Студопедия — Эвристический (упорядоченный) поиск
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Эвристический (упорядоченный) поиск






Идея, лежащая в основе большинства эвристических алгоритмов, состоит в том, чтобы оценивать (с помощью численных оценок) перспективность нераскрытых вершин пространства состояний (с точки зрения достижения цели), и выбирать для продолжения поиска наиболее перспективную вершину. Самый обычный способ использования эвристической информации – введение так называемой эвристической оценочной функции. Эта функция определяется на множестве вершин пространства состояний и принимает числовые значения. Значение оценочной функции Est(V) может интерпретироваться как перспективность раскрытия вершины, или вероятность ее расположения на решающем пути. Обычно считают, что меньшее значение Est(V) соответствует более перспективной вершине, и вершины раскрываются в порядке увеличения (возрастания) значения оценочной функции.

Таким образом, основные шаги алгоритма эвристического перебора таковы:

Шаг 1. Поместить начальную вершину в список Open и вычислить ее оценку (значение оценочной функции).

Шаг 2. Если список Open пуст, то окончание алгоритма и выдача сообщения о неудаче поиска, в противном случае перейти к шагу 3.

Шаг 3. Выбрать из списка Open вершину с минимальной оценкой (среди вершин с одинаковой минимальной оценкой выбирается любая); перенести эту вершину (назовем ее Current) в список Closed.

Шаг 4. Если Current – целевая вершина, то окончание алгоритма и выдача решения задачи, получающегося просмотром указателей от нее к начальной вершине, в противном случае перейти к следующему шагу.

Шаг 5. Раскрыть вершину Current, построив все ее дочерние вершины. Если таких вершин нет, то перейти к шагу 2, в ином случае – к шагу 6.

Шаг 6. Для каждой дочерней вершины вычислить оценку (значение оценочной функции), поместить все дочерние вершины в список Open, и построить указатели, ведущие от этих вершин к родительской вершине Current. Перейти к шагу 2.

Заметим, что поиск в глубину можно рассматривать как частный случай упорядоченного поиска с оценочной функцией Est(V) = D(V), а поиск в ширину -- с Est(V) = 1/D(V), где D – глубина вершины V.

Рассмотрим работу алгоритма эвристического поиска опять же на примере игры в восемь. В качестве оценочной функции можно взять следующую:

Est(V) = D(V) + K(V) где

D(V) – глубина вершины V, или число ребер дерева на пути от этой вершины к начальной вершине;

K(V) – число фишек позиции-вершины V, лежащих не на «своем» месте.

На рис.5.6 показано дерево, построенное алгоритмом упорядоченного перебора с указанной оценочной функцией (начальное состояние то же, что и в примерах рис. 5.4 и 5.5, а целевое показано на рис.5.2). Оценка каждой вершины приведена рядом с ней внутри кружка. Отдельно стоящие цифры, как и раньше, показывают порядок, в котором раскрывались вершины. Видно, что так как минимизация оценочной функции производится для всего пространства состояний, то раскрываемые друг за другом вершины могут располагаться в совершенно разных частях пространства состояний.

Рис. 5.6 Упорядоченный перебор с оценочной функцией

Найденный путь решения задачи длиною в пять ходов может быть получен и другими методами перебора, но использование оценочной функции приводит к существенно меньшему числу раскрытий вершин. Действительно, сравнение трех алгоритмов перебора показывает, что

В общем случае (в среднем) алгоритм эвристического поиска обнаруживает решение быстрее алгоритмов слепого перебора. Важно однако, что использование эвристической функции не может гарантировать сокращение поиска во всех случаях, и иногда (хотя и редко) решение задачи может искаться дольше, чем с использованием слепого метода.

Ясно, что подбор «хорошей» эвристической функции (существенно сокращающей поиск) – наиболее трудный момент при формализации задачи, особенно это важно в больших пространствах состояний. Можно сравнивать различные оценочные функции для одной задачи по их эвристической силе, т.е. по тому, насколько они сокращают (убыстряют) поиск.

Граф-пространство состояний для головоломки-игры в восемь достаточно велик (в игре в пятнадцать фишек он на порядок больше), поэтому хотя в принципе применимы алгоритмы слепого поиска, предпочтителен все же эвристический поиск.








Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 1272. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Медицинская документация родильного дома Учетные формы родильного дома № 111/у Индивидуальная карта беременной и родильницы № 113/у Обменная карта родильного дома...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия