Студопедия — ДИОГЕН ЛАЭРТСКИЙ О ЗЕНОНЕ ИЗ КИТИЯ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ДИОГЕН ЛАЭРТСКИЙ О ЗЕНОНЕ ИЗ КИТИЯ






VII (1) Зенон, сын Мнасея (или Демея), из Кития, что на Кипре, греческом городе с финикийскими поселенцами. У него была кривая шея (говорит Ти­мофей Афинский в «Жизнеописаниях»), а сам он, по спидстельстиу Аполлония Тирского, был худой, доиолыю высокий, со смуглом кожей (за что его и проминали «египетской лояой», как сообщает Хри­сипп в 1 книге «Послоииц»), с толстыми ногами, нес­кладный и слабосильный — оттого-то, как говорит Персей в «Застольных записках*, обычно он не при­нимал приглашений к обеду. Зато, говорят, ему до­ставляло удовольствие есть зеленые фиги и загорать на солнце.

(2) Учителем его,... был Кратет, а потом, говорят, он учился по десять лет у Стильпона и у Ксенократа (по сло­вам Тимократа в «Дионе»), а также у Полемона. По рас­сказам Гекатона и Аполлония Тирского (в его I книге «О Зеноне»), он обратился к оракулу с вопросом, как ему жить наилучшим образом, и Бог ответил: «Взять пример с покойников»; Зенон понял, что это значит, и стал чи­тать древних писателей.

(3) К Кратету попал он следующим образом. Он плыл из Финикии в Пирей с грузом пурпура и потер­пел кораблекрушение. Добравшись до Афин, — а бы­ло ему уже тридцать лет — он пришел в книжную лав­ку и, читая там II книгу Ксенофонтовых «Воспомина­ний о Сократе», пришел в такой восторг, что спросил, где можно найти подобных людей? В это са­мое время мимо лавки проходил Кратет; продавец показал на него и сказал: «Вот за ним и ступай!» С тех пор он и стал учеником Кратета. Но при всей своей

приверженности к философии он был слишком скромен для кинического бесстыдства. Поэтому Кра-тет, чтобы исцелить его от такого недостатка, дал ему однажды нести через Керамик горшок чечевичной похлебки; а увидев, что Зенон смущается и старается держать ее незаметно, разбил горшок у него в руках своим посохом — похлебка потекла у Зенона по но­гам, он бросился бежать, а Кратет крикнул: «Что ж ты бежишь, финикийчик? Ведь ничего страшного с то­бой не случилось!»

(4) Итак, некоторое время oi i учился у Кратета; тог­да он и написал свое «Государство», и кое-кто шугил, будто оно написано на собачьем хвосте. Кроме «Госу­дарства» он написал следующие сочинения: «О жиз­ни, согласной с природою», «О порыве или человече­ской природе», «О страстях», «Об обязанностях», «О законе», «Об эллинском воспитании», «О зрении», «О цельном», «О знаках», «Пифагорейские вопросы», «Всеобщие вопросы», «О словах», «Гомеровские во­просы» в 5 книгах, «О чтении поэзии». Кроме того, ему принадлежат: «Учебник», «Решения», «Опроверже­ния» в 2 книгах, «Воспоминания о Кратете», «Этика». Таковы его сочинения.

(5) Однако в конце концов он покинул Кратета и в течение двадцати лет учился у двух других выше­названных наставников; оттого, говорят, он и заяв­лял: «Вот каким счастливым плаванием обернулось для меня кораблекрушение!» Впрочем, некоторые пишут, что это было сказано еще при Кратете. А дру­гие рассказывают, что он жил в Афинах, когда услы­шал о крушении своего корабля, и сказал: «Как хоро­шо, что Удача сама толкает нас в философию!» Нако­нец, третьи утверждают, будто он успел распродать свой груз в Афинах и лишь потом обратился к фило­софии.

Рассуждения свои он излагал, прохаживаясь взад и вперед по Расписной Стое (собственно, она назы­вается Писианактовой, но по фрескам Полиглота получила название Расписной), потому что искал места малопосещаемого; а именно здесь при Трид­цати тиранах было погублено почти 1400 граждан.

Сюда стали приходить люди послушать его и за это были прозваны «стоиками», равно как и его ученики; а до этого они назывались «зеноновцами», как о том свидетельствует и Эпикур в своих письмах. Стоика­ми же раньше называли стихотворцев, препровож­давших свое время в Стое (как сообщает Эратосфен в VIII книге «О древней комедии»), — от них-то и по­шло это слово в широкий ход.

(6) Афиняне оказывали Зенону великий почет: они даже вручили ему ключ от городских стен и удостои­ли его золотого венка и медной статуи. То же самое сделали и его соотечественники: статую Зенона они почитали украшением своего города. Так же горди­лись им и те китайцы, что жили в Сидоне. Сам Анти­гон выражал ему благосклонность и не раз его слу­шал, когда бывал п Афинах. Он даже приглашал фило­софа приехать к ссПс, тот < ггкхшлся, но послал к нему одного из своих близких — 11ерсея, сына Деметрия, родом из Китая, расцвет которого приходится на 130-ю олимпиаду, когда Зенон был уже стариком. Вот каково было письмо Антигона (приводимое Аполло­нием Тирским в сочинении о Зеноне):

(7) «Царь Антигон философу Зенону шлет привет. Удачею и славою, как мне думается, я выше тебя, но разумом и воспитанием ниже, равно как и тем совер­шенным счастьем, какое ты имеешь в обладании. От­того и рассудил я предложить тебе приехать ко мне, полагая, что ты не откажешь мне в моей просьбе. По­старайся же так или иначе быть при мне — ты ведь понимаешь, что будешь наставником не для меня од­ного, а для всех македонян, вместе взятых. Кто настав­ляет царя Македонии и ведет его по пути к добродете­ли, тот заведомо и всех его подданных будет готовить к тому, чтобы стать хорошими людьми. Ибо каков правитель, таковы обычно становятся должным обра­зом и подданные».

Зенон отвечал ему таю

(8) «Царю Антигону Зенон шлет привет. Мне до­рога твоя любовь к знанию, поскольку ты отдаешь предпочтение воспитанию истинному и благопо-лезному, а не пошлому и развращающему нравы. Кто

обращается к философии, отступясь от хваленого наслаждения, в котором иные юноши размягчают свои души, в том заведомо жива не только врожден­ная, но и добровольная наклонность к благородству. А когда врожденное благородство в должной мере окрепнет от упражнения и от нелицеприятного по­учения, то ему уже нетрудно прийти к овладению со­вершенной добродетелью. Однако тело мое сковано старческою немощью, ибо мне уже восемьдесят лет; и потому быть при тебе не под силу мне, а посылаю я к тебе некоторых из моих товарищей по занятиям: душевной силой они не ниже меня, телесной же много меня выше; приблизь их, и ты не отстанешь от достигающих совершенного счастья». И он послал к Антигону Персея и Филонида Фиванского; о том, что они живут у царя, упоминает и Эпикур в письме к брату Аристобулу.

(10) Я счел уместным приложить здесь также и постановление афинян о Зеноне. Вот оно:

«В архонтство Арренида, в 5-ю пританию филы Акамантиды, в 21-й день месяца мемактериона и в 23-й день притании, в общем народном собрании председатель Гиппон, сын Кратистотеля из Ксипетея, с товарищами по председательству поставил на голо­сование вопрос, а слово держал Фрасон, сын Фрасона изАпакси:

(11) "11оскольку Зенон Китайский, сын Мнасея, провел в этом городе много лет и, занимаясь фило­софией, показал себя достойнейшим человеком во всех отношениях, призывал к добродетели и здраво­мыслию тех молодых людей, которые сходились к нему для поучения, обращал их ко всему наилуч­шему и в собственной жизни являл для всех пример согласия с учением, которое проповедовал, — по­стольку народ почел за благо Зенону Китайскому, сыну Мнасея, воздать хвалу и законным чином увен­чать его золотым венком за добродетель и здраво­мыслие; а гробницу его поставить на Керамике за народный счет. И для изготовления венка и устрое­ния гробницы избрать народу пятерых лиц из числа афинян, а государственному делопроизводителю за-

писать это постановление на двух каменных стол­бах, из которых один должно поставить в Академии, другой — в Ликее, а расходы на те столбы выделить заведующему казною, чтобы все знали, что афин­ский народ умеет чтить достойных мужей и при жизни, и после смерти. На устроение гробницы из­браны голосованием: Фрасон из Анакеи, Филокл из Пирея, Федр из Анафлиста, Медонт из Ахарн, Микиф из Сипалета, [Дион из Пеании]"». Таково это поста­новление.

(12) Антигон Каристский сообщает, что Зенон никогда не отрекался от того, что он из Кития. Так, когда он был одним из вкладчиков на восстановле­ние бани и на столбе было написано имя: «Зенон, фи­лософ», он потребовал добавить: «Из Кития».

(13) Для своей глиняной бутылочки он сделал полую крышку, положил туда деньги и всюду с ни­ми ходил, чтобы иметь под рукой все для нужд сво­его учителя Кратста. Было у него, по рассказам, когда он приехал в Элладу, более тысячи талантов, и он отдавал их в рост корабельщикам. Ел он ломтики хлеба, мед и самую малость вина с хорошим арома­том. С мальчиками он имел дело редко, а с девка­ми — раз или два, только чтобы не прослыть женоне­навистником; а когда Персей, с которым он жил в од­ном доме, пригласил однажды для него хорошенькую флейтистку, то Зенон, не замедлив, препроводил ее к самому Персею. В обхождении, говорят, был он очень хорош, так что Антигон часто приглашал его на гулянья, а однажды он даже сопровождал царя на попойку к кифареду Лристоклу, однако быстро скрылся.

(14) Многолюдства, говорят, он все же избегал и даже на скамье сидел с краю, чтобы не иметь сосе­дей хотя бы с одной стороны. На прогулках его со­провождали два-три человека, не более. Иной раз он даже собирал медяки с окружающих, чтобы они не толпились вокруг хотя бы из скупости (так говорит Клеанф в книге «О деньгах»). А однажды, когда его обступило много народу, он показал им на деревян­ную ограду алтаря, что вверху Стой, и сказал: «Когда-

то он стоял здесь на середине, но мешал ходить, и его отодвинули; вот так же, если вы уберетесь отсюда, то нам будет свободнее».

(15) Демохар, сын Лахета, сказал однажды, привет­ствуя его: «Стоит тебе сказать или написать Антигону, чего тебе надобно, и он тотчас все тебе даст!» Выслу­шав это, Зенон перестал с ним разговаривать. А когда;3енон умер, Антигон, говорят, сказал: «Какого я ли­шился зрителя!» Тогда-то он и поручил Фрасону про­сить афинян пожаловать Зспопа гробницей на Кера­мике. Однажды его спросили, чем он восхищается в Зеноне; он ответил: «Тем, что, сколько он ни получал от меня дорогих подарков, я ни разу не видел его ни надменным, ни униженным».

Он отличался наклонностью к исследованиям и к тонкости во всяком рассуждении. Поэтому и Ти-мон пишет о нем в «Силлах»:

Я увидал, финикиянку старую в темной гордыне: Было ей мало всего; но корзинка ее прохудилась, А ведь и так в ней было не больше ума, чем в трещотке.

(16) Он любил ученые споры с диалектиком Фи­лоном, своим товарищем по занятиям; и, будучи мо­ложе Филона, благоговел и перед ним, и перед их на­ставником Диодором. Были вокруг него и настоя­щие оборванцы, как пишет и Тимон:

i

i. Целую тучу согнал, мужиков, которые были > Самые нищие, самые глупые между сограждан. '••-

Сам он был мрачен и едок, с напряженным ли­цом. Жил он просто и не по-эллински скупо под предлогом бережливости.

(17) Осмеивая кого-нибудь, он делал это незамет­но и не с маху, а словно издали. Таковы его слова об одном щеголе, который с осторожностью переби­рался через какой-то ручей: «Как же ему не сторо­ниться грязи? ведь в ней не видать своего отраже­ния!» Один киник попросил у Зенона масла в пузы­рек, потому что свое у него кончилось; Зенон ничего

ему не дал, а когда тот пошел прочь, то крикнул вслед: «Скажи-ка теперь, кто из нас бесстыднее?» Влюбленный в Хремонида, он сидел рядом с ним и с Клеанфом и вдруг встал; Клеанф удивился, а Зе­нон сказал: «Я слышал от лучших врачей, что при воспалении самое хорошее средство — покой». На одной пирушке пониже его за столом лежали двое, и лежавший выше ткнул ногой лежавшего ниже; тог­да Зенон сам пнул его коленом, а когда тот обернул­ся, то сказал: «А каково, по-твоему, было от тебя со­седу?»

(18) Одному любителю мальчиков он сказал: «Как школьные учителя выживают из ума оттого, что веч­но возятся с мальчишками, точно так же и ваша по­рода!» Речи отделанные и безошибочные он сравни­вал с александрийскими сребрениками: они хороши с виду и отчеканены, как настоящая монета, но цена их от этого не выше. А речи противоположного свойства похожи на аттические тетрадрахмы: грубо рубленные и с погрешностями в языке, они все же подчас более весомы, чем самые тонковыведенные. Ученик его Аристон вел длинные рассуждения, но были они бездарны, а порой нахальны и опро­метчивы; Зенон сказал: «Не иначе как твой отец за­чал тебя спьяна!» — и прозвал его болтуном, потому что сам всегда был немногословен.

(19) Один обжора, имевший обыкновение ниче­го не оставлять соседям по столу, подал гостям боль­шую рыбу; Зенон ухватил ее, словно собираясь съесть целиком, а когда тот уставился на него, отве­тил: «Если ты моего обжорства за одним обедом стерпеть не можешь, то как же другие твое терпят каждый день?» Один мальчик домогался ответа на какой-то вопрос слишком напористо для своего воз­раста; Зенон подвел его к зеркалу, велел посмотреть на себя и спросил, к лицу ли при таком виде такие вопросы.

(20) Кто-то заявлял, что по большей части не со­гласен с Антисфеном; Зенон прочитал ему софок-ловскую притчу и спросил; может быть, все-таки в Антисфене есть и хорошее? «Не знаю», — сказал

тот. «И тебе не стыдно, — возразил Зенон, — выхва­тывать и запоминать, что у него есть плохого, и обхо­дить с пренебрежением, что у него есть хорошего?» Кто-то сказал, что речи философов, на его взгляд, слишком коротки. «Ты прав, — ответил Зенон, — у них даже слова были бы короче, будь это возмож­но». Кто-то пожаловался, что Полемон говорит не то, что обещал; Зенон спросил: «А разве одно друго­го не стоит?»

Для спора, гонорил он, нужно иметь голос и силу не меньше, чем у актера, однако понапрасну рот не разевать — это делают только те, кто болтает много, но без толку. Кто умеет хорошо говорить, утверждал он, тот не будет давать слушателю передышку, что­бы полюбоваться, словно хороший ремесленник: наоборот, слушатель должен быть так захвачен ре­чью, чтобы ему и на раздумье времени не требо­валось.

(21) Одному много болтавшему юнцу он сказал: «У тебя уши утекли на язык». Одному красавцу, рас­суждавшему, что любовь-де мудрецу не пристала, он сказал: «Для вас, красавцев, ничего хуже и быть не может». Даже большинство мудрецов, по его словам, сплошь и рядом оказываются немудрыми, потому что не разбираются в своих случайных мелочах. И он любил расскиаывать, как флейтист Кафисий, увидев, что один его ученик силится играть погром­че, стукнул его и сказал: «Не в силе добро, а в добре сила!»

(22) Один юноша вел слишком дерзкие разговоры; Зенон ему сказал: «Ну, мальчик, не скажу я тебе того, что думаю!» К нему льнул один родосец, отличавший­ся красотою и богатством, а более ничем; чтобы отде­латься от него, Зенон сперва посадил его на пыльную скамью, чтобы он запачкал одежду, а потом отвел ему место среди нищих, чтобы он терся об их лохмотья; и наконец юноша сбежал. «Ничего нет неприличнее гордыни, — говорил Зенон, — а в молодых людях осо­бенно». Не надо обременять память звуками и слова­ми, а надо стараться расположить свой ум к извлече­нию пользы и не думать, будто это какое-то уже сва-

ренное и поданное угощение. Он говорил, что моло­дые люди должны знать порядок и в походке, и в об­лике, и в одежде; и он часто напоминал стихи Еврипи-да о Капанее:

Он был богат, но не

Нимало не тщеславней, чем бедняк.

I;.tt'i

(23) Чтобы овладеть науками, говорил он, самое не­желательное — это самомнение, а самое надобное — это время. На вопрос, что такое друг, он ответил: «Вто­рой я».

(24) Однажды он порол раба за кражу. «Мне суж­дено было украсть!» — сказал ему раб. «И суждено бы­ло быть битым», — ответил Зенон. Красоту он назы­вал цветом целомудрия (а иные говорят, что, напро­тив, целомудрие — цветок красоты). Как-то раз он увидел чьего-то знакомого раба всего в синяках; «Ви­жу следы твоего нрава!» — сказал он ему. Кто-то на­терся душистым маслом; Зенон спросил: «Or кого это так запахло женщш юй?» Дио! шсий 11срсбежчик спро­сил, почему Зенон ему одному не делает замечаний. «Потому что я тебе не доверяю», — отвечал Зенон. Мальчишке-болтуну он сказал: «У нас для того два уха и один рот, чтобы мы больше слушали и меньше го­ворили». Однажды на попойке он лежал и молчал; его стали спрашивать, в чем дело, а он ответил: «Передай­те царю, что среди вас был один человек, умеющий молчать», потому что спрашивавшие были посланы от Птолемея и хотели узнать, что передать от Зенона царю. Его спросили, как он чувствует себя, когда его бранят; он сказал: «Как посол, когда его отсылают без ответа».

Аполлоний Тирский рассказывает, что однажды Кратет схватил его за плащ, чтобы оттащить от Стиль-пона. «Нет, Кратет, философов мало хватать за уши: убеди и уведи! — сказал ему Зенон. — А если ты отта­щишь меня силой, то телом я буду с тобой, а душой со Стильпоном».

(25) Гиппобот сообщает, что водился он и с Дио-дором, усердно занимаясь с ним диалектикой, и сде-

лал в ней большие успехи, но был так далек от тще­славия, что пошел в ученье к Полемону, и тот, гово­рят, сказал ему: «Вижу, Зенон, ты прокрался ко мне через черный ход, чтобы выкрасть наше учение и ра­зодеть его по-финикийски!» А когда один диалектик ': показал ему семь диалектических приемов для со-' физма «Жнец», он спросил, сколько тот за них хочет, и, услышав: «Сто драхм», заплатил двести; такова была в нем страсть к знаниям.

Он первый, говорят, дал название понятию «над­лежащее» и написал об этом книгу. Он же переписал стихи Гесиода следующим образом:

;;f Тот наилучший меж всеми, кто доброму верит совету; Также хорош тот, кто сам умеет умом пораскинуть.

(26) В самом деле, говорил он: кто умеет хорошо выслушать совет и воспользоваться им, более досто­ин похвалы, чем тот, кто все соображает сам: послед­ний хорош только пониманием, а первый, умеющий слушать, — еще и поведением.

На вопрос, почему он такой суровый, а за попой­кой распускается, он ответил: «Волчьи бобы тоже горькие, а как размокнут, становятся сладкими». Действительно, на таких пирушках он давал себе нолю, что подтверждает и Гскатоп во II книге «Изре­чений». Лучше, чтобы заплетались ноги, чем язык, говорил он. Добро — не мелочь, а достигается по мелочам. (Впрочем, другие приписывают эти слова Сократу.)

(27) Был он закален и неприхотлив, пищу ел сы­рую, а плащ носил тонкий. За это и сказано о нем:

Ни ледяная зима, ни льющийся дождь бесконечный Не укрощают его, ни зной, ни жало болезней, ~ Ни многолюдные праздники духа его не расслабят; * Ночью и днем прилежит он душой к обретению знанья.

И даже комические поэты, сами того не замечая,-в своих насмешках произносят ему похвалу. Так, Фи­лемон говорит в драме «Философы»:

I f Сухая смоква, корка да глоток воды'ф&ЦМащщк. -Щ ¥;

5; Вот философия его новейшая; '•мЖвЗР'ЗШС

г И мчат ученики учиться голоду.:ГГШЯЙЙ(ЙЙ«

> Впрочем, другие приписывают эти стихи Поси-диппу. К этому времени Зенон почти вошел уже в по-евовицу — о нем говорилось:

Философа Зенона быть воздержнее.

•.* -мое

Во всяком случае у Посидиппа в «Перевезенцах» сказано:

...десять дней, казалося,

Он самого Зенона был воздержнее.

7 (28) И в самом деле, oi i всех превосходил и этой доб­родетелью, и достоинством, и, право же, счастьем: ведь прожил он 98 лет и умер безболезненно, в полном здоро­вье. Правда, Персей в «Уроках этики* пишет, будто умер он в 72 года, а в Афины приехал 22 лег, но Аполло! шй го­ворит, что только во главе школы oi i стоял 58 лет. •(> ще Умер он таю уходя с занятий, он споткнулся и слон-мал себе палец; тут же, постучав рукой оземь, он скаэЖ строчку из «Ниобы»: ъщ.

«Ш Иду, иду я: зачем зовешь? —;дф;<?

(29) и умер на месте, задержав дыхание. Афиняне погребли его на Керамике и почтили вышеприве­денными постановлениями, подтвердив этим его добродетель.

ФИЛОСОФИЯ И ЕЕ ЧАСТИ

- ДиогенЛаэргпский VII. (39) Стоики делят филосо­фию на три части: физику, этику и логику. Такое де-

ление первый принял Зенон из Кития в сочинении о разуме, затем Хрисипп в первой книге о разуме и в первой книге о явлениях природы, а также Апол-лодор и Силл в первой книге «Введений в учения», Ев-дром в «Первоосновах этики», Диоген Вавилонский и Посидоний. Эти части Аполлодор называет места­ми, Хрисипп и Евдром — видами, а другие — родами. (40) Они сравнивают философию с живым сущест­вом: кости и нервы — это логика, мясо — этика, ду­ша — физика. Или же сравнивают с яйцом: наруж­ное — это логика, следующее за ним — этика, а нахо­дящееся в самой середине — физика. Сравнивают и с плодородным полем: его ограда — это логика, плод — этика, почва или деревья — физика. Прибега­ют к сравнению с городом, хорошо укрепленным и разумно управляемым. Некоторые из них говорят, что ни одна часть не отделена от другой, что все они связаны между собой и поэтому рассматриваются все вместе. Другие же ставят логику на первое место, физику — на второе, этику — на третье. Так поступает Зенон в книге о разуме, а также Хрисипп, Архедем и Евдем. (41) Зато Диоген из Птолемаиды начинает с этики. Аполлодор же ставит этику на втором месте; Панетий и Посидоний начинают с физики, как гово­рит ученик Посидш шн Фапий и первой книге об уче­ниях I (осидонии. Клсанф же различает шесть частей философии: диалектику, риторику, этику, политику, физику и учение о богах.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 437. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия