Студопедия — ФРАНКФУРТСКАЯ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ФРАНКФУРТСКАЯ






по истории религии и атеизма, проблемам историч. материализма и науч. коммунизма, методологии исто-рии, критике бурж. социологии. Канд. в чл. ЦК КПСС с 1961.

• Философия и социология. Избр. труды, М., 1971; Борьба за мир. Избр. труды, М., 1971; Науч. атеизм. Избр. труды, М., 1972.

• Георгий Павлович Ф. (1903—1969), М., 1974.

ФРЕГЕ (Frege) Готлоб (8.11.1848, Висмар,—20.7.1925, Бад-Клайнен), нем. логик и математик. В фундамен­тальном труде «Осн. законы арифметики» («Grundge­setze der Arithmetik», Bd 1—2, 1893—1903) Ф. постро­ил систему формализованной арифметики на основе разработанного им расширенного исчисления преди­катов с целью обоснования идеи о сведении математики к логике (т. е. концепции логицизма). Однако система Ф. оказалась противоречивой, что было обнаружено Расселом. Сформулировал ряд идей и понятий, разра­ботка к-рых во многом предопределила развитие логи­ки в 20 в.: ввёл понятие логич. функции и различение свойств и отношений как соответственно одноместных и многоместных логич. функций; впервые стал употреб­лять кванторы; ввёл понятие истинностного значения и др. Ф. систематически исследовал отношения между языковыми выражениями и обозначаемыми ими пред­метами, а также провёл важное различие между значе­нием и смыслом языковых выражений. Работы Ф. заложили основы логич. семантики.

• Begriffsschrift..., Halle, 1879; Ober Sinn und Bedeutung, «Zeitschrift für Philosophie und philosophische Kritik», 1892, Bd 100, H. 1.

• Бирюков Б. В., Теория смысла Г. Ф., в кн.: Приме­нение логики в науке и технике, [М., I960]; его же, О взгля­дах Г. Ф. на роль знаков и исчисления в познании, в кн.: Ло­гич. структура науч. знания, М., 1965; С т я ж к и н Н. И., Формирование математич. логики, М., 1967 (лит.).

ФРЕЙБУРГСКАЯ ШКОЛА, см. Баденская школа.

ФРЕЙД (Freud) Зигмунд (6.5. 1856, Фрайберг, Австро-Венгрия,—23.9.1939, Хэмпстед, близ Лондона), австр. невропатолог, психиатр, психолог, основоположник психоанализа. Проф. Венского ун-та (с 1902). После захвата Австрии фаш. Германией (1938) эмигрировал в Великобританию.

Ранние работы Ф. посвящены физиологии и анатомии головного мозга. Под влиянием франц. школы (Шарко, Бернхайм) с кон. 80-х гг. занимался проблемами невро­зов, с сер. 90-х гг. разрабатывал психоанализ — пси-хотерапевтич. метод лечения неврозов, основанный на технике свободных ассоциаций и анализе ошибоч­ных действий и сновидений как способе проникнове­ния в бессознательное. Одним из первых начал изучать психологич. аспекты развития сексуальности, в к-ром выделил ряд стадий. В 1900-х гг. выдвинул общепси-хологич. теорию строения психич. аппарата как энер-гетич. системы, в основе динамики к-рой лежит кон­фликт между сознанием и бессознат. влечениями, в 1920-х гг.— учение о психич. структурах личности («Я и Оно», 1923, рус. пер. 1924). Неправомерно расширяя сферу применения психоанализа, Ф. попы­тался распространить его принципы на сферу со­циальной психологии («Психология масс и анализ че-ловеч. Я», 1921, рус. пер. 1925) и различные области человеч. культуры — мифологию («Тотем и табу», 1913, рус. пер. 1923), фольклор, художеств. творчество и т. д., вплоть до истолкования религии как особой формы коллективного невроза («Будущность одной иллюзии», 1927, рус. пер. 1930). Сублимация — центр. понятие у Ф. в его психологич. трактовке культуры, к-рая рассматривается им как результат неизбежного компромисса между стихийными влечениями и требо­ваниями реальности («Неудовлетворённость в куль­туре», 1930). В целом идейная эволюция взглядов Ф. шла от «физиологич. материализма» к утверждению ав­тономии психического и антропологич. построениям, близким натуралистич. разновидностям философии жизни. Влияние идей Ф. сказалось на самых различных направлениях бурж. философии, социологии, социаль-

ной психологии, лит-ры π иск-ва.(см... Фрейдизм, Нео­фрейдизм).

• Gesammelte Werke, Bd l—18, Stufig., 1966—69; в русском пер. Избранное, т. 1—2, Лондон, 1969—; Психопатология обыденной жизни, М., 1910; Толкование сновидений, М., 1913; Лекции по введению в психоанализ, т. 1—2, М., 1922; Осн. психологич. теории в психоанализе, М.— П., 1923; Очерки по психологии сексуальности, М.— П., [б. г.]; Остроумие и его отношение к бессознательному, Μ., 1925.

• Виттельс Φ., Φ. Его личность, учение и школа, пер. с нем., Л., 1925; У о л л с Г., Павлов и Ф., пер. с англ., М., 1959; Jones E., Sigmund Freid, life and work, new ed., v. 1—3, L., 1954—57; S nil о way F. J., Freud biologist ofthe mind, N. Y., 1979; Clark R. W., Freud. The man and the cause, N. Y., 1980. Д. H. Ляликов.

ФРЕЙДИЗМ,общее обозначение различных школ и те­чений, стремящихся применить психологич. учение Фрейда для объяснения явлений культуры, процессов творчества и общества в целом. Ф. как социальную и филос.-антропологич. доктрину следует отличать от психоанализа как конкретного метода изучения бессоя-нат. психич. процессов, принципам к-рого Ф. придаёт универс. значение, что приводит его к психологизации общества и личности.

Ф. с самого начала своего существования не пред­ставлял собой чего-то единого; двойственное отноше­ние самого Фрейда к бессознательному, в к-ром он видел источник одновременно как творческих, так и разрушит. тенденций, обусловило возможность раз­личного, иногда прямо противоположного истолкования принципов его учения. Уже среди ближайших учени­ков Фрейда в 1910-х гг. возник спор о том, что следует считать осн. движущим фактором психики. Если у Фрейда таковым признаётся энергия бессознат. пси­хосексуальных влечений, то у А. Адлера и в основанной им индивидуальной психологии эту роль играет комп­лекс неполноценности и стремление к самоутвержде­нию, в школе «аналитической психологии» К. Г. Юнга первоосновой считается коллективное бессознательное и его архетипы, а для Ü. Ранка (Австрия) вся человеч. деятельность оказывалась подчинённой преодолению первичной «травмы рождения». Широкое распростра­нение Ф. началось после 1-й мировой войны и было связано как с общим кризисом бурж. общества и куль­туры, так и с кризисом ряда традиц. направлений пси­хологич. науки. При этом различные направления Ф. стремились восполнить отсутствующее у Фрейда фи-лос. и методологич. обоснование положений его уче­ния, опираясь на разные филос. и социологич. доктри­ны. Выделилось биологизаторское течение, клоня­щееся в сторону позитивизма и бихевиоризма и особен­но влиятельное в США; оно оказало значит. воздействие на развитие психосоматич. медицины (психосоматика); к этому же направлению примыкают и опыты сближе­ния Ф. с рефлексологией, кибернетикой и т. д. Получил распространение т. н. социальный Ф.; в своей традиц. форме он рассматривает культурные, социальные и по-литич. явления как результат сублимации психосек­суальной энергии, трансформации первичных бессоз­нат. процессов, играющих во Ф. роль базиса по отно­шению к социальной и культурной сфере. В кон. 1930-х гг. возник неофрейдизм, к-рый стремится пре­вратить Ф. в чисто социологич. и культурологич. док­трину, порывая при этом с концепцией бессознатель­ного и с биологич. предпосылками учения Фрейда; наибольшее распространение он получил в США после 2-й мировой войны (Э. Фромм, К. Хорни, Г. Салливан). С кон. 40-х гг. 20 в. под воздействием экзистенциализма возникли т. н. экзистенциальный анализ (Л. Бисвангер, Швейцария) и мед. антропология (В. Вайцзеккер, ФРГ). Характерны попытки использования Ф. со стороны про­тестантских (Р. Нибур, П. Тиллих) и отчасти като-лич. теологов (И. Карузо в Австрии и др.). Специфич. преломление Ф. получил в 1960-х гг. в идеологии «но­вых левых» (Г. Маркузе, «Эрос и цивилизация» — «Eros and civilization», 1955, и др.) через посредство ученика Фрейда В. Райха. Влияние Ф. особенно проявилось в социальной психологии, этнографии (амер. культур-антропология, тесно связанная с неофрейдизмом), ли­тературоведении, лит. и художеств. критике. Наряду с этим воздействие Ф. сказалось в теории и практики различных модернистских художеств. течений (сюрреа­лизм, претендовавший на расширение сферы иск-ва че­рез привлечение бессознательного, и т. д.).

•Волошинов В. Н., Фрейдизм, М.—Л., 1927 Ярошевский М. Г., История психологии, M., 19762 гл. 12, 13; Браун К. - X., Критика фрейдо-марксизма... пер. с нем., М., 1982; Freud and the 20th century, Cleve land, 1963; В г о w n J. А. С., Freud and post-freudians Harmondsworth, 1967; см. также лит. к статьям Фрейд, Пси-хоанализ, Неофрейдизм.

ФРИЗ (Fries) Якоб Фридрих (23.8.1773, Барби, Сак­сония, — 10.8.1843, Йена), нем. философ-идеалист. В 1818—24 лишён профессуры за участие в студенч. дви­жении. Истолковывал учение Канта в духе психологиз­ма, считая, что априорные элементы познания могут быть установлены эмпирически. Основой философии считал психологич. антропологию. Рассматривал мир как организм, построенный по законам механики и ма­тематики. Оказал влияние на Л. Нельсона, основавше­го т. н. неофризскую школу.

• Handbuch der practischen Philosophie, Bd 1—2, Hdlb., 1817—32; Wissen, Glauben und Ahndung, В., 19312; Neue oder anthropologische Kritik der Vernunft, Bd 1—3, В., 19352; Hand­buch der psychischen Anthropologie, Bd 1—2, Jena, 1837—392.

• Henke E. L. T., J. F. Fries, Lp/.., 1867; B l ο­c h i n g K. H., J. F. Fries' Philosophie als Theorie der Subjek­tivität, [Münster], 1969.

ФРОЛОВ Иван Тимофеевич (р. 1.9.1929, с. Доброе, ны­не Липецкой обл.), сов. философ, чл.-корр. АН СССР (1976). Чл. КПСС с 1960. Окончил филос. ф-т л аспи­рантуру МГУ им. М. В. Ломоносова (1956). В 1952—65 на редакторской работе, сначала в Москве, затем в Пра­ге. В 1965—68 на парт. работе. В 1968—77 гл. ред. журн. «Вопросы философии». В 1977—80 отв. секре­тарь журн. «Проблемы мира и социализма». С 1980 пред. Науч. совета при Президиуме АН СССР по филос. и социальным проблемам науки и техники. Осн. рабо­ты в области диалектич. материализма и филос. вопро­сов совр. естествознания, социально-филос. проблем науч.-технич. революции.

• О причинности и целесообразности в живой природе. (Филос. очерк), М., 1961; Очерки методологии биологич. иссле­дования. (Система методов биологии), М., 1965; Генетика и диа­лектика, М., 1968; Проблема целесообразности в свете совр. науки, М., 1971; Мендель, менделизм и диалектика, М., 1972 (совм. с С. А. Пастушным); Методологич. принципы теоретич. биологии, М., 1973; Совр. наука и гуманизм, М., 1974; Прогресс науки и будущее человека, М., 1975; Менделизм и филос. проб­лемы совр. генетики, М., 1976 (совм. с С. А. Пастушным); Пер­спективы человека, М., 1979; Жизнь и познание, М., 1981; Гло­бальные проблемы современности; науч. и социальный аспекты, М., 1981 (совм. с В. В. Загладиным).

ФРОММ (Fromm) Эрих (23.3.1900, Франкфурт-на-Май-не,— 18.3.1980, Муральто, Швейцария), немецко-амер. психолог и социолог, представитель неофрейдизма. В 1929—32 сотрудник Ин-та социальных исследований во Франкфурте-на-Майне; в 1933 эмигрировал в США. Ф. отходит от биологизма Фрейда, приближаясь по своим взглядам к антропологич. психологизму и экзи­стенциализму. Разрабатывая целостную концепцию лич­ности, Ф. стремился выяснить механизм взаимодействия психологич. и социальных факторов в процессе её фор­мирования. Связь между психикой индивида и социаль­ной структурой общества выражает, по Ф., социальный характер, в формировании к-рого особая роль принад­лежит страху. Страх подавляет и вытесняет в бессоз­нательное черты, несовместимые с господствующими в обществе нормами. Типы социального характера со­впадают с различными историч. типами самоотчуждён­ного человека [накопительский, эксплуататорский, «ре­цептивный» (пассивный), «рыночный»]. Различные фор­мы социальной патологии в совр. бурж. обществе Ф. также связывает с отчуждением. Критикуя капитализм как больное, иррациональное общество, Ф. с позиций надклассового гуманизма выдвигал утопич. проект со-







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 435. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия