Студопедия — Mokomo@yandex.ru
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

[email protected]






ЯЗЫЧНИКИ

Действующие лица:

 

МАРИНА – 40 лет, жена Олега

 

ОЛЕГ – 40 лет, муж Марины.

 

КРИСТИНА – 18 лет, дочь Марины и Олега.

 

НАТАЛЬЯ – Наталья Степановна, 60 лет, мать Олега, свекровь Марины.

 

БОЦМАН – Николай, 60 лет, сосед Марины и Олега.

 

СВЯЩЕННИК - отец Владимир, 40 лет.

 

УЧИТЕЛЬ - университетский преподаватель Кристины, 30 лет.

 

ДОКТОР - врач в больнице скорой помощи, 40 лет.

 

БОМЖ – бомж в парке.

В пьесе используются цитаты из книги "Житие преподобного Серафима Саровского", автор - протоиерей Дмитрий Троицкий (1886-1939), а также православные молитвы.

 

 

1.

Квартира Марины и Олега. Кухня. Мебели нет. Только газовая плита и торчащий из разбитой стены кран. Пол застелен клеенкой. Здесь идет ремонт. В углу - ведра, инструменты, коробки. Боцман стоит у рабочей стенки, которую он должен облицевать плиткой, и курит. Входит Марина.

МАРИНА. Ты что… с утра – вот это всё и…всё?!

БОЦМАН. Быстрее никак. Стена у тебя кривая. И клей дешевый – берется плохо.

МАРИНА. Как кривая?! До тебя же бригада была - все ровненько выровняли!

БОЦМАН. Козлодои, а не бригада. Кривая стена! Марин, дай две гривны, я в ларек за сигаретами.

МАРИНА. Ты что, Боцман, опупел совсем?! Позавчера пять, вчера десять, сегодня две?! Одну плиточку за целый день приклеит и деньги клянчит, как будто полработы кончил! Я твои сигареты знаю! Ты что думаешь, у меня глаз, что ли нет? Или я не чувствую как после сигарет твоих от тебя водкой воняет?! А я уже полтора месяца в этом говне живу, ни мужу еду приготовить, ни посуду помыть! у меня дочь студентка, после института даже накормить ребенка нормально не могу! а ты уже какую неделю с этой стенкой дрочишься и ни хера сделать не можешь!

БОЦМАН. Кто дрочится? Я дрочусь?! Две гривны залупила про дочь мне чешет! Знаем мы ее институт! Видели, как она каждый вечер из иномарок бухая вываливается! Студентка разгильдяйского факультета! Учиться и еще раз учиться блядь!

МАРИНА. Что ты сказал, алкаш недоделанный?!

БОЦМАН. А что слышала!! Мужу она не может приготовить! Да тебя хоть на самую невъебенную кухню посади с самой лучшей плитой, с посудой нахрен этой…блин непригораемой, со всей этой фигней электрической, так ты же… ёпрст даже яйцо сварить не можешь! вон Олежка сколько раз ко мне голодный приползал - дома, говорит, шаром покати, жрать нечего, жена ни хуя не готовит, с утра до вечера только этот доктор на хуй хаус и прочая поебень!

МАРИНА. Что-что?!

БОЦМАН. А что слышала!

МАРИНА. Ах, ты ж старый ты урод! Я его алкаша пожалела, на работу взяла, а он, гадина, грязью меня поливает! Я его урода спасала, когда у него белка была, скорую ему вызывала, откачивала! Да кому ты нахрен нужен – так и сдох бы один в своей конуре, если б не я!

БОЦМАН. Лучше блин сдохнуть, чем потом с тобой дело иметь! Пожалела она меня! Не надо меня жалеть! Спасла меня, к едреной матери, на работу меня взяла. А сказать почему ты меня взяла, а не другого кого? Потому что жадная ты – звиздец! По городу квадратный метр – пятнадцать долларов минимум, и то – поискать еще! А где ты еще такого козла, как я, найдешь, который за восемь будет класть – и тютелька в тютельку, ровненько, епт, чистенько, епт, как в париже нахер!

 

Слышится звук открываемой двери, шаги в коридоре.

 

МАРИНА. Кто это в Париже таких мудаков, как ты, видел?!

БОЦМАН. Кому надо – тот и видел! Я там хоть, в отличие от тебя, был! А тебя – хер кто туда пустит!

 

Входят Олег и Наталья с тяжелыми сумками. Наталья – пожилая сухая женщина в длинном черном одеянии и в платке, надвинутом на самый лоб.

МАРИНА. Олег, ты что этому дебилу жаловался, что я плохо готовлю?!

БОЦМАН. Не плохо, а вообще – нихуя!

МАРИНА (смотрит на Наталью, кричит) Кто это, Олег?! Кто это, я спрашиваю?!!

ОЛЕГ. Мама.

МАРИНА. Кто?!

ОЛЕГ. Марин, мама приехала.

Марина смотрит непонимающим взглядом на свекровь. Наталья Степановна подходит к Марине, обнимает ее, трижды целует и крестит.

НАТАЛЬЯ. Здравствуй, доченька. Здравствуй, милая.

МАРИНА. Я не поняла… Олег…

ОЛЕГ. Марина, это моя мама.

НАТАЛЬЯ. Не помнишь меня, Маринушка? Ну, ничего, ничего, господь управит, господь управит, а я вам воды из святого источника сутеевской божьей матери привезла.

 

Наталья вынимает из сумки пластиковые бутылки с водой, банки с медом и вареньем, какие-то свертки, кулечки, пузырьки, узелки. Все эти гостинцы имеют грязноватенький, убогий, неприятный вид. Боцман, тем временем, сворачивает работу, собирается уходить.

 

МАРИНА. Я не поняла, куда это ты собрался, работничек?! Ты мне сколько будешь мозги трахать?!

БОЦМАН. Не нравится – другого найди. Пусть другой трахает. (Олегу) У тебя двух рублей не будет?

 

Олег отрицательно качает головой.

 

БОЦМАН. (Наталье) Двух рублей не найдется?

МАРИНА. Не давайте ему!

НАТАЛЬЯ. (вынимает из кармана целую горсть мелочи) А возьми, отец мой. Только уж ты на водку не трать – не впрок будет, отец мой.

БОЦМАН. (сгребает мелочь) Не, я не пью вообще.

 

Уходит.

 

МАРИНА. Зачем вы ему дали?! Я ж его до завтрашнего вечера не увижу! А придет – на опохмел клянчить будет, и опять не сделает ни хрена!

НАТАЛЬЯ. И-и-и, дочь моя. Не сквернословь, душу свою коптишь, грех великий. Господь управит! Где тут у вас умыться-то с дороги?

ОЛЕГ. Идем, мам. В ванную. Я покажу.

 

Олег и Наталья выходят. Марина провожает мужа взглядом, полным ненависти.

 

2.

 

Вечер. Гостиная, заставленная старой советской мебелью – польская стенка, старый диван, тумба под телевизор. Стенка закрыта клеенкой - из кухни по всей квартире оседает строительная пыль. Телевизор стоит на полу, а на тумбе находится старая швейная машинка, на ней горой навалена ткань. Марина, Олег и Наталья сидят за старым советским полированным столом, укрытым клеенкой и пьют чай. Точнее, чай пьет одна Наталья, аппетитно закусывая медом, а Олег и Марина молча сидят и смотрят на нее. У Марины – перекошенное злое лицо, Олег – растерян и утомлен.

 

НАТАЛЬЯ. Берите мед, детушки. Гречишный, монастырский. Сам настоятель, преподобный Варсонофий пасеку освещал. Он к пчелам без маски ходил, голыми руками соты срезал. Ножик пасечный возьмет, помолится, а пчелы вокруг него, как бабочки вьются… и не жужжат, а словно поют… соловьи будто – божьего-то человека-то чуют! Ни разу не ужалили. А мед, что он собирал – к ранам прикладывали, а у одной женщины опухоль рассосалась…. Царствие небесное! Что ж вы не едите-то? Ой, Марина! Я ж тебе молочко маточное привезла! Если заболеет кто – ни в коем случае никаких таблеток не пейте…

 

Наталья вскакивает и бежит в коридор. Олег и Марина остаются сидеть.

 

МАРИНА. Зачем она приехала?

 

Олег пожимает плечами.

 

МАРИНА. Надолго?

 

Олег пожимает плечами. В коридоре слышно шуршание пакетами.

 

МАРИНА. Пятнадцать лет ни слуху, ни духу! сын, внучка, как, что с ними, где! Куда там! Она ж у тебя святая, по монастырям таскается, а внучку родную повидать! хоть бы раз с Днем рождения поздравила! А теперь - на тебе – здрасьте! Приехала – божий одуванчик! Мало мне тебя, дармоеда! Мне Кристину надо на ноги поставить! Я же целыми днями по этим объектам... а потом у швейной машинки горблюсь, чтоб она доучиться могла!

 

Входит Наталья и торжественно ставит какой-то грязноватый пузырек на стол перед Натальей.

 

НАТАЛЬЯ. А вы в какую церковь ходите? В Свято-Троицкий храм или в Ильинский?

Марина и Олег молчат.

 

НАТАЛЬЯ. Святой Марии Магдалины?

МАРИНА. Мы не ходим.

НАТАЛЬЯ (сорвавшимся голосом) Да вы что! Как не ходите?! А о душе?! О спасении вы подумали?! …

МАРИНА. (угрожающе) Слушайте, Наталья…как вас… Степановна, знаете что?!

 

Слышится звонок в дверь. Олег вскакивает и идет открывать.

МАРИНА. Видите… у нас ремонт, дочка – студентка… Вы зачем приехали?

У Марины звонит мобильный телефон.

МАРИНА. (улыбчиво и приветливо) Добрый, да. Да. Конечно. Давала, да... Нет, я не хозяйка... Марина, а вас? Очень приятно, Евгений. Простите, вы на какую сумму рассчитываете? Так... ну здесь есть, конечно варианты, но за такие деньги в кирпичном доме... это только однушка… двушка или трешка за такие деньги... это уже хрущевка...московка... подождите, Евгений... А гостинка? Гостинку не хотите? У меня есть очень чистенькая на Петрашевского... Косметический ремонт, столярка поменяна, балкон... Этаж пятый, но там крыша хорошая, ничего не течет нигде... Документы в порядке... Я бы на вашем месте... вот лично мое мнение - она уйдет, потому что на рынке такие предложения...это... Да, давайте я завтра по базе проверю все и перезвоню вам, хорошо? В какое время вам удобно? Все, до звоночка.

 

Входят Олег и Кристина. Кристина то ли пьяна, то ли находится под действием наркотических веществ. Бледная, зрачки расширены. И самая странное – она вся мокрая. С головы до ног – лицо, волосы, зимняя куртка, джинсы сапоги. С нее обильно текут струи воды.

 

МАРИНА. Кристина!

 

Марина кидается к Кристине, пытается заглянуть ей в глаза, но они стеклянные.

 

МАРИНА. Где ты была?!

 

Марина пытается ее раздеть.

 

МАРИНА. Почему ты мокрая?!

 

Кристина тупо смотрит себе под ноги, где уже образовалась порядочная лужа.

 

МАРИНА. Ты пила?!

 

Кристина молчит. Вдруг ее взгляд останавливает на Наталье.

 

КРИСТИНА. (неожиданно оживляется) О! Это она, что ли?! Пизда эта?! Из деканата?!

ОЛЕГ (в ужасе) Кристина, это бабушка!

КРИСТИНА. Хуесоска старая. Жаловаться на меня пришла?!

ОЛЕГ. Кристина! Это бабушка твоя! Бабушка Наташа! В гости к нам приехала!

МАРИНА. Кристина! Да что с тобой?! Где ты была?!

КРИСТИНА. (удивленно) Бабушка?! Пиздец! А она зачем приехала?

 

Кристину тошнит. Марина, рыдая, кидается в ванную за тазиком, Олег бесцельно суетится, бегая по комнате. Одна бабушка Наташа спокойно сидит на стуле, пьет чай с гречишным медом, и внимательно смотрит на свою 17-летнюю внучку.

3.

Ночь. Ванная комната – санузел совмещен. Олег сидит на полу, рядом с унитазом, поджав ноги, облокотившись на умывальник. У Олега в руках маленький старый радиоприемник. Олег тихонечко слушает музыку. Он закрыл глаза, на лице - выражение отрешенности, правая нога тихонечко отбивает такт. Вдруг у двери, с другой стороны, слышится какое-то шуршание, дергается дверная ручка. Олег вскакивает, ударяясь головой об умывальник. Он затравленно смотрит на приемник, не зная куда его деть. Глушит звук, закутывает в полотенце, ставит на дно ванны.

ОЛЕГ. Кто там?

НАТАЛЬЯ. Я.

 

Олег открывает дверь. Входит Наталья – внимательно озирается вокруг.

 

НАТАЛЬЯ. Ты что здесь делаешь? Четыре утра!

ОЛЕГ. Руки мыл. После туалета.

НАТАЛЬЯ. А-а. А полотенце где? Господи, как вы тут живете-то вообще?

ОЛЕГ. Нормально живем. Мам. А ты чего не спишь?

НАТАЛЬЯ. Да я только уснула была, да слышу… звуки какие-то … словно из Преисподней, Олежик… как будто Диавол с духами тьмы на своих трубах адских играют…. и как будто вот отсюда… из ванной…Ты не слышал?

ОЛЕГ. Нет, я ничего не слышал.

НАТАЛЬЯ. Кристина –то… как? Всю ночь Богородице за нее молилась!

ОЛЕГ. Не знаю. Проблевалась вроде. Спит.

НАТАЛЬЯ. Олежа, а дочка-то твоя – крещенная?

ОЛЕГ (пожимая плечами) Не знаю. Нет, кажется.

 

Мать укоризненно смотрит на сына, качает головой, что-то тихо шепчет, крестится.

 

ОЛЕГ. Мам.

НАТАЛЬЯ. Что?

ОЛЕГ. А ты…зачем приехала?

НАТАЛЬЯ. Помру я скоро. Повидаться приехала.

 

 

4.

 

Утро. «Детская» комната, где живет Кристина. Кристина полулежит одетая на узкой подростковой кровати, куда давно не вмещаются ее ноги. У нее опухшее лицо, ничего не выражающий взгляд. На кровати сидит мать Кристины - Марина с красным от слез лицом. В руках у Марины телефон.

 

МАРИНА. Давно?

 

Кристина молчит.

 

МАРИНА. Давно?!

Кристина молчит. Марина плачет.

 

МАРИНА. Почему ты не сказала?! Я на той неделе за прошлый семестр внесла… последнее… почему ты не сказала?!!

 

Марина плачет. Кристина молчит.

 

МАРИНА. Где ты была?! Господи, за что?! Просто скажи мне, я твоя мама, я всегда… чтобы там не было… Кристина… я ж на тебя всю жизнь положила! Ты беременная?

 

Кристина молчит.

 

МАРИНА. Ты колешься?

 

Кристина молчит.

 

МАРИНА. Покажи руки!

 

Марина кидается к дочери, задирает рукава на локтях, Кристина резким движением отталкивает мать.

 

МАРИНА. (закипает) Ах ты ж тварь!!! Растила ее, кормила, поила, всю молодость на нее угробила, всю жизнь, а она – к матери руки протягивает?!!

 

Марина замахивается и сильно бьет дочь по лицу. Кристина никак не реагирует. Марина кричит так, словно это ее ударили. Вбегает Олег.

 

ОЛЕГ. Что?! Т-ты…ты что?! Кристина, ты чего?! Марина! У нее же кровь течет…кровь….течет…кровь….откуда кровь?!

МАРИНА. Полюбуйся! Полюбуйся на нее, Олег! На дочь свою полюбуйся, отец! Ударила меня, ударила! Родную мать ударила!

ОЛЕГ. Марина, у нее… кровь…из носа или…нет.. губа….или глаз… Марина, у нее глаз…

МАРИНА. Полюбуйся, говорю, папаня на свою дочку! Всю жизнь ее одна тащила, пока ты в дудку свою дудел!

 

У Марины звонит мобильный телефон.

 

МАРИНА (улыбается, приторным голосом) Да, Ирина Ивановна, я звонила. Это по поводу той гостинки на Петрашевского... она не продалась еще? Ага, да... И он не сбрасывает? Потому что для гостинки... ну, и с крышей там были...сами знаете... проблемы… ну спальный район да... а с задолженностью что там? за коммунальные? потому что да.... Спасибо, я тогда сама...да...сама ему позвоню...

 

Из кухни слышится голос Натальи.

 

НАТАЛЬЯ. Олег, Марина, Кристиночка! Завтракать!

 

МАРИНА. (кричит указывая на кухню) Почему она еще здесь?!!

ОЛЕГ. Не кричи.

МАРИНА. Я в своем доме!!! Что она у меня на кухне делает?!! Она что - хозяйка здесь?!! Или кто?!

ОЛЕГ. (дочери) Что с тобой?!

МАРИНА. Ее из института выгнали!

ОЛЕГ. Кристина!

МАРИНА. Два месяца назад! А я на прошлой неделе за контракт за тот семестр внесла!!! И ничего не сказали мне – деньги взяли, галочку поставили, а она с октября там не появлялась… А я как дура – занавески по ночам шью… Думаю, выкраиваю, как мне этот контракт выплатить… В деканат звонила – говорят, еще в декабре приказ подписали, нам на дом выслали! А у нас ящик почтовый не закрывается!! Почему у нас ящик не закрывается?!! Сколько я просила тебя!! Сколько я просила?!!

ОЛЕГ. Марина. Ты же сама сказала, когда я его починить хотел…

МАРИНА. Хотел! Когда ты в последний раз в своей жизни что-то хотел?!

ОЛЕГ. Зачем нам этот ящик? все равно никто нам не пишет, только листовки кидают… эти самые… и все… Марина, у нее кажется с глазом что-то… мне не нравится…. Почему она молчит?

МАРИНА. Сколько я просила?!

ОЛЕГ. Я сейчас пойду и починю его. Сейчас прямо.

МАРИНА. Не надо мне сейчас чинить ничего!!! Ты что не видишь, не понимаешь или что?! Боже мой, у нее кровь!!! Да сделай ты что-нибудь! Господи, за что ж наказание мне такое, а?!!

 

Входит бабушка Наталья.

 

НАТАЛЬЯ. А я блинчики…

 

Наталья осекается, увидев Кристину. Дальше она действует очень быстро, спокойно, расторопно. Приносит мокрое полотенце, вытирает с лица внучки кровь.

 

НАТАЛЬЯ. (Кристине) Голову запрокинь. (Олегу) Перекись есть?

ОЛЕГ. (отстраненно, не двигаясь с места) Была, кажется… там где-то… в ящиках…

 

Марина приносит перекись, отдает ее Наталье, на которую смотрит с ненавистью, но, в то же время понимает, что она единственный человек, который совершает какие-то разумные действия.

НАТАЛЬЯ. Олежа, там в большой комнате бутылка с водой на столе… Принеси…

ОЛЕГ. Что?

МАРИНА. (орет на мужа) Бутылку принеси!!!

 

Олег быстро исчезает.

 

МАРИНА. Из института выгнали.

НАТАЛЬЯ. Ну…выгнали и выгнали…всякое бывает… Марина, у тебя спаситель есть?

МАРИНА. (с ненавистью) Спас и тель?!

НАТАЛЬЯ. Спас и тель, да… очень помогает хорошо…

МАРИНА. Спас а тель?! Мазь?

НАТАЛЬЯ. Спасатель, да… Спасатель…

 

Марина уходит.

 

НАТАЛЬЯ. Выгнали и выгнали… Что там…чему хорошему что ли научить могут? Нечему там хорошему научить не могут… ты на кого училась?

КРИСТИНА. Менеджер по туризму.

НАТАЛЬЯ. (крестится) Не дай господь и слава богу! Выгнали и выгнали… на все воля божья…. (прикасается к глазу) так больно?

КРИСТИНА. Больно.

 

Наталья закрывает ладонью здоровый глаз внучки.

 

НАТАЛЬЯ. Видишь что-то?…

КРИСТИНА (смотрит на бабушку) Расплывчато…

НАТАЛЬЯ. Ну и слава богу…

 

Появляется Олег с бутылкой воды.

 

ОЛЕГ. Эта, что ли?

 

Наталья берет бутылку из рук Олегу, выливает пригоршню себе на ладонь и щедро окропляет Кристину.

НАТАЛЬЯ. Во имя отца и сына и святого духа, во имя отца и сына и святого духа, во имя отца и сына и святого духа!

Наталья кропит комнату и Олега. Входит Марина.

 

МАРИНА. Нет у нас спас и теля…ой…спас а теля… Что вы делаете?!!!

НАТАЛЬЯ. (окропляет Марину) Во имя отца и сына и святого духа, во имя отца и сына и святого духа, во имя отца и сына и святого духа! Аминь!

5.

 

Большая комната. Стол. За столом сидят отец, мать, бабушка Наташа и Кристина с подбитым глазом. Пьют чай, едят блины, все молча.

 

НАТАЛЬЯ. (с неожиданной радостью) На монастырском масле жарила! Свячёное! Маслице… Сам архиепископ Ионафан…. Благословил…

 

Наталья приглядывается к лицу Кристины.

 

НАТАЛЬЯ. Что это у тебя?

ОЛЕГ. Где?

НАТАЛЬЯ. На лице…

ОЛЕГ. Где?

НАТАЛЬЯ. Ну вот… нет, не это… а тут вот…вавочки?! Может аллергия? Или проклял кто?

КРИСТИНА. Это прыщи, бабушка. Половое созревание.

 

Марина начинает плакать. Одновременно она набирает номер на мобильном телефоне.

 

НАТАЛЬЯ. Марина, ты крещеная?

МАРИНА. Але, Сергей, это Марина. Вам сейчас удобно говорить? Я по поводу квартиры вашей, когда можно будет посмотреть? Да. Пока не знаю, сейчас сами видите, да... на десять квартир один покупатель и то иди знай... Кредит? А кто сейчас кредиты дает? Нереально... Так что... Мы посмотреть сможем? Во второй половине дня... Да, хорошо, я перезвоню тогда и точно скажу вам.

НАТАЛЬЯ. Крещеная?

 

Марина сморкается, положительно машет головой.

 

НАТАЛЬЯ. А Кристиночка? Крещеная?

 

Марина сморкается, отрицательно машет головой.

 

НАТАЛЬЯ. Нужно покрестить.

КРИСТИНА. Я агностик, бабушка.

НАТАЛЬЯ. (крестится) Чего ты не кушаешь?

КРИСТИНА. Я агностик.

НАТАЛЬЯ. Вот покрестим – и все пройдет.

МАРИНА. (кричит) За что тебя из института выгнали?!

ОЛЕГ. (шепотом) Мариночка, не надо.

НАТАЛЬЯ. Потому что не крещеная.

МАРИНА. За что?!

КРИСТИНА. Я – агностик.

НАТАЛЬЯ. Олежа, тебе еще блинчик положить?

МАРИНА. Что думаешь, я не знаю?! Мне уже соседям в лицо смотреть стыдно!! Сколько раз видели ее! …на машинах…

ОЛЕГ. На каких машинах?! Положи один…

МАРИНА. На каких машинах!! Очнулся! Дочь твоя давно уже шляется, а он очнулся! Куда вообще глаза мои смотрели, господи?! Всё - одна, всю жизнь одна…

НАТАЛЬЯ. Что такое агностик?

Звонок в дверь.

 

ОЛЕГ. Я открою.

МАРИНА. Целыми днями… как шавка… с этим ремонтом… с алкашом этим недоделанным…криворуким…а в голове одно – где деньги взять, где деньги взять, чтоб учебу ее вытянуть… днем по квартирам этим бегаю....по ночам….до пяти утра… за швейной машинкой… я от этих занавесок уже света белого не вижу… я ничего не хочу уже… за что?!!

НАТАЛЬЯ. Почему ты так плохо кушаешь? Кушай! Вкусные блинчики!

КРИСТИНА. Невкусные, бабушка. Херовые блины. Не умеешь ты готовить. Хуже чем мама даже.

МАРИНА. Дрянь!

КРИСТИНА. И масло прогорклое.

Входят Олег и Боцман. Боцман трезвый и мрачный.

 

НАТАЛЬЯ. Ой. Спаси Господи! Чаю будете?!

БОЦМАН. Нет. Я в ванную пойду. Переоденусь.

МАРИНА. (насмешливо) С бодуна опять?!

БОЦМАН. (мрачно) Мастерок мой где? Я вчера в коридоре оставил.

НАТАЛЬЯ. Я в чулан убрала.

МАРИНА. Убрала она! Распоряжается!

ОЛЕГ. Трезвый.

МАРИНА. Кто трезвый?!

 

Марина встает и обнюхивает Боцмана.

 

ОЛЕГ. Ну, трезвый.

 

Боцман уходит в ванную переодеваться. Олег вынимает из шкафа черный футляр для какого-то музыкального инструмента.

 

МАРИНА. (Кристине) Посуду убери!

ОЛЕГ. Ну, я пошел…

МАРИНА. Куда ты пошел?!

ОЛЕГ. Я ж говорил… по поводу работы…

МАРИНА. Какой работы?

ОЛЕГ. Ну… в филармонии…

МАРИНА. (срываясь на визг) В какой филармонии?! Опять?! Опять?!

ОЛЕГ. У них концерт в субботу…

МАРИНА. Ты мне что говорил?! Ты что говорил?! У него дочь – шляется, а он по концертам…

НАТАЛЬЯ. Что такое агностик?

ОЛЕГ. Это работа!

МАРИНА. Работа?! Три часа дудит, слёзы заплатят, а потом до утра уродов всяких уродов пивом поить….когда дома жрать нечего! А утром - домой без копейки?! Пока жена ночами буржуев всяких занавесками обшивает!!!

 

В ванной слышится какой-то грохот. Появляется Боцман в рабочей робе с мокрым полотенцем в одной руке и радиоприемником – в другой. Приемник тоже весь мокрый.

 

БОЦМАН. Чет я не понял… Руки хотел вымыть… Кран открыл – не увидел… А там это …в ванной…в полотенце завернуто…

ОЛЕГ. (хватается за голову) О!!

МАРИНА. Опять!! Опять ты в туалете этой пакостью занимался?!

НАТАЛЬЯ. Что такое агностик?

ОЛЕГ. Это музыка.

БОЦМАН. Я не знаю. Мне стенку заканчивать надо.

НАТАЛЬЯ. Не надо, я все вымою, уберу…. Ты отдыхай, Кристиночка!

МАРИНА. Ага! Наотдыхалась уже! Наотдыхалась! (набирает номер телефона, сладким голосом) Але, Евгений... Это Марина, риэлтор, агентство "Вип-недвижимость"... Значит, я подобрала для вас несколько вариантов... можно будет уже сегодня во второй половине дня... да...позже? хорошо.

НАТАЛЬЯ. Марина, я с тобой поговорить хочу…

ОЛЕГ. Ну, я пошел…

МАРИНА. (с ненавистью) Если ты только попробуешь… только попробуешь…

ОЛЕГ. Они платят хорошо…

МАРИНА. Хорошо? Это называется - хо-ро-шо?

НАТАЛЬЯ. Олежа, ты бы лучше ящик почтовый прикрутил…а то дверца болтается…

 

Олег стоит посреди комнаты с опущенными руками. Боцман кладет на пол мокрый радиоприемник и выходит. Наталья уносит грязную посуду на кухню.

МАРИНА. (смотрит на Кристину) За что тебя выгнали?

 

Кристина встает и выходит в свою комнату. Олег идет на кухню. Марина садится за швейную машинку, плачет, громко всхлипывает в такт звуку работающей машины.

 

 

6.

Кухня. Наталья моет посуду, подставив под кран большую миску. Рядом сосредоточенно работает Боцман. Входит Олег.

 

ОЛЕГ. Пойдем покурим.

БОЦМАН. Мне стенку закончить надо.

НАТАЛЬЯ. Олег, ты что?! Куришь?

ОЛЕГ. Да, мама...

НАТАЛЬЯ. Давно?

ОЛЕГ. С четвертого класса… Как ты в Почаев уехала... (Боцману) Так что?

БОЦМАН. Что?

ОЛЕГ. Выйдем?

БОЦМАН. Я же сказал – я работаю.

ОЛЕГ. (тревожно) У тебя все нормально?

БОЦМАН. (неожиданно нервно) Нет, блядь! Нет! Ненормально у меня! ненормально!

НАТАЛЬЯ. Не сквернословь, отец мой…

БОЦМАН. Я сука всю ночь…

НАТАЛЬЯ. (шепотом) Святый боже, святый крепкий, святый бессмертный, спаси, сохрани и помилуй нас….

БОЦМАН. Я блядь вообще не знаю…Ай!!!

 

Боцман роняет инструмент и хватается за челюсть.

 

ОЛЕГ. Что?

БОЦМАН. Язык прикусил….

НАТАЛЬЯ. Это тебя боженька наказал, отец мой… Не сквернословь….

Боцман хватает инструмент и исступленно продолжает работу.

 

БОЦМАН. (тихо, быстро, как в бреду) Вчера в магазин пошел, чекушку взял, дома на кухне сел, на стол поставил, огурчик… и всё…парализовало…хотел крышку открутить, а у меня руки не двигаются…встать хотел – ноги к полу приросли…так всю ночь и просидел… пошевелиться не мог….даже глазом моргнуть…за ночь не поссал даже ни разу… и смотрел на нее...смотрел на нее…смотрел…смотрел на нее…смотрел смотрел, смотрел на нее, на нее….

ОЛЕГ. На кого?

БОЦМАН. На смерть. На водку. На бутылку. И чем больше смотрел – тем страшнее, Олежа… как будто еще больше каменел…. Застывал как цемент застывал… думал смерть пришла моя… смотрел на нее и думал – вот она смерть моя, купил ее в магазине смерть мою, принес, на стол ее, смерть мою, поставил…выпить хотел, смерть мою, закусить хотел… и смотрю на нее… в глаза ей… смерти…

НАТАЛЬЯ. Спаси и сохрани…

БОЦМАН. А утром солнце встало… и я подумал… надо идти… надо стенку у Марины доделать… и встал совершенно спокойно….поссал…робу взял… и к вам…и сейчас только… Щас только попускать чуть-чуть стало… Надо стенку закончить, Олежа, надо закончить, потому что если я не успею – я не знаю, что будет….

НАТАЛЬЯ. Святый боже, святый крепкий, святый бессмертный, спаси, сохрани и помилуй нас….

 

Входит Марина. Удивленно смотрит на облицованную плиткой стенку.

 

МАРИНА. Закончил?! Господи…

НАТАЛЬЯ. Господи, господи!

БОЦМАН. Я вот здесь еще доложу... и остальное доделаю…

МАРИНА. Сегодня?!

БОЦМАН. Сегодня-сегодня… а когда? Я смерть вчера видел. Я доделать должен…. Где клей?

МАРИНА. Так… я ж не думала, что ты… закончился клей… купить надо…

БОЦМАН. Я пойду куплю…

МАРИНА. Так… денег у меня сейчас…

БОЦМАН. Я на свои куплю, ты отдашь потом…(одевает куртку) Я на базар только и обратно…

МАРИНА. Может завтра?

БОЦМАН. (испуганно) Завтра? Завтра нет. Завтра нельзя. Завтра не будет. Может не быть. Я не могу. Пожалуйста. Надо сегодня! Клей! Клей я на свои возьму! На свои! Я пошел… Я туда и обратно? Хорошо?

НАТАЛЬЯ. Иди, отец, мой…

ОЛЕГ. Я с тобой.

 

Уходят. Марина пораженно ходит вдоль стены, внимательно смотрит, гладит ее, улыбается.

НАТАЛЬЯ. Видишь, Маринушка, что Господь-то делает… пропащий человек был, но крещенный, и Господь управил… Он теперь тебе всю квартиру вычухает… и денег не возьмет! Вот увидишь! А за Олега ты не переживай… И ему Господь поможет, не оставит, я его двухнедельного в Троицком храме крестила…. Главное - надо Кристину… (страшным шепотом) У нее знак зверя, знак зверя на лице…

МАРИНА. Что?

НАТАЛЬЯ. Ты ей код оформляла?

МАРИНА. Какой код?

НАТАЛЬЯ. Инфекционный.

МАРИНА. Что?!

НАТАЛЬЯ. Для налоговой.

МАРИНА. Да.

НАТАЛЬЯ. Всё…. Спаси господи! Спаси и помилуй! Ты что же думаешь? Ты что ж с дитем-то делаешь?!

МАРИНА. Что?

НАТАЛЬЯ. Она в школе как училась?

МАРИНА. Хорошо.

НАТАЛЬЯ. А там.. в этом…в институте?

МАРИНА. Хорошо… всегда…и сессию сама…ее даже хотели на бюджет бесплатно переводить……

НАТАЛЬЯ. А потом вдруг раз…взяли и выгнали?!

МАРИНА. (тревожно) Да.

НАТАЛЬЯ (крестится) Спаси Господи и помилуй!

МАРИНА. Что?!!

НАТАЛЬЯ. (страшным голосом) Спаси Господи и помилуй!!!

 

7.

Кристина в своей комнате. Полулежит на кровати, смотрит на экран своего мобильного телефона. Видимо, борется с собой, чтобы не позвонить. Входит бабушка Наталья.

 

НАТАЛЬЯ. Кристиночка, ты ж почти не ела ничего. Может, покушаешь?

КРИСТИНА. Бабушка, извини, ты не могла бы выйти?

НАТАЛЬЯ. (удивленно) Выйти? Почему? Ты спать что ли будешь?

КРИСТИНА. Нет, спать я не буду. Просто, бабушка, воняет от тебя.

НАТАЛЬЯ. Воняет? Чем?

КРИСТИНА. Не знаю. Тряпьем каким-то и этим... ну как в церкви...

НАТАЛЬЯ. (просияв) Ладаном?

КРИСТИНА. Ага.

НАТАЛЬЯ. Так это же, Кристиночка, божья смола.

КРИСТИНА. Мне от нее плохо. Задыхаюсь.

НАТАЛЬЯ. А ты глазки закрой и помолись.

КРИСТИНА. Я агностик.

НАТАЛЬЯ. Знаешь, как в народе говорят? Боится, как черт ладана?! Это в тебе, Кристиночка, бесы, бесы, это они ладана не выносят... Покрестить тебя надо...

КРИСТИНА. Бабушка, а ты где была?

НАТАЛЬЯ. На кухне...

КРИСТИНА. Нет, раньше... до этого... ты где была?

НАТАЛЬЯ. В комнате....

КРИСТИНА. А еще раньше? До того... как приехала к нам?

НАТАЛЬЯ. В Дивеево, Кристиночка... При Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре жила... Он после Афона, Печерской Лавры и Иверии - четвертый земной удел богородицы считается....

КРИСТИНА. А до этого?

НАТАЛЬЯ. В Макарьево - паломницей... В Свято-Троице-Макарьево- Желтоводском монастыре...

КРИСТИНА. А до Макарьево?

НАТАЛЬЯ. В Почаеве. В Свято-Успенской Почаевской Лавре, икону Божьей матери целовала...

КРИСТИНА. И что?

НАТАЛЬЯ. Что?! Когда татары святую обитель штурмовали - сама Пречистая Богородица со всем своим небесным воинством явились, взмолился преподобный Иов о защите обители, а татары в Богородицу стреляли, а стрелы все назад возвращались и монахи вышли из храма и погнали татар и многих взяли в плен, а потом еще многих татар убили, многих убили, а потом гнали их еще и вообще поубивали всех! Всех поубивали! Вот такая икона чудотворная, Кристиночка!

КРИСТИНА. Круто.

НАТАЛЬЯ. Молилась за вас, за души Ваши грешные... А ты?

КРИСТИНА. Я - что?

НАТАЛЬЯ. Ты где была?

КРИСТИНА. Когда?

НАТАЛЬЯ. Вчера. Ночью.

КРИСТИНА. На пляже.

НАТАЛЬЯ. И что ты делала там?

КРИСТИНА. Купалась.

НАТАЛЬЯ. И правильно. Я тоже в январе на Крещение в Свято-Параскевиевском монастыре в святую купель окунулась, так у меня божьей милостью насморк прошел, а у женщины одной, она со мной в автобусе ехала, у нее ожог второй степени исчез полностью... В купель, главное, с молитвой... Так ты есть не будешь? Я голубчики сделала...

КРИСТИНА. Нет, не буду.

НАТАЛЬЯ. Ну, попостись, моя хорошая, попостись... Хоть до поста еще неделя целая - пост он никому еще вреда не сделал...

КРИСТИНА. Бабушка. Ты можешь выйти из комнаты?

НАТАЛЬЯ. Иду уже. Так, а ты одна купалась?

КРИСТИНА. Нет, бабушка. Нас четверо было.

НАТАЛЬЯ. Подружки твои?

КРИСТИНА. Нет, бабушка, не подружки.

НАТАЛЬЯ. (крестится) Друзья?

КРИСТИНА. Нет. Мужики какие-то. Мы там на пляже познакомились.

НАТАЛЬЯ. Спаси Господи и помилуй.

КРИСТИНА.(звонким девичьим голосом) Я тоже так думаю. Но ты знаешь, бабушка, мы водки выпили и насморк у меня тоже сразу прошел.

 

Наталья крестится и выходит. Кристина смотрит на телефон.

 

8.

Подъезд дома, где живут наши герои. У почтовых ящиков возится Боцман, чинит один из ящиков. По лестнице спускается Олег с большой клетчатой хозяйственной сумкой в руках, опасливо озирается.

 

ОЛЕГ. Ты что? Ты зачем это?

БОЦМАН. А что... я все равно мимо шел... прикручу...а то тебе уже в этот ящик чего только не накидали....листья какие-то, болты... говно кошачье...ой...

 

Хватается за челюсть.

 

ОЛЕГ. Что?

БОЦМАН. Больно. Стреляет прямо. Я заметил, как если что скажу... такое...прямо стреляет...

ОЛЕГ. Какое?

БОЦМАН. Матерное как скажу что-нибудь - прямо спазм...

ОЛЕГ. Да ну!

БОЦМАН. Да серьезно!

ОЛЕГ. Это психологическое!

БОЦМАН. Да какое на хуй, блядь, психологическое! Ай! Ай! Ай-ай-ай!

 

Боцмана аж "скручивает" от боли. Он садится на корточки, отдыхает некоторое время. Через минуту ему становится легче, Боцман снова берется за работу. Олег в это время присел на ступеньки и роется в большой сумке.

 

БОЦМАН. Сейчас доделаю и к вам...нужно стенку там дочухать... и размеры под ящики еще снять...

ОЛЕГ. (удивленно) Ты вообще...как? нормально себя чувствуешь?

 

Боцман ничего не отвечает, мрачно смотрит на Олега.

 

ОЛЕГ. (тихо) Ты...напряженный весь какой-то...может...по пидисюрику?

БОЦМАН. (тихо) Чего?

ОЛЕГ. (улыбаясь) Ну...водки...

 

Боцман очень быстро и тихо подскакивает к Олегу, хватает его за грудки и начинает душить.

 

ОЛЕГ. Ты...ты что...отпусти...отпусти...с-с-сука!

БОЦМАН. (шепотом) Никогда! Никогда никогда никогда больше! Никогда больше не напоминай мне!!! Про мою смерть...про эту ночь...на моей кухне...с моей смертью!! Ты понял?! Меня только попускать стало, понял? Когда работаю, когда руки заняты!!! А ты... ты мне даже больше при мне это слово не говори... Я не то что пить - я слышать не могу...Понял?!

ОЛЕГ. П-понял.

 

Боцман отпускает Олега. Олег потрясен, тяжело дышит, пытаясь прийти в себя. Боцман с самой ласковой улыбкой открывает и закрывает дверцу почтового ящика - работает прекрасно...

 

БОЦМАН. (нежно) Вот... замок только поменять...

ОЛЕГ. (отряхиваясь) Коз-зёл... Дома эти выдры две... что одна, что вторая... в собственной квартире, как в концлагере... радио послушать - в туалете по ночам прячусь! и если б я дрочил там! нет! я музыку не могу в собственном доме... как школьник, как преступник блядь... иди работай, иди работай! хочет, чтоб я тоже... хрущевками этими вонючими.... риэлтор! много она там наторговала! а у меня профессия есть! я музыкант! и я не хочу больше ничем заниматься! я хочу заниматься музыкой! и я только так могу зарабатывать! а если кому-то не нравится...еще эта... маманя приехала! так и ей теперь отчитывайся.

БОЦМАН. (меняясь в лице) Ты про мать не смей... Она у тебя святая!

ОЛЕГ. Святая! Откуда ты знаешь - святая она или не святая?! Ты ее вчера в первый раз увидел!

БОЦМАН. А мне с первого раза все ясно стало... Помнишь? Помнишь, я у нее две гривны на шкалик взял? А она что сказала?

ОЛЕГ. Не помню.

БОЦМАН. А я помню. Она же... она...

 

Боцман машет рукой, ничего сказать не может.

 

ОЛЕГ. Много ты о ней знаешь... я сам о ней не знаю ничего... меня дед с бабкой воспитали, а она только на Пасху приезжала... кулечки эти свои сраные... это постоянно у нее... какие-то скляночки, бутылочки.... медок, блядь, холодок...пакетики со скорлупой яичной...крашеные...зеленые.... синие... ну на хера с собой пакетики со скорлупой возить? С мусором?! Пасочкой накормит меня... черствой...и поминай как звали.... паломница...

 

Боцман только сейчас замечает, что Олег еле сдерживается, чтоб не заплакать. У него трясется нижняя челюсть, он еле выговаривает слова.

БОЦМАН. (неумело утешает) Она может за тебя... всю жизнь вон тебе.... отмолила.

ОЛЕГ. Ага. Отмолила. Вон как в жизни мне повезло. Жена - истеричка, дочь... я вообще не знаю... Всё! Всё! Я сегодня знаешь... меня как отрезало... Я как увидел их всех... маманю, жену, Кристину... я... ну пойми... это может ужасно говорить такое, но нет у меня... нет у меня понимаешь... к ним... любви... не могу я...не хочу я... Марина давно уже мне... не женщина... не жена, а надсмотрщик... все отношения - пойди-принеси, рот закрой, не смей в свою дудку дудеть... как будто я не человек, а... хуже собаки даже...

БОЦМАН. Вообще, конечно, Марина... я сам замечал...хотя... по природе... она женщина хорошая...

ОЛЕГ. Она не женщина, она не женщина вообще уже давно, просто... просто робот... на Кристину смотрю и не понимаю... неужели вот это.... родилось у меня? такая девочка была, помню руку мою своими ладошками возьмет...обеими ладошками и пальцы мои считает... сосредоточенно... один-два-пять-восемь... так почему-то и считала: один-два-пять-восемь... а я другой рукой по головке глажу, глажу по головке, а теперь пьяная по ночам.... блюет... нет у меня ничего, Боцман, понимаешь? не семьи, ни дома... ничего не осталось... одно только... только одно... что есть у меня... вот...

Олег осторожно вынимает из сумки черный футляр, открывает его. В футляре - кларнет. Олег любовно вынимает обе части инструмента, аккуратно собирает его, прилаживает мундштук.

 

ОЛЕГ. Почему я не могу любить тебя. Не могу любить тебя открыто.

 

Олег смотрит на кларнет, как на женщину. Боцману делается как-то неловко.

 

ОЛЕГ. (с пафосом) Я больше так не могу. Это всё. Сколько можно прятаться, бояться каждого шороха. Хватит. Хватит с нас унижения! Я больше тебя не предам! Я все скажу им. пусть живут, как хотят. И я. И мы. Мы тоже будем жить, как хотим. Я устал бояться. Я устал быть ничтожеством и ненавидеть самого себя. Я просто хочу быть собой. И мне все равно, что скажут люди. Не возьмут в оркестр - не надо. Пойду на улицу. Буду стоять на улице играть. Что подадут, то моё. Зато без стыда и без страха.

 

Олег набирает в легкие воздух, чтобы извлечь первый звук из своего инструмента. На верхнем этаже открываются двери, слышен звук шагов. Олег молниеносно разбирает инструмент, прячет его в футляр, футляр в сумку и бежит со всех ног вверх по лестнице.

 

Мимо Боцмана, не глядя на него, проходит Кристина.

 

9.

 

Квартира. В большой комнате за швейной машинкой сидит Марина. Между плечом и ухом у нее зажат мобильный телефон, ногой она жмет на педаль машинки, а руками поправляет строчку.

 

МАРИНА. Дешевле? Куда дешевле? дешевле вы не найдете, я вам говорю, что такой вариант - здесь надо быстро... я по опыту знаю, что эту квартиру заберут... оторвут с руками… ее вообще в базе нет, потому что это для своих только недвижимость у нас…. вип…. я вам просто первому, как вип-клиенту…. где?! кто вам сказал?! соседи?! все там нормально...ничего там не течет... там кровельщики... подождите, Евгений... так вы не хотите? а зачем тогда голову морочите?! подождите... давайте еще тогда посмотрим.... а как вы хотели? у нас в агентстве... нет, ну без посредников....

 

В комнату входит Наталья с иконой Богородицы в руках. Она осматривает все углы в комнате и находит, что самое лучшее место - угол прямо над столом, где сидит и работает Марина. Наталья с неожиданной ловкостью вскакивает ногами на стол, прямо на ткань, из которой Марина шьет шторы, и прикладывает икону в угол - между потолком и стеной. Марина с ненавистью смотрит на ноги Натальи.

МАРИНА. Евгений, я перезвоню вам... Мы обязательно... нет, сейчас у нас в агентстве скидки... вообще мы можем по-другому договориться... я вам перезвоню!

 

Марина кладет трубку. Она вся кипит от ненависти.

 

МАРИНА. Значит так - слезла!

НАТАЛЬЯ. (слезает) Надо будет соседа вашего попросить.... Колю… его же Коля зовут… а то вы его как-то странно… даже выговорить не могу… полочку вот тут - для Богородицы матушки... лампадку зажжем....И Господь управит… Я эту икону с собой пятнадцать лет вожу, мне ее сам настоятель Ионафан....

МАРИНА. Вы вообще как... надолго к нам?

НАТАЛЬЯ. Да завтра уезжаю... Я ж только хотела насчет Кристины, Мариночка....

МАРИНА. Что - насчет Кристины?

НАТАЛЬЯ. Бесы у нее. Вычитать надо. На вычитку.

МАРИНА. Вы как... поездом или на автобусе? Билет взяли уже?!

НАТАЛЬЯ. Она же с мужиками по ночам.... на пляже......

МАРИНА. Что?

НАТАЛЬЯ. Блудница она, Марина. Спасать ее надо. К отцу Владимиру на вычитку. Я договорилась уже.

МАРИНА. Кто она?!

НАТАЛЬЯ. Ну, блудница. Проститутка.

МАРИНА. Что?!!

НАТАЛЬЯ. Ну, ебется она со всеми подряд... Ой! (крестится) прости Господи!

В этот момент из своей комнаты выходит Кристина, одета вся в черное, на лице - яркий черный макияж, идет к двери.

 

МАРИНА. Кристина!! куда пошла?!

Кристина рывком открывает двери и выходит из квартиры.

 

НАТАЛЬЯ. (крестится) Бесы.

 

Через минуту появляется Олег с клетчатой сумкой.

 

МАРИНА. Ты где был?!

ОЛЕГ. Внизу...

МАРИНА. (орет) Внизу!!! Что ты там делал - внизу?!!

ОЛЕГ. Дверцу.... дверцу к почтовому ящику прикручивал... теперь только замок поменять.... осталось...

 

Марина бросается на диван и громко рыдает.

 

ОЛЕГ. Что?

НАТАЛЬЯ. Спаси, Господи, и помилуй, спаси, Господи, и помилуй, спаси, Господи, и помилуй....

Входит Боцман. Наталья ведет его в комнату, указывает на облюбованный ею угол.

 

НАТАЛЬЯ. Вот здесь, Коленька, в уголочке... полочку... приладишь, отец мой?

БОЦМАН. Я…

МАРИНА. (Боцману, с ненавистью) Иди на кухню – занимайся своими делами!

НАТАЛЬЯ. Богородицу…. Лампадку поставим… Олежик, а я тебе работу нашла...

БОЦМАН. Щас… У меня там двп оставалось, под цвет дверей как раз… вам подойдет как раз… Щас…

 

Боцман уходит.

 

НАТАЛЬЯ. Я отцу Владимиру позвонила... на мобильный... он на службе как раз был, а потом перезвонил... с городского уже... они с Агафангелом отцом… помещение ищут под этот… под офис… я кстати, Марина, твой телефон дала… и еще, Олежка, им человек нужен – товар принимать…

ОЛЕГ. Какой товар?

НАТАЛЬЯ. А на складе… товар принимать…

ОЛЕГ. Какой товар?

НАТАЛЬЯ. Четыреста долларов – испытательный срок, потом на полную ставку – восемьсот….

МАРИНА. Сколько?! (тихо) Долбанулась матушка…

НАТАЛЬЯ. Им, главное, проверенный человек нужен и порядочный, а я говорю, отец Владимир, вы же знаете, какой у меня Олежик…

 

Возвращается Боцман с какими-то досками и начинает прилаживать их к стенке. Глаза у него стеклянные, движения механические.

 

МАРИНА. Так… это что?! Олег! Всё! Я терпеть это не намерена больше… Значит так! чтоб этих досок в моем доме….

У Марины звонит телефон.

 

МАРИНА. (в трубку) Да! Марина, да… Да, это я… Кто… кто дал? Да. Кто? Отец… Владимир? Какое?... Аренда или… купить? Нет, конечно, занимаюсь, да, конечно, я занимаюсь, конечно, есть у меня…. Быстро? Конечно, мы можем быстро, мы можем очень быстро… хоть сегодня…. сейчас… могу показать вам… у нас как раз…под склады…есть да….первый этаж, и под офис тоже, да… а на какую сумму, извините…. Что? Цена не имеет значе….? конечно, с оформлением, мы все оформляем, все делаем, делаем, да…. Есть хорошее … триста квадратных метров на Балковской….

НАТАЛЬЯ (указывает Боцману на какой высоте делать полку) Вот так да… Вот сюда… Вот здесь хорошо будет….

МАРИНА. (встает и начинает одеваться, продолжая говорить по телефону) Да, я могу, я сейчас могу, да, да, да.

 

Выходит. Олег, дождавшись, когда жена уйдет, осторожно перекладывает из сумки футляр с кларнетом обратно в шкаф.

 

10.

 

Кристина идет по парку с бутылкой ром-колы.

 

КРИСТИНА.(нервно) Нет. Я - нет.

 

Садится на скамейку, вынимает телефон, долго смотрит на экран и плачет. Открывает бутылку, пьет.

КРИСТИНА. Привет. Господи, как стало вдруг легко. Как все ужасно. Как жутко, когда приходит весна, и каждая щель, каждый камень наполняются светом, становятся желтыми, пульсируют. Я хочу к маме. Не к той маме, которая дома, ищет уколы на моих запястьях, бьет по лицу, продает квадратные метры тусклых вонючих коридоров, а к другой маме – к настоящей моей маме, которая показала мне мертвую ворону… Мне было три года, стояла такая зима, когда даже душа леднеет – вся земля покрылась коркой… сивой, скользкой, все сцепилось, затвердело, время отключилось, и отопление тоже… мама кипятила на кухне воду в выварках… из кастрюль шел пар, поднимался к потолку и тут же таял, потому что вокруг была зима, такая страшная зима, что даже пятьсот тысяч кипящих кастрюль не смогли растопить этот лед… мама укутывала меня в четыре одеяла, а у папы…губы примерзали к мундштуку на середине мелодии… и однажды утром, когда все кончилось: масло, хлеб, кастрюли, терпение… мама одела меня…. Я помню, что в такой ужасный драный кроличий полушубок с залысинами и пятнами, он достался мне от двоюродной сестры… и просто жуткую ангоровую серую шапку с идиотскими бомбонами, вообщем, во всем этом так легко, так просто, так сладко было чувствовать себя несчастной… удивительно, окончательно, абсолютно несчастной трехлетней девочкой. Мама взяла меня за руку и мы пошли. И мы вошли в лифт там были выжжены все кнопки и... я хорошо помню...я уже научилась читать... надпись на стене: "серый - поц!" И я тогда поняла, что это всё. Что больше ничего не будет, что все эти миллионы лет эволюции кончились обледеневшей горкой, замерзшими красными качелями, серым небом и океаном бугристого льда, в котором застыли все дома и улицы, школы, детские сады, все на свете воспитатели, вся на свете ненависть, сосредоточенная в этих полинявших коврах, деревянных кубиках с цифрами и буквами, в перекошенных стульчиках и плюшевых медведях с искаженными лицами… я смотрела на дома и деревья, многие были свалены и валялись на мерзлой земле, как человеческие трупы, словно они еще куда-то бежали, росли, на что-то надеялись, но катастрофа случилась так внезапно, так скоро, так сразу и вдруг что они и сами не поняли – как… смерть уложила их на асфальт, распластала их ветвистые тела по земле, словно свергнутые памятники весне и жизни…. Вокруг погибшей кроны путались оборванные провода электропередач…. К моему лысому, лоснящемуся жиром полушубку мама накрепко пришила коричневые варежки с корабликами и я схватила мамину руку и даже через варежки поняла, почувствовала – она знает, она тоже знает, что это наш последний день, что наступил конец… конец всего… и почти одновременно мы увидели ее – мертвую ворону… она лежала рядом с упавшим деревом… ее лапы скрючились от холода, черные перья уже покрылись искорками льда и мы обе знали…еще немного… и она исчезнет… растворится в этом холодном белом кирпиче времени… ворона была такая тощая, что глядя на нее, я думала: отчего же она умерла первее - от голода или холода, или может быть, от инфаркта… и на всей земле никого больше никого не осталось, только я, мама и мертвая ворона… и так было хорошо, так было спокойно, так правильно, очень...очень правильно...потому что все уже выяснилось, все встало на свои места, потому что не на что было надеяться и ничего уже не надо бояться. Да. Нет. А теперь опять все сначала, опять весна. Снова эти люди, и трава, и птицы, и жирные чернокрылые вороны над парком и нет никакой надежды… никакой надежды на близкий конец… все заново: дорога, солнце, пыль, крем для загара, мороженое и новая тоска и старая пустота и все вещи…все вещи на свете – снаружи полные, а внутри …. (ставит на скамейку полупустую бутылку) И больше нет мамы, и нет папы, нет вороны, и нет меня..

 

К Кристине подходит Бомж.

 

БОМЖ. (протягивает руки к бутылке) Ты уже допила? Можно я бутылочку возьму?

 

Кристина встает и уходит.

 

 

11.

 

Квартира. Гостиная. В углу висит икона божьей матери, под ней – полка, на полке горит лампадка. Боцман и Наталья сидят за столом и пьют чай.

 

НАТАЛЬЯ. (прихлебывая чай) А чудеса Господни видел ты, отец мой?

БОЦМАН. (робея) Нет, не видел. Никаких не видел.

НАТАЛЬЯ. Весь белый свет объездил, везде побывал, а чудес не видел?

БОЦМАН. Нет. Не видел... Ой, да. Видел…одно видел.

НАТАЛЬЯ. Где?

БОЦМАН. В Гане.

НАТАЛЬЯ. Где?

БОЦМАН. На побережье Гвинейского залива. К югу от Аквапимских холмов.

НАТАЛЬЯ. Это где ж?

БОЦМАН. В Африке.

НАТАЛЬЯ. В Африке?

БОЦМАН. В Африке. В Гане на погрузке стояли…руду грузили...с товарищем моим…с Лехой…с механиком на берег сошли… Леха говорит, давай прогуляемся... на автобус сели.... он говорит, я все тут знаю... ага..... сошли... а там поселок… смотрим – пустой совсем… дома глиняные на земле прямо, крыша из листьев пальмовых… и ни души… мне аж как-то дико стало, а Леха говорит: гляди вон… на холме… копошится кто-то… я не увидел сначала… а только прислушался…как вой такой протяжный… жуткий… шакалы будто…

НАТАЛЬЯ. (крестится) Спаси господи!

БОЦМАН. Ближе подошли, а там… Все племя ихнее, разукрашенные, голые… поют, пляшут… увидели нас…а в руках ножи, копья…я думал все - съедят, даже косточек не оставят… вижу самый здоровый к нам из круга вышел…а Леха мне шепотом: не ссы! С вождем разговаривать будем… а он по-ихнему понимал чуть-чуть, потому что до этого там… с населением ихним… дело имел….. в общем, бухло им продавал... и начали они говорить… а вокруг тишина такая… тишина как на кладбище… и только Леха с вождем базарят… о чем-то… я стою – смотрю на них… черные все, жилистые, на лице глаза: одни белки только видно, а все остальное - черное…как земля…стоят скалятся, мускулами играют…… всё думаю… всё… а Леха поговорил с этим, с главным, ко мне обернулся…бледный такой… и говорит…что мол, мы духа предков разозлили очень…мы, говорит, ритуал их нарушили, оскорбили мертвых, невовремя пришли, они своим предкам покойным поклоняются…

НАТАЛЬЯ. Язычники!!! Спаси господи и помилуй!

БОЦМАН. И теперь, один нам выход... или смерть или это... мы вместе с ними должны встать сейчас в этот… в их… в круг и сейчас они нас… короче… в воздух поднимать будут…

НАТАЛЬЯ. Матерь божья!

БОЦМАН. Только говорят: одно условие! Чтобы все железное, что есть у нас… ну… часы там, деньги, чтобы все мы из карманов вытряхнули и обувь сняли… а я уже на ватных ногах там.. разулся, часы снял… вдруг один из них ко мне с кинжалом – всё думаю, пырнет, и поминай, как звали… за грудки взял и одним движением…р-р-раз… и все пуговицы с жилетки моей срезал…железные тоже… жалко мне стало - жилетку жена мне сшила, золотые руки у нее были и добрая очень... а голубцы она как готовила! любил я... встали мы в круг… а я все о жене думаю... женился недавно, всё ждал, когда рейс кончится, подарков накупил... а тут не то, что рейс - жизнь... они давай приплясывать и выть на своём… а в центре круга… чурбан, а на нём… маска…. Такая большая… разукрашенная…страшная….

НАТАЛЬЯ. Идол!! Спаси Господи и помилуй!

БОЦМАН. А они нас за руки схватили и пляшут…тум-тум-тум-тум-тум-тум… пятками по земле ритм отбивают и в барабаны бьют… и голосами такими воют, что я голосов таких и в жизни никогда не слышал… словно и правда…мёртвые им подпевают…

НАТАЛЬЯ. Бесы!!

БОЦМАН. И вот так в кругу этом…я не знаю… может часа полтора, а может и все три… плясали они и пели… я уж света белого не видел… только рожи эти черные перед глазами и небо мелькает и Нинкино лицо передо мной, как в калейдоскопе и тум-тум-тум… и солнце… солнце такое что…. попробуй вот так на холме потанцуй в полдень… как на сковородке… босиком еще…. я уж думал все – упаду я сейчас и умру прямо здесь… И Леха смотрю тоже… лица на нем нет, рот открыт, ноги еле волочит. И вдруг… вождь их в центр выбежал, рукой взмахнул, замерли все… и на колени перед нами повалился… и пополз… сначала он, а потом и все…окружили нас с Лехой-то, на коленях ползут, мычат что-то, плачут… а вождь значит эту маску ихнюю эту... взял… и мне протягивает… я говорю, Лехе говорю: что? пиз… кердык нам, говорю?! А он: нет, вождь сказал, что мы – великие боги, раз духу предков не под силу нас в воздух поднять, хоть и ничего железного при нас не было, и обувь мы сняли и пуговицы тоже…все срезаны… значит, сила в нас огромная, что даже предки мёртвые ничего сделать не смогли… и в знак поклонения отдают нам эту маску и почестями большими до самого порта чуть не на плечах нас с Лехой тащили…. и плакали… как собаки выли…вождь особенно заливался, потому что жалко было маску отдавать…. потому что это их главного… отца их племени, символ…

НАТАЛЬЯ. Идол!!! Спаси Господи! (с жадным интересом) А потом?

БОЦМАН. А потом на борт когда вернулись… в себя пришли... вспомнил я… вспомнил…

НАТАЛЬЯ. Что?

БОЦМАН. Что штырь у меня стальной в ключице… спица, понимаете? я ж ключицу ломал… штырь мне железный… вставили… вот почему не смог он... дух ихний... не смог

НАТАЛЬЯ. И ты что же… маску эту… домой забрал?

БОЦМАН. Забрал. Жене подарил. До сих пор в спальне ее висит… как память…

НАТАЛЬЯ. А с женой что?

БОЦМАН. Умерла. Десять лет уж как умерла….

НАТАЛЬЯ. Матерь божья!!! (крестится) Умерла! Значит ты ей эту дрянь бесовскую - в спальню, а она умерла?

БОЦМАН. Ну… да.

НАТАЛЬЯ. И долго прожила она после этого?...

БОЦМАН. После чего?

НАТАЛЬЯ. Ну, как ты идола в дом приволок?

БОЦМАН. Да как я с рейса вернулся... через три месяца... рак у нее нашли, а потом...

НАТАЛЬЯ. (крестится) Спаси Господи и помилуй!!!

 

Боцман некоторое время сидит в замешательстве. Потом его глаза наливаются кровью, он вскакивает и бежит к выходу. Наталья сидит в комнате одна и пьёт чай, на ее лице - счастливая улыбка человека, который знает, что делает.

 

12.

 

Появляется Марина – вся взъерошенная, растерянная. Марина мечется по квартире, не может прийти в себя. Наталья спокойно сидит и пьёт чай. Марина подходит к Наталье, хочет что-то сказать, затем Марина замечает икону Божьей матери в углу на полке. Марина несколько секунд смотрит на икону и вдруг рушится перед ней на колени.

 

МАРИНА. Купил!! Триста квадратных метров! На Балковской!!! Купил!!

 

Наталья крестится, Марина крестится.

МАРИНА. Купил! Даже подвал смотреть не стал – мне подходит, говорит! Сейчас товар придти должен, склад до завтра срочняк…божьей милостью… Если, говорит, десять тысяч скинете – я прямо сейчас расплачусь. Это – хозяину он… А тебе, говорит, если напрямую, не через агентство сделаешь– пятерку, прости Господи!… Мне! Пятерку! Я на хозяина, он на меня, я говорю, сбрасывай, потому что хрен кто у тебя этот сарай купит! Он говорит, ну, если расчет немедленно… А этот… юбку эту свою… подобрал…

НАТАЛЬЯ. Облачение!

МАРИНА. Ключи из кармана вынул… сейчас говорит… пошел… он там мерседес свой припарковал…с водителем…киргизом… черный… на солнце так и блестит… а внутри телевизор….пошел, чемоданчик в машине взял, деньги пересчитал… и говорит – поехали к нотариусу… а то я к вечерней не успею…(крестится) Я нотариусу звоню, говорю: Люда! Я тебя прошу! Люда! А Люда: я уже с работы уехала! я говорю: Люда! Люда! Люда: ладно, но за срочность… хорошо… приехали мы… оформили быстро все… он ей за срочность плюс триста еще… Купил! И деньги сразу… Расплатился! Я же… я же на эти деньги… мы же ремонт нормальный сделаем… я же… мы же…

НАТАЛЬЯ. Да, теперь заживём. В молитве и покаянии.

 







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 456. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия