Студопедия — ТАТИЩЕВ ВАСИЛИЙ НИКИТИЧ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ТАТИЩЕВ ВАСИЛИЙ НИКИТИЧ






ИСТОРИЯ РОССИЙСКАЯ С САМЫХ ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН

Глава 45

О ДРЕВНЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РУСКОМ И ДРУГИХ В ПРИМЕР

[...] 2. Не токмо правила мудрости гражданской, но самое естество нас учит, что человек единственный совершенную себе пользу, удовольствие и спокойность приобрести недостаточен, ниже приобретенное сохранить способен, в чем нас письмо святое утверждает. Всевышний творец, создав человека, рек: «Недобро человеку единому быти», Бытиа, гл. 2, ст. 18, и сотворил ему помосчницу, жену. Через сие первое в роде человеческом сообсчество учинилось. [...]

[...] Никакое сообсчество, малое или великое, без начальства и власти быть не может. Начальство же и власть дается по преимусчеству, яко по старейшинству, разуму и способности; способность же состоит в проворстве, искусстве и силе или можности. И как муж от естества большею частию способностию одарен, того ради и письмо святое мужа властелином и главою жены, а жену помосчницею и телом имянует. [...]

3. [...] По умножении же детей произошло начало другаго правительства отеческого и сообсчества родоваго. Родители должны, по закону вышеобъявленному, детей не токмо до возраста, способнаго к приобретению потребного, возпитать, но и способными их к тому научением достаточным учинить; а дети должны за все те благодеяния родителем любовь верную с почтением и послушанием изъявлять, в недостатках их от своих приобретений довольствовать, да чрез то и своим чадам пример подадут.

Сия должность не токмо рожденным чадом, но и сиротам к их воспитателем и на всыновленных чад простираться, ибо всяк своим благодетелем должен, как родителем, благодарение с верностию, любовию и послушанием воздавать. [...]

Монарх яко отец, а подданные яко чада почитаются, каким бы порядком оное ни учинилось. 4. [...] Тако учинилось третие сообсчество домовное. Приавший во услужение господин, а поддавшийся служители, или холопи, имяновались. [...]

5. [...] Холоп, как выше показано, по договору на время договорное, а раб преодоленный и плененный есть невольник вечный и наследственный. Яко же есть то у некоих обычай, 40?

==405


ТАТИЩЕВ ВАСИЛИЙ НИКИТИЧ

что родители детей своих или пленников других в рабство продают, что некоторые за четвертое основание сообсчества полагают. Но разсмотря обстоятельства: 1) что сообсчество, как выше показано, на умном и самовольном договоре, а сие на противном тому основано; 2) родители своих чад и господа служителей не имеют власти их вредить и губить,^ а преодолетель с его неприателем имеет власть по своей воли поступить; 3) первые подвластные не имеют власти своему господину возпротивиться или отрешиться, доколе господин свою должность ненарушимо хранит; противно тому, раб, или невольник, имеет право всегда неволи своея освободиться, если токмо способ улучит, как Гуго Греции в его Законе войны и мира, Пуфендорф в Праве естественном и народном, Рольф в Политике изъяснили; следственно, сие за сообсчество порядочное почесть неможно. [...]

[...] Единодомовные или хозяйские сообсчества не могли долго в спокойности и безопасности быть, ибо как оных умножилось, так зависть, ненависть и злость в сердцах нечестивых возрасла, оные немосчных и неосторожных грабить и убивать начали, то нужда требовала к обороне и засчите от таковых наглостей силу присовокуплять и разным домам, совокупясь, укрепиться оградою и сие от ограждения град имяновали. Другая причина совокупления домов от потребностей, ибо всякому хозяину различные весчи требовались, которых всяк про себя делать и далеко без остановки в его настоясчем промысле искать не мог. Например, некоим недоставало припасов на одежды, иной не умел или не был возможен дом себе построить, иному сосудов, оружия и пр. недоставало; для того разных промыслов и ремесел люди совокупились, дабы всяк свободно потребное себе в близости достать и своим промыслом других довольствовать, яки же и сам потребное получить в близости мог, и все обсче о пользе и засчите всего сообсчества обязались, чрез что гражданство начало возимело.

7. Выше показано, что никакое сообсчество без начальства, а начальство без преимущества и власти быть не может, потому и в гражданстве явилась нужда для распорядка правления и повелениа иметь начальство. Сие, мню, начало свое возимело с основания супружеского, как немного домов в тесное совокупление собрались и все хозяева домов разное преимусчество в обсчестве имели, то должно и нуждно было для всякого совета, суда или разсуждения всем сходиться и обсчим согласием решигь и определять, которое в малых селениях весьма было способно и для того имяновано гречески политиа, т. е. гражданство, или правление гражданское. [...]

iÔo

==406


ТАТИЩЕВ ВАСИЛИЙ НИКИТИЧ

8. [...] Три токмо объявленные правительства, т. е. монархиа, аристократиа и демократиа, почитаются за порядочные и к сохранению обсчей пользы по состоянию областей удобнейшия. Которыя же правительства или подданные, оставя обсчую пользу, более о своей собственной прилежать стали, 7аковые у грек особные звания возимели, и сусче политиа пременяется в демократию или охлократию, аристократиа — в олигархию, монархиа — в тираннию. И паки многими разными порядки из объявленных трех смешанные правительства, как которой области обстоятельства лучшую пользу представляют, произошли; яко некоторые состоят 1) из монархии и аристократии, 2) из монархии и демократии, 3) из всех трех, 4) из аристократии и демократии, каковых правительств ныне довольно знаемо. По всем сим обстоятельствам невозможно сказать, которое бы правительство было лучшее и всякому сообсчеству полезнейшее, но нуждно взирать на состояния и обстоятельства каждого сообсчества, яко на положение земель, пространство области и состояния народа. Как выше сказано, в единственных градех и малых областех полития, или демократия, удобно пользу и спокойность сохранить может. В величайших, но от нападений не весьма опасных, яко окруженны морем или непроходными горами, особливо где народ науками довольно просвясчен, аристократиа довольно способною быть может, как нам Англиа и Швециа видимые примеры представляют. Великия же области, открытые границы, а наипаче где народ учением и разумом не просвясчен и более за страх, нежели от собственного благонравия, в должности содержатся, тамо оба первые не годятся, но нуждно быть монархии, как я в 1730-го Верховному совету обстоятельно представил и нам достаточные приклады прежде бывших сильных Греческих, Римской и других республик, доказывают, что они дотоле сильны и славны были, доколе своих границ не разпространили. Равно о монархиах Ассирийской, Египетской, Персидской, Римской и Греческой, как правления древния и законы в пользу обсчую хранили, дотоле власть их почтенною и всем соседем страшною представлялась; когда же подданные дерзнули для собственного любоимения или властолюбия власть монархов уменьшать, тогда вскоре государства с крайнею бедою прежде подвластным бывшим в рабство подвергнулись, о чем Иоанн Грозный речью князем, под власть монархии покоренным, преизрядно изъяснил. [...]

9. Наследство к получению в монархиах престола есть немалое обстоятельство к пользе государств и спокойству народов, в котором по историам разных областей разные порядки находим. В некоторых наследуют 1) по первородству сыновья — сын, а в недостатке сына — дочь, как сие

40Ϊ

==407


ТАТИЩЕВ ВАСИЛИЙ НИКИТИЧ

в древнейших историах ассирийских и египетских находим, 2) По римской истории, хотя дочери престола не получали, но дочерни сыновья и мужи наследствовали. 3) Государи имеют власть по себе наследника определить по достоинству, как о том ниже внятнее покажу. 4) Избрание народное, но и в том некоторые законом обязаны от рода умершаго избирать, другие не смотрят степени отродия. О наследии по родителех и делении именей по закону же естественному следуюсчия правила утверждаются: 1) что всяк в своем собственном имении, какого б оное ни было, имеет власть отдать при себе или по себе кому хочет; 2) что родители детем ничим, кроме воспитания, не должны; 3) первородный в имении родительском никакого преимусчества пред протчими детьми не имеет. Государство же есть имение нераздельное, хотя состоит из разных малых частей, но, равно как тело человека, без вреда разделено быть не может, как нас господь учит, еже царство разделившееся стоять не может. [...]

17. [...] По свержении Лживодимитриа, или Григория Отрепьева, при безпутном и коварном избрании Шуйского, некоторые вельможи к великому государственному вреду вымыслили взять на него запись, которою вся власть отнята, а поручена в совет Сената, и тако монархию совокупили с аристократиею, а по лишении его престола все правление поручили семи боярам, следственно, сущая аристократиа учинена. В сем правлении Мстиславский был старший, котораго, два раза избирая, на царство просили, но он безнаследия ради отрекся, 2) Воротынский, 3) Лыков, 4) Трубецкой, 5) князь Василий, 6) князь Иван Голицыны, 7) Салтыков. И сии последний три так помощью поляков усилились, что протчии никакой власти не имели. От сего безпутного правительства вскоре государство в такое крайнее разорение и упадок пришло, что едва на части не разделилось, а поляки всем не овладали. Однако ж шведы и поляки многий пределы оторвали, о чем монах Иосиф или паче Иов патриарх в Истории описал, и я при случае несогласия о правительстве 1730-го Верховному Тайному Совету в представлении пространно изъяснил.

Из чего всяк может видеть, сколько монархическое правление государству нашему протчих полезнее, чрез которое богатство, сила и слава государства умножается, а чрез протчее умаляется и гинет. [...]

Печатается по: Татищев В. Н. Собрание сочинений: В 8т.—Т. 1.—M., 1994.—С. 359—367.

==408


ТАТИЩЕВ ВАСИЛИЙ НИКИТИЧ

ПРОИЗВОЛЬНОЕ И СОГЛАСНОЕ РАЗСУЖДЕНИЕ И МНЕНИЕ СОБРАВШЕГОСЯ ШЛЯХЕТСТВА РУСКОГО О ПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОМ

[...] Ежели же кто то разсуждает, что единовластное правительство весьма тяжко: 1) Единому человеку великую власть над всем народом дать небезопасно, ибо как бы мудр, справедлив, кроток и прилежен ни был, беспогрешен и во всем достаточен быть не может; коль же паче когда страстям своим даст волю, то нужно наглым неправым насилиам и гублениям неповинных произходить. 2) Когда он изберет во временщики кого, то оной равно самовластен и есче из зависти более других губит, особливо если подлородной или иноземец, то наипаче знатных и заслуживших государству ненавидят, гонят и губят, а себе ненасытно имения собирают. 3) Вымышленная свирепым царем Иоанном Васильевичем Тайная Канцелярия в стыд и поношение пред благоразсудными народы, а государству разорение, ибо за едино неосторожно сказанное слово пытают, казнят и детей невинных имения лишают. Сие точные слова я напомня, сим возражаю. На 1-ое. Хотя человек, конечно, всякий не безпогрешен, однако ж государи имеют советников, избирая из людей благоразсудных, искусных и прилежных; и как он, яко господин в своем доме, желает оной наилучшим порядком править, так он не имеет причины к разорению онаго ум свой употреблять, но паче желает для своих детей в добром порядке содержать и приумножить. Если же такой несмысленный случится, что ни сам пользы не разумеет, ни совета мудрых не примает и вред производит, то можно принять за божеское наказание, но чтоб для того чрезвычайного приключения порядок прежней применить, оное неблагоразсудно. И кто может утверждать, если видит коего шляхтича, безумно дом свой разоряюсчего, для того всему шляхеству волю в правлении отняв, на холопех оное положить; ведаю, что никто сего не утвердит. А понеже правительство государства должно по ступеням всюду равно быть, то по состоянию власти шляхетской в их домех должно и государственная неколико согласовать, как то достаточно другими областьми доказать можно.

На 2-ое. Что фаворитов или временщиков принадлежит, то правда, что от оных иногда государство много бед

==409


ТАТИЩЕВ ВАСИЛИЙ НИКИТИЧ

терпит, да сие более в республиках случалось, как о древней греческой и римской истории читаем, как усилевся, некоторые вельможи междоусобием великие разорение нанесли; и сего нам наипаче опасаться должно, чего в монархии едва в пример сыскать можем ли. Я не хочу далеко искать, но всем нам довольно знаемое, как неистовые временщики погибли совсем, царя Иоанна Васильевича Скуратов и Басманов, царя Федора Алексеевича Милославской, наших время Меншиков, Толстой и другие. Противно тому благоразумные и верные царя Иоанна Мстиславский, Романов, Шуйский, царя Алексия Борис Морозов и Стрешнев, царя Федора Алексеевича Богдан Хитрый и Языков, царевны Софии князь Василий Голицын великую честь и благодарение вечное заслужили, хотя некоторые по ненависти других в несчастии жизнь скончали.

На 3-е. Тайная канцелярия хотя весьма давно и суече если не при Августе, то при Тиверии, наследнике его, для безопасности монарха вымышлено, и оное, если токмо человеку благочестному и справедливому поручится, нимало не вредно, а злостные и нечестивые, недолго тем наслаждаясь, сами исчезают, как всех, так таких по истории преждних и при нас бывших видим. Все сие прошедшее оставя, должно разсмотреть настоясчее. [...]

Государыне императрице, хотя мы ее мудростию, благонравием и порядочным правительством в Курляндии довольно уверены, однако ж как есть персона женская, к так многим трудам неудобна, паче же ей знание законов недостает, для того на время, доколе нам всевысший мужескую персону на престол дарит, потребно нечто для помосчи ее величеству вновь учредить, но «аким порядком, то, довольно третияго дня разсуждая в великом собрании, положили следу юсчее.

1. Быть при ее величестве в Вышнем правлении, Сенате или Совете, 21-й персоне, в котором нынешний Верховный

совет останется.

2. Чтоб оной делами внутренней економии отягосчен не был, другое правительство учредить во сте персонах, которым по третям года третией части в правлении оставаться, а две части могут в домех своих управлять. Но в каждой трети в конце, то есть в декабре, апреле, августе, или в начале, в генваре, майе и сентябре, для рассмотрения важных дел кождогодно собираться или когда чрезвычайное что случится, яко война, кончина государя или другое так великое дело, то по повестке всем съезжаться и не более месяца обсчее собрание продолжать.

К оглавлению

==410


ТАТИЩЕВ ВАСИЛИЙ НИКИТИЧ

3. Ежели случится упалое место в Вышнем собрании, Сенате, Коллегии президента и вице-президента, в губернии губернатора или вице-губернатора, в войске главного командира, то избирать болотированием оным дву правительствам презыдентам от коллегий, а командира в войско вместо презыдентов военным генералам всем, сколько их обсче с оными правительствы. Балотирование же таким порядком отправлять. Геролдмейстер должен прочесть роспись всех достойных в кондидаты по рангам, потом каждый избиратель повинен написать на бумажке одно имя, кого кто за достойного мнит, и положить в скрыню приуготовленную; оные бумажки разобрав при всех, написать на роспись которого имя сколько голосов получило и которым больше голосов дано, из оных 3-х балотировать, и кому более балов в достойную положат, того представить ея величеству. А если балы не угодны, то довольно по голосам тех трех, которым более голосов дано, представить ее величеству, кого из них определит. Чрез сей способ можно во всех правлениях людей достойных иметь, несмотря на высокородство, в которых много негодных в чины происходят.

4. Законоиздание хотя состоит единственно во власти монаршеской, как о том выше показано, однако ж разсудя намерение государя не в чем ином, как к пользе обсчей и справедливости состоит, так оное точно наблюдать должно. И как ее величеству неудобно самой сочинять, но нужно кому-либо сочиненное онаго поверить, в котором опасность немалая, что кто по прихоти чего непристойного и правости несогласного или паче вредного не внес. Как то Петр Великий, хотя и мудрый государь был, но в своих законах многое усмотрел, что переменить нужно, для которого велел, все оные собрав, разсмотреть и вновь сочинить, того ради лучше оное прежде издания рассматривать, нежели, издав, променять, что с честию монарха не согласует. Оное же сочинение никак невозможно одному поверить, хотя бы он искусен и в намерении никоея собственные страсти не имел, по природе легко погрешить может, того ради как скоро ея величества повеление будет, какой закон сочинить, оной послать во все коллегии, чтоб довольно разсмотрели и чрез седмь дней, сочиня, каждая обсчее или кто собственное свое в собрании вышнему правительству объявили и по довольном разсуждении, сочиня, ее величеству ко утверждению представили.

Печатается по: Татищев В. Н. Избранные произведения.—Л., 1979.— С. 149— 150.

==411


ТАТИЩЕВ ВАСИЛИЙ НИКИТИЧ

ДУХОВНАЯ

[...] В службе государю и государству должен ты быть верен и прилежен во всяком положенном на тебя деле, так о пользе общей, как о своей собственной, прилежать и государю, яко от бога поставленной над тобою власти, честь и повиновение отдавать. Яко и господь сам учит: «Воздаждь богу божие, а царю царево» (Матфея, гл. 22, ст. 21). Апостол Павел повелевает властем повиноватися так за очи, как в очи, равно как к самому богу (Римлянам, гл. 13, ст. 1; Ефесеям, гл. 6, ст. 5). Петр же еще изъясняет, еже раби должни повиноватися властем не токмо «благим и кротким», но и «строптивым» (I Петра, гл. 2, ст. 18). Посему естьли случится на тебе гнев государев, не злобствуй на него, но разсуждай, что сие по твоей вине или по невинному оклеветанию от кого претерпишь, и приемли с благодарением, яко от

бога посланное наказание. [...]

Главное же повиновение собственно в том состоит, что

ни от какой услуги, куда бы тебя ни определили, не отрицайся, и ни на что сам не называйся, естьли хочешь быть в благополучии. [...] Родитель мой, в 1704-ом году, отпуская меня с братом в службу, сие нам накрепко наставлял, чтоб мы ни от какого положенного на нас дела не отрицались и ни на что сами не назывались. И когда я оное сохранял совершенно, и в тяжчайших трудностях благополучие видел, а когда чего прилежно искал или отрекся, всегда о том сожалел.

Равно же и над другими то видел.

Что же верности и ревности в службе государю и государству принадлежит, то весьма верно, ибо верно служащие как милости и награждении получают, так великим опасностям и горести подвержены, для того у всех плутов, хищников и прихотьми преисполненных ненависть, оклеветание и гнев претерпевают. Как мне при Петре Великом и ныне от злодеев приключилось, что я с великою горестию невинно гнев их величеств терпел, но правость моя так меня очистила, что от его величества вечно достойныя памяти Петра Великого не токмо довольное награждение, но и высокую милость чрез то оклеветание получил, а оклеветатели посрамились. И для того в том, невзирая на такие злостных нападки, мужественно и благоразсудно верность храни и о пользе всей общей неусыпно прилежи, власть и честь государя до последней капли крови защищай. А с хвалящими вольности других государств, ищущими власть монарха уменьшить, никогда не согласуй, понеже оное государству ^

==412


ТАТИЩЕВ ВАСИЛИЙ НИКИТИЧ

крайнюю беду нанести может, о чем тебе гистории нашего государства ясные приклады показать могут, как то некоторыя и пред немногими леты безумно начинали. Паче же всего тайность государя прилежно храни и никому не открывай, а паче женщин и лестцов хитрых охраняйся, чтоб нечаянно ис тебя не выведали, и для того о таких делах ни с кем в разговоры не вступай; а естьли кто тебе и о подобном даст причину чрез разговор, то прилежи ту речь немедленно

в иной разговор превратить, чтоб к твоей тайности не приближиться мог. [...]

[...] Гражданская услуга в государстве есть главная, ибо без добраго и порядочного внутреннего правления ничто в добром порядке со держано быть не может, и во оном

гораздо большее памяти, смысла и суждения, нежели в воинстве потребно. [...]

По вступлении в дело наипаче всего храни правосудие во всех делах, не льстися никакою собственною пользою, помня то, что хотящие богатитися впадают в беды и напасти и что неправедное создание прах есть. И подлинно оным хотя малое время возвеселишься, но совестью всегда будешь мучиться, и оное богатство весьма непрочно, наипаче же в делах государственных ущерб казне, каким бы образом ведением ни учинил, конечно, невидимо более тебя вреда приключится, для того прилежно того хранится. [...]

[...] Хранися гордости, что у некоторых людей и лицо челобитчиком в честь показывается, не токмо ему бедного человека выслушать терпеливо и дать ему добрый совет или наставление и помочь. Для сего у меня никогда, хотя бы на постеле лежал, двери не затворялись и ни в ком холопи не докладывали, но всяк сам себе докладчик был. И хотя многократно с безделицами и в неудобные времена прихаживали, но и не оскорблялся, ибо часто то случалось, что многим

в краткости нужно было помочь подать и великий вред отвратить. [...]

[...] Весьма хранись предстателей и советников твоих, чтоб тебя лестно в напасть неправосудия не привели, как то мне часто случалось видеть, что жены, холопи или вверившиеся приятели судьями торговали, и когда он в ответ или суд впал, то оные лестцы ему насмехались. Наипаче ж его хранись секретарей и подьячих, подчиненных тебе, и никогда с ними крайней дружбы не имей, особливо чрез них ничего не делай и их ни о чем не проси, чтоб на тебя узды не положили. Их советы хотя слушай, но не всегда оные тотчас исполняй, дабы тебе их слова не были законом, и для того хотя некогда видишь, что он дельно говорит, оставь в молчании и спроси

4l5

==413


ТАТИЩЕВ ВАСИЛИЙ НИКИТИЧ

других посторонних, или то же самое, токмо иным порядком, зделай, или вели что пополнить, да пристойное, чтоб не думали, что ты ничего от себя не умеешь зделать.

Наилутчей же способ тому, кто дела разобрать по законам не может, суперников к миру склонять и посредствовать; естьли не склонятся, то неоднова людей искусных в законах в совет призвать, токмо того храниться, чтоб во оных не был кто склонен к которому судящемуся, и для того не потребно имяна объявлять, естьли дело не всем известное.

Великая есть опасность в делах гражданских, естьли товарищ безсовестной, сребролибивой и коварной или дурак, которого другие могут на многие тебе неправости навести. И для того тебе своих соседателей главных или подчиненных довольно надобно сначала искусить и состояние их совести познать, чтоб ты впредь нелегко мог обманут быть. Однако ж з главными во вражду явную вступать и на них протестовать или в вышнем суде жаловаться, елико возможно, удерживайся, в подчиненных сначала увещеваниями и разговорами прилежи от безпорядков удержать, потом словесно наодине или, когда безстыден, при людях и с угрозою большего наказания, отвращай, и жаловаться на подчиненных не очень

прилично. [...]

Придворная услуга должна бы быть в порядке первое, для того, что имя у нас дворянин от придворности произошло [...]. Токмо я, взирая на их стропотное житие и обхождение, никогда б тебе оного искать не советовал, понеже тут лицемерство, коварство, лесть, зависть и ненависть едва не всем ли добродетелем преходят; а некоторыя ушничеством ищут свое благополучие приобрести, несмотря на то, что, губя невинных, сами вскоре божеским судом погибнут. Но сие не мни, чтоб генерально и они сии злодеяния за добродетели почитали, но суть некоторые того неистовства сущие злодеи и естьли не сильны, то хотя политике придворной не прилепляются, однако от других терпеть посмеяние принуждены бывают. И для того, кроме повеления монаршеского, никак сего чина не ищи и никакими тут благополучии не льстися. Естьли -же в то призван будешь, прилежи о том, чтоб представить себя государю верным и прилежным рабом, товарищам добрым другом, а страждущим помощником и заступником; и естьли добра зделать не можешь, то по малой мере покажи приветливость и сожаление о них. [...]

Печатается по: Татищев В. Н. Избранные произведения.—Л., 1979.— С. 140 — 145, 194.

==414


ТАТИЩЕВ ВАСИЛИЙ НИКИТИЧ

РАЗГОВОР ДВУХ ПРИЯТЕЛЕЙ О ПОЛЬЗЕ НАУКИ И УЧИЛИЩАХ

[...] О сем естественном законе познаваем мы помощию здраваго ума и суще: 1) из разсуждения человеческой природы, еже непрестанное желание к приобретению благополучия в нас вкоренено, как вам прежде сказал, по которому человек имеет право все по оному принадлежащее снискать, приобретать и сохранять, но с разумом и добрым порядком; 2) из разсуждения разных человеческих состояний, особливо же о тех, которые в каком-либо сообществе з другими состоят, чтоб един другому в благополучии не превпреждал, если при том собственнаго лишен быть не хочет. [...]...] 100. Что заключает в себе политика? Ответ. Политика, или мудрость гражданская, происходит из закона естественнаго, но разность обстоятельств в том состоит, что оной учит разуметь, что право и что неправо, сей же токмо и внешнем, что полезно или вредно быть может. Но сие двояко есть. Первое бо разсуждает о единственном человеке, другое о обществе в целом. Общества ж паки суть разные, яко супружеское, отеческое — с чады, домовное — господина с рабами; главное же общество почитается, которое состоит из власти и подданных. Но и власти во обществах суть разные, яко порядочные и чрезвычайные. В порядочных разумеется: 1) монархия, или единовластное, как то Россия, Франция, Дания, Гишпания и пр. государства состоят и единым государем правятся; 2) аристократия, или избранными неколикими персонами, как видим венецианское правление; 3) демократия, или общенародное, когда все общество сами или каждое малое общество от себя, выбирая, определяют с полной мочью, и оные, собрався, о пользе общей советуют и определяют, как то Галандия, Швейцария и многие малые республики состоят. Чрезвычайныя же суть весьма разных состояний, яко негде имеется государь, но без совета знатных ничего делать не может, как то императоры Германии, которым курфистры и князи приобщены; другие, где к тому и общенародныя собрания приобщены, как в Англии, Польше и Швеции, сеймы общенародные имеют. Но и сии во многих обстоятельствах и порядках разнствуют. [...]

Договор то разумеется, когда един другому что-либо обещает, а противно тому от противо договаривающегося иной вещи или обстоятельства требует, ибо как человек всякой на все не есть способен, но требует от других помощи

41Ϊ

==415


ТАТИЩЕВ ВАСИЛИЙ НИКИТИЧ

и милости, так нуждно ему взаимно за требуемое от другаго благодеяние и милость показать. Но дабы обоим было известно и благонадежно, того ради нуждно есть им междо собою договор учинить. Например, один сам себе пропитания, одежды и жилища промыслить или от неприятеля защититься не способен, а другой там изобилует, да работать или в дальние места отлучиться не может, но требует помощи и услуги. Тогда они, согласяся, договорятся, что сей обещает ему служить и его воли повиноваться; противно же тому, оной обещает пищею, одеждою и жилищем снабдить и от обиды защищать. Чрез что тот, отдавшийся в волю другаго, своея воли не имеет, и онаго человек по закону правости нарушать не должен, но если б един нарушил, то другой или не должен своего обещания содержать, или его по имеемому договору может ко исполнению принудить. Из сего договора происходит неволя холопа и слуги. Равно же сему и общественное согласие, где для защищения своего от нападения сильнаго многие, совокупись взаимным договором общего благополучия единомышленно искать и от насилия защищать обяжутся. Как то общенародия, или республики, яко ж и союзы междо разными властьми состоят, где воля человека всем обще подвергается и общее благополучие, когда общественный вред ис чего быть может. [...]

[...] 109. Какия правила законодавцам хранить должно? Ответ. Законодавцы, если самовластные, то никаким законам не подлежат и никаких правил хранить, кроме божественных, не должны, и тако определение законов гражданских в единой воле не состоит. Но понеже они для тягости труда не всегда к тому время имеют, також и от любви отеческия к подданным, храня пользу оных, оное другим довольно в законах искусным и отечеству безпристрастно верным вновь потребные сочинить вверяют, которым весьма нуждно следующее хранить. 1) Чтоб закон внятен и всем подзаконным вразумителен был. Для сего нуждно законы таким речением писать, которым большая часть общенародия говорит, и суще самим просторечием, без витийства и красноречия,- меньше же стихотворных речений, а наипаче чтоб никаких иноязычных слов не было. Притом же всякий закон что короче, то внятнее. 2) Чтоб закон сам собою пребывателен был, ибо если положится такое, что хотя не всем, но многой части подзаконным снести и сохранить или исполнить невозможно, и для того нуждно на закон естественный взирать, дабы то, что оным зло разумеется, то бив гражданских за добро не почиталось [...]. 3) Чтоб законы один другому ни в чем противен не был, дабы как

Tl6

==416


ТАТИЩЕВ ВАСИЛИЙ НИКИТИЧ

судящие, так судящияся не имели случая законы по своим прихотям толковать и тем коварством законы скрытно нарушать. Как то видим у римлян, что от множества законов, противоречящих многократно, величайшия междо судиями распри и беды происходили. 4) Дабы всякий закон всем немедленно явен и известен был, ибо кто, не зная закона, преступит, тот по закону оному осужден быть не может. И для того надлежит оной вскоре всенародно объявлен быть, и когда он объявлен, то уже никто незнанием извиняться не может, понеже мог знать, если бы прилежал. [...]

Печатается по: Татищев В. Н. Избранные произведения.—Л., 1979.— С. 118— 125.

14 Заказ № 3622

==417


00.htm - glava27







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 397. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия