Студопедия — Функция, конструкция, доминанта, литературность, система.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Функция, конструкция, доминанта, литературность, система.






«Формальный метод» — одно из самых продуктивных направ­лений в теории литературы XX века. Его предельно заострен­ную формулу дал В.Б. Шкловский (1893—1984), утверждавший, что литературное произведение представляет собой «чистую форму», оно «...есть не вещь, не материал, а отношение матери­алов». Тем самым форма была понята как нечто противоположное материалу, как «отношение». Поэтому В.Б. Шкловский парадок­сальным образом уравнивает «шутливые, трагические, мировые, комнатные произведения», не видит разницы в противопостав­лениях мира миру или «кошки камню»1. Понятно, что это — типичный эпатаж. Однако к «пощечине общественному вкусу» эти идеи не сводятся. На самом деле формалисты выступали не против содержания как такового, а против традиционного пред­ставления о том, что литератураэто повод для изучения обще­ственного сознания и культурно-исторической панорамы эпохи.

В начале XX века в университетах Москвы и Петербурга по­явилась научная молодежь, протестовавшая против принципов академической науки. В Петербурге новые веяния возникли в Пушкинском семинарии профессора С.А. Венгерова, крупного ученого, представителя «биографического метода»2. В его рабо-

1 Шкловский Виктор. Гамбургский счет / Предисл. А.П. Чудакова. — М.,
1990. С. 120.

2 Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино / Отв. ред. В.А. Ка­
верин и А.С. Мясников. Коммент. Е.А. Тоддес, А.П. Чудакова, М.О. Чудако-
вой. — М., 1977. С. 506. См. также: Erlich Victor. Russischer Formalismus / Mit
einem Geleitwort v. Rene Wellek. - Fr.a.M., 1987. S. 64—66.


ФОРМАЛЬНЫЙ МЕТОД



те принимал участие и Ю.Н. Тынянов (1894—1943), интересо­вавшийся стилем, ритмом, мельчайшими деталями формы про­изведений А.С. Пушкина. Сами темы докладов участников се­минара содержали протест против эклектики академического ли­тературоведения, тяготевшего к изучению идеологических воп­росов, биографических подробностей, смешивая их с рассмот­рением образности произведений. Собственно художественные особенности академическая наука воспринимала как материал для анализа душевного склада и мировоззрения художников. У пред­ставителей формальной школы подход будет обратным: жизнь и взгляды писателей они станут рассматривать как материал, не­обходимый для построения художественного произведения. Этот «переворот» в научном мышлении и получил позднее название «формального метода».

Роман Осипович Якобсон (1896— 1982) — выдающийся лингвист и литера­туровед, один из создателей Общества по изучению поэтического языка (ОПОЯЗ), участник Пражского лингвистического кружка, крупнейший представитель струк­турализма, применивший идеи киберне­тики и информатики к теории литерату­ры и искусства. Якобсон окончил гимна­зию при Лазаревском институте восточ­ных языков (1906—1914), а затем — сла-вянско-русское отделение Московского университета (1914). Он входил в круг русского авангарда, хорошо знал В.В. Ма­яковского, Б.Л. Пастернака, О.Э. Ман­дельштама, К. Малевича и многих других художников и поэтов. После эмиграции Р. Якобсон преподавал в крупнейших уни­верситетах Америки и Европы. Идеи европейского авангарда, знаком­ство с основами феноменологии Э. Гус­серля и теорией относительности А. Эйн­штейна утвердили раннего Якобсона в том, что «объект исследуется не в самом себе, а в связи с тем, как его наблюдает и вос­принимает субъект». Это исключает дик-

Около 1915 года в Московском университе­те сложился еще один центр новой науки. Уча­стники Московского лингвистического кружка, в том числе P.O. Якобсон (1896-1982), Г.О. Винокур (1896-1947) и.другие, за­нимались исследованием фольклора, а также языка современной поэзии. Именно тогда сложилась установка на то, что про­блемы языка должны быть в центре внимания.

Лучшие поэты, при­надлежавшие к поэтичес­кому авангарду первых де­сятилетий XX века, прини­мали участие в работе круж­ка. Среди них — В.В. Мая­ковский, О.Э. Мандельш­там, Б.Л. Пастернак. Ре-



Тема 13


 


тат одного литературоведческого подхода или метода.

Раннего Якобсона привлекала про­блема «внутренней формы слова», вза­имосвязь звучания и значения, особен­ности «заумного языка» и фольклора. В книге о В. Хлебникове (1919) и дру­гих статьях 20—30-х годов XX века зало­жены основы концепции «поэтического языка». P.O. Якобсон выдвигает тезис о том, что превращение бытовой речи в по­этическую происходит благодаря приме­нению «системы приемов». Систему при­емов, обеспечивающую перевод бытового факта в литературный, Якобсон обозна­чает термином «литературность».

Вместе с Ю.Н, Тыняновым P.O. Якоб­сон формулирует пипотезу о «системном характере» языка и литературы (1928), подготовившую позднейшие исследовагаш проблем художественной коммуникации. Специфика художестве1шой коммушжации заключается в «направленности... на со­общение как таковое», в сосредоточении внимания «на сообщении ради него само­го». Вслед за Гегелем P.O. Якобсон и дру­гие представители структурализма закреп­ляют центральное положение «произведе­ния» / текста в системе «литература».

Основные работы P.O. Якобсона по поэтике и Л1шгвистике собраны в следую­щих книгах: Роман Якобсон. Избранные работы / Сост. и общ. ред. В.А. Звеганце-ва. М., 1985; Р. Якобсон. Работы по по­этике / Сост. и общ. ред. доктора филоло­гических наук М. Л. Гаспарова. М., 1987.


волюции и войны, отме­нявшие вековые традиции, стремительное развитие общества, острое пережи­вание истории — все это повлияло на мироощуще­ние участников ОПОЯЗа. Если Ал. Блок, вглядыва­ясь в темную Петербургс­кую площадь, мог ощу­щать ее таинственную не­проницаемость и непости­жимую непреодолимость, то люди новой эпохи «про­ходили» везде3.

Поэтические экспери­менты футуристов, искав­ших «самовитое слово», языковая археология В. Хлеб­никова, уводившая в глу­бинные пласты речи, каза­лись молодым ученым су­тью поэзии. Строгие мето­ды лингвистического ана­лиза P.O. Якобсон соеди­няет с интересом к фено­менологии немецкого фи­лософа Э. Гуссерля, по­лагавшего, что языковой или эстетический объект исследуется не сам по себе, «...а в связи с тем, как его наблюдает и воспринима-


3 В «Сентиментальном путешествии» (1923), художественной книге о собственной жизни, В.Б. Шкловский вспоминает события 1917 года, когда он был послан в Галицию в качестве военного комиссара Временного правитель­ства. Он должен был поднять боевой дух войск. На этом участке фронта русским частям противостояли австрийцы. В.Б. Шкловский вспоминает, как он поднял


 

ФОРМАЛЬНЫЙ МЕТОД 153

ет субъект»4. Здесь заметны типологические переклички с идея­ми физиков первых десятилетий XX века, выдвигавших на пер­вый план проблему «наблюдателя».

1 Ученые Москвы и Петербурга вскоре объединились в ОПОЯЗ — Общество изучения поэтического языка. Инициатором его со­здания выступил В.Б. Шкловский, издавший в 1914 году нова­торскую книгу «Воскрешение слова». Становление ОПОЯЗа при­шлось на 1915—1916 годы; в течение 1916—1919 годов выходили «Сборники по теории поэтического языка». Новая школа заяви­ла о себе в полную силу.

Кроме В.Б. Шкловского, в инициативную группу вошли ли­тературовед Б.М. Эйхенбаум (1886—1959), занимавшийся про­блемой «сказа», лингвисты О.М. Брик (1888—1945), исследовав­ший ритм и синтаксис стихотворной речи, и СИ. Бернштейн, занимавшийся теорией декламации. Позднее в работу ОПОЯЗа активно включился P.O. Якобсон. Ю.Н. Тынянов вступил в ОПОЯЗ несколько позднее, в 1919 или 1920 году. Очень близки к ОПОЯЗу были литературоведы Б.В. Томашевский (1890—1957), автор «Теории литературы» (1925; 1931), не утратившей своего значения до сегодня, и В.М. Жирмунский (1891—1971), позднее вступивший в полемику с формализмом и отошедший от него («О формальном методе», 1923). Названные имена отнюдь не исчерпывают ряд филологов, стоявших у истоков ОПОЯЗа. Очень быстро сложился целый научный круг со своими традициями, постепенно оформились общие принципы подходов к литерату­ре и языку. Возникла школа.

Предшественников формализма следует искать одновременно в России и Западной Европе. В России это были символисты — В.Я. Брюсов, Вяч. Ив. Иванов и А. Белый, которые стремились ввести точные методы в литературу. Показательно, что П.Н. Мед-

в атаку полк солдат. «Я поднял лежащие рядом с головой какого-то солдата две русские жестяные бомбы, положил в карман и взял винтовку, перешагнул нашу цепь и пошел вперед». В этих двух глаголах — «перешагнул» и «пошел» — запечатлен ритм эпохи. — Шкловский В.Б. Сентиментальное путешествие / Предисл. Б. Сарнова. — М., 1990. С. 68.

4 Иванов Вяч. Вс. Лингвистический путь Романа Якобсона // Роман Якоб­сон. Избранные работы / Сост. В.А. Звегинцева; Предисл. д.ф.н. Вяч. Вс. Ива­нова. - М., 1985. С. 7.



Тема 13


 


ведев (а с ним вместе в большой степени и М.М. Бахтин) под­черкивал типологическое родство русского формализма и обще­европейских формальных и «спесификаторских» течений5. Запад­ное искусствознание в лице А. Гильдебранда, К. Фидлера, Г. Вель-флина разработало новый терминологический язык. Опиравшийся на их идеи О. Вальцель утверждал, что литературное произведе­ние является прежде всего «конструкцией». Конструктивные осо­бенности произведений, относящихся к разным видам искусства, можно соотносить между собой. В результате возникает эффект их «взаимного освещения». О. Вальцель сопрягает разные терми­нологические языки, говорит, например, об «архитектонике драм Шекспира»6. Благодаря усилиям В.М. Жирмунского работы не­мецкого ученого стали известны в России. Термин «конструк­ция» — одно из опорных понятий Ю.Н. Тынянова.

Большое значение для становления формального метода име­ла незавершенная «Поэтика сюжетов» А.Н. Веселовского. Как отмечает В. Эрлих, на становление формального метода повли­яли определения «мотива» и «сюжета», которые даны в этой ра­боте. Однако еще большее значение имело то, что А.Н. Веселовский рассматривает «сюжет» не как момент тематики, а как элемент композиции, то есть художественной организации материала7. Отсюда берет начало одна из центральных проблем формального метода — разграничение понятий «прием» и «материал». Применительно к сюжетному построению этот принцип предстает как противоположность «сюжета» и «фабулы». В «Те­ории литературы» (1931) Б.В. Томашевский определяет фабулу как «...совокупность событий в их взаимной внутренней связи»8. Фабула является «...материалом для сюжетного оформления»9.


5 Медведев П.Н. Формальный метод в литературоведении. — М., 1993. С. 47—61.

6 Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля / Сост. А.А. Тахо-Годи. —
Киев, 1994. С. 130—139; Жирмунский В.М. Из истории западно-европейских
литератур / Отв. ред. М.П. Алексеев, Ю.Д. Левин. — Л., 1981. С. 114—119.

7 Erlich Victor. Russischer Formalismus... S. 31.

8 Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика / Вступ. статья Н.Д. Тамар-
ченко. Коммент. С.Н. Бройтмана при участии Н.Д. Тамарченко. — М., 1996.
С. 180.

9 Шкловский Виктор. Пародийный роман. «Тристрам Шенди» Стерна //
Texte der russischen Formalisten: In 2 Bdn.: Bd. 1 / Hrsg. v. Jurij Striedter. —
Munchen, 1969. S. 296.


ФОРМАЛЬНЫЙ МЕТОД



Очевидно, что моменты «делания», компоновки в этих опреде­лениях выдвинуты на первый план. В работе «Связь приемов сюжетосложения с общими приемами стиля» (1916) В.Б. Шкловс­кий подчеркивал, что «материал художественного произведения непременно педалезирован, т.е. выделен, «выголошен (курсив — В.Ш.)»10. Это разграничение внешних моментов (материал) и мо­ментов внутренних (форма) определяет «самоценность» литера­туры11. Формалисты стремились освободить искусство от воздей­ствия идеологии. При этом их волновал «самоцельный» «воспри-нимательный процесс», «...ощущение вещи как видение, а не как узнавание...»12. Здесь скрыто противоречие. В.Б. Шкловский пы­тается его избегнуть, говоря о «воспринимательном процессе» (курсив мой — В.З.). Пока «ощущение» вещи длится, пока нет готового результата, нет необходимости говорить о психологи­ческом и социальном статусе адресата.

Большое значение для ОПОЯЗа имели концепции А.А. По-тебни, одного из самых ярких представителей психологичес­кого подхода. Как известно, А.А. Потебня исходил из прин­ципиальной метафоричности (символичности) слова. С этой концепцией горячо полемизировал В.Б. Шкловский, отрицав­ший, что литература есть «мышление образами». По его мне­нию, «...образы почти неподвижны...», а работа поэтических школ «...сводится к накоплению и выявлению новых приемов расположения и обработки словесных материалов»13. Образы даны как своего рода материал, который подвергается худо­жественной обработке.

Полемика с А.А. Потебней означала на самом деле уяснение собственных истоков. Разработанная А.А. Потебней лингвисти­ческая поэтика, стала одной из опор формального метода.

18 Шкловский Виктор. Связь приемов сюжетосложения с общимим приема­ми стиля // Texte der russischen Formalisten: In 2 Bdn.: Bd. 1 / Hrsg. V. Jurij Striedter. - Mflnchen, 1969, S. 50.

1J Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика... С.23. См. также: Zima V. Peter. Formalismus und Strukturalismus zwischen Autonomie und Engagement. Sieben Thesen // Prager Schule: Kontinuitat und Wandel. Arbeiten zur Literaturasthetik und Poetik der Narration / Hrsg. von Wolfgang F. Schwarz. - Fr. a. M., 1997. S. 305—315.

12 Шкловский Виктор. Гамбургский счет / Предисл. А.П. Чудакова. — М.,
1990. С. 63.

13 Там же. С. 60.



Тема 13


Возражали формалисты и Д.Н. Овсянико-Куликовскому, пос­ледователю А.А. Потебни, предлагавшему сосредоточиться на «особом психологическом складе» того или иного автора. Поня­тый как реальная фигура, как «автор биографический», автор не представлял интереса для формального метода. Его «личные чув­ства» объявлялись нерелевантными14. Так, в статье «Как сделана «Шинель» Гоголя» (1918) Б.М. Эйхенбаум писал, что «...душа ху­дожника как человека, переживающего те или другие настроения, всегда остается и должна оставаться за пределами его создания». По мнению ученого, в произведении происходит «игра с реаль­ностью», свободное разложение и перемещение элементов. Мир произведения оказывается при этом построенным «заново», а потому «...всякая мелочь может вырасти до колоссальных раз­меров»15. Очевидно, что Б.М. Эйхенбаум высказывает здесь важ­ные мысли о семантизации мельчайших, внешне второстепенных де­талей произведения. В результате этой «игры с реальностью» возникает «художественный мир».

Таковы некоторые из важнейших тенденций, которые воз­действовали на русских формалистов.

Несовпадение между ощущаемой в процессе делания вещью и ее возможным существованием в действительности — подлин­ная тема ОПОЯЗа. Очевидно, что произведение отличается от объектов действительности особой «условностью» (В.Б. Шклов­ский), «литературностью» (P.O. Якобсон). При этом «поэтичес­кую речь» формалисты противопоставляли речи обыденной, праг­матической, а под «литературностью» понимали «систему при­емов», которая обеспечивала «превращение речи в поэтическое про­изведение». Это «превращение» приводило к тому, что реальные «положения» освобождались от их реального взаимоотношения

14 В известной статье «Литературный факт» (1924) Ю.Н. Тынянов намечает
противопоставление «литературная личность» / «индивидуальность литерато­
ра». См. коммент. к: Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино... С. 512.
Позднее эти идеи, угаданные учеными формальной школы, были подробно
разработаны Б.О. Корманом. — См.: Корман Б.О. Целостность литературного
произведения и экспериментальный словарь литературоведческих терминов /
/ Корман Б.О. Избранные труды по теории и истории литературы / Предисл. и
сост. В.И. Чулкова. — Ижевск, 1992. С. 174.

15 Эйхенбаум Б. «Как сделана «Шинель» Гоголя» // Texte der russischen
Formalisten: In 2 Bdn.: Bd. 1 / Hrsg. v. Jurij Striedter, - Miinchen, 1969. S. 150, 152.


ФОРМАЛЬНЫЙ МЕТОД 157

и влияли друг на друга «по законам данного художественного сцепления»16. Очевидно, что «законы данного художественного сцепления», «контекстуальная синонимия» определяют такую категорию как «художественный мир».

«Прием» — центральное понятие формального метода. Зако­номерно, что знаменитая статья В.Б. Шкловского так и называ­лась — «Искусство как прием» (1915—1916)17. Обратимся для при­мера к другой известной статье В.Б. Шкловского «Пародийный роман. «Тристрам Шенди» Стерна» (1921)18. Ее центральная мысль — необходимость приема «остранения», выводящего ху­дожественный текст из «автоматизма восприятия». Л. Стерн при­влекает В.Б. Шкловского тем, что не скрывает технику постро­ения романа, а наоборот, обнажает приемы его создания. Так, пре­дисловие к книге, занимающее около печатного листа, появляется лишь в 64 главе. Причины событий помещены после следствий, единство действия демонстративно нарушается через включение в роман параллельных новелл. Анализируя роман, В.Б. Шкловский выстраивает на его основе «общие законы сюжета». Главным при­емом построения он называет «временной сдвиг». Так, в каче­стве примера названа глава, где мать повествователя «шла осто­рожно в темноте по коридору, который вел в гостиную, когда... дядя Тоби произнес слово «жена». На протяжении шести глав разворачивются параллельные сюжетные линии. Мать продол­жает прислушиваться к разговору, застыв у приотворенной две­ри. В результате время в этом пласте романа останавливается. Этим примером В.Б. Шкловский иллюстрирует мысль об услов­ности литературного времени. Форма пародийного романа Стер­на предполагает неоконченный рассказ, который воспринима­ется на фоне авантюрного романа с его «...правилом кончать

16 Якобсон Роман. Вопросы поэтики. Постскриптум к одноименной книге //
Якобсон Роман. Работы по поэтике / Сост. д.ф.н. М.Л. Гаспарова. Вступ. ст.
д.ф.н. Вяч. Вс. Иванова. — М., 1987. С. 81. Эти идеи В.Б. Шкловский высказал
в статье «Связь приемов сюжетосложения с общими приемами стиля» (1916). —
См.: Texte der russischen Formalisten: In 2 Bdn.: Bd.l. / Hrsg. v. Jurij Striedter. —
Miinchen, 1969. S. 44—46.

17 Шкловский Виктор. Гамбургский счет... С. 64.

18 Шкловский Виктор. Пародийный роман. «Тристрам Шенди» Стерна» //
Texte der russischen Formalisten: In 2 Bdn.: Bd. 1 / Hrsg. v. Jurij Striedter. —
Munchen, 1969. S. 244-298.



Тема 13


свадьбой». Это приводит В.Б. Шкловского к заключению о «сдвиге и нарушении» обычных форм в этом произведении. Внимание автора статьи привлекают сентиментальные эпизоды в романе. В.Б. Шкловский считает, что сентиментальность «...не может быть содержанием искусства». Есть лишь «сентименталь­ная точка зрения», особый метод изображения, такой же, напри­мер, как изображение вещей с точки зрения лошади в «Холсто-мере» Л.Н. Толстого. По мнению В.Б. Шкловского, искусство «вне-эмоционально», «внежалостно», «безжалостно», поскольку «...чув­ство сострадания взято как материал для построения». Здесь ощу­щается футуристическая основа взглядов В.Б. Шкловского: его Пре­клонение перед «техникой» в широком й узком смысле слова.

Поначалу формальная школа настаивает на «самоценности» приема, понимая его как единственного «героя» науки о лите­ратуре (P.O. Якобсон). Эта точка зрения представляется поле­мическим заострением важнейшей мысли: литература не копи­рует жизнь. Всякое изображение означает «смещение», «дефор­мацию» изображаемого. Б.В. Томашевский определяет «прием» как способ «...комбинирования словесного материала в художе­ственные единства»19. В статье «К вопросу о формальном методе» (1923) В.М. Жирмунский под приемом понимает «каждый эле­мент произведения», рассмотренный «как эстетически направлен­ный факт, производящий определенное художественное воздей­ствие»20. Возражая против рассмотрения произведения как «сум­мы приемов», ученый соотносит «прием» с «...телеологическим по­нятием стиля (курсив — В.Ж.)». Стиль при этом понимается как «единство приемов»21. По мнению В.М. Жирмунского, стиль свя­зан с «общим художественным смыслом, общим художественным заданием», а в конечном итоге — с «эстетическими навыками и вкусами», мироощущением той или иной эпохи22. Эти положе­ния означают выход за пределы полемического этапа. Формаль-

19 Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика... С. 25.

20 Жирмунский В.М. К вопросу о «формальном методе» // Русская словес­
ность: Антология / Под общей ред. д.ф.н., проф. В.П. Нерознака. — М., 1997.
С. 125.

21 Жирмунский Виктор. Задачи поэтики // Texte der russischen Formalisten: In
2 Bdn.: Bd. 2 / Hrsg. v. Wolf-Dieter Stempel. - Munchen, 1972. S. 144, 160.

22 Жирмунский В.М. К вопросу о «формальном методе». С. 126—127.


ФОРМАЛЬНЫЙ МЕТОД



ный метод в интерпретации В.М. Жирмунского раздвигает свои границы и затрагивает новые элементы литературной «системы».

П.Н. Медведев упрекал формалистов в том, что они исходят из «индифферентности материала». Этот ученый из круга М.М. Бах­тина фиксировал «низведение содержания» как одну из важных тенденций школы23. Однако в дальнейшем полемика против фор­малистов велась не только литературными, но и административ­ными методами. В условиях господства одной точки зрения на историю, культуру и литературу ОПОЯЗ перестал существовать.

Формальный метод и формальная школа занимают исклю­чительно важное место в истории литературоведения XX века. Из этой школы вырос структурализм24. Понимание литературы как системы, внимание к ее внутренним имманентным законам, представление об эволюции в литературе и ее «сопряжении» с дру­гими рядами (литература и история, литература и быт) также связано с трудами представителей ОПОЯЗа. Так, опираясь на дав­нюю философскую традицию, Ю.Н. Тынянов противопоставлял «систему» «...механическому агломерату явлений»25. В известной статье «О литературной эволюции» (1927) Ю.Н. Тынянов опи­сывает принцип системности, который он обнаруживает в лите­ратуре на разных уровнях: «...литературное произведение явля­ется системою, и системою является литература». Признаками системы в понимании Ю.Н. Тынянова выступают соотнесенность элементов, а также их взаимодействие между собой. Однако си­стема не «...есть равноправное взаимодействие всех элементов». Есть группа элементов, которая «выдвинута» {доминанта). При этом другие элементы подвергаются деформации. Произведение «...входит в литературу, приобретает свою литературную функ­цию именно этой доминантой».

В системе каждый элемент наделен «конструктивной функци­ей», которая представляет собой явление сложное, «поскольку эле-

23 Медведев П.Н. Формальный метод в литературоведении... С. 121—132.

24 По справедливому замечанию М.Л. Гаспарова, структурализм считает
равноправными «семантические элементы художественной структуры», кото­
рые формальная школа принижала. См.: Седьмые Тыняновские чтения: Мате­
риалы для обсуждения. — Рига; Москва, 1995—1996. С. 10.

25 Тынянов Ю.Н. Проблемы изучения литературы и языка // Поэтика.
История литературы. Кино... С. 282.


160 Тема 13

мент соотносится сразу: с одной стороны, по ряду подобных эле­ментов других произведений-систем и даже других рядов, с другой стороны, с другими элементами данной системы (автофункция и синфункция)». Разъясняя эти сложные мысли, Ю.Н. Тынянов от­мечает, что лексика данного произведения (например, архаизмы в одах М.В. Ломоносова) соотносится одновременно и сразу «...с ли­тературной лексикой и общеречевой лексикой, с одной стороны, с другими элементами данного произведения — с другой».

С этим положением часто спорили ученые разных школ. Од­нако отсюда ясно следовала мысль о невозможности «имманен­тного» изучения произведения как системы «вне его соотнесен­ности с системою литературы». Литературное произведение в кон­цепции формалистов само по себе является системой, связан­ной с другими системами. Возникает идея «контекста», которо­му было суждено стать одним из главных «героев» теории лите­ратуры в эпоху структурализма.

Ю.Н. Тынянов отмечает, что один и тот же факт может иметь разную функцию,разное дифференциальное качество в зависи­мости от того, с каким рядом он соотносится. Так, «...дружеское письмо Державина — факт бытовой, дружеское письмо карам-зинской и пушкинской эпохи — факт литературный». Вхожде­ние бытового речевого материала в литературу, превращение дружеского письма в литературный факт связано с тем, что в эпоху Карамзина ода М.В. Ломоносова «износилась» литератур­но. В салоне произошло закрепление новой литературной фун­кции за бытовыми речевыми формами.

Благодаря системному подходу расширяется взгляд на ли­тературный ряд, который исследователи начинают соотносить с другими рядами. Литература, поясняет Ю.Н. Тынянов, пред­ставляет собой «...систему функций литературного ряда в непре­рывной соотнесенности с другими рядами». Все это не означает, однако, что утрачивается специфическая природа литературы. По точному замечанию Б.М. Эйхенбаума, литература «...не порож­дается фактами других рядов и потому не сводима (курсив — Б.Э.) на них»26. Если имманентные законы истории литературы оп-

26 Эйхенбаум Борис. Литературный быт // Texte der russischen Formalisten: In 2 Bdn.: Bd. 1 / Hrsg. v. Jurij Striedter. — Miinchen, 1969. S. 474. Примечательно, что статью «О литературной эволюции» Ю.Н. Тынянов посвящает Борису Эйхенбауму, соратнику по ОПОЯЗу и другу.








Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 585. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия