Студопедия — КРИЖАНИЧ ЮРИЙ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

КРИЖАНИЧ ЮРИЙ






исправить все ошибки, недостатки и извращения и ввести благие законы. Государь-«самовладец» подобен богу на земле, и его судит только бог. Но самодержавное правление не должно быть ни дурным, ни крутым, ни жестоким, ни тираническим, какими были правления Ивана Грозного и Бориса Годунова. Праведная верховная власть может превратиться в тиранию, если будут введены несправедливые законы. Безграничная власть противна божественному и природному закону. Крижадич был уверен, что в России может наступить время, когда весь народ восстанет против «безбожных», «любодерских» законов, введенных еще царями Иваном Грозным и Борисом. Чтобы этого не произошло, он советовал ограничить законами всевластие «слуг царя», установить новое, наилучшее законодательство. Большим вкладом в русскую политическую мысль явились аргументы Крижанича против многовековой политической мифологии на Руси, в частности, против легенды о происхождении русских князей из рода Августа, а также против концепции «Москва — третий Рим». Следует также отметить, чято Крижанич отвергал достоверность летописного предания о приглашении новгородцами варяжских князей.

Политическая мысль Крижанича своей направленностью на упорядочение путем законов самодержавия в России была мыслью в основном прогрессивной, более того, значительно опережавшей историческое время, в котором жила России в 60-е гг. XVII в. Но не чужда была ей и определенная склонность к ксенофобии, неприязни к Западу, хотя в принципе антизападником Крижанич не был и советовал царю перенимать у иных государств все «хорошо установленное», особенно в законодательстве, полагая, что каковы законы, таков и порядок вещей в государстве. Бытовало мнение, что сочинения Крижанича были хорошо известны московским властям, что «Политикой» интересовался двор царя Федора Алексеевича, но сколько-нибудь серьезных доказательств в пользу этого мнения нет. Каким-то путем сочинения Крижанича попали в библиотеку русского книжника конца XVII в. Сильвестра Медведева, а затем о них не вспоминали до 60-х гг. XIX в. Но несмотря на столь долгое забвение, «Политика» Крижанича получила достойную оценку и была признана выдающимся памятником русской политической мысли 60-х гг. XVII в.

31~?

==317


КРИЖАНИЧ ЮРИЙ

ПОЛИТИКА БЕСЕДЫ О ПРАВЛЕНИИ

Часть III О МУДРОСТИ

Раздел 22

[О ТОМ], ЧТО РУССКОЕ ПРАВЛЕНИЕ ЛУЧШЕ ПОЛЬСКОГО

Представим себе сначала, будто некий царский думник держит речь перед всем народным сеймом'. Итак, это будет: Обращение ко всему народу: о благом правлении и о самовлаастве.

САМОВЛАДСТВО — НАИЛУЧШЕЕ ПРАВЛЕНИЕ — СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ ВСЕ МУДРЫЕ ЛЮДИ

1. Различны способы, о, честные святители, властели, бояре и все сословия и чины преславного русского царства, различны, говорю я, виды и способы правления, принятые у людей. А именно: самовладство, боярское правление и общевладство (или гражданское правление). Все эллинские философы и все наши христианские святые отцы восхваляют и считают наилучшим из них самовладство. И это свое заключение они объясняют и подтверждают неопровержимыми доводами.

САМОВЛАДСТВО (СВОЕВОЛЬСТВО)

Ибо, во-первых, при самовладстве лучше, слышь, соблюдается всеобщая справедливость.

Во-вторых, потому что при нем легче и лучше сохраняется покой и согласие в народе.

В-третьих, потому что это способ [правления] лучше

оберегает от опасностей.

А четвертое, и самое главное: потому что самовладство

подобно власти божией. Ведь бог — первый и подлинный самовладец всего света. А всякий истинный (или полновластный) король является в своем королевстве вторым после бога самовладцем и божьим наместником.

Ты скажешь: чем же согрешили израильтяне, когда попросили себе короля или самовладца? Ответ: бог уже задолго до этого обещал [дать] израильтянам короля и сказал им, как его поставить (во Второзак., гл. 17). Поэтому

Tl 8

==318


КРИЖАНИЧ ЮРИЙ

евреи согрешили не тем, что попросили короля, а тем, что попросили его не вовремя, когда им лучше было бы молчать об этом, то есть когда ими правил святой и праведный муж — пророк Самуил. Поэтому бог сказал Самуилу: «Не тебя они отвергли, а мною пренебрегли и властью моей». Ибо не хотели они слушать пророка, посланного богом.

ПРИ САМОВЛАДСТВЕ ЛЕГКО ИСПРАВИТЬ ИЗЪЯНЫ

2. Еще говорят они, что самовладство — самое древнее на свете, самое распространенное у народов и самое крепкое правление], или что оно сохраняется обычно дольше, чем иное правление.

Мы [вместе] с древними учителями говорим то же самое] и одобряем все эти причины, из-за коих самовладство, или королевская власть, достойно похвалы и славы. Но, если даже опустить пока эти и иные причины, очень важным и драгоценным является то, что при самовладстве легко можно исправить ошибки и изъяны правления. Ибо все, что вправе приказать самовладец, исполняется без проволочки. А при ином правлении, где или король неполновластен, или много правителей, там изъяны, проникшие однажды в законы, бывают непоправимы и вечны.

РУСЬ УВАЖАЮТ БЛАГОДАРЯ САМОВЛАДСТВУ

3. Сие правоверное, преславное королевство боголюбивого нашего царя, государя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великой, и Малой, и Белой Руси самодержца, потому безмерно уважаемо, удачливо и счастливо, что в нем имеется совершенное самовладство. И следовательно, можно в нем исправить все ошибки и изъяны, которые из-за нерадивости исполнителей могли доселе войти в обычай и из-за которых печалится народ.

Могут, говорю, легко исправляться все изъяны правления и вводиться всякие хорошие законы. И для этого дела царь-государь нас всех созвал, чтоб все вы помогли по мере своих сил тому, что будет обретено и решено для общего блага и пользы народа.

СВОЕВОЛЬНЫЕ, РАСПУЩЕННЫЕ ЛЮДИ РУГАЮТ САМОВЛАДСТВО

4. Но ведь нет такой хорошей вещи, на которую не нашлось бы хулителей. Оттого же клевещут и на самовладство.

3l5

==319


КРИЖАНИЧ ЮРИЙ

Немцы и поляки особенно хулят самовладство, а восхваляют свой беспорядок и твердят поговорку: «Польша держится беспорядком». А немцы о королях говорят так: «Король испанский — король холопский, король французский — король боярский, король польский — король королевский, царь немецкий — государь всего света». А это потому, что испанский король — совершенный самовладец и может полностью повелевать всеми своими властелями, и его слушаются. А французы менее покорны, а у поляков и немцев вообще никто короля не слушает.

Поэтому, чтобы наши люди не соблазнялись и не заразились этим польским недугом, хорошо и полезно их вразумить и обстоятельно объяснить, почему русское самовладство намного достойнее польского беспорядочного

правления.

Польша — это новая Вавилония, Немцев, цыган, армян и шотландцев колония, Рай — для евреев, ад — для крестьян, Клад для чужеземцев и бродяг из всех стран.

Земля ее — прибежище для людей всего мира, А для расточителей — корчма и квартира.

Сеймы собираются непрестанно, Люди волнуются постоянно, Чужеземцы ею управляют, А все народы ее презирают.

ТРУДЫ ИСПРАВЛЕНИЯ

5. Первая причина: потому что на Руси, как мы уже до этого сказали, легко можно исправить все изъяны и ошибки правления. А у поляков [их] нельзя исправить.

много тиранов

6. Вторая причина: потому что на Руси есть [только] один господин, который располагает жизнью и смертью подданных]. А у поляков сколько властелей — столько королей и тиранов, сколько бояр — столько судей и палачей. Всякий может убить крестьянина, и никто с него не спросит и не накажет за это.

много откупов

7. Третья причина: если на Руси бывают в тягость корчемные откупы и монополии одного [только] великого государя, [то] у поляков и в Литве существуют еще более

320 |j

К оглавлению

==320


КРИЖАНИЧ ЮРИЙ

тяжелые монополии в боярских городках и селах. Ибо везде или евреи-откупщики сидят, или сам боярин раздает холопам вонючее питье, которое они выливают в помойку, но однако же должны [за него] платить.

СВОБОДА ДЛЯ ЕРЕТИКОВ

8. Четвертая причина: потому что у поляков дозволено процветать всяким волкам, пожирающим души, то есть еретикам. Ибо к полякам сбегаются всех народов еретики, губители душ и служители дьявола, изгнанные из других мест. А на Руси они не могут ни жить, ни приходить, а, по божьей милости, сохраняется правая вера.

ПРИБЕЖИЩЕ ДЛЯ ВСЕХ ЗЛОДЕЕВ И БРОДЯЧИХ НАРОДОВ

9. Пятая причина: Польская земля — это прибежище людей со всего света. Ибо подобно тому, как на корабле вся грязь стекает в трюм, а на дворе — в лужу, так и в Польскую землю сходятся и свободно там живут всех народов злодеи: разбойники, воры, изменники, еретики, всякие преступники. И вдобавок [приходят туда] и целые бродячие народы. Оттого-то и сложены латинские стихи: Польша — это новая Вавилония, Немцев, цыган, армян и шотландцев колония, Рай — для евреев, ад — для крестьян, Клад для чужеземцев и бродяг из всех стран.

Земля ее — прибежище для людей всего мира, А для расточителей — корчма и квартира, и т. д.

ВРЕДНЫЕ И ПОСТЫДНЫЕ СТРАНСТВИЯ

10. Шестая причина: польские благородные юноши странствуют, скитаются, блуждают по свету. И все европейцы считают их глупыми, и все народы высмеивают их в притчах, ибо свое добро они понапрасну расточают в чужих странах, откуда не привозят домой ничего иного, кроме нищеты, обид, насмешек, чужеземных пороков и позорных болезней. А пока они так скитаются, дома отдают бедных крестьян-христиан на откуп [и] под власть евреям, кои мучают их, как бесы [мучают] души.

А на Руси справедливо и по достоинству запрещены такие странствия, ибо они безмерно вредны. Поэтому-то и премудрые люди — итальянцы или испанцы, хоть они и вправе странствовать, однако же не странствуют. К тому же раз эти странствия не дозволены и недоступны королям

11 Заказ № 3622


==321



КРИЖАНИЧ ЮРИЙ

и королевским сыновьям, то не следует, чтобы подданные имели большую свободу, нежели сами господа и правители.

НЕДОВОЛЬСТВО ВСЕХ СОСЛОВИЙ

11. Седьмая причина: потому что у поляков ни одно сословие не может быть довольно своим жребием, ни земледельцы, ни посадские люди, ибо господа их мучают и безнаказанно убивают, евреи терзают их, как бесы, а воины поедают их с кожей и с костями. А на Руси их никто не притесняет.

Не могут быть довольны воины, ибо им никогда не платят жалованья, и они не могут жить ничем иным, как воровством, разбоем и грабежом крестьян. А на Руси воинам всегда определена плата.

Не могут быть довольны и местные торговцы, ибо рядом с ними свободно торгуют обманщики всего света — цыгане, шотландцы, армяне, евреи. А евреи чеканят поддельные деньги, и принимаются [там] самые негодные деньги из всех соседних королевств. А на Руси не дозволено жить цыганам и евреям.

Не могут быть довольны церковники, ибо среди них свободно вертятся еретики из всех стран и проповедники всех ересей. А на Руси не могут жить еретики.

Не могут быть довольны и сами дворяне, кои так хвастают своей разнузданной свободой, ибо из-за непрерывных сеймов они никогда не имеют покоя, а всегда скитаются и разъезжают и по пути везде покупают у евреев-корчемников хлеб и дрянное питье по дорогой цене. Приехав на сейм, они отдают итальянцам, шотландцам и остальным немцам за наемные дома, за вино и за иные товары все свое добро и закладывают тело и душу. А на Руси нет ни еврейских корчем, ни этих разорительных плат и расходов.

Не могут быть довольны и сами властели и весь народ польский, ибо при таком беспорядке они всегда должны терпеть чужеземных королей и вовеки не могут поставить короля из своего народа. А наш русский народ имеет благочестивых царей и государей из своего собственного племени согласно божьей заповеди во Второзаконии, в гл. 17, где написано: «Не ставьте царем чужеземца, раз он не брат ваш». И на Руси, по божьей милости, нет чужеземных королей, и это одна из наибольших удач, и почестей, и милостей, кои бог обычно дает людям. Ибо иметь чужеземного короля — это одно лишь зло, и несчастье, и позор, самый худший и отвратительный из всех зол.

==322


КРИЖАНИЧ ЮРИЙ

В конце концов не могут быть довольны и сами эти сосватанные чужеземные короли, ибо сейм заглушает их своим обычным криком, и если они что-либо прикажут, то люди их не слушают.

ПОЛЬСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ — САМОЕ НАИХУДШЕЕ

12. Вывод. Если бы кто-нибудь обошел кругом весь свет, чтобы отыскать наихудшее правление, [или] если бы кто-нибудь нарочно захотел выдумать наихудший способ правления, он не смог бы найти иного, более подходящего способа, нежели тот, коим ныне правят в Польской земле. А главные причины этого — своевольство, чужебесие и чужевладство.

НАИБОЛЬШЕЕ НЕСЧАСТЬЕ ЧУЖЕВЛАДСТВО

13. Ибо из всех несчастий, что могут выпасть [на долю] смертным людям, нет ничего хуже, позорнее и недостойнее честного мужа, нежели чужевладство, то есть то, что им правит чужеземец. Муж, который умеет дорожить честью, должен скорее сто раз умереть, нежели допустить в своей стране чужевладство.

Раздел 23 О КОРОЛЕВСКОМ ДОСТОИНСТВЕ И ВЛАСТИ

То, что было сказано в предыдущих беседах, относится ко всем подданным, а более всего к властелям, боярам и воинам. Пусть ценят они божью милость и свое счастье. Пусть радуются этому нынешнему способу правления. Пусть никогда не пожелают перемен и не допустят чужевладства. Но пусть всем сердцем будут верны царю-государю и его царскому роду.

А теперь мы расскажем о королевской власти, чтобы все подданные поняли свою обязанность и свой долг перед своими королями.

О ДОСТОИНСТВЕ И ВЛАСТИ КОРОЛЕВСКОЙ

КОРОЛЬ — СЕРДЦЕ И ОКО

1. Итак, прежде всего надо знать, что король нужен народу, как сердце в груди и как очи на челе. «Ибо там, где нет правителя, народ погибнет» (Притчи, 11. 14).

Il*


==323



КРИЖАНИЧ ЮРИЙ

ПАСТЫРЬ НАРОДНЫЙ

2. Король — пастырь человеческий. «Избрал Давида, раба своего, пасти Израиль, наследие свое» (Псалтирь, 77. 71). «Я, который говорю Киру: ты пастырь мой и исполнишь всю волю мою» (Кн. пророка Исаии, 44).

ПОСТАВЛЕН БОГОМ

3. Все законные короли поставлены не сами собой и не людьми, а богом. «Мною цари царствуют и законодатели узаконяют правду. Мною правят правители и вельможи вершат праведный суд» (Притчи, 8.15). «Всякая душа да будет покорна высшим властям. Ибо нет власти, кроме как от бога. Все власти на свете от бога установлены. Кто противится власти, противится божию установлению» (К римлянам, гл. 13).

НАМЕСТНИК БОЖИЙ

4. Правитель — наместник, и слуга божий, и судья над злодеями. «Да будете повиноваться не только из страха наказания, но и по совести» (К римлянам, гл. 13).

ЗЕМНОЙ БОГ

5. Король подобен некоему богу на земле. «Я сказал — вы боги, и сыны всевышнего все вы» (Псалтирь, 81).

НЕ ОШИБАЕТСЯ В СУДАХ

6. Когда король вершит суд, бог руководит им, чтобы он не ошибся. «В устах царя слово вдохновенное; уста его не должны погрешать на суде» (Притчи, 16. 10).

О ПРЕРОГАТИВАХ, ИЛИ ПРАВАХ КОРОЛЕВСКИХ

КОРОЛЬ — ЖИВОЙ ЗАКОН

7. Самуил так объяснил народу Израиля королевские права: «Вот какие будут права царя —

Сыновей ваших он возьмет и сделает всадниками своими, и будут они бегать пред колесницами его, и поставит их воеводами.

Поля ваши и виноградники возьмет и отдаст слугам своим.

Рабов ваших, и рабынь, и скот возьмет и употребит на свои дела.

Й4

==324


КРИЖАНИЧ ЮРИЙ

От посевов ваших и от стад возьмет десятую часть и отдаст ее слугам своим. И сами вы будете рабами его» (1 кн. Царств, 8. 11).

САМУИЛ О ПРАВАХ ГОСУДАРЯ

Заметь здесь, что король вправе брать десятину с нив, виноградников и стад. Справедливо также, чтобы король был и слыл господином, а подданные были его рабами. Однако отнимать силой нивы, виноградники и рабов [своих] подданных — несправедливо. Но все, что делают короли — будь то справедливым или несправедливым, Самуил называет королевским правом.

Первая причина: чтобы показать разницу между королем и тем судьей, который правил тогда израильтянами. Ибо судья этот не мог ничего сделать по своей воле и сверх писаного закона, а король может. Ибо король является законодателем или, вернее, живым законодательством. К тому же сыновья судей не наследовали власть своих отцов, а королевские сыновья наследуют.

КОРОЛЯ СУДИТ ОДИН ЛИШЬ БОГ

8. Вторая причина: потому что над единожды помазанным или коронованным королем нет на свете судей в мирских делах. Никому не дозволено проклинать короля, хотя бы и несправедливого. «Начальника в народе твоем не поноси» (Исход, 22. 28). Никто не может отказаться служить королю или изменить ему, хотя бы король и был несправедливым. «Чтите царя. Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам не только добрым и кротким, но и дурным. Ибо такова есть воля божия, если кто, помышляя о боге, переносит скорби, страдая несправедливо» (1 послание Петра, гл. 2. 8). Никто не может наказать помазанного короля или поднять на него свою руку. Ибо король — наместник, и помазанник, и угодник божий. «Не прикасайтесь к помазанникам моим» (Псалтирь, 104). «Как не побоялся ты поднять руку свою на помазанника господня» (2 кн. Царств, гл. 1. 14). И церковное правило гласит: верховную власть никто не судит.

ЗЛОГО КОРОЛЯ БОГ ДАЕТ ЛЮДЯМ ЗА ГРЕХИ

9. Что же делать, если король будет лютым притеснителем, обидчиком и мучителем народа? Ответ: народ должен приписать эту беду своим грехам, и исправиться, и просить

3Ϊ5

==325


КРИЖАНИЧ ЮРИЙ

бога о помощи, и умолять короля [смилостивиться]. Ибо злых королей бог посылает за людские грехи. «За грехи людские ставит царем лицемера» (Кн. Иова, 34. 30). «Дам им отроков в начальники, и дети будут править ими» (Кн. пророка Исаии, 3.4). «Горе той земле, где правит отрок и где князья едят слишком рано. Блаженна земля, где царь славен родом и где князья едят в свое время» (Кн. Иисуса, сына Сирахова, 10. 16).

О ДОЛГЕ ПОДДАННЫХ ПОДДАННЫЕ ДОЛЖНЫ [ДАВАТЬ] КОРОЛЮ ДАНЬ

Королю положена королевская дань. «Отдавайте всякому должное: кому дань — дань, кому оброк — оброк, кому страх — страх, кому честь — честь» (К римлянам, 13). «Отдавайте кесарево — кесарю, а божие — богу» (Ев. от Матфея, 22. 21). Сам царь небесный, живя меж людей в обличий раба, платил дань земному царю (Ев. от Матфея, 17. 24).

покорность

Подданные должны быть покорны королю. «Научи их: да будете покорны правителям и наместникам, послушны их повелениям и готовы на всякое доброе дело» (1 послание Петра, 2. 13). «Все, что не повелишь нам, сделаем, и куда ни пошлешь нас, пойдем. Кто воспротивится повелению твоему и не послушает слов твоих во всем, что не повелишь ему, да умрет» (Кн. Иисуса Навина, 1. 17).

молитву

Подданные должны молиться о здравии короля. Павел: «Молитесь за царей и за всех начальствующих» (1 послание к Тимофею, гл. 2. 1). Варух: «Молитесь о жизни царя Навуходоносора и о жизни Валтасара, сына его» (Кн. пророка Варуха, 1. 11).

верность

Подданные должны быть абсолютно верны и покорны королю. Павел: «Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу. Не на показ служите, как людям прислуживая, но как рабы Христовы, выполняя с охотой желание божье. С охотой служите, как господу, а не как людям» (Послание к ефесянам,

==326


КРИЖАНИЧ ЮРИЙ

6. 5). «Рабы, повинуйтесь во всем господам своим по плоти. Служите им не на показ, а чистосердечно, со страхом божиим. Вершите все дела без обмана, от чистого сердца и по доброй воле» (Послание к Титу, 2. 9). «Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя и на учение господне. Те, кто имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья; но тем более должны служить им, раз они верные и возлюбленные и благодетельствуют им» (1 послание к Тимофею, 6. 1).

Однако, чтобы лучше объяснить обязанности подданных, надо рассмотреть в отдельности различные сословия и чины людей. [...]

Раздел 26

О ПРИЗВАНИИ КОРОЛЯ, О КОРОЛЕВСКОЙ ВЛАСТИ И О ТИРАНИИ

ТРИ ЖИЗНЕННЫЕ СИЛЫ КОРОЛЯ

1. В человеческом теле — одна душа, а в ней — три жизненные силы: разум, чувство и здоровье. В государстве душа — это король, а у короля и у его думы — три жизненные силы: мудрость, могущество и богатство. Посредством этих сил короля один властвует над многими, и с их помощью он становится полным хозяином королевства, ибо благодаря им повелевает и управляет волей, разумом и жизнью подданных.

Благодаря богатству король повелевает волей и желаниями подданных. Так бывает, если он не старается правдой и неправдой сам разбогатеть, а заботится об общем богатстве подданных и об изобилии да дешевизне в стране. Ибо тогда подданные становятся богатыми, а сам король бывает более богатым или истинно богатым. Ведь ничто не может быть для короля [столь] истинным богатством, как богатые и любящие своего короля подданные. Не плохо добивается любви [своих] подданных тот король, который для того, чтобы чрезмерно обогатить нескольких [людей], обижает алчным тиранством многих [других] и беспощадно грабит их] имущество.

Благодаря могуществу король повелевает жизнью [подданных]: непокорных укрощает оковами, темницами, острогами, пытками, законами и охраняет королевство от нападений внешних врагов.

32^

==327


КРИЖАНИЧ ЮРИЙ

Благодаря мудрости король повелевает прежде всего самим собою и своими желаниями, а затем, если он ревностно выполняет свою обязанность, — разумом [своих] подданных. Ибо обязанность, или призвание, короля — сделать подданных счастливыми. Если подданные видят, что король об этом заботится, то они понимают, что им хорошо жить при таком короле и при таком правлении. И тогда они восхваляют деяния короля, подчиняют ему свой ум и разум и уважают его не только для вида, но и от всего сердца.

Так король располагает властью над волей, жизнью и разумом своих подданных.

ДОЛЖНЫ ЧТИТЬ БОГА И КОРОЛЯ

2. Каждое существо должно воздавать всемогущему преблагому богу наивысшую честь, которая по-гречески называется «благочестием». Видов благочестия суть три: страх, любовь и почтение. Король — это божий наместник, и подданные должны воздавать ему некую меньшую и человеческую честь, то есть страх, любовь и искреннее почтение, сразу же вслед за богом и божьими святыми.

Чтобы король вызывал страх у подданных, нужна его сила. Чтобы он был почитаем и высокоуважаем — нужна его мудрость. А чтобы он был любим — нужно богатство, но не его королевское богатство, а общее богатство подданных, обеспеченное королем.

Так нас учит истина и разум.

Но льстецы поворачивают все наоборот, и говоря королю льстивые слова, и стараются его убедить. Говорят, что достоинство короля состоит в огромном богатстве и в безмерной казне. Говорят, слышь, что король будет чтим, если будет несметно богат и если будет иметь неисчислимую казну, алчно, мерзко и беспощадно собранную. Говорят, что будет] он силен, ибо на жадно награбленные деньги сможет нанять много воинов. Говорят, что он будет мудр и высоко ценим 'другими королями, если не пренебрежет никакими алчными и жестокими способами собирания казны.

Но ведь те, кои твердят это, безмерно ошибаются и обманывают [других]. Ибо казна, добытая силой и жестокостью, означает не богатство, а бедность, потому что она является неизбежной причиной грядущих бед. Ведь такое королевство вовеки не может быть крепким, ибо ни одно сословие не довольно своим жребием, и все жаждут перемен (смотри разд. 22, пункт 11, о Польском королевстве).

Г-

==328


КРИЖАНИЧ ЮРИЙ

Сила, заключающаяся в этой награбленной казне, совершенно ненадежна. Ибо, если у того, кто все свои надежды возлагает на деньги, однажды не окажется денег, у него уже не будет никакого способа вернуть себе силу. И подданные оставят его, впавшего в бедность. Поэтому в чрезмерных заботах о казне нет никакой ни мудрости, ни чести, а лишь крайнее невежество и позор. Ибо во все времена и у всех народов те правители, которые жадно и жестоко собирали казну и гонялись за мерзкими, недостойными доходами, были всем ненавистны и не снискали у потомства ни славы, ни чести, а лишь ругательное прозвище тиранов.

МНОГИЕ СОВЕТЫ НАСЧЕТ СБОРА КАЗНЫ — ДУРНЫ

3. Но покамест нет ничего, что привлекало бы человеческие сердца более, чем золото, и нет никакой песни слаще, ни совета приятнее, нежели указание, как стать богаче. Поэтому возле королей всегда находится много таких, кои выдумывают разные способы сбора казны.

Некоторые из них — добрые люди, но, однако же, они не всегда достаточно понимают и соображают, правилен ли он] и честен или, напротив, неправилен и вреден. А другие поступают преступно и заботятся лишь о том, как бы польстить и сказать угодное слово, чтобы заслужить королевскую милость. Они придумывают всякие способы, чтобы мучить бедных, подневольных подданных и высасывать у них кровь из жил и мозг из костей. Так они приводят весь народ в нищету и в крайнюю бедность.

Но такие советы противоречат справедливости, ибо из-за них забывают о страхе божием и о любви к ближним. Они противоречат чести, ибо из-за мерзких способов добывания казны] страдает королевское достоинство и все народы поносят королевское имя. Они противоречат пользе и вредны для самого короля, ибо из-за них королевство беднеет, слабеет, становится пустым и бесполезным, так что если у короля случится особенная нужда, он не сможет получить никакой помощи от подданных.

Поэтому правильно сказал некий король: нет, дескать, у королей худших врагов, нежели те, что предлагают им новые способы умножения казны, тягостные для народа.

БОЖЬЯ ЗАПОВЕДЬ ПРОТИВ СРЕБРОЛЮБИЯ

4. Бог повелел царю: «Чтобы не умножал себе чрезмерно» (Второзаконие, гл. 17. 17). Но заповедь эта не означает, что королям будто бы не дозволено владеть

32"5

==329


КРИЖАНИЧ ЮРИЙ

большими богатствами. Ведь богатство — это божий дар и" вещь хорошая и полезная, если правильно ею пользоваться. И сам бог обещал и дал Соломону богатство несметное.

Следовательно, не богатство запрещено королю, а запрещено ему, прежде всего, быть жадным, жестоким и несправедливым при сборе казны.

Во-вторых, чтобы не собирал [ее] до бесконечности, а остановился, достигнув положенной меры, и чтобы не стяжал таких богатств, которые бы лежали недвижимо и не приносили никакой пользы. Но собрать надо [лишь] столько, сколько нужно для благочестивых дел, для поддержания королевского достоинства и для прочих государственных надобностей.

В-третьих, чтобы король возлагал свои надежды на бога, а не на казну. Ибо Иезекия, полагаясь на свое богатство и показав казну свою вавилонским послам, разгневал тем самым бога, и пророк Исаия предрек ему вавилонский плен (Кн. пророка Исаии, 39; 4 кн. Царств, гл. 20).

Не надо также королю полагаться ни на мудрость, ни на силу, а лишь на господа. Ибо Соломон, кичившийся мудростью, совершил величайшую глупость, впав в язычество. А Давид, увлекшись многочисленностью войска и желая узнать свою силу, сосчитал [свой] народ, и бог на это сильно разгневался, и страна была наказана мором и смертью.

КАК УСТАНАВЛИВАЕТСЯ БЛАГОЕ ПРАВЛЕНИЕ

5. Борис: Как может король завести благое правление и сделать свое государство счастливым, удачливым и обильным всяким добром?

Хервой: Если он добьется, чтобы все сословия были довольны своим жребием. То есть, чтобы ни один разумный человек не мог пожелать перемен и чтобы все были рады жить при таком правлении и считали, что оно лучше, чем у соседей.

Борис: Как может король добиться [этого] или завести такое правление?

Хервой: Пусть возьмет пример с разных иных государств и то, что где-либо хорошо установлено, постарается перенять и накрепко узаконить в своем королевстве.

ДУРНОЕ ПРАВЛЕНИЕ: ТИРАНИЯ, ЖЕНОВЛАДЧЕСТВО. ЧУЖЕВЛАДСТВО И ПРОЧ.

6. Как уже было сказано в разделе 22, существуют три способа благого правления, а наилучший из них — само-

ззо

К оглавлению

==330


КРИЖАНИЧ ЮРИЙ

владство. Испорченные способы правления также бывают разными, а наихудший из них — тиранство.

Во-первых, посадское правление, или общевладство2, становится анархией, безвластием, при котором весь народ буйствует, и каждый наипоследний [человек] хочет быть государем.

Во-вторых, испорченное боярское правление — это олигархия, или маловладство: когда несколько человек незаконно захватывают господство и властвуют неправедно.

В-третьих, королевская власть становится тиранством, когда какой-нибудь один правитель алчно и беспощадно притесняет и грабит весь народ.

В-четвертых, гинекархия (женское правление) — когда женщины имеют право наследовать королевский престол.

В-пятых, ксенархия (чужевладство) — когда властвует чужеземец.

И все прочее.

Тиранство исправить легче, нежели какое-либо иное правление, ибо для этого не надо ничего, кроме желания одного человека.

ТИРАН — ЯВНЫЙ РАЗБОЙНИК, ЛЮДОДЕРЕЦ

7. Из всех грехов, из-за коих король становится мерзким богу и людям, первое место занимает тиранство. Все люди ненавидят тирана больше, чем волка и змею.

Борис: Кто такой тиран?

Хервой: Тиран — это разбойник, не боящийся ни суда, ни наказаний. Это — палач без судьи и [без] закона. Это — человек, отвергший все человеческое. Это — черт в зримом обличье. Ведь он мог бы одним своим словом сотворить бесконечное добро не в ущерб себе, а во славу, но не хочет этого]. А на нашем языке тирана зовут «людодерцем».

КОРОЛЬ — ПАСТЫРЬ, ТИРАН — ВОЛК

8. Святое писание называет королей пастырями. А из-за алчности король бывает волком, то есть — тираном.

Иезекииль: «Князья Израиля, как волки, хватающие добычу» (Кн. пророка Иезекииля, гл. 22). Ведь король должен заботиться не только о том, как бы зарезать и съесть или как бы выдоить и остричь народ, но о том, чтобы у народа было хорошее пастбище, то есть обилие или достаток вещей, необходимых для житья.

33"1

==331


КРИЖАНИЧ ЮРИЙ

КОРОЛЬ — ЭТО СТРАЖ

9. Аристотель говорит: «От короля требуется, чтобы он был стражем и заботился, чтоб богатые люди не терпели никакого ущерба, а простой народ не мучился от незаслуженных обид»3.

Король — это тот, кто правит на благо себе самому и всем подданным; тиран — это тот, кто не заботится об общем благе, а только о своей собственной корысти. Король помышляет о чести, тиран — о роскоши. «У короля стража из местных людей, у тирана — из чужеземцев» (Аристотель. Политика, кн. 5)4. Заметь, Борис, что Аристотель считает тиранским обычаем держать у себя чужеземных воинов в мирное время.

КОРОЛЕВСКИЕ ДЕЯНИЯ СЛУЖАТ ОБЩЕЙ ПОЛЬЗЕ

10. Цицерон, римский посадский думник и правитель, пишет: «Те, кто правят народом, должны соблюдать два правила: во-первых, всем, что они делают, пусть служат общей пользе, а о своей собственной корысти забудут. Во-вторых, пусть заботятся обо всем теле государства, а не думают лишь об одной части, пренебрегая другими. Власть над народом, подобно опеке над сиротами, должна идти на благо тем, кем правят, а не тем, кто властвует» (De Officiis, книга 1).

КОРОЛЕВСКАЯ ЧЕСТЬ — НАИВЫСШАЯ НА СВЕТЕ

11. Королевская честь выше всякой иной чести под небесами. Поэтому король должен больше всех людей любить свою честь и дорожить ею, и опасаться прослыть тираном. Ибо тиранство — это наибольший и наихудший позор для королей.

Причина в том, что самым позорным для каждого сословия и чина людей бывает тот грех, который больше всего противоречит обязанностям этого сословия. То есть для воина самое позорное — трусливо укрыться от битвы, для благородного боярина — солгать, для богача — украсть, для мужней жены — согрешить. Также и для короля особый порок, приносящий [ему] наибольший позор, это — тиранство, ибо оно равным образом противоречит его королевской обязанности: пасти народ и охранять [его] от волков. А тиран сам — волк. Долг короля — отводить от народа всякую обиду, а тот, кто поступает по-тирански, сам обижает народ].

3"

==332


КРИЖАНИЧ ЮРИЙ

КОРОЛЬ НЕ СВЯЗАН НИКАКИМИ ЗАКОНАМИ

12. Король не подвластен никаким людским законам, и никто не может его ни судить, ни наказывать. Однако божьему закону и людскому суждению (или общему мнению) он подвластен. Две узды, кои связывают короля и напоминают о его долге, это — правда и уважение или заповедь божия и стыд перед людьми.

Тот же, кто не думает о страхе божием, ни о стыде перед людьми, ни о славе грядущих времен, — тот истинный и подлинный тиран. Суд и казнь божья, людские проклятья и порицания и дурная слава в будущих веках всегда должны быть у короля перед глазами. [...]

Раздел 28 О ЖЕСТОКОМ ПРАВЛЕНИИ И ЛЮДОДЕРСТВЕ

ХОТЯТ УВЕКОВЕЧИТЬ ТО, ЧТО БЫЛО ОДИН РАЗ ПРИПИСАНО К КАЗНЕ

1. Некоторые правители ни на какую справедливость не обращают внимания и никогда не помышляют об облегчении [тягот] народа. И хотят увековечить каждый доход, который когда-либо был приписан к их казне, каким бы неправильным и несправедливым он ни был.

Пример. Один саксонский князь имел некоего управителя, изрядного мучителя крестьян, который обложил людей большими податями и умножил княжескую казну. Когда же приблизился его смертный час, то сердце его защемило, и послал он к князю, слезно умоляя, чтобы князь отменил эти новые несправедливые налоги, ибо, дескать, иначе ему не спастись и не увидеть лик божий. Князь отвечал: «За то, что наш управитель доставил нашей казне прибыль, мы его хвалим. Но того, что однажды [было] вписано в наши приходные книги, никак нельзя ни отменить, ни убавить. А он, если не может идти к богу, пусть с миром идет к бесу».

Тот князь, хорошо понимая несправедливость дела и предвидя погибель и души своего управителя, и своей души, был, однако же, так ослеплен жадностью, что не захотел отказаться от людодерства.

ДУМАЮТ, ЧТО ПРИ СБОРЕ КАЗНЫ ВОВЕКИ НЕ БЫВАЕТ ГРЕХА

2. А некоторые правители считают себя невиновными, если их приказные чинят людям всякие обиды и неправды

==333


КРИЖАНИЧ ЮРИЙ

при сборе казны. И мнят, что вовсе не может быть греха, когда казна растет. Ибо едва ли где на свете было слыхано, чтобы какой-нибудь король казнил или покарал какого-либо приказного за несправедливый сбор казны.

Во всяком деле новые советы во всем мире легко возбуждают у людей сомнения, и люди с трудом приемлют новизну. Только при сборе казны не может быть такого дурного и неправедного и богу и людям мерзкого совета, который не был бы тотчас принят и одобрен большинством королей.

СЧИТАЮТ ТИРАНСТВОМ ЛИШЬ МУЧЕНИЕ [ЛЮДЕЙ], А НЕ ГРАБИТЕЛЬСКИЕ ЗАКОНЫ

3. Некоторые люди мнят, будто тиранство состоит лишь в том, если кто лютыми муками мучит до смерти невинных людей (как некогда языческие короли мучили святых христианских мучеников), а не в грабительских и людодерских законах. Поэтому если у королей имеются какие-либо безбожные людодерские законы, заведенные их дедами и предшественниками, то [эти короли] мнят для себя достаточным (для оправдания своей души перед богом), что эти законы установлены не ими, а их предками — древними королями. И поэтому они вовсе не думают об исправлении старых дурных законов.

Однако такая уловка ничем не помогает перед божьим судом, ибо ведь и людской суд наказывает не только зачинщика разбоя, но и всех тех, кто был обманут им, и соблазнен, и признан виновным в том же разбое.

КОРОЛЕВСКАЯ ВЛАСТЬ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ТИРАНСТВО ИЗ-ЗА ГРАБИТЕЛЬСКИХ ЗАКОНОВ

4. Праведная королевская власть превращается в тиранство не столько из-за лютого мучительства, сколько из-за грабительских законов. Ибо какой-либо король может быть тираном и без грабительских законов, но государственный строй будет не тиранским, а справедливым правлением. А при грабительских законах не может быть того, чтобы и правление не было тиранским и король не был тираном. То есть если какой-либо король самых богатых людей без [всякой их] вины открыто грабит и самых сильных убивает, но не подрывает благих народных законов, то, хотя сам король — злодей, людодерец и тиран, но государственный строй не изменяется и не становится тиранством, и после смерти этого тирана снова наступит благое правление.

==334


КРИЖАНИЧ ЮРИЙ

Но если какой-либо король установит грабительские, людодерские законы и введет несправедливые подати, торговые пошлины, откупы, кабаки и гнусные поборы, то он и сам будет тираном, и наследников своих сделает такими же, как он, и государственный строй превратится из королевской власти в тиранство, и подданным будет не вздохнуть, и даже сама жизнь им опротивеет.

А в-третьих, если кто-нибудь из наследников этого короля будет щедрым, милосердным и в высшей степени справедливым, но не уничтожит старых людодерских законов, то он будет не меньшим тираном. Ибо король обязан знать и понимать законы, на коих зиждется его держава, и если он их] не знает или не понимает, вина остается на нем.

ЛЮДОДЕРСТВО ВЗЫВАЕТ К НЕБЕСАМ

5. Надо знать, что людодерство — один из тех грехов, кои взыскивают к небесам об отмщении. Ибо писание говорит, что когда царь египетский стал угнетать народ израильский жестокими работами, люди воззвали к богу, и услышал он их стенания (Исход, разд. 2). И спросил Давид: «Доколе будут существовать нечестивые? Попирают народ твой, господи, и наследие твое угнетают» (Псалтирь, 93). И ответил бог: «Ради страдания нищих и воздыхания бедных восстану я ныне» (Псалтирь, 11). «Неужели не вразумятся все, делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб» (Псалтирь, 13). А Сирахов сын учит: «Не полагайтесь на имущества неправедные, ибо бог во время отмщения покарает» (Кн. Иисуса, сына Сирахова, 5). «Не презрит он мольб и стенаний сиротских и вдовьих» (Кн. Иисуса, сына Сирахова, 35. 17).

НАКАЗАНИЕ ЛЮДОДЕРЦАМ — ЛИШЕНИЕ [ИХ] ПРЕСТОЛА. РОВОАМУ ОСТАВЛЕНА ТОЛЬКО ШЕСТАЯ ЧАСТЬ КОРОЛЕВСТВА

6. Как же бог наказывает людодерцев? Ответ: отнимает престол у них или у детей и потомков. Пример: Соломон, мирно правя 40 лет без войн и без всяких бедствий, обложил народ ненужной данью. После него стал править сын его, Ровоам. К нему пришли израильтяне и взмолились: «Отец твой · возложил на нас тяжелый ярем. Ты же облегчи нам тяжелую работу отца твоего, и мы станем служить тебе» (3 кн. Царств, 12. 4; 2 кн. Паралипоменон, 10. 4). Ровоам созвал Думу, и там мудрые старцы и верные думники убеждали его, чтобы он внял народу, сказал ему доброе слово

зз?

==335


КРИЖАНИЧ ЮРИЙ

и облегчил ярмо. Но некие юноши — льстивые, алчные и глуподерзкие — убедили его еще больше усилить ярмо. Поэтому Ровоам ответил людям: «Отец мой возложил на вас тяжелый ярем, а я его еще и преумножу».

Но что из этого вышло? Бог послал пророка Ахию к боярину Иеровоаму и повелел ему учинить измену, и десять из двенадцати колен израильских тотчас изменили [Ровоаму], и выбрали в короли Иеровоама, и вовек не вернулись к дому Давида, и лишь два племени (иудеи и вениамитяне) остались верны Ровоаму. Так бог покарал тогда людодерство Соломона и Ровоама.

И у других народов имеется много примеров того, как тиранские правители теряли не только часть королевства, но и все королевство, и награбленную казну, и самые [свои] головы.

РОД ЦАРЯ ИВАНА ЛИШЕН ПРЕСТОЛА И ИСКОРЕНЕН

7. А здесь на Руси хорошо известен и всему народу окаянно и горько памятен пример царя Ивана Васильевича. Ибо царь этот был не только жадным и беспощадным людодерцем, но и лютым, жестоким, безбожным мясником, кровопийцей и мучителем. Поэтому, как некогда Ровоаму Иеровоама, так царю Ивану бог сделал соперником боярина Бориса Федоровича Годунова и предрешил, чтобы одного из трех сыновей [царя Ивана] отец убил сам, у другого бог отнял разум и не благословил его потомство, а третьего соперник убил в младенчестве. И так царство было отнято от рода царя Ивана, и самого этого рода не стало.

РОД ЦАРЯ БОРИСА ЛИШЕН ПРЕСТОЛА И ИСКОРЕНЕН

8. А затем, поскольку царь Борис Федорович не улучшил правления, но еще больше увеличил откупы и всякое людодерство и строил церкви да города на награбленные деньги, бог послал ему соперника: не короля, не боярина, не какого-нибудь родовитого человека, а одного инока — перебежчика и расстригу5.

Расстрига этот с кучкой людей, с шестью тысячами шишей6 (не своею силою, а по соизволению божиему) отнял у царя Бориса престол, и заставил его умереть с горя, и искоренил его племя, а затем и сам (из-за своего преглупого высокомерия и из-за того, что изменил богу, нарушив свой иноческий обет) погиб ужасной смертью.

И бич божий не сходил с нашего народа до тех пор, пока эта кровавая и политая сиротскими слезами казна не

==336


КРИЖАНИЧ ЮРИЙ

была вся дочиста разграблена чужеземцами и безбожными еретиками, и пока это богомерзкое людодерство не было искуплено сожжением всей Москвы, а города, построенные на крестьянской крови, не попали в руки других государей.

А благочестивых и чуждых алчности царей (например, Давида) бог обычно жалует множеством наследников, так что престол переходит к их детям и к детям детей и, как учит св. Лев, слава отца не меркнет и при недостойных потомках.

ПОДНЕПРЯНЕ ОТСТУПИЛИ ИЗ-ЗА КРУТОСТИ7

9. А в наше время что случилось в этом же преславном Русском королевстве? Все племена, или все державы русского народа (Малая и Белая Русь), вернулись в дом Давидов, в свое Русское королевство, от коего они несколько веков были отторгнуты. Сперва они выбили от себя поляков, а затем, когда те обманом и хитростью опять ими завладели, снова их разгромили в 1767 (1659) году и тем самым подтвердили, что вовеки не вернутся под власть поляков. Тогда они, собравшись на сейм, сызнова целовали крест царю-государю.

Но что случилось [далее]? То же, что во времена Ровоама и израильтян.

Некоторые люди тогда правильно советовали и говорили, что на этих новых подданных не надо возлагать никаких тягот, а следует считать большим богатством и выгодой уже то, что царь-государь всегда будет иметь в своем распоряжении такое огромное войско, кое заградит, словно стеной, один бок этого царства и коим можно было бы до конца уничтожить крымских разбойников. Однако из-за старых законов царя Ивана и царя Бориса Дума склонилась к другому, и тут же были заведены проклятые кабаки.

Те, значит, думники, которые настаивают на откупах, на кабаках, на гнусных доходах и на всяких притеснениях бедных подданных, суть не из числа верных и мудрых думников Ровоамовых, ищущих праведного блага и праведной славы своему королю, а из [числа] тех глуподерзких юношей, кои считаются лишь с сегодняшней выгодой, а о будущем не заботятся и не понимают, что было бы достойным и почтенным. Они думали, что доставляют королю большое богатство, но они принесли ему великое разорение и несказанный вред.

Точно так же идут дела и в этом королевстве от самого времени [правления] Ивана Васильевича, который был зачинщиком этого крутого правления. Ведь если бы сложить воедино все деньги, что были собраны в сем королевстве этими

зз"?

==337


КРИЖАНИЧ ЮРИЙ

насильственными и людодерскими способами со времен вышеупомянутого царя [Ивана] Васильевича (кроме законных королевских доходов), если бы, говорю, все деньги, собранные с тех пор так безбожно, были сложены воедино, они не могли бы ни уравновесить, ни возместить десятой доли [того] вреда, который был причинен сему королевству из-за этого жестокого способа правления.

ЛЮДОДЕРСТВО НАКАЗЫВАЕТСЯ ЛИШЕНИЕМ ЦЕЛОГО НАРОДА ВЛАСТИ

10. Еще Сирахов сын говорил о наказании за людодерство: власть, дескать, переходит от [одного] народа к другому народу из-за несправедливости и обид. И нет ничего хуже алчного правителя (Кн. Иисуса, сына Сирахова, 10. 8). То есть из-за несправедливых обид и алчных поборов власть не только отнимается у одного племени и передается другому, но и бывает отнята у целого народа и передана другому народу. Пример этого — Римское королевство, о коем в книге Ездры лев (или ангел) говорил орлу так: «Обижал ты кротких и утеснял миролюбивых, любил лжецов, разорял жилища тех, кои приносили пользу, и разрушал стены тех, кои не делали тебе вреда. Поэтому сгниешь ты, орел, чтобы отдохнула земля, освобожденная от твоего насилия, и надеялась на суд и на милосердие творца своего» (3 кн. Ездры, 11. 42). Пророк указывает, что Римское королевство должно погибнуть, то есть власть будет отнята от римского народа и перейдет к грекам, а затем к готам, вандалам, славянам, испанцам, французам, сарацинам и, в конце концов, к туркам. Ведь все эти народы разделили Римское царство между собою. Почему? Потому что орел обижал кротких и оскорблял миролюбивых: римские цари лютыми муками мучили святых и кротких учеников христовых и со многих мирных народов неправедно и без всякого повода брали грабительскую дань.

ИЗ-ЗА ЛЮДОДЕРСТВА — ЧУЖЕВЛАДСТВО И РАСПУЩЕННОСТЬ

11. Более низкий пример, который поистине должен был бы нас встревожить, мы видим в Польском королевстве. Ибо Польское королевство из лишней расточительности перешло к людодерству, а людодерство привело к чужевладству и крайней распущенности и беспорядку, в коем [страна] сейчас пребывает. Ведь древние польские короли тратили

Î-

==338


КРИЖАНИЧ ЮРИЙ

большие деньги на свадьбы с чужестранками и на немецких и на прочих чужеземных пришельцев и слуг. А чтобы справиться с такими бесполезными и непомерными расход ими. они по необходимости становились беспощадными к своим бедным подданным и из королей превращались в тиранов и людодерцев, ибо расточительность всегда связана с тиранством. И тот, кто нещадно расточает свое [добро], еще нещаднее грабит чужое. И всякий расточитель, если ему есть кого грабить, становится тираном и людодерцем.

Царь Иван и царь Борис шли по тому же [самому] пути и из'-за разорительных трат ввели людодерские законы, и это королевство идет теперь тем же самым путем, каким шли некогда польские короли. И оно несомненно придет к тому же самому концу, к какому пришло Польское королевство, если вовремя [об этом] не позаботиться. Ибо одинаковые пути ведут к одинаковому концу.

Св. Иероним пишет в житии апостола Иоанна: «Когда был убит царь Домициан, римские бояре пересмотрели его деяния и из-за чрезмерной их крутости признали недействительными». То есть вотчины, села, дома и всякое имущество и пожалования, подаренные кому-либо царем, бояре отняли и вернули прежним законным владельцам, от коих все это было нещадно отнято силой. А людодерские тяготы, которые Домициан наложил на весь народ, они отменили и уничтожили.

То же бывало много раз и у иных народов. И Польское королевство, как я говорил, из-за людодерства дошло до крайней распущенности. И единственной причиной нынешних поражений, разоривших Русскую, Польскую и Литовскую земли, было людодерство, чинимое поляками и евреями на Поднепровской Украине. А вторая беда — Поднепровская измена — случилась по той же причине: из-за устройства проклятых кабаков. Проклятых, говорю, кабаков, ибо в них никогда не было столько вина продано, сколько из-за них крови пролито.

три смуты, три измены

Я не хотел бы быть пророком, но я твердо уверен, что (если мир и человеческая природа не изменятся) и в этом царстве придет время, когда весь народ восстанет против безбожных, людодерских законов царя Ивана и царя Бориса, и при том не [обойдется] без волнений и стычек и больших убытков для всего народа, как показывают явные предвестники и признаки этого — три смуты нашего времени, зз5

==339


КРИЖАНИЧ ЮРИЙ

Псковская и две Московских, и три измены, Поднепровская, Башкирская и Березовская8.

Было бы куда лучше, если бы царь-государь сам присмотрел и позаботился об этом и исправил бы эти людодерские законы, а для такого исправления надо прежде всего вырвать корень этого зла, то есть уменьшить расточительные расходы на чужеземцев и припомнить пословицу: «На чужих псов и на чужих детей хлеб всегда пропадает всуе».

А о человеке, который без нужды скитается по чужим странам, сын Сирахов говорит: «Кормит и поит неблагодарных и за это слышит насмешки». Так же и каждый правитель, который без нужды богато угощает и поит чужеземцев, ничего] иного, кроме горьких слов, насмешек и поговорок, а от своих подданных жалоб, и плача, и проклятий, как мы об этом уже достаточно сказали.

ХОРОШИЕ КОРОЛИ НЕНАВИДЯТ АЛЧНОСТЬ

12. Великодушным королям (память о коих славится по свету) настолько чужды были алчность и людодерство, что они много раз пренебрегали даже достойными способами обогащения.

АЛЕКСАНДР

Александр Великий, будучи спрошен: «Где твоя казна?»,— отвечал: «У друзей».

КОНСТАНТИН

Константин Великий мало заботился о казне, и когда друзья посоветовали ему, чтобы он уделял ей больше заботы, он отвечал: «Добрый правитель, которого подданные любят больше, чем боятся, владеет всем, чем владеют подданные».

АЛЬФОНС АРАГОНСКИЙ

Альфонс, король Арагонский, говорил: «Долг короля состоит прежде всего в том, чтобы сделать своих подданных богатыми. Ибо когда богатые подданные, и король не может быть беден».

ЯКОВ АНГЛИЙСКИЙ

Яков, король Английский, написал книгу в поучение своему сыну и там пишет: «Сын мой, не старайся разбога^

К оглавлению

==340


КРИЖАНИЧ ЮРИЙ

теть, облагая народ новыми и тяжелыми данями, а считай, что надлежащим твоим богатством является богатство твоих подданных».

ТРАЯН РИМСКИЙ

Траян, царь Римский, говорил: «Казна — это селезенка народа. Ибо, когда раздувается селезенка, остальное тело худеет и погибает, а когда переполняется казна, весь народ оказывается ввергнутым в нищету. И вследствие этого королевство становится слабее, и людей не прибавляется».

ВЕНЕЦИАНЦЫ

От сотворения мира ни один город не стоял 1200 лет нерушимо, не будучи побежден и взят каким-либо неприятелем. Только город Венеция от своего основания и вплоть до сего дня остается свободным и никогда не побежденным, и венецианцы считаются безмерно мудрыми в государственных делах. А у них установлена законом смертная казнь для того, кто первым упомянул бы и подал совет о том, чтобы завести общественную казну, которая осталась бы лежать без дела.

Венецианцы, таким образом, не берут от своих подданных больше того, что надо для обычных ежегодных расходов. Если же и прижмет во время войны и им нужны будут деньги, то что бы ни приказали и какую бы дань ни назначили сверх обычной, люди всему покорно повинуются и охотно платят дань, и не изменяют, ибо они уверены, что по окончании войны эта новая дань будет отменена.

Таков ведь истинный смысл божьей заповеди: «Чтобы серебра и злата не умножал себе чрезмерно» (Второзаконие, в гл. 17). [...]

Раздел 30

ОБ ИСПРАВЛЕНИИ ТИРАНСТВА И ДУРНОГО ПРАВЛЕНИЯ

ПРАВЬ ТАК, ЧТОБЫ НЕ ЗАХОТЕЛИ ПЕРЕМЕН

1. Есть одно поучение, достойное того, чтоб короли всегда держали его в памяти: «правь людьми так, чтобы они не захотели перемен». Ведь если какой-либо король правит, соблюдая меру, без людодерства и поборов, и охотно оказывает всем правосудие, тогда все подданные довольны и не

==341


КРИЖАНИЧ ЮРИЙ

хотят перемен, и такое правление повсюду считается достойным. Но если его преемником будет алчный и жестокий людодерец или расточительный кутила и обогатитель чужеземцев, тогда все благо обернется злом, и наисчастливейшее королевство станет лютым тиранством. Поэтому король, который хочет и после своей смерти быть благодетелем для народа и снискать себе славу во всех грядущих веках, должен не только сам быть хорошим, но и [должен] ввести хорошие законы и дать каждому чину людей подобающие привилегии

или права.

Почему? Потому что иначе ему никак не обуздать безудержной алчности своих преемников и злонравия своих слуг, подающих ему дурные и бесчеловечные советы.

Итак, здесь мы скажем о некоторых привилегиях или правах, которые царь-государь мог бы дать своим подданным и навечно закрепить законом и которые, я думаю, особенно угодны богу и не только прославили бы великого государя и его преславное Русское королевство и все славянское племя, но и были бы очень полезными и выгодными. Я говорю, о том, что считаю хорошим, и был бы рад, если бы те, кто ученее меня, добавили что-либо получше.

БЕЗ ПРИВИЛЕГИЙ НЕЛЬЗЯ ПОКОНЧИТЬ С ЛЮДОДЕРСТВОМ

2. Каков корень — таково и растение, каково дерево — таков и плод, каковы законы — таков и порядок вещей в государстве. Мы бы хотели, чтоб семя, из коего в других местах вырастает плевел, у нас родило пшеницу. Но невозможно из плевела получить пшеницу, а плевел всегда родит плевел, и грабительские законы всегда и везде порождают дурные последствия, то есть безбожные выдумки приказных, и грабежи, и опустошение страны. Будь король даже архангелом, однако если [его] слуги не будут ограничены благими законами (то есть привилегиями, подобающими каждому сословию), нельзя помешать им чинить повсеместные и несчетные грабежи, обиды и всякое людодерство.

А хуже всего, что правители становятся явными сотоварищами воров, раз приказные за взятки потакают ворам, а граждане не имеют права сами наказывать воров. Значит, есть только один способ, посредством коего король может успокоить свою совесть, и унять воровство своих слуг, и выйти из товарищества разбойников: это — дать каждому сословию подобающие, умеренные и по справедливости положенные привилегии, как об этом мы скажем ниже.

Î-

==342


КРИЖАНИЧ ЮРИЙ

ПРИВИЛЕГИИ НЕ РАЗРУШАЮТ САМОВЛАДСТВО, А УКРЕПЛЯЮТ ЕГО

3. Борис: Самовладство является наилучшим правлением. Там же, где подданные не имеют никаких привилегий, самовладство крепко держится. А где подданные имеют привилегии, там самовладство разрушается. Значит, не полезно давать подданным привилегии.

Хервой: Верно ты говоришь, что самовладство — наисовершеннейшее правление и что его надо всеми способами сохранять. Однако неверно, что самовладство погибло бы из-за [предоставления] умеренных привилегий. Но надо знать, что бывают три пути: Там, где существуют безмерные, превеликие, ненужные привилегии, самовладство погибнет и возникнет распущенность (анархия), как мы видим у поляков и немцев, где никто никого не слушает и сколько властей, столько и тиранов.

А там, где нет никаких привилегий, самовладство ни за что не устоит, а возникает людодерство (тирания).

Только при третьем, среднем пути, то есть там, где даны соразмерные, подобающие и справедливые привилегии, сохраняется, и укрепляется, и обретается истинное самовладство.

Послушай о причине [этого].

ПРИВИЛЕГИЯ — ЕДИНСТВЕННАЯ ЗАЩИТА ОТ ЛЮДОДЕРСКИХ ПОМЫСЛОВ

4. Король сам по себе может быть хорошим, но преемники его могут быть плохими и негодными. Если бы королевские слуги и сами короли были подобны ангелам божьим и не могли бы ошибаться, ни злоупотреблять властью, тогда не нужны были бы привилегии, и самовладство могло бы сохраниться без них. Но поскольку и сами короли, и их слуги легко могут злоупотребить [властью] и обычно злоупотребляют [ею], и во всякое время чинят страшные беззакония: опустошают страну, позорят народ, вводят короля в страшные грехи, гневят бога и навлекают кару божию, из-за этого совершенно необходимы умеренные привилегии. Ибо подобные поступки и дела никак не укрепляют и не упрочивают самовладство, а, наоборот, всячески его ослабляют, позорят, разоряют, опустошают и разрушают, и, что хуже всего, бог люто гневается и низвергает свою кару на целые народы. А люди, возмущенные многочисленными насилиями приказных, совершают многие бесчинства: королей своих убивают,

==343


КРИЖАНИЧ ЮРИЙ

изменяют им, свергают, предают врагам, невежливо к ним подступают и говорят с ними и все прочее.

А если [людям] в королевстве даны соразмерные привилегии, то на [королевских] слуг надевается узда, чтобы они не могли потакать всяким своим порочным прихотям и доводить людей до отчаяния. Это — единственное средство, которым подданные могут защититься от злодеяний [королевских] слуг; это единственный способ, который может обеспечить в королевстве правосудие.

Если нет привилегий, то никакие запреты, никакие наказания со стороны короля не могут заставит [его] слуг отказаться от их злодеяний, а думников — от жестоких, безбожных людодерских советов.

КТО ПРИБАВЛЯЕТ ТЯГОТЫ, ПУСТЬ И УБАВЛЯЕТ ИХ

5. Подданные просили у Ровоама облегчения, а он усилил их тяготы. Подданные просили облегчения по праву9 и по достоинству, ибо тогда была закончена постройка храма господня и никаких войн не было, и поэтому следовало дать народу отдых от стольких тягот. Но Ровоам предпочел справедливости жестокость и людодерство и поэтому лишился почти всего королевства.

Многие короли на свете были похожи на Ровоама, и у каждого короля — много думников, подобных ровоамовым думникам. Кто это такие? Конечно, те, кто во всякое время думают о прибавлении тягот, но вовек не помыслят об убавлении и облегчении их и о привилегиях. Они горько заблуждаются и неприметно ввергают своих правителей в великие заботы и опасности, и грехи.

СМОТРИ ВПЕРЕД И НАЗАД

6. Обязанность разумного мужа и думника смотреть вперед и назад и заботиться не только о сегодняшних, но и о завтрашних нуждах.

Если с груженого верблюда никогда не снимать груза, а неустанно увеличивать бремя, он свалится под [этой] тяжестью и ничего не сможет нести. Если лук всегда будет натянут и не спущен, он станет бесполезным. Человек, который постоянно работает и никогда не спит и не отдыхает, не может жить.

Также и королевство, подданным коего никогда не дают никакого облегчения, а все более их притесняют, терпит обычно много несчастий и позора. Страна запустевает, чуже-

==344


КРИЖАНИЧ ЮРИЙ

земцы поедают и вывозят всякое добро, бывают измены и смуты, королей бесчестят, изгоняют, убивают, предают в руки врагов, [и] весь народ грешит против бога.

РУССКИЙ РОВОАМ — ЦАРЬ ИВАН

7. Кто был русским Ровоамом? Царь Иван Васильевич, который ввел прекрутые и беспощадные законы, чтобы обирать подданных. Другим Ровоамом был царь Борис Федорович, подтвердивший эти законы и приумноживший их.

ОСНОВА ВСЕГО ЗЛА — КЛЯТВА НАСЧЕТ КАЗЕННОЙ ПРИБЫЛИ

8. Одним из главнейших дурных законов и основой для остальных является та присяга, которую приносит и на которой целуют крест все царские приказные и слуги, то есть что они будут во всех вещах и [при всех] случаях всеми мыслимыми способами искать и добиваться прибыли для казны царского величества. Эта безбожная присяга вводит в грех многих не только дурных, но и добросовестных мужей. Ибо из-за нее многие считают своим долгом чинить всякие мыслимые жестокости, от коих могла бы перепасть какая-нибудь прибыль в казну. А те, кто сами по себе алчны и бесчеловечны (так как их в любое время бывает достаточно), такие и подавно не теряют случая и не сидят без дела, а умело пользуются данной им властью и всеми способами обижают и угнетают бедных людей.

Борис: Но ведь, с другой стороны, всем приказным настрого запрещено несправедливо обижать людей и разорять царские вотчины.

Хервой; Ни этот запрет и какие-либо наказания ничему не помогут. Ибо приказные во всех своих действиях прикрываются этой присягой о приумножении царской казны.

Насколько полезнее было бы принимать от них [другую] присягу, чтобы они говорили: «Не буду несправедливо обижать подданных и разорять царские вотчины» — вместо нынешнего обещания: «Буду всеми силами умножать казну».

Но, по правде говоря, нет нужды ни в той, ни в другой клятве, а достаточно будет клятвы или присяги на верность со стороны подданных, и при этом нужны привилегии.

ЦАРСКАЯ ДОБРОТА ПРИ ДУРНЫХ ЗАКОНАХ БЕСПОЛЕЗНА

9. Славный царь, ты подобен ангелу божьему. Но доброта твоего величества не может быть полезной королевству

3Î5

==345


КРИЖАНИЧ ЮРИЙ

до тех пор, пока сохраняется это требование неправедной присяги и эта чрезмерная власть твоих слуг. Более того, и все твои наследники, будь они даже архангелами, если они, однако, будут сохранять эти законы, не смогут избавиться от злословия всего света и будут слыть у всех европейских народов тиранами. Ибо, как было сказано, нельзя никак ни остановить, ни запретить безобразий [твоих] слуг, пока будут такие законы. И недостаточно сказать слугам, что их будут беспощадно наказывать. Ибо при тиранских законах всегда есть много возможностей для преступлений, а там, где есть столько возможностей для преступлений, никакого наказания не достаточно, чтобы удержать от них людей. И все время надо будет держать наготове батоги и виселицы. И скорее палачи кончат пытать [злодеев], нежели [царские] слуги чинить злодеяния, как мы видели в сие время на примере денежных воров10. Поэтому не находится никакого иного способа для улучшения [дел] в государстве, чем уничтожить дурные законы и установить хорошие.

КАКАЯ [БУДЕТ] ПОЛЬЗА ОТ ИСПРАВЛЕНИЯ ЗАКОНОВ?

10. Ибо этим путем и способом королевство будет навеки закреплено за наследниками твоего величества, и совесть твоя душевная будет чиста перед богом и перед всем светом, и правление [твое] избавится от злословия, порожденного алчностью и людодерством, а твое величество стяжает наибольшую славу и почтение во всем мире, и подданные, оказавшись в долгу за такие благодеяния, будут до конца верны [тебе] и станут охотно и радостно платить

подати и чрезвычайные поборы.

А что касается нынешнего времени, [то] бояре и торговцы и все люди, кои получат эти привилегии, всеми своими силами помогут (при нынешней скудности казны) восстановлению серебряных денег и умиротворению. И поляки гораздо легче и быстрее помирятся с нами и примут на свой престол благоверного государя царевича.

А те народы, кои ныне боятся этого правления, как беса и ада, с той поры захотят и пожелают жить под твоей, славный царь, столь благой, разумной и милосердной властью ' '.

Как надо поступить в этом деле и что делать перед тем, как будут исправлены законы и царь-государь даст народу привилегии, это мы расскажем в приложенной здесь речи. А эту речь, либо иную, более подходящую, царь-государь может или сам сказать народу, или поручить ее какому-либо боярину, или изложить письменно.

==346


КРИЖАНИЧ ЮРИЙ

Раздел 31

РЕЧЬ ЦАРЯ К ЖИТЕЛЯМ ВСЕГО КОРОЛЕВСТВА

ОБЪЯВЛЯЕТСЯ О ЦАРСКОМ ЖЕЛАНИИ БЛАГА НАРОДНОГО

1. Честные отцы возлюбленные наши, князья, бояре, дворяне и весь народ русский, верные наши подданные! Мы и славной памяти покойный родитель наш12 всегда пеклись и заботились о том, чего требует от нас царский долг, то есть о том, чтобы все вы и все это наше королевство было обильно всякой всячиной, богатым и счастливым, чтобы все сохраняли согласие друг с другом, силу против врагов, божью милость и уважение всего света. Одним словом, общее благо всегда было близко нашему сердцу.

Нет нужды нам об этом напоминать, ибо вы сами все хорошо поймете, если сравните наше время и время нашего отца с давними временами. И если доселе не все шло так, как нам хотелось, то, надеемся, вы все признаете, что это происходило не по нашей воле и не из-за нашего небрежения, а по иным причинам.

Если бы, однако же, нашелся такой твердолобый, коему до си







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 544. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия