Студопедия — Феофан прокопович
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Феофан прокопович






(1681—1736) — политический и церковный деятель, богослов. Родился в Киеве в купеческой семье. Рано осиротел. Своим воспитанием и образованием обязан дяде — Феофану Прокоповичу, имя которого впоследствии взял себе. Учился в Киево-Могилянской духовной коллегии, а также в иезуитских школах Львова, Кракова, в римском католическом коллегиуме.

Вернулся в Киев в 1705 г., читал в Киево-Могилянской коллегии (переименованной в академию) поэзию, риторику, богословие и философию. После посещения Петром I Киева Прокопович был назначен ректором академии. В 1718 г. переведен в столицу и назначен псковским епископом. Становится активным сподвижником Петра I, входит в его «ученую дружину». В 1721 г. по поручению Петра I разработал «Духовный регламент» — законодательный акт, заменивший соборное управление церковью синодальным. Согласно этому акту, устанавливался полный контроль государства над церковью. Место церкви в системе государственных учреждений отныне определялось ее функциями воспитания и просвещения подданных. По мнению Прокоповича, в государстве существуют разные «чины», при этом каждый занят своим делом. Духовенство — часть народа, а не иное государство. Прокопович много способствовал становлению в России неограниченной самодержавной монархии и вместе с тем освобождению общественной мысли от непосредственного подчинения церкви.

СЛОВО ПОХВАЛЬНОЕ

В ДЕНЬ РОЖДЕСТВА БЛАГОРОДНЕЙШЕГО ГОСУДАРЯ ЦАРЕВИЧА И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ПЕТРА ПЕТРОВИЧА

[...] Аще же и добре разсуждают политический учители, что различный правления, не самих просто собою, но по природе народов разсуждати подобает, который и где лучше свойствуются, обаче от преждереченных познаем, яко едва не

Î-

==376


ПРОКОПОВИЧ ФЕОФАН

всем народом природна есть монархия, понеже едва не вси таковым способом удобь управляти себе обыкоша, которой политики не умствования философская, но самая вещь, самое искусство и нужда их научила.

Рех, яко нужда научи; суть бо главныя внутренныя вины, аки бы некая политическая таинства, от них же явственно научитися можем, коль полезное есть правительство самодержское наследуемое. Вопреки: коликим бедствием отверста стоит демокрация и аристократия, подобие и монархия не наследуемая, но по избранию от дому до дому преходящая [...] в наследуемом царстве печется самодержец о добре общем, яко о своем домашнем, видя яко наследствовати по нем имут сыны и сыны сынов его, им же все изобильное и целое готуя. А избираемый государи (не вси, — да не не будет!), однако, такии бывают, что как безчиннии на квартирах воини не щадят общаго, яко чуждаго, но и паче тщатся оттуду приватныя свои фамилии обогащати. Явно то по тому, что в подобных государствах казна государственная вельми скудна. И тожде добре видяще, мудрии венети многоочно оберегают от того князей своих.

Но что паче всех памятно имать быти в елекциональных державах — великим и частым несогласиям и раздорам место. Санове великий, смотряще на преизящества своя и престольныя высоты вожделеюще, како могут быти вернии своему монарсе, которому скорейшей желают смерти? Како друг другу доброжелательный быти могут, всяк равного себе не любя? Той мыслит, како бы оному запяти путь к диадиме, а той сему тожде взаим творит, и един другаго боится. И всяк туды намеряет, туды советы, туды дела народныя, туды трактаты с посторонними ведет, куды бы мог я ему быти простейший путь до короны. Когда же прииде интеррегиум, — кто исповесть! — коликий возгорается пожар от оного углия, в пепеле прежде крыемаго? Бывает, что взнесшийся тогда пламень уже и по избрании государя долго не гаснет. Всякому бо желательно есть государствовати; аще же ни, обаче всяк негодует служити тому, которому вчера друг равный или и суперник был равносильный, чим деется, что многажды с стороны позывают на престол свой, да бы поне равнии в равенстве пребыли.

А сия вся являют довольно, како блажени суть народи, наследуемым скипетром управляемыя. Сия вся являют, как блаженна еси Россие, монаршеский таковый правительства чин получившая.

[...] В толиком бо народнем и от преждереченных изъявленном благополучии ничтоже так есть бедно и страшно, яко

37"?

==377


ПРОКОПОВИЧ ФЕОФАН

пресечение его, еже наипаче бывает наследным крове оскудением. Како бы немощная была Россия от смерти великаго Владимера, егда аще и не иссякл был род самодержца оного, обаче самодержески скипетр на части поломан (что самое было монархии пресечение)! Коих бед не претерпе от междоусобия, от варварского нахождения! И не могла на ноги стати, даже паки единому скипетру и его наследию поддадеся. Пресече ток крове царствующия Годунове властолюбие, паки мятеж, паки кроволития, паки разорения! И от кого и каковым образом? Срамно и воспомянути! Воистину в той час могли о российстем роде супостаты его гласити: «Бог оставил есть его; пожените и имите его, яко несть избавляяй». Но возврати паки милость свою господь, воскреси умершее блаженство наше, воздвигну и вознесе на всероссийский престол благороднейшее колено Романовых, и дарова ему наследуемый скипетр, и скипетра наследием благослови. Се уже внук благополучие царствует, православный и богом хранимый монарх наш Петр Первый. И кто не видит совершенно оздравевшую Россию, но и в большую паче первыя силу и славу пришедшую! [...] Родися монарсе сын, родися всенародному благополучию вечности своей надежда!

Печатается по: Прокопович Ф. Сочинения.— М.; Л., 1961.— С. 40—43.

СЛОВО О ВЛАСТИ И ЧЕСТИ ЦАРСКОЙ [...]

[...] Таковыя законы суть в сердцы всякого человека: любити и боятися бога, хранити свое житие, желати неоскудевающего наследия роду человеческому, не творити другому, еже себе не хощещи, почитати отца и матерь. Таковых же законов и учитель и свидетель есть совесть наша.

[...] Зри же, аще не в числе естественных законов есть и сие, еже быти властем предержащем в народех? Есть тако воистинну! И се всех законов главизна. Ибо понеже с стороны одной велит нам естество любити себе и другому не творити, что нам не любо, а со другой стороны злоба рода растленнаго разоряти закон сей не сумнится, всегда и везде желателен был страж, и защитник, и сильный поборник закона, и то есть державная власть. Не приходит сие многим на мысль, да для чего? Для того, что, безопасно под таковыми стражами пребывающе, не разсуждают добра своего, яко

Î-

==378


ПРОКОПОВИЧ ФЕОФАН

обычного. Аще же бы кто вне таковаго строения пожити с людьми хотел, уведал бы тот час, как недобро без власти...].

[...] Власть верховная от самаго естества начало и вину приемлет. Аще от естества, то от самаго бога, создателя естества. Аще бо первыя власти начало и от человеческаго сословия и согласия происходит, обаче понеже естественный закон, на сердце человеческом от бога написанный, требует себе сильнаго защитника и совесть тогожде искати понуждает (яже и сама семя божие есть), того ради не можем не нарещи самого бога властей державных виновника. От сего же купно яве есть, яко естество учит нас и о повиновении властем должном. Вниди внутрь себе и помысли сие: власть державная естественному закону есть нуждна. Не скажет ли абие тебе совесть твоя: убо власти не повиноватися, на закон естественный грешити есть? Помысли сие: власть творит, яко безбеднии пребываем. Не скажет ли абие совесть: убо властей не хотети, есть хотети погибели человеческой? Еще помысли: вижду власть от бога быти нашим здравым разумом нам узаконяемую. Не наведет ли совесть: убо властем противитися, есть противитися богу самому? И то то есть, что и самый афеисты (хотя таковии по совести своей не суть) советуют, дабы в народе бог проповедан был. Чесо ради? Инако, рече, вознерадит народ о властех. Яве убо, яко совесть человеческая от бога власть быти видит и бога ради властей боятися понуждает.

[...] Вопиет учитель народов: «Всякая душа властем предержащым да повинуется. Несть бо власть аще не от бога; сущыя же власти от бога учинены суть». И да бы не помыслил кто: како не имамы повиноватися! Сильны и страшны суть, неволею преклонят к поминовению себе. Предваряет таковый помысел и отвергает апостол; учит ясно, яко не ради страха, но и за совесть повиноватися долженствуем и яко не покоряяйся властем богу противится.

[...] Но что вельми удивляет нас и аки адамантиновою бронию истинну сию утверждает, сего преминути не можем. Се же есть, яко не точию добрым, но и стропотным и неверным властем повиноватися велит писание. Ведомо бо всякому оное Петра святаго слово: «Бога бойтеся, царя чтите. Раби, повинуйтеся во всяком страсе владыкам, не точию благим и кротким, но и строптивым».

[...] И что глаголю! Сей, и вси, и всякие самодержцы отцы суть. В которой бо иной заповеди даси место сему долженству нашему, еже почитати от души и за совесть власти, аще не в сей: «чти отца твоего»! Тако вси богомудрии

зт5

==379


ПРОКОПОВИЧ ФЕОФАН

учителие твердят, тако сам законодавец Моисей толкует. И что больше? Власть есть самое первейшее и высочайшее отечество, на них бо висит не одного некоего человека, не дому одного, но всего великаго народа житие, целость, без-

печалие.

[...] Помыслит бы кто (и многие мыслят), что не вси

весьма людие сим долженством обязаны суть, но некий выключаются, имянно же священство и монашество. Се терн, или паче реши жало, но жало змиино есть, папежский се дух, но не вем, как то досягающий и касающийся нас: священство бо иное дело, иный чин есть в народе, а не иное государство.

А яко же иное дело воинству, иное гражданству, иное врачам, иное художникам различным, обаче вси с делами своими верховной власти подлежат; тако и пастырие, и учителие, и просто вси духовнии имеют собственное свое дело, еже быти служители божиими и строители тайн его, обаче и повелению властей державных покоренны суть, да в деле звания своего пребывают, и наказанию, — аще не пребывают, кольми паче, аще общаго себе с протчиим народом долженства не творят. Может быти, подумает кто, что се уже чрез излишество говорим; но молю, послушай первее терпеливно, аще имамы на сие доводы сильные, и потом суди как хощеши.

[...] Кроме сих и сим подобных, непобедимое слово Павлово есть: «Всяка душа властем предержащим да повинуется». Чесо бо ради глаголет «всякая душа»? Разве да всех подвержет властем, без выбору, без выключения. И трудно ли было бы придати «всякая душа», кроме пресвитеров и пастырей»? Егда же кругом объемлет — «всякая душа», како может изъимать оттуда священство! Разве яко тако мудрствует страсть наша. Но что моими словесы подвизаюся? Слышим вселенского учителя Златоустаго: «Показуя, — рече, — яко всем сия заповедует, и священником, и иноком, а не токмо житейским; от начала то явленно сотворил есть, сице глаголя: всяка душа властем предержащым да повинуется, аще и апостол еси, аще и благовестник, аще и пророк, аще и кто либо». Чесо ж больше хощем? Сие токмо внушити подобает, что и Павел так прилежно поборствует по властех, а сам извещение имел, яко страдати ему подобает, и Златоустый так докладно слово Павлово толкует, что рекл бы еси его нанятаго на сие; каковый же был человекоугодник, довольно на себе показал.

[...] Засвидетельствова нам естество, засвидетельствова неложное слово божие, яко власть высокая от бога есть; научиша довольно писания, коликое повиновение властем, не токмо добрым, но и строптивым, не токмо за гнев, но и за совесть, должни вси; показа ясно и божие, купно и человечес-

К оглавлению

==380


ПРОКОПОВИЧ ФЕОФАН

кое свидетельство, яко без выбору всякая душа сему, долженству подлежит.

[...] Не легко со престола сходят царие, когда не по воле сходят. Тотчас шум и трус в государстве: больших кровавое междоусобие, меньших добросовестных вопль, плач, бедствие, а злонравных человек, аки зверей лютых, от уз разрешенных, вольное всюду нападение, грабительство, убийство. Где и когда нужд ею перенеслося скипетро без многой крови, и лишения лутчих людей, и разорения домов великих? И яко же, подрывающе основание, трудно удержати в целости храмину, тако и зде бывает: опровергаемым властем верховным, колеблется к падению все общество. И сия болезнь в государствах мало когда не бывает к смерти их, яко же можно видети от всемирных историй [...].

Печатается по: Прокопает Ф. Сочинения.—М.; Л., 1961.—С. 81—92.

РЕГЛАМЕНТ ИЛИ УСТАВ ДУХОВНЫЯ КОЛЛЕГИИ [...]

[...] Да не возмнит же кто, что сие управление не угодно есть, и лучше бы единому лицу дела духовныя всего общества правити, якоже частных стран, или Епархий дела управляют кийждо особь Епископи. Предлагаются зде важныя вины, которыя показуют, что Сие Правление Соборное всегдашнее, и аки всегдашний Синод или Синедрион, совершеннейшее есть и лучшее, нежели единоличное правительство, наипаче Государстве Монаршеском, яковое есть наше Российское. [...]

[...] 2) Монархов власть есть самодержавная, которым повиноватися сам Бог за совесть повелевает; обаче советников своих имеют, не токмо ради лучшего истины взыскания, но дабы и не клеветали непокоривые человецы, что се, или оно силою паче и по прихотям своим, нежели судом и истинною заповедует Монарх: то кольми паче и церковном правлении, где правительство не монаршеское есть, и правителям заповедуется, да не господствуют клиру.

[...] 3) Ce же наипаче сильно есть, когда Коллегиум правительское под Державным Монархом есть и от Монарха установлено. Яве бо зде, что Коллегиум не есть некая факпия, тайным на интерес свой союзом сложившаяся, но на добро повелением Самодержца, и Его ж с прочими рассмотрением собранныя лица.

38"Ί

==381


ПРОКОПОВИЧ ФЕОФАН

. [...] 4) Еще же и ce важное есть, что в единоличном правлении часто бывает дел продолжение и остановка за случающимися правителю необходимыми нуждами, и за недугом и болезнию. А когда в живых не станет его, то и паче пресецаются дела. Инако в правлении Соборном: не присутствующу единому, аще бы и первейшему лицу, действуют другие, и дело идет непресекаемым течением.

5) Но се наипаче полезно, что Коллегиум не обретается место пристрастию, коварству, лихоимному суду. Како бо могут сложитися в заступление винной, или во осуждение невинной стороны, где аще и будет един от них к лицу судимому пристрастен или яростен, обаче другий, и третий, и прочий от гнева и пристрастия того свободни? Како же и мзда одолети может, где не по власти, но по правильным и важным причинам дело вершится, и един другого (аще благосдовной мнения своего вины не покажет) зазорится, да не познан будет во мздоприимстве своем? Се же наипаче, егда Коллегиум состоится в таковых лицах, которым отнюдь невозможно тайно о всем слагатися, сиесть, аще будут лица разного чина и звания: епископы, архимандриты, игумены и от властей белого священства. Воистину не видать зде, како таковые друг другу и открывати дерзнуть коварное некое умышление, не токмо что согласится на неправость.

6) И се томуж подобно, что Коллегиум свободнейший дух в себе имеет к правосудию: не тако бо, якоже единоличный правитель гнева сильных боится, понеже и причины проискивать на многих, а еще разностатейных особ, не тако удобно есть, яко на единого человека.

7) Велико и сие, что от Соборного правления не опасатися отечеству мятежей и смущения, яковые происходят от единого собственного правителя духовного. Ибо простой народ не ведает, како разнуствует власть духовная от Самодержавной; но великою Высочайшаго пастыря честию и славою удивляемый помышляет, что таковый правитель есть то вторый Государь Самодержцу равносильный, или и больши его, и что духовный чин есть другое и лучшее Государство, и се сам собою народ тако умствовати обыкл. Что же егда еще и плевелныя властолюбивых духовных разговоры приложатся, и сухому хврастию огнь подложат? Тако простыя сердца мнением сим разрешаются, что не так на Самодержца своего, яко на Верховного пастыря, в коем либо деле смотреть. И когда услышится некая между оными распря, вси духовному паче, нежели мирскому правителю, аще и слепо и пребезумно согласуют, и за него поборствовати и бунтоватися дерзают, и льстить себе окаянии, что они по Самом Бозе поборствуют, и руки своя не оскверняют, но освещают, аще бы и на

==382


ПРОКОПОВИЧ ФЕОФАН

кровопролитие устремилися. Такому же в народе мнению вельми ради и не простые, но коварные человецы; тии бо, на Государя своего враждующие, егда увидят ссору Государя с Пастырем, похищают то за добрый случай злобе своей, и под видом Церковной ревности не сумнятся подносить руки на Христа Господня; и к тому же беззаконию, яко к делу Божию, подвизают простой народ. Чтож, когда еще и сам Пастырь таковым о себе надмен мнением, спать не похощет? Изрещи трудно, коликое отсюду бедствие бывает.

- И не вымыслы то дал бы Бог, чтоб о сем домышлятися только мощно было, но самою вещию не единожды во многих Государствах сие показалося. Вникнуть только во Историю Константинопольскую, нижае Иустиниановых времен, и много того покажется. Да и Папа не иным способом толико превозмог, не точию Государство Римское полма пресече, и себе великую часть похити, но иныя Государства едва не до крайнего разорения не единожды потрясе! Да не вспомянутся подобные и у нас бывшие замахи!

Таковому злу в Соборном духовном Правительстве нет места. Ибо несть зде и на самом Президенте великия, и народ удивляющие славы, несть лишния светлости и позора, несть высокого о нем мнения, не могут ласкатели безмерными похвалами возносити его. Понеже что либо таковым Правительством доброе делается, не возможно единому Президенту восписоватися. Самое имя Президент не гордое есть, не иное бо что значит, только Председателя, не может убо ниже сам о себе, ниже кто иной высоко помышляти. А когда еще видить народ, что Соборное сие Правительство Монаршим указом и сенатским приговором установлено есть; то и паче пребудет в кротости своей, и весьма отложить надежду имети помощь к бунтам своим от чина духовного.

8) Еще и сие угодие Церкви и Государству от такового соборного Правительства будет, что в нем не токмо един некто от соседателей, но и сам Президент или Председатель подлежати имать суду своея братии, то есть томужде Коллегиум, аще бы в чем знатно погрешил, не так как деется, где един самовластный пастырь владеет: ибо он не похощет от подручных себе епископов судися. Аще же бы к тому и принужден быть, то обаче в народе простом, правосудия неведущем, и слепо рассуждающем, таковый суд был бы подозрительный и поношению подверженный. [...]

Печатается по: Смирнов В. Феофан Прокопович.—М., 1994.—С. 141— 144.

==383


ПРОКОПОВИЧ ФЕОФАН

ПРАВДА ВОЛИ МОНАРШЕЙ

ВО ОПРЕДЕЛЕНИИ НАСЛЕДНИКА ДЕРЖАВЫ СВОЕЙ

[...] Всем известно, что не един во всем мире образ есть высочайшего правительства: но инде главные всего Отечества дела управляются согласием всех жителей, каковое правительство было прежде у многих народов еллинских, и долго пребывало у Римлян. А в наши времена есть такое правительство в Венеции, Голландии [...] и сие нарицается Демократия, то есть народе державство.

Инде же не всего народа, но и не единаго лица волею, но несколько избранных мужей сословием правится Отечество, каковыми правления образ был в Риме при десяти правителех не долгое время: и сие правительство нарицается Аристократия.

Инде же вся держава в руках единого лица держится: и сим именуется Монархия, то есть Самодержавство.

Но и сверх сих образов правления бывают правительства, отличные от всех сих именованных, которые с сих же троих или двоих, аки бы смешенный состав свой имеют.

Ище Монархия двойственного вида есть: в иной бо Монархии не наследный Скипетр содержится, но по смерти Монарха единаго, избирает народ Монарха по согласию своему, не смотря на дети Монарха умершаго. Таковая аки бы была Монархия Римская [...] и ныне Монархия Германоримская аки бы такова.

Иная же монархия наследная есть, в которой по отце сын, или по брате брат, иногда же по отце и дщерь царствует. И тако в одном доме содержится Скипетр, из рук в руки до сынов и внуков переходит, и разве пресечется линия крови Самодержавной, в то время согласием Монарх новый избирается. Таковые Монархии многие прежде были, и ныне есть, между которыми есть сия, преславно ныне процветающая Монархия Всероссийская.

От сего же правительств разнообразия покажется ясно, что какий правления образ, и сама наследная Монархия имеет начало от первого в сем или оном народе согласие, всегда и везде по воле своей премудро действующее смотрение Божие. Сие же глаголем о честном и правильном начале Монархии и не воспоминаем здесь Монархий оных, которые начало приняли от некоего превозмогающего в народе человека, насильствием народ покорившего [...], о таковых Монархиях, когда уже народ непрекословно, безмятежно, еще же и доброхотно повиноватися Самодержце своему приобыкл,

==384


ПРОКОПОВИЧ ФЕОФАН

разумети подобает, что дом Монарший, не в том насильствием своим похищенное, но всенародною волею отданное сие скипетре держит, сам бо народ доброхотным своим повиновением являет на то преклоненную волю свою. [...]

Монарх не токмо волен, но и должен поставлять наследника по себе, не по естеству их, но по достоинству.

Печатается по: Прокопович Ф. Правда воли монаршей во определении наследника державы своей.— М., 1794.

ИСТОРИЯ О ИЗБРАНИИ И ВОШЕСТВИИ НА ПРЕСТОЛ

БЛАЖЕННЫЯ И ВЕЧНО ДОСТОЙНЫЯ ПАМЯТИ ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ АННЫ ИОАНОВНЫ, САМОДЕРЖИЦЫ ВСЕРОССИЙСКОЙ

[...] Русский народ таков есть от природы своей, что только самодержавным владетельством храним быть может. А если каковое-нибудь иное владение правило воспримет, содержаться ему в целости и благосостоянии отнюдь не возможно.

Печатается по: Смирнов В. Феофан Прокопович.— М-, 1994.— С. 210.

13 Заказ № 3622

==385


00.htm - glava25







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 485. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия