Студопедия — ЛиЛШНИЦКИИ ВЛАДИМИР ГРОФИМОЙИЧ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЛиЛШНИЦКИИ ВЛАДИМИР ГРОФИМОЙИЧ






НОВЫЕ НРАВОУЧИТЕЛЬНЫЕ БАСНИ 1

[...] Свободное состояние часто подает случай и повод или к развращению жизни или, что чаще случается, отверзает путь к различным опасностям, касающимся иногда до самой жизни. Где по большей части непорядки, ссоры, убийства рождаются, как не в том состоянии, где всяк живет и делает по собственной своей воле? Где большая опасность и разорение, как не в том народе, который живет свободно, будучи ни в чьем защищении? Многие народы в старые времена, видя великие опасности, которые по всякий день умаляют внутреннюю и наружную общества силу, подвергали себя без всякого принуждения власти такого монарха, который бы предусматривал все худые следствия и отвращал оные, подавал разумные законы, и тем бы умножал совершенство народа. [...]

Что более всего разоряет совершенство общества, как несправедливость на суде? Город, в котором находится сия зараза, и во время покоя имеет внутри себя своих неприятелей. Те сами, которые должны быть полезными членами своего отечества, бывают часто вредительными злодеями. Как древняя, так и новая история представляет нам многих судей, которые, презрев клятву, нарушив законы божественные и гражданские и потеряв честность, сами к тем же делам руки простирают, за которые других судить должны. Так как два израильских старца, то есть судьи, которые невинную Сусанну не только обезчестить хотели, но и поругательной ее смерти были бы причиной, когда бы не божиего правосудия особливым промыслом справедливость дела открылась. Судья, очисти прежде свои руки от грабительств, потом подпиши чистою рукою приговор, осуждающий виноватого, посмотри в собственную свою совесть, нет ли в ней тех самых пороков, за которые других наказываешь? Берегись, чтоб ты не был примером несправедливого судьи, и наблюдай свою должность таким порядком, как угодно воле того, кто сие звание тебе определил, и в чьей единственно власти ты и живот твой содержится. [...]

[...] Неприятели часто примиряются с нами для той только причины, чтобы они тем способом впредь повредить могли, ибо от явного неприятеля всегда лучше себя защитить можно, нежели от такого, в котором под видом любви скрывается злость и злоба. Римская республика сколь долго имела в недрах своих кроющегося неприятеля Катилину, которой под видом усердия и любви к отечеству старался

Ϊ-

==444


ЗОЛОТНИЦКИЙ ВЛАДИМИР ТРОФИМОВИЧ

о испровержении и разорении оного, столь долго была в великой опасности. Но как уже все намерения сего изменника в наружность пришли, то, изгнавши его из общества, была в состоянии иметь с ним войну, как с явным и обличенным от всех злодеем, явный неприятель не столько может вредить, сколько тайный, который в самое безопасное время может разрушить покой и привести в непорядок. [...]

Большая часть того, что мы имеем, принадлежит управляющему нами, и содержащему нас в своем защищении, без которого бы мы или ничего не имели, или все имение отнято бы было насильно руками неприятелей наших. И посему натуральные законы утверждают, что государь как над подданными своими, так и над их добром имеет полную власть, и может их по своему рассмотрению употребить для особливых нужд общества, а притом некоторую часть определить и на свои единственные потребности. Сие самое и Спаситель наш утверждая, велит, чтобы мы воздали кесарю кесарево. Отдавай без всякого роптания долг свой тому, кто сохраняет народ и защищает как всех вообще, так и твой единственно живот. [...]

Иной [владетель] желает через свое свирепство и жестокость привести своих подвластных в повиновение, соединенное с великим страхом, наблюдая притом во всем единственно свою собственную прибыль. Другой, напротив того, через кротость и милосердие овладевши непоколебимою верностию подвластных сердец, старается несравненно более о пользе народа, нежели о себе собственно. Не только древность мимошедших времен открывает нам владетелей обоего рода, но и настоящие времена представляют оных знанию целого света. Пастух, имея особливое попечение о своем стаде, не покоится в праздности на одном месте, но, переходя часто с одного на другое, ищет хороших мест для своих овец. Он, довольствуясь одним молоком и шерстью, не требует их кож и мяс. Овцы без всякого принуждения и страха слушают с веселостию его гласа и следуют за ним в своем незлобии [...].

Начальник или властелин, которому поручено правление в целом обществе народа или в некоторой его части, имеет на себе подобие или вид садовника. Единственная его должность состоит в том, чтобы плодовитые деревья, то есть полезные члены общества, содержать в особливом старательстве и иметь об них великое попечение, определять их в состояния, сходственные с их склонностьми, силою и разумом [...] в неисполнении своей должности столько имеют

4Î5

==445


ЗОЛОТНИЦКИЙ ВЛАДИМИР ТРОФИМОВИЧ

основательных извинений, сколько дерево, которое, пересажено будучи на такое место, где никакой живности или соков себе получить не может. Сие дерево жалуется на.своего приставника, что он, получая чрез несколько лет от него довольный плод, наконец оставил его в небрежении; такую часть имеют все те бедные люди, которых оказанные ими ревностные в обществе заслуги не только вечному забвению предаются, но и сами они остаются в презрении и не получают достойного награждения. [...]

Сколь благополучная держава того монарха, под которого властию и покровительством между прочими добродетелями науки и знания процветают. Сии божественные дарования, которые нас разумными и просвещенными людьми делают, могут по справедливости назваться естественною пищею человеческой души. Просвещенный народ науками несравненно более процветает в своей державе, нежели покрытый мраком невежества. Науки освещают разум и открывают знание тех вещей, которых от одной природы понять невозможно.

Печатается по: Новые нравоучительные басни с прибавлением особливых к ним изъяснений. Сочинены в польза общества Владимиром Золотницким.— СПб., 1763.

ПРИМЕЧАНИЯ

' «Басни» в настоящей публикации опускаются, приводятся так называемые изъяснения к ним, помещенные после изложения «басни» и отражающие основные идеи автора.

СОКРАЩЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА

Отделение 1

Часть 1 Глава 2

О НАТУРАЛЬНОМ ЧЕЛОВЕКА СОСТОЯНИИ И О ЕГО ДЕЙСТВИЯХ [...]

[...] Мы из натурального состояния перешли уже в гражданское, где никакого равенства между людьми более не осталось, а натуральное состояние заключает в себе свободу и равенство между всеми, о чем в следующем предложено

Î-

==446


ЗОЛОТНИЦКИЙ ВЛАДИМИР ТРОФИМОВИЧ

будет: следовательно, сии состояния имеют между собою великое различие в рассуждении персон общества; что же касается до натуральных законов, то они и в гражданском состоянии не только свое место имеют, но еще основательными, или первоначальными, почитаются. [...]

§ 8. Понеже все люди в натуральном состоянии между собою равны и никто над другим не имеет власти, следовательно, всяк по своей натуре есть в рассуждении другого свободен и всякого действия не зависят от воли другого; и сие ему как собственное право принадлежит, которое без обиды от другого нарушено быть не может. [...]

§ 11. Кто одними только натуральными законами в своем состоянии ограничен, того свобода в рассуждении отношений к гражданским законам называется неограниченной. Сию свободу всяк в своей натуре имеет, но в обществе она уже более между людьми не находится, но различными способами и гражданскими законами будучи ограничена, подвержена владению оных.

§ 13. Свобода в действиях есть такое могущество, по которому из многих предлежащих нам вещей выбираем то, что разуму нашему лучшим быть кажется.

Глава 3 О НАТУРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ

§ 15. Закон натуральный есть такое изречение, или образец, по которому человек все свои свободные действия производить без всякого в том упущения должен. [...]

Часть 2 О ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ И ПРАВАХ ПРИОБРЕТЕННЫХ

Глава 1 О ПРОИСХОЖДЕНИИ И НАТУРЕ СИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ВООБЩЕ

§ 90. Состояние людей, которые по натуральному закону согласились и договорились между собою общими силами стараться о своем совершенстве, называется Обществом. Самое совершенство, которое до всех принадлежит, есть общая польза.

§91. Итак, натуральный закон, касающийся до общества, состоит в следующем: делай то, что для целого общества полезно, и отвращай все, что оному вредить может.

§ 92. В обществе следующие обстоятельства необходимыми почитаются: 1) обязательство каждого к деланию

44^

==447


ЗОЛОТНИЦКИЙ ВЛАДИМИР ТРОФИМОВИЧ

того, что для умножения совершенства и получения конца того общества способствует; 2) право, которое должен каждый иметь, к понуждению другого делать то, что общество совершает; 3) связь прав и обязательств всех находящихся персон в том обществе.

§ 93. Понеже собственное всякого добро в обществе зависит единственно от общей пользы и благополучия, следственно — всяк должен оное, поелику основание своего состояния, предпочитать своему собственному добру. [...]

§ 95. Понеже общества основание есть договор и согласие (параграф 90), то и обязательства оного определяют действия под договором, а отнявши согласие, уничтожается договор и целое общество. Следовательно, когда все одного утесняют, то имеет он право их принудить к отвращению сея обиды или совсем оставить общество. Напротив того, когда один наносит вред целому обществу, то все имеют право его или отвратить от сего, или совсем исключить из общества. А когда один другому наносит обиду, то власть решения их дела относится также к целому обществу.

§ 96. Общество в рассуждении других окрестных обществ есть как бы персона, в натуральном состоянии пребывающая, то есть оно имеет в рассуждении других обществ как действия свободные, так и совершенное право производить оные по собственным своим обязательствам; и так оно не зависит никаким образом от других. [...]

§ 99. Понеже в равном обществе все имеют одинакое право и обязательства: то должно утверждать общим согласием все то, что для пользы общества требуется. В сем общем согласии состоит Воля Общества столько ни с одной стороны не нарушима, как бы она была какой единственной персоны.

§ 100. И так всякое равное общество имеет от натуры право по общему всех согласию учреждать некоторые между собою законы, и оные, когда обстоятельства того потребуют, уничтожить или переменить. [...]

==448


'ЗОЛОТНИЦКИЙ ВЛАДИМИР ТРОФИМОВИЧ

Отделение 2

О ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ И ПРАВАХ В РАССУЖДЕНИИ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ

Часть 1

О ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ И ПРАВАХ ГРАЖДАНСКИХ ПРОСТЫХ

Глава 1

О СУЩЕСТВЕ ГРАЖДАНСТВА И О ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ ЕГО НАТУРАЛЬНОМ СОСТАВЛЕНИИ

§ 155. Понеже всяк имеет природную склонность и побуждение к умножению своего совершенства (§ 50), то первый всем общий конец есть взыскание счастья, а чтоб с тем лучшим успехом оное сохранить, то потребна безопасность. Сие подало всем натуральную причину, чтобы прежде небольшие фамилии, а потом уже и целые общества составить; но понеже и сие не было еще совершенно довольно к умножению и сохранению своего благополучия, то начали из сих обществ учреждать большие гражданства и составлять великие государства. [...]

§ 157. [...] Основавши гражданство, должен быть определен способ, состоящий в единственных средствах, которые к приобретению действительно оного конца простираются, что натурально по общему всех граждан согласию, а следовательно, и по договору совершается. По сему особливому договору всякое гражданство имеет свою особливую форму, или вид правления, чего из общего договора о соединении обществ не явствует.

§ 158. Понеже с договором о соединении гражданства вместе и владение оного составляется, следовательно, сие владение натурально в рассуждении договора и по силе своего начального составления относится до народа как собственное его право. И когда составляющие гражданство в начальном основании оного все между собою равны и свободны, то каждому из них приличествует право оного, и все по общему согласию способ правления определить могут.

§ 159. Когда гражданство в начальном своем основании составляется свободно, то и употребление народного владения каждому из них натурально приличествует и не зависит от единственной власти одного кого-нибудь. Сия

15 Заказ № 3622


==449



ЗОЛОТНИЦКИЙ ВЛАДИМИР ТРОФИМОВИЧ

власть общества, поелику употребление оной ни от кого единственно не зависит, называется великим Владением. И кому сие приличествует, есть великий Владетель: итак, власть гражданства в рассуждении первого своего происхождения, а следственно, и владение оного, принадлежащее народу, есть великое. Из сего явствует, что никакое действие, в рассуждении сего великого владения принадлежащее до употребления оного, другого власти не подвержено. Власть гражданства, поелику она есть великая и ни от кого не зависящая, называется Величеством.

§ 160. При начальном учреждении гражданства все между собою должны согласиться, себе ли владение оставить, или, избрав какую особливую персону, ей поручить, и каким способом сие утвердить, одной ли персоне или многим вместе; целое ли гражданство, или в разделении его; с известными ли какими договорами, или самовластно; одной ли той персоне единственно, или и наследию оной?

§ 161. Как чрез перенесение вещей или собственного своего права во владение другого теряется и уничтожается уже совсем свое право владения оных, так владение и гражданства, будучи перенесено во власть одной какой персоны, принадлежит оной действительно. Итак, владетель 1) употребляет право сего владения своим собственным именем; 2) имеет на себе величество, в рассуждении начального происхождения гражданства, поелико оно от другого не зависит.

§ 162. Из многих фамилий и обществ составленное гражданство не может себя защитить от противных приключений, как от внутренней, так и от наружной силы происходящих; ниже может оно быть совершенно и ненарушимо, когда не будет иметь всех одной воли и когда сия общая воля для лучшего своего укрепления и согласия в гражданстве не будет отнесена во власть одной какой известной персоны. Сия персона есть владетель, а прочие все составляющие общество, которые в делах, касающихся до пользы и благополучия общества, зависят от власти владетеля, называются Подвластными или Подданными.

§ 163. В договоре, со стороны гражданства учиненном с своим владетелем, чрез который совершается перенесение владения, все граждане, подвергая себя его власти, обещают ему повиновение на тот конец, чтобы он имел старание о пользе и совершенстве общества: а владетель, получив владение, вместе обязывается, со своей стороны, стараться о пользе целого гражданства посредством своего правления. Следственно, из обязательства владетеля к старанию о совершенной пользе общества происходит обязательство граждан к повиновению его воле.

К оглавлению

==450


ЗОЛОТНИЦКИЙ ВЛАДИМИР ТРОФИМОВИЧ

§ 164. Договоры, по которым гражданство и его форма или вид составляется, называются договорами основательными (гражданскими). И когда договор обязывает правильно договаривающихся к взаимному исполнению обещанного, то и договоров основательных в гражданстве сила, обязывающая обе стороны, есть столько же действительна. Сие состоит в законах основательных, и нет такого гражданства, которое бы оными утверждено не было; в них изображается как персона владеющая, так и способ владетельного употребления. И понеже законы основательные по силе договора всех, как народ, так и владетеля обязывают, то переменить их или уничтожить без согласия на то обеих сторон никогда не можно. [...]

Глава 2

О ПРОИСХОЖДЕНИИ ПРАВ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ГРАЖДАНСКИХ И О РАЗДЕЛЕНИИ ОНЫХ

§ 170. Дела, которые в гражданстве для общей пользы, то есть целого общества, предприемлются, суть публичные; напротив того, предприемлемые от всякого для себя единственно, суть приватные. Из сего следует, что и право гражданское, заключающее в себе права и обязательства о делах публичных, есть публичное; а о делах каждого единственных есть приватное.

§ 171. Таким образом, и право гражданское универсальное разделяется на публичное и приватное. Первое производит права и обязательства в рассуждении публичных дел из взаимного между владетелем и подданными договора; а второе состоит в правах и обязательствах в рассуждении дел приватных в гражданстве, из натурального закона происходящих, о чем в части второй первого отделения изъяснено. Ибо договор, приобретение и владение вещей, замена, должности родителей и детей не только в гражданском состоянии, но и в натуральном место имеют.

§ 172. Право гражданское универсальное публичное весьма должно различить от единственного знания вещей и дел, также политики и права публичного партикулярного, или единственного, которое во всех гражданствах различно есть, но право гражданское универсальное публичное ко всем равно гражданствам простирается, всегда одно и то же есть; политика рассуждает пользу гражданства, подает советы разумно жить, составляет публичное состояние, а составленное или исправляет, или сохраняет; но право гражданское универсальное публичное относится к обществу

15*


==451



ЗОЛОТНИЦКИЙ ВЛАДИМИР ТРОФИМОВИЧ

способом справедливости, подает законы непеременные и оные из сильных и известных начал выводит.

Глава 3 О ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ И ПРАВАХ ВЛАДЕТЕЛЯ ВООБЩЕ

§ 175. Общее благополучие и польза гражданства состоит в таком состоянии, в котором граждане поелику подданные с своим владетелем ниже внешнею ниже наружною силой не препятствуются к получению и употреблению средств своего благополучия.

§ 176. Владетель, или, иначе. Государь, имея во власти своей народ, по силе своего характера и по должности от тайного обязательства и договора с своими подданными происходящей, старается 1) о управлении всех свободных наружных действий своего народа к общей пользе и благополучию; 2) о учреждении особливого порядка в рассуждении публичных должностей и чинов; 3) о защищении гражданства от неприятелей. [...]

Глава 7

О ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ И ПРАВАХ ВЛАДЕТЕЛЯ, ПРОИСХОДЯЩИХ ИЗ ОСОБЛИВЫХ ФОРМ ГРАЖДАНСТВ

§ 197. Понеже форма или вид гражданства по различному состоянию взаимного договора между владетелем и его подданными различно быть может, то в изъяснении обязательств и прав владетеля новые запросы происходят, которых решение от различных состояний гражданств зависит.

§ 198. Гражданство, которое на многие часто разделиться не может, есть простое или одинаков, а которое на многие разделяется, есть сложенное.

§ 199. Сии оба рода гражданств бывают или правильные, в которых владетель над целым гражданством во всем совершенную власть имеет, или неправильные, в которых власть и сила владетеля несколько или много ограничена. Из сего явствует, что сей последний род владения за совершенный принят быть не может.

§ 200. Рассмотрим уже роды гражданств в рассуждении обществ, составляющих оныя, теперь следует предложить род правления в рассуждении самого владения, который есть троякого рода.

1) Когда владеющий в гражданстве в одной только персоне заключается, то сие владение называется Монархией) (Единовластием).

^

==452


ЗОЛОТНИЦКИЙ ВЛАДИМИР ТРОФИМОВИЧ

2) Когда владение гражданства состоит в правлении оного из некоторого числа выбранных мужей, то называется оно Аристократией (Многоправлением).

3) Когда право владения относится к целому собранию всех граждан, то называется оно Демократией (Народоправлением).

§ 201. Монархия есть либо совершенная, которая управляется государем по его единственной воле, либо ограниченная, в которой способ правления особливым договором определен, который называется Законами основательными.

§ 202. Однако из пределов ограниченного владения не следует, чтобы монарх некоторым образом зависел от власти своих подданных: ибо чрез определенное законами основательными владение один только способ правления ограничивается.

§ 203. Государство монархическое, или единовластное, разделяется на отчизненное (patrimoniale), в котором монарх имеет совершенное право по своему желанию отлучить или определить кого к наследству, и на законное (legitimum), в котором монарх сея власти не имеет.

§ 204. Государство отчизненное есть совершенное, а законное — ограниченное. Когда владетель имеет право от отчизненного своего государства отличить или определить кого к наследству, то должен он иметь такое право в рассуждении сего, чтобы тот, к которому оно относится, мог получить от него также совершенное право владения оным. Следственно, в сем случае будет заключаться совершенная монархия (§ 201); кто имеет совершенное право по своему произволению управлять государством, тот равно может отказаться от владения и перенести власть оного и величество к другому, что собственно есть владеющему монархиею отчизненною, но во владение государства законного, поелику сие оному противуполагается, совершенное право, о котором во владении государства отчизненного упомянуто, не имеет места.

§ 205. Из сего следует, что монарх владение своего отчизненного государства и по своей смерти может оставить тому, кому пожелает, мужескому или женскому полу; и наследники сего отчизненного государства определены при смерти монарха, получают себе совершенное право правительства посредством расположения своих предков так, что сие дело от согласия народного вновь при сем случае совсем уже не зависит в рассуждении сего избрания. И сие совершенное право в определении по соизволению монаршему наследника происходит от того величественного права, которое сам монарх имеет в правлении отчизненным своим государством.

45"5

==453


ЗОЛОТНИЦКИЙ ВЛАДИМИР ТРОФИМОВИЧ

§ 206. Но ежели монарх в сем отчизненном своем государстве при окончании своея жизни не учредил ничего о новом своем наследии и не будет к сему никакого основательного закона, которым бы определен был какой новой наследник, то никто уже не имеет единственного права к владению сим государством, которое относится ко всему народу; следственно, народ получает опять свою натуральную свободу и осталось при нем единственно совершенное право составить новый вид гражданства и учредить новые основательные законы в рассуждении будущего правления и вступления другого во владение государства.

§ 207. Способ приобретения сего монархического, или единовластного, правления бывает трояким способом: получением оного чрез войну, наследство и избрание. Первый получения способ, то есть войной, бывает или справедливый, когда причины, для которых она предприемлется, будут справедливы; или, напротив того, несправедливый, когда причины сего предприятия будут неосновательны и несправедливы. Последнее несправедливое приобретение не очищается до тех пор, пока или владеющий прежде его тем государством, или все те, которые имеют к оному право, в живых находятся.

§ 208. Когда монархия наследственная учреждается, то должны учреждены быть законы, которыми означиваются персоны, вступающие на престол государства, и способ вступления определяется, чтобы чрез сие смятений и несогласий в обществе избегнуть. Сии законы наследственного вступления, поелику по натуральному народа согласию составлены и в отношении государства, первому монарху учиненном, от его самого приняты, обязывают взаимно народ, монарха и всех тех, которые имеют право к престолу государства по силе договора; и надлежат до основательных договоров и законов.

§ 209. Для того в монархии наследственной наследник по закону наследства вступает на престол государства по одному праву; и хотя обязан к наблюдению основательных законов, с начала составления наследственной монархии учрежденных (§ 208), однако не принимает уже новых обязательств и капитуляций. И сие право продолжается до тех пор. пока будут те, которые по силе закона, наследие утверждающего, наследственное право к престолу имеют; но когда сие наследие совсем уже пресечется и не будет того, кому бы сие право по наследству принадлежало, тогда оно относится к народу как в рассуждении составления новой гражданской формы, так и в рассуждении учреждения нового наследия.

==454


ЗОЛОТНИЦКИЙ ВЛАДИМИР ТРОФИМОВИЧ

§ 210. Итак, наследственное, либо отчизненное, либо законное Государство есть, когда дети монархов по силе договора, с обеих сторон утвержденного, также и основательных законов, непременное право имеют по смерти своих родителей вступать на престол без всякого с народной стороны препятствия.

§ 211. В отчизненном государстве имеет отец совершенное право своего сына исключить от наследия, что явствует из определения того же государства (§ 203); но в законном сие места не имеет, что явно есть также из определения того же.

§ 212. В наследственной монархии особливая фамилия, от которой всегда наследники происходят, называется Царским коленом. И понеже великие несогласия могли бы произойти от тех, кои в ближайшем родстве умершему монарху находятся, когда они оставлены от наследия будут, то по большей части в государствах линейное наследие место иметь может, по которому одна линия другой по праву первородства предпочитается. И посему не только сын умершего монарха, но и вся линия, от него происходящая, первейшее имеет право, нежели другой младший сын со всею от него происходящею фамилиею. Ежели сия линия первородного сына на другие линии будет разделена, то линия большего внука опять всех других превышает; а когда сия линия первородного сына совсем пресечется, то следует другой сын, также со всею своею фамилиею; и третий с своею линиею не прежде имеет право к государству, пока не окончится второго сына вся линия.

§213. Государство, в котором по смерти одного монарха новый избирается, называется избирательным. Состояние государства, или время между умершим государем и избранием нового, есть Междуцарствование. В сем состоянии гражданство содержится одним договором между собою граждан, учиненным еще прежде начального избрания монархов.

§ 214. Каким способом монархия во время междуцарствования должна быть управляема и новое избрание производимо, законами основательными государства должно быть определено.

§ 215. Ежели для такого случая сих основательных законов в избирательном государстве с самого начала составления его определено не будет, то монархия легко может превратиться в Аристократию (многоправление) или Демократию (народоправление).

§ 216. Государство избирательное есть законное (§ 203), следственно, ограниченное (§ 204); итак, обязательство и пра-

==455


ЗОЛОТНИЦКИЙ ВЛАДИМИР ТРОФИМОВИЧ

ва монархов таких государств определяются законами основательными (§ 208).

§ 224. Первый вид владетельства уже несколько изъяснили, теперь следует рассмотреть два последние. Понеже в аристократии величество при целом собрании, состоящем из числа некоторых знатнейших и достойных персон, находится (§ 200), то все, как те же самые персоны, врознь взятые, так и прочие граждане, законам и власти оного собрания подвержены.

§ 225. Что в сенате, состоящем в аристократическом владении определено, то столько же имеет в себе важности, сколько определения монархов. Но ежели в решении какого дела случится между судящими несогласие, то большее число утверждающих превышает меньшее; а когда обеих несоглашающихся между собою сторон равное число будет, то дело остается под сомнением, когда то сомнение основательными законами опровержено быть не может.

§ 226. По различным законам, на которых Аристократия утверждается, и число членов, составляющих сенат, равно может быть различно. Также нет в том необходимости, чтобы каждой из них был одинакого достоинства; довольно будет, когда сенаторы на такие классы разделены будут, чтоб, хотя иной класс будет ниже, да хотя бы кто из сенаторов и первенство имел, однако совокупление всех имело бы величество целого гражданства.

Гипполит в Лапиде за такой вид правительства почитает Римскую империю.

§ 227. Сенат в аристократическом правлении, равно как и монарх, имеет право употребления своея власти и величества или ограниченное, или неограниченное. В ограниченной аристократии не может сенат против основательных законов ничего переменить без согласия явного или тайного на то народа.

§ 228. Демократия (народоправление) заключает в себе власть и величество целого народа. Сие правление хотя в частях граждан состоит, однако, поелику все те части вместе взятые составляют вид целого правления, есть Государство публичное.

§ 229. Понеже для утверждения какого дела не может всегда весь народ вместе быть собран, как за расстоянием места, так и за другими какими препятствиями, то учреждается и здесь сенат, который хотя народу вместе взятому подвластен, однако народным именем все дела к обществу принадлежащие располагает и учреждает.

§ 230. Возможно ли, чтоб народ вдруг повелевал и повиновался? На сей вопрос ответствуется следующим: народ

Î-

==456


ЗОЛОТНИЦКИЙ ВЛАДИМИР ТРОФИМОВИЧ

повелевает, будучи вместе взят в рассуждении своего общего права, но порознь все взятые повинуются общему своему правлению. И таким способом все повелевают и все тому же повинуются.

§231. Гражданство сложенное, или Составление гражданств (fystema civitatum), есть, в котором каждые гражданства, составляющие целое, имеют в рассуждении себя порознь полную власть и управляются основательными своими законами; однако все в употреблении некоторых своих частей относятся к целому составлению одного какого государства.

Сему подобное Римское государство, которое может назваться составлением многих гражданств, поелику многие части ему подвластны, хотя особливое свое правление и власть в прочем имеют. [...]

Печатается по: Сокращение естественного права, выбранное из разных авторов для пользы российского общества Владимиром Золотницким.—СПб., 1764.

==457


Голицын Дмитрий алексеевич

(1734—1803) —дипломат, ученый, публицист. С 1762г.—посол во Франции, с 1768 г. на протяжении 30 лет — посол в Нидерландах. Член Петербургской Академии наук и иностранных академий, член Вольного экономического общества. Автор ряда научных трудов по электричеству, минералогии, биологии. В 1773 г. издал рукопись французского философа Гельвеция «О человеке, его умственных способностях и его воспитании».

Политические взгляды Голицына развивались в рамках дворянско-аристократического мировоззрения 60—90-х гг. XVIII в. под влиянием западноевропейской буржуазной идеологии, главным образом идей физиократов и французских просветителей. Опираясь на идеи физиократов, он доказывал, что земледелие — основа и источник довольствия и процветания государства, что сельскохозяйственный труд является отцом богатства. Из всех классов общества основным, производящим и составляющим в нации и в «политическом теле» общества всё Голицын считал земельных собственников. По его мнению, они и должны быть самым привилегированным классом; третье сословие является нужным, полезным, но второстепенным, непроизводительным классом. Под влиянием становящегося буржуазного юридического мировоззрения Голицын ставил в зависимость от «хороших» законов (или беззакония), от «хороших» (или «плохих») политических· учреждений, от проводимой ими воспитательной политики состояние общества, его нравов, характер нации, состояние наук и искусств.

ПИСЬМА

Фонтенебло, 30-го октября 1765.

[...] Я счастлив, князь, что мои мысли «о собственности» встречают ваше одобрение. Их следует считать лишь наброском, но вы придали ему окончательную отделку справедли-

==458


ГОЛИЦЫН ДМИТРИИ АЛЕКСЕЕВИЧ

вым замечанием, что «собственность должна считаться средством для вдохновления любви к отечеству и что воин, сражающийся и за самого себя, с удвоенной ревностью станет защищать границы государства, с которым он получит органическую связь» и пр. Я совершенно разделяю мнение ваше, что «общее и повсеместное введение подобного устройства в государстве столь обширном, как Россия, могло бы встретить неудобства и что постепенная перемена была бы, может быть, приличнее».

Однако же полагаю следующее: несомненно, что все истинно полезное укореняется прочнее, когда его принимает сам народ, а не тогда, когда его вводят путем приказания. И чем это принятие добровольнее, тем более можно рассчитывать на прочность установившегося обычая.

Добровольное принятие совершается лишь исподволь, но, чтобы вызвать его, нужен пример *. Кто же может подать лучший, как не сама ее величество государыня? Земли ее находятся в ее распоряжении наравне со всем остальным государством. Если в них она дарует своим крестьянам собственность, не упоминая даже о землях нам, господам, принадлежащих, то таковой опыт ее милосердия не может не произвести, по моему мнению, чудесного действия, и мне уже заранее видятся три разряда подражателей ее величеству: 1) Люди, хорошо понимающие свои выгоды и обладающие патриотическим сердцем**.

2) Те, которые в делах ничего не смыслят, но пожелают угодить ее величеству.

А как подобное нововведение не замедлит сделаться предметом общих толков, то люди, слепо подражающие модам, составят последний, 3-й разряд.

Не говоря о чужих землях, которые вам, князь, известны лучше, чем мне, сама Россия дает нам множество примеров тому, что одного призрака этой собственности достаточно для благосостояния крестьянина.

Разве наши оброчные деревни не богаче барщинных? И разве имения, где нет приказчиков, не во сто раз счастливее тех, которые управляются ими? Самое существенное, помоему, это отменить сборы припасами и, главное, обозы2. Посторонний не поверит всей бездне зла, причиняемого

Еще сомнительно, чтобы пример вразумил наших соотечественников и увлек их за собою; это даже маловероятно. К тому же подробное распоряжение может нарушить безопасность помещиков и пр. ** Мало найдется охотников большими выгодами жертвовать прекрасным чувствованиям патриотического сердца.

45"5

==459


ГОЛИЦЫН ДМИТРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

обозами бедным крестьянам: потеря времени, гибель лошадей и все, что из того проистекает. Ошибаются наши русские бары в своих понятиях об экономии, полагая, что привозные припасы сберегают их средства. Ежедневный опыт указывает противное. Там, куда привозятся запасы, их всегда расходуется вдвое. Не гораздо ли лучше все получать деньгами? Бесконечная польза вытекла бы отсюда для самого помещика, хотя бы уж уменьшение громадного числа дворовых, переполняющих наши дома * и которые ведь все оторваны от земледелия, источника и основы довольства и процветания

государства.

Чтоб обеспечить пользование этою собственностию, кажется, было бы необходимо ежегодно посылать в каждую область двух или трех объездных судей ** наподобие учреждения Вильгельма Завоевателя, выбирая их из офицеров гвардии и даже из придворных. Они разбирали бы и решали споры и тяжбы между крестьянами, между ними и помещиками, примиряли бы их пр. В то же время они собирали бы точные сведения о состоянии области, куда посланы, и представляли бы о ней письменный доклад сенату, — доклад, который послужил бы основанием для всяческих улучшений, признанных впоследствии необходимыми.

Конечно, при отсутствии власти, которая защищала бы крестьянина от тирании русского помещика, собственность первого оставалась бы призрачною ***, и невозможно было бы осуществление малейшей меры относительно земледелия, искусств, ремесел и денежного обращения или внутренней торговли. С этой целию, думаю, хорошо было бы учредить в каждом из областных городов присутствие, подобно существовавшему в Риме под именем quindecim vivi3. Обязанности этих пятнадцати было: отводить земли ветеранам; размежевывать и облагать участки; судить и миротворить во всех пререканиях, возникающих из землевладения и земледелия, из договоров и запрещений; обеспечивать каждому свободное пользование поземельною собственностью. Словом, власть их простиралась на все, что называется сельским

хозяйством.

Выгоды, которых можно ожидать от собственности, существенны. Независимо от любви к отечеству, которую она внушает, я полагаю, что в ней заключается единственное

Великая истина.

* Такие объездные суды доселе в обычае у англичан; их называют

ассизами. *** Это несомненно.

Тбо

К оглавлению

==460


ГОЛИЦЫН ДМИТРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

средство заселить Россию и насадить в ней науки и искусства. Всегда при этом обращаюсь к выводу Юма, в его Опыте о происхождении искусств и науки: «Из законов государств, хорошо управляемых, происходит обеспечение частной собственности; собственность рождает уверенность и спокойствие духа; из этого спокойствия развивается любопытство, а любопытством порождается всякого рода знание в искусствах, торговле и науках». [...]

Париж, 26-го мая 1766.

[...] Правда, что земледелие идет в России лучше, чем о нем думают иностранцы; однакоже если некогда маленькая Сицилия служила житницей для Римской империи, то от нашего отечества, с его безмерными пространствами и плодородием его почвы, можно было бы ожидать подобной услуги для всей Европы.

Мне кажется, что ее величество избрала наилучшие меры относительно развития у нас наук и художеств; ничто, конечно, не представляет лучших залогов для их преуспения, как основание академий и правильное устройство сих учреждений. Но, опираясь на пример истории, боюсь, что средства эти окажутся слабы, если одновременно не будет у нас поднята внутренняя торговля. А она в свою очередь не может процвести, если не будет мало-помалу введено у нас право собственности крестьян на их движимое имущество. Среднее сословие4 также необходимо для процветания наук и художеств.

Образование среднего сословия не встретит, по-моему, затруднений: ее императорскому величеству стоит только пожелать оного. Но устроить его богатство, довольство, поставить его в возможность пользоваться плодами своего труда — вот что, может быть, у нас невозможно. Не кажется ли и вам, князь, как мне, что препятствием в этом случае непреодолимым послужит множество ремесленников, наполняющих дома русских бояр? Исключив из общего числа жителей Москвы и даже Петербурга бояр наших, скажите, велико ли останется население, на которое придется работать свободным ремесленникам?

Какова цель бояр, когда они отдают крепостных юношей в учение любому ремеслу? Каждый вам ответит: та, чтобы не нуждаться в чужом ремесленнике и чтобы делать сбережения на различных поделках, в коих мы нуждаемся. Такой обычай служит правилом и основой

4б"1

==461


ГОЛИЦЫН ДМИТРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

нашему хозяйству. Что такое хозяин, что такое благоустроенное господское хозяйство в России? Это тот или то, которые содержат наибольшее число людей (дворовых), из коих большинство — ремесленники. Везде в чужих землях дворовые ремесленники запрещены; там существуют цехи и потому цветут ремесла и искусства, помогая процветанию наук и свободных художеств. Юм подтверждает мое мнение: «Если государь, — говорит он, — не воспитает у себя фабриканта, способного выткать сукно столь тонкое, чтоб оно достигло цены две гинеи за аршин, то тем менее воспитается в его государстве астроном».

Не принимая этих выражений в буквальном смысле, должно, однакоже согласиться, что все предметы производства имеют между собою до того тесную связь и зависимость, что, желая утвердить в стране науки и искусства не на основании предварительно созданных внутренней торговли и ремесел, непременно встретишься на пути к этой цели с величайшими препятствиями. [...]

Правило, общее при правлении: зло всегда стоит рядом с добром, и добро идет бок о бок со злом. За величайшими бедствиями следует полное благосостояние. Крестовые походы, бич, изобретенный честолюбием и видами политическими, поддержанный изуверством и суевериями, послужили основанием к учреждению здесь превосходного управления, ныне существующего. Нетерпимость поддерживает и заставляет процветать торговлю.

Как бы ни были мудры учреждения, распущенность в их действиях не преминет породить злоупотребления; и ваше замечание, князь, совершенно верно, что посольство объездных судей обременит народ новыми повинностями, а отправление ими суда затормозит вообще суд, если им вменится в обязанность поверять действия их предшественников. [...]

Париж, 10-го декабря 1767.

Что бы ни говорили, собственность на имущества, дарованная крестьянам, может только принести пользу и существенные выгоды государству. Чтобы подтвердить эту мысль, я не стану повторять доводы, представленные уже мною прежде. Привожу ее на этот раз, чтобы поговорить с вами об успехах ее на севере; за повод к беседе моей принимаю свежее известие из Копенгагена от 24 ноября, помещенное во многих газетах. Вот оно. Комиссии, недавно назначенной датским королем, поставлено главною задачею: ^

==462


ГОЛИЦЫН ДМИТРИИ АЛЕКСЕЕВИЧ

упразднить рабство, в котором еще состоят крестьяне в большей части областей сего королевства, и дать крестьянам в собственность их личный труд и их земли. От нескольких веков они лишены этих двух благ, и рабство их, хотя гораздо более легкое, чем у крестьян польских, не осталось без присущих ему последствий, — при унижении этого полезного сословия, представляющего большую часть народа, упадка его бодрости, истощения промышленности, обленения и, наконец, чувствительного уменьшения его в численности. Освобождение крестьян в Дании, к которому уже неоднократно подходили и которого искренно желали друзья отечества и человечества, равно как и просвещенные государственные люди. встречало доселе препятствия, казавшиеся неодолимыми. Казалось, было суждено нынешнему государю, в котором соединяются все эти благородные черты, взяться за сие спасительное предприятие и довести его до осуществления.

Конечно, подобное предприятие должно встречать затруднения; но я далеко считаю их не неодолимыми, и Дания дает нам в том доказательство. Но я горячо желал бы, чтоб ее и. в. повелела представить ей точное исследование о положении датских земледельцев до их освобождения, о способах, приуготовительных к осуществлению его, о встреченных при том препятствиях, о том, как таковые были устранены, об ожидаемых последствиях и проч.

Может быть, современное положение России еще неблагоприятно к такому нововведению. Знаю, что разумный и просвещенный законодатель должен наблюдать и выжидать время и обстоятельства, чтобы дать своему предприятию почву твердую и наименее сомнительную. Знаю, что истинная мудрость состоит не в изобретении, а в предвидении опасностей как от неумеренной поспешности, так и от излишней медлительности; одним словом, в предчувствии своевременности, в умении подготовить и вести дело. Но уже великий шаг сделает государыня тем, если решит невозвратно о необходимости такой перемены для блага государства и установит ряд мер для осуществления оной в будущем. [...]

Гаага, 30-го сентября 1770.

[...] Я должен войти в небольшое объяснение. Кажется, меня неверно поняли, осудив за настоятельное требование дарования собственности крестьянам. Из моих слов, должно быть, поняли, что я желал уступки им тех земель, которые они ныне обрабатывают; подобная нелепость никогда не

==463


ГОЛИЦЫН ДМИТРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

приходила мне в голову. Земли принадлежат нам. Было бы водиющею несправедливостью их у нас отнять. Под дарованием крестьянам собственности я разумел: 1) их освобождение, то есть собственность их на свою личность, без каковой немыслимы все другие виды собственности; 2) собственность движимую, то есть их пожитки и проч.; наконец, 3) позволение тем, кто в силах, покупать землю на свое собственное имя и владеть ею подобно нам, господам; что со временем и образовало бы их поземельную собственность.

Вообще, чтобы доказать вам, князь, насколько я в предположении моем искренен, скажу, что мы с братом собирались продать небольшое имение, в 7 верстах от Москвы, и я должен был с настоящею почтою выслать зятю Головину на этот предмет с моей стороны доверенность. Приостанавливаюсь в надежде, что ее величество, наша всемилостивейшая государыня, благоволит разрешить мне то, о чем ныне имею честь просить; и если это последует, то земля в таком близком расстоянии от большого города делается для меня дорогим достоянием. Вместо того, чтобы ее продать, я напротив, скуплю все части моих братьев, разве они пожелали бы вместе со мною освободить крестьян, к чему склонить их я приму все зависящие от меня меры.

Имею честь быть и проч. ДМИТРИЙ, КНЯЗЬ ГОЛИЦЫН

Печатается по: Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII века.— Т. П.— М.: Гос. изд-во полит, лит-ры, 1952.— С. 33—

42,44—45,551—552.

ПРИМЕЧАНИЯ

' Подстрочные примечания к письмам Д. А. Голицына сделаны Екатериной II. Сами письма писались с расчетом, что их будет читать императрица.

2 Имеются в виду принудительные сборы помещиками (помимо оброка и барщины) со своих крепостных крестьян различных продуктов. живности, холста, ягод, грибов и проч., а также особенно тяжелая и разорительная для крепостных своеобразная «гужевая» повинность. в силу которой крестьяне вынуждены были на своих лошадях доставлять на дальние расстояния различные грузы помещиков.

3 Quindecim — vivi — существовавшая в древнем Риме «Комиссия пятидесяти» по землеустройству.

4 Под средним сословием Д. А. Голицын подразумевает свободных производителей, ремесленников и торговцев.

==464








Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 378. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия