Студопедия — После концерта
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

После концерта






В аллею чёрные спустились небеса,

Но сердцу в эту ночь не превозмочь усталость…

Погасшие огни, немые голоса,

Неужто это всё, что от мечты осталось?

О, как печален был одежд её атлас,

И вырез жутко бел среди наплечий чёрных!

Как жалко было мне её недвижных глаз

И снежной лайки рук, молитвенно-покорных!

А сколько было там развеяно души

Среди рассеянных, мятежных и бесслёзных!

Что звуков пролито, взлелеянных в тиши,

Сиреневых и ласковых и звёздных!

Так с нити порванной в волненьи иногда,

Средь месячных лучей, и нежны и огнисты,

В росистую траву катятся аметисты

И гибнут без следа.

В своем творчестве И. Ф. Анненский отдает предпочтение зелёным, синим, голубым и лиловым камням [15]. Особо любим поэтом аметист. Цвет аметиста может варьировать достаточно широко, и вместе с тем он настолько необычен, что определение «аметистовый» исполь-зуется для характеристики цвета различных объектов живой и неживой природы. По данным У. В. Новиковой [16] слово «аметист» встречается 9 раз в лирике Анненского. Кроме того, название только этого самоцвета внесено поэтом в заглавие двух его стихотворений. Фиолетовый, лиловый цвет – «цвет мистики и веры» по Волошину – «образуется из слияния красного с синим». Балансируя на границе красного и синего, фиолетовый особо выделяется из всех спектральных цветов. У Анненского именно такой баланс достигается «Когда сжигая синеву, / Багряный день растёт неистов». Аметист, удивительный по цвету, наиболее красив и выразителен при ярком солнечном освещении, тогда как при искусственном освещении он обычно приобретает холодный сероватый оттенок. Аметист, как и сапфир, относится к «дневным» камням, самоцвет несколько утрачивает свою привлекательность при электрическом освещении. Исключением являются аметисты из знаменитого в прошлом месторождения Ватиха на Урале. При свете свечи уральские аметисты приобретали легкий красноватый оттенок, что выгодно отличало их от наиболее широко используемых бразильских камней. Такой оптический эффект смены окраски камня в зависимости от источника освещения получил название александритового. О его наличии в отношении аметиста, сапфира и некоторых других «дневных» камней, в силу их малой привлекательности при электрическом освещении, обычно не упоминают. Строки И. Анненского про аметист и свечи являются прекрасной поэтической иллюстрацией вариаций цвета камня. В стихах Анненского находит свое отражение и древнегреческая мифология. Согласно одной из версий мифа о Дионисе, бог виноделия воспылал любовью к нимфе Аметис (Аметист, Аметио) из свиты богини охоты Артемиды. Спасаясь от преследования Диониса, нимфа взмолила о помощи к Артемиде и была превращена ею в камень. Попытка Диониса оживить нимфу, окропив ее вином, оказалась неудачной, лишь только камень приобрёл фиолетовый цвет. Неслучайно аметист называют камнем трезвости, то есть освобождающим от власти Диониса (название камня в переводе с греч. означает «не пьющий»), камнем, способным предохранять от греховных помыслов и искушений. Отсюда и «опьянение весной», и «обманчивый кристалл». В сонете «Светлый нимб», завершающим «Трилистник траурный», Иннокентий Анненский, создавая образ то ли невесты, то ли смерти, использует и тяжёлые серьги с аметистами. В упоминании поэтом аметиста Н. В. Налегач [17] видит обращение к образу нимфы Аметис, оказавшейся как бы между двумя мирами – живых и мёртвых. Да и символическое значение аметиста подразумевает некую взаимоисключающую двойственность. С одной стороны, это камень бога виноделия, символизирующий его страстную любовь, а с другой – самоцвет трезвости, который «лихие думы отгоняет» и олицетворяет целомудрие и чистоту помыслов. Аметисты в стихотворении «После концерта» – среднем из цикла «Трилистник толпы» – олицетворяют звуки голоса – устремления души, которые оказываются беззащитными перед равнодушием толпы и, как аметистовые бусины порванного и рассыпанного ожерелья, «гибнут без следа». Эпитетами звуков у поэта служат также очень разноплановые прилагательные – сиреневые, ласковые и звёздные. Синтезом этих эпитетов выступает аметист, в котором заключён и сиреневый цвет, символизирующий чистоту, безгрешность, способность вызывать чувства нежности и успокоения, а также недосягаемый, сияющий, таинственный мир звёзд.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 528. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия