Студопедия — ТОЖДЕСТВО 687
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ТОЖДЕСТВО 687






и ее модели, в сб.: Кибернетика и диалектика, Μ., 1978; Гиль­берт Д., Бернайс П., Основания математики, пер. с нем., [т.1], М., 1979; Identity and individuation, N. Υ., 1971.

M. M. Новосёлов.

ТОЙНБИ (Toynbee) Арнолд Джозеф (14.4.1889, Лон­дон,—22.10.1975, Йорк), англ. историк и социолог. Известность Т. принесло «Исследование истории» («A study of history», v. l—12, 1934—61), в к-ром он под влиянием Шпенглера стремился переосмыслить всё обществ.-историч. развитие человечества в духе теории круговорота локальных цивилизаций. По Т., всемирная история представляет собой лишь совокуп­ность историй отд. своеобразных и относительно замк­нутых цивилизаций (в первонач. варианте он их нас­читывал 21, затем сократил до 13, не считая второсте­пенных, побочных и недоразвитых). Каждая цивилиза­ция проходит в своём развитии стадии возникновения, роста, надлома и разложения, после чего, как правило, гибнет, уступая место другой. Считая социальные про­цессы, последовательно происходящие в этих цивили­зациях, аналогичными, Т. пытался вывести на этом основании нек-рые формальные «эмпирич. законы» повторяемости обществ. развития, позволяющие пред­видеть гл. события в обозримом будущем. Движущей силой развития цивилизаций, как считал Т., следуя Бергсону, является «творческое меньшинство», носитель мистич. «жизненного порыва», к-рое, удачно отвечая на различные историч. «вызовы», увлекает за собой «инертное большинство». Своеобразие этих «вызовов» и «ответов» определяет специфику каждой цивилизации, иерархию её социальных ценностей и филос. концеп­ции смысла жизни. Оказавшись однажды неспособной решить очередную социально-историч. проблему, «творч. элита» превращается в господствующее мень­шинство, навязывающее свою власть силой, а не авто­ритетом; отчуждённая же масса населения становится «внутр. пролетариатом», к-рый совместно с варварской периферией, или внеш. пролетариатом, в конечном счё­те разрушает данную цивилизацию, если она прежде не гибнет от воен. поражения либо от естеств. ката­строф. Стремясь ввести в свою концепцию элементы поступат. развития, Т. усматривал прогресс челове­чества в духовном совершенствовании, в религ. эволю­ции от примитивных анимистич. верований через уни-верс. религии к единой синкретич. религии будущего.

Концепция Т. является идеалистич. ответом на по­зитивистский эволюционизм; она содержит также свое­образную альтернативу «европоцентризму». В своих последующих работах, особенно в диалоге с япон. учёным Д. Икэдой («Choose Life. A dialogue», 1976), Т. всё больше обращался к совр. социальным пробле­мам капиталистич. Запада; по его мнению, выход из глубоких внутр. противоречий капиталистич. системы и конфликта между Западом и «третьим миром» лежит на пути духовного обновления, отказа от меркантили­стской философии и абсолютизации материальных ценностей, а также в возрождении гармонии между человеком и природой. Т. сочувственно относился к нац.-освободит. движению, выступал за мирное сосу­ществование и взаимопонимание между Западом и социалистич. странами.

Идеи Т. оказали значит. влияние на социальную философию и обществ. сознание капиталистич. Запада.

• The world and the West, L., 1953; America and the world re­volution, N. Y., 1962; Change and habit, L., 1966; Experien­ces, L.—[a. o.], 1969; Cities on the move, L., 1970; Mankind and mother earth. A narrative history of the world, N. Y.— L., 1976; Диалог историков. Переписка А. Тойнби и Н. Конрада, в кн.: Конрад Н. И., Избр. труды. История, М., 1974, с. 270—82.

• Кон И. С., Филос. идеализм и кризис бурж. историч. мысли, М., 1959; Араб-Оглы 9. А., Концепция историч. круговорота, в сб.: Историч. материализм и социальная фило­софия совр. буржуазии, М., 1960; Mapкарян Э. С., О концепции локальных цивилизаций, Ер., 1962; Ч е с н о-к о в Г. Д., Совр. бурж. философия истории, Горький, 1972;

ТОЙНБИ

Рашковский Е. Б., Востоковедная проблематика в культурно-историч. концепции А. Дж. Т., К., 1976; Семе­нов Ю. Н., Социальная философия А. Т. Критич. очерк, М., 1980 (библ.); Anderle О. F., Das universalhistorische System A. J. Toynbees, Fr./M., 1955; Toynbee and history, ed. by M. E. A. Montagu, Boston, 1956; L'histoire et ses interpreta­tions, P.—La Haye, 1961; M or t on S. F., A bibliography of A. J. Toynbee, Oxf., 1980.

ТОКВИЛЬ (Tocqiieville) Алексис (29.7.1805, Верней, ныне Вернёй-сюр-Сен, доп. Ивелин, —16.4.1859, Канн), франц. социолог, историк и политич. деятель.

В кн. «О демократии в Америке» (т. 1—2, 1835, рус. пер. 1897) Т., ясно осознавая неизбежность бурж.-де-мократич. преобразований, рассматривает развиваю­щееся бурж. общество под углом зрения соотношения в нём свободы и равенства, взаимодействия политич. власти и обществ. организма в целом. При этом Т. анализирует три негативных аспекта бурж. эгалита­ризма, к-рые способствовали торжеству деспотизма в Сев. Америке и Европе. Во-первых, политич. центра­лизация как оружие равенства в борьбе с привилегия­ми феод. аристократии, соединяясь с адм. централиза­цией и бюрократизацией, резко усиливает власть гос-ва, к-рое устанавливает контроль над всеми сферами обществ.

жизни и становится душителем свободы. Во-вто­рых, бурж. равенство порождает индивидуализм, к-рый изолирует людей друг от друга, замыкает их в рамках частной жизни и создаёт тем самым благоприятную поч­ву для деспотизма. В-третьих, «извращённая» (мелко­буржуазная) склонность к равенству, в основе к-рой стремление низвести всех до уровня массы, приводит к «равенству в рабстве». Осуществление тенденций к дес­потизму, по Т., во многом зависит от прочности об­щинных учреждений и орг-ций, находящихся между гос-вом и индивидом. Противостоять этим тенденциям, по Т., могут нек-рые институты, напр. существующие в США: федеративная форма гос-ва, региональное раз­нообразие, свобода политич. и гражд. ассоциаций и т. д. Однако Т. считает, что осн. направлением раз­вития бурж. общества является политич. и адм. цент­рализация. Поэтому он приходит к пессимистич. выводу о неизбежности тирании и деспотизма в бурж. обще­стве.

В кн. «Старый порядок и революция» (1856, рус. пер. 1918) Т. пытался выявить преемственность между про­шлым и «новым порядком» и утверждал, что и без ре­волюции была возможна ликвидация феод. режима.

Либерально-консервативные идеи Т. оказали боль­шое влияние на бурж. обществ. мысль (Тэн, Дюрк-гейм, Теннис, М. Вебер, Манхейм).

• Oeuvres completes, t. l—12, P., 1951—64; в рус. пер.— Воспоминания, М., 1893.

• Mayer J. P., Alexis de Tocqueville, N. Υ.,1940; N i s-b et R. A., The sociological tradition, L., 1967.

ТОЛАНД (Toland) Джон (30.11.1670, близ Лондон­дерри, Сев. Ирландия,—11.3.1722, Патни, близ Лон­дона), англ. философ-материалист. В несохранившемся соч. «Племя левитов» («Tribe of Levi», 1691) и книге «Христианство без тайн» («Christianity not mysterious», 1696) выступил против христианской религии и церк­ви. По обвинению в нападках на религию и нравствен­ность книга была осуждена на сожжение (1697), Т, был приговорён к тюремному заключению, но бежал. В дальнейшем Т. издал политич. соч. англ. республи­канцев Дж. Мильтона (1699) и Дж. Гаррингтона (1700). В своём гл. филос. соч. «Письма к Серене» («Letters to Serena», 1704) Т. развивал учение о единстве движе­ния и материи, согласно к-рому движение есть суще­ственное и неотъемлемое свойство материи. Подверг­нув критике учение Спинозы о субстанции и концепцию Ньютона об абс. пространстве, Т. выдвинул положение о неразрывной связи пространства и времени с движу­щейся материей. Значит. вкладом в развитие филос. материализма явилась отстаиваемая Т. идея материаль­ности бесконечной и вечной Вселенной. Элементы диа­лектики содержались в учении Т. о присущей материи изначальной активности, о её самодвижении. Вместе

с тем Т. оставался в рамках механистич. материализ­ма: отрицал развитие природы, не связывал движение материи с её качеств. изменениями. Выступив с деис-тич. критикой религ. мировоззрения, Т. приближался к позициям атеизма. В последнем произв. «Пантеисти-кон» (1720) пропагандировал материализм и натурали-стич. пантеизм. Идеи Т. оказали большое влияние на развитие англ. и франц. материализма 18 в.

* The miscellaneous works, v. l—2, L., 1747; в рус. пер.— збр. соч., М.— Л., 1927; Англ. материалисты 18 в., т. 1, М., 1967; Англ. свободомыслие, Д. Локк, Д. Т., А. Коллинз. Пере­воды, М., 1981.

• Мееровский Б. В., Англ. материализм 18 в., в кн.: Англ. материалисты 18 в., т. 1, М., 1967; его же, Дж. Т., М., 1979; Джохадзе Д. В., Дж. Т., в кн.: История диа­лектики 14—18 вв., М., 1974; Lantoine Α., J. Toland, 1670 — 1722, P., 1927.

ТОЛСТОВСТВО, религ.-утопич. направление в обществ.

мысли и обществ. движении России кон. 19 — нач. 20 вв., сложившееся на основе учения Л. Н. Тол­стого. Основы Т. изложены Толстым в «Исповеди», «В чём моя вера?», «Крейцеровой сонате» и др. Толстой с огромной силой нравств. осуждения подверг критике гос. учреждения, суд, церковь, аппарат власти и офиц. культуру тогдашней России. Однако критика эта была противоречива. Заключая в себе нек-рые социалистич. идеи (стремление создать на месте помещичьего земле­владения и полицейски-классового гос-ва общежитие свободных и равноправных крестьян), учение Тол­стого вместе с тем идеализировало патриархальный строй жизни и рассматривало историч. процесс ст. зр. «вечных», «изначальных» понятий нравственного и ре­лиг. сознания человечества. Толстой сознавал, что плоды культуры в зап.-европ. и рус. обществе 19 в. остаются недоступными народу и даже воспринимают­ся им как нечто чуждое и ненужное. Однако правомер­ная критика существовавшего распределения куль­турных благ между различными классами превращается у Толстого в критику самих культурных благ вообще.

Аналогичные противоречия присущи и толстовской критике науки, философии, искусства, гос-ва и т. д. Толстой полагал, что совр. наука утратила сознание того, в чём назначение и благо людей. Ответ на вопрос о смысле жизни, без к-рого человек теряется в много­численности существующих и бесконечности возможных знаний, может быть получен только из разума и сове­сти, но не из спец. науч. исследований. Гл. задачу осознавшей себя личности Толстой видел в усвоении многовековой нар. мудрости и религ. веры, к-рая одна даёт ответ на вопрос о назначении человека.

Религия Толстого почти целиком сводилась к этике любви и непротивления и своей рационалистичностью напоминала учения нек-рых сект протестантизма, обес­ценивающих значение мифологич. и сверхъестеств. компонентов религ. веры. Критикуя церковное веро­учение, Толстой считал, что догматы, к к-рым церковь сводила содержание христианства, противоречат эле­ментарнейшим законам логики и разума. Согласно Толстому, этич. учение первоначально составляло гл. часть христианства, но в дальнейшем центр тяжести переместился из этической в философскую («метафи-зич.») сторону. Главный грех церкви он видел в её уча­стии в обществ. порядке, основанном на насилии и угне­тении.

Толстой разделял иллюзию идеалистич. этики о воз­можности преодоления насилия в отношениях между людьми путём «непротивления», нравств. самосовер­шенствования каждого отд. человека, полного отказа от к.-л. борьбы.

Считая всякую власть злом, Толстой пришёл к без­условному отрицанию гос-ва, т. е. к учению анархизма. Упразднение гос-ва должно произойти путём мирного и пассивного воздержания и уклонения, отказа каждого члена общества от всех гос. обязанностей и должностей и к.-л. участия в политич. деятельности.

Последователи Толстого проповедовали «всеобщую любовь», непротивление злу насилием, религ. и нравств.

совершенствование как средство преобразования об­щества, организовывали производств. земледельч. об­щины, призывали к отказу от платежа податей и несе­ния воен. службы. Церковь и власти преследовали тол­стовцев, ссылали их в Сибирь и Закавказье. Возник­шие в 1880-х гг. в Тверской, Симбирской, Харьковской губерниях и в Закавказье колонии толстовцев (т. н. культурные скиты) вскоре распались. Т. нашло после­дователей в Зап. Европе, Японии, Индии (Ганди), к-рые в 1880—1900-х гг. пытались создать толстовские колонии в Великобритании и Юж. Африке. Идеология Т., в частности проповедь квиетизма и непротивлен­чества, была подвергнута резкой критике В. И. Ле­ниным (см. Ленин о Л. Н. Толстом, М., 1969).

• Кривенко С. Н., На распутьи, M., 19012; Π ρ у г а-вин А. С., О Льве Толстом и толстовцах, М., 1911; Ас-мус В. Ф., Мировоззрение Толстого, в кн.: Избр. филос. труды, т. 1, М., 1969.

ТОМАС (Thomas) Уильям Айзек (13.8.1863, графство Рассел, Виргиния,— 5.12.1947, Беркли, Калифорния), амер. социолог, представитель психологизма в социо­логии.

Ядро теории Т.— понятие социальной ситуации, включающее три взаимосвязанных элемента: объектив­ные условия (социальные нормы и ценности); установ­ки индивида и группы; определение ситуации дейст­вующим лицом. В написанной совместно с Ф. Знанец-ким кн. «Польский крестьянин в Европе и Америке» («The Polish peasant in Europe and America», v. l—5, 1918—20) осн. внимание уделено анализу второго эле­мента. Когда определение ситуации индивидом не сов­падает с групповыми ценностями, возникают конф­ликты и социальная дезинтеграция, порождающие мн. болезни совр. общества.

Анализируя причины и движущие силы, лежащие в основе обществ. жизни и личностных установок чело­века, Т. под влиянием психоанализа выдвигает уче­ние о четырёх осн. желаниях человека: нового опыта, безопасности, признания и господства. В конечном счёте Т. считал, что желания обусловливаются темпе­раментом.

Совместно со Знанецким Т. разработал типологию личностей людей по характеру их приспособляемости к социальному окружению: мещанский тип (для него характерны традиционные установки); богемный (не­стойкие и несвязанные установки, высокая степень при­способляемости); творческий. Т. утверждал, что разви­тие обществ. жизни и культуры определяется лишь творч. личностями, способными на изобретения и ново­введения; источник прогресса он видел в психологич. качествах людей, обусловленных их темпераментом.

В развитии техники социологич. исследования боль­шую роль сыграло использование Т. личных докумен­тов (биограмм) — писем, дневников, автобиографий. Работы Т. знаменовали переход амер. социологии к эмпирич. исследованиям.

• Sex and society, Chi.— L., 1907; Source book for social ori­gins, Boston, 19202; The unadjusted girl, Boston, 1923; The child in America, N. Y., 1928 (совм. с D. S. Thomas); Primitive behavior, N. Y.— L., 1937; Social behavior and personality, ed. by E. H. Volkart, N. Y., 1951; On social organization and social personality. Selected papers, ed. with an introd. by M. Janowitz, Chi., 1966.

• Young K., Contributions of W.I. Thomas to sociology, «Sociology and Social Research», 1962, v. 47, № 1; 1963, v. 47, № 2 — 4.

ТОМИЗМ (от лат. Thomas — Фома), направление в схоластич. философии и теологии католицизма, по­рождённое влиянием Фомы Аквинского. Для Т. в це­лом характерно стремление соединить строго ортодок­сальную позицию в религ. вопросах с подчёркнутым уважением к правам рассудка, здравого смысла (в от­личие от августинианства, апеллирующего к интуи­ции). С этим связаны: ориентация более на Аристотеля, чем на Платона и неоплатоников (модифицированная,







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 456. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия