Студопедия — Дом как хозяйство и философия о нем
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Дом как хозяйство и философия о нем






Заметное место в структуре персональных документных ресурсов занимают коллекции. Коллекционирование уходит корнями в глубокую древность, то есть оно издревле свойственно человеку. В захоронени­ях вождей доисторических племен время от времени находят наборы камешков различной величины и формы, явно не имеющих отношения к предметам обихода или культа. Эти коллекции были единственной собственностью людей в период первобытного коммунизма, когда все остальное было общим. Они отмечали самобытность, индивидуаль­ность своего владельца, свидетельствуя о наличии у него художест­венного вкуса, о том, что он тратил время на удовлетворение не толь­ко материальных потребностей.

Вместе с тем история свидетельствует, что роскошь коллекциони­рования могли позволить себе только состоятельные люди, у которых для этого были возможности и свободное время. Так, египетский фараон распорядился положить в свою гробницу лист пергамента с оттисками множества печатей своего и других царств. Вряд ли такое увлечение мог позволить себе раб этого фараона. Разумеется, коллек­ционер — человек увлеченный, имеющий яркую индивидуальность.

В настоящее время наличие коллекций — едва ли не единственное, что отличает персональный документный ресурс от общественного. Правда, это отличие стирается, когда та или иная коллекция по желанию владельца или его наследников включается в библиотечный, музейный или архивный фонд и таким образом становится достоя­нием общественности.

Полностью вошли в состав отдела редких книг Российской государ­ственной библиотеки коллекции экслибрисов книговеда А. А. Сидоро­ва (1891—1978 гг.). Из 13 тыс. образцов 6 тысяч — русские экслибри­сы. Еще больше экслибрисов собрал профессор С. П. Фортинский (44 тыс.), теперь они также предоставлены читателям РГБ. Самая ценная часть этой коллекции — оттиски штемпелей российских доре­волюционных и советских библиотек. Здесь интересна следующая ме­таморфоза: чтобы добыть необходимый штемпель, коллекционер, юрист по образованию, присваивал или портил книги из библиотек общественного пользования. Но этот урон сторицей возмещен тем, что в конечном итоге все библиотечные экслибрисы и образцы штем­пелей оказались собраны в одном месте, и этим местом оказалась главная библиотека страны. Впрочем, не исключены попытки новых хи­щений этого ценнейшего собрания уже из РГБ. Неслучайно, безопас­ности коллекций придается особое значение.

Каждая коллекция, поступившая в Российскую государственную библиотеку, уникальна. К примеру, литературовед и критик А. К. Тара-сенков (1909—1956 гг.) собрал 7760 русских поэтических сборников за 1900—1956 годы. Они интересны полнотой, а также тем, что в этой коллекции представлены и переводные, и зарубежные, и провинци­альные издания. Много рукописных; уничтоженных цензурой; выпу­щенных крайне малым тиражом (от 10 до 500 экземпляров) или нео­бычным способом: на пишущей машинке, затем стеклографированных или гектографированных, написанных под копирку от руки.

Термин «коллекция» ввел древнеримский политический деятель, оратор и писатель Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.). Подкол-лекцией подразумевается систематизированное собрание однород­ных предметов, интересных в каком-либо отношении.

Наиболее распространенный вид коллекций — частные библио­фильские собрания, или персональные библиотеки, речь о которых шла выше. Здесь отметим, что многие из них имеют не только узко­направленное любительское значение, но представляют реальный или потенциальный интерес для всего общества. Они ценны главным обра­зом как резерв пополнения собраний крупнейших книгохранилищ, восполнения лакун в их фондах, замены библиотечных книг, обветшав­ших от многократного употребления.

К примеру, в составе Российской государственной библиотеки имеется более 60 крупных бывших личных собраний. В их числе став­шая первоосновой этой библиотеки коллекция манускриптов, древних книг, монет, произведений искусства, других ценнейших документов из различных стран, собранная в начале XIX века государственным канц­лером графом Николаем Петровичем Румянцевым. Здесь же хранятся книжные коллекции поэта Гавриила Романовича Державина, просвети­теля Николая Александровича Рубакина. Эти собрания являются наи-

более ценной частью фонда и одновременно украшением РГБ, поскольку содержат такие раритеты, которые в иных условиях библио­тека никогда бы не смогла приобрести, и социум лишился бы возмож­ности воспользоваться сокровищами ума своих предшественников и современников.

К примеру, благодаря детям А. С. Пушкина все его рукописные материалы (черновики художественных произведений, переписка, хозяйственные счета, расписки и т. п.) перешли в фонд Румянцев-ского музея, а затем стали основой Института русской литературы Российской академии наук, или Пушкинского дома, и хранятся в специальном фонде.

Другим самым массовым увлечением людей является коллекцио­нирование почтовых марок. Поданным ООН, такому хобби отдают свое свободное время свыше 300 млн человек на планете! Первый извест­ный в истории коллекционер этого вида документа — сборщик гербо­вых марок об уплате пошлин Джон Бурке (Ирландия, 1774 г.). Среди самых страстных филателистов — все английские короли. В числе кол­лекционеров — и первые лица других государств: Александр III в Рос­сии, Джавахарлал Неру в Индии, Иосип Броз Тито в Югославии, Франк­лин Делано Рузвельт в США.

Филателия — не просто приятное времяпрепровождение для люби­телей. История знает много случаев, когда почтовая марка являлась последним аргументом в межгосударственных спорах, когда она ис­пользовалась в разведывательных целях, была тайным знаком для влюбленных, использовалась для сбора средств на благотворитель­ную акцию (борьбу с малярией; перенесение храма древнеегипетско­го фараона Рамзеса II в незатопляемую зону при строительстве Асуанской плотины; помощь голодающим и др.). Экспериментально доказано, что увлечение коллекционированием марок ускоряет выздо­ровление детей. Этот вопрос обсуждался на нескольких международ­ных конгрессах.

В 1852 году на Брюссельской выставке искусств и ремесел впервые демонстрировалась коллекция марок, а десятилетием позже в Париже был выпущен первый альбом для марок. С тех пор такие альбомы (кляссеры) вытесняют традиционные домашние альбомы для рисун­ков, вписывания стихов и т. п.

В 1887 году состоялась первая международная филателистическая выставка. Сейчас, более чем через столетие, филателия приобрела во всем мире очень широкий размах.

Большую ценность представляют коллекции этикеток. Спичечных этикеток (производятся с 1830 г.) насчитывается в мире более 700 тыс. Один японский филуменист (коллекционер спичечных этикеток и коро­бок) собирает их коллекцию с 1925 года.

Американский коллекционер Роберт Джоунз собрал 280 тыс. тор-г®вых марок. За это он отмечен в Книге рекордов Гиннеса за 1991 год. Такое разнообразие свидетельствует о широком распространен1 этого вида документа и, следовательно, о его общественной значку

Издание энциклопедии торговых марок — незаменимое подспорье для экспертов при регистрации новых их образцов.

Крупнейшая в мире коллекция почтовых открыток (Великобрита­ния) включает в себя более 16 млн самых разнообразных видов этого печатного (теперь — и фоновидеопечатного) документа.

Есть любители коллекционировать билеты — транспортные, теат­ральные, выставочные и иные. Со временем эти билеты становятся ярким штрихом, неким мгновением своей эпохи. К столетию москов­ского трамвая (1999 г.) было очень интересно взглянуть на то, как выглядели трамвайные билеты в разные годы. Пригласительные биле­ты прошлых лет тоже служат украшением новых юбилеев, музейными экспонатами.

Предметом коллекционирования может стать любой вид доку­мента — как наиболее распространенный, так и самый экзотический. Каждая из таких коллекций представляет интерес, впоследствии оказываясь, как правило,востребованной обществом.

Будучи лишены возможности перечислить все разновидности доку­ментов, являющихся предметом коллекционирования, упомянем в качестве примеров лишь некоторые.

Пивных этикеток известно более 300 тыс. разновидностей (коллек­ция норвежского любителя), подставки для пивных кружек (как прави­ло, на них присутствуют некие тексты и/или изображения) производят более 150 стран мира, и их разнообразие отражает 130-тысячное собрание коллекционера из Австрии. Возникло новое направление — тагестология, изучающее культуру этого вида документа.

Массив сигаретных карточек (рекламных вкладышей, практику­емых с 1876 года в США) превышает 45 тыс. штук (в коллекции одного англичанина). Другой англичанин собрал более 63 тыс. сигаретных пачек из 150 стран. Информация на этом виде документа появилась одновременно с первым их изготовлением — в 1860 году.

О разнообразии такого относительно молодого вида документа, как кредитная карточка, свидетельствует коллекция американского фило­картиста по прозвищу Мистер Пластик-Фантастик, насчитывающая свыше 1200 карточек, причем все они действующие. На них любитель истратил свое двухмиллионное состояние. Коллекционируют и другие карты — игральные, туристские и даже ресторанные меню.

Самая крупная частная коллекция аудиозаписей собрана в США и включает в себя 500 тыс. фонограмм. Самые старые из них, начиная с момента изобретения записи звука, то есть с 1888 года, сосредоточе­ны в фонотеке Би-Би-Си (Великобритания) — одного из самых крупных в мире терминальных ресурсов фонодокументов. Еще крупнее ресурс Гостелерадиофонда (Россия), состоящий из 2 млн записей.

Заметим в заключение, что персональный документный ресурс — неотъемлемая и, мало того, самая крупная по объему часть нацио­нального информационного потенциала.

 

 

Дом как хозяйство и философия о нем

Хозяйство вообще. В «Философии хозяйства» С. Н. Булгакова ключевым является слово «хозяйство». Хозяйство в рассуждениях Булгакова предстает как явление, вобравшее в себя все многообразие практической, культурной, исторической жизни человека. Именно в понимании сути «хозяйства» берет начало его философический метод.

В текстах Булгакова можно «хозяйство» употребляется в различных контекстах, оно имеет различные свои трактовки. Из всего многообразия употребления этого слова вывести однозначную его трактовку достаточно сложно. О нем пишет Булгаков и как об элементарном явлении и как о трансцендентном явлении, о восприятии мира как хозяйства и т. д.

Понятие «хозяйство», отличается своей многозначностью (см. толковые словари). На всяческую ситуацию, всяческое проявление человеческой жизнедеятельности есть свое значение хозяйства. Хозяйство предстает как объект собственности, организации деятельности, технологическое, культурное и т.д. Понятие хозяйства имеет свою историческую обусловленность.

Важным обстоятельством понимания хозяйства служит понимание того, что хозяйство не просто хозяйственное явление в современном смысле – экономическое. Или как финансовая, фискальная, производственная, потребительская единица. Хозяйство это также и двор, и строение, и быт с инвентарем и территориальное образование и т. д. Но, дом также это семья, семейство.

От того, какую сторону проявления хозяйства мы возьмем, таково и будет его определение. В наших рассуждениях мы сделаем попытку проникнуть в самое общее изначальное, сущностное значение этого слова, то которое является исходным, для всех других, производных значений.

Поиск смысла (осмысление) хозяйствования как особой жизнедеятельности по обеспечению всем необходимым для жизни и выживанию неизбежно подводит нас к еще более глубокой исходной сущности.

Этимология слова «хозяйство». Происхождение слова «хозяйство» имеет несколько версий своего происхождения. Согласно известному этимологическому словарю М. Фасмера слово «хозяйство» имеет значение «хозя» - «господин». При этом Фасмер ссылается на употребление впервые этого слова в знаменитых путевых записей Афанасия Никитина, тверского купца и русского путешественника XV века, известных под названием «Хождение за три моря». Во время своих заморских похождений Афанасий Никитин называл себя псевдонимом «хозя Юсуф Хорасан». Слово «хозя» Фасмер переводит как «ходжа, что в тюркском означает «господин». Для подтверждения этой версии приводятся схожие по звучанию и по смыслу слова из чувашского языка ẋоźа, ẋuźа; из турецкого ẋоdžа, татарского ẋоǯа, что имеет значение - «учитель», «хозяин», «старец». «Ходжа» - господин, почетный титул духовных лиц, состоятельных чиновников, феодалов. что созвучно и близко по смыслу слову «хозяин».[2] «Хозяин» как господин, старее или старейшина у тюркских народов, может быть характерным и для русской традиции.

Существует другая, более правдоподобная версия происхождения слова «хозяйство», отражающая сущность явления и соответствующая русской традиции. Слово «хозяйство» в русском языке происходит от готского корня «hus» (хоз), восточнославянское hížа», что означает - дом.[3] В современном русском языке это будет звучать как «хижина».

«Хозяйство» в таком случае, становиться производным от славянского слова «хижина», что означает «дом». Заметим, что хозяйство по смыслу полностью совпадает с греческим пониманием дома «ойкос». [4] Следовательно «хозяйство» и «ойкономия» слова совпадающие, по сути в основании которого находиться понятие дома. В более широком значении это порядок или строй ведения дома (домострой).

 

Славяно-латинские лексические связи очевидны. Д ом = domu -s и хазя-ин = domin -us, - тоже, что и господин (от лат. dominus — господин) [5]. Отсюда следует, что господство или хоз-вод-ство (хозяйство) означает владение домом, со всеми его атрибутами: управлением, организацией, распоряжением и т.д. Тот же смысл, но уже другая основа в немецком языке (герм. Haus - дом): домо -вод-ство, хозяйство. Хозяйство (хуз-вод-ство) – ведение дома. Но ведение дома как управление домом, идущее от владения им. Дом это и «хозяйство» или «ойкос». Дом, хижина, ойкос суть форма воспроизводственная

 

Из сказанного вовсе не следует, что терминологически в современном языке понятие «хозяйство» совпадает, со словом «экономика». Автор придерживается сложившегося в современной экономической науке методологического положения о различном содержании понятий «хозяйство» и «экономика». Экономика, предстает как исторический этап развития хозяйства. А, словом «хозяйство» выражается процесс ведения дома, точнее, процесс воспроизводства или хозяйствования, причем на всех структурных уровнях (частном, народнохозяйственном), не зависимо от того, существуют ли в нем товарно-денежные отношения, рыночный механизм и его институты.

 

Дом.

В 340 статье «Русской правды», дом (домъ) — это имущество, хозяйство.

 

Дом. Итак, господин-хозяин и владелец-хозяин – два значения?

Дом в самом общем своем понимании, это то, что объединяет в себе многочисленные, если не все, проявления жизнедеятельности человека. Дом, в его жизненном понимании (для жизни) как место для жилья, это не строение как таковое. Но дом это не строение или стены, ограничивающие некое пространство от всего другого. Дом это то, что внутри, это «помещение».[6] Причем, помещение, приспособленное для жизни, основным обстоятельством чего является тепло.

Тепло обеспечивающее пространство для жизни или «помещение» характерно для понимания жилья в русской традиции. Для народа, проживающего большей частью в условиях континентального климата или даже северных широт, очаг – это центр дома. У индоевропейских языков есть общий корень слова «огонь», он обозначает во всех этих языках - род, сердцевину, богатство. Кров, укрытие, домашний очаг – то, что дом жилым помещением связан с самим понятием жизни.

Строительство дома для русского человека, проживающего в большинстве совеем суровых природных условиях, замечательное явление. Дом это не только ограждение пространства и обеспечения крыши над головой. Это устройство теплого «помещения» наполненного жизненными благами, теплом, любовью покоем для себя и своей семьи. Это домашний очаг, дом.

Интересно, что с телом связано названия русских жилищ. Много столетий русские дома назывались избами. Древнерусское слово "изба" упоминается в летописях с X в. Это деревянный срубный жилой дом (преимущественно сельский, до XVII - XVIII вв. – и городской), представляет собой теплое помещение, защищающее от холода жилище, отапливаемое изнутри помещение. «Изба» - это не просто деревянное строение. Слово "изба"; происходит от древнеславянского "истьба"(а также его синонимы “истьба”, “истобка” или "истопка"). "Истьбой"; в летописях назвали отапливаемый жилой сруб в отличие от клети, неотапливаемого сруба. У деревянной постройки есть еще сени. Очевидна, связь этого термина с глаголами "топить", "истопить".

 

При строительстве дома в русской традиции, определяемой во многом климатическими условиями, для того чтобы отделить теплое помещение от улицы, строители обязательно пристраивали к дому прихожую (сени). Сам вход в избу надежно защищала от холода массивная дверь, как правила из крепкого дерева, помещенная в не менее массивную дверную коробку. Дверь в русской избе служила не только для защиты помещения от холода, но и была границей двух миров – внутреннего и внешнего (теплого и холодного). С этим символическим значением дверей избы связано множество суеверий, наставлений, которые до сих пор присутствуют в нашей жизни. «Нельзя разговаривать через порог», «Вот тебе бог, вот тебе порог» и т.д.

Этимология слова «кров». По правилам современного русского языка слова «кров» и «кровь» имеют разные значения. Слово кров (укр.) или старославянское - кръвь, имеет ближайшую этимологию – кровь. Современное значение слова «кровь» означает жизненная жидкость, которая обращается в живом теле, силою сердца. Но так ли это на самом деле? Сходство их совсем не случайно. Вот слова, которые сходны по написанию в своей основе: кровь, кров, покров, кровля, кровать, кровный, покровитель.

Слово «кров». Кров у крыши – это то, что объединяет членов семьи, людей одной крови.

Слово «кров-авый» состоит из двух основ, русского «кровь» и латинского «ave» (святой, священный). Значит «кровавый» – это тот, кто проливает священную кровь понапрасну.

Слово «кров-ать» распадается на «кровь» и, старое слово «ать» - «один», т.е. «кровать» - означает место, где происходит ритуал «смешение крови», возникает родня. Кровь становиться одной.

Кровник, связан по крови – кровный. Может быть врагом, связанный с кровной местью, или, однокровный, родный, - из рода, и почти то-же самое – родной.

Также кровь - крва, корова. Слово от дома и его хозяйства идущее.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 381. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия