Студопедия — Комментарий. [1] См. примечание [2] к статье метафора.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Комментарий. [1] См. примечание [2] к статье метафора.






[1] См. примечание [2] к статье метафора.

[2] Эллипсис и М. связывает отношение импликации, ср. читал охотно [роман] Апулея, владел кистью = владел искусством кисти.

ОБРАЩЕНИЕ,-я (adress). Грамматически независимый компо­нент предложения или сверхфразового единства, называющий адресата речи. В поэтическом тексте является стилистической фигурой.


Мой первый друг, мой друг бесценный!/И я судьбу благословил.. (А.С.Пушкин). Флоренция, ты ирис нежный (А.Блок). О чем ты воешь, ветр ночной? (Ф.И.Тютчев). О белая, о нежная, живи! Тебя сорвать мне страшно, хризантема (И.Анненский).

■=> обращенный (вопрос)

Ш "Условность обращений в поэтическом тексте, ослабление или отсутствие в них собственно апеллятивной функции, статус композиционной формы, употребляемой по традиции, - все эти особенности обращений небезразличны для структуры поэтического текста" [Ковтунова 1986, 104).

"Для художественного произведения важно все - кто произносит обращение, как и в какой ситуации он это делает, какую позицию обращение занимает в реплике и многое другое" [Глушкова 1984, 135].

Обращение к... Позиция обращения... Обращение в форме...

Т. Синоним: апострофа* [1]

Квазисиноним: апеллятив

Род: грамматически независимый компонент предложения, стилистическая фигура, композиционный прием

Вид: О. к лицам vs. О. к не-лицам; О.-характеристика, О.-номи-нация; О.-прилагательное, О.-существительное, О.-обособленный оборот

Целое: предложение, сверхфразовое единство; реплика

Компонент: вокативное междометие, звательная интонация

Параметр: отсутствие синтаксической связи

Носитель параметра: адресат

Функция: адресация/апеллятивная, номинация, характеризация*; текстообразующая

Выражение: именная группа, обособленный оборот, номинатив, вокатив; звательная форма

Объект операции=Имплицируемое: главная тема текста*

Инструмент^ Имплицирующее: олицетворение* [2]

Имплицирующее: диалог [3]

Имплицируемое: поэтическая коммуникация; императив

Уровень: синтаксис


А: художественный текст: лирика, послание...; магические разговорная речь *Г сфера В: поэтический синтаксис, стилистика

Г* Комментарий

f [1] О. представляет собой хороший пример того, как нейтральное языковое явление преобразуется в поэтической речи (ср. такое Свойство поэтического О., как расширение поля адресатов, связанное е олицетворением неодушевленных предметов). В тезаурусной Ч1СГИ словарной статьи "О." термины, относящиеся к описываемому понятию в поэтическом тексте, помечены специальным знаком *. Основные термины для заполнения тезаурусных функций поэтического О. были нами взяты из [Ковтунова 1986].

[2] Олицетворение можно, по-видимому, рассматривать одно­временно и как инструмент (механизм) поэтического О., и как то, что обусловливает О. ("имплицирующее"): обращаясь к неоду­шевленному предмету, мы олицетворяем его.

[3] Без диалога - воображаемого диалога в поэтическом языке или воображаемой диалогической ситуации - О. невозможно.

ОКСЮМОРОН, -ы, оксиморон (oxymoron). Стилистическая фигура. Сочетание слов, противоречащих друг другу по значению, в результате чего рождается новый концепт.

, • Жар холодных числ (А.Блок). Чужбина, родина моя! (М.Цветаева). Покорный энтузиазм толпы (П.Я.Чаадаев). Горизонты вертикальные (В.С.Соловьев). Неудачливый удачник (А.Крон). Живой труп. Сон наяву. Клеветнический факт.

■=> оксюморонный/оксиморонный ((слово)сочетание, смысл), оксю-«ороннее [1]

- Ш "Всегда выражаемый словосочетанием, а не предложением, оксюморон демонстрирует как бы не замечаемую, не актуали-зируемую отправителем речи несовместимость (взаимоисключающий Характер соотношения) семантических компонентов. Этим он отличается от антитезы" [Скребнев 1975, 155]. "В оксюмороне ^противоречие ощущается, а затем разрешается. Если оно не


ощущается, то это не оксюморон, а если не разрешается, то -бессмыслица" [Павлович 1979, 240].

Синтез оксюморона... Члены оксюморона

Т. Коррелят: антитеза [2]; катахреза

Род: алогизм

Пространство реализации=Выражение: словосочетание [3]

Параметр: синтагматическая антонимия

Функция: номинация; экспрессивная

Сфера А: поэтический текст; пародия

Сфера В: семантика, стилистика, поэтика

Прочее: семантическая валентность

Комментарий

[1] Ср. "... чем лаконичнее словосочетание, тем оно "оксюморонее" [Павлович 1979, 239]. Далее в тексте статьи автор употребляет данный компаратив уже без кавычек.

[2] О. и антитеза являются коррелятами по функции "выражение": для О. это словосочетание, для антитезы - предложение.

[3] Чаще всего О. выражается именной или атрибутивной синтагмой.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, -я (personification). Изображение

неодушевленного предмета как одушевленного в экспрессивных целях. Относится к тропам.

Воздух дышит ароматом./Усмехается заря (Г.Р.Державин). Мне лепетал любимый лес:/Верь, нет милей родных небес (Н.А.Некрасов). Небу под снег хотелось/ Улицу бил озноб; Рояль дрожащий пену с губ оближет (Б.Пастернак). Сеет луны, таинственный и длинный,/ Плачут вербы, шепчут тополя (С.Есенин). Невыразимая печаль / Открыла два огромных глаза./ Цветочная проснулась ваза / И выплеснула свой хрусталь (О.Мандельштам).

■=> олицетворять, олицетворяющий (деталь, прием); суппл.

персонифицированный (образ времени)

Ш "Там, где поэт верит сам в одушевленность предмета, им изображаемого, не следовало бы даже говорить об олицетворении как


явлении стиля, ибо оно связано тогда не с приемами изображения, а определенным анимистическим миросозерцанием и

роозерцанием и

" [Петровский 1925, 532]. "Олицетворение - семан­тически одноплановый троп, основанный на увеличении реальной деры духовности предмета или опредмеченного свойства, поэтому базисная позиция Олицетворения] в грамматической структуре предложения - это субъект или объект активного глагольного действия" [Очерки... 1994, 98].

Олицетворение Х-а (природы, явления и т.п.)... Олицетворение в народной поэзии

Т. Синоним: персонификация, прозопопея, персонализация Коррелят: метонимия

Экстенсиональное пересечение: метафора [1], сравнение Род: троп V стилистический прием

Вид: развернутое О.; мифологическое О., пейзажное О., психо­логическое О....

Параметр: одноплановость, антропоморфизм; семантическое согласование

функция: экспрессивная

Сфера А: художественный текст, фольклорныый текст Сфера В: поэтика, стилистика, риторика, фольклористика, лексикология

Имплицируемое: обращение Прочее: аллегория

Комментарий

[1] О. очень часто рассматривается как разновидность метафоры. Действительно, зона пересечения метафоры и О. достаточно велика. Специфика О. как однопланового тропа, в отличие от метафоры как Двупланового тропа, наиболее обстоятельно была описана в работах Е.А.Некрасовой.


 





поэтический текст, сакральный текст [4] письменная речь: акростих

ПАЛИНДРОМ, -ы, палиндромон (palindromon). Слово, стихо­творная строка или фраза, одинаково читаемые по буквам как справа налево, так и слева направо.

Signa te signa, temere me tangis et angis.

Roma, tibi subito motibus ibit amor [1]

Аргентина манит негра (Н.Булгаков). Тюлень не лют (С.Кирсанов) Аксиома самоиска (А.Вознесенский)

А крут! терт! болтун! горд? Он дивен, а?! Жириновский - икс! Вон и рижане, видно, дрогнут, лоб трет турка (В.Ковальджи)

■=> палиндромический (поэма, речь, сонет, строка, фраза, явления в языке) / палиндромный (изречение, слова - ср. в рус. яз. казак, топот), палиндромия (явление палиндромии, палиндромия как прием, применение палиндромии в создании компьютерных языков), палиндромичность (палиндромичность и рифменность), "полупалиндромный" ("полупалин-дромная" строка), палиндромист (поэт-палиндромист), квадропалиндром [2]

Ш "Палиндромы означают реверс времени в пространстве текста, время в синтагматике течет не только от начала к концу, но и в обратном порядке; тем самым его однонаправленность нейтра­лизуется, оно оказывается преодолимым" [Смирнов 1977, 125]. "Палиндром активизирует скрытые пласты языкового сознания и является исключительно ценным материалом по проблемам функциональной асимметрии мозга" [Лотман 1984, 20].

Палиндром Х-а... Составление палиндромов... Двучленный палиндром... Восприятие палиндрома... Поэма, написанная палиндромами

Т. Синоним: перевертень, "рачьи стихи" [3] Коррелят: анаграмма Род: языковая игра

Вид: магический, шуточный, поэтический... Компонент: буква

Пространство реализации: заклинание, магическая формула, надписи на воротах, на могилах..., шуточные стихотворения Параметр: зеркальная симметрия Функция: экспрессивная, эстетическая, магическая Операция: преобразование текста; обратное чтение








Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 608. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия