Студопедия — ОБЩЕСТВЕННОЕ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ОБЩЕСТВЕННОЕ






и производите продукты, обмениваете их, складывается объективно необходимая цепь событий, цепь развития, независимая от вашего общественного созна­ния, не охватываемая им полностью никогда» (Л е-н и н В. И., ПСС, т. 18, с. 345).

Обществ. сознание — духовная сторона историч. процесса — представляет собой не совокупность инди­видуальных сознаний членов общества, а целостное духовное явление, обладающее определ. внутр. струк­турой, включающей различные уровни (теоретич. и обыденное сознание, идеология и общественная психо­логия) и формы сознания (политическое и правовое сознание, мораль, религия, искусство, философия, наука).

Домарксовый материализм, рассматривая человека лишь как природное существо, не преодолел идеалис-тич. понимания истории и сущности самого человека. Историч. материализм, выделяя обществ. бытие как спе-цифич. форму материального, исходит из того, что «не со­знание людей определяет их бытие, а, наоборот, их об­щественное бытие определяет их сознание» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 13, с. 7). Это поло­жение закладывает основу для последоват. проведения материализма в области истории, выявления зависи­мости обществ. сознания от обществ. бытия, для науч. объяснения места и роли обществ. сознания в разви­тии общества.

Историч. материализм исходит из того, что обществ. сознание, как и сознание вообще, есть отражение бы­тия. «Общественное сознание отражает общест­венное бытие вот в чем состоит учение Маркса» (Ленин В. И., ПСС, т. 18, с. 343). При этом в соот­ветствии с принципами теории познания диалектич. материализма это отражение рассматривается не как пассивный рефлекс, не как мёртвое, зеркальное отра­жение, а как сложный диалектич. процесс, как резуль­тат активного, деятельного отношения человека к дейст­вительности. Такое понимание обществ. сознания, во-первых, в соответствии с принципом детерминизма уста­навливает причинную зависимость обществ. сознания от его материальной основы (это — необходимая филос. предпосылка его науч. анализа); во-вторых, противо­стоит как идеалистич. представлениям о субстанциаль­ности обществ. сознания, так и метафизич. отрицанию активности субъекта отражения; в-третьих, установле­ние зависимости обществ. сознания именно от обществ. бытия включает обществ. сознание в систему законо­мерных связей социального целого.

Историч. материализм признаёт относит. самостоя­тельность обществ. сознания, в развитии к-рого су­ществует преемственность, взаимодействие и взаимо­влияние его уровней и форм. Т. о., обществ. сознание в качестве самостоят. целостности оказывает активное обратное влияние на обществ. бытие и всю обществ. жизнь. Оно служит одним из необходимых факторов и условий решения встающих перед обществом проб-лем. Сила его воздействия зависит от полноты и точ­ности отражения в обществ. сознании реальных зако­номерностей и потребностей обществ. развития, от кон­кретных условий и объективных возможностей изме­нения обществ. бытия, от связи сознания с практич. деятельностью. Роль обществ. сознания в практич. деятельности масс особенно возрастает в условиях социализма. Поскольку развитие социализма связано с познанием и использованием объективных экономич. и социальных закономерностей, то в этих условиях зна­чительно расширяются возможности сознат. воздейст­вия на обществ. бытие, достижения сознательно по­ставленных целей общества.

* Μ а р к с К. и Энгельс Ф., Нем. идеология. Соч., т. 3, разд. 1; M a p к с К., Предисловие [«К критике политич. экономии»], там же, т. 13; Э н г е л ь с Ф., Людвиг Фейербах и конец классич. нем. философии, там же, т. 21; Л е н и н В. И., Материализм и эмпириокритицизм, ПСС, т. 18.

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ,состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или

явное) различных групп людей к событиям и фактам социальной действительности. О. м. выступает в экс­прессивной, контрольной, консультативной и дирек­тивной функциях — занимает оиредел. позицию, даёт совет или выносит решение по тем или иным обществ. проблемам. В зависимости от содержания высказы­ваний О. м. выражается в оценочных, аналитич., конструктивных суждениях. О. м. регулирует поведе­ние индивидов, социальных групп и институтов в об­ществе, вырабатывая или ассимилируя (заимствуя из сферы науки, идеологии, религии и т. д.) и насаждая определ. нормы обществ. отношений. Наконец, в зави-симости от знака высказываний О. ы. выступает в виде позитивных или негативных суждений.

О. м. действует практически во всех сферах жизни общества. Вместе с тем границы его суждений доста­точно определённы. В качестве объекта высказываний общественности выступают лишь те факты и события действительности, к-рые вызывают обществ. интерес, от­личаются значимостью и актуальностью.

О. м. действует как в рамках общества в целом, так и в рамках различных классов, групп и слоев населе­ния. В атом смысле можно говорить на только об О. м. всей страны, но и об О. м., напр., рабочего класса, молодёжи, республики или р-на, лиц одной профес­сии, работников данного предприятия, членов данной орг-ции и т. п. Применительно к названным общпостям носителем (субъектом) О. м. может выступать как общ­ность в целом, так и любые составляющие её образова­ния (группы) — назависимо от содержания их сужде­ний, от того, высказываются ли они «за» или «против», образуют ли они «большинство» или «меньшинство». В соответствии с этим по своей структуре О. м. может быть монистичным, единодушным и плюралистичным, состоящим из ряда не совпадающих друг с другом то­чек зрения.

В каждом конкретном случае содержание и др. ха­рактеристики О. м. (степень однородности, знак вы­сказываний и др.) определяются рядом факторов — структурой (прежде всего социальной) высказываю­щейся общности, степенью совпадения интересов входя­щих в неё различных групп, характером обсуждаемого вопроса и т. п. Процессы формирования и функциони­рования О. м. могут протекать стихийно, независимо от деятельности тех или иных социальных институтов, но чаще всего они являются результатом целенаправ­ленного действия разного рода гос. учреждений, по­литических организаций, средств массовой инфор­мации и т.д.

Складывающееся на различных по глубине уров­нях обществ. сознания — на уровне теоретич. знания (науки) и на уровне обыденного сознания, отражающее разнообразные интересы различных социальных групп, О м. может быть в большей или меньшей степени адек­ватным (реальному положению вещей) или иллюзор­ным, содержать в себе истинные или ложные представ­ления о действительности.

В развитом обществе привычными каналами (и фор­мами) выражения О. м. являются: выборы органов влас­ти, участие масс в законодат. и исполнит. деятельности, пресса и иные средства массовой коммуникации, соб­рания, манифестации и пр. Наряду с этим широкое рас­пространение имеют также и высказывания, вызываемые политич., исследоват. и т. п. интересами и принимаю­щие форму референдумов, массовых обсуждений к.-л. проблем, совещаний специалистов, выборочных опро­сов населения и т. д.

Активность функционирования и фактич. значение О. м. в жизни общества определяются существующими социальными условиями — всеобщими, связанными с характером производств. отношений, классовой струк­туры общества, уровнем развития производит. сил, культуры и т. п., и специфическими, связанными с развитостью демократич. институтов и свобод, в пер­вую очередь свободы выражения мнений — слова,

печати, собраний, манифестаций. Огромное значение имеют и гарантии действенности О. м.

В совр. капиталистич. обществе О. м. отличается сложной, противоречивой структурой, в большой сте­пени формируется под влиянием бурж. источников информации и пропаганды и используется господствую­щими классами в системе идеология, управления, в т. ч. в качестве средства манипулирования сознанием лю­дей.

При социализме, в условиях ликвидации социаль­ных антагонизмов, качеств. изменений в социальной структуре и культуре, установления социально-поли-тич. и идейного единства общества, О. м. рабочего класса, крестьянства, интеллигенции едино по корен­ным проблемам обществ. развития. Здесь оно — актив­ный субъект гос. и обществ. управления, включённый в процесс принятия ответственных политич., хоз. и т. п. решений. Эта исторически новая роль О. м. усиливается по мере дальнейшего развития общества, в связи с изменениями экономич., социальных, политич., технич. и др. условий функционирования О. м. и на­ходит своё выражение в усложнении функций О. м., расширении границ проблем, о к-рых судит общест­венность, возрастании степени глубины и компетент­ности высказываний О. м. и т. д.

• Ленин В. И., После выборов в Америке, ПСС, т. 22; его же, Гос-во и революция, там же, т. 33; его же, Очеред­ные задачи Сов. власти, там же, т. 36; его же, Первонач. ва­риант статьи «Очередные задачи Сов. власти», там же; его же, Пролет. революция и ренегат Каутский, там же, т. 37; У л е-д о в А. К., О. м. сов. общества, М., 1963; Г p у ш и н Б. А., Мнения о мире и мир мнений, М., 1967; Сафаров Р. А., О. м. и гос. управление, М., 1975; Амер. О. м. и политика, М., 1978; Коробейников В., Пирамида мнений. О. м.: природа и функции, М., 1981. Б. А. Грушин.

ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА,см. Разделение труда.

ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КОММУ­НИСТИЧЕСКОЕ,организация управления делами общества при коммунизме. Уже в первых произведе­ниях утопич. социализма общество будущего характе­ризовалось совершенной организацией управления (Мор, Кампанелла). Сен-Симон и Фурье высказали мысль о том, что в будущем обществе на смену гос-ву должно прийти самоуправление. Эта мысль нашла науч. обоснование и развитие в марксистском учении об отмирании гос-ва при коммунизме.

Вековая борьба нар. масс за демократию породила различные политич. формы и институты, и нек-рые из них (напр., система нар. представительства) обладают непреходящей ценностью. В этом смысле О. с. к. усваи­вает и поднимает на более высокую ступень демократич. принципы, а развитие социалистич. демократии и со­вершенствование системы управления нар. х-вом за­кладывают фундамент будущей самоуправленч. органи­зации общества. Идея Программы КПСС о «развитии социалистич. государственности в коммунистическое общественное самоуправление» дополняет и уточняет прежнюю постановку вопроса об отмирании гос-ва, устраняя элемент противопоставления социалистич. гос-ва и обществ. самоуправления, подчёркивая их преемственность. В том же русле лежит и вывод о превращении сов. социалистич. гос-ва в политич. организацию всего народа. Общенар. гос-во рассмат­ривается как важнейший этап на пути развития социа­листич. государственности в О. с. к. Этот этап харак­теризуется подъёмом нар. самодеятельности, в результа­те чего структура и методы управления изменяются в сторону всё большего развития обществ. начал.

Наряду с взаимосвязью и преемственностью между социалистич. гос-вом и О. с. к. существует и качеств. отличие. О. с. к. предполагает преодоление политич. характера власти. В развитом коммунистич. обществе не будет особой вооруж. силы (милиция, армия), спо-







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 557. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия