Студопедия — Тимофеев иван семенович
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тимофеев иван семенович






(ок. 1555—1631)—дьяк, политический деятель, писатель. В политической жизни участвовал со времени избрания царем Бориса Годунова; служил в армии и на гражданских должностях. Во время шведской оккупации Новгорода (1611 —1617), где Тимофеев остался не по своей воле, продолжал находиться на гражданской службе. Считается, что в это время он написал значительную часть своего труда «Временник», над которым начал работать еще в конце XVI в. Исследователи наследия Тимофеева расходятся в определении его политической позиции: был ли он идеологом становящегося абсолютизма или сторонником ограниченной монархии, идеологом самодержавия или боярской аристократии?

Тимофеев в своем историческом труде выразил свое отношение к царям: Ивану Грозному, Федору Ивановичу, Борису Годунову, Лжедмитрию I, Василию Шуйскому, и это дает основание судить о его политических предпочтениях. Иван Грозный, по мнению Тимофеева, царь законный, по достоинству своей власти — царь богоизбранный, но, оставаясь по своей природе человеком, правил небезупречно, тиранически. Борис Годунов — человек низкого происхождения, преступно захвативший высшую власть, насильственно завладевший троном. Это — «рабоцарь», но человек умный, и можно говорить не только о его злодеяниях, но и о добрых для народа делах. Лжедмитрий — просто захватчик. Шуйский же — «самовольно, как хищник, вскочил на царство». «Истинно самодержавным» царем был «кроткий» Федор Иванович. Предпочтительной Тимофеев считает законную передачу престола по наследству. Но если приходится выбирать царя, то в выборах должна участвовать «вся земля», «всенародное множество», т. е. представители всех сословий. Приведенные ниже фрагменты из «Временника» Тимофеева посвящены главным образом правлению Бориса Годунова и Лжедмитрия I и могут служить примером становления в русской политической мысли исторического, объективного метода характеристики политических режимов и политических деятелей, который

ΐΤη;

==277


ТИМОФЕЕВ ИВАН СЕМЕНОВИЧ

существенно отличается от господствовавшего в прошлом морального, оценочного подхода.

ИЗ «ВРЕМЕННИКА» ИВАНА ТИМОФЕЕВА

ОБ ИЗБРАНИИ БОРИСА НА ЦАРСТВО В НОВОДЕВИЧЬЕМ МОНАСТЫРЕ И О ВОЦАРЕНИИ ЕГО; И КАК ЕГО РАДИ ХОДИЛИ В МОНАСТЫРЬ С КРЕСТНЫМ ХОДОМ, А ПОСЛЕ СМЕРТИ БОРИСА ПЕРЕСТАЛИ ХОДИТЬ; И О СЕРПУХОВСКОМ ПОХОДЕ БОРИСА 106 (1598) ГОДА, КАК ХОДИЛ ПРОТИВ ХАНА; И О ТОМ, КАК ПРИ ЦАРЕ ФЕДОРЕ ИВАНОВИЧЕ И БОРИСЕ ЛЬСТЕЦЫ СТАВИЛИ ЦЕРКВИ И ПИСАЛИ ИКОНЫ ВО ИМЯ АНГЕЛА ИХ'

И по прошествии тех времен в наступившем седьмой тысячи 106 (1598)-ом году от сотворения мира до нашей жизни последовала смерть истинно самодержавного государя царя и великого князя всея Руси Федора Ивановича, кротко, подобно Давиду, скончавшегося, не завершив своих добрых дел, от руки раба своего насильственно и преждевременно почившего2. И многие думают, что преступивший крестную клятву раб раньше положенного богом срока уготовил ему вечным сном почить, ибо возложил свою оскверненную убийством руку раба на царскую главу, смертельным ядом отравил жизнь господина своего и убил его, хотя и не проливая крови, но смертельно, как раньше дитя, брата его3. Смерти самого царя он радовался, тайно ликуя, видя, что все люди умалчивают о том из трусости; и, безжалостно палимый своей совестью, он убежал из царствующего града в лавру, место пострижения своей сестры, бывшей супруги упомянутого прежде царя4. По трем причинам было предпринято его бегство, с большой хитростью задуманное. Во-первых, страх поселился в сердце его и хотел он узнать, не восстанет ли внезапно против него народ, огорчившийся и вкусивший горечь плача о смерти царя, и не поспешит ли из мести убить и его. Во-вторых, если же это пламя ненависти не вспыхнет в народе, он будет действовать уверенно и без стыда. В-третьих же, сможет увидеть желаемое: с каким усердием весь народ будет просить его себе в правители, Î-

==278


ТИМОФЕЕВ ИВАН СЕМЕНОВИЧ

и с какой искренностью вслед за ним будет идти, и кто кому о его избрании будет говорить заранее или кто оставит его без внимания, чтобы в будущем, царствуя, разделить всех — одних за преданность любить и поощрять, других ненавидеть и наказаниями мучить. Все это он хотел узнать хитростью, чтобы, получив великое царство, потрудившихся для него возлюбить, а нерадивых — замучить гневом. В городе же он оставил для этого вместе с вельможами своих избранных родственников и многих других своих помощников, так чтобы везде и всюду были его слух и око.

После его притворного ухода из города в лавру, утром, когда день еще только начинался, а солнце едва простерло свои лучи над вселенной, все его красноречивые почитатели не поленились собраться вместе и, усердно составив подобострастное письменное прошение, по времени удобное для подачи ему, но в будущем губительное для душ, желающих всего суетного, поспешили на двор самого архиерея и подняли его со всем потребным для поклонения кресту во вселенской церкви и всех епископов и священников в белоснежном облачении на святое молебное шествие. С ними поднялись и все люди, от старцев до юношей, и пошли со святынями за город к месту обители, где притворно скрывался, словно дикий зверь в берлоге, превознесшийся в славе, изображая нежелание, сам же желая получить власть и быть нам господином, что и свершилось, умоляли его недолго: где большое хотение, там к месту бывает прошение. День же этого прошения приходился тогда на вторник Сырной недели.

И когда все пришли со святынями в лавру, то виновник этого вышел с находящимися там священниками и простыми людьми навстречу городской святыне. И когда вошли они в церковь и совершили обычный молебен, то по окончании его все люди духовного чина и великие мирские сановники вместе с архиереем, а за ними и все чины царского всего управления и во множестве стекшийся сюда народ, малые вместе с великими, начали жалостно с плачем молить, и упрашивать всяко, и убеждать долго и много: пусть склонится он к их мольбе и не оставит их сиротами и пусть будет царем всему Российскому государству. К этому каждый присоединил свои слова увещевания, соответствующие того желанию, способные склонить умоляемого согласиться на просимое, надеясь расположить его к себе этими словами и стремясь превзойти друг друга в словесном рвении. Люди от средних и до меньших непристойно с воплями кричали без порядку, так что от вопля надрывалась их утроба и лица их багровели от усилий, и слышащим этот шум нужно было

27?

==279


ТИМОФЕЕВ ИВАН СЕМЕНОВИЧ

затыкать свои уши. Столько человекоугоднической лести

было в них!

А он, скрывая свое желание, отвечал всем вместе, что никак не дерзнет на такое, и говорил: «Не будет этого!» — клятвами подтверждая эти слова. Просящие вновь приступили к нему с речами, присоединяя к мольбам еще более усиленные мольбы, и сильнейший вопль пронесся по толпе, заглушая желание умоляемого. Но он опять не повиновался им, ибо хотел, чтобы его умоляли подольше, иначе в их поспешном прощении крови раскроется его желание и все почувствуют в его словах ложь; ведь и в малой откровенности явственно обнажаются сокрытые в сердце хитрые помыслы. Он же, видя такое усердие всех в упрашивании себя, вновь изобразил нежелание и как орел вознесся безмерно и хитро продуманными жестами вводил людей в заблуждение. Он держал в руках тканый платок, которым вытирал пот, в дополнение к своим клятвам для стоящего вдали народа, который не слышал его слов из-за вопля остальных людей, он, встав на церковном крыле, у входа в западные врата, на высоком месте, так что все могли его видеть, обвернул этот платок вокруг своей шеи. С ближними, которые могли слышать голос человеческий, он говорил, дальним же давал понять этим жестом, что он готов удавиться, если умоляющие не перестанут его принуждать. Так притворно разыграв перед множеством народа свое несогласие, он заставил поверить себе менее сведущих, но не остальных, которые в понимании происходящего были выше ловчих сетей его обмана. Но что принесло это понимание? Хотя и поняли, но не смогли предотвратить желаемого богом, ибо бог позволил этому свершиться для предостережения в будущем тех, кто захочет действовать так же. И вновь от сказанного выше перейдем к тому, о ком говорилось.

Он же, изобразив платком свою готовность удавиться, поспешно ушел от церкви в темные жилые покои монахиницарицы, которая была ему сестрой, тем самым еще больше показывая свое нежелание, сам же воочию доподлинно и твердо убедившись, что умоляющие не уйдут из лавры, не получив от него согласия на просимое. Увидели умоляющие, что умоляемый ими к мольбам как будто и вправду непреклонен, устремились вслед за убегающим и спросили разрешения войти в покои пред лицо госпожи, чтобы там обратить к ней мольбу и чтобы она склонилась к их мольбам и повелела бы брату уступить просьбе умоляющих, а вернее, его собственному желанию. К тому же некий отрок был хитро подучен неизвестно кем — самим ли желающим избрания

Î-

К оглавлению

==280


ТИМОФЕЕВ ИВАН СЕМЕНОВИЧ

или угождающими ему, — словно проповедника, посадили его против келий царицы на крепостной стене, поставленной для защиты монастырских храмов и смирения монахинь, и, подняв его высоко, до самых окон государыни, повелели тому кричать, как будто бы по воле всего народа, почти в уши государыне. Этот крик отрока соответствовал мольбам просителей и покрывал собою все голоса из толпы; затворившейся в темных покоях он кричал по их воле одно и то же: чтобы повелела она брату своему быть царем, главою над всем народом; и все время кричал одно и то же, не переставая. И чем дольше он кричал, тем больше разоблачал самого желающего, ибо многим уже было стыдно слушать такой нелепый и непрекращающийся вопль. И если столь непристойный вблизи неприступных келий неумолкаемый вопль не был бы приятен желающему и совершался не по его воле, то юноша не посмел бы и приблизиться к тому месту и видящие не терпели бы этого так долго, потому что и средние люди не терпят и не допускают такого, тем более когда видят, что совершается это без их повеления. Это еще одно среди многих прочих обвинение желающему.

Вскоре все просители в большой радости, как будто одаренные, вышли из покоев сестры виновника, получив от обоих, сестры и брата, обещание исполнить просимое. Восплескав радостно руками, они повелели ударить во все церковные колокола и звонкими голосами оповестили все множество людей, собравшихся для прошения, о согласии. И, совершив, как положено, молебен об умножении лет жизни желающему поставиться новому царю, всех людей обязали молиться повсюду о давшем обещание быть царем и то же повелели спешно совершать по всему царству. И после этого обещавший, не откладывая надолго, вновь возвратился из лавры в город. А о тех, кто ради угождения возвышающемуся произносил в лавре свои льстивые речи, ни об одном из них невозможно рассказать не только потому, что их было множество, но и из-за стыда, — ибо усладился Борис, ублажаемый лживыми хвалами, и научился утверждаться, как на ветрах. О таких истинно говорится: «Горе, когда люди превозносят вас и льстят вам ублажающие вас», и так далее.

А он пренебрег силой слов, сказанных богом, или не знал их, ибо был совсем неискушен в этом, от рождения до смерти он не протаривал книжных путей учения. И удивительно, что впервые у нас был такой царь некнигочей5. О других же злых делах, кроме прежних, которые опаснее морских бедствий, узнается из последующих его деяний, о которых и расскажем: как он, всех обольстив, поднялся на

28Î

==281


ТИМОФЕЕВ ИВАН СЕМЕНОВИЧ

вершину всех земных почестей, все равно что на небо с земли, твердой поступью вступил на царский престол, благороднейших сделал своими рабами, прежде занимая среднее положение по роду и чину. И хотя он, будучи рабом, дерзко и преступно захватил высочайшую власть, но даже никто из его врагов не назвал бы его безумным, ибо таким образом, как он, подняться на такую высоту и там удержаться глупому невозможно, и едва ли кто другой такой найдется среди людей. Таков был этот «рабоцарь», что и прочие величайшие и прегордые во вселенной цари, властители нечестивых держав, не пренебрегали, не гнушались им из-за его низкого происхождения, ибо носил он равное им имя царя; и, слыша о его благоразумии в земных делах, не отвергали верного братства и содружества с ним, как ранее с благородными, бывшими прежде него, и даже больше тех. И что удивительно, хотя после него были у нас и иные умные цари, но их ум лишь тень его ума, как это очевидно из всего, ибо каждый будто через некую ограду перелез, найдя свой путь погибели. И пусть никто не пытается поймать меня на этих словах, будто я оправдываю славолюбца; в одних местах я его обличаю, в других как будто хвалю, но делаю это не везде, а лишь здесь, справедливо оценивая ум тех и других, невзирая на лица, но и там и здесь, осуждая, не терплю насильственного низложения им государей и завладения их престолом. Кроме того, не утаилось, стало явным и возможным для описания, доброе и злое во всех других его делах, не всех, конечно, за исключением самых сокровенных. [...]

После избрания великого и изъявления его собственного желания быть царем, он не скоро еще венчается на царство, но осмотревшись, промедлив почти целый год в ожидании возвращения посла, самодержавным царем, блаженным Федором отправленного на восток к агарянскому царю. Вернувшийся посол известил его, что хан не придет на Русь, и тогда, твердо убедившись, что хан не пойдет против него, вновь избранный наш, желающий быть у нас царем, собрав множество воинов, торжественно выступает в поход. Выступив в поход только против имени хана (он не угрожал нам войной), царь наш, дойдя до города Серпухова, встал на берегу Оки и два месяца медлил там, стоя на одном "месте со всеми силами, вперед не продвигаясь. Между тем и послы хана, не зная о его выступлении и пребывании тут, пришли по обыкновению вслед за русским послом, как когда-то заведено было между государями — приходить послам с послами вместе или, наоборот, отдельно. Он же в царских светлых одеяниях при многолюдном собрании показывал

Г-

==282


ТИМОФЕЕВ ИВАН СЕМЕНОВИЧ

перед послами свое притворное рвение и как бы в доказательство своей храбрости говорил, то готов воевать против их хана, и показывал пришедшим агарянским послам на устрашение все снаряжение воинское и многие огнестрельные громоподобные орудия, приводя их тем самым в ужас. Тогда же он показывал им на удивление и свой передвигающийся искусно придуманный град, кажущийся снежным из-за белых льняных тканей, простирающийся далеко и в ширину ив длину. Все это хитрое устройство по виду было похоже на город со многими воротами и башнями по стенам, вся же его площадь была окружена с четырех сторон стенами. Если смотреть издалека, то он походил на каменный город, внезапно возникший на пустом месте; некоторые говорили, что проходящие мимо по дороге люди могли и испугаться от неожиданности при беглом взгляде на него, а потом удивиться. В себе он заключал, красуясь, самого царя, со всеми живущими при дворе вельможами, и все необходимое для земных его потребностей и его служителей. Войско же все, стоящее вокруг города поблизости, украшали цветущие сочные растения, зеленеющие и цветущие разнообразно. С этого места властелин наш отпустил чужеземцев назад, чтобы они, вернувшись к себе, рассказали в своем царстве обо всем виденном. И так простояв тут два месяца, он возвратился на царство с мнимой победой, но в ослепительной славе, пофараонски сопровождаемый множеством колесниц и всадников; это шествие должно было еще больше укрепить в любви к нему тех, кто не понимал его козней. [...]

Печатается по: Памятники литературы Древней Руси: Конец XVI — начало XVII веков.—М.: Худож. лит., 1987.—С. 283—293.

ПРИМЕЧАНИЯ

' Данный фрагмент взят из части «Временника», в которой повествуется о Борисе Годунове.

2 Виновником смерти царя Федора Тимофеев считал Бориса Годунова.

3 Имеется в виду царевич Дмитрий.

4 После смерти царя Федора его жена царица Ирина, сестра Бориса Годунова, постриглась в монахини.

5 Утверждение Тимофеева о безграмотности Бориса не соответствует действительности.

==283


шаховской семен иванович

(?— 1655), князь, писатель. Прожил очень сложную, драматическую жизнь. Служба при Василии Шуйском, при Лжедмитрии II, Михаиле Романове, патриархе Филарете и других официальных лицах перемежалась ссылками и заточениями. Под конец жизни он был обвинен в еретичестве, приговорен к сожжению, но помилован, сослан в Томск, где и умер. Шаховской написал много произведений разного жанра, в том числе несколько исторических работ, посвященных Смутному времени, в которых, оставаясь внешне беспристрастным летописцем, выразил свои политические симпатии и антипатии. Шаховской продолжает вполне обозначившуюся в русской политической мысли еще в XVI в. тенденцию к защите и прославлению идеи самодержавия российских царей и великодержавности России. Его не только не смущали, например, завоевательные войны Ивана Грозного, но и наоборот — он одобрял тот факт, что этот царь «окрестные государства великие» и разные «басурманские государства» покорил. Будучи приверженцем идеи самодержавия, Шаховской тем не менее одобрял не всякое самодержавное правление. Счастливое время, управление без волнений и смут он связывает с «блаженным» и «благоверным» Федором Ивановичем. Прославляя великодержавную политику Ивана IV, Шаховской, однако, осуждает царя за жестокость, немилосердие, пролитую без вины кровь и смерти в период опричнины. Отмечая превосходство Бориса Годунова над многими и «внешностью», и «делами», автор «Летописной книги» обличает его, как и Ивана Грозного, за предание казни оболганных людей без размышления и по наущению. Но главная вина Бориса — в приказании убить царевича Дмитрия, т. е. в пресечении рода царей, который вел свое происхождение от императора Августа, «обладавшего всей вселенной». Шаховской не забыл, правда, отметить, что Московское царство началось с великого князя Даниила. Это фактически означает понимание им невозможности выстроить

Î-

==284


ШАХОВСКОЙ СЕМЕН ИВАНОВИЧ

политическую преемственность русских великих князей и царей только по родовому принципу. Впрочем, он, осудив Бориса за то, что этот последний прервал царский род, предпочел родовой принцип преемственности верховной власти всем другим.

ЛЕТОПИСНАЯ КНИГА

. Царство Московское, что с давних лет называется Великой Россией, и град Москву воздвиг великий князь Даниил и царствовал в нем сам, и дети его, и внучата, и весь род его вплоть до великого князя Василья Ивановича. А великий князь Василий царствовал в том граде Москве с супругою своею по имени Елена. От их супружества родился муж знаменитый, такой благородный, такой премудрый, по имени Иван.

В 7042 (1533) году, во второй день декабря, скончался великий князь Василий Иванович, а после него остался этот царевич, прославленный Иван Васильевич. И наследовал он великое княжение отца своего, оставшись после него отроду трех лет трех месяцев и десяти дней. А когда достиг совершеннолетия, стал самодержавно владеть скипетром Российского государства и войны вести. Многие окрестные государства великие под свою самодержавную руку покорил — царство Казанское и разные другие басурманские государства. Потом царем Российского государства назван был. И прославил его бог более всех сородичей его: прежде бывших царей и великих князей в превеликой Москве, и раскинулась держава его на огромном пространстве.

Но за многочисленные грехи всего православного христианства врагом обернулся, преисполнился гнева и ярости и начал подданных своих, словно рабов, жестоко и немилосердно преследовать и кровь их без вины проливать. А царство свое, врученное ему от бога, разделил на два удела: один удел себе выделил, другой же удел — царю Симеону Казанскому ' поручил, посадив его на Москве царем, сам же удалился в один из самых незначительных городов, называемый Старицей, и в нем жил долгое время. И вот свой удел с людьми и городами он назвал опричниной, а другой удел — царя Симеона — наименовал земщиной. И приказал своему уделу другого удела людей притеснять и смерти придавать, и дома их без причины грабить, и воевод, данных ему богом, без вины убивать, и города прекраснейшие разорять, а в них всех православных христиан

==285


ШАХОВСКОЙ СЕМЕН ИВАНОВИЧ

безжалостно убивать — вплоть до самых младенцев. И не испытывал он стыда даже и перед священническим саном: одних убивал, других заточал под стражу. Так он многие годы жизни своей прожил, уже и глубокая старость пришла, а нрава своего не изменил.

И разгневался на нас бог и наслал на Российское государство короля польского, по имени Стефан, а по прозвищу Обатур2. И вот пришел тот с многочисленным войском, захватил многие окраинные города Московского государства, и под Псковом обосновался надолго, замыслив перебить христиан, и простер десницу свою, дабы ненасытно

грабить.

И устрашился царь Иван сильно и послал к польскому королю под царствующий Псков послов своих с миром, чтобы тот горячность вражды своей притушил и дал бы христианскому люду мир и тишину. И король польский посла царя и великого князя принял с честью и даровал счастливое время: от царствующего града отступил и перемирие на двенадцать лет заключил.

В третий год перемирия царь и великий князь скончался. Было у него три сына-царевича: Иван-царевич, Федорцаревич, Дмитрий-царевич. Два от первой жены его царицы Настасьи, Иван да Федор, а царевич Дмитрий — от седьмой его жены, царицы Марфы. Царевич Иван скончался в царствующем граде Москве еще при жизни отца своего, за два года до его смерти, а наследником стал царевич Федор — онто и был возведен на царский престол после отца своего.

И сжалился бог над людьми и счастливое время им дал, прославил царя и людей и повелел управлять государством без волнений и смут, в кротости пребывая. Предводители же Московского государства, князья и бояре и воеводы, вместе со всем православным христианством начали после бывшего горя успокаиваться и жить без волнения и смут, хваля мудрого во всем бога. Благочестивый же царь Федор младшего своего брата, царевича Дмитрия, послал на удельное княжение в Углич с матерью его Марфой.

Немного времени прошло, и престол Российского государства был поручен боярину государя царя и великого князя всея Руси Федора Ивановича Борису Федоровичу Годунову, бывшему с царем в близких родственных связях, да и людьми почитаемому не меньше, чем сам царь.

Борис этот внешностью своей и делами многих людей превзошел, никто среди царских сановников не был подобен ему по красоте лица и здравости ума, в сострадании к людям и набожности; сверх того был он в различных беседах ис^

==286


ШАХОВСКОЙ СЕМЕН ИВАНОВИЧ

кусен, красноречив весьма, а в царствующем граде много достойного удивления сам создавал.

Но только один недостаток имел он по сравнению с другими людьми: того, кто наушничает, с удовольствием и вниманием слушал, а оболганных людей без размышления сразу палачам предавал и немилосердно мучить повелевал. И очень властолюбив был. Предводителей Российского государства и воевод вместе со всеми остальными людьми прибрал под свою власть, так что и сам царь слушался его во всец и делал, что он велел. Поскольку вознесся мыслью, захотел властителем стать, царский престол бесчестно захватить, то и прельщен был дьяволом.

Поднял руку свою на убийство царя и послал тайных наемников своих, Микитку Кочалова да Михалку Битяговского, в Углич к царевичу Дмитрию и повелел им: пусть-де предадут царевича смерти. Они же, окаянные, послушались властного его повеления, обманули дитя и мать его, отвели его, будто для того, чтобы приласкать, и заклали его как невинного агнца в 15-й день мая в 7099-м (1591) году.

Слух об этом убийстве дошел до царствующего града Москвы, и великая скорбь охватила всех людей. Благочестивый же царь Федор о том сильно горевал и обильные слезы втайне проливал, а розыска предпринять не смог, поскольку блаженным был от рождения, и ни о чем не заботился, только о душевном спасении.

Люди же московские еще сильнее затрепетали от страха и озабочены были убиением царевича. Борис же, увидев, что народ возмущен убийством царевича, отправляет своих советников и велит им дома знатных людей в царствующем граде огнем запалить для того, чтобы люди о своих бедах печалились. И благодаря этой его хитрости утихло народное возмущение убийством царевича, и ни о чем не думали люди, кроме как о собственных своих, обрушившихся на них, несчастьях.

А после этого укрепилась власть Бориса надо всеми людьми Российского государства и никто супротив него не выступал.

Царствовал благоверный царь Федор Иванович на Москве мирно и безмятежно 14 лет и умер бездетным и погребен был с предками своими в пречестном храме архистратига Михаила. И скорбели о нем и горько оплакивали его люди и волновались повсюду, словно овцы, не имеющие пастыря. Благочестивая же царица Ирина стала самодержицей Российского государства, наставляемая родным братом своим Борисом Федоровичем Годуновым.

28"?

==287


ШАХОВСКОЙ СЕМЕН ИВАНОВИЧ

. Бог ведь творит сколько хочет и когда хочет, уравнивая всех по естеству: и вот решил он венец царский передать одному из царских сановников, тому прославленному Борису, родному брату царицы Ирины. И люди все вместе и единодушно вскричали: «Пусть царствует на Москве Борис!»

И вышло все священство и монашество с пречистыми и чудотворными иконами и умоляли его венчаться царским венцом и царствовать над ними. Он же пролил для видимости слезы перед народом, словно не желая того, а на самом деле издавна, задолго до этого дня, в сердце своем власти жаждал и ради этого руки свои обагрил кровью праведного.

Люди же все сильнее взывали к нему: одни — от простоты своей, другие — им же и научены были, а остальные — из-за страха перед ним. Два дня все единодушно кричали: пусть царствует над ними; и много дней продолжалось это. Борис же, хорошо понимая, что народ неизменно долго еще будет умолять его, раз никто от мала и до велика не возражает против него, велел собрать народ и объявил: «Как вам угодно, так и будет». И возликовали люди от радости и начали богу хвалу возносить, в большие колокола бить и благодарственные молебны служить.

Как только нареченный царь Борис Федорович взошел на престол в царствующем граде Москве, так прибыл к нему гонец от восточных окраинных городов с известием, что крымский царь собирается с огромным войском на христианские селения. А нареченный царь Борис, о державе своей пребывая в заботах, повелел в города грамоты разослать, чтобы одни служилые люди собирались воедино в царствующий град Москву, а другим велел против крымского царя идти к окраинным городам, куда кому следует.

А сам царь Борис, собрав князей, бояр, и воевод, и предводителей всего Московского государства, с огромным войском вышел против своего врага крымского царя в град Серпухов и в нем укрепился обозами и разными неприступными сооружениями. А всемилостивый бог был милосердным к людям своим — даровал вместо войны мир: пришел посол от царя договариваться о мире, и решили так. Заключив перемирие, царь Борис возвратился оттуда в царствующий град Москву с честью, а придя, возложил на себя царский венец, и совершили над ним таинство миропомазания — пусть царствует над людьми!

А затем укрепилась власть его во всем царстве Московском, и овладели людьми страх и великая покорность, и стали ему преданно служить все от мала и до велика. И даровал ему бог время спокойное и мир со всеми окрестными госу-

?

==288


ШАХОВСКОЙ СЕМЕН ИВАНОВИЧ

дарствами, многие же из них были с ним в союзе. И возвысил власть его бог, как и прежних великих государей, и даже больше.

И вот этот царь Борис лишился рассудка, отрешившись от своего праведного и весьма здравого ума, а усвоив себе высокомерное скудоумие, то есть ненависть и достойную презрения подозрительность, как выше об этом уже говорили. Не постыдился ни досточтимых людей, ни даже тех, с кем узами дружбы был связан, — и их не помиловал — несправедливо оклеветать позволил и обесчещенными, протащив их по улицам городским, отдает палачам, и в изгнание посылает, и на мучительную смерть обрекает. От этого в отчаянии были люди царствующего града и сильно негодовали.

В седьмое лето его царствования дошли до него слухи, что появился в литовских городах царевич Дмитрий, которого он убить велел. И промчался тот слух по всей России: «Жив-де царевич Дмитрий, которого Борис убить велел, и уже подошел с воинством своим к какому-то городку, по названию Монастырище, и те люди покорились ему, а воевод царевых передали ему». Уже и гонцы прибывают из всех городов к царю Борису, извещая ему о случившемся: «Вот-де уже названный именем царевича с большим войском пришел к северским городам, и там все люди ему хотят покориться».

Царь же Борис из-за этого немало втайне страдает, и вскоре изменяет ход мыслей своих, и все повседневные дела свои оставляет, и велит грамоты и гонцов в города посылать, чтобы служилые люди выступили против того, называемого именем царевича, в Северскую землю и там находились бы под властью воевод, которых царь назначит.

Вскоре собралось все воинство воедино и стали оборону держать под командованием воевод своих. Над всем же войском предводителем поставлен был боярин и воевода князь Федор Иванович Мстиславский, и многие другие предводители и воеводы по велению царя мужественно выступали против государева врага.

ПОВЕСТЬ, РАССКАЗАННАЯ О ТОМ, КТО БЫЛ НАЗВАН ИМЕНЕМ ЦАРЕВИЧА ДМИТРИЯ

[...] Расстрига3 же тот пришел в царствующий град, и встретил его весь народ от мала и до велика с пречестными и чудотворными иконами и со всякими драгоценными подарками. И радовались все люди, считая его настоящим царевичем Дмитрием, который мертв был и ожил, погиб и нашелся.

10 Заказ № 3622


==289



ШАХОВСКОЙ СЕМЕН ИВАНОВИЧ

И занял Расстрига престол в царствующем граде и возложил на себя царский венец, а миропомазание его совершено было в пречестном храме пречистой богородицы честного и славного ее Успения, и все города Российского царства покорились ему, как и прежним великим государям.

Начав же самодержавно править в Российском государстве, возвел он на святительский престол единомышленника своего, нечестивого еретика грека Игнатия. А бывшего до него великого патриарха Иова заточению предал и монахов многих из Чудова — славной обители архангела Михаила — в изгнание разослал, потому что и они знали его и сам патриарх Иов, который поставлял его в дьяконский чин.

Царевну же Ксению, дочь царя Бориса, девицу, опозорил и осквернил. А затем постричь ее повелел и отослал ее в дальний монастырь в горы, на Белоозеро, близ святой обители — Кириллова монастыря.

УПРЕКИ И ПОРИЦАНИЯ ТОМУ ПРОКЛЯТОМУ РАССТРИГЕ ЗА ЦАРЕВНИН ПОЗОР И ПОСТРИЖЕНИЕ

О хищный ненасытный волк! Не насытил своего сластолюбия только этой благородной девицей! Много достойных жен и благопристойных девиц в царствующем граде, утоляя ненасытную свою блудную похоть, осквернил. Почему эту благородную девицу, дочь царя, не пощадил, девственный чертог ее разорил, опорочил? Ее же благородству в царствующем граде никого подобного не было, потому что воспитана она была в царском доме по обычаю царскому.

Красоты лица ее никто из царских вельмож не мог видеть, многие же благородные юноши, ведущие свой род от Августа кесаря, были покорены ею. Сын великого короля датского, юноша, прекрасный лицом и делами, и другие многие благородные юноши, ради этой благородной девицы оставя отечество свое и города свои оставя, пришли рабски служить царю Борису, отцу ее, ибо превеликой России царя дочь в благородстве своем словно цвет дивный цвела. А ты ее блудом осквернил, и царское ее достоинство обесчестил, и в законный брак не взял ее, и в монашеские одежды одел ее. И в заточение послал! Мать же ее и родного ее брата, юношу прекрасного, горькой смерти предал. В таком ее горе почему девицы не пощадил?

О проклятый нечестивый еретик! Почему не постыдился такое совершить? А ты, недостойный даже смотреть на госу-

Î-

К оглавлению

==290


ШАХОВСКОЙ СЕМЕН ИВАНОВИЧ

даревы палаты, бесстыдно, как пес, на царский престол вскочил и сидящего на нем сына царева и с матерью его низверг и горькой смерти предал. А эту девицу осквернил блудом и на несчастья ее обрек и в монастырь ее заточил, чтобы никогда и никто ее не мог видеть!

Но отложим эти рассуждения и к царю Борису упреки обратим.

О прославленный царь Борис, но более неблагодарный! Зачем такое губящее душу дело взял на себя и власти захотел? Зачем незлобивого младенца, истинного сына царева, смерти горькой предал и царский род в Российском государстве пресек? Ведь род этот вел происхождение от великого самодержца Августа кесаря, обладавшего всей вселенной! Ты же пресек его, царский престол сам себе вручил, хотя недостоин его был!

Зачем род свой погубил, жену и детей на горькую смерть и позор отдал худородному и ничтожному своему рабу? Помимо всего прочего во всей стране. Великой России, смуту поднял, а от нее и запустение пришло, поскольку пагубный грех перед богом совершил и царский род своим преступным желанием искоренил. А за это и возмездие получил! [...]

Печатается по: Памятники литературы Древней Руси: Конец XVI — начало XVII веков.—М.: Худож. лит., 1987. — С. 359 — 367, 377 — 379.

ПРИМЕЧАНИЯ

' Симеон Казанский — Симеон Бекбулатович (? — 1616).

2 Речь идет о Стефане Батории, польском короле с 1576—1586 гг.

3 Расстрига — Лжедмитрий I.

10*

==291


хворостинин иван андреевич

(? — 1625) — князь, политический деятель и писатель. Пользовался большим влиянием при Лжедмитрии I. При Василии Шуйском сослан в монастырь. В 1618—1619 гг.— воевода в Переяславле Рязанском. Обвиненный в ереси, сослан в Кирилло-Белозерский монастырь. В 1624 г. прощен, но вскоре постригся в монахи. Автор сочинения, обычно для краткости называемого «Словеса дней, и царей, и святителей московских».

Хотя Хворостинин начал свою деятельность как светский политический деятель, в своем сочинении он пошел на подчинение изложения своих политических идей и оценок квазирелигиозным, не очень соответствующим христианской доктрине рассуждениям, причем довольно упрощенным. Так, исходя из широко распространенных в средние века представлений о постоянном и непосредственном вмешательстве божественной воли во все земные дела, вплоть до самых малых, Хворостинин утверждал, что бог увидел высокомерие Бориса Годунова, разгневался на него, залил землю его кровью, сократил дни жизни его; а царский дом Федора бог лишил своей помощи и т. д. Отсюда, по идее, следует вывод, что политические деятели должны были бы лишиться права на самостоятельные поступки и самостоятельно отвечать за них. Но по ходу повествования Хворостинин фактически отступает от своих прямолинейных богословских установок, рассматривает и оценивает деятельность Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Василия Шуйского, других лиц как самостоятельно, по-разному действующих политических деятелей. У Бориса Годунова он усматривает немало позитивных человеческих качеств и деяний (острый природный ум, благочестие, человеколюбие, добрые поступки, которых не совершали прежние цари), перевешивающих его отрицательные качества и недобрые дела (коварство, властолюбие, подстрекательство детей против отцов, рабов против господ и др.). Не отказывая в остроте разума и книжном

Г-

==292


ХВОРОСТИНИН ИВАН АНДРЕЕВИЧ

знании своему бывшему покровителю, Лжедмитрию I, Хворостинин все-таки отрекся от него, назвав самозванца в своем сочинении «неукротимым зверем», присвоившим царское имя, поставившим свое самодержавие выше человеческих обычаев и пролившего невинную кровь. Не жалеет Хворостинин гневных слов и в адрес своего гонителя Василия Шуйского. Примечательно, что он осудил Василия не только за то, что при нем «справедливость уснула» и истинного суда не было, но и за то, что он связал себя присягой людям, хотя этого от него вроде бы никто из людей и не требовал. В поступке Шуйского (т. е. в его обязательстве соблюдать права сословий и установить справедливый суд) Хворостинин усмотрел отступление от божественных заповедей из-за властолюбия. Тем самым Хворостинин продемонстрировал свою неспособность по достоинству оценить большую политическую значимость обязательств, которые взял на себя Шуйский при вступлении на престол. Идеалом Хворостинина остается идеал средневекового государя, царя праведного, с чистым сердцем, чистого от грехов, милостивого, царя, который мудростью пасет людей своих, имея перед собой образ единого пастыря — Христа.

РАССКАЗ О ВРЕМЕНАХ, И ЦАРЯХ, И СВЯТИТЕЛЯХ МОСКОВСКИХ, КОТОРЫЕ БЫЛИ В РОССИИ. ЗАПИСАНО КРАТКО НАЧАЛО ИСТОРИЧЕСКОЕ, НАПИСАНО БЫЛО ДЛЯ ИСПРАВЛЕНИЯ И ДЛЯ ЧТЕНИЯ ЛЮБЯЩИХ БЛАГОЧЕСТИЕ. СОСТАВЛЕНО ИВАНОМ ДУКСОМ '

ПРЕДИСЛОВИЕ ЕГО ТАКОВО

Тот, который от непостижимого в высоте бога, несказанного и вечно воспеваемого творца, во всяком прославляемого роде, царя над царствующими и господствующего над всеми, который жизнь и дыхание дал всей твари, благодаря которому властители властвуют, и правители по справедливости2 обладают землей, и обученные пишут истину; тот, который изначально является

29^

==293


ХВОРОСТИНИН ИВАН АНДРЕЕВИЧ

высочайшей мудростью вседержителя бога — Сын, не имеющее начала Слово, который слово дает и милости раздает,— тот всем нам создатель и господь, который из небытия в бытие привел все созидательным своим повелением, и родоначальника людей праотца Адама создал пречистыми и нетленными руками, и душу живую вдохнул в это бренное тело, и жителем рая его сделал. Когда же у Адама помрачилась совесть и он преступил заповедь, гибельный плод вкусив, он был изгнан из рая, потому что неподобающее помыслил и соблазнился, и стал он тлению подвержен из-за греха невоздержанности в раю, из-за непомерной суетности, и тогда он не покаялся перед творцом своим и создателем, чтобы победить грех покаянием. Если бы он с самого начала смирился, он не навлек бы несчастье на весь род человеческий, и если бы соблюдал заповеди, не был бы отвергнут. Вновь, когда он был изобличен, дал ему бог возможность покаяться и получить прощение, но вознесся в гордыне своей человек. Ведь творец пришел, говоря ему: «Адам, где ты был?» Вместо такой славы такой заслужил позор! И еще спрашивал его бог: «Почему ты согрешил, почему нарушил запрет?» — наводя его по-отечески на мысль о необходимости покаяния и смиренной мольбы о прощении. Никакого смирения! Какое там покаяние и мольба о прощении! Никакого покаяния, а, напротив, препирательства и возражения: «Виновна жена, которую ты мне дал». Ведь он не говорит «жена моя соблазнила меня», но «которую ты мне дал», как если бы кто сказал: «Бедствие, которое ты обрушил мне на голову». Так, братья мои, говорит святое Писание: если человек не осознает своего греха, то не постыдится возложить собственную вину на самого бога.

После того слышит она глас бога: «Почему ты не сохранила заповедь?» Как если бы, по-отечески говоря, он изрек: «Если ты покаешься и от греха очистишься, то смирится душа твоя и будешь помилована». И опять никакой мольбы о прощении! Она также в ответ говорит: «Змея прельстила меня», то есть «она согрешила, а я тут при чем?».

Что делаете, окаянные? Принесите лишь покаяние, осознайте прегрешения ваши, покройте наготу свою! Но ни один не сделал этого, но ни у кого не оказалось хотя бы немного смирения. И, увидев это, господь решил судьбу вашу: в какие только беды он не ввергал вас, чтобы вы сами помышляли о судьбе своей, чтобы заботились о себе, чтобы жили по собственной воле, раз вы, как дети, противитесь божьему величию. А детям смирения свойственно самим себя укорять, не доверять своему разуму, ненавидеть своеволие. Кто ос-

Г-

==294


ХВОРОСТИНИН ИВАН АНДРЕЕВИЧ

новывается на этом — тот всего достигает по закону природы, очищенный святыми заповедями Христа. Ведь ни подчиняться заповедям, ни достичь какого-либо блага нельзя иначе, кроме как смирением.

Видя природу, искаженную смертью из-за падения Адама и нарушения заповеди, творец, отеческое светлейшее и не имеющее начала божье Слово, проявил милосердие к своему созданию, по воле бога Отца и при содействии святого Духа соизволил посетить земное создание своей руки, падшего некогда первого родоначальника людей. Сошел он от отеческих, не имеющих начала божественных недр, не разлучаясь с отеческим лоном, воплотился от девы Марии, от чистой ее девственной крови, создал плоть по сути человеческую, но только безгрешную. Сотворив себя подобным нам, уподобляя себе подобных ему и не желая видеть свое создание в порабощении у греха, он в деву вселился ради нас, чтобы нас привести в первоначальное состояние и от древнего грехопадения поднять, тлению подверженную нашу природу очистить, чтобы могли мы, от греха освободившись, вновь стать божьими сынами. Все плотское, что в нас есть, усвоив себе, крест и смерть восприяв, с небесным славно соединив земное, воскрес из мертвых со славой, и на небеса вознесся, и по правую руку от величия Отца сел, а своим ученикам, свидетелям, как обещал, в виде огненных языков Духа утешителя послал и заповедал им просвещать все народы, пребывающие во тьме неведения, и крестить их во имя Отца и Сына и святого Духа.

И одни апостолы получили восточные страны, другие же западные получили, и обходили они северные и южные пересекали страны, исполняя данные им заповеди. Тогда святой Андрей, один из полка двенадцати учеников Христовых, брат верховного апостола Петра, из Иерусалима в Синопию пришел и из Синопии в Херсон, а из Херсона пошел вверх по Днепру и остановился под горами на берегу и, утром встав, обратился к бывшим тут с ним ученикам: «Видите горы эти? На этих горах воссияет благодать божья, и будет город великий, и воздвигнет бог много церквей». И поднялся он на эти горы, и благословил это место, и поставил крест, и помолился богу, и сошел с горы, где ныне стоит город Киев, и пошел вверх по Днепру, и пришел в Новгород Великий, и оттуда пошел к варягам и пришел в Рим. Но проповедовать слово спасения в Русской земле ему было возбранено святым Духом, замыслы которого — великая тайна, и потому они недоступны разумению.

По всем странам спасительная проповедь евангельская распространилась, и все от тьмы идольской были избавлены

29Ϊ;

==295


ХВОРОСТИНИН ИВАН АНДРЕЕВИЧ

и светом божественного разумения просветились.· Только Русская земля была омрачена тьмой служения идолам и скверными делами совершенно осквернена, и много уже прошло времени после вознесения на небеса единородного Сына божьего. Но не стерпела святая и божественная и достойная поклонения Троица, видя свое создание погибающим, и сошла к нам на востоке сверху и светом божественного разумения просветила, верой и благочестием, премудростью и разумом праведного родоначальника, владычествующего самодержца и владыки всей Русской земли, блаженного Владимира, сына Святослава, правнука же Рюрика. Обратилось к нему всевидящее око божье и просветило его божественным крещением, и стал он сыном света. Не только сам захотел спастись, но и всех постарался спасти и всем повелел креститься во имя Отца и Сына и святого Духа. С того времени праведное солнце — Христос светом евангельской проповеди землю нашу озарил, и апостольский глас нас научил. И божественные церкви и монастыри стали строиться, и появилось много святителей и преподобных, чудотворцев и носителей знамений, и, словно на золотых крыльях, возносились они на небо. И как прежде нечестием превзошла всех Русская земля, так теперь в благочестии всех оставила позади. В других странах хотя и много было благочестивых и праведных, но много было и нечестивых и неверных, которые вместе с ними жили и еретически мыслили. А в Русской земле не только многие деревни и села просвещены, но и города многие — все единого пастыря Христа единодушные овцы, все единомыслящие и все славят святую

Троицу.

Что я слышал и что видел, ничего не могу утаить, и пусть никто не усомнится в этом моем рассказе, не посчитает меня возгордившимся. О светлые дети церкви! Хотел я с добрыми словами обратиться к вашей любви, пастырей наших деяния без умолчаний гласности предать и премудрости, любящей величие спасения, ^сообщить о доброй деятельности пастырей. Недостаточно ведь, как сказали некоторые, подробен мой рассказ, чтобы возбудить любовь в душе вашей; вам ведь нужно слышать об этом, и для вашей прекрасной души полезно это. Я же, хотя и много дней томился и воодушевлялся любовью к мужам великой души, и необагренным кровью мученикам, и одержавшим победу красноречием и хотел рассказать кое-что правдивое для вашей любви, но, свою немощь великую увидев, удерживался от прославления и восхваления их. Однако я понял, что забвение и пренебрежение — еще более тяжкие грехи. Так

==296


ХВОРОСТИНИН ИВАН АНДРЕЕВИЧ

что вот мое писание, насколько мне было по силам. Начало нашей повести расскажем так.

О МОСКВЕ

Страна Русская и славный город Москва — свидетели слов наших. В то время беда была, и расточалось богатство, красота и слава померкла, и покровительство владыки покинуло землю нашу, лишены мы были любви его человеколюбия, оскудели города, оскудели люди, но не оскудела мерзость, и возрос плод греха, распространились дела беззаконные, и возненавидели люди друг друга, и асе чаще мы стали впадать в соблазн. Истощена была земля наша голодом3, и многие стали есть от голода нечистоты, и мясо человеческое, и мертвые тела людей, и птиц, и зверей, и рыб, и о чем подробно в повести сказать нельзя: ели кору деревьев, корни водорослей, грязь непотребную, и подобное этому, и многое такое, сущность чего и передать невозможно.

Все это видел царь Борис, который вознесся на престол из чина магистра, получил власть самодержца, как некогда и Василий Македонянин; хотя и не обучен был Писанию и премудрости книжной, обладал острым природным умом. Наступил в те времена голод великий на земле, самодержец же в печали и горести пребывал и, видя смерть многих людей, сжалился весьма над голодающими и, ниву сердца своего благоразумного житом милосердия засеяв, настоящую пшеницу, которая необходима для человеческого существа, раздать повелел. Раскрыл он свои хранилища, достал богатства своей славы, растрачивая сокровища — свои сбережения и повелевая наполненные серебром мешки развязывать и давать в руки нуждающимся. Кто может поведать о человеколюбивом его нраве и заботе о нищих? Умерших в пути, от голода погибших он велел подбирать и облачать в погребальную одежду и хоронить их в земле. Никто из прежних царей не делал ничего подобного тому, что владыка наш по отношению к убогим милостиво совершил.

Хотя он был коварным и властолюбивым, но также и весьма благочестивым: он множество церквей воздвиг, и красоту городов великолепием наполнил, лихоимцев укротил, надменных искоренил, странам чужим он страх внушал, и, как добрый гигант, был он исполнен мудрости в земной жизни, и получил славу и честь от царей, но озлобил подданных своих, и восстановил сына против отца и отца против сына, и вселил вражду в дома их, и ненависть и коварство вселил в рабов, и поднял зависимых людей

29^

==297


ХВОРОСТИНИН ИВАН АНДРЕЕВИЧ

на свободных, и унизил господ, находящихся у власти, и внес соблазн в мир, и породил ненависть, и возбудил рабов против господ их, и власть у знатных отнял, и погубил благородных людей много, о чем не пристало здесь распространяться, чтобы не настигла нас смерть во время написания повести. У волхвов попытался он будущее свое узнать, и надежды свои возложил на чародейство, и возгордился весьма, и заставлял почитать себя как бога, и сказано об этом: «Поклонялись вместо творца твари».

И увидел это бог и не пренебрег этим, но зажег как огонь гнев свой, и наказал высокомерие его, и залил землю его кровью, и сократил дни жизни его, и поразил его поражением страшным, и в темные обители смерти вверг его, как недостойного величия царской власти, знамения славы небесной, тела и крови воплотившегося для искупления грехов от девы Христа, бога нашего. Уже мертвым его удостоили пострижения, монашеской славы, и к иноческой жизни его решили безрассудно приобщить после смерти. Так умер самодержец Борис, и плакали о нем много, и погребли его в храме святого архистратига Михаила с великой честью вместе с великими дуксами и с прежними царями, достаточную честь величию его воздав, и погребение торжественное ему устроили, в печали находясь.

Наследовал царство сын его Федор, еще очень молодой, и был он по смерти отца печалью чрезмерной удручен, а также из-за многих беспорядков и мятежей среди людей, а был благородный этот и прекрасный юноша и видом своим, и достоинством, и речью, и знанием отцовских наставлений, и любовью к книгам замечателен. Во времена же его и перед смертью отца его были знамения многие, указания комет: однажды появилась комета в виде копья, в другой раз видели две луны и одна другую побеждала, а в другой раз на царском дворе ночью каждый час из храма благолепного Преображения спаса и из двора царского исходил свет и поднимался в высоту. Так мы поняли, что помощи божьей лишились они, и благодать милости божьей покинула царский дом.

И восстал вероотступник и привлек сердца окружающих к себе, прельстил души неразумных, а благочестивых страхом смирил. Так среди многих бедствий неукротимый зверь инок Григорий царское имя присвоил себе и незаконными мучительными приказами всех смутил; и в замешательство пришли все перед войском его, так что он к самому царствующему городу подошел. Все навстречу вышли к нему

Г-

==298


ХВОРОСТИНИН ИВАН АНДРЕЕВИЧ

и великими дарами радостно встретили. А на семью Бориса и на сына его царя Федора, еще не венчанного на царство, но которого они клялись смертью избавителя Христа, бога нашего, святым крестом его, возвести на престол, — на него разгневались все в царствующем городе Москве, как волки и хищники на овцу божью, на сына царского, и на его мать и сестру; и незаконного царя захотели сделать властителем. А на тех камнями и кольями вооружились, как настоящие враги святого креста божьего, и в храмы царские пришли, крики громкие издавая, а также многими бранными словами осыпали их, которые сатана в их уме породил. И взяли их, отвели на прежний двор их, где они до восшествия на престол жили, с великим бесчестием, как будто со злодеями расправлялись. И ворвались во дворы ближайших друзей их — так свершилось возмездие — и все расхитили и живших при них слуг грабили. А незаконного царя посланники, радуясь исполнению своих надежд и властвуя над всеми, получили указание от преступника погубить прежнего Федора царя и мать его и размышляли, как это сделать. И тут один злой советник явился — как он сам рассказывал мне об этом — и дал посланникам совет злой, чтобы они послали туда воинов с веревками и удавили их, и так удастся избежать волнений среди людей. Так они и сделали, как незаконный царь решил по совету нечестивому. Тело же прежденазванного царя Бориса он повелел из храма выкинуть. И было поучительное зрелище: в гробе с бесчестием лежало тело мертвеца того — кто убил сына господина своего, кто недоброе наговаривал на того, кого сделал блаженным Христос бог, и кто также напраслину на друзей своих возвел, и льстивыми словами прельстил, и кто убил невинных много. И вот показал создатель тело его, после смерти выброшенное для надругательства в назидание всем неправедно мыслящим и говорящим лживые слова.

Так что, видя этого властителя, пророческому наставлению повинуйтесь, как говорит красноречивый пророк: «Итак, вразумитесь, цари, и научитесь, все судьи земли! Служите господу со страхом и радуйтесь перед ним с трепетом. Внемлите наставлению, чтобы, когда прогневается господь, вам не уклониться с пути праведного, ибо возгорится вскоре гнев его». Другой пророк сказал: «Итак, слушайте, цари, и разумейте, и научитесь, судьи концов земли! Внимайте, обладатели множества и гордящиеся перед народами иноплеменными!» И еще сказал: «Когда царь праведный на престоле сядет, ничто лукавое не устоит перед

==299


ХВОРОСТИНИН ИВАН АНДРЕЕВИЧ

очами его. Кто похвалится, что имеет чистое сердце, или кто дерзнет назваться чистым от греха? Не люби клевету, чтобы не впасть в грех; открой глаза свои и досыта ешь хлеб. Мерзость перед господом — неодинаковые гири и неверные весы — неприятны ему. От господа направляются шаги человека; грешному же как узнать путь свой? После обещания приходится каяться. Мудрый царь просеивает нечестивых. Свет господа озаряет души людей и помыслы, которые стремятся к насыщению своего чрева. Милость охраняет царя, и окружает она поистине престол его. Хорош в юношах дар мудрости, а слава стариков — седина. Раны и побои искореняют зло и удары, проникающие во внутренности чрева». Премудрый муж укрепляет город. «Любит господь сердца праведных, приятны ему все непорочные в обычаях своих; мудростью пасет царь людей своих; очи господа охраняют знание». «Лучше питаться овощами с любовью и благодатью, нежели вкушать тельца с ненавистью. Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый раздор, готовый вспыхнуть, утишает. Терпеливый муж улаживает распрю, нечестивый же еще более разжигает ее». Но оставим это и вернемся к прежнему рассказу.

И святители и собор иереев вместе со всеми горожанами благолепно, со святыми иконами, встретили незаконного царя, псалмами и песнями духовными умилостивили его все от первых до последних в городе том, и вся страна единодушно стала восхвалять его. Так вероотступник, от иноческого сана отрекшийся и сыном прославленного царя Ивана себя назвавший, превратив сердце свое в «мерзость запустения», хотя в остроте разума, в знании книжном весьма преуспел, осквернил престол царский, и сел на престоле пес, а не царь, вероотступник и осквернитель иноческого жития, а не владыка и не князь, властью облеченный. И все последовали за ним, и все вместе лукавили, и никто мужественно ему не возразил, но все от страха пришли в смятение.

Воздвигая хоромы для утех своей юношеской жизни, устраивая торжества со смехотворными личинами, распаляясь гневом и немилосердно губя благородных людей — всеми этими деяниями он сущность свою проявил, не подобающие правителю дела совершая. Так, он палаты нечестиво умножал; однажды он кичился перед своими приближенными и облик хором, в которых он жил, хвалил, указывая, сколь благочестиво он их построил, как будто златоверхими постройками украсил. И весьма хвалился этим и не думал о боге, который жизнь и дыхание дает людям. Услышал это

К оглавлению

==300


ХВОРОСТИНИН ИВАН АНДРЕЕВИЧ

стоящий поблизости юноша, которого он очень любил и который всегда заботился о его спасении — более всех людей, находившихся под властью его, — и вот он отбросил страх, без боязни против царя вооружившись, как против настоящего змея, на мысль его наступив, как на хвост, гордые слова отсекая острым мечом слова, сказал так: «О царь! Вспомни, как царь Михаил конское стойло построил, к которому проточную воду подвел, питаемую течением реки, и многих людей удивил и созданием своим похвалялся, что такого пристанища для коней никто из прежних владык не создавал. Но магистр один достойное православного слово изрек и в присутствии людей охладил пыл царя Михаила: «Царь и владыка наш Юстиниан удивительное дело сделал, храм Вседержителю воздвиг и на это все свои средства истратил, — и того не так хвалят! Что же ты похваляешься, для навоза сокровищницу создав?» Так и ты похваляешься, о царь, пристанища порока золотом многим украсив, и думаешь, что эта постройка будет навеки памятью о тебе, но не похвалит тебя Создатель. Ты помышляешь о суетной славе в бренной жизни и властелином при этом думаешь быть; или ты не знаешь, что есть бог, который сокрушает всякое превозношение гордых, отрезает языки хвастливых и безумие насылает на риторов, возвышает смиренных, низвергает вознесшихся? Разве ты не слышал никогда, о царь, как Валтасар, царь персидский, сын царя Навуходоносора, принес сосуды из храма божьего, который был в Иерусалиме, и славил богов золотых, и серебряных, и медных, а бога святого, истинного вседержителя, не прославил? И появились пальцы руки человеческой напротив светильника, и было написано о свержении его с царского престола и о сокращении дней

его; так и сбылось. Зная об этом, бойся совершать непотребные дела!»

Когда царь услышал такую речь, то слова эти в сердце его как будто стрела вонзились, и он как-то тихо сказал мне: «И ты зло замыслил против меня? Оставь свою чрезмерную заботу о моей добродетели!» А юноша сказал: «Никогда, о царь, я не откажусь от забот о тебе; не только здесь, в изобилии живя у тебя, но и при смерти я никогда не отрекся бы от тебя! Я, повелитель мой, с рождения имею обычай царя почитать и о его благе заботиться. Не забыл я о твоем спасении и тогда, когда многие на твою власть восстали. Бог свидетель тому, что мы свое усердие о твоем спасении делами доказали и, надеясь за это получить воздаяние из твоей десницы, весьма усердно думали о твоем спасении. И ничего коварного о тебе или против тебя я не

30Î

==301


ХВОРОСТИНИН ИВАН АНДРЕЕВИЧ

помышлял, но с чистой совестью помыслы мои обращены к тебе, и я считаю правильными слова свои, и дороже своего спасения для меня видеть тебя здоровым. Но не воздам тебе чести более бога, так как царь тоже человек! От любви же к тебе, самодержец, никакое злодеяние меня не заставит отречься, разве что твое пренебрежение христианскими заповедями. Всевидящее око божье в своем всесилии видит, как нелицемерно к вашему величеству относился мой разум!» И на этом закончил речь. Никакими муками он не угрожал мне, но закрыл рот рукой, сторонясь меня в своем бесчеловечном коварстве. В мыслях и делах своих он весьма вознесся, и самодержавие выше человеческих законов поставил, и кровь проливал, и осквернялся в грязных делах своих.

В архиерее рязанской епархии он нашел подходящего себе человека и единомышленника, из греков, по имени Игнатий, и патриархом поставил его, вершителя всяческих беззаконий. И стал Игнатий пособником ему в его постыдном браке, и, попросту сказать, врагом бога и людей, и единодушен был с ним. И по указанию царя извергается из сана бывший до Игнатия первый святейший патриарх и пастырь наш Иов, как главный Герман, и возводится этот, как Анастасий4, ненавистный не одному городу, но всей земле и во всех городах всем людям, — Игнатий, «мерзость запустения», усаживается на святом месте святых отцов наших и управление церковью принимает. Ничего божественного совершать он не привык — жезлы святителей и пастырей он раздает сановникам, потоки слез у благочестивых исторгает, сердца огорчает любящих господа, видящих его посаженным на престоле праведных незаконным царем, царем вероотступником, а точнее сказать, иноком, нарушившим обеты свои.

Царским венчался венцом настоящий отступник! Как будто поистине о нем красноречивый пророк Иезекииль говорит так: «Ты, недостойный правитель Израиля, нечестивым дням которого наступил конец! Так говорит господь: сними с себя диадему и сложи венец; унизь вознесшихся и возвысь униженных. Неправдой я низложу неправду, и она не будет таковой». Видите смысл слов пророческих: ведь называет он его недостойным предводителем Израиля. Где же Израиля предводитель? Где теперь предводитель иудеев? Где главенствует Израиль? Ведь под властью многих правителей христианских и басурманских находится и до сих пор иудейский род. Если бы он о них говорил, то множественное число употребил бы пророк, сказал бы: правители Израиля; но он сказал не так, лишь одного правителя укоряет божест-

ÏQ2

==302


ХВОРОСТИНИН ИВАН АНДРЕЕВИЧ

венный пророк. Мы здесь поистине называемся истинными израильтянами новообращенными, как и в Евангелии Иоанн Креститель говорит: «Увидел он идущих креститься и сказал: «Сотворите достойный плод покаяния. И не думайте говорить в себе: «Отец у нас Авраам»; ибо бог может из камней этих воздвигнуть детей Аврааму»», то есть из язычников. Ведь Израиль означает «ум, зри бога»; так и мы с верой чистой зрим бога, в Троице святое единодушие и жизнь и будущее царство бесконечное. Это слово пророческое указывает на недостойнейшего правителя Израиля, неправдой неправедно губящего людей, возвышающего униженных и унижающего вознесшихся. Не таков ли и он? Не унизил ли вознесшегося царя Бориса, не возвысил ли униженных, не сбросил ли он клобук, не возложил ли на себя венец проклятия? Но все случилось не так, как он хотел: неправедно неправедного Бориса низложивший так же печально и насильственно окончил свою жизнь, по словам священного Писания: «Праведник спасается от беды, а вместо него попадает в нее нечестивый». Как апостол Петр учит нас, говоря: «Знает господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда для наказания»; но этого человека и до суда творец осудил.

После падения этого царя виновник его смерти дукс Василий прельстил людей благочестивым видом, смирением и свои надежды на них возложил, рассчитывая, что его сделают царем; как и случилось. Подстрекает он и побуждает друзей своих коварными речами и бренными подарками, к воплощению своего желания лестью их склоняя, спешит им давать всяческие обещания. Как родня его, так и он сам с начала своей жизни при всех царях получить власть желал и разнообразное зло всегда замышлял против государей своих: с давних пор были они властолюбцы, а не боголюбцы. Так с большим трудом получил Василий царский скипетр, неправедный и коварный свой изменнический пот утерши, в сонм царствующих вошел, предков своих превзошел. Ласковым участием привлекая и заботясь обо всех, спеша давать обещания милостивые всем нуждающимся, милости и благодеяния всем людям суля, — этими словами во множестве людей он хотел любовь возбудить и вызвать их похвалы.

Но, делая все это, он лукавил перед людским родом, не только в этом, но и во многих других делах: войдя в соборную церковь Божьей матери, неистовой дерзостью преисполнившись и «не в боге полагая крепость свою», как сказано, он взял честное всесильное наше оружие

==303


ХВОРОСТИНИН ИВАН АНДРЕЕВИЧ

божественное, Христа, бога нашего, святой чтимый крест, и' обратился самодержец, новоизбранный царь, к людям, благодарность высказал и коварно крест целовал, присягу дал сам. Так всей земле он присягнул, обещая делать угодное всем, в царстве его живущим. О беда! О скорбь! Только ради скоропреходящей жизни этой властью обольщается царь и присягой связывает себя, хотя никто из людей этого от него не требовал; по собственной воле он дал присягу, будучи властолюбцем, а не боголюбцем. Только на земле он желал прославиться, а не на небесах. Но разве знает человеческая природа, к чему приводят желания ее? Как только ту присягу произнес владыка, наказал его бог неразумием, так что он " стал совершать недостойные дела и тем нарушил присягу свою. И восстала против него держава его, и все нарушили присягу, которую дали ему; и в дни царства его всякая Правда уснула, и суда истинного не было, и всякая добродетель иссякла.

И восстали все,' живущие в окраинных городах его

державы, и отложили дела свои, плуг и всякую работу, и приготовились к войне, и взяли оружие, чтобы сразиться с царем, губили добродетельных жителей своих городов и благочестивых в домах их многообразным мукам подвергли: одних они с высоких укреплений города вниз сбросили и потом прикончили, иных, к коням привязав, растерзали их тело при скачке, а иных на части рассекали и многими другими способами умерщвляли из-за грехов наших, потому что мы согрешили перед господом нашим. И великого удивления достойно наказание, которое понесли мы и братья наши от своих соплеменников, так что жизнь наша напоминала о временах правления прежних незаконных царей. Царь же Василий, в печали и скорби находясь, укреплялся и противился бунтовщикам: иногда он своих воинов терял, иногда их многочисленное ополчение рассеивал и множество крови врагов своих проливал различным способом, но все не хотел непритворно к богу обратиться, будучи поглощен приличествующей юношам жизнью и трудам







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 640. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия