Студопедия — Брату Галлиону
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Брату Галлиону






/. Все люди хотят жить счастливо, брат мой Гал-лион, но они смутно представляют себе, в чем за­ключается счастливая жизнь. А достигнуть послед­ней в высшей степени трудно... Главнейшая наша за-

дача должна заключаться в том, чтобы мы не следо­вали подобно скоту за вожаками стада, чтобы мы шли не туда, куда идут другие, а туда, куда повелевает долг. Величайшие беды причиняет нам то, что мы сообразуемся с молвой и, признавая самыми пра­вильными те воззрения, которые встречают боль­шое сочувствие и находят много последователей, живем не так, как этого требует разум, а так, как жи­вут другие. Вот откуда эта непрерывно нарастающая груда жертв заблуждений!..

//. Когда заходит речь о счастливой жизни, ты не можешь удовлетворить меня обычным при голосо­вании сенаторов ответом: «По-видимому, на этой стороне большинство». Потому-то она и не права! Развитие человечества не находится еще в столь блестящем состоянии, чтобы истина была доступна большинству. Одобрение толпы — доказательство полной несостоятельности. Предметом нашего ис­следования должен быть вопрос о том, какой образ действий наиболее достоин человека, а не о том, ка­кой чаще всего встречается; о том, что делает нас способными к обладанию вечным счастьем, а не о том, что одобряется чернью, этой наихудшей ис-толковательницей истины. К черни же я отношу не только простонародье, но и венценосцев. Я не смот­рю на цвет одежд, в которые облекаются люди. При оценке человека я не верю глазам; у меня есть луч­шее, более верное мерило для того, чтобы отличить истину от лжи. О духовном достоинстве должен су­дить дух...

///....Постараемся найти не призрачное благо, а действительное, постоянное и тем более привлека­тельное, чем глубже оно таится в душе. Добудем это сокровище. Оно лежит недалеко от нас. Его легко найти. Нужно только знать, куда протянуть руку... Считаю нужным заметить, что я не примыкаю ис­ключительно к одному из главнейших представите­лей стоической школы, сохраняя и за собою право иметь собственное суждение. Я буду следовать одно­му, у другого сделаю частичное заимствование. Мо­жет быть, представляя свое заключение после всех

остальных авторов, я не буду отвергать ни одного положения своих предшественников, а скажу толь­ко: «Вот это дополнение принадлежит мне». Впро­чем, я принимаю общее правило всех стоиков: «Жи­ви сообразно с природой вещей». Не уклоняться от нее, руководствоваться ее законом, брать с нее при­мер, — в этом и заключается мудрость. Следователь­но, жизнь счастлива, если она согласуется со своей природой. Такая жизнь возможна лишь в том случае, если, во-первых, человек постоянно обладает здра­вым умом; затем, если дух его мужествен и энерги­чен, благороден, вынослив и подготовлен ко всяким обстоятельствам; если он, не впадая в тревожную мнительность, заботится об удовлетворении физи­ческих потребностей; если он вообще интересуется материальными сторонами жизни, не соблазняясь ни одной из них; наконец, если он умеет пользовать­ся дарами судьбы, не делаясь их рабом. Мне незачем присовокуплять, так как ты и сам понимаешь, что ре­зультатом такого расположения духа бывает посто­янное спокойствие и свобода ввиду устранения вся­ких поводов к раздражению и к страху. Вместо удо­вольствий, вместо ничтожных, мимолетных и не только мерзких, но и вредных наслаждений насту­пает сильная, неомрачимая и постоянная радость, мир и гармония духа, величие, соединенное с кро­тостью. Ведь всякая жестокость происходит от не­мощи.

IV. Получится тождество, скажу ли я «высшее бла­го заключается в способности презирать превратно­сти судьбы и удовлетворяться добродетелью» или «высшее благо составляет непобедимая сила духа, умудренная опытом, спокойная в действии, соеди­ненная с большой гуманностью и заботливостью по отношению к окружающим». Допустимо и такое оп­ределение «Счастливым мы называем того, кто толь­ко благое и злокачественное настроение духа почи­тает за благо и за зло, кто свято исполняет нравст­венный долг и довольствуется добродетелью, кого случайные обстоятельства не могут сделать ни само­надеянным, ни малодушным, кто наибольшее значе-

ние придает тому благу, которое он может сам себе создать, для кого настоящим удовольствием будет... презрение к удовольствиям»...

V. А ты видишь, в каком позорном и пагубном рабстве будет находиться тот, на кого попеременно будут оказывать свое влияние удовольствия и стра­дания, деспотические силы, действующие крайне произвольно и необузданно. Поэтому нужно себя поставить в независимое от них положение, а его создает не что иное, как равнодушие к судьбе. Тогда осуществится вышеуказанное неоценимое благо: спокойствие и возвышенность духа, чувствующего свою безопасность; с исчезновением всяких страхов наступает вытекающая из познания истины великая и безмятежная радость, приветливость и просветле­ние духа. Вес это будет для него усладой не потому, что это блага, а потому, что это плоды находящегося в нем самом добра. Раз уже я расщедрился на опре­деления, то счастливым можно назвать того, кто бла­годаря разуму не ощущает ни страстного желания, ни страха. Впрочем, камни и животные также сво­бодны от страха и печали, однако никто не назовет их на этом основании счастливыми, так как у них нет сознания счастья. В таком же положении нахо­дятся те люди, которых природное тупоумие и от­сутствие самосознания понизило до уровня грубых скотов. Между такими людьми и животными нет ни­какой разницы, так как последние совершенно ли­шены разума, а первые, обладая помраченным рас­судком, изощряются, к собственному вреду, в гнус­ностях. Человек, не имеющий понятия об истине, никоим образом не может быть назван счастливым. Следовательно, жизнь счастлива, если она неизмен­но основывается на правильном, разумном сужде­нии. Тогда дух человека отличается ясностью; он свободен от всяких дурных влияний, избавившись не только от терзаний, но и от мелких уколов: он го­тов всегда удерживать занятое им положение и от­стаивать его, несмотря на ожесточенные удары судь­бы. Что же касается удовольствий, то, хотя бы они окружали нас со всех сторон, вкрадывались всеми

путями, ласкали душу своими прелестями и расточа­ли перед нами все новые соблазны, чтобы привести п возбужденное состояние все наше существо или только отдельные органы, никто из смертных, будь у него еще хоть капля человеческого достоинства, не пожелает день и ночь метаться в судорогах страс­ти и, позабывши о душе, жить исключительно инте­ресами своей плоти.

VI. Те, которые считают удовольствие высшим бла­гом, видят, какое позорное место они отвели по­следнему. Поэтому они говорят, что удовольствие неотделимо от добродетели, и присовокупляют, что нравственная жизнь совпадает с приятной, а прият­ная — с нравственной. Не понимаю, как вообще мож­но соединять в одно целое столь противоположные элементы. Почему, скажите, пожалуйста, нельзя от­делить удовольствия от добродетели? Очевидно, по­тому, что добродетель, основное начало всех благ, служит также источником того, что вы так любите и к чему так стремитесь. Но если бы удовольствие и доб­родетель были неразрывно связаны, то мы не видели бы, что одни деяния приятны, но безнравственны, а другие, наоборот, безупречны в нравственном отно­шении, но зато трудны и осуществимы лишь путем страданий.

VII. К этому следует присовокупить, что удовольст­вия встречаются даже в самой позорной жизни, меж­ду тем как добродетель вообще не допускает пороч­ной жизни, и что некоторые несчастны не вследст­вие отсутствия удовольствий, а, напротив, из-за избытка их. Ничего подобного не было бы, если бы удовольствие составляло неотъемлемую часть доб­родетели. В действительности же последняя часто не сопровождается удовольствием, да она никогда и не нуждается в нем. Что же, вы сопоставляете не только несходные, но даже противоположные элементы? Добродетель — это нечто величественное, возвы­шенное, царственное, непобедимое, неутомимое, удовольствие же — нечто низкое, рабское, немощ­ное, преходящее, караулящее и гнездящееся в непо­требных местах и трактирах. Добродетель встре-

тишь в храме, на форуме, в курии; она на передовом посту защищает городские стены; она покрыта пы-лью; у нее загорелое лицо и мозолистые руки. Напро­тив, удовольствие чаще скрывается и ищет мрака; оно шныряет около разного рода бань и мест, боя­щихся эдила; оно изнежено и слабосильно; от него пахнет вином и благовонной мазью; оно бледно или нарумянено; на нем отвратительные следы космети­ческих средств. Высшее благо вечно, неистощимо, оно не вызывает ни пресыщения, ни раскаяния, так как правильный образ мыслей не допускает заблуж­дения; он не ставит человека в необходимость него­довать на принятые решения и отменять их, так как всегда руководствуется основательными соображе­ниями; удовольствие же погасает в момент наиболь­шего восторга. Да и роль его ограниченна: оно быстро исполняет ее; затем наступает отвращение, и после первого увлечения следует апатия. Вообще никогда не бывает устойчивым явление, отличающееся сти­хийностью движения. Таким образом, и не может быть ничего прочного в том, что проходит мигом и в самом процессе своего осуществления обречено на гибель. Достигши кульминационного пункта, оно пре­кращается, неминуемо клонясь уже с самого начала к своему концу.

VIII. Мало того. Удовольствие достается как хоро­шим людям, так и дурным, и порочные находят такое же наслаждение в своем непристойном поведении, как добродетельные — в образцовом. Вот почему древние принимают за правило, что следует стре-mhti,oj не к приятнейшей жизни, а к праведной, имея в виду, что удовольствие не руководящее начало ра­зумной и доброй воли, а только случайно сопутствую­щее ей явление. Нужно сообразоваться с указаниями природы: разумный человек наблюдает ее и спраши­вает у нее совета. Жить счастливо и жить согласно с природой — одно и то же. Что это значит, я сейчас поясню. Мы должны считаться с естественными по­требностями организма и заботиться о необходимых для их удовлетворения средствах добросовестно, но без опасения за будущее, памятуя, что они даны

нам на время и скоротечны; мы не должны быть их рабами и допускать, чтобы чуждое нашему существу властвовало над нами; телесные утехи и вообще фак­торы, имеющие в жизни несущественное значение, должны находиться у нас в таком положении, какое в лагере занимают вспомогательные и легковоору­женные отряды. Они должны играть служебную, а не господствующую роль. Только при этом условии они могут быть полезны для нашего духа. Внешние пре­имущества не должны развращать и подчинять себе человека: последний должен преклоняться лишь пе­ред своим духовным достоинством. Пусть он окажет­ся искусным строителем собственной жизни, полага­ясь на себя и будучи готов одинаково встретить как улыбку судьбы, так и ее удар. Пусть его уверенность опирается на знание, а знание пусть отличается по­стоянством: однажды принятые им решения должны оставаться в силе, не допуская никаких поправок Мне незачем присовокуплять, так как это само собою ра­зумеется, что такой человек будет спокоен и уравно­вешен и во всем его поведении будет сказываться лас­ковость и благородство. Его чувствам будет присущ истинный разум, который от них и будет получать свои элементы, так как у него нет другого исходного пункта, другой точки опоры для полета к истине и для последующего самоуглубления. Ведь и всеобъемлю­щая мировая стихия, управляющий вселенной Бог, стремится, правда, к воплощению во внешних телах, однако возвращается потом со всех сторон к своему всеединому началу. Пусть то же самое делает и наш дух. Следуя за своими чувствами и придя при помощи их в соприкосновение с внешними телами, он дол­жен овладеть как ими, так и собою и, так сказать, при­своить себе высшее благо...

IX. Удовольствие не награда за добродетель и не побудительная причина к ней. Добродетель привле­кательна не потому, что доставляет наслаждение, а наоборот, она доставляет наслаждение благодаря своей привлекательности. Высшее благо заключает­ся в самом сознании и в совершенстве духа. Когда по­следний закончит свое развитие и сосредоточится

в своих пределах, ему ввиду полного осуществления высшего блага нечего больше желать. Ведь понятие о целом не допускает возможности какой-нибудь не входящей в его состав части, равно как нельзя допус­тить, чтобы что-либо находилось дальше конца. По­этому ты рассуждаешь нелогично, спрашивая, что за­ставляет меня стремиться к добродетели. Твой во­прос равносилен желанию определить то, что выше высочайшего пункта. Ты спрашиваешь, что я желаю найти в добродетели? Ее самое! Ведь нет ничего луч­ше ее, она сама служит себе наградой...

XV. «Однако что же мешает, — говорит эпикуре­ец, — полному слиянию добродетели и удовольст­вия и осуществлению такого высшего блага, в кото­ром нравственное отождествляется с приятным?» — 11омсхой этому служит то, что только нравственное может быть частью нравственного, и высшее благо потеряет свою чистоту, если в нем окажется при­месь худшего качества... Кто объединяет удовольст­вие и добродетель в союз — и притом даже неравно­правный, — тот вследствие непорочности одного блага парализует всю присущую другому благу силу и подавляет свободу, которая остается непреклон­ной лишь в том случае, если она составляет самое драгоценное сокровище. У него возникает потреб­ность (а это и есть величайшее рабство) в милости судьбы. И вот начинается тревожная, подозритель­ная, суетливая, опасающаяся всяких случайностей жшпь, беспомощно бьющаяся в потоке явлений. Ты не обеспечиваешь добродетели прочного, незыбле­мого базиса, а основываешь ее на шаткой почве. Действительно, что может быть так неустойчиво, как ожидание случайных обстоятельств и непостоянст­во организма и всех влияющих на него факторов? Разве человек может повиноваться Богу, спокойно относиться ко всем событиям, не роптать на судьбу и благодушно истолковывать превратности своей жизни, если он чувствителен к малейшему влиянию удовольствия и страдания? Но он не может быть так­же дельным защитником и спасителем своей роди­ны и заступником друзей, если он падок на удоволь-

сгвия. Так пусть же высшее благо поднимется на та­кую высоту, откуда никакая сила не могла бы его низвергнуть, куда не проникнет скорбь, надежда, страх и вообще все, что умаляет права высшего бла­га. Подняться туда может только добродетель; с ее помощью трудности подъема преодолимы. Облада­ющий добродетелью человек будет твердо стоять на своем высоком посту и переносить все, что бы ни случилось, не только терпеливо, но и охотно, зная, что все случайные невзгоды в порядке вещей. Как до­блестный воин переносит раны, исчисляет рубцы и, пронзенный стрелами, умирая, любит того полко­водца, за которого он жизнь положил, так и побор­ник добродетели будет помнить древнюю заповедь: «Повинуйся Богу»- Мы рождены под единодержав­ной властью: повиноваться Богу — вот в чем свобода наша.

XVI....Какая же разница между таким человеком и остальными людьми? А та, что одни легко привяза­ны, другие крепче прикованы, а третьи скованы так, что не могут пошевельнуться. Человека, поднявшего­ся на значительную высоту по пути к духовному ссы вершенству, цепи не стесняют: он, правда, еще несво­боден, но пользуется уже правами свободного.

XVII. По может быть, кто-нибудь из хулителей фи­лософии по своему обыкновению скажет мне: «Поче­му же у тебя больше мужества на словах, чем на деле? Почему ты понижаешь тон перед высшими, счита­ешь деньги необходимой для себя принадлежнос­тью, принимаешь к сердцу материальные потери, проливаешь слезы при известии о смерти жены или друга, дорожишь своим добрым именем и огорча­ешься злостными пересудами? Почему твое имение оборудовано старательнее, чем это вызывается есте­ственной потребностью? Почему твой обед не соот­ветствует провозглашаемым тобою правилам?..» Впоследствии я подкреплю высказанные по моему адресу обвинения и сделаю себе больше упреков, чем. ты предполагаешь, теперь же отвечу тебе так «Я не мудрец и — я даже готов своим признанием дать но­вую пищу твоему недоброжелательству — никогда

им не буду. Поэтому я и не ставлю себе целью достиг­нуть полного совершенства, а хочу только быть луч­ше дурных людей. Я удовлетворяюсь тем, что еже­дневно освобождаюсь от какого-нибудь порока и укоряю себя за свои ошибки»...

XVIII. Я говорю это не в свое оправдание — так как я погряз в бездне всяких пороков, — а в защиту чело­века, достигшего некоторого успеха. «Ты говоришь одно, — замечает мой противник, — а в жизни дела­ешь другое».

— Да ведь в этом лукавые люди, заклятые враги праведников, упрекали Платона, упрекали Эпикура, упрекали Зенона.

Все они рассуждали не о своей личной жизни, а о том, как вообще следует жить. О добродетели, а не О себе веду я речь, и, восставая против пороков, я имею в виду прежде всего свои собственные. При первой же возможности я буду жить так, как повелевает долг. Ва­ше изрядно таки пропитанное желчью недоброжела­тельство не заглушит во мне влечения к нравственно­му совершенству; ваша ядовитая слюна, которой вы обрызгиваете остальных и отравляете себя, не поме­шает мне беззаветно прославлять жизнь, не ту, какую я веду, а ту, какую, по моему убеждению, должно вести, не помешает мне почитать добродетель и стремиться к ней, хотя я далек от нее и подвигаюсь вперед мед­ленно...

XX. Если философы и не поступают всегда так, как говорят, то все-таки они приносят большую пользу тем, что они рассуждают, что они намечают нравст-< венные идеалы. А если бы они и действовали соглас­но своим речам, то никто не был бы счастливее их. Но и так нельзя относиться с пренебрежением к бла­городным словам и к людям, воодушевленным благо­родными помыслами. Занятие полезными научными вопросами похвально, даже если бы оно не сопро­вождалось существенным результатом... Я буду по­мнить, что моя родина — весь мир, что во главе его стоят боги и что эти строгие судьи моих деяний и слов находятся надо мной и около меня. А когда природа потребует, чтобы я возвратил ей свою

жизнь или я сделал это по требованию своего разума, я уйду, засвидетельствовав, что я дорожил чистой со­вестью и стремился к добру, что ничья свобода, и прежде всего моя собственная, по моей вине не бы­ла ограничена...

XXIV....Природа повелевает мне приносить пользу людям, а рабы ли они или свободные, благородного ли происхождения или вольноотпущенники, дарова­на ли им свобода с соблюдением надлежащих фор­мальностей или упрощенным способом, в присутст­вии друзей, — совершенно безразлично. Случай бла­готворительности представляется везде, где только есть человек. Мудрец может раздавать деньги даже в стенах своего дома, проявляя щедрость, которая на­зывается liberalitas не потому, что на нее имеют пра­во свободные люди, а потому, что она исходит из свободного сердца. Мудрец никогда не навязывает своих щедрот порочным и недостойным людям, но, с другой стороны, милосердие его, никогда не исто­щаясь, бьет полным ключом всякий раз, как найдется достойный его человек...

XXVI....«Какая же разница, — возражает против­ник, — между мною, глупцом, и тобою, мудрецом, ес­ли каждый из нас желает быть богатым?» — Весьма существенная. У мудреца богатство играет служеб­ную роль, а у глупца — господствующую; мудрец ни­сколько не поддается влиянию богатства, для вас же богатство составляет все. Вы привыкаете и привязы­ваетесь к нему, как будто кто-нибудь обещал вам веч­ное владение им, мудрец же тогда больше всего дума­ет о бедности, когда его окружает богатство...

МАРК АВРЕАИЙ АНТОНИН

Марк Аврелий Антонин (26 апр. 121 — 17 марта 180), римский император (161 — 180), римский философ, представитель позднего античного стоицизма, автор философского произведения, написанного на гречес­ком языке, «Размышления».

Марк Аврелий был сыном претора Анния Вера и Домиции Луциллы. Сначала он носил имя своего прадеда со стороны матери — Марк Анний Север. После внезапной смерти отца Марка взял на воспи­тание дед со стороны матери Марк Анний Вер и дал ему имя Марк Анний Вер. Согласно воле деда, он обучался не в школе, а дома. В книге «Размышления» Марк Аврелий упоминает о Диогнете, который учил его философии и живописи. Диогнет освободил своего ученика от суеверий и заставлял писать диа­логи. Под влиянием усвоенных философских взгля­дов тот начал спать на голых досках, накрываясь звериной шкурой. Вскоре Марк вступил в близкие отношения с императорской семьей. В 1 38 г. умер усыновленный бездетным Адрианом Луций Элий Вер. Адриан усыновил дядю Марка — Тита Аврелия Фульва Бойония Аррия Антонина (будущего импе­ратора Антония Пия) с условием, что он в свою оче­редь усыновит двоих — своего племянника Марка и сына умершего Луция Элия Вера, носившего то же имя, что и его отец. После усыновления Марк стал носить имя Марк Элий Аврелий Вер. 5 декабря 138 г., несмотря на юный возраст, Марк начал зани­маться административной деятельностью — вступил в должность квестора. В этом же году он был по­молвлен с Фаустиной, дочерью императора Анто-

ния Пия. По воле Пия он в 139 г. переселился на Па-латинский холм, чтобы находиться в непосредст­венной близости к императору. Несмотря на высо­кое положение, Марк не прерывает занятий фило­софией. Учителем Марка в философии был Квинт Юний Рустик, который предложил ему для изуче­ния Эпиктета.

В мае 1б1 г. Марк вступил в свое третье консульст­во вместе с приемным братом. В марте этого же года умирает император Антоний Пий, и начинается сов­местное правление Марка Аврелия с Луцием Вером, которое продолжалось до 169 г. Затем началось вре­мя единоличного правления Марка Аврелия.

Марк Аврелий был один из образованнейших лю­дей своего времени. Его «Размышления», написанные в последние годы перед смертью, отражают те мыс­ли, которые выработались в его сознании в течение всей сознательной жизни.

В стоицизме он усвоил и ценил ту сторону, кото­рая наиболее пользовалась успехом у римлян. Рим­лян стоическое учение привлекало своей этикой, ко­торую они рассматривали как практические уроки жизни.

Марк Аврелий развил учение об уме, стоящем вне души человека. Этот ум в человеке, по Марку Аврелию, является частью универсального космического ума. После смерти человека его ум растворяется в общем божественном уме. В области морали Марк Аврелий предлагал сохранять внутреннее спокойствие души, основанное на единении с божественным умом, счи­тая все в мире целесообразным.

После смерти Марк Аврелий был официально обожествлен. В Риме до нашего времени сохранилась колонна Антонина и конная статуя на Площади Ко­лонна. Время правления Марка Аврелия считается зо­лотым веком в античной исторической традиции. Марк Аврелий представлен в ней как идеальный пра­витель, основанием послужила его гуманность.

Отрывки из «Размышлений» Марка Аврелия пред­лагаются в переводе А. К. Гаврилова по изданию: Марк Аврелий. Размышления. М., 1985. ':>







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 446. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия