Студопедия — Т с м а 9
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Т с м а 9






но и роман «Что делать?» следует также включить в их число. Однако ученый ставит дальнейшие вопросы, намечая перспек­тиву новых изысканий. «Не следует ли поискать следов мыслей Н.Г. Чернышевского и в более поздних произведениях Э. Золя, например в «Труде» (1901), с его повествованием о новых нача­лах гражданственности, с его идеями солидарности и бодрого об­щественного труда?».

«Медленное чтение» статьи М.П. Алексеева показывает, что генетическое сравнение требует от литературоведа огромных зна­ний, осмотрительности, точности и осторожности в выводах. Выделенные курсивом опорные понятия указывают на этапы и приемы компаративистского анализа этого типа.

Вопросы к теме: 1. Почему диалог, сравнение, сопоставление принадлежат к основополагающим принци­пам культуры?

2. Почему возникновение «южных поэм»
А.С. Пушкина нельзя объяснить только вли­
янием «восточных поэм» Дж. Г. Байрона?

3. Какими факторами можно объяснить момен­
ты сходства в эпических памятниках разных
стран и народов?

4. Назовите основные этапы и приемы компа­
ративного анализа в работе над темой «Пуш­
кин и французская литература». Предложите
свои варианты тем для сопоставительного
исследования.

5. Определите элементы системы «литература»,
связи и отношения между которыми можно
исследовать с помощью компаративистики.


КОМПАРАТИВИСТИКА



Литература по теме

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / Сост. С.Г. Бочаров. —

2-е изд. — М., 1986.

2. Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение. — Л., 1979.

3. Дюришин Диониз. Теория сравнительного изучения литературы /
Предисл. Ю.В. Богданова. — М., 1979.

Дополнительная литература

1. Алексеев М.П. Сравнительное литературоведение / Отв. ред. акаде­
мик Г. В. Степанов. - Л., 1983.

2. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. Очерки русской литера­
туры XX века. - М., 1994.

3. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. — 2-е изд. — Л., 1978.

4. Конрад Н.И. Запад и Восток: Статьи. — 2-е изд., испр. и доп. — М.,
1972.

5. Михайлов А.В. Обратный перевод. Русская и западно-европейская
культура: Проблема взаимосвязей / Сост., подгот. текста Д.Р. Пет­
рова и И.С. Хурумова. — М., 2000.

6. Смирнов И.П. Порождение интертекста: Элементы интертекстуаль­
ного анализа с примерами из творчества Б.Л. Пастернака. — 2-е изд. —
СПб., 1995.

7. Tonep П.М. Перевод в системе сравнительного литературоведения. —
М., 2000.

8. Gerard Genette. Palimpsestes. La litterature au second degre. — Paris, 1982.


Тема 10 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:социально-исторический контекст

(среда, фон), материальный мир, социальная типизация, теория отражения, классовый подход, социологическая поэтика, базис и надстройка.

Социологический метод связан с пониманием литературы как одной из форм общественного сознания. Во «взаимной соотнесен­ности» с другими подходами, а не как единственный и универ­сальный, он приобретает смысл и значение1. Этот метод акцен­тирует прежде всего связи литературы с социальными явления­ми определенных эпох. История его возникновения восходит бли­жайшим образом к культурно-исторической школе в литературо­ведении. Закономерно, что в XIX столетии важнейшей философс­кой основой этого метода был позитивизм. С культурно-истори­ческой школой социологический метод сближают историзм, стрем­ление рассматривать литературу как выражение закономерностей материальной культуры народа, внимание к процессам, а не к ин­дивидуальностям, готовность объяснять художественное творчество при помощи законов других наук (в первую очередь — экономики, социологии и т.д.), интерес к воздействию литературы на полити­ческую ситуацию и — шире — общественную жизнь. Социологи­ческий метод может быть использован как для анализа самого про­изведения «на фоне» общественной жизни, так и для изучения его

1 Ю.М. Лотман отмечает, что выражение «иметь значение» означает наличие определенной смысловой «направленности», то есть системности. При этом элементы всякой системы существуют не в их «изолированной сущности», а во «взаимной соотнесенности». См.: Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. — М., 1988. С. 57. Эту мысль можно отнести и к системе методов изучения литературы.


СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД



воздействия на читателей, публику. Здесь он соприкасается с пси­хологическими подходами к литературе, а также с рецептивной эстетикой. В первом случае в произведении выделяются прежде всего исторические тенденции, социально обусловленные моменты, изобра­жение действия экономических и политических законов, характеры, тесно связанные с «общественной атмосферой». Во втором случае речь вдет о проблеме рецепции произведения различными группами (слоями, сословиями, классами) читателей.

Понятый таким образом социологический метод и сравнитель­ное литературоведение в целом ряде случаев решают сходные за­дачи2. Смысловые области и зоны применения различных школ и методов в литературоведении пересекаются, налагаются друг на друга. Подобно тому как жанровая природа сложного произведе­ния может содержать различные аспекты, восходить одновремен­но к разным родам и видам литературы, так и исследование этого произведения можно осуществлять с помощью различных типов анализа. Важно, чтобы пересекающиеся методы были взаимно «со­относимы», чтобы они непротиворечиво дополняли друг друга.

Социологический метод, который имеет свою законную сфе­ру применения, не раз выдавали за единственно возможный, универсальный подход к литературе. При этом происходила не­избежная в таких случаях вульгаризация. Русская критическая традиция XIX века, представленная работами В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, НА. Добролюбова, Д.И. Писарева, при всех оттенках и отличиях между ними, готовила появление со­циологического метода в литературе. Полемика с собственно эстетическими моментами в искусстве, отчасти характерная уже и для Н.Г. Чернышевского и НА. Добролюбова, усилилась, как известно, в критике Д.И. Писарева3.

2 Отметим в этой связи работы В.М. Жирмунского и М.П. Алексеева. См.:
Жирмунский В.М. «Гете в русской литературе». — Л., 1981; Жирмунский В.М.
Сравнительное литературоведение. — Л., 1979. См. также:. Алексеев М.П. Рус­
ская культура и романский мир. — Л., 1985; Robert Jaufi. Literaturgeschichte als
Provokation. — Fr.a.M., 1970; Wolfgang her. Der Akt des Lesens. — Miinchen, 1994.

3 Отметим в этой связи, что в статье «Мотивы русской драмы» (1864) Д.И. Пи­
сарев критикует Н.А. Добролюбова за то, что в работах об А.Н. Островском он
«...поддался порыву эстетического чувства...» и выступил против собственных
идей. Писарев Д.И. Литературная критика: В 3 т. / Сост. Ю.С. Сорокина. Т. 1. —
Л., 1981. С. 323.


100 Тема 10

Чтобы проиллюстрировать основные черты этого метода, не­обходимо обратиться к его становлению. Социологическое мыш­ление, как и всякое другое, особенно интересно тогда, когда оно предстает не как готовый рецепт, а в «неготовом», динамичес­ком состоянии. Так, в 40—60-е годы XIX века социологический метод как таковой в России еще только складывается. Подоб­но своим учителям В.Г. Белинскому и Н.Г. Чернышевскому, Н.А. Добролюбов был далек от упрощений вульгарного социоло­гизма. Обозначая свою критику как «реальную», он соотносил кар­тину, представленную тем или иным автором, с действительнос­тью. Исследуя, например, вопрос о том, «...возможно ли» то или иное лицо, автор статьи «Луч света в темном царстве» (1860) пе­реходит к «собственным соображениям о причинах», породивших тот или иной характер. Следовательно, очевидным постулатом «ре­альной» критики является мысль о том, что причины существо­вания всякого характера лежат в самой жизни, во внетекстовой действительности. НА. Добролюбов стремится «...определить соб­ственную норму этих произведений, собрать их существенные характерные черты...», отражающие реальность4.

Очевидно, что критика интересует лишь взаимоотношение «текст—реальность». Тем самым в поле зрения Н.А. Добролю­бова попадает лишь одна часть коммуникативной цепи в лите­ратуре. И это вовсе не свидетельствует о «слепоте» критика. На­против, речь идет о программном, принципиальном моменте, об аналитическом «видении».

В качестве примера сошлемся на статью Н.А. Добролюбова «Луч света в темном царстве», в которой, как известно, дана бле­стящая трактовка драмы Н.А. Островского «Гроза». Значение этой статьи для истории русской литературы неоспоримо. Возвраще­ние к ней сегодня оправдано уже потому, что к идеям, выска­занным Добролюбовым, одновременно восходят концепции вульгарного социологизма и яркие теории, возникшие в кругу М.М. Бахтина5.

4 Добролюбов Н.А. Темное царство // Добролюбов Н.А. Литературная кри­
тика. - М., 1979. С. 58.

5 См.: Волошинов В.Н. Философия и социология гуманитарных наук / Сост.
Д.А. Юнов. - СПб., 1995. С. '59—86. Медведев /Т.Н. Формальный метод в
литературоведении. — М, 1993.


СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД



Н.А. Добролюбов начинает статью с рассуждений о «служеб­ной» роли литературы, «...которой значение состоит в пропаганде, а достоинство определяется тем, что и как она пропагандиру­ет»6. Вместе с тем он указывает, что величайшие гении над этой «служебной» ролью возвышались, изображая «полно и многосто­ронне» существенные стороны жизни. Таков был великий Шек­спир. Таков и драматург Островский.

Чтобы этого достичь, Н.А. Островский отказывается от тради­ционных драматургических жанров. «Гроза», по мнению Н.А. Доб­ролюбова, не укладывается в традиционные схемы «комедии интриг» или «комедии характеров». Островский создает в своем творчестве новый жанр, который в статье обозначен как «пьесы жизни». Отметим, что это жанровое наименование и само по себе весьма характерно для социологического мышления. Если «ин­трига» или «характер» категории в большей степени внутрили-тературные, то понятие «пьеса жизни» выводит анализ на иной уровень. Дело даже не в том, что, по мнению Н.А. Добролюбо­ва, Островский обращается к «житейской, экономической сто­роне вопроса», а, скорее, в том, что его привлекает «...общая, не зависящая ни от кого из действующих лиц, обстановка жизни». «Положение» действующих лиц, добавляет автор статьи, господ -

6 Добролюбов Н.А. Собрание сочинений: В 9 т.: Т. 6 / Под ред. Б.И. Бур-сова. — М.; Л., 1963. С. 309—360. См. также: Полянский Валерьян. Добролюбов // Литературная энциклопедия. Т. 3 / Отв. ред. А.В. Луначарский. — С. 322— 339; Lukdcs Georg. Der russische Realismus in der Weltliteratur. —- Berlin, 1952. S.77; Зельдович М., Черняков М. Н.А. Добролюбов: Семинарий. — Харьков, 1961. С. 358— 362; Лотман Л. Островский и русская драматургия его времени / Под ред. Б.М. Эйхенбаума. — М.; Л., 1961. С. 168—178; Емельянов Б. Островский и Добролюбов // А.Н. Островский: Сборник статей и материалов / Ред.-сост. А.Л. Штейн. — М., 1962. С. 68—115; Тотубалин Н.И. Добролюбов о «Грозе» Островского и ее критиках // НА. Добролюбов — критик и историк русской литературы / Под ред. доц. Н.И. Тотубалина. — Л.,1963. С. 47—96; Журавлева А.И. Островский-комедиограф. — М., 1981. С. 23; Лакшин В. А.Н. Островский. — М., 1982. С. 362—366; Сухих И.Н. И давний-давний спор//Драма А.Н. Островского «Гроза» в русской критике / Сост. И.Н. Сухих. — Л., 1990. С. 17; Буртин Ю.Г., Краснов Г.В. Добролюбов // Русские писатели: 1800—1917: Биографический словарь / Главный редактор П.А. Николаев. — М., 1992. С. 135—141. Современ­ная литература об А.Н. Островском приведена в книге: А. Островский. Драма­тургия: Критика и комментарии. Темы и развернутые планы сочинений. Материалы для подготовки к уроку: Клига для учителя и ученика / Сост. Н. Ми-рова. - М., 1997. С. 731-732.


102 Тема 10

ствует над ними, то есть над их характерами. Это важный прин­цип социологического метода: не столько индивидуальное, сколь­ко социально-типическое интересно в литературе.

Благодаря социологическому методу критик определенные моменты в пьесе «Гроза» акцентирует и замечает, а другие, по-сво­ему тоже важные, не фиксирует. Следует вспомнить, что НА. Доб­ролюбов принял участие в литературной борьбе, развернувшей­ся вокруг творчества Н.А. Островского. В спорах вокруг пьесы «Гроза» столкнулись авторы, принадлежавшие к разным идео­логическим и литературным направлениям7. Вполне понятно, что некоторые идеи Н.А. Добролюбова даны в полемическом заост­рении, что, однако, на основные тезисы не влияет.

Критик вплотную подходит к мысли о соответствии характе­ра героини жанровой природе «Грозы». Действительно, в «пьесе жизни», как и в душе героини, нет ничего изначально заданно­го, «формулированного», восходящего к твердым логическим ос­нованиям. Катерина во всем подчиняется своей натуре, «водит­ся» ею. Основой ее характера является страсть, придающая этой героине глубину и одновременную алогичность. Однако и в рус­ской жизни многое неподвластно логике. Если Н.А. Добролюбов уверенно соотносит развитие русской жизни с характером Кате­рины, то два литературных момента — характерологический и жан­ровый — он между собой не сопоставляет и не сводит. Скорее всего это кажется ему чем-то само собой разумеющимся и очевидным. Для социологического метода собственно литературные характе­ристики кажутся банальными и вторичными признаками. Это искажение обусловлено особой оптикой социологического мето­да, его местом в осмыслении литературы как системы.

В качестве центральных критик выдвигает понятия «фона» и «почвы». В «пьесе жизни» «...борьба, требуемая теориею драмы... совершается... не в монологах действующих лиц, а в фактах, гос­подствующих над ними». Эти «факты» составляют «почву» рус­ской жизни, как ее изображает Островский. Очень тонким пред­ставляется замечание Н.А. Добролюбова о персонажах, которые не вовлечены непосредственно в главный конфликт. Они и со­ставляют тот самый «фон», «толпу», которые определяют судьбу

7 См.: А.Н. Островский в русской критике: Сборник статей / Под ред. Г.И. Вла­дыкина. — М., 1948.


СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД



главной героини. Критик высказывает оригинальные соображе­ния о «массе» как факторе искусства и жизни, что позднее ста­нет одним из важнейших мотивов социологического анализа литературы.

Н.А. Добролюбова более всего интересует, как формируются представления о добре и зле, экономические и бытовые привычки «толпы». Он замечает, что представители «темного царства» в пьесе «тяжело дышат», так как чувствуют, что есть сила выше их — «...закон времени, закон природы и истории...». Социологичес­кий метод в литературоведении стремится вскрыть закономер­ности, стоящие за литературным произведением, «обстоятель­ства», внеположенные ему. Критик и самих действующих лиц произведения рассматривает как элементы «обстановки» (кур­сив — Н.А. Добролюбова), как говорящие и двигающиеся «обсто­ятельства», делающие необходимым «фатальный конец» герои­ни. По его мнению, именно «среда», подчиненная силе Диких и Кабановых, «...производит обыкновенно Тихонов и Борисов...»8. Анализируя драму Катерины, критик глубоко постигает ее гар­моничный, вольнолюбивый характер. Однако подлинной при­чиной трагедии он считает положение, занимаемое героиней в том укладе, который установился под влиянием Диких и Каба­новых. Этот акцент на социальном положении персонажа, стрем­ление прежде всего таким образом уяснить суть конфликта яв­ляются важными элементами социологического метода.

Н.А. Добролюбов подчеркивает, что Н.А. Островский избе­гает «дагерротипной точности», прибегая к «...художественному соединению однородных черт, проявляющихся в разных поло­жениях русской жизни, но служащих выражением одной идеи». Н.А. Добролюбов называет этот принцип обобщения «возведе­нием в тип», приданием какому-либо единичному признаку ро­дового, постоянного значения9. Как известно, этот принцип обоб­щения социальных моментов называется типизацией. Такую

8 В статье о романе И.А. Гончарова критик также подчеркивал, что над
фигурами русской жизни и литературы «...тяготеет одна и та же обломовщи­
на...». См.: Добролюбов Н.А. Что такое обломовщина? // Добролюбов НА.
Литературная критика. — М., 1979. С. 27.

9 Добролюбов Н.А. Что такое обломовщина? //Добролюбов Н.А. Литературная
критика... С. 7.


104 Тема 10

типизацию принято считать основой «критического реализма». Несомненно, что социологический метод способен, как ника­кой другой, объяснить взаимоотношения произведения с внеш­ней действительностью, указать на диалог автора с реальностью. Социологический метод, подобно всем другим вариантам анали­за, выдвигает собственные принципы генерализации. Однако они затрагивают лишь один аспект литературы как системы: взаимо­отношения автора произведения с реальностью. Отвечая на по­лемические выпады оппонентов, Н.А. Добролюбов признает, что его трактовка «Грозы» приведена в соответствие с некоей идеей.

В этой связи законным представляется вопрос и о том, что Н.А. Добролюбов в своей статье не упоминает, чего он не заме­чает? Очевидно, что определенные моменты художественной структуры драмы Островского критик решительно оставляет без внимания.

Нельзя утверждать, что Н.А. Добролюбов в целом игнориру­ет «...мир, художником создаваемый». В этом автора «Луча све­та...» упрекал другой выдающийся интерпретатор «Грозы», поэт и критик Ап. Григорьев10. И все же верно, что «художественный мир» пьесы как таковой, самоценный, самодостаточный и по-иному реальный Н.А. Добролюбова не привлекает. Очевидно, что Н.А. Добролюбов оставляет без внимания символизм, действи­тельно характерный для «Грозы». Автора знаменитой статьи это явление не интересует. Отметим, что и позднее литературная критика не вполне овладела инструментарием, необходимым для такого анализа11. Между тем теория литературы XX века утверж-

J0 Григорьев А.А. После «Грозы» Островского. Письма к Ивану Сергеевичу Тургеневу//Драма А.Н. Островского «Гроза» в русской критике / Сост. И.Н. Су­хих. — Л., 1990. С. 85. См. также: Скафтымов А.Н. Нравственные искания русских писателей: Статьи и исследования о русских классиках / Сост. Е. По-кусаева. — М., 1972. С. 519; Костелянвц Б. «Бесприданница» А.Н. Островского. — Л., 1982. С. 129.

11 В исследованиях, посвященных творчеству А.Н. Островского, эта важ­ная тема затрагивалась лишь эпизодически. — См.: Шамбинаго С. А.Н. Ост­ровский. — М., 1937. С. 61; Ревякин А.Н. Искусство драматургии А.Н. Остро­вского. — М., 1974. С.186—187; Анастасъев А. «Гроза» Островского. — М., 1975. С. 80; Лакшин В. А.Н. Островский. - М., 1982. С. 350-351; Штейн А.Л. Мастер русской драмы. Этюды о творчестве Островского. — М., 1973. С. 136—137, 156; Журавлева А.И., Макеев М.С. Александр Николаевич Островский: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. — М, 1997. С. 35—55.


СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД 105

дает, что собственно поэтическая функция языка заключена во взаимосвязи между «наименованием и окружающим его контек­стом». Чем выше поэтичность наименования, тем более «ослаб­ленным» может быть отношение к реальности12. Символизация представляет собой, скорее всего, внутритекстовый аналог ти­пизации. Если типизация предполагает «возведение в род», «при­дание» единичному факту всеобщего значения, собирание раз­розненных фактов действительности воедино, в целостный эс­тетический факт, то символизация представляет собой сквозную семантизацию значимо повторяющихся элементов текста. При этом возникает феномен, который в этой книге обозначен как «художественный мир».

Типизацию Н.А. Добролюбов описал превосходно. Описани­ем символизации, характерной для художественного текста, он в данном случае пренебрег. Для символического плана пьесы очень важно упоминание о грозе и «громовых отводах» в разго­воре между Кулигиным и Диким (д. 4, явл. 2). По мнению пос­леднего, не в «елестричестве» дело, поскольку гроза людям в «наказание посылается». Кулигин, напротив, считает, что «гро­за» — вовсе не угроза, а «благодать» (д. 4, явл. 4). Обращаясь к собравшейся толпе, он восклицает: «У вас все гроза!» Здесь это слово символизирует страх, который в разнообразных обличьях наполняет сердца калиновцев, соединяясь с глубочайшим неве­жеством. Добавим, что Н.А. Добролюбов превосходно чувствует социальную символику драмы. Однако он не исследует ее в са­мом тексте произведения. Критик выводит ее вовне, проецируя на «общественную атмосферу», русскую жизнь.

«Река» и «ключ» также приобретают в пьесе символическое значение. Катерина получает от Варвары ключ от калитки в саду. Он жжет ей руки, она поначалу хочет бросить его далеко, «...в реку кинуть...» (д. 2, явл. 10). Однако в реку, в омут кинется она сама.

Поэтика предзнаменований значима и на звуковом уровне. Так, в тексте пьесы сближаются лексемы «враг — овраг», «отымут — омут» и др. Катерина очень чутка к тому символизму, который составляет самую сердцевину традиционного уклада жизни. Суть его состоит в «приметах», которые, по словам Кабановой, на все

12 Мукаржовский Ян Структуральная поэтика. — М., 1996. С. 134.








Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 610. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия