Студопедия — Лекция 1. ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТ ГИДРАВЛИКИ И КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ 3 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Лекция 1. ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТ ГИДРАВЛИКИ И КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ 3 страница






  Х. Ключ. Речь Гермеса Триждывеличайшего 1. Я вчера обратил к тебе мою речь, о Асклепий, сегодня же надлежит обратить её к Тату, тем более что то, что я ему изложил, было сводом Общих положений. Бог, Отец и Благо, о Тат, имеют одну и ту же природу или, скорее, одну и ту же (Фестюжьер) деятельность, ибо слово "природа" употребляется применительно к рождению и росту и встречается только по отношению к вещам изменчивым и подвижным, тогда как слово "деятельность" охватывает, кроме того, вещи неподвижные, то есть охватывает вещи божественные и человеческие; [...] как мы это показали в другом месте на примере иных вещей, божественных и человеческих, что тебе нужно здесь помнить. 2. Энергия Бога есть Его Воля; его сущность состоит в Желании того, чтобы мир был; ибо Бог-Отец-Благо есть не что иное, как существование всех вещей, даже тогда, когда их ещё нет. Это существование вещей вот Бог, вот Отец, вот Благо, и ничто иное. Если мир, как и Солнце, есть отец всего сущего, потому что участвует в существе, то он не есть, однако, для живущих в такой же степени, как и Бог, Причина Блага и жизни; и если он есть причина, то только под воздействием Благой Воли Божией, без которой ничего не могло бы ни существовать, ни становиться. 3. Отец есть автор рождения и существования своих детей лишь настолько, насколько он получил толчок от Блага посредством Солнца; Благо есть действенное начало. Ничто иное не может обладать этим качеством - ничего не получать и желать существования всех вещей. " Я не говорю творить, о Тат, ибо действие творения прерывисто; оно (творение) может не быть обеспеченным на протяжении длительных отрезков времени, так что оно то творит, то не творит, то изменяется в качестве и количестве, то оно производит одни вещи, то вещи, противоположные им. Но Бог есть Отец и Благо, ибо он есть существование Всего. 4. Вот как его может рассматривать тот, кто умеет видеть. Поэтому оно желает существования, и поэтому оно есть его причина. Именно для этого существует всё остальное: Благу присуще быть известным; таково есть Благо, о Тат. Тат: Ты привёл нас, отче, к созерцанию Блага и Прекрасного, и это созерцание почти осветило око моего ума. Гермес: Несомненно, ведь видение Блага не как лучи пламени Солнца, которые сверкают и вынуждают закрыть глаза; напротив, созерцание Блага освещает и увеличивает силу взгляда настолько, что становишься более способным к восприятию потоков умопостигаемых лучей (Менар: идеальной красоты). Это живая и более проникновенная ясность, безобидная и полная бессмертия. 5. Те, кто могут пропитаться ею немного больше, часто входят в сон, оставляя тело, и видят блаженнейшее видение, как наши предки Уран и Кронос. Тат: Ах, если бы нам тоже это удалось, отче! Гермес: Да будет сие угодно Богу, сын мой. Но сейчас мы ещё слишком слабы, чтобы достичь этого видения; очи нашего ума ещё не могут созерцать неоскверняемую и непостижимую красоту Блага. Ты узришь её тогда, когда тебе будет нечего сказать о ней; ибо Знание, созерцание это тишина и отдых всех чувств. 6. Тот, кому это удалось, не может больше думать об иных вещах, не может ни на что смотреть, ни о чём слушать, ни даже шевелить своим телом. Для него нет больше ни телесных ощущений, ни движений, он пребывает в покое; великолепие, освещающее его мысль и всю душу его, отрывает его от уз тела и превращает его всего в сущность Бога. Ибо невозможно, чтобы душа человеческая, созерцая красоту Блага, достигла обожествления (апофеоза), оставаясь такой, какой она пребывала в человеческом теле. 7. Тат: Что ты понимаешь под обожествлением, отче мой? Гермес: Каждая отделённая душа подвергается последовательным изменениям. Тат: Что значит "отделённая"? Гермес: Разве ты не узнал в "Общих положениях", что из Единой Души, Души Вселенной (пан) выходят все души, которые распространяются во все части мира? Эти души проходят через многочисленные изменения, будь то счастливые, будь то несчастливые. Души пресмыкающихся переходят в существа водные, души водных тварей - в тварей, обитающих на земле, души тварей земных - в летающих, души воздушные - в людей; души человеческие достигают бессмертия, становясь демонами. Затем они входят в хор неподвижных богов; есть два хора богов: один - звёзд блуждающих, другой - неподвижных. 8. Это последний этап славного посвящения души. Но когда душа после воплощения в человеческое тело остаётся порочной, она не получает бессмертия и не причащается Благу. Она возвращается назад и вновь проходит уже пройденный ранее путь, вселяясь в пресмыкающееся. Таково наказание порочной души. Порок этой души состоит в невежестве. Душа ослеплённая, не знающая ничего ни о вещах, ни об их природе, ни о Благе, охвачена плотскими страстями. Несчастная, не знающая саму себя, она подчинена гнусным чужеродным телам; она несёт своё тело, как тяжкое бремя; вместо того, чтобы командовать, она подчиняется. Таков порок души. 9. Напротив, добродетель души есть Знание: тот, кто знает, тот благ, благочестив и уже божествен. Тат: Каков же этот человек, отче? Гермес: Тот, кто мало говорит и мало слушает; проводить время в спорах и внимать слухам (дословно: слушать две речи), сын мой, это борьба с тенями, ибо Бог-Отец-Благо не высказываем и не слышим. При этом, если у существ есть органы чувств, то потому, что они не могут без них существовать; знание же весьма отличается от ощущения. Ощущение есть влияние, которому нас подвергает предмет, на нас Бездействующий; Знание же есть завершение науки, а наука есть дар Божий. 10. Всякая наука внетелесна и использует ум как орудие, подобно тому как ум использует тело. Так, и то и другое, предметы умопостигаемые и материальные, пользуются телом, ибо всё должно приходить к противостоянию противоположностей, и иначе быть не может. Тат: Каков же сей бог материальный? Гермес: Это мир, который прекрасен, но не благ, ибо он материален и подвержен страданиям. Он первый из подверженных страданиям, но второй среди существ, он неполный (Менар: не обеспечивает сам себя). Он рождённый, хотя и существует всегда, но он в становлении и непрерывно рождается. Становление есть изменение в качестве и в количестве; всё материальное движение есть становление. 11. Ум приводит материю в движение, и вот каким образом: мир есть шар, то есть голова; над головой нет ничего материального, как под ногами нет ничего разумного, всё материя. Ум шарообразен, он есть голова, вращающаяся круговым движением, то есть движением, свойственным голове. Всё, что граничит с головой, где размещена Душа, всё это имеет бессмертную Природу, как то, что имеет тело, оболакиваемое Душою, причём имеющее больше Души, чем тела. Но всё, что далеко от этой границы, там, где больше тела, чем Души, всё это смертно. Вселенная есть живое существо, состоящее из материи и Души (Менар: ума). 12. Мир есть первый среди живых существ, человек - второй живой после мира и первый из смертных; как и иные животные, он одушевлён. Он не только не благ, но даже плох, поскольку он смертен. Мир не благ, поскольку он подвижен; но, будучи бессмертным, он не плох. Человек, будучи одновременно подвижным и смертным, плох. 13. Вот каким образом движима (Менар: устроена) человеческая душа: ум пребывает в рассудке, рассудок в душе, душа в духе (Менар:...а дух в теле). Дух, проникая через жилы и кровь, движет живым существом и, так сказать, несёт его. Некоторые уверовали, что кровь это душа; это плохое знание Природы; следует знать, что сначала душа должна покинуть тело, потом дух должен вернуться во Вселенную, а затем кровь свёртывается, жилы опорожняются, и тварь погибает. В этом состоит смерть тела. 14. Всё зависит только от одного начала, а это начало зависит от Единственно-Сущего; оно (это начало) пребывает в движении, чтобы, в свою очередь, быть началом (Скотт: началом всех вещей), в то время как Единственно-Сущий остаётся постоянным и недвижимым. Итак, у нас для рассмотрения есть три существа: прежде всего, БогОтец-Благо, затем мир и, наконец, человек. Бог содержит в себе мир, мир содержит в себе человека. Мир есть сын Бога, человек есть отпрыск мира и, так сказать, внук Бога. 15. Бог не в неведении о человеке, напротив, Он его знает и Сам желает быть известным ему. Единственное спасение человека - Знание Бога; это путь вознесения к Олимпу; только через это душа становится благой. Но она не всегда благая, она становится плохой по необходимости (Менар: не настолько благой, насколько плохой, но обязательно и благой тоже; Скотт: по природе своей душа благая, но когда она входит в тело, оно её портит). Тат: Что ты хочешь сказать, о Триждывеличайший? Гермес: Взгляни, сын мой, на душу дитяти; её отделение ещё не завершено; тело, к которому она относится, маленькое и не получило ещё полного развития. Она прекрасна с виду, не испорчена ещё плотскими страстями, она ещё почти прикреплена к Душе мира. Но когда тело, развившись, тянет её своим весом вниз, отделение (Фестюжьер: от её истинного Я) завершается, в ней происходит забытье, она перестаёт быть причастной Прекрасному-и-Благу. Это забытье делает её порочной. 16. То же самое происходит и с теми, кто выходит из тела. Душа возвращается в своё истинное Я, дух выходит из крови, душа из духа и ум, очищенный и освобождённый от этих оболочек, божественный по своей природе, обретает огненное тело и пересекает пространство, покидая душу на заслуженные осуждение и приговор. Тат: Что ты хочешь сказать, отче? Ум отделяется от души и душа от духа, ибо ты сказал, что душа есть оболочка ума, а дух есть оболочка души? 17. Гермес. Нужно, сын мой, чтобы слушатель следил за мыслью говорящего и сливался с нею; ухо должно быть более быстрым, чем голос того, кто говорит. Только в земном теле существует система оболочек. Чистый ум не мог бы установиться в земном теле. Это тело, подверженное страстям, не смогло бы ни уместить это бессмертие, ни носить такую добродетель. Ум берёт душу для оболочки; душа, божественная сама по себе, в свою очередь обволакивается духом, а дух вселяется в человека. 18. Когда ум покидает земное тело, он сразу обретает своё огненное платье, которое он не мог сохранять, когда обитал в теле из земли, ибо земля не переносит огонь, чьей одной лишь искры хватило бы, чтобы сжечь её. Вот почему вода окружает землю и служит ей преградой, которая предохраняет её от пламени огня. Но ум, самая тонкая из божественных мыслей (Скотт: внетелесных вещей), использует как тело самую тонкую из стихий - огонь. Он берёт его как орудие для своих творческих деяний. Вселенский ум использует все стихии, человеческий же - только стихию земную. Лишённый огня, он не может создавать божественные творения, человеческий ум предназначен для человеческих условий. 19. Человеческие души, хотя не все, но души набожные, бывают демонические и божественные. Однажды отделённая от тела и после того, как она подтвердила набожность в борьбе, состоящей в том, чтобы знать Бога и никому не делать зла, такая душа вся становится умом. Но душа безбожная сохраняет своею собственную сущность и сама себя наказывает, ища тело земное, тело человеческое, чтобы войти в него, ибо, согласно Порядку Божьему, иное тело не может принять человеческую душу, она не смогла бы спуститься в тело твари бессловесной; действительно, закон Божий предохраняет человеческую душу от подобного оскорбления. 20. Тат: Как же она наказывается, отче мой? Гермес: Бывает ли худшее наказание, чем безбожие, сын мой? Бывает ли пламя более прожорливое? Какой укус может разрывать тело так, как безбожие терзает душу? Разве ты не видишь, как страдает безбожная душа, вопя и взывая о помощи: "Я горю, я жарюсь что говорить, что делать мне, несчастной, посреди зла, которое меня пожирает? обездоленная, я ничего не вижу, ничего не слышу!" Вот крики души, получающей наказание; но она не входит в тело животного, как многие считают и как, возможно, думаешь и ты, сын мой; это большое заблуждение. 21. Наказание души совсем иное. Когда ум стал демоном и когда, согласно распоряжениям Бога, он обрёл тело из огня, он входит в безбожную душу и бичует её плетью её грехов. Безбожная душа стремится тогда к убийствам, надругательствам, богохульству, насилию всякого рода и всем человеческим порокам. Но, входя в душу набожную, ум ведёт её к Свету Знания. Такой душе никогда не покажется достаточно воспевания Бога, благословений для всех людей; все её слова и все её дела будут благодеяниями; она есть образ Отца своего. 22. Нужно чтить Бога, сын мой, и просить Его ниспослать благой ум! Душа может переселиться в тело высшее, но не низшее." Между душами существует общение; души богов общаются с душами людей, души людей - с душами животных. Более сильные берут под свою опеку более слабых, боги - людей, люди тварей бессловесных, Бог - всех, ибо Он превосходит всех остальных и всё есть низшее по отношению к Нему. Мир подчинён Богу, человек - миру, животные - человеку, и Бог возвышается над всеми и заботится обо всех. Лучи Бога суть энергии, лучи мира - силы Природы (Менар: творчество; Скотт: силы рождающие и выращивающие), лучи человека ремёсла и науки. Энергии воздействуют на человека через мир и посредством его лучей (Менар: творческих лучей); силы Природы воздействуют посредством стихий, человек посредством ремёсел и наук. 23. Таково вселенское управление, зависящее от природы Единого, где во все вещи проникает Ум. Ибо нет ничего более божественного и могущественного, чем Ум. Он соединяет богов с людьми и людей с богами. Он есть Добрый Демон; душа счастливая преисполнена его, душа несчастная же его лишена. Тат: Что ты хочешь сказать, отче мой? Гермес: Ты веришь, сын мой, что каждая душа имеет благой ум? Ибо именно о таком уме я говорю, но не о том, о котором я говорил ранее, уме-служителе, который Правосудием послан вниз (Менар: который состоит на службе у души и служит орудием правосудия). 24. Душа без ума не могла бы ни говорить, ни действовать. Часто ум покидает душу, и тогда она ничего не видит, ничего не слышит и похожа на бессловесную тварь. Вот как велико могущество ума. Но он не поддерживает души порочные и оставляет их привязанными к телу, которое тянет их вниз. Такая душа, сын мой, лишена ума, и в этом случае существо не может больше называться человеком. Ибо человек существо божественное, которое следует сравнивать не с земными животными, но с существами небесными, называемыми богами. Или, скорее, не побоимся сказать правды, настоящий человек выше их или, по крайней мере, равен им. 25. Действительно, ни один из небесных богов не покидает своего круга, чтобы прибыть на землю, тогда как человек возносится в небо и измеряет его. Он знает то, что вверху, и то, что внизу; он знает всё в точности, и что ещё более важно, что ему не обязательно покидать землю, чтобы вознестись в небеса - так далеко достигает его власть. И осмелимся сказать, что человек - смертный бог, а небесный бог бессмертный человек. Итак, всеми вещами управляют мир и человек, а над всем есть Единый.
 
 

  XI. Ум к Гермесу 1. Ум: (Менар: Положи конец речам своим и) Запомни, о Триждывеличайший Гермес, то, что я тебе говорю (Менар: вспомни то, что я говорил). Что касается меня, то я не задержусь с изложением того, что у меня на мысли. Гермес: Существуют многочисленные и различные мнения о Вселенной и Боге, и я не могу постигнуть Истину. Просвети меня в этом, Господи, ибо я уверую только в твоё откровение, если ты пожелаешь открыть мне свою мысль. 2. Ум: Так слушай же, сын мой, что есть Бог и что есть Вселенная. Бог, Вечность, мир, время, становление. Бог творит Вечность, Вечность создаёт мир, мир творит время, время обусловливает становление. Сущность Бога - в некотором смысле Благо, Прекрасное, счастье, мудрость; сущность Вечности есть тождественность, сущность мира Порядок, сущность времени - изменение, сущность становления - жизнь и смерть. Энергии Бога суть Ум и Душа, энергии Вечности непрерывность и бессмертие, энергии мира - составление и разложение, энергии времени - увеличение и уменьшение, энергии становления - качество (Скотт: и количество). Вечность в Боге, мир в Вечности, время в мире, становление во времени. Вечность укоренена в Боге, мир движется в Вечности, время течёт в мире, становление происходит во времени. 3. Бог есть источник Всего, Вечность, мир и материя - его сущность. Могущество Бога есть Вечность, творение Вечности есть мир, который не был создан однажды, но создаётся Вечностью всегда. Следовательно, он (Фестюжьер: ничто из того, что есть в мире) никогда не погибнет, ибо Вечность нетленна, и ничто не будет разрушено (Менар: не исчезнет) в мире, ибо он облачён в Вечность. Гермес: А мудрость Божия, какова она? Ум: Благо, Прекрасное, счастье, вся добродетель и Вечность. Проницая материю, Вечность придаёт ей бессмертие и непрерывность (Райценштайн: делает мир), а миру - Порядок. 4. Действительно, становление материи зависит от Вечности, как Вечность зависит от Бога. Становление и время - две разные природы в небе и на земле, недвижимы и нетленны в небе, подвижны и тленны на земле. Душа Вечности есть Бог, Душа мира - Вечность, Душа земли Небо. Бог - в Уме, Ум - в Душе, Душа - в материи, и всё это существует через Вечность. Душа заполняет тело Вселенной, которое содержит все тела; Ум и Бог заполняют Душу. Заполняя внутри, охватывая снаружи, Душа оживляет Вселенную: снаружи это большое и совершенное существо мир; внутри суть все живые существа. Вверху, в небе, она пребывает в тождественности, не изменяясь; в то время как внизу, на земле, она преобразует становление (Айнарсон: изменяется, будучи в становлении). 5. Вечность поддерживает целостность мира Необходимостью, Провидением, Природой; не столь важно объяснение, которое можно было бы этому дать. Вся Вселенная есть Бог в действии. Его энергия есть высшее могущество, с которым ничто человеческое или божественное сравниться не может. Не подумай же, Гермес, чтобы что-либо внизу или что-либо вверху уподобилось Богу, - это было бы заблуждение. Нет подобного Неповторимому, Единственно Сущему. И не думай, что кто-либо разделяет с Ним Его могущество. Кому другому можно приписать сотворение жизни, бессмертие, изменение? Что иное Он мог бы делать? Бог не праздный, иначе всё было бы праздным, ибо Бог заполняет всё. Бездеятельность не существует ни в мире, ни где-либо ещё, ни в творце, ни в творении; это пустое слово. 6. Необходимо, чтобы все вещи рождались всегда и повсеместно. Ибо Творец есть во всём, у Него нет отдельного местопребывания в какой-либо вещи; Он творит не ту или иную вещь, но все вещи; Его творческое могущество и достаток не состоит в вещах, которые Он создаёт, но они зависимы от Него (Тидманн: но сотворённые им вещи черпают из Него свой достаток). Созерцай сквозь меня мир, расстилающийся пред твоим взором, восторгайся его благолепием, его нетленным телом, более древним, чем всё остальное, вечно сильным, вечно омолаживаемым, вечно растущим и вечно цветущим! 7. Смотри также на эти семь небес (Скотт: планет), выстроенных в вечном порядке, вечно проделывающих каждый свой путь. Везде Свет, нигде (Скотт:...кроме неба...) нет огня, ибо из согласия и сочетания противоположностей родился Свет, распространённый внизу энергией Бога, Творца всего Блага, Законодателя всего Порядка, Правителя семи миров. Луна, первая из семи, есть орудие рождения, преобразующее низшую материю. Земля, неподвижный центр Вселенной, основание этого чудесного мира, есть кормилица и корм всего, что она на себе держит. Созерцай многообразие живых существ, смертных и бессмертных, и Луну, которая описывает свой круг, указывая на границу между одними и другими; 8. созерцай Душу, заполняющую всё, приводящую в движение всё на небе и на земле, не сталкивая ни левое с правым, ни правое с левым, ни верх с низом, ни низ с верхом. Что всё это было рождено, о мой дорогой Гермес, мне не нужно тебе говорить; это тела, они имеют душу, они в движении. Чтобы сочетаться с Единственным, им нужен проводник, и необходимо, чтобы он был единственным; 9. ведь движения многочисленны и разнообразны, тела неповторны, однако общая скорость одна; потому здесь не может быть двух или более творцов, ибо несколько не удержали бы единство Порядка. Были бы ревность и борьба между более слабым и более сильным. И если один из них был бы творцом существ изменчивых и смертных, он хотел бы творить существа бессмертные, и наоборот. Допустим, что их двое: но материя одна, Душа одна - кто руководил бы творчеством? Если бы они занимались этим (Менар: владели чем-либо) вдвоём, то кто из них в большей степени? 10. Пойми, что каждое живое тело состоит из души и материи, будь оно бессмертное или смертное, разумное или лишённое ума. Все живые тела одушевлены, а неживые - только материя, существующая в стороне сама по себе. Так и Душа, причина жизни, существует в стороне сама по себе, но Творец творит из неё существа бессмертные и всю жизнь: как же он не сотворил бы иные живые существа - смертные? (предложение искажено) как существо бессмертное, создающее бессмертие, не создало бы всё живое? 11. Несомненно существует Творец, создающий всё это; совершенно ясно, что он один, ибо Душа одна, материя одна, жизнь одна. И кто может им быть, если не Бог единственный? Кто иной мог бы сотворить существа одушевлённые, если не Бог единственный? Выходит, что Бог один. (Фестюжьер: это очень смешно!) Ты согласен, что мир всегда только один, Солнце одно, Луна одна, божественная деятельность одна, и ты хотел бы, чтобы Бог был не один?! (Менар: Не есть ли это один и тот же самый, действующий разными способами?) 12. Значит, один Бог сотворил все вещи. Что удивительного в том, что Бог сотворил жизнь, душу, бессмертие, изменение, если ты сам делаешь столько разнообразных вещей? Ибо ты видишь, ты говоришь, ты слышишь, ты воспринимаешь запахи, вкусы, ты дотрагиваешься до предметов, ты ходишь, мыслишь, дышишь. А не так, чтобы один видел, другой говорил, третий ощупывал, четвёртый нюхал, пятый шёл, шестой думал, а седьмой бы дышал; это всё проделывает одно и то же существо. Божественные действия также неотделимы от Бога. Если бы твои действия перестали выполняться, ты перестал бы жить. Также если бы Бог отдыхал от Своих божественных деяний, о чём нельзя даже говорить, Он не был бы больше Богом. 13. Ибо если Он показал, что ты (Менар: ничто не может...) не можешь быть бездейственным и праздным, то Бог тем более. Если бы можно было допустить что-либо, чего он не делал, кощунственно сказать - он был бы несовершенным. Но Он не праздный. Он совершенный, значит, Он делает все вещи. Удели мне ещё немного внимания, Гермес, и ты лучше поймёшь, что творение Бога единственно, и оно состоит в том, чтобы дать существование всем вещам: тем, которые рождаются, тем, которые родились, и тем, которые будут рождаться в дальнейшем. Это творение, о мой дорогой, это жизнь, это Прекрасное, это Благо, это Бог. 14. Если ты хочешь понять это на примере, посмотри, что с тобою приключается, когда ты желаешь творить; не будем учитывать ту разницу, что для Него не существует чувственного удовольствия и что у Него нет никакого соратника (Менар: ибо никто не соединён воедино со своим творением). Он одновременно и Творец, и творение. Если бы Его творения были отделены от Него, всё бы обрушилось, всё бы погибло, ибо жизнь в них исчезла бы. Но поскольку всё живо, и поскольку жизнь одна, значит, Бог один. И если всё живо, в небе и на земле, если во всём есть единственная жизнь, которая есть Бог, то, значит, всё исходит от Бога. Жизнь есть союз ума и души (Скотт: тела и души), смерть же - не разрушение тех стихий, которые были соединены, но разрыв данного соединения. 15. Образ Бога есть Вечность, Вечности - мир, мира Солнце, Солнца человек. Люди называют преобразование смертью, потому что тело разлагается и жизнь перестаёт быть явной. Но точно так же, мой дорогой Гермес, ты можешь услышать, что сам мир и существа, разлагающиеся таким образом, постоянно преобразуются; каждый день какая-либо его часть перестаёт быть видимой, но мир никогда не разлагается. Сии вращения и исчезновения - превратности мира. Вращение есть возвращение, исчезновение есть обновление. 16. У мира есть все формы, не так, что они в нём (Менар: вне его), но он сам собой преобразуется в них. Но если у мира есть все формы, что же будет его Творцом? Он не может быть лишён формы, и если у Него Самого они все есть, Он будет похож на мир. Но если у Него только одна форма, Он будет в этом ниже по отношению к миру. Что же нам сказать о Нём, чтобы не зайти в тупик? Ибо нельзя думать ничего несовершенного о Боге. У Него только одна форма, присущая Ему, которая, будучи бесплотной, не показывается телесным глазам и которая проявляет все формы посредством всех тел. 17. И не удивляйся, что существует форма бесплотная. Такова, например, форма речи (Менар:...или форма полей рукописи - эти поля не выходят за линии и суть ровные и одинаковые). Так же на рисунках горные вершины очень заострены, тогда как в действительности они все ровные и гладкие. Поразмысли ещё над словом смелым, но правдивым: как человек не может существовать без жизни, так Бог не может существовать, не творя добро. Жизнь и движение Бога состоят в том, чтобы давать существам движение и жизнь. 18. Некоторые слова имеют особый смысл; задумайся, например, над следующим: всё пребывает в Боге, не как то, что находится в каком-либо месте, ибо место телесно и неподвижно, и вещи, размещённые в каком-либо месте, не имеют движения. С бесплотным дело обстоит иначе, чем с явным. Подумай о том, что охватывает всё, и постигни, что нет ничего более быстрого, более просторного, более сильного, чем бесплотное; оно превосходит всё по объёму, по скорости, по могуществу. 19. Суди сам; прикажи душе своей отправиться в Индию, и она уже там, быстрее, чем приказ; прикажи ей отправиться к океану, и она будет там мгновенно, не перемещаясь с места на место, но моментально, как будто она там уже была. Прикажи ей подняться в небо, и ей не нужны будут крылья; ничто её не остановит, ни огонь Солнца, ни эфир, ни вихрь, ни тела звёзд; она преодолеет всё и долетит до последнего тела. Если ты желаешь покорить этот свод Вселенной и полюбоваться тем, что вне мира, если там что-либо есть, - ты можешь это. 20. Посмотри, какое у тебя могущество, какая у тебя скорость. И то, что можешь ты, разве не может Бог? Понимай Бога как содержащего в Себе все Свои мысли, весь мир. Если ты не делаешь себя равным Богу, ты не можешь Его постигнуть, так как подобное понимает подобное. Увеличь себя до неизмеримой величины, превзойди все тела, пересеки все времена, стань вечностью, и тогда ты постигнешь Бога. Ничто не мешает тебе представить себя бессмертным и способным познать всё: ремёсла, науки, повадки всех живых существ. Вознесись выше всех высот, спустись ниже всех глубин; собери в себе все ощущения от вещей сотворённых, воды, огня, сухого, влажного. Представь себе, что ты одновременно везде, на земле, в море, в небе; что ты ещё не родился, что ты ещё в утробе матери, что ты молодой, старый, мёртвый, вне смерти. Постигни всё сразу: времена, места, вещи, качества, количества, и ты постигнешь Бога. 21. Но если ты заточишь душу свою в теле, если ты её опустишь и если ты скажешь: "Я ничего не понимаю, я ничего не могу, я боюсь (Скотт: земли и...) моря (Райценштайн: небесного океана), я не могу вознестись в небо, я не знаю ни кто я есть, ни кем я буду", - то что же у тебя общего с Богом? Если ты порочен и зависим от прихотей тела, что можешь ты уместить в своей мысли из вещей прекрасных и чудесных? Наихудший порок состоит в незнании 6oжecтвeннoro''; но быть способным знать (Менар: знать Его), желать знать, надеяться знать - это верный способ достигнуть Блага путём прямым и лёгким. И, следуя этим путём, ты встретишь Его везде, ты везде Его увидишь, там и тогда, где и когда вовсе этого не ожидаешь, наяву, во сне, в море, в дороге, ночью, днём, говоря, молча. Ибо нет ничего, что не было бы Богом. 22. Скажешь ли ты теперь: "Бог есть невидимый"? (Менар: Гермес [спросил): Бог есть невидимый? Ум [ответил):...) Не говори так; кто же более явный, чем Он? Если Он создал всё, так это для того, чтобы ты мог видеть Его во всём сущем. В этом Благость Бога, в этом его добродетель (Фестюжьер: чудесная власть) - являться во всех существах. Нет ничего невидимого даже среди бестелесного. Ум видится в мышлении, Бог - в творчестве.'" Вот то, что я хотел открыть тебе, о Триждывеличайший; об остальном же поразмысли сам подобным образом, и ты не впадёшь в заблуждение."

  XII. О Всеобщем Уме Гермес Триждывеличайший к своему сыну Тату 1. Ум, о Тат, принадлежит к самой сущности Бога, если у Бога вообще есть сущность; а что касается знания природы этой сущности, то только Он один может знать её точно. Ум не отделён в сущностности (Менар: от природы; Фестюжьер: от субстанциональности) Бога, он исходит из этого источника, как свет из Солнца. В человеке этот ум есть Бог, и это благодаря ему некоторые люди суть боги, и их человечность граничит с божественностью. Добрый Гений (Агатодемон) действительно говорит, что боги суть бессмертные люди, а люди - смертные боги. У тварей же бессловесных ум есть природа (Скотт, Фестюжьер: умом служит природный инстинкт). 2. Везде, где есть душа, там есть и ум, так же как там, где есть жизнь, там есть и душа. Но у тварей бессловесных душа есть чистая жизнь, лишённая ума. Ум есть добродетель только человеческих душ, он их ведёт к их Благу. У животных он действует сообразно их природе (Скотт; в согласии с особым видом инстинкта, присущего каждому виду животных), у человека же - в противоположном направлении (Скотт: действует вопреки природному инстинкту). Ибо с момента, когда душа вошла в тело, она поддаётся воздействию боли и наслаждений, которые подобны жидкостям, бурлящим в теле и в которые душа вступает и погружается. 3. Ум, открывая своё великолепие душам, попавшим под его управление, борется против их склонностей так же, как врачеватель, причиняющий боль, употребляя огонь и железо, чтобы победить недуги тела и вернуть ему здоровье. Именно так ум причиняет душе страдания, отрывая её от удовольствий, в которых состоит причина всех недугов. Большая болезнь человека есть отрицание (Менар: отдаление его от...) Бога; это заблуждение приносит с собой всё зло без какого бы то ни было Блага. Ум борется против этой болезни и приводит душу ко Благу, как врачеватель возвращает здоровье телу. 4. Напротив, души человеческие, не имеющие ума как поводыря, находятся в том же состоянии, что и души тварей бессловесных. Ум оставляет их плыть по течению желаний, которые насильно увлекают их приманкой вожделений к безрассудному, как тварей бессловесных. Отвращение и вожделение, одинаково слепые, предают их злу так, чтобы они никогда не насытились в своих пороках. Для таких душ Бог установил правление карающего закона, который бы их наказывал и побеждал в них грех. 5. Тат: Мне кажется, отче мой, что это противоречит тому, что ты говорил мне ранее о Судьбе. Если тот или иной человек неизбежно обречён Судьбой на совершение прелюбодеяния, святотатства или иного преступления, почему же он наказывается, если он принуждён к этому Cудь6oй? Гермес: Всё подчинено Судьбе, сын мой, и в вещах телесных ничего не происходит помимо её, ни Благо, ни зло. Это Судьба определяет, что тот, кто совершил зло, будет наказан, и он действует, чтобы получить наказание за своё деяние. 6. Но оставим вопрос зла и Судьбы, который мы когда-то обсуждали. Сейчас мы говорим об уме, о его могуществе, о его воздействии, которое различно на людей и на тварей бессловесных, на которых его влияние не распространяется. Мы должны знать, что в тварях бессловесных ум не производит Блага, в человеке же производит, но не у всех одинаково (это и последующее предложения испорчены; Скотт:...так как не во всех людях...; Фестюжьер:...согласно тому, насколько...). В человеке он гасит страсти и желания. Но среди людей следует различать тех, которые владеют Словом, и тех, которые его лишены. Все люди подчинены Судьбе, Природе, рождению и перемене, в этом начало и конец Судьбы. 7. Все люди испытывают то, что им предначертано Судьбой. Но те, кто владеет Словом, как мы уже говорили, ведомы умом, неприступны для зла и не страдают от него - это удел прочих. Тат: Что хочешь ты сказать, о отче? Гермес: Прелюбодеяние, разве это не плохо? убийство, разве это не плохо? Человек, владеющий Словом (Менар: мудрец), не содеявши прелюбодеяния, будет страдать так же, как если бы это он содеял; не убив, он будет страдать так же, как если бы это он убил. Предопределённой перемены (Скотт: предначертанной смерти) не избежать, как и назначенного рождения, но тот, кто обладает умом, может избежать порока. 8. Я скажу тебе то, сын мой, что я всегда слышал от Доброго Гения, и если бы он это написал, он оказал бы людям большую услугу; ведь только он, сын мой, как Первородный Бог, поистине знал всё и произносил божественные слова. Он говорил, что "всё есть едино, особенно тела умопостигаемые; все мы живём владычеством, деянием, Вечностью (Фестюжьер: Эоном)". При этом ничто не имеет никакой протяжённости в умопостигаемом (Менар: ничего не отделено от умопостигаемого); и ум, управитель (Менар: начало) всех вещей и "Я" Бога, может делать всё, что он пожелает. 9. Поразмысли же и примени слова сии к вопросу, который ты задал мне на тему Судьбы (и?) ума. И отбрасывая в сторону слова, рождающие обсуждение, ты найдёшь, сын мой, что Ум, "Я" Бога, действительно преобладает над всем, Судьбою, законом и всем остальным. Для Него нет ничего невозможного, ни превознесть человеческую душу над Судьбою, ни, если она непутёвая, как часто случается, подчинить её Судьбе (Менар:...делая её безразличной к происшествиям). Но довольно о том, что говорил о Судьбе Добрый Гений. Тат: Это божественные слова, истинные и полезные; 10. но объясни мне ещё вот что: ты сказал, что у бессловесных тварей ум действует сообразно их природе и вожделениям. Но вожделение тварей, лишённых рассудка, суть, как мне представляется, страдания; значит, ум есть страдание, поскольку он смешивается со страданиями? Гермес: Хорошо, сын мой, твоё замечание серьёзно, и я должен на него ответить. 11. Всё бесплотное, что есть в теле, подвержено страданиям, и именно это бесплотное, собственно говоря, есть страдание (Скотт допускает: всё, что во плоти, подвержено страданиям; телесное - всегда, но бесплотное - при определённых условиях, а именно тогда, когда пребывает в теле. В этом фрагменте под бесплотным понимается ум и душа). Весь движитель бестелесен, и всё движимое телесно. Бестелесное тоже пребывает в движении, движимое умом, его движение есть страдание. И то, и другое подвергаются страданию: движитель потому, что он управляет, а движимое потому, что подчиняется. Ум всё то время, пока он находится в теле, есть предмет страдания; но, отделяясь от тела, ум освобождается и от страдания. Или лучше сказать, сын мой, нет ничего избежавшего страдания - всё им подвержено. Но страдание отличается от страждущего: первое - действующее, второе - страдательное. И тела имеют собственную энергию; будь они подвижные или неподвижные, это в обоих случаях есть страдание. Что касается бесплотного, то оно всегда испытывает воздействие, и потому подвержено страданиям. Не позволь себе обеспокоиться из-за слов; действие и страдание (Скотт склонен считать: воздействующий и подвергающийся воздействию) суть одно, но нет зла в том, чтобы пользоваться выражением более благозвучным (Менар: благородным). 12. Тат: Это объяснение очень ясное, отче мой. Гермес: Заметь, к тому же, сын мой, что человек получил от Бога, кроме того, что получили все смертные твари, два дара, равные бессмертию: ум и речь (Менар: рассудок; и кроме того, он обладает способностью выражения - речью). Если он умно распорядится этими дарами, он ничем не будет отличаться от бессмертных; выйдя из тела, он вознесётся, ведомый умом и словом, в хор блаженных и богов. 13. Тат: Значит, иные животные не пользуются словом, отче мой? Гермес: Нет, сын мой, они имеют только голос. Слово и глас - вещи очень различные. Слово есть общее для всех людей, голос же различен у каждого рода тварей. Тат: Но отче мой, речь тоже отличается у людей различных народов. Гермес: Речь разная, но человек один и тот же; вот почему выговариваемый смысл один, и благодаря переводу видно, что он один и тот же в Египте, в Персии, в Греции. Мне кажется, сын мой, что ты не знаешь величия и добродетели слова. Блаженный бог, Добрый Гений, сказал: "Душа пребывает во плоти, ум - в душе, слово (высказываемый смысл) - в уме, и Бог есть Отец всего этого". 14. Слово есть образ ума (Фестюжьер: идеи), ум - образ Бога, тело есть образ идеи, идея - образ души. Наиболее тонкая часть материи есть воздух, воздуха - душа, души ум, ума - Бог. Бог охватывает всё и всё проницает всё, ум облачает душу, душа - воздух, воздух - материю. Необходимость, Провидение и Природа - орудия мира и материального порядка. Каждое из невещественных явлений есть сущность, и его сущность есть самобытность. Каждое из тел, составляющих Вселенную, напротив, множественное; ибо каждое из сложных тел самобытно преобразовываясь из одного в другое, оно сохраняет цельной свою самобытность. 15. Более того, во всех иных сложных телах существует присущее каждому из них число, и без числа они не могут производить ни сложения, ни сочетания, ни разложения. Единицы порождают множества, увеличивают их и, отделяясь, возвращаются к самим себе, в то время как материя остаётся одной. Весь мир есть большой бог, образ наивысшего Бога, объединённый в себе, страж порядка, установленного Волей Отца; он есть изобилие жизни. И нет в нём ничего, во всей Вечности череды повторяющихся возвращений, которую он получил от Отца, нет ничего ни в целости, ни в частях, чтобы не было бы живым. Ничего мёртвого не было, нет и не будет в мире. Отец пожелал, чтобы он был живым столько, сколько будет существовать. Следовательно, он (Фестюжьер: мир) неизбежно (Скотт:...также) есть Бог. 16. Как в Боге, в образе Вселенной, в полноте жизни, могли бы быть вещи мёртвые? Труп (Фестюжьер: смерть; Скотт: смертность, порча, разложение), то, что портится, что разлагается; как часть непортящегося могла бы портиться, как могло бы погибнуть что-либо от Бога? Тат: Значит, живые существа, которые суть в мире и которые суть части его, не умирают, отче мой?" Гермес: Не говори так, сын мой, иначе ты впадёшь в заблуждение, употребив неподходящее выражение; ничего не умирает, но то, что было сложено, разделяется. Живые существа, будучи сложными, разлагаются. Это разложение не есть смерть, но разделение составных частей. Цель его состоит не в разрушении, но в обновлении. Какова в действительности энергия жизни? Разве не движение? И что есть неподвижное в мире? Ничего, сын мой. 17. Тат. Даже земля не кажется тебе неподвижной, отче мой? Гермес: Нет, сын мой, в ней очень много движения в то же время, когда она неподвижна. Не было бы ли нелепым считать её неподвижной, её, всеобщую кормилицу, благодаря которой всё рождается и растёт? Тот, кто рождает, не мог бы ничего родить без движения. Смешно спрашивать, бездеятельна ли четвёртая часть мира, ведь тело недвижимое означает только бездеятельность. 18. Знай же, сын мой: всё без исключения, что есть в мире, всё это пребывает в движении, будь то увеличение или уменьшение. Всё, что движется, - живое, и всеобщая жизнь есть необходимое перевоплощение (Фестюжьер: нет необходимости, чтобы живые существа сохраняли свою тождественность). В целости своей мир не изменяется, сын мой, но все его отдельные части перевоплощаются. Ничего не разрушается и не исчезает, это только слова сбивают нас с толку; не рождение есть жизнь, но ощущение (Скотт: рождение есть начало не жизни, но сознания); не изменение есть смерть, но забытье. А если так, то всё бессмертно: материя, жизнь, ум, дух, душа - всё то, что составляет живое существо. 19. Следовательно, всякое животное бессмертно умом, особенно человек, который способен воспринимать Бога и быть причастным Его сущности (Фестюжьер: войти в союз с Богом). Ибо он есть единственное живое существо, которое общается с Богом, ночью - во сне, днём - при помощи знамений. Бог сообщает будущее различными способами: с помощью птиц, внутренностей животных, дыхания, дуба. И человек может сказать, что он знает минувшее, настоящее и грядущее. 20. Поразмысли также о том, сын мой, что каждая из иных тварей живёт только в одной части мира: водные твари в воде, земные - на суше, пернатые - в воздухе; человек же использует все стихии: землю, воду, воздух, огонь. Он видит даже небо и достигает его своими ощущениями. Бог всё охватывает и всё проницает, ибо Он есть энергия и могущество, и нет ничего трудного в постижении Бога, сын мой. 21. Но если ты желаешь созерцать Его, сын мой, взгляни на Порядок и красоту мира, на Необходимость, которая управляет его (наглядными) проявлениями, на Провидение, управляющее тем, что было, и тем, что есть теперь; посмотри на жизнь, преполняющую материю, на движение сего великого Бога со всеми существами, благими и прекрасными, которые Он в Себе содержит: с богами, демонами, людьми. Тат: Но это чистые энергии, отче мой. Гермес: Если это энергии, кто их привёл в действие, если не Бог (Фестюжьер: иной бог?)? Разве ты не знаешь, что небо, земля, вода и воздух составляют мир, так же жизнь и бессмертие суть проявления Бога (Менар:...и энергия, и дыхание...), и Необходимость, и Провидение, и Природа, и Душа, и Ум, и непрерывность всех этих вещей, которые мы называем Благом? Во всём, что существует и что производится, нет ничего, в чём не было бы Бога. 22. Тат: Значит, Бог есть в материи, отче мой? Гермес: Материя, сын мой, вне (Фестюжьер: отделена от...) Бога, раз уж ты стремишься закрепить за ним особое место; но материя, не вовлечённая в творчество, не бесформенная ли это масса? А если она вовлечена в творчество, то посредством энергий, не так ли? А ведь мы сказали, что энергии - части Бога. От кого живые получают жизнь и бессмертные бессмертие? Кто осуществляет превращения? Пусть это будут материя, тело, вещество - знай, что в них пребывают (Фестюжьер: они суть) энергии Бога, энергии материальные - в материи, энергии телесные - в теле, энергии вещественные - в веществе. Всё это вместе есть Бог, 23. и во Вселенной нет ничего, что не было бы Богом. И нет ни величия, ни связи, ни качества, ни формы, ни времени вне Бога (Фестюжьер: в Боге), ибо он вездесущ и всеобъемлющ. Чти Слово сие и пади ниц, сын мой, и воздавай Богу единственное достойное служение, служение добродетелью.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 441. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия