Студопедия — Хронологические рамки и географическое пространство культуры Возрождения
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Хронологические рамки и географическое пространство культуры Возрождения






В конце XIV - начале XV вв. в Европе, а именно - в Италии, начала формироваться раннебуржуазная культура, получившая название культуры Возрождения (Ренессанс). Термин «Возрождение» указывал на связь новой культуры с античностью. С середины XIV в. до второй половины XV в. Ренессанс получил наибольшее развитие в Италии. Сначала центром искусства Возрождения была Флоренция, затем Милан, Рим, Венеция. Памятники античной культуры, расположенные на территории Италии, стали основой для духовного обновления. В итальянском Ренессансе выделяют несколько периодов: предвозрождение или проторенессанс – конец XIII в. – начало XIV в.; Раннее Возрождение – середина XIV в. – до 1475 г.; Высокое Возрождение – последняя четверть XV в. – начало XVI в. Позднее Возрождение – XVI в. – начало XVII в.

В XVI веке идеи Возрождения получают распространение во Франции, Германии, Англии, Испании, Нидерландах и этот период развития получает название Северное Возрождение.

2. Основные черты культуры Возрождения: антропоцентризм и гуманизм

Этот период имеет свои отличительные черты. Во-первых, усиливаются светские мотивы в европейской культуре, все более самостоятельными и независимыми от церкви становятся различные сферы жизни общества искусство, философия, литература, образование, наука. Во вторых, в центре внимания деятелей Возрождения был человек, поэтому мировоззрение носителей этой культуры обозначают термином «гуманистическое» (от лат. humanus -человеческий). Гуманисты Возрождения полагали, что в человеке важно не его происхождение или социальное положение, а личностные качества. Такие, как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувствособственного достоинства, воля, образованность. В качестве «идеального чело­века» признавалась сильная, талантливая и всесторонне развитая личность, человек-творец самого себя и своей судьбы. В эпоху Возрождения челове­ческая личность приобретает невиданную ранее ценность, важнейшей чер­той гуманистического подхода к жизни становится индивидуализм, что способствует распространению идей либерализма к общему повышению уровня свободы людей в обществе. Не случайно гуманисты, в целом не вы­ступающие против религии и не оспаривающие основных положений хри­стианства, отводили Богу роль Творца, приведшего мир в движение и далее не вмешивающегося в жизнь людей.

Идеальный человек, по мнению гуманистов, это "универсальный че­ловек", человек - созидатель, энциклопедист. Гуманисты Возрождения счи­тали, что возможности человеческого познания беспредельны, ибо разум человека подобен божественному разуму, а сам человек является как бы смертным богом, и в конце концов люди вступят на территорию небесных светил и там обоснуются и станут как боги. Образованных и одаренных людей в этот период окружала атмосфера всеобщего восхищения, покло­нения, их чтили, как в Средние века святых. Наслаждение земным бытием -это непременная часть культуры Возрождения.

В третьих, гуманизм как принцип культуры Возрождения и как широкое общественное течение базируется на антропоцентрической картине мира, во всей идеологической сфере утверждается новый центр- могучая и прекрасная личность.

В четвертых, этот период характеризуется обособлением отдельных форм человеческой жизни: единое бытие средневекового человека постепенно разделяется на жизнь трудовую, общественную, личную, в быту, в искусстве, в общении.

Складывается практика индивидуального выбора профессии, возможность самостоятельно глядеть на мир, строить свою жизнь, думать, чувствовать, желать. С этой эпохи начинается личное бытие человека.

Искусство в период Возрождения было главным видом духовной деятельности. Оно стало для людей Возрождения тем, чем, в средние века была религия.

Наука

Наука этого периода развивалась в двух центрах почти не связанных друг с другом. Первый центр – это университеты и школы, в которых развивалась традиционная средневековая наука. Вторым центром можно считать мастерские живописцев, скульпторов и архитекторов. Создавая произведения искусства, они опирались на эксперимент, так как большинство мастеров не имели систематического образования, не знали латыни, иногда были даже малограмотными. Однако творческая деятельность требовала соединения мастерства с наукой, прежде всего с математикой.

В XI веке в странах Западной Европы вошли в употребление «арабские» цифры, закрепившие позиционную систему счисления. Ученые эпохи Возрождения более широко, по сравнению с арабскими учеными, были знакомы с трудами античных математиков, особенно Евклида и Архимеда. В XV и начале XVI века успехи европейской математики были связаны с деятельностью флорентийского математика Луки Пачоли (1445 – после 1509 гг.), автора «Суммы арифметики, геометрии, пропорции и пропорциональности» (1494), содержащего сводку всего известного тогда математического знания, а также трактата «Божественная пропорция» (1496 – 1499).

Соединение творчества с наукой привело к выделению искусства из ремесла. Художники Возрождения не достигли бы такого совершенства, если бы они с помощью математики не изучили правил перспективы. Произведение
Л. Пачоли «Божественная пропорция» помогло понять теорию геометрических пропорций и привело к возникновению «правила золотого сечения». То же самое следует сказать о скульптуре и тем более об архитектуре.

Особенность развития науки Возрождения состоит в том, что все ее важнейшие направления – живопись, архитектора, скульптура, а также математика, механика, анатомия, медицина, зачатки химии – объединялись в деятельности одного человека. Примером может служить деятельность Л.Б. Альберти и Леонардо да Винчи.

Крупнейшим научным открытием XVI века была гелиоцентрическая система устройства Вселенной, разработанная польским ученым Николаем Коперником (1473 – 1543 гг.). С 1515 по 1530 год он работал над своей знаменитой книгой «Об обращении небесных сфер», в которой доказал, что Земля круглая и что она является лишь одной из обращающихся вокруг Солнца планет.

Эпоха Возрождения была временем великих географических открытий: в 1492 году Христофор Колумб открыл Америку, в 1519 году Фернандо Магеллан отправился в кругосветное путешествие. Таким образом, два богатых континента западного полушарии были открыты для освоения «Старым светом».







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 3574. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия