Студопедия — ПРОТАГОР.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПРОТАГОР.






Протагор (ок. 480 — ок. 410 до н. э.), как и Демо­крит, происходил из г. Абдер. Разъезжая по Греции в качестве «учителя мудрости», неоднократно бывал в Афинах. Здесь в 411 г. Протагор был обвинен в ате­изме, а его книга «О богах» публично сожжена. Изве­стны названия и других его книг: «Истина», «О су­щем», «Великое слово», «Противоречия» и другие, но из всех их до нас дошли лишь незначительные фраг-

менты. a«u:,au/

Согласно Протагору, у каждого человека своя ис­тина, ее критерием является восприятие здорового и нормального человека.

Протагор (у Секста adv. math. VII60). Человек есть мера всех вещей: существующих, что они су­ществуют, и несуществующих, что они не сущест­вуют.

Секст Pyrrh. hypot. I 216—219 Протагор... ме­рой называет критерий, вещами же — дела (то, что делается); таким образом, он утверждает, что че­ловек есть критерий всех дел: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не су­ществуют. И вследствие этого он принимает толь­ко то, что является каждому [отдельному человеку], и таким образом вводит [принцип] относитель­ности...

[Протагор] говорит, что материя текуча и при те­чении ее беспрерывно происходят прибавления вза­мен убавления ее и ощущения перестраиваются и из­меняются в зависимости от возрастов и прочих теле­сных условий. Он говорит также, что причины всего того, что является, лежат в материи, так что материя, поскольку псе зависит от нее самой, может быть всем, что только является всем [нам]. Люди же в различное время воспринимают по-разному, в зависимости от различий своих состояний. Л именно тот, кто живет по природе, воспринимает то из заключающегося в материи, что [может явиться] живущим по приро­де, живущий же противоестественно — то, что мо­жет являться живущим противоестественно. И со­вершенно то же самое учение дается и в отношении возрастов, и относительно сна или бодрствования, и о каждом виде состояния [человека]. Итак, согласно его учению, критерием существующего является че­ловек. Ибо все, что представляется людям, то и суще­ствует... Итак, мы видим: и [в своем учении] о текучес­ти материи, и [в учении] о том, что причины всех яв­лений лежат в материи, он держится догматических взглядов.

Секст adv. math. VII60. [Протагор] говорил, что все

продукты воображения и все мнения истинны и что истина принадлежит к тому, что относительно, вслед­ствие того, что все явившееся или представившееся кому-нибудь существует непосредственно в отноше­нии к нему.

Платон Cratyl. 385 Е. [Протагор говорил], что мера всех вещей есть человек, то есть какими вещи явля­ются мне, таковы они и суть для меня, а какими они являются тебе, таковы они для тебя.

Протагор (у Платона Theaet. 166D—167B). В са­мом деле, я утверждаю, что истина такова, как я ее описал; а именно [что] каждый из нас есть мера су­ществующего и несуществующего. И действитель­но, бесконечно один [человек] от другого отлича­ется этим самым, так как для одного существует и является одно, для другого другое. Но я далек от того, чтобы не признавать мудрость и мудрого че­ловека. Напротив, именно того я и называю муд­рым, кто, если с кем-нибудь и:) нас случится кажу­щееся и действительное зло, сумеет превратить его в кажущееся и действительное добро. А я думаю, что [человека], имевшего в дурном, [поврежденном], со­стоянии души соответствующие этому самому [со­стоянию] мнения, то есть дурные мнения, [вернув­шееся к нему] хорошее состояние сделало имею­щим иные таковые, [то есть хорошие, мнения]. Последние представления некоторые по незнанию называют истинными, я же признаю лишь одни мнения лучшими, чем другие, но отнюдь не более истинными.

Диоген Лазртский 1X51 [Протагор] первый ска­зал, что о всякой вещи есть два мнения, противопо­ложных друг другу... И [еще он говорил], что все ис­тинно.

Аристотель Rhet. II24. Это есть «делать слабейшую речь сильнейшей». И поэтому справедливо вызывает негодование у людей объявление Протагора. Ибо [его дело] есть ложь и не истина, но кажущееся правдопо­добие, и [ему нет места] ни в одном искусстве, кроме как в риторике и эристике.

Протагор (уЕвсевия Praep. evang. XIV3,7)- О богах я

не могу знать ни того, что они существуют, ни того, что их нет, ни того, каковы они по виду. Ибо многое препятствует знать [это]: и неясность [вопроса], и крат­кость человеческой жизни.

ГОРГИЙ

Горгий (ок. 483—375 до н. э.) из сицилийского го­рода Леонтипы был учеником Эмиедокла. Прибыв в 427 г. в Афины как глава леонтинского посольства, Горгий поразил афинян своим красноречием. Он умел говорить без подготовки на любую тему и «за», и «против». Горгий — автор трактата «О несуществу­ющем, или О природе», из которого сохранились небольшие отрывки.

Исократ 10,3- В самом деле, разве кто-нибудь мог бы превзойти Горгия, дерзнувшего говорить, что ни­что из существующего не существует?

Исократ 15268. Горгий же [учил, что] совершен­но нет никакого бытия.

Аристотель Rhet. Ill 18. Горгий правильно гово­рил, что серьезность противников следует убивать шуткой, шутку же — серьезностью.

Секст adv. math. VII65- Из той же самой группы [фи­лософов] Горгий Леонтинский предводительствовал отрядом отрицавших критерий [истины] на основа­нии иных соображений, чем какие были у Протагора и его последователей. А именно в сочинении, носящем заглавие «О несуществующем, или О природе», он уста­навливает три главных положения, непосредственно следующих одно за другим. Одно [положение] — имен­но первое — [гласит], что ничто не существует; вто­рое — что если что-либо и существует, то оно непозна­ваемо для человека; третье — что если оно и познавае­мо, то все же по крайней мере оно непередаваемо и необъяснимо для ближнего.

ПРОДИК

О Продике (2-я половина V в. до н. э.) известно не­много. В диалоге Платона «Протагор» Сократ сравни­вает Продика с Танталом, называет его мудрость из­древле божественной, а его самого премудрым. Одна­ко похвала Сократом Продика иронична. В другом диалоге Платона «Кратил» Сократ высмеивает корыс­толюбие этого софиста, который за 50 драхм препо­давал иначе, чем за одну (за эту цену и слушал Проди­ка бедный Сократ).

Продик занимался проблемами языка. Прежде чем философствовать, надо научиться правильно употреблять слова. Поэтому, разрабатывая синони­мику, он уточнял значение слов, различал оттенки в синонимах. I iomhmo этого, 1 1родик, как и Прота­гор, занимался проблемой происхождения и сущ­ности религии, за что получил прозвище «безбож­ник».

UnamoHEutbid 277 Е. Сперва, как говорит Продик, следует изучить [учение] о правильности имен.

Цицерон de nat. deor.I37, 1 18. Продик... сказал, что те предметы, которые были полезны для жизни лю­дей, были занесены в число богов.

Секст adv. Math. IX 18. Продик же Кеосский гово­рит: «Солнце, луну, реки, источники и вообще все, что полезно для нашей жизни, древние признали богами вследствие получаемой от них пользы, по­добно тому как египтяне обоготворили Нил»; по этой-то причине хлеб был признан Деметрой, ви­но — Дионисом, вода — Посейдоном, огонь — Гефе­стом и вообще каждая из употреблявшихся на поль­зу людям вещей была подобным образом обоготво­рена.

Фемистий Or. 30. Продик всякое священнодейст­вие у человека, и мистерии, и таинства ставит в связь с благами земледелия, считая, что отсюда появилось у людей и самое представление о богах, и всяческое благочестие.

6 Античность

1.ОХ







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 522. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия