Студопедия — ЭПИКУР ПРИВЕТСТВУЕТ ПИФОКЛА» r
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЭПИКУР ПРИВЕТСТВУЕТ ПИФОКЛА» r






Принес мне Клеон письмо от тебя, в котором ты выражаешь свои добрые чувства к нам, равные на­шему расположению к тебе, и разумно стараешься держать в памяти рассуждения, способствующие счастливой жизни. Ты просишь прислать тебе крат­кое, небольшого размера рассуждение о небесных явлениях, чтобы легко помнить его, потому что то, что написано нами в других сочинениях, трудно запомнить, хотя, как ты говоришь, ты постоянно их носишь с собою. Мы с удовольствием приняли (рады были принять) твою просьбу и исполнились приятными надеждами. Поэтому, окончив все ос­тальные наши писания, мы исполним твое жела­ние, думая, что эти рассуждения будут полезны и многим другим, особенно тем, которые лишь не­давно стали вкушать истинное учение о природе, и для тех, которые погружены слишком глубоко в за­нятие каким-нибудь обыденным делом. Поэтому хорошенько пойми это, держи в памяти и стара­тельно изучай это вместе со всем остальным, что

мы послали в малом сокращения к Геродоту. Итак, прежде всего не следует думать, что при по­знании небесных явлений, когда о них говорится — в связи ли [с другими учениями системы] или само­стоятельно, — нет никакой другой цели, кроме без­мятежности (спокойствия духа) и твердой уверен­ности, так же, как и при всем остальном (при всех остальных отраслях знания). Не следует насильст­венным путем приводить невозможное объяснение и применять во всех случаях метод исследования, подобный тому, который применяется в наших со­чинениях об образе жизни или относительно реше­ния остальных физических проблем, каковы, на­пример, положения, что вселенная состоит из тел и недоступной прикосновению природы, [т. е. пус­тоты], или что начала (элементы) неделимы, и все подобные утверждения, в которых имеется только одно объяснение, согласное с видимыми явления­ми. Это неприменимо к небесным явлениям, но они допускают и несколько (более чем одну) причин возникновения (происхождения) своего и несколь­ко суждений о бытии своем (природе своей), со­гласных с чувственными восприятиями. Ибо иссле­довать природу не должно на основании пустых (недоказанных) предположений (утверждений) и произвольных законоположений, но должно ис­следовать ее так, как вызывают к этому (требуют) видимые явления. Нашей жизни нужны уже не нера­зумная вера и необоснованные мнения, но то, что­бы жить нам без тревоги. Итак, всё (вся жизнь) про­исходит без потрясений по отношению ко всему, что может быть объяснено различным образом в согласии с видимыми явлениями, когда допускают, как и должно, правдоподобные (убедительные) вы­сказывания об этом. Но если кто одно оставляет, а другое, в такой же степени согласное с видимыми явлениями, отбрасывает, тот, очевидно, оставляет область всякого научного исследования природы и спускается в область мифов. А указания относитель­но того, что совершается в небесных сферах, дают некоторые явления у нас на Земле, течение которых

можно наблюдать, тогда как мы не можем наблю­дать явлений в небесных сферах, ибо последние мо­гут происходить различным образом (по-разному). Однако каждое небесное явление надо наблюдать, и затем по отношению к тому, что связано с ним, надо выделять те факты, совершению которых раз­ным образом не противоречит то, что у нас проис­ходит.

Мир есть ограниченная часть неба, заключающая в себе светила, Землю и все небесные явления. Если он разрушится, все придет в смешение. Эта часть не­ба есть отрезок от бесконечности: кончается она гра­ницей — или редкой, или густой, или вращающейся, или находящейся в покое — и имеет окружение — или круглое, или треугольное, или какое бы то ни бы­ло. Это может быть всячески, потому что этому не противоречит (против этого не свидетельствует) ни одно явление в этом (в нашем) мире, в котором нель­зя заметить конца (окончания). А что число таких миров безгранично, это можно понять, и что такой мир может возникнуть и внутри [какого-нибудь] ми­ра и в междумирии, — так мы называем пространство между мирами, — в месте, где много пустоты, а не в большом, прозрачном, [совершенно] пустом, как утверждают некоторые. Такое возникновение бывает тогда, когда какие-нибудь пригодные [для этого] се­мена потекут от одного мира или междумирия или даже от нескольких, мало-помалу производя прибав­ки, расчленения и, при случае, перемещения в другое место и орошения из пригодной материи до дости­жения законченности и устойчивости (стабилиза­ции); [это продолжается до тех пор], пока заложен­ные в основании устои могут получать прибавления. И действительно, не должно быть, [т. е. недостаточ­но], только того, чтобы произошло скопление [ато­мов] и чтобы вихрь [пришел в движение] по необхо­димости, как предполагают, в пустом пространстве, в котором может возникнуть мир, и чтобы мир воз­растал до тех пор, пока не столкнется с другим ми­ром, как утверждает один из так называемых физи­ков: ведь это противоречит явлениям.

Солнце и Луна и остальные светила не возникли сами по себе, [т. е. независимо от мира, вне мира], и лишь впоследствии были принимаемы миром, но они тотчас, [т. е. с самого начала], стали образо­вываться и увеличиваться благодаря прибавлению и вращению некоторых мелких природ, или ветря­ных, или огнеобразных, или состоящих из того и другого: так ведь подсказывает чувственное воспри­ятие. А величина Солнца, Луны и остальных светил с нашей точки зрения такая, какою кажется; а сама но себе она или немногим больше видимой, или не­многим меньше, или такая же. Ведь так и огни у нас [на Земле], наблюдаемые с некоторого расстояния, рассматриваются на основании чувственного вос­приятия. Равным образом всякое возражение про­тив этого пункта будет устранено, если внимательно относиться к очевидным фактам, как мы и показыва­ем в сочинениях о природе. Восход и заход Солнца, Луны и остальных светил может происходить и вследствие возгорания и угасания, если окружающая материя, и притом в обоих местах, [т. е. в месте вос­хода и в месте захода], такова, что вышесказанное может совершаться, ибо ни одно явление против этого не свидетельствует (этому не противоречит). Да и вследствие явления их над Землей и, наоборот, заслонении их Землею вышесказанное могло бы со­вершаться, ибо также ни одно явление не свиде­тельствует против этого (не противоречит этому). Что касается движений их, то нет невозможного в том, что они совершаются вследствие вращения всего неба или вследствие того, что при стоянии не­ба они вращаются благодаря необходимости, обра­зовавшейся с самого начала при возникновении мира с целью их восхода, — от жара по причине распространения огня, всегда движущегося после­довательно в прилегающие места. Повороты Солн­ца и Луны, может быть, происходят вследствие кос­венного положения неба, которое принуждается к этому положению временами года; равным обра­зом возможно, что и вследствие противоположного давления воздуха или вследствие того, что пригод-

ная в каждом случае материя последовательно заго­рается, а та, [прежде горевшая], приходит к концу; или также, может быть, вследствие того, что с само­го начала такое вращение неба было придано этим светилам, что они движутся наподобие спирали. Ведь все такие и родствен! ibie им объяснения не находятся в противоречии ни с одним из очевидных фактов, ес­ли кто при исследовании всех частностей подобных вопросов всегда придерживается возможного и мо­жет каждую частность привести в согласие с явле­ниями, не боясь рабских хитросплетений астро­номов.

Ущерб Луны и опять наращение ее могло бы про­исходить как вследствие вращения этого тела, так равно и вследствие строения воздуха, а также вслед­ствие заслонения ее друшм телом и вообще может быть объяснено всякими способами, которыми и яв­ления у нас на Земле призывают пас объяснить эти фазы, — если только кто-нибудь, увлекшись страс­тью к методу объяснять явления одним способом, не отвергает безрассудно все другие методы, не рас­смотрев, что возможно человеку познать и что не­возможно, и через это стремясь познавать невоз­можное. Кроме того, возможно, что Луна имеет свет от себя, но возможно, что и от Солнца. В самом деле, и у нас, как мы видим, многие предметы имеют свет от себя, а многие — от других предметов. И ни одно из небесных явлений не препятствует этим объясне­ниям, если кто всегда помнит о методе объяснять яв­ления разными способами и рассматривает вместе с тем гипотезы и причины, согласные с ними, [т. е. с небесными явлениями], а на то, что с ними не со­гласно, не обращает внимания, не придает пона­прасну этому значения и не спускается то так, то этак к методу объяснять явления одним спосо­бом. Отпечаток лица на Луне может происходить как вследствие перемещения ее частей, так и вслед­ствие заслонения ее чем-нибудь и вследствие всякой другой причины, которая может быть наблюдаема, если она находится в согласии с явлениями. Ибо по отношению ко всем небесным явлениям не должно

отказываться от способа исследования таким путем: ведь если кто будет бороться с очевидными факта­ми, тот никогда не сможет получить в удел истин­ную безмятежность (спокойствие души).

Затмение Солнца и Луны может происходить как вследствие угасания, как и у нас это (такой процесс) наблюдается, так и вследствие заслонения их какими-нибудь другими телами, — Землею, или каким-нибудь невидимым телом, или чем-нибудь другим таким. И, таким образом, надо рассматривать вместе близкие друг другу причины, и не следует считать невозмож­ным, что некоторые из них действуют одновременно. Далее, правильность обращения небесных тел следу­ет понимать так же, как и правильность некоторых явлений, случающихся у нас на Земле. Божественную природу никоим образом не должно привлекать для этого, но должно хранить ее свободной от тягостных обязанностей, в полном блаженстве. Ведь если это не будет выполнено, то все исследование о причинах не­бесных явлений будет напрасным, как уже и случи­лось с некоторыми, которые не держались возмож­ных объяснений, но впали в мысль вздорную, будто небесные явления происходят лишь одним спосо­бом, а все другие возможные способы отбрасывают, доходя до немыслимого и не будучи в состоянии финншшть земные явления, которые должно прини­мать:ta указания.

Изменение длины ночей и дней происходит как оттого, что движения Солнца над Землей бывают бы­стры и опять медленны, вследствие его прохождения чрез места меняющейся (неравной) длины, так и от­того, что оно проходит чрез некоторые места быст­рее или медленнее, как и у нас наблюдаются некото­рые явления, с которыми должно согласоваться, го­воря о небесных явлениях. А те, которые принимают одну причину, борются против очевидности явле­ний и не задаются вопросом — возможно ли челове­ку делать такие наблюдения.

Приметы [предсказания] погоды могут быть как на основании совпадения обстоятельств, как это бывает у животных, видимых у нас, так и на основа-

нии перемен воздуха: и то и другое не противоре­чит [видимым] явлениям. Но при каких обстоятель­ствах действует та или эта причина, понять невоз­можно.

Облака могут образовываться и собираться как вследствие сгущения воздуха под давлением ветров, так и вследствие переплетения атомов, держащихся друг за друга и пригодных для совершения (осуще­ствления) этого, и вследствие собрания излияний (испарений) из земли и вод; также нет невозможно­го в том, что и разными другими способами образу­ются соединения таких вещей. А затем, когда они где (в одном месте) подвергаются давлению, где (в дру­гом месте) изменению, из них может образоваться вода (дожди), а еще когда нисходящим потоком вет­ры движутся через воздух из пригодных для этого мест, причем более сильный л и пень образуется от некоторых скоплений атомоп, пригодных для таких излияний.

Гром может происходить или вследствие круче­ния ветра в пустотах туч, как бывает в наших сосу­дах, или вследствие гудения огня, наполненного вет­ром внутри туч, или вследствие разрывов туч и их разделения, или вследствие трения туч, или вследст­вие того, что тучи ломаются, получив отвердение, подобное льду: явления призывают нас говорить, что как целое, [т. е. все небесные явления], так и явле­ния этого рода могут происходить разными спосо­бами.

Точно также и молния может происходить разны­ми способами: именно, вследствие трения и столкно­вения туч сочетание атомов, способное произвести огонь, выскальзывая [из туч], рождает молнию; вслед­ствие того, что ветры выталкивают из туч такие тела, которые производят это блистание; вследствие вы­давливания (вытеснения), когда производится дав­ление на тучи или друг другом, или ветрами; вслед­ствие того, что свет, рассеянный (истекающий в рас­сеянном виде) от небесных светил, воспринимается тучами, потом сгоняется (сдавливается) движением туч и ветров и выпадает через тучи; вследствие того,

что через тучи процеживается (просачивается) свет, состоящий из тончайших частиц, благодаря чему тучи от огня воспламеняются, и вследствие движе­ния огня происходит гром; вследствие того, что ве­тер воспламеняется как от напряженности (стреми­тельности) движения, так и от сильного вращения; вследствие того, что тучи разрываются ветрами и выпадают атомы, способные производить огонь и производящие явление молнии. Да и mi югими дру­гими способами легко можно будет наблюдать, если придерживаться постоянно явлений и быть в состо­янии сравнивать [с ними] то, что подобно им. Мол­ния предшествует грому при таком строении туч или потому, что одновременно со вторжением ветра в тучу выталкивается строение атомов, способное производить молнию, а потом ветер, крутясь, произ­водит этот гул; или потому, что они оба одновремен­но выпадают из тучи, но молния движется к нам с более напряженной (с более стремительной) быст­ротой, а гром запаздывает (приходит позже), подоб­но тому, как это бывает при некоторых предметах, наблюдаемых с расстояния и производящих какие-нибудь удары.

Удары молнии могут происходить вследствие бо­лее обильных собраний ветров, их вращения, силь­ного воспламенения, прорыва части их и весьма силы юго выпадения этой части на места внизу, при­чем прорыв происходит потому, что соседние мес­та более сгущены от давления туч, или вследствие самого выпадения вращающегося огня, — подобно тому, как может происходить гром, — когда огонь станет довольно большим, сильно наполнится вет­ром и прорвет тучу оттого, что не может податься в соседние места из-за постоянного давления туч од­ной на другую. И многими другими способами мо­гут происходить удары молнии; только пусть [при объяснении их] не будет сказки; а сказки не будет, если надлежащим образом следовать видимым яв­лениям и из них брать указания для объяснения не­видимых. ?.- Циклоны (ураганы) могут возникать вследствие

того, что туча в виде столба спускается в нижние ме­ста, толкаемая скопившимся внутри ее ветром и вле­комая сильным ветром, причем одновременно тучу толкает в бок внешний ветер. Или вследствие того, что ветер принимает кругообразную форму, причем часть воздуха вместе с тем вталкивается сверху. Или вследствие того, что образуется сильный поток вет­ров и не может протечь в бок по причине сгущения окружающего воздуха. Если циклон спускается до земли, то образуются смерчи всеми способами, ко­торыми происходит их возникновение от движения ветра; а если циклон спускается до моря, то проис­ходят водяные смерчи.

Землетрясения могут возникать вследствие того, что ветер заключен в земле, перемещает ее неболь­шими массами и непрсрыино двигает, что и сообща­ет колебание земле. Этот истер земля или принимает в себя извне, или же он возникает оттого, что массы земли внутри падают в псщерообразные места зем­ли, обращая в ветер заключенный в них воздух. Кро­ме того, землетрясения Moiyr происходить вследст­вие самого распространения движения от падения многих масс и отдачи удара (обратного удара), когда движение встречается (сталкивается) с сильнее сгу­щенными массами земли. Также и многими другими способами (от многих других причин) могут проис­ходить эти движения земли.

А ветры образуются, когда время от времени какая-нибудь посторонняя материя постоянно и постепенно (мало-помалу) проникает (пробива­ется), а также вследствие обильного собрания во­ды. А остальные ветры образуются также, когда не­многие потоки воздуха попадают во многие углуб­ления, причем происходит распространение их, [потоков].

Град образуется как вследствие более сильного замерзания, когда некоторые ветристые тела соби­раются отовсюду и разделяются, так и вследствие более умеренного замерзания некоторых водооб-разных тел и их одновременного разрыва, что про­изводит в одно и то же время и столкновение их

и ржфын, так что они, замерзая, соединяются частя­ми и целыми массами. Что касается круглой формы Грлдй, то нет невозможного в том, что она становит­ся такою оттого, что оконечности (края) тают со всех сторон [во время падения], или же оттого, что, как говорят, тела, будут ли они водообразные или ве-тристые, при соединении собираются ровно частя­ми со всех сторон.

Снег может образовываться оттого, что тонкая иода (тонкий дождь) выливается из туч благодаря порам соответствующей формы и сильному, посто­янному сдавливанию ветрами пригодных для этого чуч, а потом она, [вода], при своем движении по воз­духу замерзает по причине холодности воздуха, ок­ружающей ее в местах ниже туч. Такое излияние из туч может происходить также вследствие замерза­ния н тучах, имеющих равномерную неплотность (редкость, пористость), когда тучи водообразные, лежащие рядом, давят одна на другую: они, совершая как бы столкновение, производят град, что бывает очень часто в воздухе. Также вследствие трения за­мерзших туч [одной о другую] это скопление снега может (эти комочки снега могут) получать отскаки- наиие. И другими способами может снег образовы^

Мтъея.

Роса образуется как вследствие того, что из возду­ха сходятся одна с другою такие частицы, которые бывают способны образовать такую сырость; также И вследствие того, что частицы поднимаются от мест, или влажных, или содержащих воды, — в како­вых местах особенно образуется роса, и потом, ког­да они сойдутся в одно место и образуют сырость, они падают на места внизу, как и у нас подобным об-ра:юм наблюдаются некоторые такие явления во многих случаях. Иней тоже образуется вследствие изменения частиц росы оттого, что такие частицы замерзают под влиянием окружающего их холодно­го воздуха.

Лед образуется как вследствие вытеснения из во­ды частиц круглой формы и соединения находя­щихся в воде треугольных и остроугольных частиц,

так и вследствие прибавления извне таких частиц, которые, сплотившись (скопившись), доставляют замерзание воде, вытеснив некоторое количество круглых частиц.

Радуга образуется вследствие того, что Солнце освещает водообразный воздух, или вследствие осо­бенного смешения света и воздуха, которое может производить эти особенные цвета — или все, или каждый в отдельности (особенности этих цветов — или всех, или каждого в отдельности); а благодаря обратному отблеску от этого соседние области воз-с духа могут получать такой цвет, какой мы видим, —i" именно вследствие освещения частей. Это представ* ление о круглой форме радуги происходит оттого, что расстояние от всех точек ее воспринимается взором как раш к >е, или же отгого, что так как атомы в воздухе или н тучах, несущиеся от того же самого воздуха, получают ci uu m iu шс в такой форме, то это сочетание [света н ш>:1духа| спускается в виде некой окружности.

Кольцо вокруг Луны образуется или вследствие того, что воздух со всех сторон несется к Луне, или вследствие того, что воздух настолько равномерно задерживает несущиеся от Луны истечения, что рас­полагает их кругом нее в виде этого облакообразно-го кольца, совершенно не разделяя его (без всяких пропусков в нем). Или же это кольцо образуется вследствие того, что земной воздух равномерно со всех сторон задерживает окружающий Луну воздух, располагая окружение ее так, что оно становится круглым и толстым. А это происходит в некоторых частях [неба] или потому, что какое-нибудь тече­ние извне понуждает [воздух], или потому, что теп­лота овладевает порами (загораживает поры) [Лу-§ ны] надлежащим образом для того, чтобы это про*г* извести.

Кометы возникают или потому, что в некоторых местах в некоторые промежутки времени в небес­ных высях сгущается огонь по причине скопления материи, или же потому, что по временам небо над нами имеет какое-то особенное движение, так что







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 510. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия