Студопедия — УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

УЧЕНИЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕ






, «Город, — так начал я, — по моему мнению, рож-I дается тогда, когда каждый из нас сам для себя быва-I jct недостаточен и имеет нужду во многих. Или ты,| предполагаешь другое начало основания горо- -, да?» — «Никакого более», — отвечал он. «Стало быть, когда таким-то образом один из нас принимает других — либо для той, либо для иной потребности; когда, имея нужду во многом, мы располагаем к со­житию многих общников и помощников, тогда это сожитие получает у нас название города. Не так ли?» — «Без сомнения». — «Но всякий сообщается с другим, допускает другого к общению или сам при­нимает это общение в той мысли, что ему лучше». (Государство, Зб9 С).

«Работа, кажется, не хочет ждать, пока будет досуг работнику; напротив, необходимо, чтобы работник следовал за работою не между делом». — «Необходи­мо». — «Оттого-то многие частные дела совершаются лучше и легче, когда один, делая одно, делает сооб­разно с природою, в благоприятное время, оставив все другие занятия*. — «Без всякого сомнения». — «Но дли приготовления того, о чем мы говорили, Ади-мапт, должно быть граждан более четырех, потому что земледелец, вероятно, не сам будет делать плуг, если потребуегся хороший, и заступ, и прочие ору­дия земледелия; не сам опять — и домостроитель, ко­торому также многое нужно; равным образом и ткач, и кожевник». (Государство,370 С).

«Счастлив ты, — примолвил я, — что думаешь, будто стоит называть городом какой-нибудь другой, кроме того, который мы устраивали». — «Почему же не так?» — сказал он. «Прочие, — продолжал я, — на­добно называть городами в числе множественном, потому что каждый из них — многие города, а не го­род в смысле игроков. Сколь бы мал он ни был, в нем всегда есть два взаимно враждебных города: один город бедных, другой — богатых и в обоих — опять

много городов, на которые, если будешь наступать как на один, вполне ошибешься; наступая же как на многие и отдавая одним, что принадлежит другим, как-то: деньги, власть, даже самые лица, — будешь иметь много союзников и мало врагов». (Государст­во, 422 Е -423 А).

Исследуем-ка теперь сперва правление често­любивое (не могу дать ему другого имени, как раз­ве назвать его тимократиею или тимархиею), за которым рассмотрим и такого же человека; потом возьмем олигархию и человека олигархического; далее взглянем на демократию и на гражданина де­мократического, и, наконец, перешедши к четвер­тому городу — тираническому и изучив его, обра­тим опять взор на душу тираническую (Государст­во, 545 В-С).

«Какую же <|х>рму назыиаешь ты олигархией?» — спросил он. — «Олигархия, — шиечал я, — есть прав­ление, основывающееся на переписи и оценке име­ния, так что в нем управляют богатые, а бедные не имеют участия в правлении». — «Понимаю», — при­молвил он. «Так не сказать ли сперва, как совершается переход из тимархии в олигархию?» — «Да». — «Хотя этот переход виден даже и для слепого», — примолвил я. «Какой же он?» — «Та кладовая, — отвечал я, — у каж­дого полная золота, губит это правление, потому что богатые сперва изобретают себе расходы и для того изменяют законам, которым не повинуются ни сами они, ни жены их». — «Вероятно», — сказал он. «Потом по наклонности смотреть друг на друга и подражать таким же, как все они, делается и простой парод». — «Вероятно». — «Л отсюда, — продолжал я, — простира­ясь далее в любостяжании, граждане, чем выше ставят деньги, тем ниже — добродетель. Разве не такое отно­шение между богатством и добродетелью, что если оба эти предметы положить на двух тарелках весов, то они пойдут по противоположным направлениям?» (Государство, 550 D—E).

«Теперь скажем опять, — продолжал я, — как из олигархика происходит человек демократический. Происхождение его большею-то частью соверша-

ется, по-видимому, следующим образом». — «Ка­ким?» — «Когда юноша, вскормленный, как мы не­давно говорили, без воспитания и в правилах скупо­сти, попробует трутневого меду и сроднится с звер­скими и дикими нравами, способными возбуждать в нем разнообразные, разнородные и всячески про­являющиеся удовольствия, тогда-то, почитай, бывает в нем начало перемены олигархического его распо­ложения в демократическое». — «Весьма необходи­мо», — сказал он. «Как город изменяется в своем краплении, когда приходит к нему помощь с другой, внешней стороны, помощь, подобная подобному, — не так ли изменяется и юноша, если помогают ему известного рода пожелания, превзошедшие извне — от другого, но сродные и подобные пожеланиям его собственным?» — «Без сомнения». — «А как скоро этой помощи-то, думаю, противопоставляется дру­гая — со стороны его олигархической, например со стороны его отца или иных родственников, и обна­руживается внушениями и выговорами, то, конечно, является в нем восстание и противовосстание — борьба с самим собою». — «Как же». — «И демократи­ческое расположение иногда, думаю, отступает от олигархического; так что из пожеланий одни расст-раппаются, а другие, по возбуждении стыда в душе юноши, изгоняются». — «Да, иногда бывает», — ска­зал on. «I iotom, однако ж, из изгнанных пожеланий иные, сродные с невежественным воспитанием от­ца, будучи подкармливаемы, снова, думаю, растут и становятся сильными». — «В самом деле, обыкно­венно так бывает», — сказал он. «Тогда они увлекают юношу к прежнему сообществу и, лелеемые тайно, размножаются». — «Как же». — «А наконец, почуяв, что в акрополисе юношеской души нет ни наук, ни похвальных занятий, ни истинных рассуждений, которые бывают наилучшими стражами и храните­лями лишь в рассудке людей боголюбезных, овладе­вают им». — «Да и, конечно, так бывает», — сказал он. *И место всего этого занимают, думаю, сбежавшиеся туда лживые и надменные речи да мнения». — «Не­пременно», — сказал он. «Поэтому не пойдет ли он

снова к тем лотофагам и не будет ли жить между ни­ми открыто? А если к бережливой стороне души его придет помощь от родных, то надменные те речи,, заперши в нем ворота царской стены, даже не допус-р тят этой союзной силы и пс примут посланничес­ких слов, произносимых старейшими частными людьми, но, вспомоществуемые многими бесполез­ными пожеланиями, сами одержат верх в борьбе и, стыд называя глупостью, с бесчестием вытолкают его вон и обратят в бегство, а рассудительность, име­нуя слабостью и закидывая грязью, изгонят, равно как умеренность и благоприличную трату удалят, будто деревенщину и низость». — «Непременно». — «Отрешив же и очистив от этого плененную ими и посвящаемую в великие таинства душу, после сего они уже торжественно, с большим хором вводят в нее наглость, сиоенолис, распутство и бесстыдство, и все это у них увенчано, все это восхваляют они и называ­ют прекрасными именами — наглость образованнос­тью, своеволие свободою, распутство великолепием, бесстыдство мужеством. Не так ли как-то, — спросил я, — юноша из вскормленного в необходимых поже­ланиях переменяется в освобожденного и отпущен­ного под власть удовольствий не необходимых и бесполезных?» — «Без сомнения, — сказал он, — это очевидно». — «После сего он в своей жизни ис­трачивает и деньги, и труды, и занятия уже не столь­ко для удовольствий, думаю, необходимых, сколько не необходимых. Но если, к счастью, разгул его не дошел до крайности, если, дожив до лет более зре­лых, когда неугомонный шум умолкает, он принима­ет сторону желаний изгнанных и не всецело предал­ся тем, которые вошли в i icro, то жизнь его будет про­ходить среди удовольствий, поставленных именно в какой-то уровень: он, как бы по жребию, то отдаст над собою власть удовольствию отчужденному, пока не насытится, то опять другому и не будет пренебре­гать никаким, но постарается питать все одинако­во». — «Конечно». — «Когда же сказали бы, — продол­жал я, — что одни удовольствия проистекают из же­ланий похвальных и добрых, а другие — из дурных

и что первые надобно принимать и уважать, а дру­гие — очищать и обуздывать, — этого истинного сло­ва он не принял бы и не пустил бы в свою крепость, 1 ю при таких рассуждениях, отрицательно покачивая головою, говорил бы, что удовольствия все равны и должны быть равно уважаемы». — «Непременно, — сказал он, — кто так настроен, тот так и делает». — «Не так ли он и живет, — продолжал я, — что каждый день удовлетворяет случайному пожеланию? То пьянствует и услаждается игрою на флейте, а потом опять довольствуется одною подою и измождает се-Г>н; то упражняется, а и другое время предается лено­сти и ни о чем не радеет; то будто занимается фило-софиею, но чаще вдается в политику и, вдруг вскаки-нан, гонорит и делает что случится. Когда завидует людям поенным — он пошел туда; а как скоро загля­делся на ростовщиков — он является между ними. В его жизни нет ни порядка, ни закона: называя ее приятною, свободною и блаженною, он пользуется ею всячески». — «Без сомнения, — сказал он, — ты опи­сал жизнь какого-то человека равнозаконного, [ин-дифферентиста]». — «Думаю-то так, — продолжал я, — что этот человек разнообразен и исполнен чертами весьма многих характеров; он прекрасен и пестр, KW тот город: иные мужчины и женщины позавидо-МЛИ бы сто жшпп, представляющей» себе много­численные оПрхщм правлений и нравов». (Государ­ство, 45VD-561E).

«Так вот какова, друг мой, та прекрасная и бойкая власть, — примолвил я, — из которой, по моему мне­нию, рождается тирания». — «Да, бойка! — сказал oi I. — Но что после этого?» — «Та же болезнь, — отве­чал я, — которая заразила и погубила олигархию, от своеволия еще более и сильнее заражает и пора­бощает демократию. И действительно, что делается слишком, то вознаграждается великою переменою в противоположную сторону: так бывает и во време­нах года, и в растениях, и в телах, так, нисколько не менее, и в правлениях». — «Вероятно», — сказал он. «Ведь излишняя свобода естественно должна пере­водить как частного человека, так и город ни к чему

другому, как к рабству». — «Вероятно». — «Поэтому естественно, — продолжал я, — чтобы тирания про­исходила не из другого правления, а именно из де­мократии, то есть из высочайшей свободы, думаю, — сильнейшее и жесточайшее рабство». (Государство, 563 Е-564 А).

«Не правда ли, — сказал я, — что в первые дни и в первое время он, [тиран], улыбается и обнимает всех, с кем встречается, не называет себя тираном, обе­щает многое в частном и общем, освобождает от долгов, народу и близким к себе раздает земли и притворяется милостивым и кротким в отношении ко всем?» — «Необходимо», — сказал он. «Если из внешних-то неприятелей с одними, думаю, он при­мирился, а других разорил и с этой стороны у него покойно, то ему на первый раз все-таки хочется возбуждать войны, чтобы простой народ чувствовал нужду в вожде». — «И естественно». — «Внося деньги, граждане не терпят ли бедности? И каждый день за­нятые пропитанием себя, не тем ли меньше злоумы­шляют против него?» — «Очевидно». — «А если толь­ко начинает он, думаю, подозревать, что кто-нибудь имеет вольные мысли и не попускает ему властво­вать, то по какому-нибудь поводу не губит ли таких среди неприятелей? И для всего этого не необходи­мо ли тирану непрестанно воздвигать войну?» — «Необходимо». — «Делая же это, не тем ли более подвергается он ненависти граждан?» — «Как же не подвергаться?» — «Тогда граждане, способствовав­шие к его возвышению и имеющие силу, не будут ли смело говорить и с ним, и между собою и, если слу­чатся особенно мужественные, не решатся ли осуж­дать текущие события?» — «Вероятно-таки». — «По­этому тиран, если хочет удержать власть, должен незаметно уничтожать всех этих, пока не останется у него ни друзей, ни врагов, от которых можно было бы ожидать какой-нибудь пользы». (Государство, 566 D-567 В).

«Мудр в самом деле, кажется, город, о котором мы рассуждали, потому что он благосоветлив. Не так ли?» _ «Да». — «Но это-то самое — благосоветли-

кость, очевидно, есть некоторое знание, потому что не невежеством же, вероятно, а знанием хорошо со­ветуют». — «Явно». — «Между тем о городе знания-то ведь многочисленны и разнообразны». — «Как же». — «Так не ради ли знания домостроителей надобно го­род называть мудрым и благосоветливым?» (Государ­ство, 428 В—С).

«Целый, согласно с природою устроенный город может быть мудрым по малочислен шейшему сосло­вию, по част самого себя, но начальственному и 11|>анитсл1.гп1С11н<)му и нем занятию. Это, вероятно, есть согласный с природою малейший род, имею­щий право обладать тем знанием, которое одно на­добно называть мудростью прочих знаний». — «Ты говоришь весьма справедливо», — сказал он. «Так вот оно — одно из четырех: не знаю, каким-то образом мы нашли и то, каково оно само, и то, где в городе оно укореняется». — «Да, мне кажется, решительно нашли. Ведь и мужество-то — и по нем самом, и по месту нахождения его в городе, отчего город должен быть называем таким, — усмотреть не очень труд­но.» — «Как же это?» — «Кто мог бы, — сказал я, — на­звать город трусливым или мужественным, смотря на что-нибудь иное, а не на ту часть, которая воюет за него и сражается?» — «Никто не стал бы смотреть на что-нибудь иное», — отвечал он. — «Потому что другие-то и нем, — примолвил я, — будучи или трус­ливыми, или мужественными, не сделали бы его та­ким или таким. — «Конечно, нет». — «Следовательно, и мужественным бывает город по некоторой части себя, поскольку в ней имеется сила, во всех случаях сохраняющая мнение об опасностях, эти ли они и такие ли, которыми и какими законодатель объя­вил их в воспитании. Или не то называешь ты муже­ством?» — «Не очень понял я, что ты сказал; скажи опять», — отвечал он. — «Мужество, говорю, есть не­которое хранение», — продолжал я. — «Какое хране­ние?» — «Хранение мнения о законе относительно опасностей, полученном с воспитанием, что такое эти опасности и какие. Вообще я назвал мужество хранением потому, что человек и в скорбях, и в удо-

вольствиях, и в желаниях, и среди страхов удержива­ет то мнение и никогда не оставляет его. Если хо­чешь, я, пожалуй, уподоблю его, чему, мне кажется, оно подобно». — «Да, хочу». — «Не знаешь ли, про­должал я, что красильщики, намереваясь окрасить шерсть так, чтобы она была пурпуровая, сперва из множества цветов выбирают один род — цвета бело­го, потом употребляют немало предварительных трудов на приготовление шерсти, чтобы она приня­ла наиболее цвета этого рода, и так-то приготовлен­ную уже красят. И все, что красится этим способом, быв окрашено, пропитывается так, что мытье ни с вычищательными средствами, ни без вычищатель-ных не может вывести краски. А иначе, знаешь чтб бывает, этим ли кто цветом или другим окрашивает вещь, не приготовивши ее?» — «Знаю, — сказал он, — она вымывается и становится смешанною». — «Так заметь, — примолвил я, — что это же по возможнос­ти делаем и мы, когда избираем воинов и учим их музыке и гимнастике. Не думай, будто мы затеваем что другое, а не то, как бы наилучше, по убеждению, приняли они законы — основную краску и, получая природу и пищу благопотребную, пропитывались мнением о предметах страшных и всех других; так, чтобы краска их не смывалась теми чистительными средствами, например удовольствием, скорбью, страхом и пожеланием, которые в состоянии все из­глаживать и сделать это сильнее всякого халастра, пятновыводящего порошка и другого вычищающего вещества. Такую-то силу и всегдашнее хранение правильного и законного мнения о вещах страшных и нестрашных я называю мужеством и в этом по­ставляю мужество, если ты не почитаешь его чем-нибудь другим». — «Не почитаю ничем другим, — сказал он, — потому что правильное мнение о том же самом, родившееся без образования, — мнение зверское и рабское ты почитаешь не очень закон­ным и называешь его чем-то другим, а не мужест­вом». — «Весьма справедливо говоришь», — сказал я. «Так принимаю это за мужество». — «Да и принимай, по крайней мере за мужество политическое, — при-

молвил я, — и примешь правильно. В другой раз, ес­ли угодно, мы еще лучше рассмотрим его; теперь же у нас исследуется не это, а справедливость; так, для исследования ее о мужестве, как я полагаю, ска­зано довольно». — «Ты хорошо говоришь», — при­молвил он. Теперь, — продолжал я, — остаются еще два предмета, на которые надобно взглянуть в горо­де, — рассудительность и то, для чего исследуется все это, — шранедлшккть*. — «Да, конечно». — «Как же- Г>ы найти пум гнрангдлш" кть, чтобы уже не зани-матьсн ргкч'уднггнмкхтыо?* «Я-то не знаю, — от-нсчал он, - да и не хотел бы, чтобы она открылась прежде, чем рассмотрим мы рассудительность. Так, если хочешь сделать мне удовольствие, рассмотри эту прежде той». — «Хотеть-то, без сомнения, хочу, — скжшл я, — лишь бы не сделать несправедливости». — «Рассмотри же», — сказал он. «Надобно рассмот­реть, — примолвил я, — и, если на рассудительность смотреть с этой-то точки зрения, она больше, чем первые, походит на симфонию и гармонию». — «Как?» — «Это какой-то космос, — продолжал я, — рассудительность, говорят, есть воздержание от удо­вольствий и пожеланий, и прибавляют, что она ка­ким-то образом кажется пыше самой себя и что все другое в угом роде есть как бы след ее. Нетакли?» —»lkrro более», — отмечал он. «Между тем выражение выше себя не смени к > ли? Медь кто выше себя, тот, ве­роятно, и ниже себя, а кто i шже, тот выше, так как во всех этих выражениях разумеется один и тот же». — «Как не один и тот же?» — «Но этим словом, по-види­мому, высказывается, что в самом человеке, относи­тельно к душе его, есть одно лучшее, а другое худшее и что, если по природе лучшее воздерживается от худшего, это называется быть выше себя — значение похвалы; а когда лучшее овладевается худою пищею либо беседою и сравнительно со множеством худ­шего станови гея маловажнее, это значит как бы с не­годованием порицать такого человека и называть его низшим себя и невоздержным». — «Да и следу­ет». — «Посмотри же теперь, — продолжал я, — на юный наш город, и ты найдешь в нем одно из этого.

F

Он, справедливо скажешь, почитается выше себя, ес­ли только мудрым и высшим надобно называть то, в чем лучшее начальствует над худшим». — «Да, смот­рю, — сказал он, — ты правду говоришь». — «Притом многочисленные-то и разнообразные пожелания, удовольствия и скорби можно встречать большею частью во всех — и в женщинах, и в слугах, и во мно­гих негодных людях, называемых свободными». — «Уж конечно». — «А простые-то и умеренные, управ­ляемые именно союзом ума и верного мнения, встретишь ты в немногих, наилучших по природе и наилучших по образованию». — «Правда», — сказал он. «Так не видишь ли — в городе у тебя уместно и то, чтобы пожелания многих и негодных были там под властью пожеланий и благоразумия немногих и скромнейших?» — «Вижу», — сказал он. «Следова­тельно, если какой-нибудь город дблжно назвать го­родом выше удовольствий, пожеланий и его самого, то вместе с ним следует назвать и этот». — «Без сомне­ния», — примолвил он. «А по всему этому не назовем ли его и рассудительным?» — «И очень», — отвечал он. «Да и то еще: если в каком-нибудь городе и на­чальствующие, и подчиненные питают одинаковое мнение о том, кому дблжно начальствовать, то и в этом уместно то же самое. Или тебе не кажется?» — «Напротив, даже очень», — сказал он. «Так видишь ли? Мы теперь последовательно дознали, что рас­судительность походит на некоторую гармонию». — «Что это за гармония?» — «То, что рассудительность не как мужество и мудрость: обе эти, находясь в из­вестной части города, делают его — первая мужест­венным, последняя мудрым; а та действует иначе: она устанавливается в целом городе и отзывается во всех его струнах то слабейшими, то сильнейши­ми, то средними, но согласно поющими одно и то же звуками хочешь умствованием, хочешь силою, хочешь многочисленностью, деньгами либо чем другим в этом роде; так что весьма правильно ска­зали бы мы, что рассудительность есть это-то са­мое единомыслие, согласие худшего и лучшего по природе в том, кому дблжно начальствовать и в об-

ществе, и в каждом человеке». (Государство, 428 Е432 А).

«Из дел в городе каждый гражданин должен произ­водить одно то, к чему его природа наиболее способ­на». — «Да, говорили». — «А что производить свое-то и не хвататься за многое есть именно справедли­вость — это слышали мы и от других и часто высказы­вали сами». — «Да, высказывали». — «Так это-то, друг мой, некоторым образом бывающее, — продолжал я, — это делание своего, вероятно, и есть справедли­вость. Знаешь ли, из чего заключаю?» — «Нет, ска­жи», — отвечал он. «Мне кажется, в исследуемых нами добродетелях города, то есть в рассудительности, му­жестве и мудрости, остальное есть то, что всем им до­ставляет силу внедряться в человека, и в кого они вне­дряются-то, тем служить к спасению, пока в ком это имеется. Но остальное в них, когда эти три были най­дены, мы назвали справедливостью». (Государство, 433А-С).

«Плотник, решаясь производить работы башмач­ника, или башмачник — работы плотника, и взаим­но обмениваясь орудиями и значением, либо один кто-нибудь, намереваясь исполнять дела обоих и пе­ременяя все прочее, очень ли, думаешь, повредит го­роду?» — «Не очень», — сказал он. «Но кто, полагаю, по природе художник или какой другой промыш­ленник, возгордившись либо богатством, либо мно­жеством, либо силою, либо чем иным в этом роде, решился бы войти в круг дел воинских или воен­ный — в круг дел советника и блюстителя, тогда как он того не стоит, и оба эти взаимно обменялись бы орудиями и значениями либо даже один захотел бы делать все вместе, тот, как и ты, думаю, согласишься, этим обменом и многодельем погубил бы город». — «Совершенно». — «Следовательно, при трех видах добродетели многоделье и взаимный обмен занятий причиняют городу величайший вред и весьма пра­вильно могут быть названы злодеянием». (Государ­ство, 434 А—С).

«Сторожа у нас и сторожихи должны всем зани­маться сообща; тогда наша речь, так как она говорит

о возможном и полезном, согласна будет сама с со­бою» _ «и действительно, немалой волны избега­ешь ты», — сказал он. «По пот ты скажешь, что она невелика, когда увидишь дальнейшее». — «Говори-ка, посмотрю», — сказал он. «За этим и другими прежними законами идет, думаю, следующий», — продолжал я. «Какой?» — «Тот, что все эти женщины должны быть общими всем этим мужчинам, что ни одна не должна жить частно ни с одним; тоже опять общими — и дети, так, чтобы и дитя не знало своего родителя, и родитель — своего дитяти». — «Этот го­раздо больше того, относительно к неверию в воз­можность и пользу их», — сказал он. «Касательно пользы-то, что, то есть, иметь общих жен и общих детей есть величайшее благо, лишь бы это было воз­можно, не думаю, чтобы стали сомневаться, — про­должал я. — Полагаю, что большее встретится со­мнение касательно возможности этого». (Государ­ство, 457С-D).

«ЭВТИДЕМ» (ДИАЛОГ)

/. В первой части «Эвтидема» (271— 293) в самой строгой и решительной форме ставится опять все тот же вопрос о том, что такое знание и как оно врз-можно. Ответа на этот вопрос здесь не дается, а об­суждаются только предварительные условия для правильного определи шя:«гл шя.

Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо прежде всего иметь ц виду, что, в сущности говоря, это вопрос философский, поскольку философия и есть приобретение знания (288). Следовательно, речь должна идти о природе философского знания. В отличие от тех диалогов, которые выше мы отнес­ли к пропедевтической ступени раннего творчества Платона, вопрос о природе знания здесь уже с само­го начала объявлен как вопрос чисто философский.

10 Античность

Но философия требует точности, а поэтому сначала нужно отбросить все те частичные и случайные ви­лы знания, которые вовсе еще не есть предельно обобщенное знание, не есть знание как таковое. В первой части диалога и обсуждаются все подобно­го рода вторичные знания.

Здесь отвергается прежде всего всякий утилита­ризм, который претендует на абсолютность, и, самое главное, здесь отвергается именно абсолютизирова­ние пользы, а не c:im:i польза. 11одлинное знание есть только такое, которое является также умением вла­деть и обязательно пользоваться предметом знания. Владеть золотом и i ie уметь им пользоваться — это не есть ни знание, ни философия. Врач, который не умеет лечить, плох потому, что у него нет знания сво­его дела. Даже если бы мы обладали бессмертием, но не могли им воспользоваться, это тоже не было бы знанием, и само бессмертие оказалось бы для нас бесполезным. Знание есть прежде всего умение (288—289).

К этому присоединяется и еще один существен­ный момент, а именно что то общее знание, которое мы сейчас ищем, должно доставлять нам счастливую жизнь (278, 290), не говоря уже о том, что такое зна­ние д(>лж! to быть мудростью, справедливостью и до-бродстслыо (27Н). Поэтому настоящим знанием и настоящим мудрым умением не являются ни просто здоровье, ни просто физическая красота, ни просто богатство и благоденствие, ни земледелие, ни воен­ное дело, ни политика, ни даже царское правление (279—293). Все эти состояния человека и виды его деятельности не есть ни благие, ни дурные, но могут быть и теми и другими. Итак, путь для разыскания счастливого, благого и мудрого знания расчищен. Что же такое тогда это общее знание, истинное зна­ние, предельно значащее знание, или знание как та­ковое? И как оно возможно? Софисты отрицали са­мую возможность такого знания, почему в дальней­шем и будет критиковаться этот софистический релятивизм и нигилизм.

Эта критика сначала проводится в диалоге дета-

Л1Шфои,шпо-логичееки (293—303), а потом и в об- щ*Й форме ИП.1-Э05).

Двтилшнронашт-логичеекое рассмотрение спгнжт и иримгденин нелепых софистических гу*дший и их критики, миной или неявной. Всего софиимон, критикуемых и диалоге, можно насчи-Tiii» 21,,

(Л Ф.Лосев.Из вступительной статьи «Ранние диалоги Платона и сочинения платоновской школы* к изданию: Платон. Диалоги. М., 1986)







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 443. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия