Студопедия — Т е м а 3
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Т е м а 3






ственной биографией: Пушкин, Лермонтов или Ерофеев. Про­изведение — его рукопись или отпечатанная книга. Читатель — покупатель этой книги. Традиция — круг предшественников, на который автор ориентируется. Реальность те события, в рус­ле которых он живет и «зеркалом» которых одухотворяется либо костенеет.

Система приобретает материальный аспект благодаря имею­щему идеальный характер отношению читателя к произведению. Читатель, признавший художественную ценность произведения, способствует его популяризации, тиражирует его, морально и материально поддерживает автора — своего современника, со­бирает сведения об ушедшем из жизни писателе. Об этом свиде­тельствуют случаи хранения читателем с риском для благополу­чия, а порой и для жизни, рукописей и книг, подвергавшихся цензурному запрету, переписывание в средние века текстов по­любившихся произведений, приобретение книг для личных биб­лиотек, большие тиражи и переиздания популярных произведе­ний и связанное с этим возрастание авторских гонораров, рас­сказываемые о писателях анекдоты.

Двойственный —реальный и идеальныйаспект имеют и другие элементы системы. Конкретная реальность влияет на судьбу ав­тора и его произведения; определяя его тематику и проблемати­ку. Одновременно — она и та реальность, которая воссоздана в произведении и с которой читатель соотносит произведение, чи­тательское представление о реальности, не остающееся неизмен­ным в разные времена. Цветные тени на снегу или воздушная среда, размывающая четкие очертания предметов, увиденные им­прессионистами, поначалу показались зрителям искажением ре­альности и вызвали решительный протест. Сегодня они являют­ся частью привычного художественного восприятия, как станет им, возможно, в XXI веке синтез слова и живописного образа в поэтике концептуалистов. Традиция — сознательно избираемый художником опыт предшественников либо влияние культуры, постигаемое независимо от воли авторов, сказывающееся в сле­довании нормам языка, жанровым формам, художественным приемам, то, что В.М. Жирмунский называет «неосознанной ори­ентировкой». Читатель — конкретный читатель текста, имею­щий, подобно биографическому автору, свое лицо, и одновре-


Л ИТЕРАТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ



менно читатель «концепированный», «конгениальный» автору, способный понять текст и сделать его в своем восприятии ху­дожественным произведением. Именно о таком читателе меч­тают авторы, хотя между первым и вторым существуют есте­ственные связи, ибо, по выражению поэта, «каждый читатель, как тайна, / как в землю закопанный клад». И только при нали­чии автора и читателя, традиции и ее соотнесенности с реаль­ностью, самой главной и сложной системой оказывается художе­ственное произведение.

Вопросы к теме: 1. Почему в схеме литературной коммуникации элементы «реальность» и «произведение» нельзя соединить ни прямой, ни обратной связями?

2. В чем сходство коммуникативных цепей: от­
правитель—сообщение—получатель; автор—
произведение—читатель; Творец—творение—
человек?

3. Почему произведение художественной лите­
ратуры может быть адекватным представле­
ниям читателя о реальности, но не может
быть адекватным самой реальности?

Литература по теме

1. Конрад Н.И. К вопросу о литературных связях // Конрад Н.И.
Избранные труды. Литература и театр. — М., 1978.

2. Корман Б. О. Литературные термины по проблеме автора. — Ижевск,
1982.

3. Попович А. Проблемы художественного перевода, — М., 1980.

4. Томашевский Б.В. Поэтика. — М., 1996.


Дополнительная литература

1. Блауберг И,В,, Садовский В.В., Юдин Э.Г. Системные исследования и
общая теория систем // Системные исследования. Методологические
проблемы. Ежегодник, — М., 1969.

2. Кашкин В.Б, Введение в теорию коммуникации. — Воронеж, 2000.

3. Садовский В. И, Двадцать пять выпусков ежегодника системных
исследований // Системные исследования. Двадцать пятый выпуск
ежегодника, — М, 1997.

4. Zilka T, Poeticky slovm'k. - Bratislava, 1982.


Тема 4

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЛИТЕРАТУРЫ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:подход, метод, системный подход,

целостность, структурность, иерархичность, множественность описаний, прямые и обратные связи.

Зарождение системного подхода к изучению литературы вос­ходит к идеям Аристотеля (384—322 до н. э.), Г.В.Ф. Гегеля (1770-1831) и других философов, Ф. де Соссюра (1857-1913) и его последователей в лингвистике, Ю.Н. Тынянова (1894—1943) и ученых, входивших в Пражский лингвистический кружок (1926—1950-е годы). Системный подход к изучению литературы сформировался во второй половине XX века под влиянием об­щих теорий систем Л. фон Берталанфи (1901—1972) и И.Р. При-гожина (1917), ставшего лауреатом Нобелевской премии (1977). К числу литературоведов, использовавших системный подход, при­надлежали Д.С. Лихачев, P.O. Якобсон, Н.И. Конрад, И.Г. Не-упокоева.

Представление о художественной литературе как о системе и вытекающая из такого представления потребность в систем­ном подходе к ее изучению на разных уровнях имеет свою тради­цию. Не заглядывая слишком далеко, в частности в гениальное гетевское наследие, стоит вспомнить работы P.O. Якобсона 20-х годов, его мысли о системе поэтического языка и в особенности плодотворные идеи Ю.Н. Тынянова. Стремясь понять, из каких слагаемых состоит художественное произведение, он вводит по­нятие «система» для обозначения семантической организации текста. В книге «Стихотворная семантика» (1923), переимено­ванной по настоянию издателя в «Проблему стихотворного язы­ка», разработаны положения о воздействии словесной конструк-




ции на глубинный смысл произведения. Эти мысли оказали за­метное влияние на филологическую науку.

В тезисах «Проблемы изучения литературы и языка» Ю.Н. Ты­нянов пунктом первым выдвигает требование «четкости теоре­тической платформы» и развития «науки системной»1. В этом же направлении рассматривается книга Ю.Н. Тынянова «Пробле­мы стихотворного языка» Б.В. Томашевским. В 1944 г. на вече­ре, посвященном памяти Ю.Н. Тынянова, он говорил, что по­ставленные в книге задачи есть задачи сегодняшнего литерату­роведения: «Это книга, которую надо изучать, которую надо усвоить, которую надо продолжить»2.

Продолжение и развитие мыслей о системной связи в лите­ратуре, «конструкции» и глубинного смысла встречается затем у многих отечественных и зарубежных авторов. Термины «систе­ма» и «конструкция» постепенно становятся привычными. Так, в основе концепции И.Г. Неупокоевой, положенной в основу «Истории всемирной литературы», присутствует мысль о том, что только при системном подходе «возможно создание теоретическо­го представления о литературной эпохе не просто как о хронологи­ческом отрезке времени с определенными доминантными и второ­степенными чертами... но как о динамическом целом...»3. О «сис­темах, складывающихся на больших этапах всемирной истории», писал Н.И. Конрад4.

Развернутое определение литературы как системы дал Д.С. Ли­хачев: «Под системой литературы я подразумеваю определенное со­отношение ее частей между собой: видов литературы (переводной и оригинальной, церковной, исторической, естественнонаучной, пуб­лицистической и пр.), ее жанров, ее отдельных произведений. В по­нятие системы литературы входит кроме того и отношение ли­тературы к другим областям культуры: к науке, религии, обще­ственной мысли, различным искусствам, фольклору и пр. Наконец, к системе литературы относится и ее отношение к исторической

1 Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. — М, 1977. С. 282.

2 Там же. С. 502.

3 Неупокоева И.Г. История всемирной литературы. Проблемы системного и
сравнительного анализа. — М., 1976. С. 34.

4 Конрад Н.И. Введение // История всемирной литературы: В 9 т. / Отв. ред.
Брагинский И.С. - М., 1983. Т. 1. С. 17.


СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЛИТЕРАТУРЫ



действительности, соотношение с которой составляет самую су­щественную часть системы»5.

Нетрудно подметить, что академиков Н.И. Конрада, Д.С. Ли­хачева, как и И.Г. Неупокоеву, интересуют прежде всего регио­нальные, зональные и национальные литературные системы, а также литературные эпохи, рассматриваемые как система. Такой подход может быть реализован по преимуществу в пределах ис­торического метода, «лишь при органическом сочетании его с методом сравнительным»6. Оговорка И.Г. Неупокоевой весьма существенна. Вопрос о разделении литературы на художествен­ную и нехудожественную через уточнение системных признаков в приведенных положениях не ставится, В подобном же направ­лении движется мысль многих отечественных и зарубежных ис­следователей. Показательна дискуссия 50—60-х годов, развернув­шаяся в Германской Демократической Республике и Советском Союзе. Манфред Науман и Вернер Краус, высказывая мнение о необходимости изучения системы литературы, видят систему лишь «в рамках соответствующей общественной формации»: «Автор, произведение и читатель, процессы создания, читатель­ского освоения и обращения литературы взаимно соподчинены и образуют определенную систему взаимоотношений»7. Литера­тура интересует этих ученых преимущественно не как вид ис­кусства, а как «осмысленная совокупность изображений соответ­ствующих проблем бытия, изображений, имеющих характер высказывания, стремящегося, чтобы кто-то воспринял его как послание». Гегелевская формула, положенная в основание сис­темы «литература», сохранена здесь, но лишь до известного пре­дела, ибо «преклонение» перед произведением искусства постав­лено под «коллективный контроль». Связь «автор—читатель» пред­ставлена как «исторический договор» между «творцами» и «чита­телями». При использовании термина «система» концепция На-умана ближе к социологическому подходу, чем мысли Ю.Н. Тыня-

5 Лихачев Д. С. Древнеславянские литературы как система // VI Междуна­
родный съезд славистов. — Прага, 1968. С. 5.

6 Неупокоева И.Г. История всемирной литературы. Проблемы системного и
сравнительного анализа... С. 40.

1 Науман М. Литературное произведение и история литературы: Пер. с нем. — М., 1984. С. 93.



Т е м а 4


нова или к «Поэтике» Б.В. Томашевского, где сложный смысл художественного произведения обладает собственной системой и своими функциями, что и придает ему главную ценность.

Вместе с тем в отечественной науке и за рубежом существует много сторонников чисто эмпирической интерпретации литера­турного произведения. Основой идейно-художественного анализа объявляются культура и интуиция исследователя, помогающие «сделать текст живым, отыскав в нем живую мысль», ставится задача сделать эксплицитными, явными намерения автора и раз­нообразные оттенки, ускользающие при обычном чтении, выр­вать у текста его секреты8. Положительная сторона такого под­хода, помимо возможностей дидактизма, поисков воспитательного результата от чтения, проявляется в расширении филологической культуры через детальное изучение творчества художника и от­дельного произведения. Но субъективность и фрагментарность при подобном подходе неизбежны, как неизбежны постоянные попыт­ки их преодоления. Именно в этом направлении идут поиски исследователей последних десятилетий.

М.Я. Поляков в обширной статье, предпосланной книге польского теоретика Г. Маркевича, также дает свое определение художественного произведения, которое «является своеобразной системой, подчиняющейся некоторым постоянно действующим принципам организации и функционирования. В качестве» со­циального факта произведение существует на границе двух ми­ров: действительного и воображаемого. Поэтому в основе под­линно научного анализа лежит идея взаимных зависимостей и обратных связей между художественными ценностями и процес­сами объективного мира. При этом все составные элементы та­кой динамической системы, как художественное произведение, подчинены понятию «семантической системы»9.

Идея взаимных зависимостей и обратных связей, подчине­ние внутренней организации произведения более общей «семан­тической системе» весьма плодотворна. Именно она положена в основание того взгляда, который предлагает Ю.М. Лотман* по-

8 См.: Хованская З.И. Анализ литературного произведения в современной
французской филологии. — М., 1980.

9 Поляков М.Я. К методологии литературных исследований // Маркевич'Г.
Основные проблемы науки о литературе: Пер. с польск. — М., 1980.


СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЛИТЕРАТУРЫ



нимающий под системой элементы, взятые не в их изолирован­ной сущности, а во «взаимной соотнесенности, в столкновени­ях и переплетениях, представляющих «иерархию отношений»10. Концепция Ю.М. Лотмана опирается как на мысли Ю.Н. Тыня­нова, так и в особенности на современную теорию систем.

Системный подход выработан в области точных наук, но по­лучает все большее применение среди наук гуманитарных.

В философии под системным подходом подразумевается «на­правление методологии специально научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем»11. Определение системного подхода к изучению литера­туры, хотя он достаточно широко используется в отечественной науке, еще не сложилось. Поэтому представляется возможным предложить лишь его рабочее определение: системный подход к изучению литературы — это методология, построенная на учете специфики системы «литература».

Система «литература» — не синоним художественной лите­ратуры, как система «произведение» — не слепок художествен­ного произведения: различие между системой «литература» и ху­дожественной литературой можно сравнить со схематическим планом местности и живой природой. Река, представленная на карте извилистой линией, по выражению поэта «виноградной узкой веткой», имеет свойства, на картах не обозначаемые. Она мелководна или глубока, спокойна или бурлива, ее берега уны­лы или живописны и т.д. Описание системы «литература» дает лишь «топографию» объектов, освоенных литературоведчески­ми методами. Но оно необходимо литературоведу, как карта путешественнику в стране со сложным рельефом. Однако у си­стемного подхода есть и другая, не менее важная роль: он вво­дит литературу в круг системных объектов с их специфически­ми закономерностями, задающими решения о применимости или неприменимости чрезвычайно разнообразных литературоведчес­ких методов, и, главное, позволяет интегрировать описания ли­тературы, выполненные на их основе.

10 См.: Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов,
Гоголь. - М, 1988. С. 57.

11 См.: Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Системный подход // Философский
энциклопедический словарь. — М., 1989. С. 587. А также: УемовА.И. Системный
подход и общая теория систем. — М., 1978.

3~3683









Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 591. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия