Студопедия — Т е м а 4
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Т е м а 4







При этом системный подход, как следует из его определения, представляет собой не метод, а совокупность методов. В единую методологию их объединяет адекватность единым принципам. К числу основных системных принципов, отражающих наибо­лее существенные свойства систем, принадлежит признание це­лостности, структурности, иерархичности, взаимозависимости системы и среды, наличие прямых и обратных связей, а также принцип множественности описаний каждой системы.

* Принцип целостности означает несводимость свойств элементов системы к сумме свойств составляющих ее элементов, невыводимость из свойств элементов системы свойствсамой системы, зависимость каждого элемента, свойстваи отношения от его места и функций внутри системы.

* Принцип структурности означает возможность описания
системы через установление ее структуры, т.е. сети связей
и отношений системы, обусловленность поведения систе
мы не столько поведением ее отдельных элементов, сколько
свойствами ее структуры.

* Принцип взаимозависимости системы и среды означает, что
система формирует и проявляет свои свойства в процессе
взаимодействия со средой, являясь при этом ведущим,
активным компонентом взаимодействия.

* Принцип иерархичности означает, что каждый компонент
системы в свою очередь может рассматриваться как систе­
ма, а исследуемая в данном случае система представляет
собой один из компонентов более широкой системы.

* Принцип множественности описаний каждой системы оз­
начает, что в силу ее сложности адекватное описание тре­
бует различных моделей, каждая из которых соотносится
лишь с определенным аспектом системы.

За время своего существования литературоведение вырабо­тало немало методов, но в рамках системного подхода часть из них не может иметь применения, потому что они находятся в про­тиворечии с системными принципами. Так, например, когда вуль­гарный социологизм (В.М. Фриче, В.А. Келтуяла, В.Ф. Перевер-зев и др.) рассматривал литературное произведение вплоть до его


СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЛИТЕРАТУРЫ



стиля в качестве производного от экономических отношений в обществе и классовой принадлежности писателя, то нарушался принцип взаимозависимости системы и среды, утверждающий активную роль системы в отношениях со средой. Вульгарный со­циологизм демонстрирует не пренебрежение к свойствам лите­ратуры, а иное, чем в системе «литература», видение причин и следствий.

Литературоведческие методы создавались для изучения ли­тературного произведения, взятого либо в связях и отношениях с окружающей средой (например, биографический метод и куль­турно-исторический метод), либо взятого вне связи и отноше­ний с этой средой (например, формальный метод и структур­ный метод). Произведение же является лишь одним из элемен­тов системы «литература», поэтому ни один из существующих литературоведческих методов не может соответствовать всем системным принципам и играть роль универсального метода по отношению к системе «литература».

Однако каждый из литературоведческих методов, если он не претендует на универсальность, может открывать какую-то сто­рону изучения художественной литературы.

Системный подход воплощает принципы изучения художе­ственного произведения или всего творческого наследия автора как органического целого в синтезе структурно-функциональных и генетических представлений об объекте. Отношения «автор—про­изведение», «традиция—произведение», «реальность—произведение» оказываются связанными через произведение, занимающее в систе­ме центральное место и обретающее статус художественности благодаря прямой и обратной связи с читателем. При системном подходе осуществляется единство анализа и синтеза. Как уже упо­миналось, автором художественного произведения оказывается конкретно описанный биографический автор (анализу подверга­ется вся его жизнь) и концепированный автор (весь текст).

Генетическое представление о творчестве автора рождается в результате исследования традиций, в русле которых оно быту­ет. Это относится к повторяемости сюжетов и мотивов, памяти жанра, наследованию стиля и приемов и даже к языковой нор­ме. Эти генетические особенности произведения определяют его структурно-функциональные свойства. з*



Тема 4


Социально-исторические корни художественного произведе­ния, отыскать которые исследователю может помочь обращение к реальности, проявляются в анализе, без которого невозможно логическое построение. Без выявления разнохарактерных связей и установления их иерархии невозможен системный подход, как невозможен он и без синтеза, без встречи автора, традиций и ре­альности в тексте, имеющем двойную глубину, умноженную на бесчисленность отражений, в том таинственном, одновременно неосязаемом, реальном и нереальном мире, каким предстает ху­дожественное произведение.

Вопросы к теме: 1. Почему необходимо различать понятия ме­тода и подхода?

2. Можно ли считать описание системы «лите­
ратура» конкретизацией системного подхо­
да к изучению литературы?

3. Присутствует ли анализ отношений «автор—про­
изведение» и «произведение—читатель»
в книге Д.С. Лихачева «Поэтика древнерус­
ской литературы»? Подтвердите свое мнение.

4. Почему оказалось возможным использование
философского понимания системного под­
хода в литературоведении?

Литература по теме

1. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. — М., 1979.

2. Неупокоева И.Г. История всемирной литературы. Проблемы
системного и сравнительного анализа. — М., 1976.

3. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. — М., 1977.


СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЛИТЕРАТУРЫ



4. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. — М., 1978.

5. Юдин Б.Г, Системный анализ; Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Системный
подход // Философский энциклопедический словарь. — М., 1989.

Дополнительная литература

1. Лихачев Д. С. Древне славянские литературы как система // VI Меж­
дународный съезд славистов. — Прага, 1968.

2. Науман М. Литературное произведение и история литературы. — М.,
1984.

3. Поляков М.Я. К методологии литературных исследований // Марке-
вич Г.
Основные проблемы науки о литературе. — М., 1980.

4. Пригожий И,, Стенгерс И. Порядок из хаоса. — М., 1986.

5. Успенский Б.А. Поэтика композиции: структура художественного
текста и типология композиционной формы. — М., 1970.

6. Bertalanffy E. General system theory. Foundation, development, applica­
tion. - N.Y., 1968.


Т е м а 5

КОМПЛЕКСНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:


хаос, порядок,

равновесность / неравновесность,

самоорганизация,

открытость / закрытость системы.


Комплексное изучение литературы — это исследование ее проблем с привлечением аналитических средств и методологи­ческой базы других наук, включая естественные, математику, ки­бернетику.

В 1960—1980-е годы, когда расширение междисциплинарных связей стало необходимым условием дальнейшего развития гу­манитарного знания, получило распространение и комплексное изучение литературы. Отсутствие частной теории систем в лите­ратуроведении отчасти восполняется системным подходом, по­зволяющим интегрировать возможности литературоведческих ме­тодов с методами наук, далеких от филологии.

Эпоха, в которую мы живем, знаменует быстрое развитие ес­тественных наук и укоренение идеи синтеза разных отраслей зна­ний, разных видов искусства, науки и искусства. Теория систем проникает почти одновременно в точные науки и в социологию. При поиске новых подходов полезным оказывается опыт разных ученых, соединение исследования крупномасштабных явлений и частных случаев, описание макроскопического и микроскопичес­кого уровней в построении моделей. Таким ученым стал И. При-гожин.

По характеру дарования бельгийский ученый, Нобелевский лауреат И. Пригожий близок к великим натурфилософам про­шлого. «Он один из создателей новой науки — физики неравно­весных процессов, связанной с такими понятиями как самоор­ганизация и неустойчивые структуры. Возрождая целостное ви-


 
 


КОМПЛЕКСНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ

Илья Пригожий (Вишмап) (1917) родился в Москве в семье инженера-хи­мика. Раннее увлечение музыкой сформи­ровалось под влиянием матери-пианистки («Я научился читать ноты раньше, чем сло­ва»). Переезд семьи в 1921 году в Литву, а затем в Германию и Бельгию породили, по словам Пригожина, «острую восприим-чивость к переменам». Колебание в выбо­ре карьеры концертирующего пианиста, профессионального философа, биолога и математика разрешились в пользу термо­динамики. В 1943 г. бакалавр естествен­ных наук защищает диссертацию о значе­нии времени в термодинамических систе­мах. Пригожина особенно интересуют не­равновесные открытые системы, в кото­рых материя либо энергия обмениваются реакцией с внешней средой. Пригожину принадлежит теория диссипативпых струк­тур, согласно которой неравновесность может служить источником организации и порядка. В 1977 г. Пригожин получил Но­белевскую премию за работы по термоди-намнкс и «особенно за теорию днесипатив-пых структур». В работах Пригожина осу­ществляется преодоление разрьша между математическими, биологическими и соци­альными сферами исследовшшй, наукой и искусством. Его называют «поэтом термо­динамики».

Пригожин — член Российской, Бель­гийской, Нью-Йоркской, Румынской и др. академий, почетный профессор многих университетов, в т.ч. и Московского. Ди­апазон его интересов — термодинамика, история, археология, философия, литера­тура, музыка. Научные работы пишет на английском языке. На русский язык пере-


дение мира и человека в нем как взаимосвязанных процессов становления, И. Пригожин выступает носителем общемировой и прежде всего европей­ской культуры, уникаль­ным образом сочетая в своем творчестве вер­ность научным традици­ям и новаторство»1. Пе­ресмотр формулировок законов физики произво­дится ученым благодаря новому понятию хаоса, более продуктивного, чем порядок. Пригожин созда­ет собственную концеп­цию природы: «становле­ние и событие не суще­ствуют раздельно, вероят­ностные законы приводят к созданию «картины от­крытого мира», в котором в каждый момент в игру вступают все новые воз­можности».

Если рассматривать литературу как часть си­стемы искусства, то худо­жественное произведе­ние является частью си­стемы «литература». Ис­пользуя теорию систем, можно объяснить проис-


1 См.: Предисловие издательской группы «Прогресс» // Пригожин И., Стенгерс И. Время. Хаос. Квант. — М., 1994.



Тема 5


 
 

ведены: «Введение в термодинамику нео­братимых процессов» (М., 1964); «Нерав­новесная статическая механика» (М., 1964); «Термодинамическая теория струк­туры, устойчивости к флуктацни» (М., 1973); «Самоорганизация в неравновесных системах» (Совместно с Г. Николисом) (М., 1979) и др.

хождение и существова­ние чрезвычайно слож­ной упорядоченности, ха­рактеризующей как об­щее понятие «художе­ственная литература», так и художественное произ­ведение.

При том, что в системе «литература» каждый из компонен­тов — произведение, автор, традиция, реальность, читатель — является в свою очередь системой, именно художественное про­изведение — тот узел, где сходятся все связи. Автор становится автором, только если он создал свое произведение. Читатель — только если он его прочел и оценил. Традиция и реальность — внешние условия существования произведения. В художествен­ном произведении присутствуют все признаки системы — опре­деленная целостность, структурность, иерархичность, зависи­мость от внешней среды, возможность быть описанным разны­ми способами. Проще всего это продемонстрировать на приме­ре произведений классицизма, в которых системные свойства структурности и иерархичности выражены наиболее явно.

По-видимому, мы имеем здесь дело с так называемыми «рав­новесными структурами», в которых энтропия, неуравновешен­ность присутствуют в малой степени. Типичным примером рав­новесной структуры И. Пригожий называет кристалл, образуе­мый и поддерживаемый при незначительрюм отклонении от рав­новесия. В качестве литературного примера можно вспомнить историю трагикомедии Корнеля «Сид». Французская Академия, направляемая волей кардинала Ришелье, осудила трагедию за на­рушение классицистических норм. В вину Корнелю было постав­лено обращение к испанской истории вместо истории античной, введение бокового любовного сюжета, мешающего развитию един­ства действия и перенесение сцены объяснения героя с невестой из одного места в другое. Но несмотря на эти отклонения, «Сид» был и остается эталоном классицистической трагедии. Исправив «недостатки» своего шедевра, Корнель в последующем творче­стве неукоснительно соблюдал строгие правила. Эти правила, пользуясь терминологией точных наук, можно назвать «стацио-


КОМПЛЕКСНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ



тарными состояниями», а чем больше стационарных состояний, тем система устойчивее, но тем она и более закрыта.

И. Пригожий заметил, что существует и другой тип струк­тур. Он называет их «диссипативными», испытывающими значи­тельные отклонения от равновесия, характерными для открытых систем2.

В нашем случае такой открытой, неустойчивой системой предстает прежде всего связь произведение—читатель, которая постоянно меняется. Известны сотни примеров, когда книги, вы­соко оцениваемые в одну эпоху, напрочь забываются в другую. Но и в пределах своего времени произведения принимаются какой-то группой читателей и отвергаются иной. Понятие от­крытой системы применимо и к жанрам. Оно обозначено в оп­ределении романа как свободной формы. Открытой систему де­лает присутствие в ней не только прямых, но и обратных связей. При этом неравновесные связи и ограничения допускают возникно­вение новых состояний, свойства которых контрастируют со свой­ствами равновесных состояний: «Неравновесные связи являются sine qua поп условием самоорганизации, но самоорганизация, в свою очередь, изменяет роль и смысл связей»3. Этим положени­ем можно объяснить относительную автономность художествен­ного произведения от автора, когда создание обретает самостоя­тельную жизнь, изумляющую порой художника, как изумляют дети родителей неожиданным проявлением характера. Вспомним зна­менитую сцену, описанную биографами А.С. Пушкина, завершив­шего трагедию «Борис Годунов» и якобы воскликнувшего в вос­торге от себя самого: «Аи да Пушкин! Аи да сукин сын!»

В обретающем собственную жизнь художественном произве­дении как раз и кроется его тайна. «Загадочна природа проро­честв и литературных предсказаний, — признается С. Гандлевс-кий в романе «Трепанация черепа». — Худшие опасения, ужас­ные предупреждения Достоевского сбылись. А Константинополь как был Стамбулом, так Стамбулом и остался... Каждый знает, что приближаться к речи надо с некоторой опаской, как реко­мендуется спереди обходить лошадь и сзади начальство... Я от

2 Гленсдорф П., Пригожим И. Термодинамическая теория структуры, устой­
чивости и флуктуации. — М., 1973. С. 10—12.

3 Пригожим И., Стенгерс И. Время. Хаос. Квант. — М., 1994. С. 67.



Тема 5


своих стихов пощады не ждал». Об опасности творчества, о строч­ках с кровью писал Борис Пастернак. И строку из стихотворе­ния русского поэта «Гибель всерьез» вынес в название своего романа французский писатель Луи Арагон.

Эту связь между жизнью и творчеством, бытием и становле­нием отмечает и Илья Пригожий. Говоря о страсти западного ума открывать фундаментальные, симметричные законы приро­ды, он называет и плату за эту страсть — «отторжение основы бытия от созидающей временной реальности нашего бытия», от «динамичного хаоса»4.

Не здесь ли кроется разгадка таинственной славянской души, подспудной любви к «русскости» у стольких иностранцев, весь­ма далеких от русской культуры? Закрытая, жестко упорядочен­ная система противоречит живой жизни.

Но наука стремится к четко предсказуемым результатам. «Классический идеал науки — открытие умопостигаемого мира, мира, лежащего вне времени и, следовательно, лишенного па­мяти, лишенного истории, напоминающего кошмары, рожден­ные фантазией Кундеры, Хаксли или Оруэлла. В романе «1984» язык сам отрешен от своего прошлого и потому лишен способ­ности творить будущее, низведен до роли средства, позволяю­щего удерживать людей в вечном настоящем». По мысли При-гожина, «там, где речь заходит о живых существах, будь то ло­шади, собаки или кошки, мы не отождествляем понимание с послушным выполнением правил или законов. Мы отказались бы признать «настоящей» кошку или собаку, поведение которой всегда было бы предсказуемым»5.

На вечере памяти М.М. Бахтина его современник вспоми­нал, как пристально наблюдал ученый за поведением своего кота, которого он называл самым таинственным существом на свете, и сетовал, что для многих исследователей даже Рабле и Шекс­пир вполне понятны и объяснимы.

Одна и та же система, в зависимости от обстоятельств, обна­руживает предсказуемость или неожиданность. Отсюда тот прин­цип множественности описаний, который означает для каждой

4 Пригожий И., Стенгерс И. Время. Хаос. Квант... С. 253.

5 Там же. С. 252.


КОМПЛЕКСНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ



системы потребность в различных моделях. И чем сложнее сис­тема, чем больше в ней связей и зависимостей, тем вариативнее должны быть ее описания. Более того, существуют системы, ха­рактеризующиеся, по мысли И. Пригожина, «несводимыми ве­роятностными описаниями». Такие системы не позволяют отли­чить чистые состояния от смешанных состояний. И если даже исследователь выберет в качестве исходного то состояние, кото­рое он считает чистым, со временем оно превращается в «сме­шанное состояние». Этим и объясняется множественность под­ ходов к литературе даже в пределах одного метода.

Вспомним, к примеру, поэму А. Блока «Двенадцать». С мо­мента ее публикации и все годы существования Советской вла­сти «Двенадцать» называли первой октябрьской поэмой. Идеи неотвратимости и очистительной бури, которую приветствует автор, подтверждались выписками из дневника Блока и стилис­тическим анализом текста. В качестве «несводимой вероятнос­ти» в поэме смущал финал, где шествовал «в белом венчике из роз / Впереди Исус Христос». Он даже заменялся порой в эст­радном исполнении на революционного матроса. Но со време­нем изменилось отношение к Октябрю, превратившемуся из Октябрьской революции в переворот. Изменилось и отношение к христианству. И трактовка поэмы получает сегодня совсем другой смысл: крестная мука ожидает тех, «которые идут дер­жавным шагом». Но и это описание тоже принадлежит к разря­ду «вероятностных».

Представим себе, предлагает Пригожий, что Адам не реша­ется надкусить запретное яблоко, что изгнания из рая не про­изошло и нам предстоит дать описание безгрешного Адама. Но между библейской историей и сегодняшним днем пролегли ты­сячелетия прогресса и информации, а потому «на современном языке можно было бы сказать, что адекватным описанием Ада­ма было бы вероятностное описание»6.

Таким образом, при описании системы фактор времени имеет решающее значение. Теория относительности А. Эйнштейна из­менила отношение к однонаправленной «стреле времени», дала основание для поисков обратной связи во времени. «Эйнштей-

Пригожин И., Стенгерс И. Время. Хаос. Квант... С. 49.



Т е м а 5


новская метрика» связывает время и пространство, задает новое измерение, «вводит инвариант». Появляется «мнимое время». У вселенной Эйнштейна нет ни возраста, ни «стрелы времени». Но в книге Пригожина есть глава «Узкая тропинка». В ней рассказы­вается, как выдающийся математик Курт Гедель, восприняв идею Эйнштейна, подарил ему очерк, в котором человек отправляется в прошлое. Гедель подсчитал даже количество топлива на едини­цу пути. Однако Эйнштейн усомнился, что кому-нибудь удастся «телеграфировать в свое прошлое». При всей точности расчетов Геделя и гениальности теории Эйнштейна, физическое путеше­ствие назад означало бы отрицание реального мира.

Путь назад — путь памяти, путь творческого начала, челове­ческой психологии. Именно так разворачивается роман Марсе­ля Пруста «В поисках утраченного времени». Это не вполне ре­альность, но это и не мистика. Пригожий отрицает и вполне ло­гический, и чисто интуитивный подход. Его реальный мир уп­равляется недетерминистическими законами, равно как и не аб­солютными случайностями. В теории систем Пригожина интуи­ция — не синоним авторского произвола. Это иной, внутренний спо­соб постижения мира, имеющий свои права. И если путь науки — путь накопления знаний и логики, то путь искусства — путь духовного озарения. В грядущем веке ученый угадывает синтез искусства и техники, Бога и точного расчета — «новый альянс»7. И этот союз предсказан А. Эйнштейном (1879—1955), к мыслям которого И. Пригожий постоянно обращается. Приводит он и известную оценку, которую гениальный физик дал творчеству Ф.М. Достоевского, повлиявшего на создание теории относитель­ности, вспоминает о диалоге Эйнштейна с Рабиндранатом Та­гором, в котором Эйнштейн видится Пригожину более религи­озным, чем Тагор. И речь идет не только о совмещении в кон­цепции Эйнштейна учений о рациональности и гармонии мира, но «теории относительности» и «системе мировых констант». Ибо там, где есть Абсолют, — есть Бог.

Признание неоднонаправленности «стрелы времени», возмож­ности его духовного обращения назадпризнание одновременно обратной связи и Бога.

7 См.: Prigogine I., Stengers I. La nouvelle alliance. Metamorphose de la science. — P., 1979.


КОМПЛЕКСНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ



Творческое созидание у Пригожина оказывается условием человеческого существования. Становление и событие необхо­димы на всех уровнях описания картины мира.

Ученым и художникам предстоит «поиск тропинки». Этот поиск сегодня — новый этап, новая форма познаваемости, в ко­торой вероятностные представления оперируют возможностью событий, не сводя их к точно предсказуемому следствию.

Несводимость, неточная предсказуемость — не только по­рок системы. В системе «литература», обладающей динамизмом и гибкостью, как и в других диссипативных системах, неравно­весность может служить источником упорядоченности, хотя это будет уже другая упорядоченность. Высказанное положение при­менимо к смене литературных эпох и стилей, в недрах которых вызревают новые явления. Можно употребить его и при исследо­вании отдельного художественного произведения. Вероятност­ный характер описания видится важнейшим свойством в харак­теристике системы «художественная литература» и ее частихудожественного произведения.

Вопрос о путях изучения художественной литературы давно является предметом дискуссий. В них включены философы и со­циологи, психологи и теологи, лингвисты и литературоведы. Неоднократно делались попытки перечислить основные подхо­ды к произведению. Так, Н.С. Трубецкой в статье «О методах изучения Достоевского» назвал — «1) биографический; 2) фило-софско-идеологический; 3) фрейдианско-психоаналитический; 4) социологический; 5) формальный методы»8. Неполнота и произ­вольность выбора не должны нас слишком смущать. Со времени написания статьи Н.С. Трубецкого, с 30-х годов, прошло несколь­ко десятилетий. Время расставило новые акценты, изменилась тер­минология, появились новые подходы. Но осталось неизменным то, что литературоведческие методы предполагают открытие в ли­тературе новых свойств, прежде остававшихся вне поля зрения.

Каждый метод в литературоведении имеет свою специфику. Есть разные эпохи, авторы, жанры и стили, которые в наиболь­шей мере открываются благодаря тому или иному типу истолкова-


С. 30.


Цит. по: Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. — М., 1961.









Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 1010. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.036 сек.) русская версия | украинская версия