Студопедия — Религия и церковь. Философия средневековья
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Религия и церковь. Философия средневековья






Особенностью европейской средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. Европейское средневековое общество было очень религиозно и власть духовенства над умами была чрезвычайно велика. Учение церкви было ис­ходным моментом всякого мышления, все науки - юриспруденция, естест­вознание, философия, логика- все приводилось в соответствие с христиан­ством.

В условиях всеобщего упадка культуры сразу после разрушения Римской Империи только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех европейских стран, племен и государств. Католическая церковь, унаследованная варварами от Римской империи, с самого начала средних веков господствовала в европейских странах на протяжении долгих столетий. Значение церкви в средневековой цивилизации очень велико.

Главным, с точки зрения человека той эпохи, были его отношения с Богом. Поэтому пребывание в духовном сане или монашестве казалось более существенным, угодным Богу, нежели выполнение каких-либо земных функций. По всей Европе возводились грандиозные соборы и бесчисленные церкви. Желая спасти свои души, богатые и бедные собственники дарили церковным учреждениям и монастырям свои земельные владения. Мало того, общество отдавало церкви и монашеству своих наиболее способных и грамотных сыновей, посвящавших себя служению Богу. Почти все известные ученые и мыслители, как и значительная часть писателей и поэтов, художников и музыкантов той эпохи, принадлежали к духовному сословию.

Христианство породило своеобразную форму социальной организации - как монастыри. Монастыри в раннем Средневековье были центрами раннесредневековой европейской цивилизации. Монастыри выполняли функцию книгохранлищ, в них появляются первые скриптории - мастерские по переписке книг. В стенах монастырей развивалась латинская письменность, учили псалмам, письму, пению, счету и грамматике. Развивались различные ремесла.

Церковь была крупнейшим землевладельцем в каждой из европейских стран. Почти до одной трети земель в разных королевствах принадлежало церковным корпорациям.

Церковь являлась большой политической силой. Духовенство выделяло из своей среды королевских советников, канцлеров, государственных секретарей, чиновников, которые были широко представлены в средневековых сословных собраниях (генеральные штаты, парламент и т. п.). История культуры Средневековья – история борьбы церкви и государства.

Особенно значительной была роль церкви в идеологическом отношении. Церковь освящала своим авторитетом средневековый феодальный строй и была духовной руководительницей феодального общества. Она представляла собой огромную духовную силу, оказывала огромное влияние на формирование религиозного мировоззрения.

Жестоко и беспощадно церковь боролась с еретиками. Для этого были созданы специальные трибуналы католической церкви – инквизиция (в переводе «расследование»). Сотни тысяч сгоревших на костре, миллионы томившихся в тюрьмах, искалеченных, отверженных, лишенных имущества и доброго имени - таков общий итог ее деятельности. Среди жертв инквизиции - участники народных еретических движений, руководители восстаний, герои патриотической борьбы, философы и естествоиспытатели, гуманисты и просветители, противники папства и феодальных порядков. Католическая церковь не терпела инакомыслия. На протяжении столетий в феодальном мире костры инквизиции пылали там, где пробивались ростки нового, передового, торжествовал разум, возникала надежда на социальную справедливость. Имена многих людей, ученых, например Джордано Бруно стали символом верности патриотическому долгу и научным убеждениям.

Средневековая философияпредставляла собой синтез двух традиций: христианского откровения и античной философии.

Духовными зачинателями Средних веков многие ученые с полным основанием считают богословов. Их роль заключалась не только в том, что они развивали христианское учение, но и в том, что они спасли основное наследие античной культуры, изложили его в доступной для средневековой мысли форме, придали ему необходимое для того времени христианское обличье.

Видным представителем ранней христианской философии был Августин Блаженный (354–430). Августин утверждал, что Бог есть, что он венчает человеческие заслуги как «свои дары» и что он выше разума. Бог вечен, неизменен, самотождественен, ни от чего другого не зависит и является источником всего сущего. Бог – абсолютное начало; все остальное – его творение. Христианский бог, хотя и сам по себе недоступен для познания, тем не менее, открывает себя человеку, и его откровение явлено в священных текстах Библии, толкование которых и есть основной путь богопознания.

Средневековая философия вошла в историю общественной мысли под названием « схоластика ». Схоластика – это наука, сочетавшая в себе элементы религиозной философии и логики. Схоласты выступали за гармонию веры и разума. Основной чертой схоластики было не открытие чего-либо нового, а лишь толкование и систематизация того, что являлось содержанием христианской веры. Священное писание и священное предание – эти главные источники христианского учения – схоласты стремились подтвердить соответствующими утверждениями древних философов, главным образом Аристотеля. От Аристотеля же средневековое учение заимствовало саму форму логического изложения в виде различных сложных суждений и умозаключений. Огромная роль авторитета и малая доля практического опыта проявлялись у средневековых ученых не только тогда, когда они занимались богословско-философскими вопросами, но и при изучении природы.

И все же схоластика в ранний период своего развития как научное движение, захватившее многие страны Европы, имела определенное положительное значение. Прежде всего, схоласты после длительного перерыва возобновили изучение античного наследия (в лице некоторых представителей античной культуры, например, Аристотеля). Затем, схоласты XII–XIII веков разрабатывали некоторые важнейшие проблемы познания. Многие из схоластов были универсальными учеными, занимавшимися изучением всех доступных тогда для них наук, в том числе и естествознания, хотя еще в зачаточных формах.

Крупнейшими схоластами были парижские профессора: Абеляр (1079–1142), сыгравший большую роль в основании Парижского университета и навлекший своим «вольнодумством» резкое осуждение со стороны правящих верхов церкви; Альберт Великий (1193–1280), усердный почитатель Аристотеля и его логического метода, автор многих сочинений частью богословского, частью естественнонаучного характера; Фома Аквинский (1225–1274), известный своей «Суммой богословия» (Summa Theologiae), которая была как бы энциклопедией средневекового мировоззрения, освещавшей в церковном духе все вопросы познания природы и общества. Из схоластов, уделявших наибольшее внимание вопросам естествознания, был английский ученый монах Роджер Бэкон (1214–1292), одним из первых настаивавший на необходимости опытного изучения природы.

Самым, пожалуй, парадоксальным результатом средневековой научной культуры является возникновение на базе схоластических методов и иррациональной христианской догматики новых принципов познания и обучения. Средневековые философы, обсуждая проблемы синтеза античной философии и христианских библейских принципов, нащупали те формы деятельности и передачи знаний, которые оказались наиболее эффективны и необходимы для возникновения и становления современной науки: принципы обучения, оценки, признания истины и др. Диссертация, защита, диспут, звание, сеть цитирования, научный аппарат, объяснение с современниками с помощью опор – ссылок на предшественников, приоритет, запрет на повтор – плагиат – все это появилось в процессе воспроизводства духовных кадров в средние века.

3. Образование и наука, первые университеты, библиотеки. Европейское средневековое общество было очень религиозно и власть духовенства над умами была чрезвычайно велика. Именно церковь длительный период определяла политику в области образования.

В V-IX вв. все школы в странах Западной Европы находились в руках церкви. Церковь составляла программу обучения, подбирала учащихся. Главная задача была определена как воспитание служителей церкви. Хри­стианская церковь сохраняла и использовала элементы светской культуры, оставшиеся от античной системы образования: в церковных школах препо­давались дисциплины, унаследованные от античности. - так называемые «семь свободных искусств»: грамматика, риторика, диалектика с элемента­ми логики, арифметика, геометрия, астрономия и музыка. В то же время античные тексты нередко уничтожались, и дорогостоящий пергамент ис­пользовался для записи монастырских хроник. Кроме монашеских школ, существовали также «внешние» школы, где обучались юноши, не предна­значенные для церковной карьеры. Много светских школ было открыто во второй половине IX в. в Англии. В них обучались дети из знатных се­мейств, а преподавали учителя из континентальной Европы, которые ак­тивно переводили на английский язык сочинения античных авторов.

Уровень преподавания в разных школах и разные периоды Средневе­ковья был неодинаков, соответственно, менялся и уровень образования людей. После определенного подъема в VIII - IX вв. развитие умственной жизни в Х - начале XI вв. заметно затормозилось. Неграмотным было ду­ховенство, распространялось невежество. Так полагали, что Земля похожа на колесо, которое со всех сторон обтекает океан: в центре Земли находит­ся город Иерусалим. Античная идея о шарообразности Земли отвергалась: считалось невозможным, что люди на противоположной стороне Земли ходят на головах. Пришли в упадок скриптории - мастерские, существовавшие при церквах и монастырях, в которых переписывались рукописи, а также церковные и монастырские библиотеки. Книг было мало и стоили они чрезвычайно дорого. Например, в начале XI в. «Грамматика» стоила столько же, сколько дом с участком. В некоторых странах Европы, однако, сохранился высокий уровень преподавания. Так, в X-XI вв. в высших шко­лах Испании преподавали философию, математику, физику, астрономию, медицину, право, мусульманское богословие. Сюда приезжали учиться из всех стран Западной Европы, а также из стран Передней и Средней Азии.

В эпоху средневековья особое развитие получили алхимия и мистика. Алхимики стремились найти философский камень, посредством которого надеялись научиться превращать неблагородные металлы в золото и серебро, а также изобрести эликсир долголетия. Эти многочисленные и даже опасные опыты в итоге привели к появлению в XVIII в. науки химии.

В XI в. в Италии на базе Болонской юридической школы был открыт первый университет (1088 г.). Он способствовал возрождению норм рим­ского права и привлекал тысячи слушателей из всех уголков Европы. В XII в. университеты возникают и в других странах Западной Европы. В Англии первым был университет в Оксфорде (1167). затем- университет в Кем­бридже (1209). Виднейшим университетским ученым Англии XIII в. был Роджер Бэкон (ок. 1214 - 1292), который в качестве основного метода по­знания выдвигал не церковные авторитеты, а разум и опыт. Крупнейшим и первым из университетов Франции был Парижский (1160). Он объединял четыре факультета: общеобразовательный, медицинский, юридический и богословский. Так же, как и в другие крупные университеты, сюда стека­лись студенты из всех европейских стран. Преподавание, как и везде в За­падной Европе, велось на латыни.

4. Рыцарская культура. Литература

Воинское сословие являлось необходимой составляющей средневековой культуры. Класс воинов в эпоху средневековья образует особый институт рыцарства, который отличался определенным образом жизни, системой ценностей и стереотипами поведения. Рыцарь должен иметь благородное происхождение, нести военную службу, обладать сеньориальными правами по отношению к зависимым лицам.

Основным занятием рыцарей была война. Это накладывало особый отпечаток на рыцарский уклад жизни. Они должны были обладать специальными качествами: силой, выносливостью, профессионально владеть оружием. Отметим, что рыцарство было единственным сословием, воспитанным и обученным для войны.

Воинское сословие имело свой особый этический кодекс рыцарства, основанный на идеале бескорыстного, преданного, мужественного и прекрасного воина. Рыцарь подтверждал этот идеал обетами бедности и послушания, супружеского целомудрия, личного совершенства, совершения подвига. Поскольку система рыцарства основывалась «на культе дарения», щедрость стала необходимым качеством рыцаря. Постепенно складывается система рыцарской символики: особый ритуал посвящения, особый покрой одежды, торжественный обычай вручать оружие. Рыцарство делилось на королевских воинов, частные войска феодалов и рыцарские христианские ордена. В среде королевских рыцарей возникает рыцарская культура с рыцарскими турнирами, особым придворным этикетом. Он предполагал умение искусно вести беседу с дамами, умение одеваться и танцевать, ездить верхом, фехтовать, плавать, охотиться, владеть копьем, играть в шашки, сочинять и петь песни в честь Прекрасной Дамы. Рыцарь должен быть влюблен в Прекрасную Даму, служить ей, совершать во имя ее подвиги. Появление и дальнейшее развитие культа Прекрасной Дамы способствовало возвышению роли женщины в культуре, а также породило новое отношение к любви как синтезу духовного и природного. Рыцарство создало свою поэзию в лице трубадуров, менестрелей[1], а также своеобразный литературный жанр - рыцарский роман.

Литература. Важнейшим элементом средневековой культуры была литература. В период раннего Средневековья активно развивалась устная поэзия, особен­но героический эпос, что было характерно прежде всего для Англии и стран Скандинавии. Певцы-музыканты, исполняющие эти песни, пользова­лись у англо-саксов большим уважением. Крупнейшее произведение анг­лосаксонского героического эпоса - поэма "Беовульф", написанная около 700 г. Однако специалисты считают, что во всей западноевропейской лите­ратуре этого периода эпическая народная поэзия Скандинавии не имеет се­бе равных по своему содержанию и силе. Важнейшим памятником сканди­навского поэтического эпоса считается "Старшая Эдда" - сборник древне-норвежских и древнеисландских песен мифологического и героического характера, сказаний о богах и героях. Записана "Эдда" была в XII в. с появ­лением в этих странах латинской письменности, но создана была значи­тельно раньше. Особое место в литературе скандинавских народов занима­ют исландские саги. Одна из наиболее известных - это "Сага об Эрике Ры­жем", рассказывающая об открытии исландцами Гренландии и Северной Америки.

Возникает и развивается так называемая рыцарская литература. Одно из наиболее знаменитых произведений - величайший памятник французско­го народного героического эпоса - "Песень о Роланде", в которой воспева­ются военные подвиги графа Роланда, погибшего во время военного похо­да в Испанию. В XII в. появляются рыцарские романы. В числе наиболее популярных был стихотворный роман о британском короле Артуре. Большой популярностью также пользовался роман немца Готфрида Страсбургского (ум. ок. 1220 г.) "Тристан и Изольда" о пылкой любви двух молодых людей. Важный памятник германской народной литературы XII - XIII вв. "Песнь о Нибелунгах", повествующая о нашествии гунов на Бургундское королевство в начале V в. В основе "Песни о Нибелунгах" лежат древние германские сказания.

Успешно развивается в странах Западной Европы и рыцарская лириче­ская поэзия. В Германии ее представители - миннезингеры (певцы высокой любви) - сами исполняли свои произведения. Во Франции лирическая по­эзия достигла вершины в так называемой "куртуазной" (придворной) поэзии трубадуров. Они воспевали идеальную любовь и преданное служение даме сердца, ради которой рыцари подвергались опасностям. Наиболее из­вестные авторы - Бертран де Борн (ок. 1140 - ок. 1215), Джауфре Рюдель (ок. 1140- 1170), Арно Даниэль.

Значительным явлением в литературе Франции XII - XIII вв. были ваганты и их поэзия. Вагантами (от лат. vagantes - бродячие) называли бродячих поэтов. Особенностью их творчества была постоянная критика като­лической церкви и духовенства за алчность, лицемерие, невежество. Ваганты считали, что эти качества, обыкновенные для простого человека, не должны быть присущи святой церкви. Церковь, в свою очередь, преследо­вала и осуждала вагантов.

5. Архитектура: романский и готический стили

Сильная роль церкви проявлялась и в архитектуре, скульптуреи жи­вописи. Как и в других областях культуры, она действовала здесь как уни­версальная сила, накладываясь на специфику национальных культур; это находило выражение в особенностях архитектурных форм и приемах изо­бразительного искусства, орнаментах, сочетаниях цветовой гаммы и пр.

В архитектуре Византии преобладал тип крестово-купольногохрама, стены украшались мозаиками. В церковной живописи реалистические тра­диции сочетались с элементами условности и все большей стилизацией. Великолепный образец архитектуры Византии - храм Святой Софии в Кон­стантинополе, стены которого были украшены замечательной разноцвет­ной мозаикой, а крышу завершал огромный купол.

Для Западной Европы V в. была характерна роскошь вархитектуре и скульптуре, отход от реалистического изображения в сторону стилизации и формализма. Пластические искусства все более удаляются присущей ан­тичности реалистической направленности, приобретая отвлеченный и символический характер. При Карле Великом (742 - 814) (создатель громад­ной империи, величайшего государства раннего Средневековья в Западной Европе, из которого впоследствии образуются Франция, Германия. Италия) во Франции было развернуто грандиозное строительство. По своей архи­тектуре здания напоминали византийские постройки. Строительная техника была несовершенна и большинство зданий, построенных из дерева, погибло. Непрерывно строились феодальные замки и церковные соборы. Церковное строительство особенно усилилось около 1000 г. в связи сожидавшимся, согласно учению церкви, концом света. С этого времени для возведения построек в Западной Европе широко используется камень. Тяжесть камен­ных сводов могли выдержать только толстые мощные стены с немного­численными и узкими окнами. Этот стиль получил название романского. Примерами романской архитектуры являются собор Нотр-Дам в Пуатье, соборы в Тулузе, Орсивале, Велезе, Арле (Франция), соборы в Оксфорде, Винчестере, Нориче (Англия), в Станагере (Норвегия), в Лунде (Швеция).

Для скульптур романского стиля характерен полный отказ отреализма в трактовке природы и человеческого тела. Исключительно церковной по содержанию была и настенная живопись- плоскостная, отрицающая трехмерность фигур и перспективу. От византийской живописи были заимствованы большие глаза на лицах изображаемых, полное отсутствие портретного сходства, искусственность поз. Живопись отражала сословно-иерархические представления о мире: святые изображались более крупными по размеру, чем король, а король более крупным, чем его вассалы и слуги.

К XII в. относится появление нового архитектурного стиля готики (от лат. gotico - готский, по названию германского племени готов) Первые соборы, построенные в готическом стиле в Северной Франции, датируются второй половиной XII в. Основа готического собора - высокие и стройные колонны, собранные как бы в пучки и перекрещивающиеся на большой вы­соте. В таком здании стены не являются несущим элементом конструкции, они становятся все тоньше, в них появляются огромные окна, украшенные яркими разноцветными стеклами - витражами. Характерная чертя готики - устремление зданий ввысь. Великолепны готические соборы в Париже, Шартре, Бурже, Вове, Реймсе (Франция). Для английских готических собо­ров (в Солсбери, Йорке, Кентербери) были характерны большая протяжен­ность и меньшая высота, чем для соборов на континенте, а также своеоб­разное пересечение стрельчатых арок сводов, образовывавших декоратив­ные «веерные» узоры. Шедевром готического стиля является Вестминстер­ское аббатство в Лондоне.

Таким образом, Средние века в Западной Европе - время напряженной духовной жизни, сложных и трудных поисков. Средние века оставили нам важнейшие достижения духовной культуры, в том числе институты научного познания и образования.

 

Контрольные вопросы для самоподготовки обучающихся:

· Назовите основные периоды развития культуры средних веков?

· Где и когда возникают первые университеты?

· Что такое схоластика?

· В чем особенность поэзии вагантов?

· Особенности рыцарской литературы.

· В чем особенность готического и романского тилей в архитектуре?

Литература:

1. Артамонов, С.Д. Литература Средних веков / С.Д. Артамонов. - М., 1992.

2. Бицилли, П.М. Элементы средневековой культуры / П.М. Бицилли. -
СПб., 1995.

3. Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры / А.Я. Гуревич. - М., 1984.

4. Гуревич, А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. - М., 1990

5. Добиаш-Рождественская, О.А. Культура западноевропейского Средневековья / О.А. Добиаш-Рождественская. - М., 1987.

6. Культурология: пособие для студентов вузов / С.В. Лапина [и др.]; под общ. ред. С.В Лапиной, 2007. - 496 с.

7. Языкович, В.Р. Культурология: ответы на экзаменационные вопросы / В.Р. Языкович. Минск: Тетралит, 2014. - 176 с.

 







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 541. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия