Студопедия — ЖИЗНЕОПИСАНИЯ И МНЕНИЯ ЗНАМЕНИТЫХ ФИЛОСОФОВ 26 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЖИЗНЕОПИСАНИЯ И МНЕНИЯ ЗНАМЕНИТЫХ ФИЛОСОФОВ 26 страница






 

Образование. По меркам нашего общества и согласно мнению людей науки, обучение и образование суть интеллектуальные действия, направленные на усвоение определенных истин и сообщение этих истин другим. Однако с точки зрения социокультурной системы, обучение есть политический про-

 

==303

 

 

Типология культуры

 

цесс, одно из средств социальной интеграции и контроля. С антропологической же точки зрения это процесс, в котором культура одного поколения передается следующему, или способ, которым общество навязывает индивиду свои обычаи, верования, идеалы и модели поведения. Процесс обучения может быть формальным и неформальным; последний, будучи более глубоким, продолжительным и органической частью повседневности, оказывает и более серьезное воздействие на жизнь индивида. Концепция обучения как политического процесса хорошо обоснована у Аристотеля: «Но самое важное из всех указанных нами и способствующих сохранению государственного строя средств... это воспитание в духе соответствующего государственного строя... Едва ли кто-нибудь будет сомневаться, что законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодежи... Ведь воспитание должно соответствовать каждому государственному строю»47. Он восхваляет лакедемонян, которые «проявляют очень большую заботу о воспитании детей», так что «оно носит у них общественный характер»48.

 

В культурах эпохи бронзы роль государства в обучении масс была невелика. И вместе с тем даже у ацтеков можно обнаружить школы для детей общинников. В Египте эпохи Древнего Царства существовали дворцовые школы, где юноши осваивали всякого рода практические искусства — письмо, математику, инженерное дело, медицину и т.п. «Образование состояло исключительно в практической подготовке будущего чиновника»49. В древней Индии образование испытывало громадное воздействие религии, но были и школы сравнительно светского направления, прививавшие сугубо практические навыки. Иногда развитию образования содействовали сами правители, при которых некоторым ученым удавалось добиться политического влияния. В Китае обучение стало интегральной частью политической организации государства. Во времена У-ди (II в. до н.э.) изучение классической литературы считалось необходимым для знати. На протяжении веков здесь существовали экзамены для соискателей государственных должностей, и Коунтс с полным основанием говорит, что Китаем правили ученые50. Одним из преимуществ такой системы было «полное приручение ученого сословия троном»51. В Японии эпохи Нара (VIII в.) главную задачу образования видели в подготовке новых правительственных кадров52.

 

Древнегреческое общество во многих отношениях имело откровенно секулярный характер (так, Аристотель даже не включает жрецов в свой каталог профессиональных групп).

 

==304

 

 

Л. Уайт. Государство-церковь: его формы и функции__________

 

Главной заботой здесь были отношения государства и индивида, а не человека с Богом. «Законы» Платона и «Политика» Аристотеля сосредоточены, в основном, на общественной жизни и общественной мысли Греции. Отсюда и убеждение, что образование — всецело государственное дело. Согласно Платону и Аристотелю, оно должно регулироваться государственной властью, быть обязательным для свободных граждан, и притом единообразным.

 

В Риме образование первоначально носило домашний характер; позднее учреждаются начальные школы, входят в моду и риторские училища. В императорскую эпоху последние постепенно включаются в государственную систему.

 

Общий обзор функций государства. Мы видели, что государство посредством сложного правительственного механизма — через монархов и их советников и администраторов, через ассамблеи или парламенты, судебно-полицейские и карательные учреждения — в значительной мере интегрирует, регулирует и контролирует жизнь гражданских обществ. Оно защищает их от внешней агрессии и внутренней смуты53. И оно же организует или, по крайней мере, контролирует многие межсоциальные процессы и многие сферы жизни — пути сообщения, ирригацию, общественное благосостояние и здравоохранение, финансы и торговлю, систему наказаний, образование и т.д. — столь же существенные, сколь и желательные для полноценного функционирования общества. Цель этих усилий — безопасность, преемственность и эффективность социокультурной системы.

 

«Церковь»

 

Обозрев функции государства как механизма интеграции, регулирования и контроля, обратимся теперь к «церкви». Если государство и «церковь», как мы уже заметили, — всего лишь два аспекта, или сегмента специального интеграционно-регулятивного механизма гражданских обществ, было бы естественно ожидать, что функции «церкви» и ее роль в социальном организме в общем и целом параллельны государственным. Следующий далее анализ подтверждает наше предположение.

 

Функцией «церкви» в гражданском обществе является сохранение целостности социокультурной системы, частью которой она является. Она достигает этого посредством 1) наступательно-оборонительных отношений с соседними странами и народами, 2) поддержания режима повиновения и по-

 

==305

 

 

Типология культуры

 

слушания для подчиненных классов у себя дома и, следовательно, предупреждения дезинтеграции общества в результате восстаний и гражданских войн, а также 3) управления различными межсоциальными процессами и сферами — т.е. через налаживание сельского хозяйства, ирригации, ремесел и коммерческих связей, организации общественных работ и воздействия на жизнь индивида через обучение и культ.

 

В любом гражданском обществе «духовенство» — по крайней мере, высшее — составляет часть правящего класса и в этом качестве пользуется громадным политическим весом или властью, а также правом владеть богатствами. Мы уже указывали, что носитель верховной власти во множестве случаев был тесно связан с жреческим сословием, а нередко и сам выступал как верховный жрец. В других случаях «духовенство» оказывало неизменно определяющее влияние на правительственный курс. Два верховных жреца у ацтеков «давали советы царю и его приближенным по вопросам войны и внутренней политики»54. Глава жрецов в доиспанском Перу был братом или дядей главы государства — Великого Инки. В Древнем Египте соперничество между фараонами и жрецами нередко завершалось победой последних, выдвигавших царя из своей среды. Да и «ассирийские самодержцы <...> не начинали общественных дел без совета с ее [Иштар. — Прим. Л.Уайта} жрецами»55. В Греции и Риме жрецы, обладая большим политическим влиянием, тем не менее «слишком тесно отождествлялись с секулярным правящим слоем, чтобы оформиться в самостоятельную политическую силу»56.

 

Война. Можно с уверенностью сказать, что ни одна война не обходилась без обращения к сверхъестественным силам. И делом «духовенства» в гражданском обществе — как и делом заклинателей в обществе родоплеменном — была мобилизация населения для военных нужд. Служитель главного божества ацтеков — бога войны Вицлипуцли, был одним из двух столпов жреческой иерархии. Жрецы с изваяниями богов шли во главе походного строя войск. И одной из целей войны у ацтеков был захват пленных для храмовых жертвоприношений. В Египте и других древних цивилизациях Старого Света победа в войне считалась даром божества. «Эту победу даровал мне Амон», — заявляет Рамсес II в надписи, сделанной после битвы при Кадеше. Богов полагалось благодарить, делая подарки храму или предоставляя жрецам долю в военной добыче.

 

Классовая структура. В городских культурах древности жречество было интегральной частью классовой структуры гражданского общества. Принимая свою общественную роль

 

==306

 

 

Л. Уайт. Государство-церковь: его формы и функции___________

 

как должное, оно безоговорочно принимало как данность и общество своего времени — с подчиненными массами на одном полюсе и правителями, военной верхушкой и жреческой иерархией — на другом. В таком общественном устройстве открывались воля и замысел богов, и религиозный долг, следовательно, состоял в поддержании и воспроизведении данной системы. Далекая от осуждения рабства, эта идеология вполне отвечает тому факту, что «первоначально рабы были, по-видимому, прикреплены к храмам»57 в качестве сельскохозяйственных рабочих или ремесленников.

 

Социальный контроль, образование и культ. Говоря об этических нормах, мы уже отмечали следующую закономерность: если у первобытных народов боги практически не вмешиваются в домашнюю жизнь, то в гражданском обществе их влияние на поведение масс чрезвычайно велико. Чтобы примирить низшие слои с существующим порядком и насадить в их сознании идеал послушания, жрецы использует специфическую теологию и культ. Нужда в такого рода «церковных» ресурсах ощущалась тем сильнее, что военный аппарат не в состоянии был справиться с хронической угрозой восстаний, гражданской войны и анархии. Поучения жрецов, подкрепляемые общей атмосферой ожидания чуда и таинственными обрядами, внушали необходимость подчиняться установленному порядку и даже защищать его. Для древних египтян, например, непреходящее значение имел нравственный закон, установленный солнечным божеством Ра. Их общественный идеал предполагал «полную примиренность каждого со своим классовым статусом, презрение к физическому труду и бедность как обычный удел простолюдинов»58. Мысль о том, что следует довольствоваться своим жребием и местом в жизни, встречается и в буддизме. Учение Конфуция «настойчиво призывает людей отличать лучших из них» и, по мнению Гу Чжэ-кана, «эта теория была в высшей степени удобна для деспотического правления»59. А в сравнительно недавнее время и католическая Церковь признала огромную роль религии в «умягчении людских душ»60 и предотвращении мятежей.

 

«Церковь» и собственность. Выступая в этой роли как один из компонентов специального интеграционно-контрольного механизма гражданского общества, «церковь» располагает огромными богатствами. Это происходит потому, что высшее жречество составляет значительную часть правящего класса, обладающего монополией на богатство в такой же мере, как и на политическую власть. «Человек живет благоволением божества», — вот мысль, определяющая учение всякой «церкви». Человек не может справиться с жизнью сам и нуждает-

 

==307

 

 

Типология культуры

 

ся в поддержке высших сил. Поэтому даже в самых примитивных культурах собирателей встречаются жертвоприношения, призванные обеспечить помощь божества. Ранние аграрные общества знают обычай приношения богам первых плодов. Со временем чувство благодарности богам и потребность воздать им за милости переносятся и на их земных представителей, т.е. служителей культа. В некоторых родоплеменных обществах — например, у пуэбло Юго-Запада Америки — жрецы находятся на общественном содержании (хотя бы частичном). Верховный жрец у кересан-пуэбло владеет всей землей (во всяком случае, теоретически) и, как земной представитель Ятику («Матери»), получает содержание от племени61. В ранних городских культурах, вызванных к жизни аграрной революцией, земля считалась собственностью божества, представителями которого были верховный жрец или царь (последний, как мы видели, мог совмещать и обе функции). Поэтому часть продукта предназначалась жрецам или царю в качестве «платы» за пользование землей. По мере углубления аграрной революции в руках правителей, знати и жречества концентрировались громадные земельные владения и доходы от всевозможных ремесел и промыслов.

 

У ацтеков «жрецы жили в довольстве, а зачастую и в роскоши, получая обеспечение с огромных земельных владений, а также в виде податей и неиссякаемого потока пожертвований»62. В древнем Перу земля делилась на три части, одна из которых использовалась для нужд храмов и жречества. Главный храм, посвященный Солнцу, «имел золотой сад, где все деревья и растения, плоды и цветы, птицы и насекомые были из чистого золота; там же «паслось» и стадо золотых лам под надзором пастуха — все также из золота и в натуральную величину»".

 

Несметными богатствами обладали египетские храмы. Из папируса Харриса64 известно, что во времена Рамсеса III (1198-1167 до н.э.) в их распоряжении находилось свыше 107 тыс. рабов (около 2% населения), примерно 750 тыс. акров земельных угодий (около 15% всей обрабатываемой земли), около 500 тыс. голов скота, флот из 80 кораблей, 53 ремесленных мастерских и скотных двора — и все это на территории «менее 10 тыс. кв. миль с 5-6 млн. населения». (Для сравнения: площадь штата Массачусетс — 8266 кв. миль; население его в 1940 г. насчитывало 4 316 721 человек.) В свое время только храм Амона в Фивах имел более полумиллиона акров земли с населением 81 322 человек, 421 400 голов скота, 83 речных судна и 65 деревень65. Очень богаты были и храмы древнего Двуречья.

 

==308

 

 

Л. Уайт. Государство-церковь: его формы и функции__________

 

Храмы превращались в центры деловой жизни и ремесел. Храм Бау в Лагаше, одном из городов древнего Шумера, помимо рабского труда пользовался услугами наемных мастеров (получавших жалованье натурой).

 

В его «штате» помимо жрецов, служек и чиновников фигурируют пекари, пивовары, ткачи, кузнецы и сельскохозяйственные рабочие. В распоряжении храма находился обширный реквизит: металлические орудия и плуги, рабочий и вьючный скот, повозки и лодки <...> Владел он и племенным скотом, в том числе и племенными жеребцами, которых привозили из Элама»66. По мнению Чайлда, в Месопотамии храм был «не только средоточием религиозной жизни города, но и центром привлечения капиталов. Храм функционировал как огромный банк, а божество было главным капиталистом округи. Храмовые архивы содержат записи о предоставлении земледельцам ссуд семенным зерном или рабочим скотом, об отдаче земли в аренду, о выплатах пивоварам, корабельным мастерам, ткачам и другим ремесленникам, о расчетах (пшеницей или денежными слитками) с проезжими купцами. Божество считалось наибогатейшим членом-общины»67. В качестве банков действовали и храмы Вавилона. Так, торговый дом Игиби (ок.575 до н.э.) «выступал как агент по покупке, ссужал деньгами под урожай, под векселя, под залог, а также выплачивал проценты под обеспечение»68. Древнейшие дешифрованные документы из Месопотамии — это росписи храмовых податей, составленные жрецами»69. Контракт как юридическая форма деловых отношений — изобретение шумерских храмовых чиновников; к нему прибегали при отдаче внаем полей, строений, скота, лодок и т.п.70. Храмы-банки Вавилона использовали при займах и оборотно-кредитные документы: «Варад-Элиш <...> получил от жрицы Солнца Ильтани один шекель серебра от имени Бога-Солнца. Эта сумма должна быть истрачена на покупку кунжута. Долг будет возвращен держателю этой расписки кунжутом во время его сбора и по цене того времени»71.

 

Храмы участвуют, наравне с правителями и военной верхушкой, в дележе военной добычи. Так, в древнем Египте «имущество, захваченное в Сирии и Эфиопии, обогатило бога Амона не меньше, чем самих царей. Каждая победа приносила ему десятую часть трофеев, захваченных на поле боя, десятую часть податей с побежденных и десятую часть пленников, угнанных в рабство <...> Фараоны, то и дело вынужденные вознаграждать кого-либо из своих приближенных, никогда не могли получить свою долю добычи полностью. Бог же [т.е.

 

==309

 

 

Типология культуры

 

жречество. — Прим. Л.Уайта}, напротив, получал все, что ему причиталось, не давая ничего взамен <...>»72.

 

И в других отношениях «церковь» нередко выказывала себя более жизнеспособной, чем государство. Так, в Египте времен Рамсеса III, «когда бедняки, работавшие на государство, умирали от голода у дверей пустого казначейства, храмовые житницы были переполнены и Амон ежегодно получал на жертвоприношения к своему празднику более 205 тыс. бушелей пшеницы»73.

 

Наш беглый обзор функций «церкви» показал, что они во многих случаях параллельны государственным. Конечно, разница в деталях очевидна: нет, к примеру, никаких сведений о ее участии в сооружении дорог. И все же в большинстве жизненно важных функций — будь то ведение войны или удержание низших классов в повиновении, равно как и организация сельского хозяйства, ирригации, ремесел, деловой жизни и финансов — «церковь» проявляла себя не менее активно, чем государство.

 

Итак, «государство-церковь» возникло как специальный механизм координации различных звеньев и процессов социокультурных систем, рожденных сельскохозяйственной революцией, и явилось носителем «государственно-церковных» средств их интеграции, регулирования и контроля.

 

Примечания

 

' Интересно отметить, что этот двойной характер интеграционноконтрольного механизма гражданского общества открыто признан Римско-католической Церковью: «Бог разделил управление человеческим родом между двумя властями — церковной и гражданской, учредив первую для дел Божественных, вторую — для дел человеческих». // Из энциклики папы Пия XI «О христианском воспитании молодежи», приводящей слова папы Льва XIII. (Цит. по: N.Y. Times Current History. Vol.31(1930), р. 1097.).

 

2 «...Поначалу Церковь и государство не различаются» // Spenser, Н. Principles of Sociology. Vol.3 (1896), р. 125.

 

3 Из предисловия А.Р.Радклиф-Брауна к кн.: African Political Systems. Eds.: M.Fortes & E.E.Evans-Pritchard. L., 1940, p. XXI.

 

4 Jastrow, M. The Civilization of Babylonia and Assyria. Philadelphia, 1915, p.271.

 

5 Turner, R. The Great Cultural Traditions. Vol.1. N.Y„ 1941, p. 287.

 

6 Jastrow M. Op.cit., p. 468, сноска 148.

 

7 Hocart, A.M. Caste: A Comparative Study. L., 1950, p. 67.

 

8 Barnes, H.E. History of Western Civilization. Vol.1, N.Y., 1935, p. 527.» Arnold, T.W. The Caliphate. N.-Y, 1924, p. 199.

 

К оглавлению

 

==310

 

 

Л. Уайт. Государство-церковь: его формы и функции__________

 

I» Bames, Н. Е. Ор. cit., p. 524, 527, 529.

 

" Schacht, J., Maine, H. Islam // Encyclopaedia of the Social Sciences

 

N.-Y., 1932, p. 339-340.

 

12 Shryock, K. The Origin and Developement of the State Cult of Confucius. N.-Y., 1932, p. 43. Наше освещение данного вопроса основано преимущественно на этой работе.

 

13 Turner, R. Ор. cit. Vol.2, p. 838-839.

 

14 Shryock, J.K. Ор. cit., p.217, 229-230.

 

15 Church History // Encyclopaedia Britannica. Vol.5, 1929, p. 679. — "-Rick, A.C. The Rise of the Mediaeval Church. N.-Y., 1909. P.603-604.

 

i7 Hayes, C. J.H. A Political and Social History of Modern Europe. Vol.1, 1916,p.ll6-117.

 

" Ср.: Turner, R. Op. cit. Vol.1, p. 297-300.

 

i9 Primitive Society and Ancient Law, 1861(Ch.5: «Ancient Law»). 2» Morgan, L.H. Ancient Society, 1877(Ch.l). 21 Особенно со стороны Р.Г.Лоуи в «Первобытном обществе» (Primitive Society, 1947, р. 390-396) и в его же «Происхождении государства» (The Origin of the State, 1927.) Моргановы категории и эволюционная схема принимаются, однако, Радклиф-Брауном: «Действительно, можно согласиться с Морганом в том, что переход от низших форм цивилизации к высшим — таким, как наша, был в значительной мере переходом от общества, основанного на кровном родстве, к государству, основанному на политической организации» (Some Problems of Bantu Sociology // Bantu Studies. Vol.1. October, 1922, p. 40-41).

 

22 Lowie, R.H. The Origin of the State.

 

23 Maine, H. Op. cit.

 

24 Murdock, G.P. Our Primitive Contemporaries. N.-Y., 1934, p. 372. Впрочем, в цитируемом нами обобщающем очерке ацтекской культуры calpulli именуются «кланами». Наши замечания по этому поводу; Pioneers in American Anthropology. Vol.1, 1940, p. 27-30, 40-43.

 

25 Murdock, G. P. Op. cit., p. 410, 415-416.

 

26 Turner, R. Op. cit. Vol. I, p. 180.

 

27 Turner, R. Op. cit. Vol. I, р. 470, откуда и заимствована в значительной мере наша характеристика Афинской демократии.

 

28 Ibid., p.471. "Ibid. Vol.2, р. 1283. 30 Ibid. Vol.1, p. 298.

 

3' Moret, A. The Nile and Egyptian Civilization. 1927. P.224-231; Turner, R. Op. cit. Vol.1, p.185-186, 301-302. Г.Франкфорт, однако, говорит об отсутствии каких-либо «следов революции за три тысячи лет письменной истории» Древнего Египта. «Были забастовки и демонстрации [sic] в фиванском некрополе в связи с месячной невыдачей продовольствия. Но здесь не видно никаких признаков политического выступления против существующего порядка. Напротив, народ выказывает свое расположение к институту царской власти...» См.: Frankfort, H. Ancient Egyptian Religion. N.Y., 1948, р. 31,43.

 

32 Turner, R. Op. cit. Vol.1, p. 302.

 

33 Ibid., p. 467.

 

34 Ibid., p.302.

 

==311

 

 

Типология культуры

 

35 Smith, M. The Development of European Law. N.-Y., 1928, p. 30. м В Х в. король Эдмунд пытался изжить междоусобные войны, объявив их вне закона. «То был поворотный пункт в истории Англии, — говорит об этом событии Тайлор, — но они не закончились мгновенно... И долго еще после того как простые фримены прекратили враждовать с соседями, знать отстаивала свое древнее право (Tyior, Е.В. Anthropology. 1881, р. 418-419.

 

37 Tyior, E.B. Anthropology, p. 419.

 

38 Extracts from the European Travel Journal of Lewis H. Morgan. Ed.: White, L.A. // Rochester Historical Society Publications. VoLKT^W?, p.

 

m.

 

39 Toennies, F. The Problems of Social Structure // Proceedings, Congress of Arts and Sciences, 1904. Vol.5, 1906, p. 839.

 

40 Murdock, G.P. Op. cit., p. 419.

 

41 Ibid., p. 378, 42 Turner, R. Op.cit. VoL2, p. 815, 821.

 

43 Hooper, W.E. The Tudor Sumptuary Laws // English Historical Review. VoL30 (1915), p. 433-434.

 

44 См., напр.: White, L.A. The Pueblo of Santa Ana, New Mexico // Amer. Anthropological Association Memoir 60 (1942), p. 105-106.

 

45 Granet, M. Chinese Civilization. 1930, р.87-88, 113.

 

46 Turner, R. Op. cit. Vol.2, p.1259-1260.

 

47 Аристотель. Политика V, 7 1310а, VIII, 1-2 1337а (Рус. текст приводится по изд.: Аристотель. Соч. в 4 тт. Т. 4, М-: Мысль, 1984, с. 551, 629. — Прим. перев.).

 

48 Более двух тысячелетий спустя Наполеон Бонапарт высказал тот же взгляд: «Из всех политических вопросов этот (вопрос образования) — пожалуй, важнейший. Не может быть прочно устроенного государства без корпуса наставников с твердыми npHHiHniaMH»(Kandel, l.L. «Education, Public» // Encyclopaedia of the Social Sciences. N.-Y. Vol.5, 1931, p. 415). 4" Breasted, J.H. History of Egypt (rev.ed.). N.-Y., 1909, p. 100. 5(1 Counts, G.S. Education, History // Encyclopaedia of the Social Sciences. Vol.5, 1931, p. 404.

 

51 Turner, R. Op. cit. Vol.2, p. 831.

 

52 Brinkley, F. A History of the Japanese People. 1915, p. P.214.

 

53 См., напр., предисловие Радклиф-Брауна к книге: African Political Systems. Eds.: Fortes, M., Evans-Pritchard. E.E. L., 1940, p. XIV. «Общественный строй, каков бы он ни был, поддерживается изнутри с помощью наказаний для нарушителей закона и путем вооруженного подавления волнений. С внешней стороны государство всегда готово использовать военную силу против других государств, утвердить существующий порядок или создать новый».

 

54 Murdock, P. G. Op. cit., p.390.

 

55 Turner, R. Op. cit. Vol.1, p.292.

 

"Ibid. Vol.2, p. 1256.

 

57 Ibid.

 

51i Ibid. VoLl, p.213-214, 313,323.

 

" Ku Chieh-kang. History // The Chinese Year Book, Shanghai, 1935, p.45.

 

==312

 

 

Л. Уайт. Государство-церковь: его формы и функции__________'

 

ю «Печально известный опыт показывает: с изгнанием религии близится и падение человеческой власти... Когда правители пренебрегают Божественным авторитетом, люди начинают попирать и авторитет себе подобных. Остается, правда, привычный выход — подавлять волнения силой. Но что пользы? Сила подчиняет тела, не души». (Из энциклики папы Бенедикта XV «Ad Beatissimi». См.: Catholic Principles of Politics. N.-Y., 1940, p.135-136). " См.: White, L.A. The Pueblo of Santa Ana, New Mexico.

 

62 Murdock, G. P. Op. cit., p.391.

 

63 Ibid., p. 427.

 

64 Breasted, J. H. Op. cit., p.491-492.

 

65 Moret, A. The Nile and Egyptian Civilization. 1927, p. 133.

 

'•'• Childe, G. What Happened in History. N.-Y., 1946, p.87-88.

 

67 Childe, G. Man Makes Himself. L., 1951, p. 124.

 

a Banking, History of// Encyclopaedia Britannica. 14"' ed. Vol.3, 1929, p. 67.

 

" Childe, G. Man Makes Himself, p. 124.

 

7» Turner, R. Op. cit. Vol.1, p.282.

 

71 Banking, History of. Loc. cit.

 

72 History of Egypt, Chaldea, Syria, Babylonia and Assyria. Ed.: Sayce, A.H. Vol. 5. N.-Y., 1903, p. 80.

 

73 Breasted, J. H. Op. cit. (1942 ed.), p. 496.

 

Перевод Ю. С. Терентъева

 

==313

 

 

00.htm - glava14

Лесли А. Уайт. Экономическая структура высоких культур*

 

Как мы уже отметили в гл. 9 («Экономическая организация первобытных обществ»), существует только два основных типа экономических систем: 1) те, в которых отношения между объектами собственности — это функции межличностных отношений, и 2) те, в которых межличностные отношения — функции отношений между объектами собственности. Можно определить их иначе: одни системы подчиняют человеческие социальные отношения отношениям собственности, другие — отношения собственности человеческим отношениям. К сожалению, ни у экономистов, ни у антропологов не нашлось подходящего наименования для этих двух важнейших типов экономических систем. Первый тип — единственный, какой существует внутри первобытных обществ, основанных на кровнородственных связях (хотя, наряду с ним, в межплеменных торговых отношениях уже заявляет о себе и второй тип). Системы второго типа, подчиняющие человеческие общественные отношения отношениям собственности, свойственны всем гражданским обществам (хотя и здесь в небольших группах родственников, друзей или соседей могут сохраняться пережитки более примитивной системы).

 

Все гражданские общества организованы на основе отношений собственности. Это означает, что все классы, наличие которых обособляет гражданское общество от первобытного, т.е. родоплеменного, — правители и их советники, знать и священство; организованные и неорганизованные в гильдии ремесленники; купцы, банкиры и ростовщики; заимодавцы и должники, наниматели и те, кто работает по найму; свободные, крепостные и рабы — являются социальной проекцией экономической организации. Социальные и политические структуры суть отраже-

 

' White L. Economic Structure of Higher Cultures//The Evolution of Culture... (здесь публикуется перевод гл. 14 указ. книги — см. с. 285).

 

==314

 

 

Л. Уайт. Экономическая структура высоких культур__________

 

ния экономических структур. Знать (notables) — это обладатели богатств, землевладельцы. Свободные (frimen) — те, кто не обладает ни богатством, ни собственностью, которой можно поддерживать свое существование. Наемные работники — продавцы своей силы и рабочих навыков на рынке труда; на другом полюсе находятся предприниматель и работодатель. Проституция есть разновидность товара. Крепостной — придаток земельной собственности. Раб — часть собственности в образе человека. Воровство — человеческая проекция противозаконного обращения с собственностью. Нищенство — воплощение экономического паразитизма. Собственность — основа гражданского общества; ее формы и управляющие ею процессы определяют морфологию и физиологию государства. Она является там общим знаменателем, к которому можно привести все социальные группы, выделившиеся из родоплеменного общества. Статус каждого индивида, каждого класса есть функция отношений собственности. Все имеет форму или функцию собственности; каждый член общества — либо собственник, либо объект собственности. Собственность в гражданском обществе — мера достоинства всех людей.

 

Поскольку экономические системы первобытного общества ставят человеческие отношения — права и благосостояние людей — выше отношений и прав собственности, они — человеческие (или человечные), этически окрашенные и личностные системы. В той мере, в какой эти системы родоплеменных культур организованы на кровнородственных началах, их можно назвать братскими. Напротив, экономические системы гражданского общества, подчиняющие права и благополучие людей правам собственности', имеют безличный, негуманный и безнравственный характер. Все страдания, унижения и различные проявления человеческой деградации, связанные с рабством, крепостной зависимостью, проституцией, ростовщичеством, нищенской оплатой труда, безработицей, завоевательными и грабительскими войнами, колониальным правлением и эксплуатацией, неотделимы от экономических систем гражданского общества. В коммерческих системах все продается и покупается — и женское целомудрие, и судейская честность, и гражданская лояльность. Нет такого отвратительного преступления, на которое нельзя было бы пойти, подчиняясь требованиям экономических систем2. Их безнравственная природа развращает и калечит как высших, так и низших. Алчность ростовщика возрастает по мере разорения его клиентов. Рабовладелец превращается в безжалостного лицемера, а то и в ханжу. Ограбление вдов и сирот не прибавляет чести земельному магнату. На совести каждого колониального деятеля (если он чудом сохранил ее) — слезы и бед-







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 467. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия