Студопедия — МОТИВЫ 389
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

МОТИВЫ 389






ность субъекта. К М. относятся потребности и инстинк­ты, влечения и эмоции, установки и идеалы.

М. посвящены многочисл. работы представителей бихевиоризма и глубинной психологии. Бихевиористы обычно понимают под М. любые стимулы как внешние, так и внутренние («мотивационные переменные»), спо­собные вызывать иди активизировать поведение. В глу­бинной психологии роль главных М. приписывается заложенным в человеке биологич. инстинктам и влече­ниям, к-рые иод влиянием социальных условий отчасти подавляются и выступают в своих непрямых, симво-лич. формах (психоанализ Фрейда и др.). Важным вкладом в развитие учения о М. была разработка идей о субъективно-объективной природе М. (понятие о «по­будит, силе» вещей Левина), о независимости М. чело­века от элементарных биологич. потребностей (Ол-порт) и об «идеаторном», осознанном характере М., выражающих систему жизненных ценностей человека (Ж. Нюттен, Франция).

В сов. психологии проблема М. разрабатывается в связи с исследованием строения человеч. деятельно­сти и сознания. В М. конкретизируются, «опредмечи-ваются» потребности, к-рые не только определяют со­бой М., но, в свою очередь, изменяются и обогаща­ются вместе с изменением и расширением круга объек­тов, служащих их удовлетворению, и способов их удов­летворения. Ещё более ярко роль М. в трансформации человеч. потребностей проявляется при возникновении М., не имеющих аналогов у животных и впервые рож­дающихся лишь в обществе. Представление о предмет­ной и социальной природе М. противостоит как теори­ям, ставящим человеч. М. в зависимость от «глубинных» инстинктивных влечений, так и теориям, приписываю­щим побудит, силу субъективным эмоциональным пе­реживаниям, поскольку не эмоции определяют сферу М. человека, а, наоборот, развитие М. человеч. дея­тельности обогащает и перестраивает сами эмоции и чувства.

Мотивация, процесс побуждения человека к совер­шению тех или иных действий и поступков, часто пред­ставляет собой сложный акт, требующий анализа и оценки альтернатив, выбора и принятия решений. Этот процесс психологически осложняется тем, что далеко не всегда реальные М. осознаются субъектом актуаль­но, т. е. при подготовке и выполнении действия. От М. следует отличать мотивировки, т. е. высказывания, оправдывающие то или иное действие путём указания на побудившие его объективные и субъективные об­стоятельства; мотивировки могут не совпадать с дей­ствительными М. поступка или даже сознательно мас­кировать их.

Изучение мотивационной сферы составляет центр. проблему психологии личности, её историч. и онтоге-нетич. развития.

• Я к о б с о н П. М., Психологич. проблемы мотивации по­ведения человека, М., 1969; Леонтьев А. Н., Потребности, М. и эмоции, М., 1971; Hall J. F., Psychology of motivation, Chi., 1961.

МО-ЦЗЫ,Mo Ди (ок. 480—438, 420, 400, 392 или 381 до н. э.), др.-кит. мыслитель, политич. деятель, основатель моизма. Родился, по-видимому, в царстве Лу, на родине Конфуция (зап. часть совр. про». Шань-дун). Много путешествовал, излагая правителям свои идеи или же пытаясь отговорить их от ведения захват-нич. войн, иногда с успехом. Собрал вокруг себя значит.

число учеников, что обеспечило расцвет его школы в Китае 5—3 вв. до н. э. Учениками М.-ц. и их последо­вателями был создан «М.-ц.» («Трактат учителя Мо»); текстологич. работа над ним была проделана извест­ными учёными цинского времени Би Юанем (1729—97), Чжан Хуэйянем (1761—1802), Сунь Ижаном (1848— 1908), Лян Цичао (1873—1929) и др. Составленный

МО-ЦЗЫ

Сунь Ижаном «Мо-цзы сянь-гу» («Трактат философа Мо Ди со сводным толкованием») считается ныне луч­шим.

Вначале М.-ц. изучал конфуцианство, хорошо знал «Шан шу» и «Шицзин» (см. Тринадцатикнижие), одна­ко затем стал его решит, противником, хотя самого Конфуция ценил и уважал. Осн. идея философии М.-ц.— «всеобщая любовь», т. е. отвлечённая любовь всех ко всем; она противостоит конфуцианским принци­пам гуманности (жэнь), отношений в семье и иерархич­ности этики. Ряд положений М.-ц. имеет «негативный» характер: он «против музыки» — ибо она отвлекает че­ловека от производств. (и управленч.) деятельности; «против судьбы» — ибо жизнь человека определяется его действиями, а не неизбежным фатумом; «против агрессивных войн» — поскольку они являются вели­чайшим и жесточайшим преступлением. Признавая существование «духов и привидений», к-рые могут на­казывать зло и вознаграждать добро, и «воли неба» как ориентира поведения людей, М.-ц. ввёл религ. струю в своё учение.

• Ян Юн-го, История др.-кит. идеологии, М., 1957, с. 91 —172; Г о M о - ж о, Философы древнего Китая. («Десять критич. статей»), М., 1961, с. 100—73; Быков Ф. С., Зарож­дение обществ.-политич. и филос. мысли в Китае, М., 1966, с. 106—19, 201—05; Др.-кит. философия, т. 1—2,М., 1972—73; Forke Α., Geschichte der alten chinesischen Philosophie, Hamb., 1927, S. 368—417; Pung Yu-lan, The spiritof Chine­se philosophy, L., 1947, p. 20—44; Wing-t sit Chan, A source book in Chinese philosophy, Princeton, 1963, p. 211—31; Watson В., Basic writings of Mo Tsu, Hsün Tsu and Han Fei Tsu, N. Y.— L., 1967.

МУНЬЕ (Mounier) Эмманюэль (1.4.1905, Гренобль,— 22.3.1950, Шатне-Малабри, близ Парижа), франц. фи­лософ-идеалист, основатель и глава франц. персона­лизма. Организатор и руководитель его теоретич. ор­гана — журн. «Esprit» (осн. в 1932). В основе учения М. лежит признание абс. ценности личности. М. резко отграничивает понятие личности от понятия индиви­да. Если индивид, по М.,— это изолированное чело-веч. «Я», замкнутый в себе, погружённый в свой внутр. мир человек, то личность — это высшая духовная сущ­ность, находящаяся в постоянном творч. самоосущест­влении. Это самоосуществление есть отрицание лич­ностью своей индивидуальной самодостаточности и замкнутости, устремление к трансцендентному. Пер­сонализм М.— одна из разновидностей католич. модер­низма.

М. ставил также конкретные социально-политич. за­дачи: борьбу с капитализмом и колониализмом, выступ­ления против фашизма, поддержку мира. Путь осво­бождения человечества М. видел в моральном обнов­лении. Выступая как противник капитализма с позиций христ. социализма, М. одновременно требовал «преодо­ления» марксизма; учению о классовой борьбе и социа-листич. революции он противопоставил идею «персо-налистской и общинной духовной революции».

• Oeuvres, t. l—4, P., 1961—63; Manifeste au service du person-nalisme, P., 1936; Qu'est-ce <jue le personnalisme?, P., 1947; Le personnalisme, P., 197112.

• Кузнецов В. H., Франц. бурж. философия 20 в., М. 1970, с. 211—22; Сахарова Т. Α., От философии существо­вания к структурализму, М., 1974, с. 126—47; В д о в и-н а И. С., Франц. персонализм, М., 1977; М о i χ С., La pensie d'Emmanuel Mounier, P., 1960; Cuissard L., E. Mounier, P., 1963; С o n i l h J., Emmanuel Mounier. Sa vie, son oeuvre, P., 1966; Barlow M., Le socialisme d'Emmanuel Mounier Toulouse, 1971; Domenach J.-M., Emmanuel Mounier, P., 1972; Borne E., Emmanuel Mounier on le combat pour I hom-me, P., 1972; B a u d r у G.-H., Socialisme et humanisme: Emma­nuel Mounier, Teilhard de Chardin, Lilie, 1978.

МУР (Moore) Джордж Эдуард (4.11.1873, Лондон,— 24.10.1958, Кембридж), англ. философ-идеалист, пред­ставитель неореализма. Гл. ред. журн. «Mind» (1921—47). Выступал против англ. абс. идеализма и берк­лианства. В ст. «Опровержение идеализма» («The re­futation of idealism», 1903) анализировал ощущение, различая две его стороны— «сознание» и «объект». Объект, по М., не сводится к сознанию. Вместе с тем «независи­мое» существование объекта в гносеологич. схеме М. является лишь видимостью, ибо объект в его концепции

выступает в акте ощущения, а не в качестве стороны объективной реальности. Отвергая теорию отражения, М. абсолютизировал элементы непосредственности в познании, предвосхитил возникновение неореали-стич. концепции «имманентности трансцендентного». Под влиянием шотландской школы признавал истин­ность суждений «здравого смысла», исследование к-рого связывал с анализом обыденного языка. Идеи М. явились одним из источников лингвистической фи­лософии.

Этич. концепция М. носит индивидуалистич. харак­тер и основывается на критике «этич. натурализма», рассматривающего «добро» как объективное рациональ­ное понятие. Добро для М.— основополагающая этич. категория, смысл к-рой постигается лишь с помощью интуиции.

• Principia ethica, Camb., 1903; Some main problems of philo­sophy, L.—· N, Y., 1958"; Philosophical studies, new ed., L., 1959; Philosophical papers, L.— N. Y., [1959].

• X и л л Т. И., Совр. теория познания, пер. с англ., М., 1965, гл. 6; Л у к а н о в Д. М., Гносеология амер. «реализма», М., 1968, гл. 1, § 2; Б о г о м о л о в А. С., Англ. бурж. философия 20 в., М., 1973, гл. 4, § 1; The philosophy of G. E. Moore, ed. by P. A. Schupp, Evanston-Chi., 1942; G. E. Moore. Essays in ret­rospect, ed. by A. Ambrose and M. Lazerowitz, L., 1970.

МУТАЗИЛИТЫ (араб., букв.— отделившиеся), пред­ставители раннемусульм. теологии, предшественники араб. философов. Первыми стали применять рассудочные методы др.-греч. логики и философии к истолкованию взаимоотношений бога и человека, положив начало теологии (калам) как самостоят. области знания наряду с мусульм. правом (фикх). Согласно историч. свиде­тельствам, истоки. М. восходят к кругу последователей Хасана аль-Басри (ум. 728), от к-рого откололись его ученики Басил ибн Ата (699—748) и Амр ибн Убайд (ум. 762). Появлению М. способствовали усиленная пе-реводч. деятельность во 2-й пол. 8 в. и рост влияния т. н. приверженцев мнения (асхаб ар-рай) в правоведе­нии.

М. выступили против буквалистского понимания ат­рибутов бога традиционалистами, считая, что наделе­ние бога телесными признаками человека (воля, речь, слух и т. п.) противоречит догмату о единстве бога [от­сюда их прозвище «обедняющих» (понятие бога)]. Отвергая, что бог обладает атрибутом речи, слова, М. пришли к отрицанию извечности Корана, рассматривая его лишь как одно из творений бога. Святость Корана они относили не к «букве», а к «духу», считая возможным и необходимым аллегорич. толкование Корана (благода­ря М. сложилась целая отрасль теологии — «илм ат-тафсир», наука комментирования).

М. утверждали свободу воли и соответственно нравств. ответственность человека за совершённые им действия; в своих поступках люди выбирают («присваи­вают») из возможного набора действий, созданного бо­гом (см. Касб). Отсюда апелляция М. к «весам деяний»: бог не может произвольно изменить меру воздаяния, ибо она точно соответствует земным делам человека. В отличие от хариджитов и мурджиитов, М. считали, что мусульманин, совершивший т. н°. великий грех (са­хиб кабира), выходит из рядов верующих, но не стано­вится безбожником (кафиром), занимая «среднее поло­жение».

Идеи М. способствовали развитию свободомыслия и освоению антич. философии. М. в целом определили круг проблем, рассматриваемых каламом: первое тво­рение, пространственно-временная структура бытия (учение о «предсуществовании» — кумун, об атомах — джаухар аль-фард, причинной связи — таваллуд, сущ­ности — мана и т. п.), вопросы практич. этики (концеп­ция «присвоения» — касб, благодати — лутф, позна­ния как «успокоения души» — сукун ан-нафс, учение о единстве «знания и действия» и др.). Для атомистич. учения М. характерно представление о мире как со­стоящем из непротяжённых частиц, каждой из к-рых в каждое мгновение управляет бог. Наиболее извест-

ными школами М. в 9—10 вв. были школы в Басре и Багдаде. Учение М. (прежде всего идеи о единстве бога и сотворённости Корана) получило офиц. признание при аббасидских халифах 1-й пол. 9 в., когда против­ники М. преследовались властями. При аль-Мутавак-киле (правил в 847—861) учение М. было объявлено ересью; в дальнейшем оно развивалось в одном направ­лении с ортодоксальной теологией. М. исчезли оконча­тельно в 13—14 вв. Традиции их сказывались в даль­нейшем в воззрениях шиитских сект (зейдиты в Йеме­не, имамиты в Ираке и Иране). М. оказали значит. влияние на Кинди и Рази, а также европ. схоластич. философию.

• Закуев А. К., Философия ан-Наззама, Баку, 1961; Д ж а р а л л а х 3. Н., аль-Мутазила, Каир, 1947; Н о u-r a n i G. F., Islamic rationalism. The ethics of Abd al-Jabbar, Oxf., 1971; см. также лит. к статьям Калам, Ислам.

МЫШЛЕНИЕ,высшая форма активного отражения объективной реальности, состоящая в целенаправлен­ном, опосредствованном и обобщённом познании субъ­ектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творч. созидании новых идей, в про­гнозировании событий и действий. Возникает и реали­зуется в процессе постановки и решения практич. и теоретич. проблем.

Биологич. субстратом М. является высокий уровень развития головного мозга, исторически сформировав­шегося в процессе становления человека, человеч. об­щества, материальной и духовной культуры. М. чело­века протекает в различных формах и структурах (по­нятиях, категориях, теориях), в к-рых закреплён и обобщён познават. и социально-историч. опыт челове­чества. Отправляясь от чувств. опыта, М. преобразу­ет его, даёт возможность получать знания о таких свой­ствах и отношениях объектов, к-рые недоступны непо-средств. эмпирич. познанию. М. неизмеримо расши­ряет познават. возможности человека, позволяет про­никнуть в закономерности природы, об"щества и самого М. Орудием М. является язык, а также др. системы знаков (как абстрактных — напр., математических, так и конкретно-образных — напр., «язык иск-ва»). Элементы этих систем используются для осн. операций М.— абстрагирования, обобщения, опосредствования) и др.

Будучи сложным социально-историч. феноменом, М. изучается мн. науками: теорией познания (в плане анализа соотношения субъективного и объективного в М., чувственного и рационального, эмпирического и теоретического и др.); логикой (наукой о формах, правилах и операциях М.); кибернетикой (в связи с за­дачами технич. моделирования мыслит. операций в форме «искусств. интеллекта»); психологией (изучаю­щей М. как актуальную деятельность субъекта, моти­вированную потребностями и направленную на цели, к-рые имеют личностную значимость); языкознанием (в плане соотношения М. и языка); эстетикой (анали­зирующей М. в процессе созидания и восприятия художеств.

ценностей); науковедением (изучающим исто­рию, теорию и практику науч. познания); нейрофизио­логией (имеющей дело с мозговым субстратом и физио-логич. механизмами М.); психопатологией (вскрываю­щей различные виды нарушений нормальных функ­ций М.); этологией (рассматривающей предпосылки и особенности развития М. в животном мире).

Значение проблемы М. для философии определяется вопросом об отношении М. к бытию — основным воп­росом философии.

Знание о М. как особой форме познават. активности человека зародилось в рамках философии и привело J к вычленению М. из общей совокупности психич. про­цессов. В др.-греч. философии происходит отделение М. от чувств. познания, причём др.-греч. мыслители







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 396. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия