Студопедия — ПОСОШКОВ ИВАН ТИХОНОВИЧ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПОСОШКОВ ИВАН ТИХОНОВИЧ






[...] А в пресвитерство отсылать самых достойных, и в писании разсудительных, и во нраве кротких, чтоб они

были свет миру, а не тьма. [...]

А который и весьма добр, да пить будет любить, то и таковых во священый чин отнюдь не отсылать же; понеже пьянство велик порок пресвитеру наносит. [...]

И еще установлено будет, еже попам сельским и причетникам их пашни по прежнему не пахать и сена не косить, но пещися им токмо о церковной службе, да о пастве духовной, а вместо пашни давать им, — дворянам и хрестьяном, кои у них в приходе,— от своего приплоду десятая доля [...] чтобы неизменно от всякаго приплоду, колико себе отложат на пищу, то без утайки и без жаления отделяли бы десятую долю как из хлеба, так из мяса и из вин и с прочаго харчу, и отсылали бы к церкви на пищу пресвитерам с причетники и нищим, кои при церквах живут. [...] И отцам духовным твердо детям своим духовным заказывать, чтобы отнюдь ничего не таили: и буде правдою будут яко Богу, тако и Царю отделать десятину, то Бог их «благословит всяким изобилием». [...]

У нас в России сельские попы питаются своею работою, и ни чем они от пахатных мужиков неотменны; мужик за соху и поп за соху, мужик за косу и поп за косу, а церковь святая и духовная паства остается в стороне. И от такова их земледелия многие Христиане помирают [...] яко скот [...] Жалованья Государева им нет, от миру никакого подаяния им нет же, и чем им питатися. Бог весть. А я мнение свое предлагаю сицевое: аще возможно учинить тако, чтобы прихожан всех у всякие церкви одесятствовать, чтоб от всякия своея пищи отделяли церковникам десятину или дватцатину, как о сем Царское и Архиерейское произыдет изволение, тобы таковым порядком были сыти и без пашни. [...] Понеже они слуги суть Божий, и подобает им по Господню словеси питатися от

церкви, а не от земледелия. [...]

А у нас сельские попы обременены земледельством, и того ради не тако пекутся о служении церковном, яко о пашне своей, а паства душевная уже в стороне стала быть, и того ради многое множество Христиан православных умирает без покаяния и без причащения тела Христова; сельские бо пресвитеры самые люди простые: взростет он в деревне, деревенския дела и смышляет. А что Бог взыщет всякия погибшия души на них, того не смышляют, и коль у Бога душа человеческа велика, ничего того не знают. [...]

И аще Великий наш Монарх благоволит по Господню повелению пресвитеров от земледельныя работы освободити; то надлежит указом Его Императорскаго Величества

Г-

==392


ПОСОШКОВ ИВАН ТИХОНОВИЧ

определити, чтобы как помещики, так и крестьяне их, и дворцовых волостей, и архиерейские и монастырские, все от приплоду своего хлебнаго, который ему надлежит на пищу себе употребити, и от того хлеба отделял б десятую часть, и давали пресвитерам с причетники; [...] и во вся дни живота своего тако бы творили неизменно. [...]

И аще тако устроится, то могут пресвитеры и повседневно утренния и литоргии служить, и на всякую потребу всегда будут готови; и тако творя, пресвитеры будут всесовершенные слуги Божий, и за Царя и за вся люди богомольцы. [...]

·{...] Яко вся наша погибель и спасение залежит во пресвитерах: аще они будут несмысленнии, то и люди паствы его вси будут несмысленнии, а аще пресвитеры будут благоразумнии и святи, то и люди паствы его вси будут разумительны, и святости близко: их бо наставлением всякаго благоразумия могут наполнитися, и в Христианстве прямо и твердо стояти. И души своя от вечной погибели соблюдати. [...]

Глава II О ВОИНСКИХ ДЕЛАХ

Военный люд — стена и твердое забрало царству [...]. О солдатех и о драгунах надлежит весьма великое попечение иметь, и пилно того смотрети, дабы они пищею и одеждою были не скудны, а егда тем будут довольны, то они и в службе будут исправнее; и сего ради яко главных полков, так и последних и нововыбранных полков, вси не были бы ни голодни, ни холодни. [...]

Обаче надобно служивой люд беречи, чтобы им нужда ни хлебная, ни одежная некасалася. Зело от них слышно, еже к ним на месяц и по десяти алтын не приходит; то чем ему прониматися, где ему взять шуба и иныя потребности, и харчу на что ему купить? И в таковой скудности будучи, как ему не своровать и как ему из службы не бежать? Нужда пригонит к побегу, а иной и изменить будет готов. [...]

Я мню: аще бы пищею и одеждою довольни были, то чаю, что и служба у них вдвое споряя была. А егда голоден и холоден, и ходит скорчася, то он какой воин, что служа воет? [...]

Глава III О ПРАВОСУДИИ

Бог правда: правду Он и любит. Аще кто восхощет Богу угодить, то подобает ему во всяком деле правда творити;

==393


ПОСОШКОВ ИВАН ТИХОНОВИЧ

наипаче бо всех чинов надлежит судьям правда хранити не токмо в одних делах, но и в словах лживо ничего не говорити, но что прилично к правде, то и говорить, а лживых слов судья никогда не говорил бы.

Понеже судья судит именем царским, а суд именуется Божий; того ради всяческий судья подобает ни о чем тако не старатися, яко о правде, дабы ни Бога ни Царя не прогневати. [...]

А буде судья поведает суд правдивый и нелицеприятный по самой истине яко на богатаго, тако на самаго убогаго и безславнаго, то от Царя будет ему честь и слава, а от Бога милость и царство небесное. [...]

Мой ум не постигает сего, како бы прямое правосудие устроити; но елико ми Бог дарует, готов, написав предложити, токмо не без страха есмь о сем, еже аз весьма мизирен и учению школьному неискусен, и како по надлежащему достоить писать, ни следа несть во мне, ибо самый простец есмь, но токмо возложився на Его Божию волю, дерзнул мнение свое изъявити простотным письмом. [...]

А кто хощет прямо Его Императорскому Величеству порадеть, то людей его паче себя надлежит беречь, чтоб в убожество не приходили, и того ради ни малаго бы убытку им не чинили. Всякому судье надобно недреманно смотреть за всеми непрестанно; то и смекать, как бы правду прямую учинить, и чтоб никого не озлобить и не разорить. [...]

А наши судьи нимало людей не берегут [...] и тем небрежением все царство в скудость приводят; ибо в коем царстве люди богаты, то и царство то богато; в коем царстве люди будут убоги, то царству тому не можно слыть богатому. [...]

Мнеся мнит: паче всякаго дела надлежит старатися о правом суде, и аще правосудие у нас уставится, то все люди буду боятися неправды: всему добру основание — нелицеприятный суд! Тогда и собрание Царския казны будет сугубо. [...]

И правосуднаго ради уставу надлежит древняго суда уложение и новоуставленныя гражданския и военныя, печатныя и письменныя, новостоявшиеся и древния указныя статьи, собрать, и по приказам из прежних, вершенных дел, выписать такие приговоры, на которыя дела ни в Уложенье ни в новоуказных статьях решения не положено. И к таковым вершениям применяясь надлежит учинить пункты новые, дабы впредь такия дела не наизусть вершить. [...] И к тем Русским разсуждениям прежним и нынешним приложить из Немецких судебников, и кои статьи из иноземных уставов

Î-

==394


ПОСОШКОВ ИВАН ТИХОНОВИЧ

будут к нашему правлению пригодны, то те статьи взять, и присовокупить к нашему судебнику.

И написав тыи новосочиненные пункты всем, народом освидетельствовать самым вольным голосом, а не под принуждением, дабы в том изложении как высокородным, так и нискородным, и как богатым, так и убогим, как и высокочинцам, так и низкочинцам, и самым земледельцам, обиды бы и утеснения от недознания коегождо их бытия в том новоисправленном изложении не было. [...]

И написав совершенным общесоветием, предложить Его Императорскому Величеству, да разсмотрит его умная острота. И кии статьи Его Величеству угодны, то те тако да и будут; а кии непотребны, тыи да извергнутся, или исправить по пристоинству надлежащему. [...]

Правосудное установление самое есть дело высокое, и надлежит его так разсмотрительно состоити, чтобы оно ни от какого чина незыблемо было. И того ради без многосоветия и без вольнаго голоса никоими делы невозможно; понеже Бог никому во всяком деле одному совершеннаго разумия не дал, но разделил в малыя дробинки, кому-ждо по силе его: овому дал много, овомуж менее. [...]

И аще и с самым многотрудным многосоветием учинена она будет, вскоре печатать их не надлежит, но первее попробить на делах; и буде никакой вредности в правлении том не будет, то быть ему тако; а буде в какой статье явится некакая неисправность, то о ней надлежит поразсудить и поправить ее; и того ради не худо бы года два — три посудить по письменным или по печатным маленьким тетрадкам. И донеле же тоя новосочиненная книга строится, многия бы статьи и опробились. [...]

И аще суду и всякому правлению, как его правити, совершеннаго основания письменнаго не учинить, и в том правлении самыя неподвижныя твердости не устроить, то колико о правом суде не старатися, а правосудия прямаго уставити будет невозможно.

А и основание положа, мнится мне, надлежит утвердить его жестоким указом и недвижимым. [...]

И аще в таковой твердости неподвижно правосудие годов пять — шесть постоит неизменно без нарушения, то все, яко малочинцы и худородные, тако и великочинцы и великородные и заслуженные люди будут страшны, и не токмо по прежнему обиды чинить, но и неправд будет остерегаться, и со всяким тщанием будут делать правду.

И ради самыя твердости в судах и во всяком правлении, чтоб то правосудия ни много, ни мало судьи не колебались, 39Ϊ

==395


ПОСОШКОВ ИВАН ТИХОНОВИЧ

надлежит учинить особливую канцелярию, в которой бы правитель был самый ближний и верный Царю. Еже бы он был око Царево, верное око, иже бы над всеми судьями и правителями был вящий, и за всякими бы правительми смотрел властительно, и никогоб он кроме Бога да Его Императорскаго Величества не боялся. [...]

И донежеле прямое правосудие у нас в России не устроится, и всесовершенно не укоренится оно, то никакими мерами от обид богатым нам быть, яко и в прочих землях невозможно, такождо и славы добрыя нам не нажить; понеже все пакости и непостоянство в нас чинится от неправаго суда и от нездраваго разсуждения, и от неразсмотрительнаго правления и разбоев. [...]

Глава IV

О КУПЕЧЕСТВЕ

И купечества в ничтожность повергать не надобно, понеже без купечества никаковое не токмо великое, но и малое царство стоять не может. Купечество и воинству товарищ: воинство воюет, а купечество помогает, и всякия потребности им уготовляет. [...]

[...] дать им торг свободный, дабы от торгов своих сами полнились, и Его Императорскаго Величества интерес умножали. {...]

А аще бы в купечестве самая христианская правда уставилася, еже добрые за добрые бы и продавали, а средние за средние, а плохие за плохие, и цену брали по пристоинству товару прямую настоящую, почему коему товару цена положена, а излишния б цены ни у какого товара не то что взять, но и не припрашивали б, и ни стара, ни мала, ни несмысленнаго не обманывали б, и во всем поступали б самою правдою. [...]

И ради неподвижныя в купечестве правды надлежит во всех рядах устроить сотских и пятидесятских и десятников, и в коей лавке сидит сотской [...] чтобы купующие, купя какой товар, знали, где тот товар показать, прямо ль отвесил или обмерял, и товар доброй или плохой и настоящую ль цену

взял. [...]

À буде кто неправо отвесит или неправо отмеряет или не такой товар даст, какого купец требовал, и вместо добраго худой продаст, то таковому жесточае чинять наказание и штраф противо товарныя цены взять десятерично. [...]

И самыя ради безпорочныя правды не худо бы всякими товарам весовым и локотным положить цена установленная, Г-

==396


ПОСОШКОВ ИВАН ТИХОНОВИЧ

чтоб она какова была в первой лавке, такова бы и в последней. [...]

[...] А с иноземцы приезжими на ярмарках без воли главнаго купеческаго правления командира ни великаго, ни малаго торгу не чинили бы. [...]

И с воли командира своего и по согласию купечества поставя цену товару своему, отпускали бы за моря и за прочие рубежи Русские товары, как богатые, так и убогие с воли командира своего по общему согласию компанства, чтобы никому обиды не было. [...]

•И аще нашим товарам высокая цена уставится или не уставится, то в воли Монарха нашего: как он поволит, так то и будет неизменно.

А их заморские товары весьма надлежит принимать купечеству нашему по разсмотрению, и по согласию общему, и с воли командира своего, а не по прежнему, самовольно, и выбирали б, кои товары были прочны и самые были добрые, а плохие отнюдь не принимали б, и те принятые товары такожде делили между собою по количеству своих товаров с общаго совета, чтобы ни кому и малыя обиды не было. [...]

А наипаче таких товаров не принимать, которые, купя, выпить да [...] или, приняв, разбить и бросить. Стеклянную посуду мочно нам к ним возить, а не им к нам; и всякие товары, кои непрочны и портятся, якоже обшивныя их иноземческие пуговицы принимать и на полцены не надобно. [...]

А и во всяких товарах смотрить того накрепко, чтобы был прочен. [...]

И не токмо шелковых, но и гарусных, кои неплотны и к носке непрочны, чулки и парчевыя вещи, кои скоро пропадают, таковых никогдаж принимать не надобно. [...]

А кои у нас в России обретаются вещи, якоже соль, железо, иглы, стеклянная посуда, зеркалы, очки, оконечные стеклы, шлапы [...] то всем тем надобно управлятся нам своим, а у иноземцев отнюдь бы никаковых тех вещей ни на полцены не покупать.

А самого ради лучшаго царственнаго пополнения надлежит и прочие заморские товары с разсмотрением покупать, ибо те токмо надлежи товары покупать, без которых нам пробыть не мочно, а иныя их Немецкие затейки и прихоти их мочно и приостановить, дабы напрасно из Руси богатства не тащили; на их мягкия лестныя басни и на всякия их хвасти нам смотреть не для чего, нам надлежит свой ум держать, и что нам к пополнению царственному потребно и прибыльно, то надлежит у них покупать, а кои вещи

W]

==397


ПОСОШКОВ ИВАН ТИХОНОВИЧ

нам не к прибыли, или кои и непрочны, то тех отнюдь у них не покупали б. [...]

И хорошо бы в купечестве и то учинить, чтобы вей друг другу помогали, и до нищеты не допускали. Аще своими деньгами не могут его оправить, то из Царския бы сборныя казны из ратуши давали им из процента на промысл, смотря по промыслу его, дабы никто промышленной человек во убожество великое от какого своего упадка не входил.

И аще в купечестве тако будет строиться, то никогда они не оскуднеют, но год от года в промыслах своих будут расширяться, и Бог их за такое братолюбие, благословляя благословит, и во всем им подаст угобжение и душевное спасение.

Глава V

О ХУДОЖЕСТВЕ

В художниках, аще не будет добраго надзирателя и надлежащаго им управления, то им ни коими делы обогатитися не возможно, ниже славы себе б доброй не получити, но до скончания века будут жить в скудности и безславии. А если бы учинен был о них гражданский указ, ежебы им из самого начала учитися постоянно жить, давшись к мастеру в научение, жить до уречаннаго сроку (положенного, указанного срока) [...] то бы все мастеры ни в том бездельном порядке были, но совершенными добрыми мастерами были. [...]

А буде кой ученик и совершенно мастерства надлежащего какого научится, а без отпуску отойдет, ни кому его не принимать ни к каковым делам, но отослать его в солдатство.

И за таковым укреплением не дожив до сроку и не взяв у мастера отпускнаго письма, отходить не будут, и мастерству уже будут учиться охотнее; и за таковым уставом и по неволе будут учится добрее, и совершенно выучась и взяв у мастера отпуск, высшему художественных дел командиру покажет свое мастерство и отпуск, то как ему той командир определит, еще ль ему доучиваться, или у иных мастеров из найма работать, или уже и самому ему мочно быть мастером, то так тому и быть. [...]

И кии мастеры будут именитые и домами мастерскими владеть будут, то всем им, коемуждо иметь у себя клеймо особливое, а и надзиратели такожде имели бы свои особливыяж клеимы. [...]

И аще какая вина в той вещи, в материи или в мастерстве явится, то оштрафован будет тот мастер, чье клеймо на нем будет.

5"

==398


ПОСОШКОВ ИВАН ТИХОНОВИЧ

А штраф брать кроме оружейных дел десятерично в десять цен проданныя вещи.

И аще мастеровым людям без свидетельства и без гражданскаго управления не поведено будет своевольно делать, то все художники добрые обогатятся и прославятся, якоже и иноземцы такие же люди, что и мы, да они гражданским уставом тверды и в мастерстве добры, а егда и у нас гражданский устав будет тверд, то могут наши художники и превышити их. [...]

О сем же всячески надлежит потщиться, чтобы завести в Руси делати те дела, кои делаются из льну и из пеньки [...] сие бо вельми нужно, еже кои материалы где родятся, тамо бы они и в дело происходили.

Аще бы лен и пеньку, за моря не возя, делать тут, где что родилось, то тыя полотна заморскаго вдвое или втрое дешевле станут, а люди бы Российские богатились. [...]

Чем к нам возить полотна из наших материялов сделанных, то лучше нам к ним возить готовыя полотна. [...]

Чем им лен да пеньку продавать, лучше нам продавать им готовыя полотна парусныя и канаты [...] и брать у них за те полотна ефимки и иныя потребны вещи. [...]

И чем им от наших материалов богатитися, то лучше нам Россиянам от своих вещей питатися и богатитися. [...]

На созидание мастерских домов давать деньги из ратуши или откуды Его Императорскаго Величество повелит, дабы всякия дела расширялись; и не токмо на строение, но и на всякие к тем делам надлежащие инструменты и на всякие припасы. [...]

Глава VII

О КРЕСТЬЯНСТВЕ

Крестьянское житие скудностно ни от чего инаго, токмо от своея их лености, а потом от неразсмотрения правителей, и от помещичья насилия, и от небрежения их. [...]

А сие не весьма право зрится, еже помещики на крестьян своих налагают бремена, неудобь носимая; ибо есть такие безчеловечные дворяне, что в работную пору не дают крестьянам сваоим единаго дня, ежебы ему на себя что сработать. [...] И за таким их порядком крестьянин никогда у такою помещика обогатитися не может, и многие дворяне говорят: крестьянину де не давай обрости, но стриги его яко овцу до гола. И тако творя, царство пустошат; понеже так их обирают, что у инаго и козы не оставляют. [...]

==399


ПОСОШКОВ ИВАН ТИХОНОВИЧ

Крестьянам помещики невековые владельцы; того ради они-не весьма их и бергут, а прямый их Владетель — Всероссийский Самодержавец, а они владеют временно.

И того ради не надлежит их помещикам разорять, но надлежит их Царским указом хранить, чтобы крестьяне крестьянами были прямыми, а не нищими; понеже крестьянское богатство — богатство Царственное.

И того ради, мнится мне: лучше и помещикам учинить расположение указное, по чему им с крестьян оброку и инаго чего имать, и по колику дней в неделю на помещика своего работать и инаго какого сделья делать, чтобы им сносно было Государеву подать и помещику заплатить, и себя прокормить без нужды. [...]

А о крестьянах, мнится мне, лучше так учинить: егда кой крестьянин повыток свой сполна помещику своему заплатит, то уже бы никакой помещик сверх утраченнаго числа ни малаго чего не требовал с него, и ни чем бы таковых не теснил — токмо смотрить за ним, чтоб он даром не гулял, но какую мочно к прокормлению своему работу бы работал. [...]

И ради основания правды надлежит первее уставить в крестьянстве, что то именовать двор и что полдвора или четверть или осьмая двора. [...]

По здравому разсуждению надлежит крестьянскому двору положить разсмотрение не по воротам, не по дымам избным, но по владению земли и по засеву хлеба на том его

владении.

По моему мнению, аще у коего крестьянина целый двор, то надобно ему земли дать мерою толикою, чтобы ему мочно было на всякой год высеять ржи четыре четверти, а ярового осьм четвертей, а сена накосить ему по себя двадцать копен. [...]

[...] Буде кто дворы свои целые полудворами или четвертями или осьмушками напишет, то и сам помещик не уже с них больше того взять; ибо всякой крестьянин на чем будет жить и чем будет владеть, с того будет платить как Царю, так и помещиком своим. [...]

И тако как крестьяне, так и дворовые люди будут Великому Государю данники, и платеж им тягостен не будет, потому что платеж их буде по владению земли, определенной придворе. И таким порядком интерес Его Императорскаго Величества будет множитися. [...]

По моему мнению, царю паче помещиков надлежит крестьянство беречи; понеже помещики владеют ими временно, а Царю они вековые, и крестьянское богатство — царственное, а нищета крестьянская — оскуднение царственное.

ÎOO

К оглавлению

==400


ПОСОШКОВ ИВАН ТИХОНОВИЧ

И того ради Царю яко великородных и военных, тако и купечество и крестьянство блюсти, дабы никто в убожество не входил, но все бы по своей мерности изобильны были. [...]

Глава VIII

О ДВОРЯНЕХ, КРЕСТЬЯНЕХ И О ЗЕМЛЯНЫХ ДЕЛАХ

[...] И тако (землю) всех господ, великих и мелких дворян, дачи обмерить подлинною правдивою мерою, а не по прежнему глазомером, чтобы ни лишку и ни недомеру против дач не было. [...]

И измерив поместныя и вотчинныя земли, обложить их платежом с земли, по чему он Великий наш Государь укажет имать с четверти или с десятины на год, со всех владетелей земли Российския. [...]

Мнится мне, что мочно с пахотныя земли по осьми копеек взять на год, а с сенокосной по шти копеек, а с лесныя по четыре копейки, а с болотныя по две копейки [...]

И по такому расположению никто даром землею владеть не будет, но все будут плательщики. [...]

Землю сотвори Бог недвижиму, и владение земли аще и переходит из рук в руки, обаче она стоит недвижимо; того ради и побор аще с нея учинить, может он недвижимым быть, и состоятелен он будет. [...]

И аще по земленому владению все крестьянские платежи, такожде и с дворян по владению ж земленому установить, то тверже он подушнаго сбору будет, и вельми он постоянен и прибылен будет. [...]

И если сие Бог состроит, еже Великий наш Монарх обложит со владения имать платеж, то никто по нынешнему тунежителем не будет, но все будут платежники по количеству владения своего. [...]

Глава IX О ЦАРСКОМ ИНТЕРЕСЕ

[...] Иноземцы все не пекутся, чтоб ему поскорея сделать, но паче о том пекутся, како бы им подоле протянуть. Иноземцы все ни о чем так не пекутся, как о месячных деньгах. [...]

[...] Понеже Царь наш всесовершенный самодержец, и не токмо он своих рабос, но и от иных своих соседей заразен быти не может. Он (наш Государь) подобен Богу, 40Î

==401


ПОСОШКОВ ИВАН ТИХОНОВИЧ

еже. восхощет может сотворити, и казну свою может соизлишеством наполнити и никакая нужда денежная коснутися его

не может. [...]

Наш Царь не купец, но Самодержавный Повелитель: как чему повелит быть, тако и подобает тому быть неизменно, и немало ни направо, ни налево недвижно; яко бог всем светом владеет, так и Царь в своей державе имеет власть, и по Его Царской власти надлежит всякой власти вяще быть постоянной и похвальной, и чтобы, яко меры везде равныя, и цене подобает быти равной, никогда не изменной, како в хлебородном году, тако и в недородном; и какова цена в безхлебном месте, тако подобает продавать и в самом хлебном месте; не питья не изменять, ни меры, ни цены не нарушивать, но иметь все невредно. [...]

А питейная прибыль самый древний интерес Царскаго Величества, а не помещичий. А еще все совершенно у всех помещиков самодовольство их отнять, и во всех вотчинах построить кабаки,-то прибыли питейная тысяч или больше

в год прибудет. [...]

А буде кто похочет питьем владеть, то тот да дает

с питейныя продажи окуп с вольнаго торгу, понеже прибыли

суть Царскаго интереса. [...]

А буде у коих людей есть промыслы большие, а деньгами недовольны и ради расширения того своего промысла востребуют денег взять из прибыли, то смотря по промыслу давать сот по пяти-шти и по тысяче и больше, чтоб промыслы купецких людей расширялись и промышленники богати-

лись. [...]

А буде у коих людей заведены заводы суконные или

полотняные или бумажные или стеклянные или железные или иные, подобные сим, то таковым, буде они люди

полотняные или бумажные или стеклянные или железные или иные, подобные сим, то таковым, буде они люди добрые, а не замоты, и промышленники прямые усердные, то для расширения промыслов давать и по тысяче рублев и больше. [...]

А по самодержавной власти Его Императорского Величества надлежит во всех Российских городех и в селах и деревнях, кроме Сибири, цена иметь продаже неизменная, яко какова в Санкт-Петербурге, такова и в Москве, так и во всех

городех и урочищах. [...]

Иноземцы в своих иноземских деньгах сличают цену по

положению в них материялу, а не по власти королевской: они паче почитают серебро и медь. Мы же Монарха своего почитаем яко Бога, и честь его опасно храним, и волю его

всеусердно исполняем. [...]

Ответствую: мы не иноземцы, не меди цену исчисляем, но имя Царя своего величаем; нам не медь дорога, но дорого Го2

==402


ПОСОШКОВ ИВАН ТИХОНОВИЧ

Его Царское именование. [...] У иноземцев короли такой власти не имеют яко народ; и того ради короли их не могут по своей воле что сотворити, но самовластны у них подданные, а паче купецкие люди. [...] А по нашему простому разумению, то, стало быть, королю безчестье, а не честь, что не по имени его деньги в себе силу имеют, но по купеческой цене. [...]

[...] У нас самый властительный и всецелый Монарх, и не аристократ, ниже демократ. И того ради мы не серебро почитаем ниже медь ценим, но нам честно и сильно наименование Его Императорскаго Величества; у нас только сильно Его Пресветлаго Величества слово. [...]

И мое мнение лежит не о однех токмо деньгах, но всякая вещь, коя носит на себе Царя нашего имя, то надлежит ей быть самой чистой и честной. [...]

И аще и товар какой случится Царской, то и товару тому надлежит быть лучше прочих товаров; и аще кой товар лучше простолюдиннаго не будет, то не надобно его и нарицать Царским, то такие товары держать им купецким людям, а не Царю.

Царь — судья и подобен он Богу. Того бо ради и всякой вещи за имя Царское от мирских нельзя быть неотменнее; ибо и в суде у Царя, яко у Бога, нет лица ни богату, ни убогу, ни сильну, ни маломочну — всем суд един; и то стал быть суд Божий. [...]

Печатается по: Сочинения Ивана Посошкова.—М., 1842.—С. 3—257.

==403


татищев василий Никитич

(1686—1750) — историк, государственный и общественный деятель. Принадлежал к знатному роду. Окончил в Москве артиллерийскую инженерную школу. В 1704— 1717 гг. на военной службе, участвовал во многих сражениях. Сподвижник Петра I, входил в его «ученую дружину». Организатор горного дела на Урале, в 1734 — 1737 гг. начальник уральских горных заводов. Впоследствии правитель Оренбургского края, Астраханской области.

Татищев — автор ряда работ по экономике, литературе, географии. Ему принадлежит первый научный труд по отечественной истории — «История Российская с самых древнейших времен». Общественно-политические взгляды изложены им в «Разговоре о пользе наук и училищ» (1733), в «Духовной моему сыну» (1749), в «Предызвещении к «Истории Российской»».

Татищев — сторонник теории естественного права. Естественный закон предполагает наличие вольности. Последняя нужна и полезна, если она «с разумом употребляема». Поскольку человек живет не один, то для его вольности «необходима узда неволи». Появление той или иной «узды неволи», иначе говоря, формы государственного правления, зависит от ряда условий. К ним он относил местоположение, размер территории и состояние населения государства. В России, по Татищеву, возможен только самодержавный строй. Татищев разделял убеждение века во всесилии просвещения, законов, разумного правления. Был активным сторонником обновления российского законодательства. Мощь государства видел в «многолюдстве и богатстве», а корень богатства — в купечестве и «рукоделии».

==404


00.htm - glava26







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 493. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия