Студопедия — МАНХЕЙМ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

МАНХЕЙМ






последних к власти утопия, по М., автоматически пре­вращается в идеологию, и т. д. В конечном итоге кон­цепция М. подменяет подлинно классовое сознание пар­тикулярными интересами проф. слоев, поколений и т. п., среди к-рых он выделяет творч. интеллигенцию, как якобы стоящую вне классов и единственно способ­ную к беспристрастному познанию общества, причём лишь потенциально. Именно с интеллигенцией М. свя­зывал надежды на сохранение бурж. демократии в условиях т. н. «массового общества», подверженного социальной демагогии и опасности установлейия тота­литарной, фашистской диктатуры. Считая неизбеж­ными социальную стратификацию и существование т. н. демократич. элиты, М. особое внимание в этой связи уделял проблемам воспитания и подготовки личности к исполнению предназначенной ей социальной роли, ин­теграции в бурж.-демократич. обществ. системе. Ста: рый экономич. либерализм, по М., исчерпал свои воз­можности, поэтому он призывал к расширению вме­шательства бурж. гос-ва в экономику и др. обществ. сферы.

Взгляды М. оказали влияние на бурж. социологию, в частности Служили теоретич. обоснованием социоло­гии, познания, претендующей на роль метасоциологии; их широко использовали сторонники концепции де-идеологизации общественных наук; многие предста­вители буржуазной футурологии, особенно О. Флехт-хайм, рассматривали себя как продолжателей традиции М., будто бы преодолевших антиномию идеологии и утопии.

• Ideologie und Utopie, L., 1929; Diagnosis of our time: wartime essays of a sociologist, L., 1943; Freedom, power and democratic planning, N. Y., 1950; Essays on the sociology of knowledge, N. Y., 1952; Essays on sociology and social psychology, L., 1953; Essays on the sociology of culture, L., 1956; Systematic sociology, L., 1959; Man and society in an age of reconstruction, N. Y., 1967.

• Москвичев Л. Н., Теория «яеидеологизации»: иллюзии ч действительность, М., 1971; его же, Совр. бурж. социоло­гия знания, М., 1977, гл. 3; Я к о в л е в М. В., Идеология, М., 1979, гл. 4; M i l l s С. W., Power, politics and people. The col­lected essays, N. Y., 1963; M e r t o n R. K., Social theory and social structure, N. Y., 1968; F r i e d r i с h s R. W., A sociolo­gy of sociology, N. Y., 1970; L e m b e r g E., Ideologie und Ge­sellschaft, Stuttg,—Köln — B., 19742.

МАРБУРГСКАЯ ШКОЛА,направление в неокантианс­тве, исходящее из «трансцендентально-логич.» истол­кования учения Канта. Согласно М. ш., всеобщность и необходимость науч. знания объясняются саморазвёр­тыванием разума и не зависят от ощущения и «вещи в себе». Кантовский дуализм «преодолевается» с последо­вательно идеалистич. позиций: познание отрывается от психики, а предмет познания отождествляется с по­нятием о предмете, само же бытие истолковывается как совокупность чистых понятийных отношений. Осн. представители М. ш. Коген, Наторп и Кассирер опре­деляют предмет познания «...не как субстанцию, лежа­щую по ту сторону всякого познания, а как объект, формирующийся в прогрессирующем опыте...» (К а с-с и p е p Э., Познание и действительность, СПБ, 1912, с. 384) и «заданный» первоначалом (Ursprung) мышления и бытия. Соответственно, философия «имеет своею целью исключительно творч. работу созидания объектов всякого рода, но вместе с тем познает эту работу в ее чистом законном основании и в этом по­знании обосновывает» (Наторп П., Кант и Мар-бургская школа, в кн.: Новые идеи в философии, сб. 5, СПБ, 1913, с. 99). Поскольку эти «объекты» суть объекты культуры в целом, мышление, данное в форме науки и ориентированное на неё, выступает законосооб­разным творцом культуры.

Отказ от «вещи в себе» как источника чувств. знания приводит М. ш. к гипертрофированшо активности мыш­ления. Пытаясь преодолеть вытекавший отсюда субъ­ективизм, её представители прибегают к объективно-идеалистич. допущениям, постулируя в качестве пред­посылок бытия, мышления и нравственности бога (Ко­ген) или логос (Наторп). Философы М. ш. возводили к трансцендентальным основаниям не только познание,

но культуру в целом, включая правовые, этич. и эсте-тйч. её элементы. В понимании общества М. ш. исхо­дит из человека как юридич. лица. Поскольку же выс­шим юридич. лицом является гос-во, человек подчиня­ется его законам. Отсюда аналогия между математикой и логикой, с одной стороны, юриспруденцией и эти­кой т- с другой. Юриспруденция (Rechtswissenschaft) — математика обществ. наук, тогда как этика — их ло­гика (см. H. Cohen, Ethik des reinen Willens, В., 1904, S. 62—63). Идеи представителей М. га. служили ос­новой ревизионистской концепции «этич. социализма», стремившейся дополнить марксизм этикой Канта.

• С а в а л ь с ки й В. А., Основы философии права в науч. идеализме. М. ш. философии: Коген, Наторп, Штаммлер и др., т. 1, М., 1908; Вурж. философия кануна и начала империализма, М., 1917,гл. 2, § 2; Кант и кантианцы, М., 1978; D u s s o r t H., L'ecole de Marbourg, P., 1963; см. также лит. к статьям Неокантианство, Коген, Наторп, Кассирер.

МАРГИНАЛЬНОСТЬ (позднелат. marginalis — находя­щийся на краю, от лат. margo — край, граница), со­циология, понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между к.-л. со­циальными группами, что накладывает определ. отпе­чаток на его психику. Введено амер. социологом Р. Пар­ком, к-рый обозначал этим понятием положение му­латов и считал, что «маргинальная личность» обла­дает рядом характерных черт: беспокойством, агрес­сивностью, честолюбием, чувствительностью, стеснён­ностью, эгоцентричностью. В сов. лит-ре понятие М. распространения не получило.

МАРИЙ ВИКТОРИН (Marius Victorinus) (ок. 275, Африка,— после 362), рим. философ-неоплатоник; в старости обратился в христианство. Перевёл на лат. язык логич. работы Аристотеля («Категории», «Об истолковании»), соч. Плотина, Порфирия («О пяти об­щих понятиях»), возможно, Ямвлиха («О богах»). Ав­тор соч. по риторике и диалектике («О гипотетич. силлогизмах», «Об определениях»), а также комм. к диалогам Цицерона (в частности, к «Топике» и «Нахож­дению»). Написанные им после обращения в христиан­ство трактаты «Против арианина Кандида», «Против Ария» (4 кн.), «Понимание „единосущного"» — первая на Западе попытка использования неоплатонич. докт­рины при разработке тринитарной проблемы. В част­ности, М. В. использовал намеченную Плотиной и развитую Порфирием триаду «бытие—жизнь—ум», в соответствии с к-рой он понимал соотношение лиц Троицы: Отец есть бытие (сущность, субстанция), Сын— определение этого бытия, раскрывающееся в движении двоякого рода: в самопорождении, благодаря к-рому бытие проявляет себя (жизнь, Иисус Христос), и в возвращении к себе самому (ум, святой Дух). Как жизнь и ум не лишены бытия, так и бытие обладает жизнью и умом, поэтому о различии лиц говорится на основании того, что каждое лицо есть по преимуществу.

Труды М. В. оказали значит. воздействие на духов­ное становление Августина.

• Traites thiologiques sur la Trinite, texte etabli par P. Hen­ry, introd., trad, et notes P. Hadot, v. 1—2, P., 1960; Commentarii In epistulas Pauli ad Galatas, ad Philippenses, ad Ephesios, ed. A. Locher, Lpz., 1972; Opera omnia, ed. A. Locher, Lpz., 1Я76.

• H a d o t P., Porphyre et Victorinus, P., 1968.

МАРИТЕН (Maritain) Жак (18.11.1882, Париж, — 29.4.1973, Тулуза), франц. религ. философ, предста­витель неотомизма. Был учеником Бергсона, в 1906 принял католичество.

_ Всё развитие философии нового времени М. считал упадком и вырождением филос. мысли. Фигуры Лю­тера, Декарта и Руссо знаменуют для него последоват. торжество субъективизма и произвола в сферах веры, мысли и чувства, после чего наступает моральный и социальный хаос. Путь к преодолению хаоса М. видел в возврате к ср.-век. «ясности» и надличной объек­тивности. Выступая против интуитивизма Бергсона, М..стремился примирить «...благодать и природу, ве­ру и разум, теологию и философию...» («De Bergson a Thomas d'Aquin», P., 1347, p. 133).

М. основал в Нью-Йорке спец. серию. издаий по проблемам «политич. философии» («Цивилизация»), где публиковал работы, критиковавщие совр. капитализм и бурж. демократию с позиций «христ. демократии» и «гуманизма», отвергая при этом социалистич. преобра­зование общества. М. известен также своими работами в области иск-ва и педагогики.

• Antimoderne, P., 1922; Science et sagesse, P., 1935; Humanis-rae integral, P., 1936; Clmstianisme et democratic, N. Y., 1943.; Trois reformateufs, P., 1947; Art et scolastique, P., 1-947; Refle­xions sur l'Amerique, P., 1958; Pour une Philosophie de l'idaya-tion, P., 1959; La philosophic morale, P., 1960; La Philosophie dans la cite, P., I960; Dieu et la permission du mal, P., 1963; L'intuition creatrice dans l'art et dans la pocsie, P., 1976.

• Кузнецов B. H., Франц. бурж. философия 20 в.,М., 1970, с. 173—201; Ярошевский Т. М., Личность и общест­во, пер. с польск., М., 1973; С а х a p о в а Т. А., От философии существования к структурализму, М., 1974, с· 147—78; К о s s i Е., Il pensiero politico di J. Mafitain, Mil., 1956; S i m on s e n V. L., L'esthetique de J. Maritain, Cph., 1956; G a ll a g h er D. and G a 1 l a K h e r I., The achievement of Jacques and Raisia Maritain: A bibliography (1906—1961), N, Υ 1962; TOrn-i.G,., La filosofia deüa storla nel pensiero politico di Jacques Starttain, Bologna, [1965]; Fecher'Ch. A., The philosophy of J, Jfarl-tain, N.. Y., 1969.

МАРК АВРЕЛИЙ Антонин (Marcus Aurelius Antoninus) (26.4.121, Рим,—17.3.180, Виндобона, ныне Вена), рим. философ-стоик, император (с Ϊ61). Автор соч. «К самому себе» (на др.-Греч, яз.), содержащего записи кратких рассуждений по вопросам мироустрой-ства и этики. Практицизм и скептицизм М. А. не позво­лили ему быть вполне Последоват. стоиком. Стоич. фило-софия сочетается у М: А. с некоторыми идеямн эпикурей­цев, перипатетиков и киников. Всё происходящее в мире М. А. рассматривает как проявление промысла природы, отождествляемой с богом — активным, разумным и материальным началом, проникающим весь мир и объ-единяющим его в единое целое. У М.А. сильнее, чем в раннем стоицизме, проявляется яичное религ. отно­шение к миру как к богу и требование активного co-трудничества каждого человека с мировыми силами. Как и Эпиктет, М. А. подчёркивает различие между внеш. миром, не зависящим от человека, и собств. внутр. миром, единственно подвластным человеку. Счастье достигается приведением своего поведения, чувств и взглядов в соответствие с внеш. миром, в к-ром всё происходит согласно естеств. закону, т. е. paзуму всеобщей природы. Во мн. записях, отступая от стоич. доктрины, М. А. рассматривал человеч. разум как неч-то полностью отделённое от души и как единственное подлинно человеч. начало. В нек-рых случаях разум признаётся божеств. истечением в духе неоплатонизма или отождествляется с внутр. божеством человека, как и у Посидония. М. А. не отрицал гераклитовского учения о мировых пожарах с той решительностью, как это делал Панетий, но, как и последний, склонялся к идее непрерывных превращений первостихий. Часто варьируемая у М. А. гераклитовская идея текучести всего существующего, тема смерти, нек-рые платонич. и неопифагорейские мотивы, создающие впечатление резиньяции и пессимизма, принадлежат к общим мес-там увещательной литературы.

М в рус. пер.: Наедине с собой, пер. С. Роговина, Μ.,1914. * Dalfen J., Formgeschichtliche UntefsXiclumgen zu" den Selbstbetrachtungen Marc Aureis, Münch., 1967 см. также лит. к ст. Стоицизм.

МАРКОВ Андрей Андреевич [р. 9(22).9.1903, Петер-бург,— 11.10.1979, Москва], сов. математик и логик, чл.-корр. АН СССР (1953). Чл. КПСС с 1953. Осн. тру-ды по топологии, топологич. алгебре, теории динамич - систем, теории алгорифмов и конструктивной матема­тике. Основатель отечеств. конструктивного направл-ления. Ввёл понятие нормального алгорифма.

* Теория алгорифмов, М,— Л., 1954 (Труды Математич. ин-та АН СССР, т. 42); О логике конструктивной математики, M.,

1972.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 469. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия