Студопедия — БАУМГАРТЕН
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

БАУМГАРТЕН






• История философии в СССР, т. l, M., 19GS, с. 129—39; За-к у е в Э. К., Бэh мэнярын фвлсвфи кэрушлври, Бакы, 1958.

БАШЛАР, Б а ш л я p (Bachelard) Гастон (27.6.1884, Бар-сюр-Об,— 16.10.1962, Париж), франц. философ, основоположник неорационализма. Б. стремился фило­софски осмыслить современное ему естеств.-науч. зна­ние. Отвергая метафизнч. противопоставление рацио­нального («чистого разума») и эмпирического («чистого опыта», «чистой материи»), теории и практики, Б. ис­ходил из признания их постоянного взаимодействия (концепция «рационалистич. материализма»), в резуль­тате к-рого происходит практич., веществ. воплощение рационально-теоретич. построений науки (концепция «технич. материализма», или «прикладного рациона­лизма»). Взаимодействие теории и эмпирии, по Б.,— один из важнейших аспектов науки как диалектиче­ски, скачкообразно развивающегося организма. Со­гласно Б., первый этап развития знания — «донауч-ный» (господство чистого эмпиризма); второй — науч­ный (возникновение рационального абстрактного мыш­ления); третий — этап «нового науч. духа», или не-классич. науки, для к-рой характерны отказ от к.-л. окончат, истин («отрицающая философия»), «откры­тость», т. е. готовность к экспериментальным опровер­жениям (концепция истины как «исправления ошибок») и вместе с тем — синтезирующая способность к поня­тийному обобщению новых эмпирич. данных, обнару­жение новых связей между различными формами, структурами и областями знания. Синтезирующая творч. способность человека коренится, согласно Б., в спонтанности обыденного сознания — общего истока науки, поэзии и др. мыслит. форм. Концепции Б. при­сущи элементы диалектики и материализма, однако они не получили у него последоват. развития.

• Le nouvel esprit scientifique, P.. 1934; Le ratlonalisme appli­que, P., 1949; La formation de 1'esprit scientifique, P., I9604; La Philosophie du non, P., 1962s; Le materlnlisme rationnel, P., 19632.

• Кузнецов B. H., Франц. бурж. философия 20 в., М., 1970; Кисее ль Μ. Α., Судьба старой дилеммы. (Рациона­лизм и эмпиризм в бурж. философии 20 в.), М., 1974; Quil­let Р., Bachelard. Presentation, choix de textes, hibliographie P., [1967]; M a r gu l i n J. G., Bachelard, [P.], 1974; L e-court D., Bachelard, ou Le Jour et la nuit, P., 1974 (лит.); Ba­chelard. [Colloque de Cerisy], P., 1974; V a d ё е M., Gaston Bache­lard, ou Le nouvel idealisme epistemologique, P., 1975.

БЕБЕЛЬ (Bebel) Август (22.2.1840, Кёльн-Дойц,— 13.8.1913, Пассуг, Швейцария), один из основателей и вождей герм, социал-демократии и 2-го Интернацио­нала, деятель нем. и междунар. рабочего движения. То­карь по профессии.

В нач. 60-х гг. Б. активно включился в рабочее дви­жение. В 1865 сблизился с В. Либкнехтом, под влия­нием к-рого стал марксистом. В 1869 под руководством Б. и В. Либкнехта на съезде в Эйзенахе была создана самостоят. с.-д. рабочая партия Германии (эйзенахцы), программа к-рой исходила из принципов 1-го Интерна­ционала. В своей практич. политич. деятельности Б. стремился к объединению нем. рабочего движения; в пе­риод действия исключит. закона против социалистов (1878—90) боролся за восстановление разгромленных полицией парт, орг-ций, успешно руководил как неле­гальной, так и парламентской деятельностью партии, выступал как против левого анархизма, так и против правого оппортунизма. Б. решительно боролся против ревизионизма, проявившегося в нем. с.-д-тии с наступ­лением эпохи империализма, против национализма и шовинизма. Неоднократно подвергался тюремному за­ключению, проведя в общей сложности в заключении ок. 6 лет.

По своим филос. убеждениям Б,— материалист, умевший, по словам Г. В. Плеханова, хорошо «приме­нять к политике то основное положение материализма, что не сознание определяет собой бытие, а бытие опре­деляет собою сознание» (Соч., т. 16, М.— Л., 1928, с. 250). Занимаясь филос. проблемами естествознания, Б. выступал как сторонник материалистич. учения Дар.

вина, подвергал критике идеализм, подчёркивал связь последнего о религией. Анализ обществ. явлений Б. проводил с позиций историч. материализма. Он рассмат­ривал историю общества как закономерный процесс, в основе к-рого лежат материальные, экономич. отноше­ния: Критикуя бурж. идеологов, он отмечал, что капи­тализм — закономерный этап в развитии общества, но также закономерна, неизбежна замена капитализма со­циализмом. Б. вёл борьбу с социал-дарвинистами, до­казывая, что общество развивается по присущим ему специфич. законам. В своей наиболее ценной в теоре-тич. отношении работе «Женщина и социализм» (1879, рус. пер. 1904, 1959) Б. показал, что положение жен­щины зависит от обществ. отношений и её раскрепоще­ние возможно лишь при социализме; в этой же работе он подверг критике мальтузианство.

После смерти Ф. Энгельса Б. допускал центристские, оппортунистич. ошибки по ряду программных и тактич. вопросов, в частности по агр. вопросу, в оценке гос-ва (выдвигая ошибочный тезис о «нар. гос-ве»), в определе­нии роли профсоюзов (отстаивая теорию их «нейтраль­ности»). Но, по словам В. И. Ленина, Б. «...в девяноста девяти случаях из ста вылезал сам из болота, когда ему случалось оступиться, и вытаскивал тех, кто хотел идти за ним» (ПСС, т. 16, с. 434).

К. Маркс писал о Б.: «Он представлял собой исключительное явление в немецком (можно сказать в „европейском") рабочем классе» (Маркс К. и Э н-ге л ь с Ф., Соч., т. 35, с. 78). Ленин указывал, что Б.— крупный авторитет в междунар. движении проле­тариата, опытный практич. вождь, социалист, чуткий к запросам революц. борьбы (см. ПСС, т. 16, с. 434).

* В рус. пер.: О Бернштейне, О., 1905; Фердинанд Лассаль, М., 1917; Шарль Фурье, его жизнь и учение, М., 1923; Проф. движение и политич. партии, М., 1925; Крест. войны в Герма­нии, М.— Л., 1928; Христианство и социализм, М., 1959; Из моей жизни, М., 1963.

* Μ а р к с К. и Энгельс Ф., [Письма к А. Б.1, Соч., т. 3.1—39 (Указатель имен); Л е н и н В. И., А. Б., ПСС, т. 23; его же, Гос-во и революция, там же, т. 33; е г о ж е, [Письмо к А. Б.], там же, т. 47; е г о ж е, Герм. с.-д. партии по поводу смерти А. Б., там же, т. 48; Π л е х а н о в Г. В., Август Б., Сеч., т. 16, М.— Л., 1928; Г л у з б е ρ г М. С., Август Б., М., 1959; О в ч а р е н к о Н. Е., Август Б. Краткий очерк жизни и деятельности, М., 1963.

БЕЗОБРАЗНОЕ,эстетич. категория, выступающая обычно как антитеза прекрасному, средоточие негатив­ных характеристик бытия (бесформенное, «безобраз­ное» и т. д.).

Если в др.-греч. метафизике Б. обычно сближалось с понятиями небытия и зла (хотя Аристотель и призна­вал, что Б. доставляет определ. эстетич. удовольствие, связанное с разрядкой отрицат. эмоций), то в ср.-век. христ. культуре установилось двойств. отношение к Б.— с одной стороны, оно понималось как наглядное свидетельство греховности мира, его материальной кос­ности, с другой — как признак рационально непозна­ваемой сущности божеств. добра, проявляющегося в «безвидном» облике с большей отчётливостью (впо­следствии Гегель указал на художеств. освоение ха­рактерного и Б. как специфич. черту христ. иск-ва). Пантеистич. тенденции Возрождения, ярко проявив­шиеся в стихии лит. и изобразит. гротеска, утверждали значение Б. как одного из свидетельств могучей энер­гии и бесконечного многообразия природы.

Эстетика Просвещения (Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер) фактически отрицала за Б. право быть воплощённым в иск-ве. Однако романтизм (Ф. Шлегель, В. Гюго и др.) выступил с реабилитацией Б., подчёркивая цен­ность для иск-ва «эксцентрического» и «уродливого» (Шлегель), гротеска как соединения Б. и прекрасного (Гюго) и др. В эстетике декадентства коп. 19 в. и в аван­гардистских течениях 20 в. (дадаизм, экспрессионизм, сюрреализм, «поп-арт») понятие Б. абсолютизируется в качестве единственно возможного эстетич. эквива­лента «абсурдности» бытия.

Марксистско-ленинская эстетика, признавая, что воспроизведение Б. способствует художеств. изображе-

нию жизни во всей её полноте, критикует гипертрофи­рованные представления о Б., бытующие в совр. модер­нистском «антииск-ве».

• К а г а н М. С., Лекции по марксистско-ленинской эсте­тике, Л., 1963, с. 49—68; Rosenkranz С., Ästhetik des Häßlichen, Königsberg, 1853; Die nicht mehr schönen Künste, Grenzphänomene des Ästhetischen, Münch., 1968; L o t t е г K., Der Begriff des Häßlichen in der Ästhetik,.., Münch., 1974.

БЕЙЛЬ (Bayle) Пьер (18.11.1647, Карла,— 28.12.1706, Роттердам), франц. философ и публицист, ранний пред­ставитель Просвещения. Мировоззрение Б. сформиро­валось под влиянием скептицизма Монтеня, философии Декарта, естеств.-науч. открытий 17 в. Осн. произв.— «Историч. и критич. словарь» (т. 1—2, 1695—97; рус. пер., т. 1—2, 1968). От идей веротерпимости и религ. индифферентизма Б. пришёл к религ. скептицизму: он выразил сомнение в возможности рационального об­основания религ. догматов и утверждал независимость морали от религии. Распространяя свой скептицизм на традиционную философию и науку, Б. считал, что по­знанию не может быть приписана безусловная досто­верность, а только вероятность. «Словарь» Б. сыграл большую роль в развитии европейского свободомы­слия. Влияние Б. испытали прежде всего французские просветители — Вольтер, энциклопедисты, а также Фейербах.

• Oeuvres diverses, v. 1—4, La Haye, 1727—31; Systeme de la Philosophie, P., 1737; Bayle Pierre. Choix de textes et introduc­tion par M. Raymond, P.— Fribourg, 1948.

• Шахов Α., Вольтер и его время, СПБ, 19121; Π и к о в В, Пьер Бэйль, М., 1933.

БЕЛИНСКИЙ Виссарион Григорьевич [30.5(11.6).1811, Свеаборг, ныне Суоменлинна, Финляндия,— 26.5(7.6). 1848, Петербург], рус. революц. демократ, лит. кри­тик, философ. Род. в семье флотского врача, в 1829— 1832 студент словесного отделения Моск. ун-та. С 1833 входил в кружок Станкевича (см. Станкевича кружок), публиковал лит.-критич. статьи и рецензии в журн. «Телескоп» и приложении к нему «Молва», в «Моск. наблюдателе». Позднее был ведущим критиком в «Оте­честв. записках» (1839--46) и «Современнике» (с 1846). В. И. Ленин характеризовал Б. как предшественника полного вытеснения дворян разночинцами в рус. осво­бодит. движении (см. ПСС, т. 25, с. 94).

Свою мировоззренч. позицию в начале лит. деятель­ности Б. позднее определял как «абстрактный героизм», «прекраснодушную войну с действительностью». В это время Б. исходил из представления о человеке как вы­разителе нравств. «идеи», т. е. лежащего в основе мира духовного начала. Путь к изменению общества — яравств. совершенствование индивидов: преодоление эгоизма, воспитание любви к людям и эстетич. чувства. Просвещение рассматривалось Б. как движущая сила обществ. прогресса. Б. определял иск-во как воспроиз­ведение действительности, признавал его обществ. на­значение и воспитат. силу. В то же время он понимал его в духе романтич. эстетики как «синтетич.» пости­жение мира и противопоставлял «аналитич.», науч. познанию; трактовал художеств. творчество как акт «таинственного ясновидения».

В коп. 30-х гг. Б., в значит. мере под влиянием фило­софии Гегеля, пережил этап «примирения с действи­тельностью». Исходным пунктом в решении Б. обществ. проблем стала «действительность», понимаемая в духе Гегеля как «отелесившийся разум». Существующее об­ществ. устройство он рассматривал как необходимую ступень в развитии мирового разума и отвергал право человека на борьбу с ним. Обществ. роль иск-ва Б. связывал с раскрытием разумности действительности, отрицал право художника на «суд» над действитель­ностью.

«Примирение» продолжалось недолго, разрыв с ним (1841) открыл период деятельности Б., характеризо­вавшийся развитием идей революц. демократизма и







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 309. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия