Студопедия — Изобразительное искусство. В живописи XIX века получает развитие реалистическое направление
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Изобразительное искусство. В живописи XIX века получает развитие реалистическое направление






В живописи XIX века получает развитие реалистическое направление. Во Франции в 30-70-е годы это направление представлено творчеством художников Ж.Ф. Милле (1814 – 1875), создавшего цикл картин из жизни крестьян («Сборщицы колосьев»), и Гюстава Курбе (1819 – 1877 гг.) – выдающегося мастера жанровой живописи, изображавшего жизнь без прикрас «Похороны в Орнане», «Шторм на море», «Натюрморт с яблоками и гранатами». Творчество этих художников противостояло академической живописи, они стали предшественниками импрессионизма.

Художником, который предвосхитил возникновение импрессионизма, был Эдуард Мане (1832 – 1883 гг.). Он правдиво изображал жизнь Парижа, давал точные характеристики его обитателям «Завтрак на траве», «Чаепитие», «Нана», «Олимпия». Его последняя картина «Бар в Фоли-Бержер» – сильнейшая страница в истории французского критического реализма.

Английскими художниками реалистического направления были Уильям Тёрнер (1775 – 1851 гг.) «Кораблекрушение» и Джон Констебль (1776 –
1837 гг.), который прославлял человека его созидательный труд, привлекательность природы «Телега для сена, переезжающая брод», «Хлебное поле» и др.).

Под влиянием реалистической живописи в 1874 г. появилось новое направление во французском искусстве – импрессионизм. Название этому направлению дала картина Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце», выставленная в 1874 г. в «Салоне отверженных», где представили свои картины художники, отвергнутые официальным Салоном.

Художники-импрессионисты объединились для борьбы за обновление искусства и преодоление официального салонного академизма. Они считали, что картины надо создавать на пленэре, то есть, на открытом воздухе, писать только чистыми красками (цвета радуги), не смешивая их на палитре. Основное внимание пейзажам уделяли Клод Моне (1840 – 1926 гг.) и Камиль Писсаро (1830 – 1903 гг.), Эгар Дега (1834 – 1917 гг.) стремился запечатлеть движение и обыденную жизнь людей, Огюст Ренуар (1841 – 1919 гг.) предпочитал писать женские и детские портреты, жанровые картины, на которых основное внимание уделял людям. После проведения в 1886 г. восьмой (первой успешной) выставки эта группа распалась, исчерпав возможности развития как системы единого направления в живописи.

Импрессионизм оказал благотворное влияние не только на живопись, но и на другие виды искусства, в частности, на скульптуру. Так, соратником импрессионистов был великий французский скульптор Огюст Роден (1840 – 1917 гг.). В своем искусстве он прославлял красоту и благородство человека («Граждане Кале», «Поцелуй», «Мыслитель» и др.).

Основные черты импрессионизма получили свое развитие в постимпрессионизме. Яркими представителями этого направления были французские художники Сезанн, Гоген и голландец Ван Гог. Испытав влияние импрессионизма, каждый из них был яркой индивидуальностью и поэтому творчество каждого художника очень своеобразно. Поль Сезанн (1839 – 1906 гг.) использовал чистые краски и цветовые контрасты. Основные жанры – портрет, пейзаж, натюрморт («Берега Марны», «Персики и груша» и др.). В творчестве Сезанна впервые появляются элементы кубизма.

Поль Гоген (1848 – 1903 гг.) является один из главных представителей постимпрессионизма, близок к символизму. Живописью Гоген начал заниматься в 1870-е гг., учился в академии Коларосси. Уже в 1876 г. его пейзажи были приняты на парижском Салоне, а с 1879 г. Гогена приглашают к участию в выставках импрессионистов. В 1888 г. в Понт-Авене Гоген возглавляет группу художников, создавших объединение «цветового синтеза», для которого было характерно упрощение и обобщение формы, нанесение контура фигур черной или синей краской («Видение после проповеди», 1888 г.). В 1889 г. Гоген уезжает на острова Океании, Период, проведенный Гогеном на острове Таити (1891 – 1893 и 1895 – 1901 гг.) и на острове Доминик (1901 – 1903 гг.) стали самыми плодотворными в творчестве художника. Наиболее известны картины этого времени «Аве Мария», 1891 г.; «Пейзаж с павлином», 1892 г.; «А ты ревнуешь?», 1892 г.; «Женщина с плодом манго», 1893 г.; «Жена короля», 1896 г.; «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?», 1897 г. Особое значение Гогена в мире искусства конца XIX века определяется его интересом к культурам «заморских» народов и его теоретическими разработками по созданию живописной системы «синтетизма», а также его необычной судьбой.

Известным представителем постимпрессионизма был Винсент ван Гог (1853 – 1890 гг.). Ранние работы он посвящал жизни крестьян, шахтеров, ремесленников и они отличались темной палитрой («Едоки картофеля», 1885 г.). В 1886 – 1888 гг. Ван Гог живет в Париже и посещает частную художественную школу, знакомится с искусством импрессионистов. Это оказало влияние на окончательное формирование его творческой манеры. Картины становятся более светлыми. Наиболее известные работы были написаны после его переезда в Арль (1888 г.). Ван Гог пишет пейзажи «Красные виноградники в Арле», 1988 г.; «Сеятель», 1888 г.; «Звездная ночь», 1889 г.; «Ирисы в Сен-Реми», 1889 г.; «Хлебное поле с воронами», 1890 г.. Знаменитые натюрморты Ван Гога «Подсолнухи», 1888 г. и «Стал Ван Гога», 1888 г.. Ван Гог пишет несколько автопортретов, один из наиболее известных – «Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой», 1889 г., а также пишет портреты «Портрет доктора Гаше», 1890 г., и «Портрет доктора Рея». 1889.

Творчество художников-постимпрессионистов оказало большое влияние на развитие живописи начала XX века.

Таким образом, культура XIX в. разнообразна по своим стилям и жанрам. Под влиянием внешних факторов, в частности политических и социальных изменений, менялись формы и методы искусства.

Лекция 11. Культура России IX – XX вв.

Ключевые понятия

Древнерусское государство, рукописные книги, устав, инициалы, заставки, летопись, житие, каменное зодчество, фрески, мозаики, агиография, барокко, классицизм, нарышкинское барокко, иконопись,

План:

Русская культура IХ – XVIII вв.

1. Древнерусская культура IX – XIII вв.

2. Русская культура ХIV в. – XVIII вв.Возвышение Москвы

3. Культура периода Петровских реформ - XVIII вв. (Петербургский период)

 

 

1. Древнерусская культура IХ – первой половины ХIII вв.

С образованием Древнерусского государства одновременно начинает складываться и древнерусская культура. Она форми­ровалась на основе традиций, обычаев, эпоса восточных славян с включением в неё и некоторых элементов культуры соседних неславянских племён, а также при активном взаимодействии с культу­рами других стран и народов. С самого начала культура Руси складывалась, как синтетическая, то есть, под влиянием различных культурных направлений, школ, художественных стилей. Но эти влияния на русской почве творчески перерабатывались в соответствии с миропониманием народа, его жизненным опытом.

До принятия христианства у восточных славян преобладали языческие верования. Славяне почитали: Сварога - бога неба, Ярило - бога солнца, Перуна - бога грома и молнии, а также божеств окружающей природы, покровителей людей и животных, домовых. Были развиты тотемические представления об окружающем мире (вера в животных-покровителей), фетишизм (вера в неодушевленные предметы, идолы, наделяемые сверхестественными свойствами), анимизм (вера в духов, одушевление природы).

С переходом к христианству политеизм заменяется монотеизмом, верой в единого Бога, хотя в народе еще долгое время сохранялись языческие представления, обычаи, существовало своего рода двоеверие.

Вместе с введением христианской религии усиливается влияние Византии, что позволило в свою очередь приобщить русскую культуру к античному наследию. Это влияние особенно сказалось на развитии духовной культуры Руси, прежде всего письменности и литературы.

Найденные в ходе археологических раскопок берестяные грамоты, в Новгороде, Пскове, Киеве; металлические застежки от креплений переплетов; надписи на камнях, костяных и деревянных изделиях - все это свидетельствует о высоком уровне развитии грамотности не только среди русской знати, но и среди простых горожан. Развитие грамотности и письменности способствовало появление во второй половине IХ в. Азбуки, созданной братьями Кириллом и Мефодием.

В ХI в. на Руси появляются рукописные книги, написанные особым почерком Уставом. Рукописных книг ХI - ХIII вв. до нас дошло немного. Самые ранние издания: Остромирово Евангелие (1057 г.), два Изборника князя Святослава Ярославовича (1073 и 1076 гг.) и Мстиславское Евангелие ХII в. написаны церковно-славянским языком, украшены заставками, концовками, буквицами-инициалами, миниатюрами.

Оригинальная литература представлена тремя жанрами: летописями, житиями и «Словами». Оригинальная литература представлена тремя жанрами: летописями, житиями и «Словами». В начале XII в. была создана «Повесть временных лет», авторство которой принадлежит монаху Киево-Печерского монастыря Нестору. До нас она дошла в более поздних списках, известных как Ипатьевский, Лаврентьевский, Суздальский, куда вошли также и созданные в XIII в. Киевская и Галицко-Волынская летописи. К этому жанру можно отнести и созданный в 1187 г. шедевр древнерусской литературы – «Слово о полку Игореве».

Агиографическая литература (от agios – святой и grafo –пишу) или жития святых представлена произведениями, повествующими о судьбе того или иного святого. Это, прежде всего, «Сказание о Борисе и Глебе», житие игумена Феодосия и др.

Речи, называвшиеся в древности называются «поучениями» или «словами» и относятся к жанру красноречия. Его расцвет относится к ХI-ХIIвв. Именно в это время были созданы такие выдающиеся памятники дидактической литературы, как «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона.

С принятием христианства в городах начинается каменное строительство. На Руси были возведены величественные памятники древнего зодчества: Десятинная церковь в Киеве (X в.), Софийские Соборы в Киеве (40-е гг. XI в.), в Новгороде, в Полоцке (50-е гг. XI в.). Принципы строительства храмов были заимствованы из Византии (крестово-купольный стиль).

Внутреннее убранство храмов отличалось богатством и пышностью. Преобладали фрески, мозаики, сюжеты, которых отличались от византийской религиозности светскостью тематики (групповой портрет семьи Ярослава Мудрого, сцены охоты, игры скоморохов в Киевском софийском соборе).

В период феодальной раздробленности более отчетливо стали проявляться региональные особенности, формируются новгородская, отличающаяся строгой композицией (церковь Спаса на Нередице), полоцкая с особой техникой кладки и удлиненными подкупольными барабанами (Софийский собор, Спасо-Ефросиньевская церковь) школы зодчества.

Наиболее ярким и декоративным было белокаменное зодчество Владимиро-Суздальской Руси с изящной резьбой на фасадах храмов, пышным внутренним убранством (Успенский, Дмитриевский соборы, храм Покрова-на-Нерли).

Во время татаро-монгольского нашествия каменное строительство на Руси практически прекратилось, за исключением Новгородской земли, где преобладало оборонное зодчество.

С ХI в. зарождается иконопись. Первые иконописцы как и архитекторы в Древней Руси были греки, которые обучали будущих русских мастеров. Поэтому в первых произведениях отчетливо проявляются византийские традиции. Но уже к ХII в. русские иконописцы создают оригинальные художественные композиции, которые передают региональные особенности, характерные скорее для субкультур, поскольку в целом сохранились элементы общности стиля, единства композиционных и технических приемов зарождавшейся единой общерусской культуры. Формируются киевская, новгородская, владимирская, псковская и др. школы древнерусской иконописи.

Древняя Руси славилась мастерами декоративно-прикладного искусства. В городах развивалось около 60 видов ремесел: оружейное, ювелирное, резьба по кости и др. Для предметов декоративно-прикладного искусства характерны яркая цветовая гамма, растительный или «звериный» орнамент, основанный на традициях древности. Позже старые языческие символы уступили место изображениям святых в сочетании с орнаментом из стилизованных цветов. Во время татаро-монгольского нашествия были утеряны ряд технических приемов, которыми пользовались ранее русские мастера.

Таким образом, Древняя Русь уже в домонгольский период превратилась в страну высокоразвитой культуры, отличающаяся высоким для того уровнем образования, развития общественной мысли, литературы, архитектуры, техники. В IХ-ХIII вв. начала складываться единая русская культурная общность.

 

2. Русская культура ХIV в. – XVIII вв. Возвышение Москвы

Со второй половины ХIV в. начинается возвышение Москвы как политического и культурного центра формирующегося единого Русского государства. Постепенно русские земли освобождаются от влияния татаро-монголов, наблюдается прорыв культурной изоляции России от Западной Европы, усиливается влияние Европейского Возрождения, хотя в средневековой России, в отличие от Европы, роль церкви в государстве оставалась очень важной. Подтверждением растущего могущества Московского государства стала сформированная в ХVI в. теория о Москве, как о «третьем Риме».

В русской культуре с ХVI в. и особенно в ХVII в. все более отчетливо просматривались черты Ренессанса. Это выразилось, прежде всего, в «обмирщении» зодчества, литературы, искусства. Доминирующим стилем в культуре становится барокко с его внешней декоративностью. Но в России классические формы европейского барокко дополнялись народными мотивами, что позволило выделить его своеобразие, получившее название «московского барокко». В ХIII в. на смену барокко постепенно приходит новое направление в культуре – классицизм.

В период объединения русских земель вокруг Москвы наблюдается расцвет зодчества, причем ведущей школой становится московская, в которой переплетаются традиции Владимиро-Суздальской архитектуры и Европейского Возрождения. Под руководством итальянских архитекторов Аристотеля Фиорованти, Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари и др. воздвигаются величественные Успенский, Архангельский соборы, Грановитая палата, московский кремль. Эти архитектурные сооружения стали образцами монументального зодчества на протяжении ряда столетий в других русских городах: Успенских соборов в Коломне, Звенигороде, Троицкого собора в Троице-Сергиевском монастыре и др.

Продолжалось крепостное строительство в Пскове и других городах. Строительство культовых зданий развивалось в основном по двум направлениям: сооружение небольших церквей крестово-купольного византийского стиля и создание монументальных храмов по образцу московского Успенского собора, с сохранением традиций суздальской и новгородской архитектуры в сочетании, как уже отмечалось выше, с архитектурными приемами Европейского Возрождения.

К началу ХVI в. определился отход от установившихся канонов. Новым направлением в строительстве культовых зданий стало преодоление «кубичности» и устремление зданий ввысь за счет ступенчатого расположения сводов, что привело к появлению торжественного архитектурного шатрового стиля. В нем нашли выражение национальные мотивы, традиции деревянного зодчества и элементы готики. Выдающимися памятниками шатрового зодчества являются храм Вознесения в селе Коломенском под Москвой высотой более 60 м., причем более половины составляет восьмигранная шатровая крыша, Покровский собор (храм Василия Блаженного) в Москве, построенный в 1560 г под руководством архитекторов Бармы и Постника. В этом стиле позднее были перестроены башни Московского кремля. В ХVI в. огромный размах получило крепостное строительство: построены кремли в Нижнем Новгороде, Туле, Коломне, Зарайске, Серпухове, в конце ХVI в. – Смоленский кремль, который Борис Годунов назвал «ожерельем всей Руси… на зависть врагам и на гордость Московского государства.

Характерным для зодчества ХVII в. является усиление светского начала, «обмирщение» культовой архитектуры, усиление декоративности, постепенный переход к так называемому «нарышкинскому» стилю или «московскому барокко». «Дивное узорочье» – так определили суть этого строительства современники. Наиболее интересным памятником в этом плане является Успенская церковь в Угличе (1628 г.), названная в народе «Дивной», церковь Покрова в Филях. Декоративность, сочетание народных традиций с барочным стилем прослеживается как в культовой, так и в светской архитектуре, в том числе деревянной. Такими являются Теремной дворец в Кремле, дворец в селе Коломенском, состоящий из 270 комнат, 22-главый Преображенский собор в Кижах начала ХVIII в.

В ХIV–ХVI вв. совершенствуется техника декоративно-прикладного искусства, прежде всего ювелирного мастерства, резьбы по дереву и кости. Одним из наиболее интересных резных изделий является царский престол в Успенском соборе Московского кремля. Центром ремесел в ХVI в. становится пушечный двор и оружейная палата. Здесь в 1586 г. мастером Андреем Чоховым была отлита «царь-пушка» весом 40 т. и диаметром ствола 89 см., не имевшая в то время аналогов в мире. Широко известны были в это время изделия художественного шитья из мастерских Елены Волошанки с богатой колоритной гаммой, использованием светских мотивов.

В ХVII– нач. ХVIII вв. в декоративно-прикладном искусстве усиливается светское начало. Ларцы, сундуки богато раскрашивались, металлическая посуда украшалась барельефами в стиле «барокко».

Вторая половина ХIV–ХVI вв. характерна расцветом стенной живописи. Ее отличала яркость красок, простота композиций, значительно большая по сравнению с византийской свобода письма. Наибольшее развитие получила иконопись. Появились иконостасы (греч.eikon-икона, stasis-место стояния). Искусство становится более земным, живым, вводятся натуралистические детали, листва, цветы, художники стремились передать человеческие чувства святых.

Ведущее место в живописи приобретает московская школа. В это время творили Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий. Для их творчества характерны смелая манера письма, глубокое психологическое проникновение в создаваемые образы. Феофан Грек работал сначала в Новгороде, затем в Москве, где расписывал Архангельский, Благовещенский соборы. Кисти Андрея Рублева принадлежат фрески Благовещенского собора в Москве (совместно с Феофаном Греком), Успенского собора во Владимире, Троицкого собора в Троице-Сергиевском монастыре (вместе с Даниилом Черным) и др. Широко известна его икона «Троица». Глубина и одухотворенность созданных в ней образов, совершенство композиции роднят творчество Рублева с античными мотивами. Стоглавый собор Грозного в 1551 г. поставил Андрея Рублева в образец всем иконописцам и в то же время усилил строгую церковную регламентацию, введя трафареты в иконописи. Основной темой иконописи Дионисия был культ Богородицы. Он пишет ряд икон для Успенского собора в Москве, Ростовского собора, Иосифо-Волоколамского монастыря. В середине ХVI в. в Москве была написана аллегорическая икона-картина «Церковь воинствующая». Сюжет ее связан с реальным историческим событием – взятием Казани, изображены же и святые, и прославленные князья-полководцы.

В ХVII в. «обмирщение» коснулось и иконописи. В художественном полотне Симона Ушакова «Спас нерукотворный», например, изображен не абстрактный святой, а реальный человек. Зарождается светский портрет – «парсуна». Известны портреты ХVII в. патриарха Никона, царей Фёдора Ивановича и Алексея Михайловича, князя Ф. Скопина-Шуйского.

В период складывания и укрепления единого русского государства в поисках опоры для культурного возрождения художники, писатели стали чаще обращаться к теме былой независимости и расцвета древней Руси. Этим объясняется усиление внимания к былинному эпосу. Складывается цикл сказаний, воспевающих идею русской государственности. Эта же тема возвышения Москвы как «третьего Рима», борьбы за обретение государственной независимости развивается и в письменных литературных произведениях того времени.

Историко-патриотической тематике посвящены поэма «Задонщина», написанная Сафонием Рязанцем, «Сказание о Мамаевом побоище», «Сказание о князьях Владимирских».

На новую ступень поднялось летописание. Региональные летописи, отличающиеся более глубоким и широким анализом событий, сменили общерусские летописные своды. Согласно приказу Ивана Грозного создается лицевой, то есть иллюстрированный свод.

Большое значение для развития литературы стало изобретение бумаги и начало книгопечатания. В 1553 г. в Росси появилось книгопечатание, по приказу Ивана Грозного в Москве была создана государственная типография, в которой Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем 1 марта 1564 г. была выпущена одна из первых печатных книг – «Апостол». В это время выходит первое сочинение по всемирной истории – «Русский хронограф». Начинается переход к систематизации и обобщению ранее собранного материала. Первым системным изложением русской истории стала «Книга степенная царского родословия», в которой дано жизнеописание всех русских князей от Владимира до Ивана Грозного. Огромным обобщающим трудом, состоящим из более чем 27 тыс. страниц, стали «Великие Четьи Минеи» (Чтения ежемесячные), созданные под руководством митрополита Макария. Свод житейских правил и наставлений содержится в «Домострое».

К историко-приключенческой литературе можно отнести записки путешественников. Наиболее известным является «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина.

В это время уже существовали монастырские и даже частные библиотеки. По некоторым сведениям, большая библиотека с греческими и латинскими рукописями была у Ивана Грозного. Судьба ее до сих пор неизвестна.

Как видно из «Домостроя», в ХVI веке было довольно развито просвещение. Горожане, зажиточные люди вели письменный учет в своем хозяйстве. На церковном соборе 1551 г. был утвержден проект создания городских училищ «для наученья грамоте», появились «азбуковники», руководства по грамматике и арифметике. Образованные люди того времени знали греческий, латинский и другие языки.

Однако более системный и светский характер образование приобрело в ХVII в. В 1634 г. был издан печатный букварь, дешевая цена которого (1 копейка), делала учебник доступным для широкого круга обучавшихся грамоте. Сохранились рукописные учебники арифметики того времени и печатная таблица умножения. При монастырях, церквях, а в 1680 г. – при Печатном дворе открывались училища с преподаванием греческого и латинского языков. В 1687 г. в России начало действовать первое высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия.

Дальнейшее развитие получила литература. В ХVII в. Печатный двор в Москве издал 483 книги. Новым стало появление бытовой повести и сатиры, например, «Повесть о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове», «Повесть о Шемякиным суде», «Повесть о Горе-злосчастии». Созданы исторические повести о завоевании Сибири Ермаком, об Азовском осадном сидении казаков.

Жанр «жития» приобрел характер автобиографии, например «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Выходят первые поэтические произведения, в частности, стихи Симеона Полоцкого.

Таким образом, средние века стали временем становления русской национальной культуры, основанной на самобытном народном искусстве с использованием традиций и достижений западноевропейской культуры.

 







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 1056. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия