц. risque -- подвергаться опасности) - деятельность в условиях опасности, отсутствия полной уверенности в успехе.

 

РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ (СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ) (от франц. role) - совокупность норм поведения, а также само поведение личности, реализующее эти нормы в системе межличностных отношений; социальная функция личности.

 

РУКОВОДИТЕЛЬ - лицо, осуществляющее процесс управления людьми в системе должностных отношений, обладающее набором властных полномочий, позволяющих использовать систему административных санкций, в т.ч. психологического характера, в отношении подчиненных. Наряду с собственно управленческими функциями Руководитель реализует и ряд психологических функций: представительскую, экспертно-консультативную, квазитерапевтическую, воспитательную и др. Руководитель на протяжении всего профессионального пути, обобщая свой оптимальный опыт, разрабатывая перспективные стратегии управления, совершенствуя партнерские отношения по "вертикали" и "горизотали", обретает свое индивидуальное "акме".

 

С

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ (от лат. действительный, настоящий) — одно из концептуальных понятий гуманистической психологии (см. Гуманистическая психология). По взглядам А. Маслоу, С.— это желание стать всем, чем возможно; это потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала. Этот путь труден, он связан с переживанием страха неизвестности и ответственности, но он же путь к полноценной, внутренне богатой жизни. Человек, вышедший на уровень С., не отягощен завистью, злобой, цинизмом, дурным вкусом, он не склонен к депрессии и пессимизму, эгоизму и т. д. Понятие «самоактуализация» было предложено психотерапевтом К. Гольдштейном в книге «Организм. Холистический подход» (1939). Гольдштейн считал, что любой организм, и в особенности человеческий, стремится к актуализации тех возможностей, которые заложены в нем от природы. Процесс выявления этих возможностей Гольдштейн и назвал самоактуализацией, рассматривая ее в качестве основного мотива и цели человеческой жизни.

Понятие «С.» в центре концепции одного из популярных психологов XX века— Карла Роджерса (1902—1987). Для него С.— сила, которая заставляет человека развиваться насамых различных уровнях, определяя и его овладение моторными навыками, и высшие творческие взлеты. Человек, полагает Роджерс, имеет врожденную тенденцию жить, расти, развиваться. Все потребности подчинены этой тенденции — они должны быть удовлетворены в целях позитивного развития. Ребенок должен знать, что он любим, независимо от того, что он делает, тогда потребность в положительном отношении и самоотношении не будет в противоречии с потребностью в самоактуализации; лишь при этом условии активно будет психологически цельным, «полностью функционирующим». Жесткость, антисоциальность, незрелость и т. п.— результат страха и психологической защиты. Задача психолога — помочь человеку открыть свои позитивные тенденции, которые на глубинных уровнях присутствуют у всех, пробудить, поддержать стремление к возможно полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. В. Франкл считал, что реализация себя как жизненная цель, по сути дела, крайне эгоцентрична. Необходимо обращение к другим, смысловым категориям бытия, и тогда самоактуализация будет лишь средством достижения особых «смысловых», «надличностных» целей бытия.

САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩАЯСЯ ЛИЧНОСТЬ (от лат. aktualis действительный, настоящий) - тип личности по классификации А. Маслоу, для которой характерно непрерывное стремление к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. С. л. свойственно дружелюбие, отсутствие агрессивности, способность к глубоким привязанностям; при этом они легко переносят одиночество, проявляют независимость, отстаивают свою точку зрения, свои принципы. Это личности, способные к творчеству, полноценному общению, активному саморазвитию. Акмеология изучает особенности развития и функционирования с. л.

 

САМОВОСПИТАНИЕ — сознательная и целенаправленная работа личности по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств.

Необходимым условием С. является наличие истинного знания о себе, правильной самооценки, самосознания. С. обусловлено рядом субъективных и объективных причин: стремлением стать лучше, требованиями общества к гражданам, их образованию и качествам; педагогическими воздействиями, которым подвергается учащийся в процессе обучения и воспитания. Под влиянием этих причин создаются внутренние предпосылки для С., формируются потребности, взгляды и убеждения, уточняются или складываются жизненные идеалы и цели.

Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, С. предполагает наличие ясно осознанных целей, личностных смыслов. Необходимыми компонентами С. являются: самоанализ личностного развития, самоотчет, самоконтроль. В приемы самовоспитания входят: самоободрение, самосуждение, самовнушение, самоубеждение и самоприказ. С. чаще возникает в подростковом возрасте, но его можно наблюдать и в поведении людей более раннего возраста. В подростковом возрасте решающую роль в С. играет самооценка. Важным мотивом становится недовольство собой, несоответствие своим идеалам. Самовоспитанием большинство людей практически занимаются всю жизнь.

 

САМОВЫРАЖЕНИЕ – понятие, обозначающее мало исследованное в отечественной психологии явление и механизм личности. В традициях гуманистической персонологии самовыражение может быть объяснено в связи с понятиями самореализации, потребность в которой Ш.Бюлер считала основной врожденной потребностью личности и самоактуализации – потребности, введенной А.Маслоу в число ведущих высших личностных потребностей. Особое место занимает хорошо исследованная способность к самореализации, связанной, с одной стороны, с уверенностью в себе как собственно личностным качеством, с другой – со способностью презентации себя окружающим и потому со степенью владения социальными умениями, имиджелогией и т.д. В отечественной психологии понятие самовыражения и суть этого сложного личностного механизма может быть раскрыта путем преодоления расширительного понимания теории отражения и трактовки сознания, чувств как механизмов отражения. Личность не только отражает внешний мир, но согласно С.Л.Рубинштейну, В.Н.Мясищеву и др. определенным образом относится к нему. Свое отношение она выражает не только в форме отдельных чувств, поступков, слов, тем более не только в виде мимики и жестов, не презентирует миру свое “я”, свою личность (а не свой имидж) с большей или меньшей степенью оригинальности, свободы и выразительности. Личность самовыражается в своих притязаниях. Согласно Д.Н.Узнадзе, личность объективирует себя – в деятельности, в общении, но и в своей объективации она самовыражается определенным способом.

 

САМОКОНТРОЛЬ — одно из проявлений сознательной регуляции человеком собственного поведения и деятельности в интересах обеспечения соответствия их результатов поставленным целям, предъявляемым требованиям, правилам, образцам. Предназначение С. заключается как в предупреждении, так и в исправлении допущенных ошибок, неточных действий. Благодаря регулирующей функции С. человек способен реализовать предложенный кем-либо или самостоятельно принятый план деятельности. Важную роль в процессах С. личности играет ее самооценка, самокритичность, осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Появление С. определяется социальными, этическими и психологическими требованиями к поведению человека. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать ситуацию. Процесс С. предполагает наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях. Волевая регуляция основана на С. человека, как компоненте саморегуляции, в то же время С. может быть объектом волевой регуляции, например, в стрессовых ситуациях. Основными видами С. являются: констатирующий, ситуационный, предвосхищающий. В литературе С. расширительно трактуется и отождествляется с саморегуляцией, с планированием, с процессом корректирования деятельности.

С. способствует, например, реализации и уточнению уже существующего плана, но не тождествен планированию, которое осуществляется с целями, мотивами, программой деятельности личности. Человек обладает значительно развитым С., но, не имея достаточных знаний и навыков, может плохо

выполнить то или иное новое для него трудовое задание. Развитие самоконтроля наряду с другими необходимыми условиями облегчает человеку путь овладения той или иной деятельностью, но это не означает, что процесс его регуляции и С. тождественны.

С. может быть непреднамеренным (непроизвольным) и преднамеренным (произвольным), определяемый сознательно поставленной целью — следить за точностью реализации программы своей деятельности. Непроизвольный С. может осуществляться в структуре восприятия, функционировать автоматически. Предметом непроизвольного самоконтроля, осуществляющегося в структуре восприятия, является не деятельность в целом, а лишь процессуальная сторона деятельности. Функцию самоконтроля по реализации программы действий внутри деятельности условно можно назвать функцией стабилизации действий, или первой функцией С. Вторую функцию С. по корректированию, стабилизации деятельности в соответствии с ее мотивами, повышению ее устойчивости к непроизвольной смене называют функцией стабилизации деятельности. Преднамеренный С. в отличие от непроизвольного С. обладает значительными возможностями стабилизации деятельности. С.— это лишь звено в процессе самовоспитания, он дает высокие результаты во взаимодействии с другими средствами самовоспитания, среди которых выделяют самоприказ, самоубеждение и др.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 907. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия