Студопедия — КУЛЬТУРНАЯ 295
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КУЛЬТУРНАЯ 295






экономич. и культурного развития, достигнутым до начала К. р. В СССР, где впервые в истории была осу­ществлена К. р., её особенности определялись значи­тельной отсталостью, унаследованной от старого строя, неравномерностью экономического π культурного раз­вития наций и народностей России. В переходный пе­риод от капитализма к социализму в СССР была корен­ным образом перестроена система нар. образования, ликвидирована массовая неграмотность, создана широ­кая сеть школ, вузов, культ.-просвет. учреждений. Перевоспитание старой и ускоренное формирование но­вой интеллигенции, вышедшей из рядов рабочего клас­са и крестьянства, привело к расцвету науки, лит-ры и иск-ва. К. р. охватила все социальные, нац., этнич. группы, способствуя развитию их сотрудничества и единства на основе марксистско-ленинского мировоз­зрения. К. р. в нац. республиках по темпам развития опережала центр. р-ны страны. Опирающаяся на прин­ципы интернационализма, К. р. привела к всесторон­нему развитию всех нац. культур, ликвидации отста­лости ряда народов и наций в области культуры. На основе интенсивного расцвета и взаимообогащения нац. культур усиливаются общие черты единой интернац. культуры.

К. р. способствовала преодолению противополож­ности между городом и деревней, между людьми физич. и умств. труда, росту политич. активности масс, по­вышению производительности обществ. труда. Научно-техническая революция и связанная с ней интеллек­туализация труда настоятельно требуют обеспечения массам возможности достижения уровня культуры, необходимого для всестороннего развития личности, активного участия в управлении обществом.

В зрелом социалистич. обществе важнейшей зада­чей культурного развития становится создание всех необходимых идеологич. и культурных условий для победы коммунизма, ибо «от культурного роста населе­ния в огромной мере зависят подъем производитель­ных сил, прогресс техники и организация производст­ва, повышение общественной активности трудящихся, развитие демократических основ самоуправления, ком­мунистическое переустройство быта» (Программа КПСС, 1972, с. 129—30).

Руководствуясь марксистско-ленинским учением о К. р., страны социалистич. содружества творчески за­имствуют всё наиболее ценное друг у друга. Исполь­зование богатейшего опыта СССР, крепнущая куль­турная консолидация социалистических стран спо­собствуют расцвету каждой страны, обогащению ду­ховного потенциала мировой социалистической системы в целом.

Опыт К. р. в СССР и др. социалистич. странах ока­зывает большое влияние на культурное развитие стран Азии, Африки, Лат. Америки, завоевавших нац. неза­висимость (борьба за ликвидацию массовой неграмот­ности населения, перестройка и расширение нар. обра­зования и просвещения, создание новой демократич. школы, формирование нац. интеллигенции, становле­ние идеологии антиимпериализма и антиколониализ­ма и т. д.). Не имея непосредственно социалистич. характера, эти преобразования тесно связаны с общи­ми задачами антифеод., антиимпериалистич., демокра­тич. революции и могут рассматриваться как нац.-демократич. тип К. р.

• Маркс К. иЭнгельс Ф., Нем. идеология, Соч., т. 3; их же, Манифест Коммунистич. партии, там же, т. 4; Л е-н и в В. И., О пролет. культуре, ПСС, т. 41; е г о ж е, О нашей революции, там же, т. 45; е г о ж е, О кооперации, там же; Ленин В. И., О культуре. Сб., М., 1980; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М.. 1981; Крупская Н. К., О пролет. культуре, в её кн.: Пе-дагогич. соч., т. 7, М., 1959; Луначарский А. В., К. μ. и общественность. Речь на Втором съезде ОДН, М.— Л., 1929; Коммунизм и культура, М., 1966; Строительство коммунизма

КУН

и духовный мир человека, М., 1966; К. р. в СССР. 1917—1965, |М., 1967]; Арнольдов A.M., Социализм и К. р., М., 1967; КПСС во главе К. р. в СССР, М., 1972; Духовный мир развитого социалистич. общества, М., 1977. А. И. Арнольдов.

КУН (Kuhn) Томас Сэмюэл (р. 18.7.1922, Цинциннати), амер. историк и философ науки, один из лидеров т. н. историч. школы в методологии и философии науки. Получила известность его концепция историч. дина­мики науч. знания, разработанная в кн.: «Структура науч. революций» (1963, рус. пер. 19772). История науки представлена в ней как чередование эпизодов конкурентной борьбы между различными науч. сооб­ществами. Основой для формирования и функциони­рования таких сообществ является принятие их членами определ. модели науч. деятельности — совокуп­ности теоретич. стандартов, методологич. норм, цен­ностных критериев, мировоззренч. установок. В рам­ках этой модели происходит, по К., постепенная куму­ляция решений науч. «задач-головоломок». Безраз­дельное господство нек-рой модели (парадигмы, или «дисциплинарной матрицы») есть период «нормальной науки», к-рый заканчивается, когда парадигма «взры­вается» изнутри под давлением «аномалий» (проблем, неразрешимых в её рамках). Наступает кризис, или «революц.» период, когда создаются новые парадигмы, оспаривающие первенство друг у друга. Кризис разре­шается победой одной из них, что знаменует начало нового «нормального» периода, и весь процесс повто­ряется заново.

Предложенная К. модель историч. эволюции науки направлена как против антиисторизма неопозитиви­стов, так и критич. рационалистов (Поппер и др.). К. отвергает общее для этих направлений убеждение в единственности, абсолютности и неизменности крите­риев научности и рациональности. Подобные критерии объявляются К. исторически относительными: каж­дая парадигма определяет свои стандарты рациональ­ности, к-рые отнюдь не сводятся к простому соблюде­нию требований формальной логики (хотя и не проти­воречат им). Демаркационная линия между наукой и ненаукой устанавливается, согласно К., всякий раз заново с утверждением очередной парадигмы.

К. отвергает эмпирицистский «фундаментализм» нео­позитивистов: не существует фактов, независимых от парадигмы и, следовательно, не существует тео­ретически нейтрального языка наблюдения. Напротив, учёные, овладевая содержанием парадигмы, учатся «видеть мир» сквозь её призму. Не факты судят теорию, а теория определяет, какие именно факты войдут в ос­мысленный опыт. Отсюда проистекает тезис К. о «не­соизмеримости» парадигм, иногда трактуемый как ут­верждение о невозможности установления к.-л. логич. отношений между сменяющими друг друга теориями. С этим связано отрицание К. преемственности в эво­люции науки: знание, накопленное предыдущей пара­дигмой, отбрасывается после её крушения, а науч. сообщества просто вытесняют друг друга.

Признавая, что науч. знание относится к объектив­ной реальности, К. в то же время релятивизирует его истинность по отношению к парадигме, отвергает к.-л. направленность развития науки. Прогресс, по К., — понятие, имеющее смысл только для «нормальной науки», где его критерием выступает количество решён­ных проблем.

Работы К. сыграли важную роль в углублении кри­зиса неопозитивистской философии науки, явились стимулом для развития динамич. и историч. представ­лений о науке и деятельности учёных, подчеркнули значение социологич. и социально-психологич. ана­лиза в науковедении. Раскрыв пек-рые диалектич. характеристики развития науки, К. вместе с тем не смог построить его адекватную картину. Он ошибочно противопоставил элементы дискретности и непрерыв­ности, относительности и абсолютности в развитии науч. знания, а также социальную психологию науч. коллективов — объективной логике науч. исследова-

ния. Реалистич. тенденции сочетаются у К. с элемен­тами прагматизма и инструментализма, а ого в целом рационалистич. позиция не является последовательной. Подобная эклектичность филос. взглядов К. служит причиной ограниченности его историографич. концеп­ции науки.

• Copernican revolution, Camb., 1957; Sources for history of quantum physics, Philadelphia, 19R7; The essential tension. Selected studies in scientific tradition and change, CM.— L., 1977; в рус. пер.— Замечания на ст. И. Лакатоса, в кн.: Струк­тура и развитие науки, М., 1978.

* Родный Н. И., Проблема науч. революции в концепции развития науки Т. К., в кн.: Концепции науки в бурж. филосо­фии и социологии, М., 1973; Лекторский В. А., Филосо­фия, наука, «философия науки», «ВФ», 1973, № 4; Π о p у с В. Н., «Структура науч. революций» и диалектика развития науки, «ФН», 1977, №2; Criticism and the growth of knowledge, Camb., 1970; Motycka A., Relatywistyczna wizja nauki. Analiza krytyczna koncepcji T. S. Kuhna i S. E. Toulmina, Wroclaw, 1980. В. Н. Порус.

КЬЕРКЕГОР,Киркегор (Kierkegaard) Серен (5.5.1813, Копенгаген,— 11.11.1855, там же), дат. тео­лог, философ-идеалист и писатель. Изучал фило­софию и теологию в Копенгагенском ун-те. Вёл за­мкнутую жизнь одинокого мыслителя, наполненную ин­тенсивной лит. работой; в конце жизни вступил в бур­ную полемику с офиц. теологич. кругами. Многие из своих трудов («Или—или» — «Enten — eller», 1843; «Страх и трепет» — «Frygt og baeven», 1843; «Филос. крохи» — «Phüosophiske smuler», 1844, и др.) К. пуб­ликовал под различными псевдонимами, излагая свои идеи от лица вымышленных персонажей и нередко облекая их в художеств. форму («Дневник соблазни­теля» и др.).

Филос. воззрения К. сложились под влиянием нем. романтизма, а также антирационалистич. реакции на гегелевскую философию. Особое значение К. придавал сократич. иронии, религ.-филос. истолкованию к-рой (в духе протестантизма) он посвятил свою магистер­скую диссертацию. К. критиковал Гегеля за «объекти­визм», т. е. стремление понять индивида в исторически конкретной системе объективного духа. Эту точку зре­ния К. отвергал как отдающую личность во власть «анонимного» господства истории и тем самым лишаю­щую её самостоятельности и свободы. Гегелевской объективной диалектике К. пытается противопоста­вить принципиально иную — субъективную («экзи­стенциальную») диалектику, к-рая оказывается у К. средством сохранить отношение личности к богу. На пути к богу человек, согласно К., проходит три ка­чественно различные стадии — эстетическую, этиче­скую и религиозную. Эстетически живущий индивид, по К., достигает эмоционального наслаждения отка­зом от обретения «истины» своего существования; этот отказ неизбежно влечёт за собой неудовлетворён-

ность и «отчаяние», однако это ещё не истинное от­чаяние. Последнее наступает на этической стадии и приводит человека к осознанию религиозного значе­ния своей личности; другого пути к богу, по К., нет.

К. настаивал на радикальном парадоксализме и ало­гичности религ. переживания, высмеивая попытки ра­ционализации веры в гегелевской философии или в практике либерального протестантского богословия. Он резко критиковал Реформацию за то, что она, от­менив ср.-век. аскетизм, «облегчила жизнь». Лютеран­ство воспринималось им как дальнейшая рационализа­ция религии, т. е. как её деградация. К. защищал те­зис о реальности христианства лишь для избранных, к-рые смогут реализовать свою экзистенциальную сво­боду.

Философия К. не пользовалась популярностью при его жизни и в ближайшие десятилетия после его смерти. В 20 в. к учению К. обращается протестантская диа­лектическая теология, а с 1920-х гг. — экзистенциа­лизм. Стиль философствования К. становится образ­цом для иррационалистич. течений совр. бурж. филос. мысли.

• Samlede vaerker, bd 1—20, Kbh., 1962—64; Papirer, bd 1—16, Kbh., 1968—78«; в рус. пер.— Наслаждение и долг, СПБ, 1894; Несчастнейший, в сб.: Северные сборники, кн. 4, СПБ, ь!908. * Шестов Л., К. и экзистенциальная философия, Париж, 1939; Гайдеяко П., Трагедия эстетизма. Опыт характери­стики миросозерцания С. К., М., 1970; Б ы х о в с к и й Б. Э. К., М., 1972; Wahl J., Etudes Kierkegaardiennes, P., 19492· A n z W., KierKegaard und der deutsche Idealismus, Tüb., 1956;

Lowrie W., Kierkegaard, v. 1—2, N.T., [1962]; M e s-nard P., Kierkegaard, P., 19633; Adorno T h. W., Kier­kegaard. Konstruktion des Ästhetischen, Fr./M., 1966s; J 0 r-fi e n s e n A., S0ren Kierkegaard-litteratur. 1961—1970, tAar-hus, 1971]; Materialien zur Philosophie S. Kierkegaards, hrsg. v. M. Theunissen und W. Greve, Fr./M., 1979 (библ.).

КЮЛЬПЕ (Kiilpe) Освальд (3.8.1862, Кандава, ныне Тукумского р-на Латв. ССР,— 30.12.1915, Мюнхен), нем. психолог и философ-идеалист. В философии — представитель критического реализма. Осн. тема ра­бот К. — психологич. основания теории познания. По К., акт сознания способствует «реализации» объек­та, т. е. раскрытию его в переживании субъекта; этот акт может наблюдаться лишь после своего свершения, т. е. посредством ретроспективной рефлексии. Впер­вые в психологии К. обратился к экспериментальному изучению высших психич. процессов — мышления и воли. На выявление специфич. содержания мышления были направлены осн. усилия вюрцбургской школы, созданной К.

• Die Realisierung, Bd 1—3, Lpz., 1912—23; Vorlesungen über Psychologie, Lpz., 19222; в рус. пер.— Введение в философию, СПБ, 1901; Совр. философия в Германии, М., 1903; Совр. психо­логия мышления, в сб.: Новые идеи в философии, № 16, СПБ 1914.

Л

ЛАБРИОЛА (Labriola) Антонио (2.7.1843, Кассино, — 2.2.1904, Рим), итал. философ, публицист, теоретик и пропагандист марксизма, деятель социалистич. дви­жения. Познакомившись с трудами К. Маркса, Л. к нач. 90-х гг. с позиций левого гегельянства и гербарти-анства (см. Гербарт) перешёл на позиции марксизма. С 1890 вёл оживлённую переписку с Ф. Энгельсом. Участвовал в итал. и междунар. рабочем движении; содействовал основанию Итальянской социалистиче­ской партии (1892), хотя и не участвовал в её деятель­ности.

В своих работах Л. рассматривал обширный круг вопросов, связанных в основном с историч. материа­лизмом. В их числе проблемы: определяющего фактора

в историч. развитии; классов и классовой борьбы; роли нар. масс и личности в истории; закономерностей раз­вития бурж. общества; гос-ва; революции и др. Гл. задачу материалистич. понимания истории Л. усматри­вал в том, чтобы вывести обществ. мысль из запутан-ного лабиринта ненауч. филос.-историч. концепций и показать истинные движущие силы обществ. развития. Осн. положения историч. материализма Л. рассматри­вал в тесной связи с историей развития классовой борь­бы, с критикой бурж. теорий и мелкобурж. течений в социализме. Значит. внимание Л. уделял политич.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 420. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия