Студопедия — Молитва Иосифа.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Молитва Иосифа.






«Тот, кто вещает тебе, я, Иаков и Израиль, ангел Бога и первоначальный дух, и Авраам, и Исаак были созданы прежде какого-либо иного творения.
Я, Иаков, прозванный Иаковом людьми, имя же моё - Израиль. Я назван Богом Израилем, человеком, который видит Бога, потому что я - перворождённый всего живущего, всего, что получает свою жизнь от Бога.
Когда я прибыл из сирийской Месопотамии, ангел Бога Уриил явился и молвил: "Я спустился на землю и был помещён между людьми, я был назван именем Иакова".
Он соперничал со мной и боролся со мной, и сражался против меня, говоря, что его имя, которое есть имя Того, Кто прежде любого ангела, делает его выше меня.
Тогда я сказал ему его имя и его место среди сыновей Бога: "Или ты не Уриил, восьмой после меня, в то время как я Израиль, архангел силы Бога и возвышающийся среди сыновей Бога?"
И я призвал моего Бога Его вечным именем».

 

Мандеи.


Мандеи - (происходит от арамейского "manda" - "знание", т. е. то же, что и "gnosis"; таким образом, слово "мандеи" означает "гностики") единственная сохранившаяся до наших дней гностическая секта. Её адепты, численностью ок. 15 000 человек, проживают на территории Ирака.

В ересиологических сочинениях мандеи не упоминаются - вероятно, вследствие того, что секта рано обособилась и, кроме того, на первых порах имела крайне мало общего с христианством. Ещё и в наши дни мусульмане считают мандеев звёздопоклонниками.

Первые сведения о ней восходят к 8 в. н.э. Более подробно Европа познакомилась с мандейством во 2-й пол. 19 в. В 1915 и 1925 были впервые опубликованы переводы мандейских писаний, а затем, в 50-60-х годах к ним прибавились новые публикации. Эти тексты написаны на одном из диалектов арамейского языка; рукописи не старше 16 в., но сами писания возникли, видимо, на много веков раньше (6-7 вв.). По учению мандеев, высшее Божество «Великая Жизнь» эманирует из себя небесные существа, или эоны (символом эманации является Иордан). Этими существами являлись библийские праотцы и пророки. Последним среди эонов был Иоанн, сын Захарии (Яхья бар Зкария). Иисуса Христа и Магомета мандеи считают лжепророками. Мандеи подобно ессеям Кумрана, практикуют регулярные священные омовения и ритуальные трапезы. По мнению многих учёных, религия мандеев могла возникнуть из слияния гностических сект Вавилонии с группами учеников Иоанна Крестителя, переселившихся в Двуречье из Иудеи (намёк на такие группы усматривают в Деян 18:24-19:7). Бультман и Риценштейн пытались доказать, что в литературе мандеев содержится гностический дохристианский миф о Спасителе, повлиявший на богословие Евангелии от Иоанна. Однако их оппоненты (Лицман, Гогэль и др.) утверждали, что в эпоху возникновения христианства мандеи скорее всего не существовали. Дальнейшие публикации мандейских текстов подтвердили древнее, но не дохристианское происхождение мандеев.

Секта мандеев была "открыта" в середине XVII в. кармелитским миссионером Игнатием. Игнатий назвал приверженцев секты "учениками Иоанна". Сами мандеи никогда так себя не называли. Игнатий счёл сектантов христианами из-за практикуемого ими частого обряда крещения. Сами мандеи называют себя "sabba", т. е. "крестящиеся"; это самоназвание в Ираке смешивают с "сабеями" - "звёздопоклонниками". Это последнее обстоятельство даёт повод мусульманам признавать из монотеистами и не подвергать сектантов религиозным гонениям. Иногда мандеев называют "назореями" - сами мандеи так называют только лиц, отличающихся особенным благочестием.

Религиозная доктрина мандеев изложена в "Великой Книге" ("Sidra rabba"), называемой также "Сокровище" ("Ginza"). Книга состоит из двух частей, именуемых "левой" и "правой". "Правая" часть - "Jamina" - предназначена для живых, а "левая" - "Smala" - для мёртвых. "Великая Книга" представляет собой собрание текстов разных авторов. Древнейшие части излагают парсийское учение в мандейской интерпретации, наиболее поздние - учение о Царе Света в монотеистическом аспекте. Каждая книга имеет своего духа-покровителя, к которому практикуется молитвенное обращение. Эти гении сакральных текстов, по-видимому, родственны зороастрийским фраваши. Кроме «Гинзы» в канон мандеев входят:

«Книга знаков Зодиака»
«Тысяча двенадцать вопросов»
«Первый Макрокосмос» или «Великий Первый Мир»
«Первый Микрокосмос» или «Малый Первый Мир»
«Собрание Первой Жизни» или «Диван»

«Канонический молитослов» или «Мандейские литургии» или «Каноническая молитвенная книга мандеев»
Впрочем, собственно мандейских текстов, если вникнуть, вообще не существует, в том смысле, что у мандеев, точно как у зороастрийцев массы верующих не допускались к письменной версии писания. Их чаяния удовлетворяло текучее, даже аморфное, устное предание, отчасти подправленное краткой выборкой обязательных молитв.

Весьма запутанное учение мандеев сводится к концепции единого Божества, дифференцированного в ряде эонов. Человеческие души, имеющие божественную природу, пленены косной материей. Для их освобождения небесные эоны вселяются в избранных праведников, из которых наиболее почитаемы мандеями Ситиль (Сиф) и Яхья (Иоанн Креститель). Яхья установил обряд крещения как символ очищения душ в небесном Иордане.

Миротворение представляется следующим образом. Неподвижное Божество Абатур вечность за вечностью смотрел в бездну, наполненную илистыми водами. В конце концов его нечистое отражение ожило и стало Творцом мира. По другой версии, Демиургом стал сын Абатура Птахиль, который произвёл уплотнение в тёмных водах, бросив в них свои блистающие одежды.

Из-за крайней запутанности мандейского учения трудно установить, являлось ли оно изначально дуалистическим или монистическим. Большинство исследователей связывает возникновение секты с первоначальной проповедью Иоанна Крестителя.

Согласно преданию, предки мандеев некогда спустились на юг Двуречья с севера (скорее, из Палестины или Трансиордании). Как предполагает Л.А. Лелеков, "…затем на самом деле оказались где-то к северу от Антиохии и там попали под влияние известного гностика Менандра. Именно он навязал мандейцам доктрину сотериологического крещения. Потом они сместились на восток, в междуречье Евфрата и Тигра, в лоно древнейших цивилизаций, и там основательно приобщились к тысячелетнему наследию местных культур". Очень трудно, на наш взгляд, вычленить в современном мандейском учении следы влияния Менандра, ученика Симона Волхва. Что же касается местного религиозного фона, то он, безусловно, оказал существенное влияние на верования мандеев.

 

"Начало мандейской истории"
Это история мандеев.

После Яхьи (= Иоанна Крестителя) началось убийство учеников. После того, как поубивали их иудеи, 365 учеников достигли воды Суфата, у которой мандеи (уже жили) 50 лет. И 'Абатар весов сетовал возле Дома Жизни. Он сказал ей (= Жизни): "Душа от воды Суфата идёт (сюда)!" Она (= Жизнь) ответила ему: "Потерпи! Поселим мы к тебе мандеев". Вот приходит Аннбш-Утра, и взял он 60 домов с нагорья Мидийского и привёл их, (и) заселил ими Багдад. И когда увидели их иудеи, они испугались их из-за силы Аннбш-Утра. А спустя 500 лет восстал Мухаммед-Араб. И вот приходит этнарх из страны Мезены, с трудом доискался он до него (= Мухаммеда) и успешно поспорил с Мухаммедом, и он всесторонне гарантировал защиту мандеев. И выступили они (= мандеи) из Багдада, и пришли в район Тйба, что между Багдадом и между гАмарой, около границ(ы) Ирана. И вот часть из них (= мандеев) приходит в Иран, а часть осталась в Ираке. И не успели они прийти, (как тут же) поселились в Шуштаре и в Хувайзе в правление Сейида Султана Мухсина, правителя арабов, после Мухаммеда через двести (200) лет. И они оставались в Шуштаре и пребывали (там) до отрезка истории по хиджре - 885(-го) года. И мандеи, которые в Шуштаре, число (их) (было) 4000 домов, 400 учеников (= священников) и 50 высших иерархов церкви (= ганзибров). И бились друг с другом (мандеи и мусульмане). И их-то люди Месопотамии и поубивали. Осталось из них (= мандеев) 50 домов (= семей). Они (= мусульмане) помиловали их (= оставшихся мандеев).

Вот такова история их,написанная на языке мандеев.

 

Отрывок из Гинзы

Когда я пребывал в доме жизни, увидел я мятежника, увидел врата тьмы,
увидел глубину, всю тьму, увидел губителя и господина тёмного обиталища,
увидел поля, погребённые во тьме, увидел врата пламени,
как они горели и пылали...
Я увидел злых мятежников, как они были облачены оружием зла,
облачены оружием зла и замышляют злое против страны света.

(Ginzā, s.70, 32-71, 32).

 

Фрагменты священных писаний мандеев.

Мандейская традиция представляет живой поток гностической традиции, выжившей с древних времён до настоящего времени в Ираке и Иране.В эту подборку вошли следующие фрагменты:

Посланник света.
Избавление Адама.
Крещение Адама.
Избавление души.
Счастье и Мир.
Душа в своей оболочке во всех цветах.
Объятый сном.
Песня возвышения.
Наставления Адаму от Утры 1

Посланник света указывает путь для спасения.

Я подготовил путь для добрых людей и создал врата для всего мира.

Ворота для мира я создал и установил трон на них.

Трон для добрых я установил и усеял свет около него.

Свет я усеял около него, который полностью совершенным.

И сторожевую башню для сыновей совершенства я установил,

в месте, где они живут, и нет там недостатка. Я установил троны для них

и украсил их великолепной мантией. Я наделил Иордан Большой Жизнью

и назначил хранителей его, тех, кто был богат и без изъянов.

Я установил трон для господа сияющего ярко и усеял свет перед ним.

Свет, который я усеял, был полностью совершенен.

С освещением и похвалой, с тем, что Жизнь предоставила мне услышать,

с освещением и похвалой Я воскрес и пошёл в Дом Могущественной Жизни.

С радостью, которую я чувствовал, Я обратился к Могущественной Жизни.

Могущественная Жизнь радовалась и была довольна, она была чрезмерно рада мне.

Жизнь благодарила меня и дала мне больше славы, чем я имел прежде.

Она сказала мне: Куста (Kusta) охраняет Тебя, добрый человек,

и сохрани те слова, что Ты говорил. Жизнь, которая говорила в радости

через Утру сказала: Хвалите сильного человека,

кто исцелил воду через огонь. Хвалите сильного человека,

против которого огонь бессилен. Огонь против которого бессилен;

Утра сиял всей своей яркостью. Всей своей яркостью сиял Утра

и готов был путь для совершенных. Для совершенных он подготовил путь

и предоставил спасение совершенным. Спасение он предоставил совершенным

и помнил их имена в доме Могущественной Жизни.

* * *

Избавление Адама – мандейский гимн.

От имени Большой Жизни возвышенный Свет будет прославлен.

Из Места Света я прибыл в грядущее, из твоего вечного места пребывания,

Из Места Света я прибыл в грядущее, и Утра из Дома Жизни сопровождал меня.

Утра, который сопровождал меня из Дома Большой Жизни

поддерживал каплю живительной воды в своей руке.

Капля, которую он держался в своей руке была полна отпрысков.

Она дала мне свои отпрыски, которыми наполнились ритуальные книги и молитвы.

Тогда она дала мне больше их, и затем моё страдальное сердце исцелилось.

Моё страдальное сердце исцелилось и моя вселенская душа нашла покой.

* * *

Крещение Адама - из «Гинзы».

Планеты там стоят, они связаны оковами и говорят:

Когда Адам сбежал от нас бег времени был разрушен.

Когда Адам поднялся к нам, наше сияние было нам возвращено.

Он воскрес и взошёл к Дому Жизни; они, Утры, омывали его в Иордане и защищали его.

Они омывали его и защищали его в Иордане; они поместили его по правую руку от себя.

Они крестили его их крещением и всесильный говорил чистыми словами.

* * *

Избавление души.

Приветствую тебя, приветствую тебя душа, для тебя отбыл из мира.

Ты остановила тление и воняющее тело, в котором ты оказались,

обитель, обитель беззаконника, место, которое является грехом, Мир Темноты,

из ненависти, зависти, и борьбы, обитель, в которой живые планеты,

обеспечивают немощь и муки; они приносят муки и отбор,

и каждый день они порождают волнение. Воскресни, воскресни, душа,

взойди к своей первой земле. К своей первой земле, взойди,

к месту, из которого ты была пересажена, к месту, из которого ты была пересажена,

в прекрасную обитель Утры. Лучше всего сама надень своё сияющее одеяние

и надень свой великолепный венок. Сядь на своём троне, который сияет,

который Жизнь, основанная для тебя в месте Света. Воскресни, найди прибежище,

среди ангелов (Утры), своих братьев. Поскольку ты всё изучила, объяви благословение

своему первому отцовскому дому. И прокляни то место,

в котором дом твоего земного опекуна. В течение лет, которые ты провела в нём,

эти Семь были твоими врагами, эти Семь были твоими врагами.

Твои враги были этими Семью, и эти Двенадцать были твоими преследователями.

* * *

Счастье и Мир.

Счастье и мир там должны быть на дороге, которую Адам построил хорошо.

Счастье и мир там должны быть на дороге, которую душа оберёт.

Иди, душа, к победе к месту, из которого ты была изъята, в место радости,

в котором сияет лицо. Лицо сияет в этом, форма освещена и не померкла.

Душа ослабила её цепи и сломала её оковы. Это теряет его телесную одежду,

тогда это обернулось, видел я это, и дрожал. Зов души - зов жизни

который отступает от тела безжизненного.

* * *

 

 

Душа в своей оболочке во всех цветах - из «Гинзы».

Душа, душа говорит: Кто бросает меня в Тибил (Tibil), в землю,

Кто бросает меня в Тибил (Tibil), в землю, кто приковал меня в стене?

Кто бросает меня в темницу, которая соответствует полноте мира?

Кто бросил цепь вокруг меня, которая безмерная? Кто одел меня в одежду

из всех цветов и оттенков?

* * *

Объятый сном.

Я объят сном и сплю в одеянии, которое без изъяна.

В одеянии, которое без изъяна, которое не имеет никаких недостатков и отсутствий.

Жизнь знала обо мне, Адам, который спал, пробудился.

Он Утешитель взял меня ладонью своей правой руки и дал пальмовую ветвь в руку мою.

Свет бросает меня в темноту, и темнота заполнилась светом.

В день, когда свет восстанет, темнота возвратится на своё место.

Она приблизится к облакам света, и её путь будет установлен на Место Света.

* * *

Песня возвышения.

Я лечу и проникаю туда, пока не достигну сторожевой башни солнца. Я кричу:

"Кто будет вести меня мимо сторожевой башни Sãmïs"

"Твоя награда, твоя работа, твоя милостыня, и твоя праведность

будет вести тебя мимо сторожевой башни Sãmïs"

Как сильно я возрадовался, как сильно моё сердце радуется.

Насколько я ожидаю дня, когда моя борьба закончится,

дня, когда моя борьба закончится и мой путь проляжет к Месту Жизни.

Я спешу и перехожу туда, пока я не достигну сторожевой башни луны.

Когда я достиг водных ручьёв, поднялось сияние и встретило меня.

Оно взяло меня за ладонью моей правой руки и понесло меня по потокам.

Сияние пришло, и я был одет в нём, свет был принесён, и я был объят им.

Жизнь поддержала Жизнь.... Сын благодати, покажи мне путь к Утре

и подними меня туда, где твой отец воскреси до Места Света.

* * *

Наставление Адама от Утры.

Не дремли и спи, и не забудь то, что твой господь приказал тебе.

Не будет сын в Доме мира, и не назовут его виновным в Тибиле (Tibil).

Не люби ароматные венки, и не поддавайся соблазнительной женщине.

Не люби приятные ароматы, и не пренебрегай молитвой на ночь.

Не люби предательский дух и соблазнительных блудниц. Не люби вожделение,

и ложные вспышки. Не пей и не станешь пьяным,

и не забудь господа твоего в мыслях своих. При входе и при выходе

будь осторожен, чтобы не забыть господа своего. Когда входишь и когда выходишь

будь осторожен, чтобы не забыть господа своего. Когда стоишь и когда сидишь

будьте осторожен, чтобы не забыть господа своего.

Когда отдыхаешь и когда лежишь будь осторожен, чтобы не забыть господа своего.

Не говори; я - первородный сын,

ибо во всех своих делах я доказательство против безумия.

Адам, присмотрись к миру который полностью нереален. И в эту нереальную вещь,

ты не можешь не поверить.

* * *

Примечания:

1. Утра (Uthra) - самые низкие ангелы, эфирные существа, духи света и жизни. Эти существа были созданы, когда возник эфирный мир. Они не имеют свободной воли и индивидуальности. Все Утры имеют "ограниченный строк гарантии" приблизительно около 500 -1000 лет, потом они обычно гибнут и заменяются другим Утрами. Эти ангелы не имеют физической формы, хотя некоторые могут иметь видимые формы. Согласно египетской мифологии Утры используются богами чтобы связываться с "миром смертных". Это название происходит от изменённого мандейского слова - "ангел". После «у» следует глухой межзубный фрикативный, или придыхательный звук, который в английской транскрипции передаётся как th, а в немецкой – как ţ. Русифицируя это написание, можно писать как Утры, или как Утхры. И то, и другое – чистая условность.

 

Манихеи.

Манихейство – синкретическая дуалистическая религия, созданная в III в. нашей эры на территории Сасанидской империи. Манихейство несёт в себе элементы зороастризма, христианства, буддизма, джайнизма, вавилонской мифологии, неоплатонизма и гностицизма. Манихейство было широко распространено в первом тысячелетии н.э. – от Северной Африки и Испании до Китая; таким образом, это была наднациональная, мировая религия. Она существовала до XV века.

Человека, придумавшего эту религию, называли Мани. Он родился 14 апреля в 215 или 216 г. н.э.: по одним данным – в Ктесифоне, столице Сасанидской империи, по другим – в селении Мардину (в Вавилонии). Его мать происходила из знатной парфянской семьи, состоявшей в родстве с Аршакидами, отец же был то ли персом, то ли арамеем; то ли из Ктесифона, то ли из Хамадан (Экбатаны). Прозвище Мани, что по-арамейски значит "светлый", "сияющий", "несущий свет", этот человек дал сам себе, и с ним он вошёл в историю. При рождении же ему было дано другое имя; до нас дошли его латинизированые формы – Cubricus или Ubricus, возможно, изначально это было довольно распространённое индоиранское имя Шуриаш. Свидетельства о его внешности скудны; манихейский канон наделяет своего пророка божественной красотой, тогда как зороастрийские жрецы прозвали его "хромым дьяволом" – судя по всему, Мани действительно имел этот физический недостаток, то ли от рождения, то ли вследствие своих приключений во время странствий.

Отец Мани, Фатак, (лат. Патицций), был язычником, но вследствие некоего "божественного видения", посетившего его в храме веры его предков, стал последователем иудео-христианского учения мугатасилахов. В этой общине больше внимания уделяли правилам и ограничениям, нежели вере в спасение через Иисуса. Так, Паттиций принял такие заветы, как отказ от мяса, вина и женщин. Несмотря на то, что Паттиций был уже женат и жена ждала от него ребёнка, он принял решение уйти из дому и поселиться вместе с членами обшины. В общине он достиг высокого положения благодаря деятельному характеру; считается, что он написал несколько трактатов, которые позже вошли в манихейский канон. Время от времени он посещал дом, оказывал финансовую поддержку жене, растившей сына. Когда сыну исполнилось четыре года, он забрал его в общину. По преданию, Мани стали посещать видения в возрасте 12 лет. В видениях будущему реформатору являлось, что ему предстоить выполнить миссию – принести людям весть об освобождении. В 24 года Мани посетило очередное видение духа, которого он называл Близнецом; видение сообщило, что ему пора приступить к благовестию истины. В 26 лет Мани произнёс свою первую проповедь в Гундешапуре, во время коронации Шапура I, где объявил себя мессией земли Вавилонской, который " пришёл, как приходили до меня Будда в Индии, Зороастр в Персии, и Иисус на землях Запада ". До этого времени он, очевидно, уже успел побывать в Индии, познакомиться с буддизмом и использовать его элементы в своём учении – и вскоре вынужден был уехать туда снова, так как его проповеди в Иране сначала не имели успеха.

Вернувшись на родину через несколько лет, Мани решает привлечь в свою религию власть предержащих. Он занялся проповеднической деятельностью в Ктесифоне при помощи отца, который активно поддерживал его (и даже ездил с миссией в Рим и Египет). Как уже указывалось выше, Сасаниды смотрели сквозь пальцы на деятельность разнообразных сект на территоррии их государства. Тогда же была написана Шапуракан – конспективная версия доктрины Мани – и презентована принцу Перозу, брату шаханшаха. Презентация, судя по всему, имела успех, так как вскоре Мани был представлен Шапуру I. Однако дальше сведения источников расходятся: одни утверждают, что Мани пользовался благосклонностью Шапура и спокойно проповедовал до самой его смерти и некоторое время после неё, другие сообщают, что он был вынужден скитаться, так как его периодически изгоняли из Ктесифона, и даже несколько раз сажали в тюрьму.

Сведения о жизни Мани (216-277) и манихействе содержатся в " Деяниях или актах Архелая " (4 в.), произведениях Блаженного Августина, святого Ефрема (4 в.), святого Епифания (4 в.), христианских сирийских хрониках, "Книге схолий" сирийца Теодора бар Коная (8 в.), некоторых мусульманских источниках на арабском и персидском языках и т. л. (исходящих от противников М.), "Хронологии" Бируни (ок. 1000), "Фихристе аль-Улюм" Ибн ан-Надима (10 в.) (источниках нейтрального характера), оригинальных источниках, исходящих из манихейской среды (турфанские фрагменты из Восточного Туркестана, манихейские тексты в коптском переводе из Файюма). Существует целый ряд фантастических этимологии и толкований его имени: ср. "сумасшедший", "маньяк", но и "драгоценный камень" (от санскр. mani; само название манихеев связывали с сирийск. Mani hayуa, "Мани живой").

Образ Мани мифологизировался в его собственных сочинениях и текстах, вышедших из манихейской среды; особую роль в этом отношении сыграли описания мученической смерти Мани (согласно некоторым источникам, с Мани была заживо содрана кожа, которую набили соломой и повесили на царских воротах; сам он был обезглавлен), и в ещё более многочисленных трудах, направленных против манихейства, рисующих Мани как "воплощённого вредоносного демона", "дьявола", "исчадие тьмы" и т. д. В манихейской среде вырабатывается определённый иконописный канон - словесный и изобразительный - образа Мани. Он связывается с весьма подробно разработанной и мифологизированной манихейской космологией и эсхатологией и с мифологизированной квазиисторией Ирана и смежных ареалов. Мифопоэтичность М. проявляется и в его языке (в описании модели мира с помощью системы основных семантических бинарных противопоставлений: свет-тьма, небо-земля, истина-ложь, дух-материя, добро-зло и т. п.), вплоть до стилистики его проповедей и книг. Эта мифологичность Мани и его учения способствовала популярности манихейской доктрины прежде всего там, где ещё была жива или господствовала архаичная мифопоэтическая традиция (напр., к востоку от Ирана). Но одновременно это послужило причиной того, что учение М. не выдержало конкуренции более философизированных или даже более чётко догматически организованных религий (буддизма, христианства, иудаизма, позже - ислама).

По учению Мани, изложенному согласно традиции им самим, [манихейский канон составляют семь (сакральное число - образ идеальной целостности и совершенства) сочинений –
" Шапуракан " (посвящён Шапуру I), " Живое или Великое евангелие ",
" Сокровище жизни ", " Прагматейя " - не сохранилась,
" Книга мистерий " - не сохранилась, " Книга исполинов ", " Письма ";
а к неканоническим книгам манихейства можно отнести
" Житие Мани ", " Псалмы Фомы " из " Деяний Фомы ",
" Кефалайя " (" Главы "), сборник сочинений Мани, составленный после его смерти. Оригиналы этих книг до нас не дошли. До начала XX века все, что было известно о манихействе, происходило только из неманихейских источников – арабских и персидских летописей и христианских критиков манихейства. В начале XX века были найдены сильно фрагментированные остатки манихейских манускриптов на среднеперсидском, парфянском и согдийском языках в Турфане (китайский Туркестан). В 1930 г. был обнаружен коптский перевод " Кефалайи " в Египте.

Учение Мани о спасении исходит из общей картины борьбы добра и зла в мире. Иранская концепция о безначальном и бесконечном времени преобразована в схему трёх времён, каждое из которых характеризуется особым соотношением двух высших и извечных принципов - света и тьмы (новое вероучение изнутри обозначалось как "религия света" или "церковь справедливости"). В первоначальном времени существует идеальное равновесие: свет наверху, тьма внизу. В промежуточном (настоящем) времени идёт непримиримая борьба этих двух начал, свет и тьма перемешались, успех сопутствует то свету, то тьме. В конечном (завершающем) времени борьба закончится победой света, который окончательно возобладает над тьмой и отделится от неё, став навсегда чистым и беспримесным. Этот абстрактный и несколько теоретический дуализм имеет и более конкретное воплощение. Одно из наиболее известных воплощений дуализма в учении Мани - древо жизни (или добра) и древо смерти. С первым связаны восток, запад и север, со вторым - только юг. В царстве света обитает Отец величия (Отец света, бог света). Он добрый повелитель этого царства, проявляющийся в четырёх формах: Божество, Свет, Сила, Мудрость. Иногда он соотносится с Зерваном, но чаще обозначается иначе. При нём пять Слав (Ум, Знание, Рассудок, Мысль, Осмотрительность) и 12 дев, персонифицированных добродетелей (Верховная Власть, Мудрость, Победа, Примирение, Чистота, Истина, Вера, Долготерпение, Прямота, Благодеяние, Справедливость, Свет). (Число 12 также сакрализовано в маиихейской модели мира: 12 дочерей времени, 12 светлых и 12 тёмных величеств, 12 великих богов, 12 апостолов, 12 элементов света, 12 созвездий, 12 врат, 12 эонов.) В царстве смерти (зла, материи) правит царь тьмы, в целом продолжающий образ Ахримана (см. Ангро-Маинью), он связан с тёмной землёй и пятью мирами - дыма, огня, ветра, воды и тьмы. У него в услужении мириады демонов, причастных к хаосу, смешению и возмущению, крайне агрессивных: именно они нарушили исходное равновесие вселенной и вторглись в царство света. Чтобы дать отпор силам тьмы. Отец света "вызывает" два духовных начала - Мать жизни и Первочеловека (в некоторых источниках - Ормизд); иногда сама Мать жизни вызывает его; термин "вызывать, вызов" очень специфичен для манихейства, не допускающего для царства света самой идеи рождения как чего-то плотского и связанного с отношениями полов. Первочеловек, небесный прототип Адама, сам "вызывает" пятерых сыновей, они же пять светоносных богов или пять элементов (свет, ветер, огонь, вода и что-то подобное эфиру) в их дематериализованной форме, в отличие от пяти тёмных материальных элементов царства тьмы. Первочеловек и его сыновья вступают в сражение с силами тьмы, которые сначала имеют перевес, поглощая какую-то часть света. Тогда Отец света "вызывает" три других светоносных существа ("второй вызов") - Друга света. Великого зодчего, будущего устроителя рая, и Живого (Жизненного) духа (Михрйазда; собственно, все они последовательно "вызывают" друг друга, а Живой дух "вызывает" ещё пятерых сыновей). Друг света освобождает Первочеловека и его пятерых сыновей от пут тьмы, а Живой дух и Мать жизни возвращают их на небо. Тем не менее в результате борьбы и временного пленения свет оказался смешанным с тьмой, и Отец света, чтобы освободить светлые элементы от примеси, должен сотворить видимый мир. Из шкур поверженных демонов создаются небеса, обычно десять, из костей - горы, из мяса и испражнений - земли, четыре или восемь. Из освобождённой силами тьмы части света создаются солнце и месяц (которые высвобождают и переносят частицы света к престолу Отца света и почитаются как величайшие носители света), а также (из света, затронутого тьмой) звёзды, ветер, огонь, вода, которые приводятся в движение. Но победа ещё не является полной и окончательной. Мать жизни, Первочеловек и Живой дух умоляют Отца света сделать "третий вызов". Появляется Третий посланник, во многом сходный с иранским Митрой, и, несомненно, продолжающий его; вместе с тем Третий посланник предвосхищает уже и образ человеческого посланника сил света, самого Мани (Итого фигурирует семь высших существ царства света; ср. сакральную роль числа семь.)

Появление Третьего посланника и вызванных им 12 дев - решающий, переломный момент манихейской космологии и эсхатологии как поля битвы света и тьмы. Третий посланник вынуждает мужских демонов тьмы извергнуть семя (от семени, упавшего на землю, происходят растения, часть семени, упавшая в море, превращается в огромное чудовище, побеждённое одним из сыновей Живого духа), а женских - нерождённое потомство (давшее начало животному миру). Но все эти "материальные" условия жизни содержат ещё элементы пленённого света. Силы тьмы (супруга царя тьмы, демоны Ашаклун и Намраэль) создают два пола (Адама и Еву), чтобы плоть продолжала поглощать и удерживать светлые элементы. Поэтому в человеке (микрокосме) воспроизводится та же ситуация двойной смешанной светло-тёмной природы, что и во вселенной (макрокосм). Но это соотношение двух начал не везде одинаково: если в Адаме преобладали светоносные частицы, то Ева была сотворена из элементов тьмы. Светоносный Иисус, "вызванный" Отцом света, разбудил Адама от глубокого сна, изгнал охранявших его демонов и дал ему вкусить плода от древа жизни и познать добро и зло. "Ветхий" человек пресуществился в "нового", открытие истины и спасение приблизились, но окончательно они были обретены лишь с появлением последнего посланника истины - Мани. Лишь теперь человек получил возможность осуществить свою главную телеологическую потенцию - отделить элементы света от элементов тьмы и помочь освобождённым, "искупленным" элементам света соединиться с самим светом. Освобождение элементов света на микрокосмическом (человеческом) уровне приводит к победе света и в макроскопическом плане. Окончательное освобождение духа от тела, света от тьмы произойдёт в последние времена, когда свершится страшный суд и земля будет объята пламенем в течение 1468 лет. Частицы света поднимутся к небу, а материя и демоны окажутся в необъятной пропасти.

 

Изображение Мани.

 

 

Гимны и письмена, приписанные Мани.

Похвала Меньших.

Похвала Больших.

Мы исполняли бы: гимн Мани Иисусу, царю.

Похвала Иисусу, дающему жизнь.

Безымянный фрагмент Псалма.

Вступительные слова «Живого Евангелия»

«Праведное учение безгрешных». Апокрифическое послание к Мар-Аммо, приписанное Мани..

Похвала Меньших
Гимн, на парфянском языке, приписанный Мани.

.... вечно будем мы хвалить тебя, и всю нашу семью, всех избранных,
и семейство, к которому мы принадлежим, которое от тебя.
Отец, мы призовём тебя, мы вознесём наши глаза к тебе.
Наши души воспоют прежде, чем ты проявишь своё милосердие к нам
своей большой милостью, и сможешь послать нам утешителя....
(некоторые стихи отсутствуют)
Свят, Свят, вашим двенадцати Мирам Света.
Свят, Свят вашим Мирам Света, которые определены
как драгоценности к вашему величию.
Свят, Живому Эфиру, яркому хранилищу прекрасных миров,
Свят, Свят, Святой похваленной Земле, Свят яркому появлению блаженных жителей...
(некоторые стихи отсутствуют)
Свят, Свят твоему Величию, твоему наивысшему богоявлению,
И твоей яркой красоте, которая является неизмеримой, Свят, Свят тебе, Отец!
Свят, Свят, Свят, Свят твоему восхвалённому царствованию.
Свят, Свят, Свят тебе, Отец! Свят твоему избранному имени!
Свят, Свят, Свят тебе Отец!
(некоторые стихи отсутствуют)
Свят, Свят, Свят твоей большой Мысли, из которой каждая
благодатная и рьяная мысль вышла.
Свят твоему большому Пониманию, из которого каждое
благодатное и рьяное понимание вышло. Свят, Свят, Свят тебе, Отец!
Свят твоему большому и похвалённому Эфиру, который является выше
всех эфиров в мире.

Похвала Больших
Гимн, приписанный Мани.

Восхвалите живых, бдительных и бессмертных, о красивую форму, которую
Господь Иисус Благородный, возлюбил больше всего из всех царей Света,
Правитель, Мессия!
Дай нам, Боже, твоих хороших даров, для тебя начало все хорошие дары...
Ты - врач... Ты, Бог, искупитель, спаситель...
(множество строк отсутствует)
Восхвалите живых, бдительных и бессмертных, о блаженный знак,
Духовная и красивая форма, Господь Иисус Благородный!
Наиболее благородный из всех существ света,... любовь и благотворный,
Горячий, яркий и великолепный! Ты - наш Бог... Правитель, Бог... Дающий жизни!

Мы исполняли бы
Гимн, приписанный Мани. Стихи на согдиганском языке

Гимн в Похвалу Иисуса, Царя. С устами, полными похвалы мы благословили бы тебя,
Похвала и честь большой Луне Света,
Дающему жизни, дорогому сыну бога Зурвбна (Zurvвn),
Милосердного Бога всего мира! Мы действительно призываем громким гласом,
Может твой свет войдёт в наш разум; Ваша сила соберётся в наших суставах,

Мы пойдём за Спасителем, Мы пойдём за Спасителем, Мы пойдём за Спасителем,
Светом для всего мира!
Мы пойдём за Спасителем, наше всё с Нами,
Мы пойдём за Спасителем, Светом в нашем разуме,
Мы пойдём за Спасителем, благотворным Богом
Который щедрейший от всех других богов.
(Далее продолжают идти стихи на парфянском языке.)
Мы пойдём за Спасителем, большим дарующем жизни всему дающему жизнь.
Мы пойдём за Спасителем, Третьим Большим, который посредник между нами и Отцом.
Мы пойдём за Спасителем, искупителем наших душ от бездны мертвого.
Мы пойдём за Спасителем, нашим верхним глазом, и нашим ухом, которым мы слышим.
Мы пойдём за Спасителем, нашей первозданной правой рукой и нашим дыханием жизни.
Мы пойдём за Спасителем, нашим объединенным разумом и нашим истинным разумом.
Мы пойдём за Спасителем, нашими цельными знаниями, нашей горячей мыслью и нашим пониманием, свободным от печали.
(отсутствуют несколько стихов)
Мы пойдём за Спасителем, нашей большой дверью и судном наших душ.
Мы пойдём за Спасителем, нашим новым господством и нашим большим стадом, возлюбленного Сына.
Мы пойдём за Спасителем, нашим благотворным Отцом и нашей истинной надеждой.
Мы прибудем подобно отцу, нашему благотворному исцелителю.
Мы воскреснем подобно матери, и подобно брату. Ты послал нам преподобного сына,
Мы служим ему подобно слуге.
Приди быстро, благотворный Отец, помести наши души чтобы...

Похвала Иисуса, дающему жизнь
Гимн, приписанный Мани.

……………………………………………... всё в одном разуме.
И мы протянем наши руки во вступительной молитве.
И мы вознесём наши глаза к твоему красивому облику,
И мы откроем наши уста, чтобы призвать тебя,
И мы подготовим наши языки, чтобы восхвалить тебя;
Мы призовём тебя, Иисус Сверкающий, Нового Завета.
Ты праведный Бог, благородный исцелитель,
Самый дорогой сын, самая блаженная душа.

Приветствуй, свободe повелителя!
Прибудь, чтобы помочь, хорошему духу, посланец мира,
Утешитель покорных и победитель подстрекателей!
Приветствуй, искупитель заключённых в тюрьме
И исцелителя раненных!
Приветствуй, пробуждающего ото сна,
Кто истинно будит от этой дремоты,
Кто истинно заставляет мёртвого воскреснуть!

Приветствуй, могущественного Бога и освящающий Глас!
Приветствуй, истинное Слово, большую лампаду и изобильный Свет!
Приветствуй, нового правителя и новый день!
Приветствуй, основателя мира и священную пищу для многих!

Приветствуй, дар божий, благослови благородных,
Кого уважают те, которые освящаются!

Приветствуй, Любящего Отца, щедрого благотворителя
Всех тех, которые находят убежище в Тебе!
Приветствуй, наш Отец, который наше могущественное убежище,
В кого мы твёрдо верим!

(шесть строк отсутствует)
Помилуй нас, и покажи нам свою любовь, О благотворный, кто есть вся любовь!
И считай нас не среди нечестивцев! Спаси тех, которые нашли убежище в Тебе,
И будь милосердным к нам.

О самый возлюбленный и любящий, Мы видели Твой Новый Завет,
И мы истосковались по Твоей любви.

Радостно нам видеть любимого Бога, И пред именем Твоим мы преклоняемся, Мам-син.
Отдели нас от общества грешников И избавь нас от искусителя.
Господи, помилуй нас! Приди скорее, победить грешников,
Поскольку они - надменные сказали:
"Мы есть теми, кем являемся, и никто не походит на нас"
Будь могущественный и победи лукавого!

(отсутствуют три строки)
Мы хвалим твоё имя, которое воистину является достойным похвалы,
И твоё благородное величие, которое - чистая радость.
Похвалу, воздаём твоему имени, Отец, И честь твоему величию!
Будет отныне и навечно!







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 543. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия