Студопедия — ПРИЛОЖЕНИЯ. ДХАРМЫ(пали , санскр. ), в индийской философии, ноуменальные, множественные, атомарные (далее неразложимые) носители-субстраты тех элементов
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПРИЛОЖЕНИЯ. ДХАРМЫ(пали , санскр. ), в индийской философии, ноуменальные, множественные, атомарные (далее неразложимые) носители-субстраты тех элементов






Дхармы

ДХАРМЫ (пали , санскр. ), в индийской философии, ноуменальные, множественные, атомарные (далее неразложимые) носители-субстраты тех элементов, на которые разлагается поток сознания-бытия, в обычном опыте воспринимаемый в виде индивидов и вещей. Концепция дхарм составляет то, что может быть названо буддийской метафизикой. Последняя опирается на три основоположения буддизма — учение о всеобщности страдания, учение о преходящести всего сущего и учение об отсутствии Я.

Уже в раннем буддизме предпринимались попытки классифицировать «дхармы». По одной из классификаций палийских, текстов совокупность дхарм делится на обусловленные действием кармических сил (санкхата дхамма) и необусловленные им (асанкхатта дхамма). Первые обладают признаками возникновения, уничтожения и инобытия, тогда как вторые определяются как нирвана. В канонических палийских текстах обнаруживаются и три нормативные классификации дхарм на скандхи (кхандха), аятаны и дхату, которые разрабатывались позднейшими абхидхармистами. Первая из этих классификаций вводится в действие в древней Катхаваттху, в полемике ватсипутриями, вводившими квазиперсону (пудгала) в число компонентов индивида: буддийские «ортодоксы» ставят их перед дилеммой, спрашивая, считают ли они ее реальной в том же смысле, что и скандхи, или в каком-то другом.

Наиболее известный перечень «обусловленных» (санскрита) и «необусловленных» (асанскрита) дхарм представлен в Абхидхармакоше Васубандху и его автокомментарии. Классификация пяти скандх («группы») означает разложение индивида на составляющие: 1) материю (рупа), 2) ощущения (ведана), 3) представления-понятия (самджня), 4) факторы мотивации (санскара) и 5) сознание (виджняна), которые далее делятся на подвиды. В классификации 12 аятан («опор сознания») дхармы распределяются на шесть родовых внешних, объектных опор сознания — цвет-форма, звук, запах, вкус, осязаемое и мыслимое и шесть соответствующих рецептивных способностей (индрии) — зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания и мышления. В классификации 18 дхату (элементов опыта) к указанным соответствиям добавляются и соответствующие виды сознания — сознание видимого, слышимого, обоняемого, вкушаемого, осязаемого и мыслимого. Различные дальнейшие деления этих классов дхарм позволяют установить 75 подвидов (по второй классификации в двенадцатую «опору» — «мыслимое» — включается 64 подвидов, а все предыдущие содержат по одному), из которых вторая и третья классификации позволяют найти три «клеточки» для «необусловленных» дхарм. К ним относятся пространство-акаша, а также две дхармы «прекращения» потока дхарм — разобщение с наличными дхармами, подверженными притоку аффектов, и препятствие для проявления еще не возникших дхарм. Список дхарм, однако, не является в буддизме постоянным: известны исчисления 84 дхарм, 100 и т.д. Варьировали и три «клеточки» для необусловленных дхарм. Сарвастивадины, тхеравадины и, вероятно, дхармагуптаки признавали таковой только нирвану, тогда как другие школы — также пространство, путь к освобождению (марга) и иные реалии. Некоторые школы, в частности вибхаджьявада и дхармагуптака, признавали особый статус и за «силами», ответственными за соединение дхармических потоков в те или иные индивиды.

Вайбхашики-сарвастивадины (само это обозначение связано с их тезисом «все [дхармы] реальны»), отделившиеся от стхавиравады («учение старцев») ещё в 3 в. до н.э. и представленные именами Дхарматраты, Гхоши, Васумитры самого Васубандху и его младшего современника Сангхабхадры, считали все дхармы — прошедшие, настоящие и будущие — мгновенными реальностями (дравьясат) и одновременно видели в них (по выражению В.И.Рудого и Е.П.Островской) «единицы описания потока психической жизни индивида». Реалистическую трактовку дхарм отстаивали и названные выше школы традиционного буддизма, для которых дхармы также были конечными реальностями.

Саутрантики, учение которых, восстанавливаемое из текстов вайбхашиков, восходит к деятельности Кумаралаты (2 в.), признавали реальность лишь за дхармами настоящего времени, но не на прошлыми и будущими, а в трех необусловленных дхармах видели единицы описания, номинальные начала (праджняптисат). Их теорию дхарм можно рассматривать как промежуточную между трактовками традиционного буддизма и буддизма махаянского.

Махаянская школа мадхьямики, основанная Нагарджуной (2—3 вв.) и Арьядэвой (3 в.), а затем представленная многими видными философами, наиболее ярким из которых был Чандракирти (7 в.), видела в дхармах лишь номинальные начала (джнея), которым на уровне реальности соответствует то, что находится за пределами всякого описания, «таковость» (татхата). Поскольку дхармы «табличны» и могут быть описаны только во взаимном отношении друг к другу, а также характеризуются возникновением и уничтожением, они лишены собственной сущности (нихсвабхава) и, следовательно, относятся к области «пустоты» (шуньята). Помимо чисто логических аргументов в пользу нереальности дхарм мадхьямики обращались и к сотериологическому: если дхармы, а большинство из них аффектированные, реальны, то освобождение от страданий невозможно и, следовательно, рушится учение Будды о четырех «благородных истинах». Но и необусловленные дхармы, как и сама нирвана, также нереальны. Поскольку учение о дхармах как реальностях было каноничным, Нагарджуна и его последователи вводят учение о двух уровнях истины — конвенциональном (самврити-сатья) и абсолютном (парамартхика-сатья); реальность дхарм может быть отнесена к истинам первого порядка.

Наконец, виджнянавада-йогачара, систематизированная Асангой (4 в.) и Васубандху, рассматривала статус дхарм в контексте их основного учения — о сознании как единственной реальности — и концепции трех уровней этой реальности. Дхармы, структурирующие обыденный опыт, относятся к реальности «сконструированной» (парикальпита-свабхава). Дхармы сами по себе, точечно-динамические и взаимообусловливающие реалии, относятся к реальности «зависимой» (паратантра-свабхава). Но они лишены «собственного бытия» на уровне «совершенной» (паринишпанна-свабхава) реальности, с которой виджнянавадины соотносят «чистое сознание». (http://www.krugosvet.ru/articles/70/1007024/1007024a1.htm).

Карма

«Карма (на санскрите — деяние, действие, плод действия), одно из центральных понятий индийской философии, дополняющее учение о перевоплощении. Появляется уже в ведах и в дальнейшем входит почти во все инд. религиозно-философские системы, является существенной частью индуизма, буддизма и джайнизма. В широком смысле К. — это общая сумма совершённых всяким живым существом поступков и их последствий, которые определяют характер его нового рождения, т.е. дальнейшего существования. В узком смысле К, называют вообще влияние совершённых действий на характер настоящего и последующего существования. В обоих случаях К. предстаёт как невидимая сила, причём лишь общий принцип её действия полагается ясным, внутренний же механизм её остаётся совершенно скрытым. К. определяет не только благоприятные или неблагоприятные условия существования (здоровье — болезнь, богатство — бедность, счастье — несчастье, а также пол, срок жизни, социальный статус индивида и т.д.), но в конечном счёте — прогресс или регресс по отношению к главной цели человека — освобождению от пут “профанического” существования и подчинения законам причинно-следственных связей. В отличие от понятия судьбы или рока, существенным для понятия К. является его этическая окрашенность, поскольку обусловленность настоящего и будущего существования имеет характер возмездия или воздаяния за совершенные поступки (а не воздействия неотвратимых божественных или космических сил).

Лит.: Радхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 1, М., 1956; Rutter О., The scales of Karma, L., 1940; Humphreys C., Karma and rebirth, L., 1943» («Большая советская энциклопедия», изд. 3, т. 11, с. 442).

3. Об областях «COMMON»

В 1960-е — 1980-е гг. одним из языков программирования, с помощью которого решались инженерные задачи, был Фортран (Fortran = FORmula + TRANslation). Он допускал при работе головной программы, которая решала задачу в целом, вызов подпрограмм, каждая из которых предназначалась для решения каких-то частных задач в ходе решения задачи в целом. Подпрограммы могли отлаживаться отдельно от головной и могли использоваться в разных головных программах[51].

Общий текст программы включал в себя текст головной программы, за которым шли тексты подпрограмм. Каждый программный модуль (головная программа либо подпрограмма) начинался заголовком-идентификатором и завершался оператором END, обозначавшим конец соответствующего модуля.

Подпрограммы имели заголовки типа:

SUBROUTINE ИМЯ ПОДПРОГРАММЫ (СПИСОК АРГУМЕНТОВ ЧЕРЕЗ ЗАПЯТУЮ — ИДЕНТИФИКАТОРОВ ВНУТРЕННИХ ДЛЯ ПОДПРОГРАММЫ ПЕРЕМЕННЫХ)

Среди аргументов подпрограммы в такого рода списке могли быть как исходные данные, необходимые для её работы, так и результаты её работы.

Подпрограммы вызывались из головной программы или из других подпрограмм оператором типа:

CALL ИМЯ ПОДПРОГРАММЫ (СПИСОК АРГУМЕНТОВ — КОНКРЕТНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ЛИБО ИДЕНТИФИКАТОРЫ ПЕРЕМЕННЫХ ПРОГРАММНОГО МОДУЛЯ, ВЫЗЫВАЮЩЕГО ПОДПРОГРАММУ).

При этом часть информации передавалась через список аргументов подпрограммы (хотя допускались подпрограммы без аргументов).

Однако в Фортране был ещё один способ обмена данными между подпрограммами и между подпрограммами и головной программы — общие области. Они задавались так называемым описательным оператором типа:

COMMON /ИМЯ ОБЩЕЙ ОБЛАСТИ/ СПИСОК ЭЛЕМЕНТОВ ОБЩЕЙ ОБЛАСТИ ЧЕРЕЗ ЗАПЯТУЮ — ИДЕНТИФИКАТОРЫ ПЕРЕМЕННЫХ КОНКРЕТНОГО ПРОГРАММНОГО МОДУЛЯ, БУДЬ ТО ПОДПРОГРАММ ИЛИ ГОЛОВНАЯ ПРОГРАММА.

В обоих способах место в списке аргументов подпрограммы или место в списке элементов общей области задавало информацию, которая передавалась от одного программного модуля в другой (т.е. смысл идентификаторов имел только локальное значение в соответствующем программном модуле — в другом программном модуле тот же идентификатор, например «х», мог обозначать совсем другое). Общие области в разных программных модулях идентифицировались по имени, которое для каждой из них должно было быть одним и тем же в разных модулях, а количество элементов в списке должно было совпадать, хотя в каждом программном модуле элементы списка могли иметь имена, присвоенные им в соответствующем программно модуле (т.е. то, что в одном было обозначено как «х», в другом могло быть обозначено как «у», но если они стояли в списке компонент общей области с одним и тем же именем на одном и том же месте, то это было одним и тем же вне зависимости от обозначения локальным идентификатором программного модуля).

Во всех программных модулях, в которых наличествовал оператор описания конкретной общей области вся информация, относимая к ней была общей, — под неё выделялись одни и те же адреса памяти, к которым обращались все программные модули, включающие в себя эту общую область, как при чтении информации из памяти, так и при записи информации в память (хоть оперативную, хоть долговременную). Собственно термин «общая область» и подразумевает наличие зон в памяти компьютера, общих для нескольких программных модулей. При этом если какой-то элемент списка определённой общей области изменялся одним программным модулем, то он автоматически изменялся и во всех других программных модулях, где эта общая область была доступна благодаря наличию в них соответствующего описательного оператора COMMON /ИМЯ ОБЛАСТИ/ СПИСОК ЭЛЕМЕНТОВ.

Некоторые программные модули (в зависимости от их функциональной нагрузки в головной программе) могли только читать из общих областей, другие могли в них только писать, третьи могли и читать и писать.

При наличии в одной программном модуле нескольких общих областей, если какой-то его идентификатор входил в более чем одну общую область, то через этот программный модуль и этот его идентификатор несколько общих областей оказывались связанными друг с другом (пересекались).

Передача информации от одного программного модуля к другим через общие области, а не через список аргументов при вызове подпрограмм, оказывается более удобной при частом многократном вызове одной и той же подпрограммы при большом количестве информации, которую неудобно было бы передавать через список аргументов, который бы стал неудобным из-за своей длинноты.

Нечто подобное имеет место и в информационных связях эгрегоров друг с другом: тоже есть общие области, вследствие чего изменение информации в них одним эгрегором является изменением информации во всех эгрегорах, опирающихся на эту общую для них область некой памяти (человеческой-индивидуальной либо ноосферной-коллективной).

Вопрос об эгрегориальных общих областях это — один из вопросов обеспечения матрично-эгрегориальной безопасности и устойчивости управления:

· поскольку утечка информации в другие эгрегоры через неконтролируемые, но объективно наличествующие общие области, может вызывать неприемлемую реакцию на изменения в общих областях;

· но наряду с этим загрузка информации в общие области может использоваться как средство матрично-эгрегориального управления.

Вот в общем-то и всё основное, что касается общих областей в компьютерном программировании и в психологии общества.

 

Внутренний Предиктор СССР

18 —25 августа 2008 г.
Уточнения: 19.06.2009 г.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 470. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия