Студопедия — ЩЕРБАТОВ МИХАИЛМИХАЙЛОВИЧ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЩЕРБАТОВ МИХАИЛМИХАЙЛОВИЧ






деспота или его любимцев, нежели на поставленные и пребывающие законы; учредится ли какое собрание чинов государственных или поместных, — в них нет вольности, нет духу соединения, нет любви к отечеству и к обществу, но все под властию деспота или какого его вельможи пресмыкаются, не смея и возникнуть (?) на любезную свободу ниже помыслить о взаимственных правах, связующих общества; ибо сей есть между прочими порок деспотичества, что деспот деспота производит, и таковыми государство наполняется, а часто и самый первый деспот, нижними его окруженный, связием связью] оных становится.

Но я прекращу скорее сие начертание, которого ужасные изображения во всех писаниях законоучителей обретаются, дабы приступить к законам, сходственным с политическим положением моего отечества. Понеже Российская Империя есть монаршического правления, яко и сама Ея Величество в Наказе своем изъясняется, что «надлежит иметь хранилище законов, ибо законы в нем должны тверды пребывать под тению монаршей власти». Каковы сии законы должны быть? Я, первое, считаю, что понеже монарх несть вотчинник, но управитель и покровитель своего государства, а потому и должно быть некиим основательным правам, которые бы не стесняли могущество монарха ко всему полезному государству, но укрощали бы иногда беспорядочные его хотения, по большей части во вред ему самому обращающиеся. В числе сих прав необходимо должно поместить твердое основание и положение о порядке наследства на престол, ибо сие, утверждая наследственное происхождение, утверждает спокойствие государств; и Россия, за недостатком такого права, со времен царя Федора Иоановича, скончавшегося бездетна и безродна, довольно несчастий претерпела, чтобы искренно желать установления себе такого права. Манифест же Петра Великого, обнародованный в 1719-м году, и книга сочинения архиепископа Прокоповича «Правда воли монаршей», предполагающая на одну власть царствующего государя учреждать наследство по его воле, есть действие совершенно деспотическое. Хранение владычествующей веры и пребывание государя в оной и в гражданских законах должно составить ненарушимое положение; а к тому же и терпение чуждых вер, до коих мест оно должно простираться, дабы ни гонением, ослабляющим государства и возобновляющим нам ужасы шестого на десять века, не впасть в бесноверие, ни излишной понаровкою не показать небрежливость к владычествующей вере. Права издания законов, разных налогов на народ, переделания

52Ϊ

==525


ЩЕРБАТОВ МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ

монеты, — вещи, которые по непостоянству вещей человеческих иногда пременяются, — то, по крайней мере, порядок произведения сего в действо на непоколебимых основаниях должен быть утвержден; равным образом суть и право себя защищать и совету для ради осуждаемых людей по уголовным делам (спрашивать?), и право, кому утверждать сии осуждения; наконец, право именования дворянского, по их разным степеням, ненарушимо в монаршическом правлении поставлено быть должно. Но недовольно сие словами или грамотою какою утвердить: надлежит, чтобы поставлены были и наблюдатели о сохранении оного. Тако, держаться слов Ее Императорского Величества, надлежит иметь «хранилище законов». А что в России хранилище законов? Сие есть сенат. Надлежит оной не токмо снабдить довольно основательными государственными правами о его могуществе, но также и наполнить такими людьми в силу же основательных прав, чтоб он порученный ему залог в силах был сохранять.

Приступаю к другим законам и учреждениям при настоящем положении России, а паче в рассуждении ее пространства. Хотя уголовные законы и должны быть милосердны, ясны и подробны, а паче производство уголовного суда с такою ясностью и подробностию должно быть описано, дабы судья не властен был в обряде ничего переменить, по крайней мере, в главных его частях, дабы в самом производстве какого притеснения невинному или послабления виноватому не было. А потому бы легче было предопределенному месту для утверждения таких судов оные рассматривать. Однако в России должны быть законы гораздо строже, ибо пространство Империи, множество пустых мест, редкость селений, происходящих от самого климату, грубость нравов и, ежели осмелюся сказать, повреждение оных, крепчайшей узды требуют, дабы, что вышеписанными причинами может быть попущено, чтобы строгостию наказания удержено было.

Говоря о уголовных делах, не могу я не применить встретившегося обстоятельства по делу губернатора Самойлова, в котором я имел честь быть употреблен. Оное состоит, что все почти доносчики на него были такие, которые участники его преступлений были и сами в том признались, то многие говорят — и что при нынешней развратности сказать не могут! — что понеже осужденный свидетелем и доносчиком быть уже не сможет, а они уже сами себя признанием своим осудили, следственно, и не могут в доносители на губернатора быть прияты.

==526


ЩЕРБАТОВ МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ

Коль несправедливо сие заключение, думаю, что каждый благоразумный и беспристрастный человек сие ощутить может, ибо закон ясно говорит о осужденном; а таковые речения право осуждения от судьи на самого доносчика переносят. Донос не может быть как двояким образом учинен: или посторонним образом кто слышал или видел содеваемое зло, или сам участником оного был, что в самом деле есть признание. То, если таковых участников отвергнуть от доносу, половина уголовных дел останутся в закрытии, и разбойник не будет иметь право оговорить своего атамана или пристанодержателя. Ее Императорское Величество в данном своем наказе для сочинения уложения, в главе о уголовных делах, статья 186-я, изъясняется: «Есть люди, которые почитают между злоупотреблением слов, вкравшимися в житейских делах, достойным примечания то мнение, которое привело законодавцев уничтожить свидетельство человека виноватого, приговором уже осужденного; такой человек почитается граждански мертвым, говорят законоучители, а мертвый никакого уже действия произвести не может. Если только свидетельство виноватого осужденного не препятствует судебному течению дела, то для чего не дозволить и после осуждения в пользу истины и ужасной судьбины несчастного еще мало времени, чтобы он мог или сам себя оправдать, или и других обвиненных, ежели только может представить новые доказательства, могущие переменить существо действия». А посему, когда и самый осужденный не отвергается принести с доказательствами свидетельство в пользу безвинного осуждаемого, то как не принять доношение раскаявшегося человека ко обвинению преступника и ко удовлетворению разоренного им народа, и то ли есть предмет уголовных законов, чтоб искать повсюду токмо преступников, а угнетенных ими без удовлетворения не оставить и не подвергнуть к какой тяжкой судьбине?

Колико ни ясны сии предложения и колико по здравому рассудку, по совести и по закону таковых доносителей отвергнуть не можно, однако признаться надлежит, что закон наш не различает разных родов доносителей и коликое преимущество должен иметь самовольно признавшийся; ибо донос уже их состоит такого роду, что и самих их к наказанию подвергает. А таковые обстоятельства нужны есть быть вмещены в законы. [...]

Печатается по: Щербатов Μ. Μ;. Политические сочинения. T.I.—СПб.: Издание князя Б. С. Щербатова. Товво «Печатня С. П. Яковлев», 1896.— С. 355—427.

==527


Новиков николай иванович

(1744 — 1818) — писательсатирик, публицист, литературный критик, книгоиздатель. Родился в семье небогатого помещика. В конце 1750-х гг. учился в дворянской гимназии при Московском университете. В 1762 г., переехав в Петербург, поступил на военную службу в Измайловский гвардейский полк. С середины 1760-х гг. начал свою литературную деятельность. В 1767—1768гг. принимал участие в работах Комиссии по составлению проекта Нового уложения в качестве секретаря подкомиссии «о среднем роде людей». С 1769 г. сосредоточился на издательской и литературной деятельности, направленность которой во многом определялась его принадлежностью к масонству. В 1792 г., в период гонений Екатерины II на масонское движение в России, был арестован и без суда заточен в Шлиссельбургскую крепость. После смерти императрицы, в ноябре 1796 г отпущен на свободу.

Специфика политической мысли Новикова обусловлена его мировоззрением, в котором причудливо сочетались масонский морализм с трезвым взглядом выдающегося сатирика на российскую действительность последней трети XVIII в., патриотизм, апеллирующий к традиционным ценностям и антизападническим настроениям с симпатиями к английскому государственному строю. Политика, по Новикову, — это наука царствовать, устраивать счастье и благоденствие государя и всего народа. Процветание государства зависит в первую очередь не от хороших законов, не от учреждений правосудия, не от благочестивой религии даже, а от доброты нравов, которые, в свою очередь, зависят от воспитания. Примером мудрого правления, обеспечивающего наилучшее государственное хозяйство и торговлю «разумнейшим образом», является Англия, когда ею управляли такие «просвещенные государи», как Елизавета (XVI в.). Деспотическое же правление в Азии — это пример порочного правления.

Й8

==528


НОВИКОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ

На протяжении всей своей творческой деятельности Новиков оставался убежденным противником абсолютистской власти.

СТАТЬИ ПО ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ

О ДОБРОДЕТЕЛИ

Добродетель есть искусство содержать свои страсти в равновесии и управлять себя в наслаждении наших желаний. Аристотель сказал, что молодость не способна к нравоучению, для того что ограничивание страстей погубляет семена добродетели и разум делает неспособным к рассуждению; в совершенном же возрасте, в котором можно бы пользоваться наставлениями философов, никогда их не читают, для того что отвращаются от того попечением о своем благосостоянии; старость повреждена политикою, которая ничем не различает пороков от добродетели, как только одним именем, и которая рассуждает о должностях по корыстолюбию, а о достоинстве по успехам. Удивительная превратность мыслей называть все то похвальным, что есть полезно! Махиавел утверждал, что несчастный Цезарь был больше ненавидим, нежели Катилина, но Цезарь, не употребляя во зло честолюбие, был самый великий человек из всех людей, и Катилина имел тысячу еще пороков, гораздо беззаконнейших, нежели обладаему быть страстию.

Прежде вступления в политику вооружитесь вы превосходными правилами добродетели, их без того скоро и прежде времени можно потерять при дворах государских или в делах, ибо больше имеют удовольствия в свете и больше распространяют сей яд, повреждающий нравы. [...]

О ГЛАВНЫХ ПРИЧИНАХ, ОТНОСЯЩИХСЯ К ПРИРАЩЕНИЮ ХУДОЖЕСТВ И НАУК

[...] Народ есть первый собиратель плодов, науками приносимых: к знатным же они приходят весьма поздно. Не должно думать, чтоб оные вдруг процвели в каком-нибудь народе или чтобы для сего довольно было только ученых людей из других государств. Они могут украсить царский дом; но весьма редко бывает, чтоб они могли и все

52"5

==529


НОВИКОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ

государство сделать ученым. Птоломей Филадельф, Константин Порфирогенит, Карл Великий и Альфред хотя имели у себя великое число ученых, из разных мест собранное, однако науки у них не утвердились, и хотя оные процветали под тенью престола, но до того только времени, пока десница государская орошала, а лишившись сего призрения, испытали всю суровость чуждого климата; оставленные, увяли со всеми своими плодами, принесенными во время короткого споспешествования их покровителей.

Художества и науки столь медлительно шествуют, что государство, в котором оные начинают произрастать или которое их принимает, необходимо должно пребыть долгое время без всякой перемены в управлении. Колико стараний должно употребить без успеху; колико трудов предпринять самого первого заведения наук до приведения оных в совершенство; из самого простого рисунка, сделанного наудачу, довести до совершенного искусства Апеллеса! Между тем временем, как сие совершенство постепенно происходит, то науки еще как бы сном отягощены бывают, и великого стоит труда, чтоб возбудить их от глубокого сна, тогда должно представить себе все опыты своих предшественников, приложить к ним новые изобретения и привесть к концу то, что лишь только было начато; собрать все нужное для строения, прежде сего разбросанное и оставленное первыми художниками, и сделать из сих остатков, до половины уже разрушенных, совершенное строение. Все сие можно надеяться получить в таком только государстве, которое непоколебимо стоит чрез многие веки. Науки в короткое время правления возрастают купно с политическим учреждением. Они одинакую имеют судьбу и вместе разрушаются. Такой точно был жребий наук у аравитян.

Долговременность государства подает наукам случай приходить в совершенство; вольностью же они процветают. Физики научают нас, что все животные стараются о средствах к своей безопасности и обыкновенном их удалении от насильствия прочих. Свободны будучи от страха и угнетения, склонность их. действует во всей своей силе. В государстве, в котором царствует естественная вольность, слон почитается гражданином, а бобр архитектором. Но как скоро хищный человек станет тревожить их общество, то сия естественная их ревность к вольности кажется упадающею, и они более ни в чем не упражняются, как только в защищении самих себя, и разум их, затмен будучи вместе с благосостоянием их республики, терпит то бедное состояние, к которому мы их приводим.

ЙО

К оглавлению

==530


НОВИКОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ

Сие примечание не несправедливо в рассуждении рода человеческого. Ибо и мы также теряем от страха все свое рачение, дарования и горячность. В рабском состоянии добродетель и знание навлекают на себя подозрение.

В деспотическом правлении Азии великая слава бывает предзнаменованием великого несчастья. И всякий человек, какого бы состояния ни был, желающий отличить себя от прочих, подвергается бесчисленным опасностям.

В благополучном веке Рима вольность была душою красноречия и заставила Силлов и Помпеев дрожать пред народным трибуном. Но когда после благородной гордости сих республиканцев последовало подлое рабство во времена императоров, то сей благороднейший жар вдруг погас, и разум римлян вместе с их вольностию погребен был на полях фарсальских.

Англичане великие оказали успехи в философии, причину тому полагаю я гордую вольность их мыслей и сочинений, которые могут быть примером целому свету.

Всякому известно, что «Домитиан умертвил Меция Помпониана за то, что он имел у себя общий чертеж света и сокращение Тита Ливия. Никому также небезызвестно, что Эрмоену Тарсискому некоторые внесенные им в его историю описания стоили жизни». Да и нигде, где только рабство, хотя б оно было и законно, связывает душу как бы оковами, не должно ожидать, чтоб оно могло произвесть что-нибудь великое. [...]

Печатается по: Новиков Н. И. Избранные сочинения.— М.; Л.: Гос. издво худож. лит-ры, 1954.— С. 373, 396, 414—416.

О ВОСПИТАНИИ И НАСТАВЛЕНИИ ДЕТЕЙ

Для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия

ВВЕДЕНИЕ

Кто несколько только размышлял о влиянии человеческих распоряжений в благополучие человеческое, особенно ж о влиянии воспитания во всю прочую жизнь человека, тот

53Ϊ~~~

==531


НОВИКОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ

признается, что воспитание детей как для государства, так и для каждой особенной фамилии весьма важно. С самыми лучшими законами, с самою религиею, при самом цветущем состоянии наук и художеств государство имело бы весьма худых членов, если б правительство пренебрегло сей единый предмет, на котором утверждается все в каждом государстве. Самое изрядное учреждение правосудия не делает служителей оного совестными, а судей неподкупимыми; самая религия не может воспрепятствовать, чтоб недостойные служители не делали ее иногда покровом гнуснейших пороков и не злоупотребляли к споспешествованию вредных намерений; изящнейшие законы благочиния мало могут действовать, если честность, искренность, любовь к порядку, умеренность и подлинная любовь к отечеству суть чуждые гражданам добродетели. Все зависит от того, чтоб всякий образован был к добродетелям состояния своего и звания. Но когда должно, когда может предпринято быть сие образование, если не в том возрасте, в котором душа отверзта всякому впечатлению и, нерешима будучи между добродетелию и пороком, столь же удобно исполняется благородными чувствованиями, приобыкает к справедливым правилам и утверждается в добродетельных способностях, как и предается механизму чувственных похотей, огню страстей и заразе обманчивых примеров и принимает несчастную способность к дурачеству и к пороку? И так процветание государства, благополучие народа зависит неотменно от доброты нравов, а доброта нравов неотменно от воспитания. Законодательство, религия, благочиние, науки и художества, хотя и могут сделаны быть споспешествовательными средствами и защитами нравов, однако если нравы уже повреждены, то и оные престают быть благодетельны; стремительная река развращения разрывает сии защиты, обессиливает законы, обезображивает религию, прекращает успех всякой полезной науки и делает художества рабами глупости и роскоши. Единое воспитание есть подлинный творец добрых нравов; чрез него вкус добродетели, привычка к порядку, чувствование изрядного, чрез него отечественный дух, благородная (на истине и знании основанная) народная гордость, презрение слабости и всего прикрашенного и маловажного, любовь к простоте и к натуре со всеми другими человекодружественными, общественными и гражданскими добродетелями должны овладеть сердцами граждан; чрез него мужчины и женщины должны образованы быть сходственно с их полом, а всякий особенный класс государства тем, чем быть ему надлежит. Все прочее сделается удобным, когда воспитание достигнет воз-

F-

==532


НОВИКОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ

можной степени своего совершенства; законы успевают тогда сами собою: религия, в величестве своем исполненна простоты, пребывает тем, чем вечно бы ей быть надлежало, то есть душою всякой добродетели и твердым успокоительным предметом духа; науки делаются неисчерпаемыми источниками действительных выгод для государства; художества украшают жизнь, дают благородство чувствию, становятся ободрительными средствами добродетели; всякий отдел граждан пребывает верен своему определению; и всеобщее трудолюбие, подкрепляемое умеренностию и добрым домостроительством, доставляет и самому многочисленному народу безопасность от недостатка и довольствие своим состоянием. [...]

Печатается по: 'Новиков Н. И. Избранные произведения.—М.; Л.: Гос. изд-во худож. лит-ры, 1954.— С. 417—418.

О ТОРГОВЛЕ ВООБЩЕ

[...]

Отделение четвертое

КАКИМ ОБРАЗОМ ТОРГОВЛЯ ДЕЙСТВУЕТ ВО БЛАГОПОЛУЧИЕ ГОСУДАРСТВА

§ 35

Доселе видели мы якобы издали сияние, могущество и богатства торгующих наций; мы показывали то постоянный, то скоропреходящий блеск их в доказательство того, что выгоды торговли иногда скоро, а иногда медлительнее производят процветание государства. Теперь должны мы по предмету нашему открыть философским оком пружины, поддерживающие и скрепляющие сию великую громаду политического благосостояния, и рассмотреть то, каким образом они действуют. Сие исследование тем нужнее для политика, что в великой машине государства, о самолучшем успехе которыя он стараться должен, самомалейшее упущение какой-нибудь неважною кажущейся части оныя причиняет неотвратимые препятствия, и столь маловажными кажущиеся обстоятельства могут препространные произвести выгоды для всея машины.

==533


НОВИКОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ

Око политика ищет везде причин и действий, связь между собою имеющих, и преследует их даже до самого простейшего их вида; таким образом, научен будучи правилами и опытом, может он судить о влиянии, какое должно произвести каждое обстоятельство в определенном случае.

Подобным образом должны мы раздробить действия торговли и в свойстве ее сыскать те выгоды, которыми наслаждается от нее государство, по связи ее со всеми частями гражданского благополучия, дабы представить степень могущества и богатства и все прочие выгоды торга от начала его до всея обширности великости его. Посему весьма нужно, кажется нам, разобрать особенно всеобщие действия или следствия торговли в отношении к государству и при каждом из оных открыть влияние в разные основания гражданского

благополучия.

Сии влияния торговли в государство оказываются преимущественно в следующем: 1) в произведении кредита, 2) обращения денег, 3) относительного богатства, 4) в умножении процветания прилежания и 5) государственной экономии, 6) в роскоши, 7) во нравственном просвещении и утончении, 8) в упражнении граждан, 9) в умножении народа и 10) в свободе. [...]

Печатается по: Новиков Н. И. Избранные произведения.— М.; Л.: Гос. изд-во худож. лит-ры, 1954.— С. 507, 535.

«КОШЕЛЕК» ЕЖЕНЕДЕЛЬНОЕ СОЧИНЕНИЕ 1774 ГОДА

Отечеству моему сие сочинение усердно посвящается

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Две причины побудили меня издавать во свет сие слабое творение и посвятить оное отечеству моему: первая, что я, будучи рожден и воспитан в недрах отечества, обязан оному за сие служить посильными своими трудами и любить оное, как я и люблю его по врожденному чувствованию и почтению ко древним великим добродетелям, украшавшим наших праотцев, и кои некоторых из наших соотечественников еще и ныне осиявают. Я никогда не следовал правилам

Й4

==534


НОВИКОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ

тех людей, кои безо всякого исследования внутренних, обольщены будучи некоторыми снаружи блестящими дарованиями иноземцев, не только что чужие земли предпочитают своему отечеству, но еще, ко стыду целой России, и гнушаются своими соотечественниками и думают, что россиянин должен заимствовать у иностранных все, даже и до характера, как будто бы природа, устроившая все вещи с такою премудростию и наделившая все области свойственными климатам их дарованиями и обычаями, столько была несправедлива, что, одной России не дав свойственного народу ее характера, определила ей скитаться по всем областям и занимать клочками разных народов разные обычаи, чтоб из сей смеси составить новый, никакому народу не свойственный характер, а еще наипаче россиянину, выключа только тех, кои добровольно из разумного человека переделываются в несмысленных обезьян и представляют себя на посмешище всея Европы. Таковые не только что не видят добродетелей, россиянам природных, но если бы где оные с ними ненарочно и повстречались, то, без сомнения, отвратили бы зрение свое, именуя оные грубостию и невежеством. Да сие и неудивительно, ибо мы уже давно бросили истинные драгоценные жемчуги, предками нашими любимые, яко недостойные и во Франции не употребляемые, а принялись жадно покупать ложные; но я смело скажу: если бы Франция столько имела жемчугов, сколько имела Россия, то никогда бы не стала выдумывать бусов: нужда и бедность — мать вымыслов. А ныне развращение во нравах учителей наших столь велико, что они и изъяснение некоторых добродетелей совсем потеряли и столь далеко умствованиями своими заходят, что во аде рай свой найти уповают; [...]

[...] Наконец, желаю читателю моему в жизни сей пользоваться древними российскими добродетелями, приобресть те, которых они не имели, и дойти до того, чтобы, если не будет он любить своего отечества, было ему стыдно. Аминь.

Печатается по: Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII века.— Т. II.— М.: Гос. изд-во полит, лит-ры, 1952.— С. 215, 216.

==535


Фонвизин денис иванович

(1745—1792) — писательсатирик, мыслитель. Происходил из старинного дворянского рода. Учился в дворянской гимназии при Московском университете, затем в самом университете. В 1763—1769 гг.—секретарь «кабинет-министра» по принятию челобитий И. П. Елагина. В 1769—1782 гг.— секретарь начальника коллегии иностранных дел Н. И. Панина, воспитателя наследника престола Павла. Выйдя в отставку, посвятил себя литературной деятельности.

Фонвизин — основоположник русской комедии. В 1782 г. создал самое известное сатирическое произведение — «Недоросль», в котором отметил пороки крепостничества, критиковал систему дворянского воспитания и образования. Вместе с тем Фонвизин во всех своих произведениях, особенно в 80-е гг., показал себя глубоким социальным мыслителем, разделявшим основные идеи французских просветителей.

Главной социально-политической работой Фонвизина является «Рассуждение о непременных государственных законах» (1780—1783), написанное по поручению Н. И. Панина. Оно создавалось, видимо, в качестве политического введения к проекту реформ, с которым Панин намеревался обратиться к Павлу, будущему императору. Фонвизин связывал все свои надежды на преобразования в стране с волей просвещенного монарха. По его мнению, монарх в своей деятельности должен руководствоваться фундаментальными или непременными государственными законами, имеющими свои естественные свойства, т. е. соотнесенные с общей пользой.

В одной из последних работ Фонвизина, «Выбор гувернера» (1790), содержится отклик на события Великой французской революции, которая осталась им не понятой и не принятой.

==536


00.htm - glava34







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 474. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия