Студопедия — А) Индуизм
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

А) Индуизм






В плодородной долине Инда более пяти тысяч лет назад возникла одна из древнейших мировых цивилизаций – хараппская, или протоиндийская. Она была современницей великих цивилизаций Египта и Месопотамии. Начиная с середины 2 тыс. до н.э. происходит процесс вытеснения коренного населения на юг, а на север из Средней Азии, Поволжья и Ирана приходят племена Ариев.

Арийцы постепенно расселились по всей долине Ганга. Они и стали родоначальниками знания, которое определило развитие философии Древней Индии. Это знание зафиксировано в религиозно-философских трактатах, которые называются Веды.

Веды (дословно — "знания", от санскр. Vid – знать) — религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию племенами арийцев. Веды – это религиозное мировоззрение и начало философского знания одновременно. Можно сказать, что в Ведах содержится индийская предфилософия.

В развитии древнеиндийской философии можно выделить два основных направления: ортодоксальное – признающее авторитет Вед, и неортодоксальное – отрицающее Веды. Каждое направление имело несколько школ, развивающихся параллельно. К ортодоксальным школам относятся: веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика. Неортодоксальные школы: джайнизм, буддизм, школа чарваков.

До наших дней дошло всего четыре Веды:

• Ригведа;• Самаведа;• Яджурведа;• Атхарваведа.

Точно определить датировку Вед трудною Принято считать, что Ригведа возникла между 2500 и 2000 гг. до н.э. Более поздние ведические тексты оформились к середине 1 тыс. до н.э.

Наибольший интерес у исследователей древнеиндийской философии вызывают заключительные части Вед — Упанишады (дословно с санскрита — "сидение у ног учителя"), в которых дается философская трактовка содержания Вед.

Основные понятия ведической традиции:

1. У мира есть духовная первооснова – Брахма. Брахма проявляется во всем, в том числе и в человеке

2. Душа в индийской философии состоит из двух начал:

Атман — частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Атман первоначален, неизменен, вечен.

Манас — душа человека, возникающая в процессе жизни. Манас постоянно развивается, достигает высоких ступеней либо ухудшается в зависимости от поступков человека, его личного опыта, хода судьбы.

3. Учение о сансаре. Надо сказать, что в индийской философии, несмотря на такое разнообразие школ, можно выделить общую направленность. Все они (за исключением, пожалуй, чарваков) ищут путь спасения человека от земной жизни. Важнейшим понятием индийской философии является сансара – круговорот перерождений, переселение души после смерти в другое тело. Земная жизнь в большинстве философских школ Индии считается страданием, от которого надо освободиться. Цепочка перерождений продлевает путь страданий. Душа может переселиться не только в человека, но и в животное, и даже в растение. В какое тело после смерти переселится душа, определяется кармой. Учение о сансаре («круговорот») – вечном круговороте жизни, связанном с чередой перерождений. В этом круговороте существует закон – карма.

4. Карма – это ещё одно общее для всей индийской философии понятие. Карма – это общая сумма совершённых поступков и их последствий, совокупность доброго и злого в человеке, определяющая судьбу его души в последующих перерождениях. Жизнь – это уникальная возможность улучшить карму, так как человек обладает волей.

Для того чтобы прервать круг перевоплощений и не возвращаться в мир страданий, надо освободиться от своей кармы. Путь освобождения – это путь самосовершенствования. Часто это путь аскетизма. Достижение внутреннего совершенства, полного духовного сосредоточения на своём внутреннем мире приводит к состоянию нирваны.

5. Учение о Нирване ( «нирвана» можно перевести как угасание, потухание) Сансара – бытие, связанное со страданиями и перерождениями. Возможно преодолеть сансару, через достижение нирваны – наивысшего состояния сознания.

Главной особенностью древнеиндийской гносеологии (учения о познании) является не изучение внешних (видимых) признаков предметов и явлений (что характерно для европейского типа познания), а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений.

В этой связи индийская философия выделяет три вида сознания.

• "пракрити" — материальное сознание;

• "пуруша" — чистое сознание (первичная энергия, из которой возникли Вселенная и люди);

• "майя" — сознание сновидения, мираж.

Каждое из данных видов сознания согласно индийской философии реально и заслуживает изучения — в отличие от европейской философии, которая признает только материальное сознание и длительное время (до И. Канта) не рассматривала вопросы подлинного и неподлинного бытия, сущности и иллюзорности.

Ахимса - единство всех форм жизни на земле (следователь­но, единение человека, животных и всей окружающей природы). Важнейший принцип ахимсы - непричинение вреда тому, что окружает (людям, животным, живой природе), неубиение.

В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды — буддизм.

В XVIII — ХХ вв. индийская философия обогатилась достижениями европейской философской мысли (в частности, английской).







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 487. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия