Студопедия — ВИТЯЗЬ В ТИГРОВОЙ ШКУРЕ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ВИТЯЗЬ В ТИГРОВОЙ ШКУРЕ






12. Стихотворство изначально — отрасль мудрости

одна, — В ней божественных напевов сладость

внемлющим дана,

Но и здесь способный слушать насладится им

сполна;

Длинный сказ поведать кратко — этим песня нам

ценна.

13. Скакуна проверить может путь широкий без

преград,

В мяч играющих — арена, где ясны и взмах и

взгляд,

А поэта — стих протяжный, где б он мог пойти

назад, Если сила слов иссякнет и в стихах ослабнет лад.

14. Полюбуйтесь стихотворцем и его шаири 1 строем В миг, как речь родную спутав, стих слагает с

перебоем,

Не сомнет он хода мысли, а отступит только с

боем

И, взмахнув чоганом 2 ловко, вновь сумеет стать

героем!

15. Кто лишь раз иль два случайно рифму сплел,

тот не поэт.


Пусть не мнит себя поэтом! С мастерством тут

сходства нет.

Строки раз-другой он свяжет, а стиха в них нет

примет.

Все ж кричит с упорством мула: «Вот поэзии

расцвет!»

16. Есть другие стихотворцы: куцый стих — вот их

отличье.

Грудь пронзить нас совершенством не позволит

их обычай.

Я сравнил бы их с юнцами, что погнались за

добычей И, не сбив большого зверя, все ж гордятся

мелкой дичью.

17. Третий вид стихов пригоден для веселых

песнопений, Для пиров, забав любовных и шутливых

поношений, Нас развлечь и это может, только в ясном

изложеньи.

Но поэт лишь тот, кто пишет в неизбывном

вдохновеньи.

18. Перлы творчества поэту рассыпать не надо зря. Возлюбить одну он должен, лишь ее боготворя, Петь о ней со всем искусством, для нее одной

горя, Никакой не ждать награды, словом музыку творя.

19. Знайте все, одной и той же гимн пою я

неизменно. Этим я горжусь, но тайны не расславил

откровенно.

Хоть нещадна, как тигрица, все же чувство к

ней нетленно, Ниже вновь ее я песней славословлю сокровенно.

20. О любви об изначальной, в высь к идеям

восходящей,

Не сказать словами. Слово здесь приводит к

скорби вящей.

Хоть любовь и одаряет страстью, 'выспренне

парящей, Не снести ее страданий и душе страстотерпящей.


21. Той любви постигнуть тайну мудрецов бессилен

гений,

Истощается здесь слово, не хватает песнопений. Я воспел лишь плоть земную, красоту ее

влечений, Не распутных, а томящих жаждой высших

вожделений.

22. Кто миджнур 3 — так он — безумец, смысл таков

арабов слова, Ведь безумствует влюбленный, разлучась

с любимой снова. Но одни в порывах тщетных ищут божьего

покрова,

А иным — красоток ласки всей земной любви

основа.

23. Но лишь тот миджнур, кто с виду блещет

солнечной красой,

Чей удел довольства жизни, мудрость, щедрость

и покой, Одарен умом и словом, мощных мощно кличет

бой. Кто лишен всех этих качеств, ни к чему

миджнур такой.

24. В чем краса миджнуров чувства, нам с трудом

познать дано:

Ведь оно необычайно и распутству не равно. Это чувство от распутства рубежом отделено. Пусть не путают их, помня, что здесь мной

изречено.

25. Кто миджнур, тот постоянен, презирает он порок. С тяжким вздохом покидает он возлюбленной

порог.

Лишь одной он предан сердцем, как бы ни был

грозен рок.

Я брезглив к любви без чувства, где слышны

лишь чмок да чмок.

26. Заблуждается, кто скажет, будто с тем миджнуры

схожи, Для кого сегодня, завтра, та иль эта — все

пригожи.


Развлекаться так — похоже на прокази

молодежи. Тот миджнур хорош, который муки мира

превозможет.

27. Первый долг миджнура — тайна и в страстях

души покой.

Образ милой вспомнив, должен он исполниться

тоской, В исступленьи от разлуки пламенеть, гореть

душой,

Вынося и гнев любимой, претерпеть сердечный

зной.

28. Долг его — не открываться и в страданьях

никогда,

Не вздыхать при всех, чтоб милой не коснулась

тень стыда,

Не давать никак заметить чувств безумных и

следа

И гореть для той, с которой стала б радостью

беда.

29. Как же верить тем, кто может оглашать любви

обет,

Кто, вредя своей любимой, и себе приносит вред? Если тайна разгласится, от стыда спасенья нет. Долг миджнура в том, чтоб дева от любви не

знала бед.

30. Я дивлюсь, когда влюбленный о любви кричит

своей

И позорит ту, в ком чувство смертоносных ран

сильней.

А не любишь, для чего же говорить тогда о ней? Злое слово больше жизни почитает лишь злодей.

31. Пусть влюбленный о любимой плачет — ведь он,

плача, прав!

В одиночестве прекрасном, как отшельник средь

дубрав,

Лик возлюбленной он помнит, путы малых дел

порвав.

А в среде людской он должен обуздать миджнура

нрав.


1. Кто создателем Вселенной был

всесильно-всемогущим

И с небес дыханье жизни даровал всем тварям

сущим, Одарил земным нас миром, многообразно

цветущим, — От него ж цари с их ликом, одному ему

присущим.

2. Образ тел во всей Вселенной создал ты, единый

бог,

Будь защитой мне, чтоб мощью сатану попрать

я мог!

Дай туда провесть миджнуров, где их смерти

ждет порог, Облегчи грехи, чтоб с ними я в пути не занемог.

800. Стал молиться: «Бог всевышний, тверди неба

вседержитель, «То ввергающий в страданья, то добра

уготовитель, «Непостижный, несказанный, права правого

зиждитель, «Дай мне силы над страстями, вожделений

повелитель!

801. «Боже, боже, выси, долу ты владыка и покров. «Создал ты законы сердца, породив для нас

любовь. «Вдаль от лучшего светила мир меня уводит

вновь. «Не губи любви посева, что растит любимой

кровь.

802. «Боже, боже, упованья мне другого не найти, «Дай мне помощь умоляю, где бы ни был я

в пути, «Силу вражью, бурю в море, духов мрака

отвести! «Коль спасусь, тебе я жертву обязуюсь

принести».

1238. Автандила речи к богу благодарностью звучали: «Будь же ты прославлен, — молвит, —

утешающий в печали,


 

 

 


«Вывший, сущий, несказанный, непостижный

в высшей дали

«И небесной благодати отверзающий скрижали». 906. Говорит Асмат: «Всевышний, в словесах

неизреченный, «Совершенен мир, тобою светом солнца

освещенный. «Мне ль вознесть тебе хваленья,

в беспредельность облаченный? «Славься ты, не давший смерти мне, страданьям

обреченной!»

826. Молвит: «Солнце — в изреченьях образ

солнечный ты ночи,

«Ты вне времени причастно одного единой мощи, «В йоту мига снизить звезды у тебя хватило б

мочи, «Не меняй ты мне судьбины, дай узреть

любимой очи!

827. «Ты, кого, как образ бога, знали мудрые дней

прежних, «Облегчи мою неволю, я в тисках цепей

железных!

«Я искал хрусталь-бадахши, но лучей лишился

нежных. «Там страдал вблизи любимой, здесь в тоске

путей безбрежных».

1478. Мудрый Дивное открывает дела скрытого исток: Лишь добро являет миру, а не зло рождает бог, Злу отводит он мгновенье, а добру —

пространный срок, Ввысь подъяв его истоки, где сверхблагости

порог.

112. Отвечает дева: «Смело я скажу тебе, родитель, «Недостоин бог упрека, всей судьбы

распорядитель,

«Непричастен к жизни горькой тварей щедрый

покровитель.

«Зло творить зачем же будет тот, кто есть добра

зиждитель?»

1348. Автандил в ответ: «Не бойся, все правдиво здесь

и цельно,


«Горе горькое умчалось, и веселье неподдельно, «Мрак развеян, и величье света стало

нераздельно, «Зло сразив, добро пребудет в этом мире

беспредельно».

1421. А Фатьму при виде девы словно жажда обожгла. Руки, ноги целовала и за шею обняла. Молвит: «Богу благодарна! Озарилась светом

мгла,

«Вечен свет добра, познала кратковременность

я зла».

1495. Царь спешит верхом навстречу, с ним вся знать

и все войска. Кто прослышал, все явились, как на зов,

издалека.

Прославляется повсюду бога вышнего рука, Молвят: «Зло недолговечно, а добро живет века».

940. О зачем ты, мир коварный, ввергнул нас

в круговорот?

Кто тебе, как я, отдался, непрестанно слезы льет. Нас отколь куда кидаешь, где сметаешь жизни

всход? Но к отверженным тобою преисполнен бог забот.

941. Автандил в разлуке плачет, слышен вопль до

небокрая,

Молвит: «Я теперь, как прежде, плачу, кровью

истекая. «Как была трудна мне встреча, так тяжка

разлука злая.

«Не равны на свете люди — между ними грань

большая».

942. Насыщали зверя в поле с кровью пролитые

слезы.

Автандил не мог, сгорая, отвратить огня угрозы, Тинатин4 он вспоминает, и печалят душу грозы, И сияет блеск хрустальный сквозь узоры алой

розы.

943. Отцвела, завянув, роза, тополь-стан поник от

бури, Хрусталя и дала5 грани отражают цвет лазури,

4 675


Но сдержал он натиск смерти, сердца в скорби не

понурив.

Говорит: «Покинув солнце, не дивлюсь, что день

мой хмурый».

944. Солнцу молвит: «Ты ведь отблеск Тинатин моей

ланит.

«Освещает дол и горы ваш соцветно схожий вид. «От того-то мне, безумцу, образ твой покой дарит. «Но зачем ты отвернулось? Эт.о грудь мне

леденит.

945. «Лишь на месяц удаляясь, солнце шлет нам

стужу зим,

«Как не стыть мне, коль два солнца бросил я,

тоской томим?

«Но утес не знает боли и тоской непобедим, «Ран ведь нож не исцеляет, только боль несет

он им».

946. Путник к небу плач возносит, солнцу молвит,

говоря: «Ты над властью власть, о боже, вот к тебе

взываю я. «Ты, кто малых ввысь возносишь, дав

счастливым трон царя,

«Дай узреть любимой очи, в полночь день не

претворя.

947. «Плачем плач и горем горе увеличь, Зуал6,

мне ты

«И покрой мне сердце мраком, ввергни в бездну

темноты, «Бремя мук, как ношу мулу, ниспошли мне

с высоты «И скажи моей любимой: «Он слезой сменил

мечты».

948. «Я к тебе, Муштар7, взываю, дай правдивый

приговор, «Разреши нам справедливо сердца с сердцем

нежный спор.

«Не бери греха на душу, омрачив правдивца взор, «Прав я, знай, не мучь, вскрывая в сердце раны

давних пор.


949. «Вот Марих8, я умоляю, грудь пронзи мне без

пощады

«И потоком алой крови обагри мои ты латы. «Ты возлюбленной поведай, как я стражду от

утраты,

«Ведь ты знаешь, как лишился в этой жизни

я отрады.

950. «Помоги ты мне, Аспирос 9! Грудь мне та зажгла

пожаром,

«Кто столь дивно цепь жемчужин губ объяла

жаром.

«Ты сама ведь одаряешь всех красавиц этим

даром,

«Чтоб такой, как я, бедняга погибал в безумье

яром.

951. «Отарид |0, с твоим лишь можно мне сравнить

свой жалкий рок.

«В плен забрав, меня сжигает солнца огненный

клубок.

«Опиши мои страданья, вот чернила—слез поток,. «Я свой стан, как волос тонкий, быть пером

твоим обрек.

952. «Сжалься, Месяц, надо мною, гасну я, как ты, —

иссох. «То, как ты, я полон солнцем, то опять без

солнца плох.

«Расскажи моей любимой, как я страстью взят

врасплох,

«Пусть запомнит: испускаю для нее последний

вздох.

953. «Страсть мою поют светила голосами всей

седмицы, «Отарид, Муштар и Солнце все с Зуалом

бледнолицы,

«А Луна, Марих, Аспирос опустили вниз зеницы «Возвестить моей любимой, что страданьям нет

границы».

954. Говорит он сердцу: «Ныне слезы льешь

неиссушимо.

«Жизнь сгубив, со злом сдружиться разве так

неотвратимо?


«Знаю, что черны, как ворон, волоса моей

любимой. «Если горя мы не стерпим, счастье чем же

нестерпимо?

955. «Лучше буду жить я, даже жизнь сомненью

подвергая!

«Коль могу я видеть солнце, ни к чему тоска

такая!»

Затянул он песню сладко, слез потоки низвергая. Соловья с совой равняет звуком дивным песнь

такая.

956. Отовсюду вышли звери слушать звуки

песнопенья, Наслаждаться дивной песней над водой

взнеслись каменья И, внимая плачу, плачут, внемля в чарах

удивленья. Он в слезах поет и видит всюду слезы сожаленья.

865. «Коль ты мудр, то знать ты должен, в чем же

мудрость-то сама! «Муж, способный плакать тихо, добродетелен

весьма.

«Тверже скал держаться надо, хоть страданий

будет тьма, «Все несчастье человека — это горе от ума.

866. «Ты мудрец, но не научен мудрецов понять

сужденья. «Как, среди зверей рыдая, ты насытишь

вожделенья?

«Отвернувшись от Вселенной, как поймешь свои

томленья?

«Для чего повязка здравым? Для чего вскрывать

раненья? 776. «И меня в разлуке помня, ты крепи ко мне

любовь,

«В жизни я рабом не буду, не страшусь своих

врагов.

«Храбрый, горести отвергнув, с храбрым сердцем

в бой готов. «Жалок тот, кто в дни невзгоды не сумел

воспрянуть вновь,


297. «Ты, служа царю, стремился отыскать меня

скорей.

«Волей бога я нашелся, к цели шел ты всех

храбрей.

«Но про жизнь мою кто скажет, отчего я средь

зверей. «Если сам скажу тебе я, — стану пеплом от

огней».

893. «Что за польза от томленья? Что несет нам

слез поток?

«Ведь никто не умирает, коль того не хочет рок. «Розе цвет хранить без солнца точный дан

трехдневный срок, «Рок — борьба, и с ней победа, коль того

желает бог».

779. Сел писать он завещанье, о тоске души сказать: «Царь, того, кого я жажду, тайно я ушел искать. «Без него, по ком сгораю, тяжела мне жизни

кладь.

«Призови, простив, мне в помощь сил небесных

благодать!

780. «Знаю, ты мое решенье не отвергнешь под конец. «Друга, спаянный любовью, не предаст врагам

мудрец.

«Я дерзну слова Платона привести, как образец: «Вслед за плотью тленен духом как двуличный,

так и лжец.

781. «Ложь — источник всех несчастий и спокойствия

утрата.

«Как предам того, кто в жизни для меня дороже

брата?

«Если действовать не будешь, ни к чему ума

палата.

«Цель познанья в том, чтоб влиться в стройность

высшего уклада.

782. «Ведь апостолов писанья о любви известны вам, «Как глаголят, как возносят! Будь соцветен их

словам!

«Гимн «Любовь нас возвышает» бубном взносят

к небесам.

Θ7Θ


«Коль их ты не понимаешь, как понять их

простецам?

783. «Кто родил меня и дал мне над врагами

торжество,

«Кто незримой силой дарит все земное естество, «Кто, найдя предел пределам, обессмертил

божество,

«Тот мгновенно претворяет сто в одно, одно же

в сто.

784. «Не бывает то, что воле всеблагого неугодно. «Без лучей небесных розы увядают ежегодно. «Красота нетленным видом возвышает

благородно. «Разве, с другом разлучившись, жить могу я

беззаботно?

785. «Но прости, как ты ни гневен, что я дерзко

непослушен.

«Я не мог снести страданий, мир мне, пленнику,

стал душен. «Чтоб погас огонь горенья, мне отъезд, как

лекарь, нужен. «Кто обрел свободу воли, тот к несчастьям

равнодушен.

786. «Бесполезны воздыханья и обильный слезомет. «Не свершившись, не проходит то, что небо

людям шлет. «Сносит стойко все несчастья храбрецов

отважный род,

«Не менять земным созданьям бытия извечный

ход.

787. «Все, чему дано от бога совершиться надо мной, «Пусть свершится! Все исполнив, возвращусь

к себе домой, «Вновь увижу величавых, вас, увенчанных

судьбой.

«Быть полезным Тариэлю — это весь прибыток

мой.

788. «Если мысль мою осудят, царь, предай меня ты

казни. «Неужель в моем отъезде повод есть для

неприязни?


«Не предам я Тариэля, я не раб людской

боязни,

«Не могу, чтоб он мне бросил в небесах упрек

непраздный.

789. «Не забыть про горе друга — это клад, никак не

малый!

«Презираю человека, если он изменник шалый, «Не солгу владыке солнца, что в лучах сияет,

алый! «Ни к чему храбрец кичливый и вояка

запоздалый.

790. «Хуже нет, когда со страхом воин в бой идет

кровавый, «Ужасаясь, весь трепещет и дрожит пред

смертью, здравый. «Чем же лучше хилой пряхи воин слабый и

лукавый? «Всех богатств добытых лучше добыванье

доброй славы.

791. «Не задержат смерть теснины, ни скалистая

вершина. «Храбрецов и малодушных перед ней равна

судьбина. «Под конец юнцов и старых примет вечности

долина, «Недостойной жизни лучше достославная

кончина.

792. «Повелитель, не дерзну ли доложить тебе со

страхом:

«Тот не прав, кто забывает хоть на миг, что

станет прахом. «Уж грядет, кто днем и ночью все одним

сметает взмахом. «Знай, коль я с тобой не свижусь, взят я

времени размахом.

793. «Если буду я низвергнут разрушающим все

миром

«И умру один, не слыша плача тех, чьим был

кумиром, «Не одет рукой питомцев и святым не мазан

миром,

68J


«Пусть твое благое сердце эту весть приемлет

с миром.

794. «Не измерить всех сокровищ, что хранил я по

дворцам,

«Одари ты неимущих и свободу дай рабам. «Раздавай богатство щедро бесприютным

беднякам, «Память добрую за это обрету средь них я сам.

795. «Что найдешь из тех сокровищ для храненья

непригодным,

«Часть отдай мосты построить, часть — домам

богоугодным. «Не считай моих убытков, действуй, как

найдешь удобным. «Чтоб меня утешить, кто же может быть тебе

подобным?

796. «Уж тогда с моим посланьем не придет к тебе

гонец!

«О душе своей пишу я, как проситель, но не

льстец.

«Лесть бесплодна; в добром деле делу дьявола

конец. «Ты прости великодушно! Чем воздаст тебе

мертвец?

797. «Как за лучшего из верных, я прошу за

Шермадина ", «Без конца ему страданья шлет текущая

година.

«Приласкай его — ведь к ласкам он привык у

господина,

«Чтоб сквозь очи не прорвалась слез кровавая

плотина.

798. «Завещание закончив, приложил к нему я руку. «Воспитатель, меркнет разум, не снеся с тобой

разлуку!

«Не носить по мне вам траур, одолейте сердца

муку, «Пусть пред царственным величьем страх

объемлет всю округу».

799. Шермадину дал письмо он, кончив рукопись на

этом.


«Что с тобой — сказал — решили, все дерзни

сказать с приветом.

«Кто же, как не ты, умеет верным быть моим

заветам?» Обнял он его, и слезы полились кровавым

цветом.








Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 528. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия