Студопедия — СИММЕТРИЯ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СИММЕТРИЯ






энергии, импульса, момента количества движения. Исследование взаимосвязи принципов С. с законами сохранения стало одним из магистральных направле­ний развития физики.

Новые аспекты физич. содержания С. в рамках тео­ретико-группового подхода были вскрыты специальной и общей теориями относительности, а также квантовой механикой и квантовой теорией поля. Идея С. лежит в основе мн. методологич. исследований содержания совр. физики: использование С. как средства унификации физики, трактовка физич. реальности с помощью поня­тия инвариантности и др.

Важную.роль С. играет также в химии и биоло­гии, где, однако, нередко на передний план выступает асимметрия как определ. нарушение С., что особенно характерно для живых организмов на молекулярном и морфологич. уровнях их структурной организации. В хо­де эволюц. развития материи от химич. формы движе­ния до биологической обнаруживается общая тенден­ция уменьшения степени С. и соответственно возрас­тания асимметрии.

В филос. плане С. выступает как особый вид струк­турной организации объектов. С одной стороны, С. по­нимается как единство тождества и различия, при этом объекты, являющиеся исходным пунктом и резуль­татом преобразований С., будучи различными, рассмат­риваются как эквивалентные по ряду существ. призна­ков. С др. стороны, С. трактуется как единство сохра­нения и изменения, причём преобразования С., будучи изменениями объектов, понимаются как не затрагиваю­щие их сохраняющиеся характеристики. Категории тождества и различия, сохранения и изменения, нераз­рывно связанные с категориями части и целого (струк­туры и элементов), характеризуют диалектич. взаимо­связи объекта и раскрывают философское содержание понятия С.

• Овчинников Н. Ф., Принципы сохранения, М., 1966; С., инвариантность, структура, М., 1967; Вейль Г., С., пер. с англ., М., 1968; Вигнер Е., Этюды о С., пер. с англ., М., 1971; Шубников А. В., К о п ц и к В. А., С, в науке и искусстве. Μ., 19722; Урманцев Ю. А., С. при­роды и природа С., М., 1974; Принцип С., М., 1978; Узоры С., пер. с англ., М., 1980.

СИМПАТИЯ КОСМИЧЕСКАЯ (греч. συμπά&εια, лат. consensus, conjunctio), термин др.-греч. философии, означавший сочувствие, общность чувств. соответствие предметов или явлений, их взаимодействие, соучастие одного в происходящем с другим. Напр., тело соучаст­вует в движениях души (Аристотель), а земные явле­ния зависят от влияний солнца и луны (Посидоний). Представление о С. к. связано со взглядом на мир как единый живой организм (милетская школа, пифагоре­изм, «Тимей» Платона). Термин впервые встречается в стоицизме, где характеризует динамич. взаимосвязь и взаимозависимость целого и частей каждого тела, а также всеобъемлющего тела — мира. Физич. основой С. к. является состоящее из огня и воздуха дыхание (пневма), распространяющееся одновременно к центру и к периферии тела. Дыхание полностью проницает весь мир и, связывая всё в одно непрерывное целое, соз­даёт С. к., на основе к-рой стоики считали возможным предсказание, т. к. определ. явление (состояние частей) в силу С. к. и судьбы — причинной цели всего сущест­вующего — необходимо вызывает др. явления.

• Röhr J., Der okkulte Kraftbegriff im Altertum, Lpz.. 1923; Reinhardt K., Kosmos und Sympathie, Münch., 1926; Sambursky S., Physics of the Stoics, L., 1959; см. также лит. к статьям Посидоний, Стоицизм.

СИМПЛИКИЙ (Σιμπλίκιος) из К и л и к и и, др,-греч. философ-неоплатоник 1-й пол. 6 в. Комментатор Аристотеля, последний представитель афинской школы неоплатонизма. Учился в Александрии и Афинах, со­четал спекулятивно-метафизич. интересы афинской школы со сциентизмом александрийской. Последний греч. философ, в своих соч. противостоявший христи­анству. После эдикта Юстиниана (529), запретившего преподавание философии в Афинах и закрывшего пла-

тоновскую Академию, вместе с Дамаскием и пятью дру­гими платониками эмигрировал в Персию (покровитель­ство Хосрова I) в надежде возродить закрытую школу; в 533 вернулся в Византию, где написал большую часть своих комментариев. Основной из них — к «Метафизи­ке» — утрачен; сохранились комм. к: 1) «О небе», 2) «Категориям», 3) «Физике», 4) «О душе», а также 5) «Руководству» Эпиктета (возможно, написанный уже в Александрии). До сих пор не изданы комм. к 6) «Ора­торскому иск-ву» Гермогена из Тарса и 7) «О школе Пи­фагора» Ямвлиха. Тенденция к согласованию Платона и Аристотеля, изначально свойственная неоплатонизму и воспринятая им через средний платонизм от Антиоха из Аскалона и Посидония, доведена у С. до тезиса об абс. гармонии их взглядов: любые противоречия (в т. ч. открытая полемика Аристотеля с Платоном) призна­ются мнимыми и относящимися к словесному выраже­нию. Ненаучность этой установки не отразилась на исключительно высоком уровне комментариев к Арис­тотелю, интеллектуальная ясность, методич. строгость и герменевтич. трезвость к-рых ставят С., по традиц. мнению, на 2-е место после Александра Афродисийско-го. Уверенность С. в том, что учения вообще всех греч. философов по своей сути тождественны и выражают ту же самую мудрость, что и Платон (различение чувств. и умопостигаемого мира), обусловила его интерес к ставшим уже большой редкостью текстам досократи-ков. С. намеренно приводил пространные цитаты (осо­бенно в бесценном комм. к «Физике») из Парменида, Зе-нона, Мелисса, Эмпедокла, Анаксагора и Диогена Апол-лонийского, составляющие почти все или наиболее су­щественные фрагменты этих философов, дошедшие до нас.

• Комм. 1—4 изданы в серии CAG, v. 7, В., 1894; v. 8, В., 1907; v. 9—10, В., 1882—95, v. 11, В., 1882; комм. 5 — в кн.: Theophrasti, Characteres..., emend. F. Dübner, P.,

• Praechter K., Simplicius, в кн.: RE, 1927, Hlbbd 5, col 204—13; H a do t I., Le Probleme du NeOplatonisme Alexandrin, Hierocles et Simplicius, P.,1978.

СИНКРЕТИЗМ (от греч. συγκρητισμός — соединение), 1) нерасчленённость, характеризующая неразвитое со­стояние к.-л. явления (напр., иск-ва на первоначальных стадиях человеч. культуры, когда музыка, пение, поэ­зия, танец не были отделены друг от друга; нерасчле­нённость психич. функций на ранних ступенях разви­тия ребёнка и т. п.). 2) Смещение, неорганич. слияние разнородных элементов, напр. различных культов и религ. систем в поздней античности — религ. С. перио­да эллинизма; в философии — разновидность эклек­тики.

СИНТАКСИС (от греч. σύνταξις — построение, поря­док) в логике, изучение чисто формальной части формализов. языка, т. е. неинтерпретированного исчис­ления. Объектами такого изучения служат алфа­вит рассматриваемого исчисления (формальной систе­мы), правила образования выражений (формул) предметного языка (языка-объекта; см. Мета­язык) исчисления и правила преобразова­ния (правила вывода) в нём. В отличие от такого «ло-гич. С.» часто говорят о «С. в узком смысле», ограничи­вающемся «чисто синтаксической» (в обычном грамма-тич. смысле) стороной системы, т. е. не рассматриваю­щем её правила преобразования. Элементарным С. наз. изучение синтаксич. (в обоих упомянутых смыслах) свойств к.-л. конкретной формальной систе­мы нек-рыми спец. эффективными средствами, как это принято в метаматематич. (см. Метатеория) исследова­ниях. Теоретический С.—это общая теория всевозможных формальных систем (или класса систем) к.-л. определ. вида, на аппарат к-рой обычно никаких ограничений не накладывается. Элементарный и теоре-тич. С. оперируют обычным содержательно понимаемым языком (к-рый, в свою очередь, сам может быть фор­мализован и служить предметом строгого формального исследования),

СИНТАКТИКА (от греч. συντακτικός — строящий по порядку, приводящий в порядок), раздел семиотики, посвящённый рассмотрению и изучению чисто структур-ных свойств знаковых систем. с т. зр. их синтаксиса (без-относительно к их интерпретациям, служащим пред­метом изучения семантики, и к проблемам восприятия и использования знаковых систем как коммуникативных средств в рамках прагматики).

СИНТЕЗ (от греч. σύνδεσις — соединение, сочетание, составление), соединение различных элементов, сто­рон предмета в единое целое (систему), к-рое осуще­ствляется как в практич. деятельности, так и в процессе познания. В этом значении С. противоположен анализу (разложению предмета на его составляющие), с к-рым он неразрывно связан. В философии и различных нау­ках термин «С.» применяется также в нек-рых спец. значениях. Так, под С. иногда понимают процесс рас­суждения, последоват. получения того, что должно быть доказано, из ранее доказанных утверждений (в противоположность анализу как процессу рассужде­ния от доказываемого к уже доказанному). Подобного понимания анализа и С., восходящего ещё к антич. гео­метрии (Платон, Евклид, Папп Александрийский), придерживается, напр., Я. Хинтикка (Финляндия). Другое значение термина «С.» связано с т. н. «синтетич. суждениями», к-рые соединяют в единое целое и обоб­щают фактуальную информацию об объектах.

В своём самом общем значении анализ и С. лежат не только в основе человеч. деятельности, но в своих элементарных формах определяют поведение высших животных, а в своих различных технич. реализациях используются в программах ЭВМ, в искусств. самоор­ганизующихся системах и т. д. Физиологич. основой поведения человека является аналитико-синтетич. дея­тельность головного мозга. С. как мыслительная опера­ция произведен от предметного соединения частей объ­ектов в целое и исторически формируется в процессе общественно-производств. деятельности людей. Законы превращения (интериоризации) предметных синтетич. действий в психич. операции С. исследуются в психо­логии.

С. как познават. операция имеет множество различ­ных форм. Любой процесс образования понятий осно­ван на единстве процессов анализа и С. Эмпирич. данные исследования того или иного объекта синтези­руются при их теоретич. обобщении. В теоретич. науч. знании С. выступает в форме взаимосвязи теорий, от­носящихся к одной предметной области; как объедине­ние конкурирующих, в определ. аспектах противопо­ложных теорий (напр., С. корпускулярных и волновых представлений в совр. физике); в форме построения де­дуктивных (аксиоматич., гипотетико-дедуктивных и т. д.) теорий и др. Диалектич. метод восхождения от аб­страктного к конкретному как способ построения теоре­тич. знания о сложных развивающихся объектах также представляет собой одну из форм С.: получаемое в ре­зультате конкретное знание об исследуемом, объекте есть С., единство его многообразных абстрактных опре­делений.

Для совр. науки характерны не только процессы С. внутри отд. науч. дисциплин, но и между разными дисциплинами — междисциплинарный С. (процессы С. сыграли важную роль в формировании биофизики, био­химии, эконометрии и др.), а также между осн. сферами совр. науч. и технич. знания — естествознания, обществ.

и технич. наук. В 20 в. возник ряд т. н. интегра-тивных наук (напр., кибернетика, семиотика, теория систем), в к-рых синтезируются данные о структурных свойствах объектов различных дисциплин. Исследование процедур С. науч. знания играет существ. роль при ре­шении проблемы единства науки, в трактовке к-рой диалектич. материализм исходит из многообразия форм







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 372. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия