Студопедия — ЗАПАДНО-СИБИРСКИЙ ФИЛИАЛ 7 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЗАПАДНО-СИБИРСКИЙ ФИЛИАЛ 7 страница






Восприятие как таковое характеризуется необратимыми системами статистического порядка; перцептивная же дея­тельность, напротив, вводит в такого рода системы, обуслов­ленные случайной или просто вероятностной децентрацией, прогрессирующую связность и способность к композиции Составляет ли эта деятельность уже форму интеллекта? Мы видели (гл. 1 и конец гл. 2), как мало смысла содержит в себе вопрос такого рода. В то же время можно сказать, что дей­ствия, координирующие внимание в направлении децентра­ций, а также действия, состоящие в перенесении, сравнении, предвосхищении и особенно перемещении, тесно связаны в своей исходной точке с сенсо-моторным интеллектом, о ко­тором мы будем говорить в следующей главе. В частности, перемещение, как внутреннее, так и внешнее, которое как бы резюмирует все прочие акты перцептивного порядка, можно сравнить с ассимиляцией, характерной для сенсо-моторных схем, особенно с обобщающей ассимиляцией, допускающей перенесение схем

Хотя перцептивная деятельность близка к сенсо-моторному интеллекту, все же нельзя забывать, что развитие ее идет только до порога операций. По мере того как перцептивные регуляции, обязанные своим происхождением сравнениям и перемещениям, приближаются к обратимости, они образу­ют одну из тех мобильных опор, от которых может оттолкнуть­ся операциональный механизм. Такой механизм, если он уже образовался, будет воздействовать на эти регуляции, инте­грируя их в результате обратного воздействия, аналогичного тому, какое мы только что рассматривали на примере с пере­мещениями равенства. Но до того как это произойдет, пер­цептивные регуляции подготавливают операции, придавая все больше и больше мобильности сенсо-моторным меха­низмам, которые образуют как бы их подструктуру. В самом деле, для возникновения операций достаточно, чтобы дея­тельность, дающая жизнь восприятию, вышла за пределы не­посредственного контакта с объектом и начала прилагаться к нему на все больших и больших расстояниях как в про-странсгве, так и во времени, то есть вышла за пределы соб­ственно перцептивного поля. Освободившись, таким образом, от ограничений, которые препятствуют ей в достижении полной мобильности и полной обратимости.

Однако перцептивная деятельность — это не единствен­ная исходная питательная среда, которой располагают в сво­ем генезисе операции интеллекта. Нам предстоит проана­лизировать также роль моторных продуктивных функций навыков, которые, впрочем, очень тесно связаны с тем же вос­приятием.

 

ГЛАВА 4

НАВЫК И СЕНСО-МОТОРНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

 

Различение моторных и перцептивных функций правомерно лишь в сфере анализа. Как убедительно показал фон Вейцзе-кер (См. von Weiksacker. Der Gestaltkreis. Leipzig, 1940.), классическое деление явлений на сенсорные возбудите­ли и моторные ответы, основанное на схеме рефлекторной дуги, в такой же мере ошибочно и относится к таким же ис­кусственным результатам лабораторного эксперимента, как и само понятие рефлекторной дуги, если рассматривать его изолированно. Дело в том, что восприятие с самого начала находится под влиянием движения, а движение, в свою оче­редь, — под влиянием восприятия. Именно эту мысль выра­жали, со своей стороны, и мы. Говоря о сенсо-моторных “схе­мах” при описании ассимиляции; уже в поведении грудного ребенка такая “схема” является одновременно и перцептив­ной, и моторной. (См.-.J. Piaget. La naissance de 1'intclligence chez 1'enfant. Neuchatel, Delacham et Niestle, 1936.)

Поэтому то, что мы извлекли из проведенного в предыду­щей главе анализа восприятия, необходимо расположить в его реальном генетическом контексте и попытаться прежде все­го ответить на вопрос, как строится интеллект до появления языка.

Как только младенец преступает через порог чисто наслед­ственных построений, каковыми являются рефлексы, он на­чинает приобретать навыки на основе опыта. Здесь возникает проблема, аналогичная той, которую мы ставили относитель­но восприятия: подготавливают ли эти навыки формирова­ние интеллекта, или же они не имеют ничего общего с ним? Поскольку есть основания полагать, что и в этом случае от­вет будет таким же: подготавливают, — мы получаем возможность быстрее продвинуться вперед и представить развитие сенсо-моторного интеллекта через комплекс обусловливаю­щих его элементарных процессов.

Навык и интеллект. I. Независимость или непосредствен­ные отклонения. Ничто не создает возможности лучше по­чувствовать преемственность между проблемой рождения интеллекта и проблемой образования навыков, чем сопостав­ление различных решений этих двух проблем: и в том и в дру­гом случае выдвигаются однотипные гипотезы, исходящие из идеи, что интеллект порождается теми же механизмами, автоматизация которых образует навык.

И действительно, при анализе навыка мы обнаруживаем аналогичные генетические “схемы” — ассоциации, схемы проб и ошибок или структурирования в процессе ассимиляции. С точки зрения характеристики отношений между навыком и интеллектом ассоцианизм сводится к утверждению, что на­вык берется как первичный фактор, объясняющий интеллект; с позиции метода проб и ошибок навык трактуется как автоматизация движений, отобранных после поиска вслепую, а сам поиск рассматривается при этом как признак интеллек­та; для точки зрения ассимиляции интеллект выступает как форма равновесия той же самой ассимилирующей деятель­ности, начальные формы которой образуют навык.

Что касается негенетических интерпретаций, то их можно свести к трем вариантам, соответствующим витализму, апри­оризму и точке зрения теории формы: навык, проистекающий из интеллекта; навык, не связанный с интеллектом; и навык, объясняемый, подобно интеллекту и восприятию, структури­рованием, законы которого независимы от развития.

В логике априористской интерпретации интеллектуаль­ных операций имеет место отрицание какой бы то ни было их связи с навыками, поскольку эти операции рассматриваются как вытекающие из внутренней структуры, независимой от опыта, тогда как относительно навыков полагают, что они приобретаются в непосредственном опыте. И действительно, когда мы интроспективно рассматриваем эти два вида реаль­ностей в их законченном виде, то противоположности, разде­ляющие их, кажутся глубокими, а аналогии — поверхностны­ми. По поводу этих противоположностей и аналогий тонкое замечание сделал А. Делакруа: когда привычное движение применяется к изменившимся обстоятельствам, оно кажется окутанным своего рода обобщением, но бессознательный ав­томатизм этого обобщения интеллект заменяет общностью совсем иного качества, в основе которой лежат преднамерен­ные отборы и понимание. Все это совершенно верно, но здесь анализируется скорее образование навыка, в противополож­ность его автоматизированному упражнению, и констатиру­ется сложность, возникающая в самом начале деятельности. С другой стороны, если восходить к сенсо-моторным истокам интеллекта, то можно обнаружить его связь с научением во­обще. Следовательно, прежде чем делать вывод о том, что эти два вида структур не сводимы друг к другу, необходимо за­даться вопросом, не существует ли (при всем различии форм поведения на разных уровнях в вертикальном направлении и с учетом степени их новизны и автоматизированное в гори­зонтальном направлении) некоторой преемственности между теми кратковременными и сравнительно негибкими координациями, которые обычно называют навыками, и значитель­но более длительными координациями, обладающими боль­шей подвижностью и характеризующими интеллект.

Это хорошо видел Бойтендайк, который дал глубокий ана­лиз образования элементарных навыков у животных, в част­ности у беспозвоночных. Однако чем глубже вскрывает этот автор сложность факторов навыка, тем больше он стремит­ся—в силу виталистской интерпретации, из которой он ис­ходит, — подчинить свойственную, навыкам координацию самому интеллекту, то есть способности, присущей организ­му как таковому. Для образования навыка основным усло­вием всегда является отношение средства к цели: действие никогда не является рядом механически соединенных движе­ний, а всегда ориентировано в направлении удовлетворения потребности (например, соприкосновение с пищей или серия движений у пресноводных, которые, будучи перевернуты, стремятся как можно быстрее вернуться к своей нормальной позиции). Поэтому именно отношение “средство х цель” ха­рактеризует интеллектуальные действия; с этой точки зрения навык является выражением интеллектуальной организации, впрочем, коэкстенсивной всякой живой структуре. Витализм делает отсюда вывод, что навык — это, в конечном счете, ре­зультат бессознательного органического интеллекта, точно так же, как Гельмгольц объяснил в свое время восприятие вмешательством неосознанного рассуждения.

Нельзя же согласиться с мыслью Бойтендайка о сложно­сти самых простых приобретений в развитии навыков и о не­сводимости их к отношению между потребностью и ее удо­влетворением. Это отношение является источником, было бы слишком поспешным пытаться решительно все объяснить интеллектом, придавая ему значение первичного фактора. Такой тезис вызвал бы ряд трудностей, аналогичных трудно­стям сходной интерпретации в области восприятия. Во-пер­вых, навык, как и восприятие, необратим, потому что всегда ориентирован в единственном направлении к одному и тому же результату, тогда как интеллект обратим: подвергнуть на­вык инверсии (писать буквы наоборот или справа налево и т. д.) — значит приобрести новый навык, тогда как обратная операция интеллекта в психологическом плане неотде­лима от прямой операции (и логически означает такую же трансформацию, но в обратном направлении). Во-вторых, по­добно тому как интеллектуальное понимание лишь в незна­чительной степени видоизменяет восприятие (как отмечал уже Геринг, возражая Гельмгольцу, значение почти не влия­ет на иллюзию) и, с другой стороны, развитие элементарного восприятия не может непосредственно привести к интеллек­туальному акту, так и приобретенный навык очень мало ви­доизменяется интеллектом, а образование навыка тем более отнюдь не всегда сопровождается развитием интеллекта. С ге­нетической точки зрения между появлением этих двух видов структур имеется даже заметный разрыв. Актинии Пьерона, которые закрываются во время отлива и таким образом удер­живают необходимую им воду, не обладают достаточно по­движным интеллектом и поэтому, в частности, сохраняют свой навык и в аквариуме в течение нескольких дней, пока он не угаснет сам по себе. Гобиусы Гольдшмидта выучиваются проходить для получения пищи через отверстие в стеклян­ной пластинке и сохраняют выработанный таким образом навык маршрута даже тогда, когда пластинка удалена. Тако­го рода поведение можно назвать некорковым интеллектом, но оно намного ниже того, что обычно называют просто ин­теллектом.

Из этих соображений рождается гипотеза, долгое время казавшаяся наиболее простой: навык выступает как первич­ный факт. Объяснимый в рамках пассивно пережитых ассо­циаций, интеллект же постепенно формируется из навыка на основе возрастания сложности освоенных ситуаций. Не бу­дем повторять здесь возражений, выдвигаемых обычно против ассоцианизма, — они столь же распространены, как и различ­ные попытки возрождения подобной интерпретации, каждый раз, правда, выступающей в новой форме. Применительно к проблеме образования структур интеллекта и их фактиче­ского развития нам достаточно напомнить сейчас, что даже самые элементарные из навыков оказываются не сводимыми к схеме пассивной ассоциации.

Таким образом, понятие условного рефлекса или обуслов­ленности вообще дает ассоцианизму новый прилив жизнен­ных сил, предлагая ему точную физиологическую модель, а вместе с ней и обновленную терминологию. Отсюда ряд применений этого понятия. В частности, использование его психологами при интерпретации интеллектуальных функций (язык и т. д.), а иногда и самого акта интеллекта.

Но если наличие обусловленного поведения является ре­альным и даже весьма значительным фактом, то интерпре­тация его отнюдь не требует рефлексологического ассоциа­низма, с которым слишком часто связывают такое поведение Когда движение ассоциируется с восприятием, то здесь уже имеет место нечто большее, чем пассивная ассоциация, то есть формируемая в результате лишь одного повторения. Здесь налицо уже целый набор значений, поскольку ассоциация образуется в данном случае на основе потребности и ее удо­влетворения. Каждый знает на практике (но об этом слиш­ком часто забывают в теории), что условный рефлекс за­крепляется только в той мере, в какой он подтвержден или подкреплен: сигнал, ассоциирующийся с кормлением, не вызы­вает длительной реакции, если реальные продукты питания не предъявляются периодически одновременно с сигналом Ассоциация, таким образом, вставляется в общий контекст поведения, исходной точкой которого является потребность, а последним этапом — ее удовлетворение (реальное, пред­восхищение или же игровое). Иными словами, здесь имеет место не ассоциация в классическом смысле этого термина, а образование такой схемы построения целого, которая свя­зана с внутренним содержанием. Более того, если изучать систему обусловленного поведения в его исторической по­следовательности (а то обусловленное поведение, которое ин­тересует психологию, всегда представляет собой такую по­следовательность и отлично от слишком простой, прямой психологической обусловленности), то роль целостного струк­турирования видна еще яснее. Так, например, Андре Рей, по­местив морскую свинку в отделение А ящика с тремя после­довательно расположенными отделениями А, В, С, действует на А электрическим разрядом, которому предшествует сиг­нал. При повторении сигнала свинка прыгает в В, затем воз­вращается в А; однако достаточно нескольких разрядов, что­бы она начала прыгать из А в В, из В в С и возвращаться из С в А. Следовательно, в данном случае обусловленное поведе­ние является не простой перестановкой начальных движений, возникающей из простого рефлекса, а новой формой поведе­ния, приобретающей стабильность лишь благодаря структу­рированию всей Среды. (См.: Л Rey. Les conduites conditionnees du cobaye. "Archives depsychologie", voi XXV, № 99,1936, p. 217-312.)

Но если уже здесь имеют место наиболее элементарные виды навыков, то это тем более несомненно в отношении все более и более сложных “ассоциативных переносов”, подво­дящих навык к порогу интеллекта: всюду, где движения ас­социируются с восприятиями, так называемая ассоциация фактически состоит в том, чтобы объединить новый элемент с предыдущей схемой деятельности. Независимо от того, яв­ляется ли эта предыдущая схема рефлекторной, как это име­ет место в условном рефлексе, или она принадлежит к более высоким уровням развития, ассоциация в любом случае представляет собой ассимиляцию, так что никогда ассоциативная связь не является простым слепком отношения, полностью Данного во внешней реальности.

Именно поэтому анализ образования навыков, как и ана­лиз структуры восприятия, прежде всего связан с проблемой интеллекта. Если формирование интеллекта состояло толь­ко в развертывании специфической для него деятельности более высокого порядка, возникающей позже и в уже постро­енном мире ассоциаций и отношений, раз и навсегда вписан­ных во внешнюю среду, то сама эта деятельность в действи­тельности была бы иллюзорной. Поэтому в перцептивной деятельности и генезисе навыков с самого начала принимает реальное участие организующая ассимиляция, которая в ко­нечном счете завершается операциями, свойственными ин­теллекту. Отсюда следует, что эмпирические схемы, в которых пытаются представить завершенный интеллект, ни на одном уровне их развития не могут быть признаны достаточными, по­скольку в них не учитываются ассимилятивные конструкции.

Мах и Риньяно, как известно, рассматривают рассужде­ние как “умственный опыт”. Это положение, в принципе пра­вильное, можно было бы считать объяснением, если бы опыт был совершенно точной копией внешней реальности. Но по­скольку это совсем не так и поскольку уже в навыке при­способление к реальности предполагает, что эта реальность должна быть ассимилирована в “схемах” субъекта, постоль­ку подобное объяснение образует круг: чтобы приобрести опыт умственной активности, нужна вся деятельность интел­лекта. Сложившийся и развитый умственный опыт является воспроизведением в мысли не реальности, а действий или операций, направленных на эту реальность, и проблема гене­зиса этих действий или операций продолжает существовать в полном объеме. Об умственном опыте в смысле простой вну­тренней имитации реального можно говорить только на уров­не первых шагов детской мысли, но на этом уровне рассужде­ние еще не является логическим.

Спирмен сводит интеллект к трем основным моментам: “восприятию опыта”, “выявлению отношений” и “выявле­нию коррелят”. К этому опять-таки нужно добавить, что опыт не строится без участия конструктивной ассимиляции. Под так называемыми “выявлениями отношений” в данном случае имеются в виду операции в собственном смысле слова (сериа-ции или включение симметричных отношений). Что касается “выявления коррелят” (предъявление свойства, связанно­го с отношением, имеет тенденцию немедленно вызывать знание о коррелятивном свойстве” (См. Spearman The nature of Intelligence. L> 1923, p.91 (см. отрывок, переве­денный Э Клапаредом в "La gencse de I'hypothese". "Archives de psychologie", vol. XXIV, 1934).)), то оно адекватно таким совершенно определенным “группировкам”, как мультипли­кативные “группировки” классов и отношений (гл. 2).

Навык и интеллект. II. Поиск вслепую и структурирова­ние. Таким образом, ни навык, ни интеллект не могут быть объяснены системой ассоциативных координации, непосред­ственно соответствующих данным во внешней реальности отношениям, — то и другое предполагает деятельность са­мого субъекта. В этой связи возникает вопрос: а нельзя ли построить самое простое объяснение за счет сведения этой деятельности к серии проб, осуществляемых сначала наугад (то есть без прямой связи со средой), но постепенно отбирае­мых в зависимости от завершающих их успехов или неудач? Торндайк, например, для выявления механизма научения по­мещал животных в лабиринт и измерял достигнутые приоб­ретения уменьшением количества ошибок. Сначала живот­ное нащупывает, то есть его пробы случайны, но постепенно ошибки устраняются, а удачные пробы удерживаются, пока, наконец, животное не начинает точно определять последую­щие маршруты. Принцип такого отбора на основе достигну­тых результатов Торндайк назвал “законом эффекта”. Гипо­теза и в самом деле весьма соблазнительна: действие субъекта выражается в пробах, действие среды — в отборе, а закон эф­фекта не нарушает роли потребностей и их удовлетворения — факторов, составляющих рамки всякого активного поведе­ния.

Более того, в такой схеме объяснения учтена преемствен­ность, которая связывает самые элементарные навыки с са­мым развитым интеллектом: Клапаред в этой связи вновь обращается к понятиям поиска вслепую и эмпирического кон­троля постфактум, рассматривая их как принципы теории интеллекта, которые он последовательно прилагает к ин­теллекту животного и далее через практический интеллект ребенка вплоть до психологии мышления взрослого, изуче­нию которой посвящен его “Генезис гипотезы”. (Ed. Claparede. La genesc de 1'hypothese. "Archives de psychologie", vol. XXIV, 1934,p. 1-155.) Однако в це­лом ряде работ женевских психологов настолько ясно обрисо­вана в высшей степени характерная эволюция поиска вслепую и эмпирический контроль постфактум, что уже само по себе описание этой эволюции выступает как развернутая критика понятия поиска вслепую.

Клапаред начинает с того, что противопоставляет интел­лект, выполняющий функцию адаптации к новой обстановке, навыку (автоматизированному) или инстинкту — адаптаци-ям к повторяющимся обстоятельствам. Итак, каково же по­ведение индивида перед лицом новых обстоятельств? Инди­вид всегда — от инфузорий Джепнингса вплоть до человека (включая и самого ученого перед лицом непредвиденного) — прежде всего пытается нечто нащупать. Этот поиск вслепую может интериоризоваться в форме одной лишь мысленной “пробы”, но его функция всегда одна и та же: находить реше­ния, которые опыт будет отбирать постфактум.

Полный акт интеллекта предполагает, таким образом, на­личие трех основных моментов: вопроса, ориентирующего по­иск, гипотезы, предваряющей решения, и контроля, отбираю­щего их. Но при этом нужно различать две формы интеллекта:

практическую (или “эмпирическую”) и рефлексивную (или “систематическую”). В первой из них вопрос выступает в ви­де простой потребности, гипотеза — в виде сенсо-моторного поиска вслепую, а контроль — в виде простого ряда неудач или успехов. И лишь во второй форме интеллекта потреб­ность отражается в вопросе, поиск вслепую интериоризуется в поиск гипотез, а контроль предвосхищает опытные реше­ния путем “осознания отношений”, вполне достаточного для отстранения ложных гипотез и сохранения правильных.

Таковы были общие теоретические представления, когда Клапаред приступил к анализу проблемы генезиса гипотезы в рамках психологии мышления. Постоянно подчеркивая очевидную роль, которую сохраняет поиск вслепую в самых развитых формах мысли, Клапаред в то же время был вынужден, отдавая дань своему методу “высказанной рефлексии”, помещать такой поиск не в исходной точке интеллектуально­го движения, а, так сказать, за его пределами, в крайнем слу­чае непосредственно перед ним (причем все это могло иметь место только в том случае, когда имеющиеся данные значи­тельно превышают возможности понимания субъекта). Исход­ной же точкой, по мнению Клапареда, является следующий акт поведения, важность которого до тех пор не была выявле­на: при наличии определенных данных относительно пробле­мы и при условии, что поиск однажды уже был ориентирован потребностью или задачей (посредством механизма, который сам по себе пока рассматривается как таинственный), сна­чала осуществляется понимание совокупности отношений на основе простых “импликаций”. Эти импликации могут быть правильными или ложными. Если они правильны, опыт удерживает их. Если же они ложны и противоречат опыту, то тогда и только тогда начинается поиск вслепую. Он, сле­довательно, появляется только как суррогат или дополнение, то есть как акт поведения, производный по отношению к ис­ходным импликациям. Поэтому поиск вслепую никогда не бы­вает чистым, заключает Клапаред; он частично направляется задачей и импликациями и фактически может быть случай­ным лишь в той мере, в какой исходные данные слишком сильно выходят за пределы возможностей этих предвосхи­щающих схем.

В чем же состоит такая импликация? Именно в ответе К на этот вопрос концепция Клапареда наиболее широко вы­являет свое значение и переходит в сферу проблем, непо­средственно связанных как с навыком, так и с самим интел­лектом. Импликация оказывается в сущности почти тем же самым, чем была старая ассоциация у классических психоло­гов, с той разницей, что она подкрепляется чувством необхо­димости, вытекающим теперь уже изнутри, а не извне. Она является проявлением “примитивной тенденции”, вне кото­рой субъект ни на одном уровне не мог бы использовать опыт (р. 104). Она не только не обязана своим происхождением “повторению пары элементов”, а, наоборот, сама является ис­точником повторения сходного и “рождается уже во время первой встречи элементов этой пары” (р. 105). Опыт может поднять ребенка вплоть до психологии мышления взрослого, изуче­нию которой посвящен его “Генезис гипотезы”. (Ed. Claparede. La genese de 1'hypothese. "Archives de psychologie", vol. XXIV, 1934,p. 1-155.) Однако в целом ряде работ женевских психологов настолько ясно обрисо­вана в высшей степени характерная эволюция поиска вслепую и эмпирический контроль постфактум, что уже само по себе описание этой эволюции выступает как развернутая критика понятия поиска вслепую.

Клапаред начинает с того, что противопоставляет интел­лект, выполняющий функцию адаптации к новой обстановке, навыку (автоматизированному) или инстинкту — адаптациям к повторяющимся обстоятельствам. Итак, каково же по­ведение индивида перед лицом новых обстоятельств? Инди­вид всегда — от инфузорий Дженнингса вплоть до человека (включая и самого ученого перед лицом непредвиденного) — прежде всего пытается нечто нащупать. Этот поиск вслепую может интериоризоваться в форме одной лишь мысленной “пробы”, но его функция всегда одна и та же: находить реше­ния, которые опыт будет отбирать постфактум.

Полный акт интеллекта предполагает, таким образом, на­личие трех основных моментов: вопроса, ориентирующего по­иск, гипотезы, предваряющей решения, и контроля, отбираю­щего их. Но при этом нужно различать две формы интеллекта: практическую (или “эмпирическую”) и рефлексивную (или “систематическую”). В первой из них вопрос выступает в ви­де простой потребности, гипотеза — в виде сенсо-моторного поиска вслепую, а контроль — в виде простого ряда неудач или успехов. И лишь во второй форме интеллекта потреб­ность отражается в вопросе, поиск вслепую интериоризуется в поиск гипотез, а контроль предвосхищает опытные реше­ния путем “осознания отношений”, вполне достаточного для отстранения ложных гипотез и сохранения правильных.

Таковы были общие теоретические представления, когда Клапаред приступил к анализу проблемы генезиса гипотезы в рамках психологии мышления. Постоянно подчеркивая очевидную роль, которую сохраняет поиск вслепую в самых развитых формах мысли, Клапаред в то же время был вынужден, отдавая дань своему методу “высказанной рефлексии”, помещать такой поиск не в исходной точке интеллектуально­го движения, а, так сказать, за его пределами, в крайнем слу­чае непосредственно перед ним (причем все это могло иметь место только в том случае, когда имеющиеся данные значительно превышают возможности понимания субъекта). Исход­ной же точкой, по мнению Клапареда, является следующий акт поведения, важность которого до тех пор не была выявле­на: при наличии определенных данных относительно пробле­мы и при условии, что поиск однажды уже был ориентирован потребностью или задачей (посредством механизма, который сам по себе пока рассматривается как таинственный), сна­чала осуществляется понимание совокупности отношений на основе простых “импликаций”. Эти импликации могут быть правильными или ложными. Если они правильны, опыт удерживает их. Если же они ложны и противоречат опыту, то тогда и только тогда начинается поиск вслепую. Он, сле­довательно, появляется только как суррогат или дополнение, то есть как акт поведения, производный по отношению к исходным импликациям. Поэтому поиск вслепую никогда не бы­вает чистым, заключает Клапаред; он частично направляется задачей и импликациями и фактически может быть случай­ным лишь в той мере, в какой исходные данные слишком сильно выходят за пределы возможностей этих предвосхи­щающих схем.

В чем же состоит такая импликация? Именно в ответе на этот вопрос концепция Клапареда наиболее широко вы­являет свое значение и переходит в сферу проблем, непо­средственно связанных как с навыком, так и с самим интел­лектом. Импликация оказывается в сущности почти тем же самым, чем была старая ассоциация у классических психоло­гов, с той разницей, что она подкрепляется чувством необхо­димости, вытекающим теперь уже изнутри, а не извне. Она является проявлением “примитивной тенденции”, вне кото­рой субъект ни на одном уровне не мог бы использовать опыт (р. 104). Она не только не обязана своим происхождением “повторению пары элементов”, а, наоборот, сама является ис­точником повторения сходного и “рождается уже во время первой встречи элементов этой пары” (р. 105). Опыт может, следовательно, ломать ее или подтверждать, что он не в состоя­нии ее создать. И именно тогда, когда подкрепление опыта требует сопоставления, субъект достигает этого с помощью импликации. Ее корни следовало бы, по сути дела, искать в “законе сращения” В. Джемса, объясняющем ассоциацию: “Закон сращения порождает импликацию в плане действия и синкретизм в плане представления” (р. 105). Клапаред при­ходит, таким образом, к тому, что при помощи импликации интерпретирует условный рефлекс: собака Павлова выделя­ет слюну при звуке колокольчика после того как она слыша­ла его одновременно с видом пищи, потому что в этом случае звук имплицирует пищу.

Теория поиска вслепую оказывается перевернутой, и сам процесс этого переворачивания заслуживает внимательного изучения. Начнем с внешне второстепенного момента. Не яв­ляется ли псевдопроблемой попытка выяснить, каким образом задача или потребность ориентируют поиск, словно они су­ществуют независимо от поиска? В самом деле, задача и сама потребность выражают действие механизмов, уже образовав­шихся ранее и находящихся просто в состоянии мгновенной неуравновешенности: потребность сосать грудь предполагает наличие завершенной организации аппаратов сосания. А если обратиться к другому полюсу развития, то за вопросами типа “что это?”, “где?” и т. п. стоят уже сконструированные цели­ком или частично классификации, пространственные струк­туры и т. д. (гл. 2). Следовательно, схема, ориентирующая поиск, — необходимая предпосылка для объяснения появле­ния потребности или задачи. Потребность, задача и, наконец, поиск выражают, таким образом, лишь акт ассимиляции ре­альности в рамках этой схемы.

Правомерно ли, исходя из этого, понимать импликацию как первичный фактор, одновременно и сенсо-моторный. и интеллектуальный, источник как навыка, так и понима­ния? Само собой разумеется, что этот термин употребляется в данном случае не в логическом смысле — как необходимая связь между суждениями, а в очень общем смысле — как отно­шение какой-либо необходимости. Итак, порождается ли та­кое отношение двумя элементами, которые индивид впервые видит вместе?Иными словами, повторяя пример Клапареда, порождает ли черная кошка, впервые увиденная младенцем, отношение “кошка имплицирует черное”? Если субъект ре­ально увидел два элемента впервые, без аналогий и без пред­восхищений, то они, несомненно, окажутся сразу же включенными в одно перцептивное целое — в гештальт, в другой форме выражающий закон сращения Джемса или синкре­тизм, на который ссылается Клапаред. Тот факт, что здесь име­ет место нечто большее, чем просто ассоциация, становится еще очевиднее в ситуациях, когда целое образуется не за счет объединения двух элементов, сначала воспринятых по от­дельности, а за счет их непосредственного слияния путем структурирования целого. Но это еще не связь необходимо­сти, а лишь начало возможной схемы, которая будет порож­дать отношения, воспринимаемые как необходимые, только при условии превращения ее в реальную схему на базе пере­становки или обобщения (то есть применения к новым эле­ментам), то есть если она будет открывать путь ассимиляции. Следовательно, именно ассимиляция является источником того, что Клапаред называет импликацией. Выражаясь схе­матически, индивид не будет приходить к отношению “А имплицирует х” при восприятии первого А вместе со свойством х,а будет подведен к отношению “Ад имплицирует х” в резуль­тате ассимиляции Ад в схеме (А), которая создана именно ас­симиляцией Ад = А. Поэтому у собаки, выделяющей слюну при виде пищи, выделение слюны при звуке колокольчика будет происходить только в том случае, если она ассимили­рует этот звук как указатель или часть всего акта в данной схеме действия. Клапаред совершенно прав, когда говорит, что импликация порождается не повторением, а появляется только в ходе повторения. Потому что импликация — это внутренний продукт ассимиляции, который обеспечивает повторение внешнего акта.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 337. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия