Студопедия — ДЕИДЕОЛОГИЗАЦИЯ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ДЕИДЕОЛОГИЗАЦИЯ






гию и другие левые, социально-критические по отно­шению к гос.-мононолистич. капитализму взгляды как якобы разновидность модернизированной «свет­ской религии» и воплощение идейного фанатизма. Одновременно концепция Д. провозглашала, что на капиталистич. Западе наступил «конец идеологии», под к-рым имелось в виду «истощение левых идей» в результате «затухания» классовой борьбы и социаль­ных конфликтов, на смену к-рым якобы пришёл «кон­сенсус» (согласие) общенац. интересов в рамках «зре­лого индустриального общества». Сторонники Д. заяв­ляют, что в условиях научно-технич. революции на смену идеологии якобы пришла наука. В 60-х гг. кон­цепция Д. стала органич. придатком теорий «индуст­риального общества» и конвергенции двух систем; она использовалась бурж. политич. деятелями с целью распространить принцип мирного сосуществования на область идеологии. В 50—60-х гг. мн. ревизионисты под флагом Д. пытались подорвать влияние марксизма-ленинизма среди интеллигенции, в т. ч. и в социалистич. странах; Л. Колаковский и 3. Бауман в ПНР, К. Ко­сик в ЧССР и др. объявляли марксизм совокупностью «устаревших догм» и пропагандистских лозунгов, от­рицали научность социалистич. идеологии и требова­ли «очистить» обществоведение от идеологии.

Философы и социологи-марксисты вскрыли теоретич. несостоятельность и антидемократич. бурж.-апологе-тич. социальное содержание и назначение атой концеп­ции. Её также подвергли критике мн. радикально на­строенные и прогрессивные социологи на Западе (Ч. Р.Миллс, Дж. ла Паломбара, И. Хоровиц, Н. Бирн-баум, Г. Мюрдаль и др.). Движение социального про­теста молодёжи и обостренно социальных конфликтов на Западе в кон. 60-х гг. опровергли миф о «конце идеологии» и прекращении классовой борьбы в совр. капиталистич. обществе, так что в нач. 60-х гг. нек-рые поборники концепции Д. (Белл, Липсет и др.) были вынуждены под различными предлогами отречься от неё. Тем не менее сама тенденция к Д. продолжает сохранять влияние гл. обр. в академич. кругах на Западе.

• Чесноков Д. И., О «Д.» науки, в кв.: Социология и идеология, М., 1969; Москвичев Л. Н., Теория «Д.»: иллюзии и действительность, М., 1971; Я к о и л е в М. В., Идеология, М., 1979; Д a p к о ь с к и К. Д., «Край на идеоло-гията», или Идеология на края, София, 1972; A r o n R., L'opi-шп des intellectuels, P., 1955; Beil D., The end oi ideology, (ilencoe, 1960; The new sociology, ed. by I. L. HorowiU, N. Y., 1964; The end of ideology debate, Ν. Υ., 19Β8; B i rn I) » u m N., The crisis of industrial society, N. Y., 1970; Friedrichs R. W., A sociology of sociology, N. Y.— L., 1970; L i p s e t, S. M., Ideo­logy and no end, «Encounter», 1972, v. 39, M 6; S h i l s E., The end of ideology?, в его кн.: The intellectuals and the powers and other essays, Ohi.— L., f!>74; Ideologies and modern politics, Ν. Υ., 19752.

ДЕИЗМ (от лат. deus — бог), религ.-филос. воззрение, получившее распространение в эпоху Просвещения, согласно к-рому бог, сотворив мир, не принимает в нём к.-л. участия и не вмешивается в закономерное течение его событий. Т. о., Д. противостоит как теиз­му, в основе к-рого лежит представление о божеств. провидении в постоянной связи человека и бога, так и пантеизму, растворяющему бога в природе, и атеизму, отрицающему существование бога. Д. выступил с идеей естеств. религии, или религии разума, к-рую он про­тивопоставил религии откровения. Естеств. религия, по учениям деистов, является общей для всех людей и представляет собой норму для всех позитивных рели­гий, в т. ч. и христианства.

Родоначальником Д. считается лорд Чербери(17 в.), развивший идею религии разума («Трактат об истине» — «Tractatus de Veritate...», 1624). K Д. при­мыкали мыслители различных направлений — как идеалисты, так и материалисты, причём для последних, по словам К. Маркса, Д. «...есть не более, как удобный и лёгкий способ отделаться от религии» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 2, с. 144). Наивысшее раз-витие Д. получил в 1-й пол. 18 в. В Великобритании

деистами были Дж. Толанд, видевший в христианстве лишь нравств. учение, А. Коллинз, М. Тиндаль, А. Шефтсбери, Г. Болингброк; в Америке — Т. Джеф-ферсон, Б. Франклин, И. Аллен. Высказанный Юмом взгляд на религию как проистекающую из страха и надежды делал ненужным допущение бездеятельного бога-творца («Диалоги о естественной религии» — «Dialogues concerning natural religion», 1779). Во Фран­ции идеи Д. проводил Вольтер, к Д. приближался Рус­со. С критикой Д. выстукали франц. материалисты 18 в. В Германии Д. распространялся на почве филос. рационализма (Лейбниц, Лесгинг). Идеи Д. своеобраз­но преломились в соч. Канта «Религия в пределах только разума» (1793, рус. пер. 1908). Среди рус. прогрессивных мыслителей Д. получил распростране­ние в кон. 18 — нач. 19 вв. (И. И. Пнин, И. Д. Ертов, А. С. Лубкин, нек-рые декабристы). В целом Д. сыграл положит. роль в развитии свободомыслия 17—18 вв.

В совр. бурж. философии Д. не имеет самостоят. значения, но его придерживаются мн. естествоиспы­татели, к-рые в закономерности и упорядоченности ми­ра видят доказательства бытия его создателя, * Ρ о г о в и н С. М., Деизм и Давид Юм. Анализ «Диалогов о естественной религии», М., 1908; Вороницын И. П., История атеизма, [Рязань, 19303]; Stephen L., History of English thought in the eighteenth century, ν. 1—2, I,., 1962. ДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЕ,см. Социальное действие. ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ,объективная реальность как актуально наличное бытие, реализующее определ. исто-рич. возможности; понятие Д. используется также в смысле подлинного бытия, в отличие от видимости. Ка­тегория Д. употреблялась уже в антич. философии: про­тивопоставление «мира по мнению» и «мира по истине» (т. е. Д.) у Демокрита, чувств. мира и Д. как мира идеальных сущностей у Платона. Начиная с Аристоте­ля Д. трактуется как реализация нек-рых возможнос­тей, отождествляется с действенностью, с актуализа­цией в действии нек-рых потенций и прежде всего по­тенций бога. В философии 16—18 вв. Д. истолковывает­ся как совокупность материальных тел, существую­щих объективно в пространстве и времени и наглядно данных в восприятии. В отличие от подобного натура-листич. понимания у Гоббса и Декарта Д. приобретает абстрактно-механич. и геометрич. характер, т. е. ста­новится важным компонентом познания и действия. Кант перевёл проблему Д. в план гносеологии и усмат­ривал в Д. материальное условие опыта, обеспечиваю­щего связь вещи с восприятием. Фихте, Шеллинг и Ге­гель считали Д. воплощением деятельности разума («все действительное разумно, все разумное действительно»), к-рое представляет собой единство сущности и сущест­вования, внутреннего и внешнего, потенций и актов.

Критика гносеологич. определения Д. в бурж. фило­софии 20 в. привела к антропологич., психологич., фе-номенологич. истолкованиям этой категории (филосо­фия жизни, феноменология, экзистенциализм). В отли­чие от метафизики нового времени, в совр. бурж. фило­софии категория Д. включает в себя такие сферы, как идеальные объекты научно-теоретич. знания, ценности культуры, духовно-душевные акты. Возражая против гегельянского идеалистич. толкования Д. как одной из ступеней самопознания абс. духа, Фейербах отстаивал взгляд на неё как на чувств. данность в пространстве и времени, к-рая не только не нуждается в мышлении для своего существования, но, напротив, сама придаёт ему истинность.

В марксистской философии понятие Д. в смысле под­линной реальности совпадает с понятием материи. Социально-историч. Д. марксизм рассматривает как объективный мир, реализующий свои тенденции, зако­ны, потенции, т. е. как бытие в его саморазвитии и вместе с тем как объект и результат человеч. деятельнос­ти, обществ. практики. Практика, будучи специфичес­ки человеч. отношением к бытию, является критерием различения Д. и видимости, критерием истинности мыш­ления: «Практика выше (теоретичес-

кого) познания, ибо она имеет не только досто­инство всеобщности, но и непосредственной действи­тельности» (Л е н и н В. И., ПСС, т. 29, с. 195). См. так­же статьи Бытие, Материя, Возможность и действи­тельность и лит. к ним.

ДЕКАБРИСТЫ,деятели первого этапа рус. освободит. движения, периода «дворянской революционности» (см. В. И. Ленин, ПСС, т. 13, с. 356), организовавшие в дек. 1825 вооруж. выступление против самодержавно-крепостнич. строя.

После разгрома восстания П. И. Пестель, К. Ф. Ры­леев, П. Г. Каховский, С. И. Муравьёв-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин были казнены, остальные Д. сосланы на Кавказ, в Сибирь, в дальние гарнизоны и оказались изолированными от общественно-политич. и интеллектуальной жизни России. Однако их выступ­ление имело значит. общественно-историч. следствия, положив начало организов. революц. движению в Рос­сии. Идеология Д. выходила за рамки узкоклассовых целей и бурж. программы. Вместе с тем различным было понимание участниками движения осн. цели — нац. возрождения — и путей её достижения. Д. в поисках идеала будущей России обращались к домосковской и даже домонгольской Руси, усматривая его в новгородском общинно-вечевом строе. Существ. роль отводили они и православию, что нашло отра­жение в программном документе «Южного общест­ва» — «Русской правде» Пестеля. Наряду с этой тенденцией в размышлениях Д. обнаружи­валась и установка на ассимиляцию опыта Европы, начиная с эпохи античных городов-республик. Пример сочетания этих программ дал А. Д. Улыбышев, пред­лагавший «... не заимствовать из-за границы ничего, кроме необходимого для соделания нравов европейски­ми, и с усердием сохранять...» рус. «национальную самобытность» (Избр. социально-политич. и филос. произведения Д., т. 1, 1951, с. 284—85). «Союз бла­годенствия» и «Об-во объединённых славян» делали став­ку на «воспитание» и «просвещение» народа. Северное и Южное об-ва выходили за рамки просветительской тактики, вырабатывая концепцию политич. заговора и воен. революции. Теоретики Южного об-ва разраба­тывали респ. проекты, основанные на коллективистских демократически-«социалистич.» принципах (Пестель). Проект же Н. М. Муравьёва противополагал пестелев-скому централизму и этатизму последоват. федерализм и конституционно-монархич. правление.

Для филос. мировоззрения Д. характерно призйание деизма в качестве приемлемой системы. Деистич. про­грамма «Устава Союза благоденствия» и «Русской прав­ды» отрицала телеологизм и ограничивала функции бога актом творения природы, получающей неизмен­ные законы, и человека, вступающего в обществ. отно­шения и самостоятельно устанавливающего законы согласно с законами «духовными» и «естественными». Деистич. платформа допускала различные истолкова­ния назначения философии. Напр., М. С. Лунин, скло­няясь к теизму, цель философии видел в открытии «...пределов, от которых и до которых человеческий ум может сам собою итти», преодолеваемых лишь «беспре­дельным Писанием» (там же, т. 3, 1951, с. 184). М. А. Фонвизин также склонялся к теистич. позиции, отдавая предпочтение «философии христианской».

И. Д. Якушкин, П. И. Борисов, Н. А. Крюков, А. П. Барятинский интерпретировали деизм материа­листически. Взгляды Крюкова отличались рационализ­мом и радикальным религ. скепсисом. Барятинский счи­тал, что «если бы даже бог существовал, нужно было бы его отвергнуть» (там же, т. 2, 1951, с. 440). Наиболее полно материалистически истолкованный деизм был представлен Якушкиным и Борисовым. Оба исходили из атомистич. концепции, наделяя атомы, или «единицы»,







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 363. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.03 сек.) русская версия | украинская версия