Студопедия — Образные признаки концепта мечта
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Образные признаки концепта мечта






Исследование концепта мечта сквозь призму метафорического окружения обусловлено тем, что данный концепт является абстрактным. Концепты внутреннего мира соотносятся с концептами мира физического на основе уподобления (сравнения/ аналогии) первых вторым. Сходство, на основе которого возможно такое уподобление, квалифицируется как признак концепта. Образный признак концепта – это «общее основание, по которому сравниваются некоторые несхожие явления» (Пименова 2004: 6). Объективация признаков обосновывается, с одной стороны, ценностно-оценочными отношениями, которые воспроизводятся в каждом конкретном контексте, а с другой, – степенью когнитивной выделенности и освоенности этих признаков носителями языка. Исходя из положения о сходстве и подобии внутреннего мира внешнему, по аналогии с источниками метафоризации, весь массив образных признаков делится на 7 групп: витальные, антропоморфные, зооморфные, вегетативные, предметные, признаки стихий и признаки пространства.

Совокупность витальных признаков позволяет говорить о том, что одним из способов объективации концепта мечта является действие когнитивной модели ‘мечта – живое существо’. Витальные признаки могут быть выражены физиологическими признаками и собственно витальными. Выражается этот признак путем присоединения лексем живой, жить, и т.п. к имени концепта. И лишь надменные, назло живой мечте, Не зная милости и битвы... Фет. В полуночной тиши бессонницы моей… Признак ‘смерть’ также является значимым в представлении мечты в образе живого существа, т.к. смерть является закономерной и неизбежной заключительной стадией существования любого живого организма. ‘Смерть’ мечты объективируется метафорами убийства и погибели. Увы! Теперь мечтанья те Погибли в полной красоте. Лермонтов. Мцыри.

К витальным признакам относятся также признаки ‘голос’, ‘слух’, ‘сила’, ‘зрение’, ‘сон’, ‘здоровье’ / ‘болезнь’, ‘движение’, ‘питание’ (мечта слышит, мечта поет, сильная мечта, мечта видит, мечта спит, просыпается, болезненная мечта, мечта бежит, мечта питается). Наиболее частотными в этой группе оказываются признаки ‘движение’ и ‘возраст’ (29.2 % и 18.0 % соответственно от общего количества витальных признаков). Следует отметить, что признак ‘возраст’ представлен преимущественно конструкциями, указывающими на ‘молодость’ мечты (молодая мечта, младенческая мечта, юношеская мечта, девичья мечта).

Антропоморфные признаки. Процесс познания у человека сопровождается способностью оценивать реальность как «очеловеченную», созданную по его меркам. Это находит свое выражение в антропоморфизме, т.е. бессознательном восприятии объектов и явлений внешнего и внутреннего миров как живых существ, подобных самому человеку. Такое отождествление основывается не на визуальном его подобии, а схожести действий и состояний, проявляющихся в эмоциональном, ментальном или социальном поведении. Соответственно все антропоморфные признаки можно разделить на эмоциональные, ментальные, социальные и признаки характера.

Эмоциональные признаки концепта мечта отражают представления о том, что мечта – это явление, тесно связанное с эмоциями: с одной стороны, мечта подобно человеку, испытывает определенные эмоции, с другой – мечта сама выступает каузатором эмоционального состояния субъекта. Для мечты характерно испытывать как положительные (‘радость’, ‘отрада’, ‘веселье’), так и отрицательные (‘грусть’, ‘тревога’), интенсивные (‘возбуждение’, ‘страсть’, ‘возмущение’) и пассивные (‘тоска’, ‘печаль’, ‘уныние’) эмоции. Актуализация признака ‘счастье’ говорит о том, что мечта как процесс и определенное состояние человека оценивается положительно: мечта, как правило, связана именно со счастьем, поскольку мечтая, человек может приблизиться к счастью. И счастлив сей мечтой. Батюшков. Стихи Г. Семеновой.

Наиболее важным ментальным качеством мечты является ее творческая способность, что выражается признаками ‘творчество’ (Лишенный творческой мечты Уже, в жару нездравом, ты Коверкать стал правописанье! Баратынский. Увы! Творец не первых сил!) и актуализирует способность мечты создавать какие-либо образы (ср. мотивирующий признак ‘волшебство’) поэтому мечта воспринимается как творец (Люблю мечты моей созданье... Лермонтов. Как часто, пестрою толпою окружен).

Показательно очень малое количество примеров с признаками, отражающими собственно ментальную способность мечты – думать. Гораздо больше примеров указывают на несколько ограниченные умственные способности либо – на их отсутствие (глупая мета, безрассудная мечта, сумасшедшая мечта, безумная мечта).

Существование человека в полном объеме возможно лишь среди других людей. «Внутренний человек», так же как и «внешний», погружен в социальную среду, связан в своем существовании с другими субъектами, для его описания используются социальные метафоры. Социальная метафорическая система «объединяет метафоры, репрезентирующие непредметный мир как определенную социальную модель, связанную с жизнью человека в обществе с различными типами его профессиональной деятельности» (Балашова 1998: 165). Социальные признаки указывают на персонифицированность мечты, которая способна вступать с человеком и другими субъектами внутреннего мира человека в определенные отношения.

Наиболее показательными в этой группе являются признаки ‘интерперсональные’ и ‘социальный статус’, так как они конкретизируют многообразие антропоморфных признаков. Часто мечта описывается как неподконтрольное человеку существо, которое обманывает, берет в плен, завлекает и властвует – тогда она осмысляется как коварная, лживая, льстивая, обольстительная: Дявольские мечты овладели ею... Грин. Джесси и Моргиана. Мечта относится к человеку как враждебная сила, завоевывающая человека, но в некоторых ситуациях человек добровольно отдается «во власть» мечты. Меж тем, как в келье молчаливой Во плен отдался я мечтам. Пушкин. Послание к Юдину.

С другой стороны, мечта – это родное существо, которое человеку необходимо для поддержания жизненных сил и которым он очень дорожит. Как мать, мечта заботливая, нежная, приносит успокоение, лелеет, убаюкивает и ласкает: Мечта – прямая счастья мать. Батюшков. Совет друзьям. Убаюканному этими мечтами о мирном счастии, мне было легко и вольно. Брюсов. Огненный ангел. Как ребенок, мечта сама нуждается в заботе и воспитании. Иногда ее даже необходимо вынашивать. ...истомилась, вынашивая мечты... Ерофеев. Русская красавица. Ночью безгласной лелеял мечтанье. Блок. Помню далекое светлое лето.

Мечта выступает как равноправный партнер, помощник, с ней можно дружить, играть, совершать различные действия, а также выстраивать любовные отношения (доверять, ревновать, любить, встречаться, расставаться и т.д.): Мечты несбыточной подруга. Фет. Сегодня день твой просветленья. Дитя, отри заплаканное око, Не доверяй мечтам. Баратынский. Пиры. Признак ‘ассистивность’ указывает на возможность выполнять с мечтой какое-либо совместное действие. Синтаксически это выражается конструкциями, «обозначающими прагматическое выделение одного из двух симметричных актантов. Один актант выражается подлежащим, а второй занимает позицию дополнения» (Пименова 2004: 186): .Там жили с ним тогда мечты, будущее было одето туманом, но не тяжелым, предвещающим ненастье, а утренним, скрывающим светлую зарю. Гончаров. Обыкновенная история.

В группе зооморфных признаков наиболее частотными оказываются признаки орнитологические (‘крылья’, ‘полет’, ‘гнездо’) и энтомологические (‘бабочка’, ‘порхание’, ‘рой’). Связь мечты с образами птицы, летающего насекомого представляется вполне мотивированной. Насекомые и птицы являются обитателями воздушной стихии, стихии свободного движения. Мечта предпочитает находиться в оторванном от земли состоянии, в пространстве, связанном не только со светом, легкостью и полетом, но и со свободойчеловека. Давно мечты твоей полет Меня увлек волшебной силой Фет. Ф.И. Тютчеву. Мечты одной два трепетных крыла. Иванов. Любовь. В этом же противопоставлении можно рассматривать неактуальность анималистских признаков и подчеркнутое сравнение мечты именно с летающими насекомыми (в отличие, например, от мысли, которая ползает, копошится, шевелится и т.д.).

Мечта окрыляет человека, позволяет ему «взлететь над землей» и устремиться к некому идеалу. Поэтому мечта может представать как средство передвижения по воздуху, а метафора окрыленности передает состояние радости и свободы. И Гаврила полетел на крыльях мечты Горький. Челкаш. Положительная оценка, выражаемая энтомологическими признаками, проявляется, в частности, в том, что мечта сравнивается с так называемыми «безвредными» насекомыми – бабочкой и пчелой.

Примеры, объективирующие собственно зооморфные (анималистские) признаки данного концепта, встречаются достаточно редко. Однако их наличие позволяет говорить о развитии модели ‘мечта – живое существо – животное’. В первую очередь, это выражается предикатами быстрого передвижения, используемыми при описании особенностей передвижения животных: Но вслед за мной мечты мои скакали. Лермонтов. Аул Бастунджи. Признаки ‘резвость’, ‘необузданность’, ‘дикость’, и ‘неукротимость’ связывают мечту с образом коня / лошади: И если вам будут оказаны какие-либо знаки внимания, то отнесите их не к своим необузданным мечтам, а только лично к себе. Казанцев. Колокол солнца.

Обзор группы вегетативных признаков концепта мечта позволяет говорить о продуктивности когнитивных моделей ‘мечта – растение’ (мечта, как правило, описывается как цветущее растение (Мечты поэзии прелестной, Благословенные мечты! Люблю ваш сумрак неизвестный И ваши тайные цветы. Пушкин. Таврида) и ‘мечта – сладкий плод’: И вот печальные мечты, Плоды душевной пустоты. Лермонтов. Демон). Наиболее ярко представленным в этой группе является признак ‘сладость’. Объективация данного признака строится по следующей модели: приятные вкусовые ощущения ассоциируются с положительными эмоциями, удовольствием, комфортом и т.п., тогда как неприятные вкусовые ощущения – с отрицательными эмоциями, дискомфортом, и т.п. Примечательно, что признак ‘сладкий’ не всегда выражает положительную оценку и проявляется в регулярной схеме переноса по принципу: ‘сладкий вкус’ – ‘вызывающий физиологическое наслаждение’ – ‘плотский’ – ‘греховный’ – ‘лживый’ (Балашова 2005: 312). Он начинал познавать прелесть одиночества и сладкую отраву мечтаний. Горький. Фома Гордеев.

Предметные признаки представлены различными группами признаков: дименсиональными (‘размер’, ‘вес’, ‘длина’), квалитативными (‘материал’, ‘цвет’, ‘внешний вид’, ‘температура’), квантитативными (‘количество’).

Некоторые признаки конкретизируют предметный образ мечты, что позволяет говорить о продуктивности когнитивных моделей, где актуализируются не отдельные свойства, а целостная концептуальная структура, репрезентируемая в сознании носителей языка некоторым словом. Мечта – это нечто сокровенное и личное, поэтому она может быть представлена в образе ценной вещи, на что указывают признаки различных способов манипулирования. Мечту ‘хранят’, ‘прячут’, ‘берегут’, ‘ищут’, ‘забирают’, ‘дарят’, ‘берут’: ... береги мечту, потому что и у меня мечта! Достоевский. Братья Карамазовы. Могу ли я хранить мечты. Блок. Смотри – я отступлю в тень. Принцип аналогии распространяется и на функциональные свойства мечты – мечтами (в мечтах) мы приукрашиваем действительность, делаем ее более интересной, жизнь видится приближенной к идеальному состоянию: Кто жизнь печальною мечтой не украшал? Баратынский. Воспоминание.

Группа признаков концепта мечта является выражением модели ‘мечта – нить’ (мечты тянутся, мечта связывает, мечта обрывается): Мечты беспрерывно увлекали его и беспрерывно обрывались, как гнилые нитки. Достоевский. Бесы.

Образ бесполезности и хрупкости мечты выражается в следующих сочетаниях: мечты рассыпались, мечты развалились, мечты разбились, строить воздушные/песочные замки.

Признаки стихий. Четыре первоэлемента бытия, четыре стихии – огонь, вода, воздух, земля – являются устойчивыми образами для создания метафор. Модель ‘мечта – вода’ воспроизводится признаками ‘текучесть’, ‘способность сливаться’, т.е. соединяться в один поток с чем-либо, перемешиваться: Розы качали головкой склоненной, С песнью коварной сливаясь мечтами. Блок. Роза и соловьи. Одной из линий мотиваций образа жидкости в современной картине мира является ассоциативная связь ‘напиток – состояние, возникшее под действием этого напитка’. Мечта может осмысляться как жидкость, испив которую, человек приходит в состояние алкогольного опьянения: ...что-то холодное, как змея, вползало в сердце, отрезвляло ее от мечты... Гончаров. Обломов.

Мечта имеет ‘глубину’, в нее можно погрузиться и утонуть. Метафоры погружения являются типичными для описания эмоционально-ментальных состояний человека (погрузиться в мысли/ уныние и т.д.) и воспроизводятся по схеме ‘вход в пространство – начало состояния’. Т.В. Булыгина и А.Д. Шмелев такие состояния, в которые можно погрузиться, называют «глубокими» и связывают их с образом погружения в жидкость, «который лежит в основе конструкций, описывающих возникновение таких состояний. Действительно, человек, погрузившийся в жидкость на известную глубину, оказывается лишен доступа к информации о внешнем мире и затруднен в своих движениях; ему нелегко сразу же вынырнуть на поверхность» (Булыгина, Шмелев 2000: 284): Александр замолчал на минуту и погрузился совсем в мечту о Наденьке. Гончаров. Обыкновенная история.

Образ огня также служит продуктивной основой для создания метафор, которые позволяют выделить в структуре концепта мечта признаки ‘пламя’, ‘горение’: Нет, нет, мой друг, мечты ревнивой Питать я пламя не хочу... Пушкин. Гречанке. Как и огонь, мечта может ‘разгораться’ и ‘гаснуть’. Эти признаки воссоздают ситуацию приобретения и утраты мечты, т.е. перехода от мира вымышленного к миру реальному и наоборот: И погасла запылавшая с отчаяния мечта о том, как было бы хорошо, несказанно хорошо... Ремизов. Пруд.

Модель ‘мечта–воздух’ выражается дименсиональным признаком ‘легкость’. В таких случаях мечта трактуется как состояние удовольствия: Сменит не раз младая дева Мечтами легкие мечты. Пушкин. Евгений Онегин. Воздух составляет основу многих природных явлений. Одним из таких образований является ветер: В ту минуту я сидел, блаженно очумев от загадочного дворца, и вопрос Эстампа что-то у меня отнял. Не иначе как я уже связывал свое будущее с целью прибытия. Вихрь мечты! Грин. Золотая цепь. Подобные выражения позволяют предполагать наличие таких признаков, как ‘неосознанность’ и ‘неконтролируемость’ происходящего человеком в его внутреннем мире.

Объективным проявлением коннотации для слова ветер в русском языке является признак ‘непостоянство’. Эти признаки служат основой метафорического переноса для выражения оценки по отношению к тем, кто мечтает: легкомыслие, занятие ненужным делом, витание в облаках: Да, умен,– согласился герцог, – пожалуй, кое-что и в делах разумеет. А все-таки... нельзя на него положиться. Мечтатель, ветреник. Горький. Мать.

Мечта сравнивается с туманом и дымом. Одним из главных свойств тумана является способность ухудшать видимость, что позволяет представить мечту как некий заслон, туман, мешающий зрительному восприятию: Открыв рассеянной рукой Окно, Елецкий взор тупой, Взор, отуманенный мечтой, Уставил прямо пред собой. Баратынский. Цыганка. Как дым развеялись мечты. Лермонтов. Измаил-Бей.

Наименее частотными среди признаков стихий оказываются признаки ‘земли’, которые выражаются в сочетаниях земная мечта, приземленная мечта и часто содержат в себе отрицательную оценку. С этою успокоительною мыслью (но все-таки с надеждой на исполнение своей запрещенной земной мечты) ... Толстой. Война и мир.

В описании пространственных признаков необходимо различать функционирование двух типов моделей: 1) концепт – locus и 2) концепт – объект, занимающий определенное пространство внутреннего мира человека.

Модель ‘мечта – locus’ представлена двумя типами локализации: а) ‘внутри’, б) ‘на поверхности’. Второй тип локализации, который передается конструкцией ‘предлог на, по + имя концепта’ и отражает признак ‘плоскость’, для мечты несвойственен.

Традиционной является модель ‘мечта – вместилище’, на что имплицитно указывают различные признаки. В первую очередь, таким признаком является ‘объем’ (или ‘вмещенность’), который реализуется посредством конструкций ‘предлог в + имя концепта’: Все, все мое, что есть и прежде было, В мечтах и снах нет времени оков. Фет. Все, все мое, что есть и прежде было. Вместилища можно рассматривать как объемы, формирующие ограниченное пространство, и как нечто, содержащее некую субстанцию. Концептуализация внутреннего пространства происходит в виде выделения некоторых существенных признаков такого пространства. Мечта может интерпретироваться посредством признаков ‘полный ‘или ‘пустой’. В этом случае предмет мечтаний «заполняет» весь объем мечты, это то, о чем мечтают. Пустые мечты расцениваются как те, которым не суждено сбыться. Соответственно, в этих сочетаниях прослеживается оценочный компонент (полный ‘+’, пустой ‘–‘): Так мчалась юность бесполезная, В пустых мечтах изнемогая... Блок. На железной дороге.

На реализацию модели ‘мечта – locus’ указывают признаки ‘объем’, ‘открытость’/’закрытость’, ‘заполненность’. Такой способ категоризации концепта мечта по типу вместилища возникает на основании прямой ассоциации с конкретными типами вместилищ, такими как хранилище, жидкость, сокровищница и т.д., что может быть выражено эксплицитно: Весь цвет сокровищниц мечты, Весь цвет творенья… Тютчев. Саконтала.

М.В. Пименова в монографии по исследованию языковой наивной картины мира делит пространство внутреннего мира человека на два типа: 1) пространство реальное – внутри тела человека и 2) мифологическое (идеальное, воображаемое) – пространство внутреннего мира (Пименова, 1999).

Реальное пространство предполагает расположение субъекта или объекта внутреннего мира в пределах тела человека, внутри реально существующих человеческих органов. Данная модель конкретизируется в сочетаниях с глаголами и атрибутивами, реализующими идею проникновения, нахождения или покидания помещения. Мечта может находиться в голове и в груди: Лезет мне в голову мечта какая-то Островский. Гроза. Кто допустил в свою грудь мечты о такой деятельности... Герцен. Кто виноват?

Характерно, что мечта может заполнять весь внутренний объем, свободное пространство (и реальное, и мифологическое), что проявляется в потребности человека в свободе, отсутствии границ, которые часто преодолеваются посредством мечты. При этом возникает ситуация, когда восприятие внутреннего пространства вытесняет ощущение или восприятие внешнего, объективного пространства: Мечтою по воле проникнуть он мог И в нищую хату и в царский чертог … Баратынский. На смерть Гете.

Мечта может находиться вне человека, – активным оказывается использование пространственных метафор, отражающих позицию верха. Позиция верха связана с устремлением человека к высшему идеалу. Перемещение мечты по вертикальной оси по направлению вниз связано с приближением к человеку. В таких конструкциях мечта представляется как некий дар, способность, данная человеку извне. И наоборот, ‘перемещение вверх’ указывает на отдаление мечты от человека, ее исчезновение: О сладостна мечта, Дщерь ночи молчаливой, Сойди ко мне с небес в туманных облаках… Батюшков. Мечта.

Пространство рассматривается как установление порядка расположения или направления движения предметов в пространстве. Трехмерность пространства образована тремя полярными координатами в горизонтальной и вертикальной плоскостях: «вертикаль», «вперед-назад» (фронтальная ось), «справа-слева» (латеральная ось). Показательно, что в пространстве человека (идеальном и реальном) движение по вертикали для мечты не свойственно, тогда как по горизонтали мечта двигается в разных пространствах. Необходимо отметить, что в пространстве человека движение мечты, как правило, описывается метафорами хаотичности и беспорядочности: ...напоминал те мысли и мечты,которые носились в голове Толпенникова каких-нибудь два часа тому назад. Андреев. Первый гонорар.

Мифологическое пространство – это пространство внутри идеальных (воображаемых) образований. Словарное толкование показывает, что мечта связана с воображением (Мечта: 1. Что-л., созданное воображением, фантазией; 2. Процесс создания в воображении к-л. образов, представляемых как существующие): Но и эта мечта улеглась в воображении, вслед многим другим. Гончаров. Фрегат «Паллада».

Однако наиболее часто встречается расположение мечты в душе или сердце. Сердце в данном случае выступает не как конкретный орган кровообращения, а как идеальное пространство, представляющее собой средоточие эмоциональной, духовной жизни человека, его переживаний, настроений и чувств. Поэтому именно душа и сердце испытывают те эмоции, которые вызывает мечта: Ничто души не веселит, Души, встревоженной мечтами. Батюшков. Пробуждение. В сердце ее рождались новые мечты о счастье. Беляев. Голова профессора Доуэля.

Выделенные признаки показывают, что описание пространства и пространственных отношений играет важную роль в познании внутреннего мира человека. Ориентационные метафоры, которые переносят пространственные понятия в область внутреннего мира, выражают ценностно-нормативную шкалу восприятия. Пространственные признаки концепта мечта можно представить следующим образом:

I loc1мечта как объект, локализуемый в: (1) субъекте, обладающем мечтой: а) реальное пространство (голова (мозг), грудь, тело); б) идеальное пространство (воображение, сердце, душа, (ум) и (2) вне тела человека (небо, над землей, над человеком).

II loc2 мечта как вместилище, в котором локализуется объект (контейнер, хранилище, жидкость).

Среди всех пространственных признаков наиболее значимым является представление мечты как вместилище – loc2. Актуализация данной модели обусловлена необходимостью вкладывать в мечту определенное содержание, что непосредственно связано с дальнейшей ее реализацией.

Таким образом, абстрактная, ментальная сущность мечта, непосредственно не воспринимаемая, не данная в ощущениях, познается посредством метафор, основанных на тактильном, зрительном, вкусовом восприятии. Мечта описывается известными носителям языка образами, формирующими картину мира. То есть можно говорить о существовании базового признакового состава концепта мечта, представленного в выделенных группах. Наиболее частотными среди образных признаковоказываются антропоморфные (32.59 %) и пространственные признаки (18.17 %), на что указывает частотность конструкций, в которых они объективируются. Остальные группы признаков в процентном соотношении выглядят следующим образом: предметные – 13.75 %, витальные – 13.25 %, признаки стихий 11.72 %, зооморфные – 5.92 %, вегетативные – 4.6 %. Актуализация определенных признаков показывает, что наиболее продуктивными когнитивными моделями в объективации концепта мечта являются:

1. ‘Мечта – живое существо’: ‘мечта – человек (мать, ребенок, друг, властитель, пленник, творец, партнер)’, ‘мечта – животное (конь)’, ‘мечта – птица’, ‘мечта – летающее насекомое (бабочка, пчела)’.

2. ‘Мечта – растение’: ‘мечта – цветок’, ‘мечта – плод (сладкий)’.

3. ‘Мечта – предмет’: ‘мечта – хрупкий предмет’, ‘мечта – нить’, ‘мечта – ценность’, ‘мечта – сооружение’.

4. ‘Мечта – стихия’: ‘мечта – огонь (звезда, молния)’, ‘мечта – вода (хмельной напиток, водоем)’, ‘мечта – воздух (туман, ветер, дым)’.

5. ‘Мечта – locus (вместилище, хранилище, сокровищница, мир)’.

 







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 1332. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия