Студопедия — МЕНТАЛИТЕТ ГОССЛУЖАЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ. 14 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

МЕНТАЛИТЕТ ГОССЛУЖАЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ. 14 страница






 

САМОНАБЛЮДЕНИЕ - психодиагностический метод исследования, основанный на фиксации человеком динамики его собственного сознания, психики; непосредственное познание сознанием самого себя.

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ - сознательный выбор и утверждение личностью своей позиции в разнообразных проблемных ситуациях. С. л. - важный компонент ее «акме».

 

САМООРГАНИЗАЦИЯ — интегральная совокупность природных и социально приобретенных свойств, воплощенная в осознаваемых особенностях воли и интеллекта, мотивах поведения и реализуемая в упорядоченности деятельности и поведения. Это показатель личностной зрелости. С. может быть выражена в разной степени, она не свойственна инфантильным субъектам, т. е. тем людям, которые в процессе индивидуального развития не имели условий для полноценного становления механизмов саморегуляции. С. у них не приобрела четкую нацеленность, осознанность, контролируемость.

Первым признаком высокой С. следует считать активное самосозидание себя как личности. И если процесс самовоспитания преимущественно направлен в будущее, то С. предполагает, что этот процесс происходит в настоящее время.

Одним из показателей развития самоорганизации является соответствие жизненных выборов (профессии, друзей и т. д.) индивидуальным особенностям личности. Несовпадение избранной профессии и имеющихся способностей, принятие стиля жизни и деятельности, не обеспеченных личностными качествами, общественным положением,— все это признак отсутствия или слабой С. личности.

В разное время проблемы, связанные с С., рассматривали В. М. Бехтерев, Л. С. Выготский, Л. И. Божович и др. В частности, Л. И. Божович роль начального двигателя С. отводит потребности в первичных впечатлениях, считая, что по своей внутренней природе эта потребность обеспечивает возможность не только собственного развития, но и возможность пробудить специфически человеческие формы психики.

 

САМООЦЕНКА - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. По результатам акмеологических исследований у лиц с «акме» уровень самооценки падает, так как профессионалы высшей пробы более сравнивают свои достижения не с достижениями окружающих, а с безграничной сложностью окружающего мира, самых высоких требований к себе своей профессии.

 

САМОПОЗНАНИЕ — изучение своей внутренней сущности в процессе деятельности, познание самого себя. Способность к самопознанию присуща только человеку. Реализуется с помощью восприятия и осмысления своего поведения, действий, переживаний, результатов деятельности. Сложность самопознания в его ориентированности на внутренний мир, богатый индивидуально-субъективными, самобытными моментами. Зарождается С. в детском возрасте. Нарастает вместе с умственным развитием ребенка. Процесс самопознания развивается постепенно, часто неосознанно.

Развитие С. позволяет человеку, познавая свой внутренний мир и переживая внутренние ощущения, понимать его и определенным образом относиться к самому себе, т. е. самопознание — не только рациональный, но и эмоциональный процесс, зачастую неосознаваемое отношение к себе. В самопознании соотносятся мотивы и поступки, одни желания, влечения, стремления человека с другими. В результате личность самоопределяется, выделяет для себя наиболее значимые потребности, открывает свое «Я», принимает либо отвергает его.

Самопознание выполняет регулирующую функцию, связанную с самоусовершенствованием и поиском смысла жизни. Личности нет как без сознания, так и без самопознания.

С. необходимо для успешного развития личности, адаптации к социальной и природной среде, для установления хороших отношений с людьми.

 

САМОРЕГУЛЯЦ ИЯ – понятие, использованное ранее в биологии и общей теории систем, получило широкое применение в психологии, обозначает произвольный и непроизвольный психический и личностный механизм самоорганизации. Понятие саморегуляции связано с новой парадигмой психологической науки, заключающейся в преодолении структурной, статической методологии и переходе к методологии функциональной.

Саморегуляция – индивидуальный способ координации психических процессов, состояний, свойств и т.д., компенсации дефицитарных и оптимизации потенциальных качеств, свойств и возможностей. Она согласует темпы, ритмы и направленность психических процессов с событиями, условиями и требованиями деятельности во времени и пространстве последней.

С. - поддержание устойчивости психики как целостной системы по отношению к деструктивным внешним воздействиям, а также подчинение содержания и структуры деятельности принятым личностью целям. П.с. имеет сложную иерархическую структуру, включающую как сознательно-волевой уровень регуляции, так и в разной степени автоматизированные ситуативные уровни. В зависимости от вида осуществляемой активности, ведущими параметрами п.с. могут быть как психодинамические (эмоциональная устойчивость, противодействие стрессовым воздействиям), так и содержательно-смысловые (противодействие ситуативным средовым влияниям или импульсивным влечениям, способность отстаивать свои убеждения и т.д.). Структура п.с. характеризуется также наличием регуляционного контура, включающего в себя установки целевого типа, ключевые критерии, параметры, показатели эффективности реализации программы саморегуляции с психическими механизмами обратной информации, носителями которой могут быть различные формы психического отражения, как чувственные, так и понятийные. Возможности п.с. ограничиваются, с одной стороны, сверхзначимыми для данной личности воздействиями социальной и предметной действительности, приводящими к отказу от ранее принятой цели и программы, а с другой - возможностями деятельностной мобилизации при реализации принятой цели и программы. В связи с этим общий потенциал п.с. складывается из содержательно-смысловой устойчивости личности и ее деятельностных возможностей.

Произвольная саморегуляция осуществляет направленность психических свойств и способностей на решение встающих перед субъектом задач и преобразует качества психических образований, процессов в составе профессиональных способностей. В этом последнем смысле саморегуляция становится предметом акмеологии.

 

САМОСОЗНАНИЕ - высшее выражение сознании человека, проявляющееся в осознании и переживании системы представлений индивида о самом себе, присущих ему социальных отношениях, потребностях, мотивах деятельности, сущности. В психологии понятие «с.» активно развивается в рамках «Я»-концепции.

 

САМОУТВЕРЖДЕНИЕ — фундаментальная потребность человека в самовыражении и самораскрытии. Мотив С.— стремление к достижению максимальной полноты жизни, доступной в данных условиях существования, обеспечение положительного социально-психологического статуса в коллективе, обществе.

Люди, обладающие по сравнению с другими членами общества более высоким уровнем притязаний, ярко выраженной духовной энергией, достигают в своей деятельности (при прочих равных условиях) результатов, во много раз превосходящих обычный, средний уровень.

Роль механизма, усиливающего С. выполняют высшие чувства — нравственные, интеллектуальные, эстетические, а также инстинкт самосохранения, мобилизующие все ресурсы человека для удовлетворения жизненных потребностей, и, в конечном счете, нужд общества. Наиболее общие способы С. личности охватывают не только психические процессы и состояния, но и целостные структуры психики человека, всю его внутреннюю сущность.

В С. выражается стремление к уважительному положению среди других людей и собственному одобрению своего поведения. С.— это реальное социально-психологическое явление, которое следует изучать и учитывать в работе педагогов с учащимися, разъяснять и демонстрировать этически оправданные цели, мотивы и способы С.

3. Фрейд, К. Хорни, А. Адлер считали С. врожденным свойством человека, которое может проявляться в различных формах. В гуманистической психологии (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс и др.) С. рассматривается в связи с самоактуализацией (см. Самоактуализация).

С. может быть общеличностным, профессиональным, интроличностным (внутриличностным, утверждением в собственном мнении, в своих глазах) и интерличностным (внешне ориентированным, утверждением в глазах и мнениях окружающих).

С. профессиональное включает в себя ряд компонентов: профессиональное самосознание, самооценку, профессиональные притязания, карьеру и др.

Показателями профессионального С. являются: сформированность профессионального образа «Я»; адекватная самооценка; совокупность способов и результатов самореализации с собственными ожиданиями; уверенность в себе и некоторые другие.

 

СВЕРХЦЕННЫЕ ИДЕИ - идеи, занимающие в сознании субъекта несоответствующее их значению главенствующее, преобладающее, первоочередное положение; идеи-доминанты. У лиц, достигших «акме», нередко с. и. направляют их профессиональную активность.

 

СЕАНС ОБУЧЕНИЯ - автоматизированный урок, включающий опосредованное предъявление информации, организацию и стимуляции индивидуальных и коллективных форм учебной деятельности, а также контроль этой деятельности. Для прикладной акмеологии в курсах интенсивного обучения автоматизированные уроки реализуются, как правило, в виде мультимедийных программ, записываемых на лазерные диски и воспроизводимых мультимедиа проекторами.

 

СЕНСИТИВНОСТЬ ВОЗРАСТНАЯ — присущая определенному периоду онтогенетического развития особая чувствительность к определенного рода влияниям окружающей действительности. Например, известно, что во второй и третий годы жизни человек быстро овладевает языком именно потому, что в этот период он сенситивен к лингвистическим явлениям. Упущение этого наиболее чувствительного периода в развитии человека приводит к необратимому угасанию эффективного развития соответствующих способностей.

 

СИСТЕМА (гр. systema – целое, составленное из частей; соединение) – 1) множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, знаний и пр.), представляющее собой определенное целостное образование, единство; 2) порядок, обусловленный правильным, планомерным расположением частой в определенной связи, строгой последовательности; 3) форма, способ устройства чего-либо. В психологии понятие система применялись при описании психического, личности, деятельности и пр. Описание психического как система привело к разработке системного подхода.

 

СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР – то свойство системы, которое раскрывает причинно-следственные связи и детерминацию. В зависимости от вида системообразующего фактора задается “направление действия” закона или закономерности. Причины, воздействующие на систему, могут быть сходны и даже идентичны, но следствия – различны. Какое следствие будет закономерно получено при воздействии данной причины, зависит от того, каков системообразующий фактор (Ломов Б.Ф.). В поведении человека, например, в качестве системообразующего фактора могут выступать мотивы, цели, задачи, установки, субъективно-личностные отношения, эмоциональные состояния и т.д. Иными словами, системообразующий фактор – это главная векторная детерминанта системных процессов. В поведении и деятельности человека системообразующие факторы проявляются в процессе его общественной жизни. В системе детерминации поведения человека системообразующие факторы могут быть различного порядка: общими, особенными и единичными.

 

СИСТЕМНЫЙ (СИСТЕМНО-СТРУКТУРНЫЙ) АНАЛИЗ – метод, реализующий принцип системности в анализе психических явлений, выявляющий строение системы и характер существующих связей. Системно-структурный анализ включает: уточнение, какой психологический феномен берется для анализа как целое; параметры, число и вид элементов; их группировки в подструктуры и структуры; определение связей между ними; описание системообразующего фактора; условия функционирования системы, ее ресурсы; взаимосвязи с другими системами.

Системно-структурный анализ дополняется другими методами системного подхода – генетическим, лонгтитюдным, индуктивным, дедуктивным и композиционным. Одной из разновидностей системно-структурного анализа являются системные описания, которые не сегодняшний день являются наиболее информативными и конструктивными. Они представляют собой структурированную интеграцию различной информации о системном объекте и выполняют объяснительную и предсказательную функции. Спецификой психологических и акмеологических системных описаний является то, что многие из них непосредственно не наблюдаемы – сознание, образ, мысль. В акмеологических системных описаниях объектами являются данные, относящиеся как к отдельному человеку, так и определенной выборке (профессиональной, возрастной, типологической). Кроме того, выявляются условия и факторы, способствующие или препятствующие развитию профессионализма.

Виды системный описаний: вербальное (качественно строгое), символическое (формулы, знаки), структурно-функциональное, предметное. Первичным материалом для системный описаний в психологии и акмеологии являются экспериментальные данные и психологические шкалы (в том числе данные тестирования, наблюдений, анкетирования, интервьюирования). Процедуры построения системных описаний являются многошаговыми.

Примерами системных описаний являются описания психологии как науки, выполненное в форме типологий, классификаций, категорий; функциональная система деятельности; системогенез профессиональной деятельности; функционально-динамическая система личности; психологические состояния и пр. В акмеологии – системные описания профессионализма личности и деятельности, качественно строже (на уровне общего и особенного) системного описания профессионализма конкретных видов деятельности, акмеограммы специалистов.

 

СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ - включают цель, содержание, систему обучения, а также деятельность обучаемого как поэтапный во времени по уровневый процесс. В прикладной акмеологии для интенсификации современного учебного процесса и обеспечения его на уровне высокого профессионализма преподавания используются современные системы интенсивного обучения, обеспечивающие все указанные аспекты функционирования педагогических систем. Поэтапное восхождение по уровням усвоения учебной информации осуществляется с учетом возможности достижения уровня «готовности», «узнавания», «воспроизведения», «применения», «творчества» и обеспечением для каждого уровня соответствующих видов учебной деятельности.

 

СКЛОННОСТЬ - избирательная направленность личности на ту или иную деятельность, выражающаяся в положительном отношении к самому процессу. В основе С. лежит относительно слабо осознаваемая потребность в данном виде деятельности, связанная с удовлетворением функциональных потребностей, соответствием сложившимся способностям, с переживаемым успехом и одобрением окружающих. В некоторых случаях С. формируется под влиянием внушенной ближайшим социальным окружением представлением о престижности и перспективности этой деятельности в результативном плане. С. является одним из благоприятных условий формирования полноценной психологической готовности к данной деятельности как профессиональной, включая как способности, так и мотивационно-ценностную направленность.

 

СМЫСЛ – понятие, посредством которого в разные исторические эпохи, согласно А.Ф.Лосеву, обозначалась непосредственность постижения мира человеком, для обозначения чего употреблялся термин “лектон”. Э.Кассирер провел различие “смысла и значения в рамках своей феноменологии. В отечественной психологии А.Н.Леонтьев дифференцировал смысл и значение как единицы индивидуального и общественного сознания. В отечественной психологии смысл, с одной стороны, связывался с мотивацией, которая как бы “усиливала” значение, с другой (и этот аспект более всего подчеркнул С.Рубинштейн) – с регуляцией поведения. Особо подчеркивалась индивидуализированность смыслов, их динамика, роль переосмысления событий, людей, жизни.

 

СМЫСЛ ЖИЗНИ – понятие, широко трактуемое в философии, этике, художественной литературе, в самом обобщенном виде обозначающее наличие у человека основной жизненной идеи, цели, ценность которой эквивалентна всей жизни. Для философов и гуманитариев, как правило, важное определение содержания смысла жизни. С точки зрения акмеологии и психологии более значимы личностные механизмы образования смысла жизни (или его отсутствия). В этом отношении выделяются три вопроса: имеет ли такая (имеется в виду жалкая, трудная, неудовлетворяющая человека) какой-либо смысл, т.е. стоит жить дальше такой жизнью; почему жизнь становится бессмысленной, пустой, говоря терминами экзистенциализма “неподлинной”, каковы личностные механизмы, поддерживающие ее переживание смысла жизни, осознания, что жизнь ее осмысленна. Пользуясь понятиями Ш.Бюлер и А.Маслоу, можно сказать, что жизнь приобретает смысл при постоянном удовлетворении потребности личности в самореализации.

Мы бы добавили, что смысл жизни есть способность сознания к ценностному обобщению субъектом способов реализации своих притязаний, потребностей и всей личности в формах деятельности, общения, жизни. Смысл жизни как правило рассматривается как будущее, как проекция, цель. Однако отмечается также и то, что он изменяется по ходу жизни. Следовательно, он представляет интеграл и прошлых и настоящих объективаций личности в жизни, по мере осуществления которых она все более способна адекватно осознать себя, свои возможности, степень их реализованности, свои ограничения и ограничения, накладываемые на нее обществом, людьми, жизнью. В смысле жизни воплощен весь интеграл притязаний, достижений, целей, оценка того, что человек смог сделать из своей жизни. Однако механизм образования смысла жизни включает не только сумму целей и результатов, оцененных с точки зрения личностных и социальных критериев, но внутреннюю потребность личности в саморазвитии, самодвижении, которая осуществляется через разрешение противоречий. Способность субъекта разрешать жизненные противоречия переживается и рефлексируется им как подлинность жизни, как ее смысл. В противоположность случаю образуется личностный интеллектуально-эмоционально-деятельностный вакуум, который выражается в чувстве пустоты жизни, скуки, тоски.

 

СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ — понятия, используемые в психологии для различения субъективного и объективного в сознании человека. Понятие «смысл» в равной степени относится и к сфере сознания и к сфере бытия. Оно указывает на то, что индивидуальное сознание не сводимо к безличному знанию, что оно в силу принадлежности к живому субъекту и реальной включенности в систему его деятельности всегда страстно, что сознание есть не только знание, но и отношение. Иначе говоря, понятие «смысл» выражает относительность чего-либо к индивидуальному сознанию, включение в его систему и получение в ней своей определенности, а понятие «значение» — подключенность этого к системе сознания общественного, культуры. Значение — это содержание закрепленной за словами, предложениями информации. Пути изучения сознания связаны с анализом процессов извлечения (вычерпывания) его из ситуации или с «вчитыванием» их в ситуацию.

С., как и 3., связаны со всеми компонентами структуры сознания. Наиболее очевидны отношения между значениями и смыслами в рефлексивном поле сознания. Они могут характеризоваться по степени адекватности. Великие мнемонисты способны запомнить огромные массивы бессмысленной информации, но испытывают трудности извлечения смысла из организованной, осмысленной информации, где смысл очевиден.

На несовпадении 3. и С. (так называемый сематический сдвиг) строятся многие приемы создания комического.

Заслуживают детального изучения процессы взаимной трансформации С. и 3. Эти процессы характерны тем, что составляют самое существо диалога, выступают средством, обеспечивающим взаимопонимание. Взаимопонимание не должно быть абсолютным, полным. Всегда имеются элементы непонимания, связанного с трудностями осмысления значения или недосказанности, связанной с трудностями не только означения смысла, но и его нахождения или построения. Недосказанность в искусстве — это и художественный прием, и следствие трудностей, испытываемых мастером при их построении и выражении. Значение более объективно, чем смысл, который полностью субъективен.

Понятия С. и 3. позволяют подойти к вопросу об осознании смысла жизни. Критически-оценочная рефлексия, собственный опыт формулирования личностно-значимых целей придают смысл конкретным проявлениям поведения и умственной активности человека. Найдя смысл жизни, личность соответственно ему организует жизненный путь, ориентирует свои намерения, планы, перспективы, выбирает профессию по призванию.

 

СМЫСЛОВОЙ БАРЬЕР - непонимание, отказ от личностного принятия предъявляемых требований, норм, оценок, связанный в основном с характером сложившейся ценностно-значимостной системы данной личности. Следует различать устойчивые С.б., преодолеваемые лишь в ходе акта развития личности, и ситуативные, связанные с недостаточным информированием, разъяснением, внушением, слабым эмоциональным воздействием, а также неадекватными для данной личности процедурными и стилевыми особенностями предъявления требования. В ряде случаев человек готов принять требование, но возражает против общей системы или категоричной, унижающей достоинство формы его предъявления. С.б. связан, как правило, либо со значимостной недооценкой последствий соответствующего поведения, либо с узостью сложившихся качественных содержательно-смысловых характеристик данного явления или требования.

 

СОВЕСТЬ — способность личности к внутренней оценке с позиций добра и зла своего поведения, своих чувств, а также действий, мнений других людей. Слабое развитие С. у того человека, который, отдавая себе отчет в том, что причинил кому-то материальный или моральный ущерб, не порицает себя за это, не испытывает стыда, недовольства собой и стремления поправить дело. С. предполагает осознание личностью своего долга и ответственности перед собой и другими людьми. В сложной обстановке С. заставляет человека вести себя так, чтобы не заслужить упрека со стороны близких людей, всего народа. Когда говорят о свободе С., имеют в виду право человека исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

В понятии С. отражается тесная связь этики и психологии (см. Психология и этика)

СОВМЕСТИМОСТЬ - социально-психологическая характеристика групповых (командных) отношений, характеризующаяся максимально высокой степенью удовлетворенности межличностными отношениями при средней или выше средней продуктивности совместной деятельности (Н.Н.Обозов). Совместимость психологическая выступает показателем сплоченности группы, отражающим бесконфликтность и психологическую близость отношений участников совместной деятельности. Традиционно выделяется несколько уровней совместимости: психофизиологическая совместимость, (совместимость на уровне психофизиологических характеристик участников: время реакции, тип реагирования в стрессе и др.); психологическая совместимость – (специфическое сочетание участников по особенностям характера, устоявшимся привычкам и др.); социально-психологическая совместимость характеризующаяся ценностно-ориентационным единством, совпадением во взглядах на цели, задачи и ценности совместной деятельности; социальную совместимость – сходство в базовых социальных установках и стереотипах.

 

СОЗНАНИЕ – предмет исследования всего комплекса гуманитарного знания и философии. В марксистской философии и психологии сознание определялось как высший уровень психического отражения мира. Однако, согласно С.Л.Рубинштейна, сознание не только отражение мира, но выражение отношения к нему, единство знания и переживания и регулятор деятельности. Его школой были дифференцированы качества сознания как процесса, состояния, структуры и, наконец, личностной жизненной способности, чему до самого последнего времени не уделялось никакого внимания – индивидуальное сознание рассматривалось безличностно (только соотносительно с общественным сознанием).

В контексте фрейдистской парадигмы была определена структура сознания, одновременно раскрывавшая движущие силы личности и динамические механизмы самого сознания. Эта структура считается структурой личности, но принципиально в ней наличие противоречия Я (Эго), вверх-Я (Супер-эго) и Оно (I). Однако, вопреки Фрейду, происходит не вытеснение нерешенного противоречия, а, напротив, репрезентация его из бессознательного в сферу сознания, где оно и становится проблемой, решаемой субъектом (а не психотерапевтом). Происходит не символизация (как двусмысленность) вытесненных влечений, а репрезентация в проблемах личностных смыслов. Эта репрезентация не обязательно имеет рефлексивный и категориальный характер – она образует сферу или неосознанный уровень, который при определенных внешних или внутренних условиях может стать осознанным.

Идя от гуссерлевской феноменологии, А.Н.Леонтьев, проанализировал структуру сознания в категориях смыслов и значений. Эта структура сознания выстроена по другому основанию, чем вышеперечисленные. Однако, следует учитывать, что понимание смысловой семантики сознания в отечественной психологии принципиально отлично от фрейдовского символизма (подразумевания, двусмысленности, мифологичности и трансфера).

Сближение психологии с этикой позволило обратиться к ценностным механизмам сознания, которые отличны от когнитивных (познавательных) и вместе с тем связаны с ними в сфере познания социальной человеческой действительности. Дильтеевская понимающая психология позволяет раскрыть собственно психологический аспект эмоционально-ценностного понимания действительности. Вместе с тем, ценности связаны и с более высоким уровнем сознания и более активной позицией личности по отношению к действительности, чем только ее понимание. Сознание обладает проективной жизненной функцией, которая обобщает позиции личности в ценностно-жизненных категориях и принципах – в мировоззрении. Здесь ценности выполняют не функцию ориентации, а функцию личностных опор, ее духовно-нравственную определенность, которая позволяет ей устоять при потере жизненных, рольных опор, сохранить свою. идентичность и качество субъекта. Абстрактность ценностей не препятствует осуществлению ими функции психологической поддержки личности.

Одной из важнейших функций сознания является способность репрезентации в настоящем всего того в мире, что совершалось в другом времени и пространстве, сочетающаяся с высочайшей изобретательностью и замыканием своего внутреннего мира. Замкнутость внутреннего мира охраняющая самоидентичность и автономность и способность “выхода за свои пределы” – две полярные способности сознания, дающие ему гигантское смысловое пространство функционирования.

Функция целеполагания, присущая сознанию, была перенесена из философии в психологию вместе с несколько расширенной структурой деятельности. Однако только процессуальное понимание самой деятельности, выход за пределы структурной парадигмы, определение деятельности как происходящей во времени позволил ввести в число ф. сознания регуляторную, ориентированную на изменчивость хода деятельности и возможностей, продвижения субъекта. Вслед за этим, чуть позднее, появилось понятие саморегуляции, основой которой стало не безличное самодвижение деятельности, а роль осуществляющего ее субъекта.

Так называемая коммуникативная функция сознания стала предметом внимания психологов сравнительно недавно, хотя работы М.М.Бахтина, актуализировавшего проблему диалогичности сознания были написаны ранее, не говоря о идеях диалогичности мышления Сократа и Платона. Однако, во-первых, диалог не исчерпывает всех коммуникативных функций сознания, во-вторых, и это главное, необходимо различать коммуникативные особенности и механизмы сознания, имеющие личностный характер, и механизмы того же сознания, подчиняющиеся уже социально-психологическим закономерностям. Наконец, в-третьих, коммуникация сознаний не непосредственна, она опосредована реальным практическим общением, в-четвертых, кроме общения, чаще всего коммуникация – в широком смысле слова – опосредована, связана, вплетена в деятельность. Исходя из всего сказанного, в качестве концептуальной основы для объяснения и исследования этого аспекта сознания наиболее конструктивной представляется теория социальных представлений (репрезентаций) С.Московичи. Она имеет преимущества по отношению в теории кооперации (или обратимости операций) Ж.Пиже, выходя за рамки когнитивистского подхода в область онтологии и механизмов индивидуального и общественного сознаний (см. “Социальное мышление, а также “Теория социальных представлений С.Московичи).

Целый ряд отечественных психологов разрабатывали отдельные, но очень значимые для понимания полифункциональной сущности сознания проблем (Ф.В.Бассин, Л.Брудный, Д.Н.Узнадзе, В.П.Зинченко и др.).

 

СОЗНАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ – понятие традиционно связывавшееся с общественным сознанием принципом дихотомии или производности (выведения индивидуального сознания из общественного, культуры и т.д.). Основным критерием определения индивидуального сознания является его определение как сознания личности (в противоположность безличному его определению). Только при таком подходе возможно раскрытие его многоуровневости – бессознательное, неосознаваемое, сознанное, сознательное, надсознательное, его многофункциональности (отражение, отношение, переживание, знание, регулятор деятельности отношений и жизни в целом), и его многомодальности – как процесса, свойства, структуры, способности личности. Основными методологическими проблемами и принципами, ведущими к уточнению его определений и раскрытию сущности является проблема социальной детерминации сознания, проблема его развития (наиболее разработанная в антропогенетическом и онтологическом аспектах), проблема связи его отражательных, коммуникативных и др. характеристик.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 450. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия