Студопедия — Рационалистическая философия XVII в.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Рационалистическая философия XVII в.






Рене Декарт (латинское звучание – Картезий) (1596-1650). Философия Декарта имела дуалистический характер. Дуализм – от латинского слова dualis – двойственный – философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал: духа и материи, идеального и материального.

Декарт был не только философом, но и крупнейшим учёным своего времени. Декарта можно считать основоположником современных алгебраических обозначений. Он был также физиком. В частности, он разгадал причину возникновения радуги.

Материю Декарт понимал как телесную субстанцию (от латинского – сущность, нечто, лежащее в основе) и отождествлял с протяжённостью и пространством. С точки зрения Декарта, материальным предметам присущи только протяжение в длину, ширину и глубину. Мировая материя (пространство) - беспредельна, однородна и делима до бесконечности. Декарт, так же, как и Бэкон, говорил о движении материи. Однако он понимал движение как механическое, имеющее внешний толчок. Общей причиной движения, по его мнению, является Бог. Исходя из этого Декарт приходит к выводу Cogito ergo sum – Я мыслю – следовательно, я существую – Этой фразой утверждается автономность, независимость мышления.

Декарт – дуалист, то есть признаёт существование двух начал. Кроме телесной субстанции есть ещё другая независящая от неё мыслящая субстанция. Именно из этих двух субстанций состоит человек. С точки зрения Декарта, Бог соединяет в человеке материальную субстанцию (тело) и мыслящую субстанцию (душу, разум).

Исходным принципом познания, по Декарту, является сомнение в истинности всех существующих видов знания. Основано это сомнение, прежде всего на недоверии к схоластической науке. Декартово сомнение приводит его к ставшему знаменитым тезису: «Я мыслю, следовательно, я существую». Сомнение Декарт рассматривал как акт мышления. Если я сомневаюсь, значит, я мыслю. Если существует моё сомнение, значит, существую я сам как мыслящий субъект.

В теории познания Декарт был сторонником рационализма, то есть отрицал значение опытного знания, опирался в основном на разум. Он призывает не превращать данные органов чувств в истину, ибо «чувства я иногда уличал в обмане», а то, что хоть раз обмануло, не может быть основой науки. Более того, самым достоверным знанием он считал врождённые идеи. Опираясь на врождённые идеи и используя правильные приёмы рассуждения, разум может достичь достоверного знания во всех областях. В своей теории познания Декарт разработал дедуктивный метод движения мысли от общего к частному. Так же, как Бэкон, Декарт считал, что целью науки является достижение господства человека над природой. Для достижения этого господства человеку нужен настоящий научный метод, коим и является дедукция. По его мнению, зная общие аксиомы, можно установить частные факты путём логических умозаключений. Знание общих аксиом человек получает с помощью интеллектуальной интуиции, которая опирается на врождённые идеи. Декарт вводит метод рациональной дедукции, он говорит, что все свои открытия может делать в постели, не прибегая к опыту и чувствам.

Декарт ввел 4 правила метода:

1. начинать рассуждение с того, в чем можно не сомневаться

2. рассекать сложные идеи на простые

3. идти от познанного к непознанному, от простого к сложному

4. не делать в рассуждении пробелов и пропусков

Таким образом, философии Бэкона и Декарта соперничают между собой – идет противоборство сенсуализма (познания через чувства) – Бэкон- и рационализма (познания через разум) – Декарт. Традицию рационализма продолжили Бенедикт Спиноза – голландский философ, Готфрид Вильгельм Лейбниц – германский ученый и мыслитель, которые поддерживали приоритеты мышления.

Бенедикт Спиноза (1632-1677) в центр своей философии ставит задачу создания единой системы знания о мире. Учение Декарта оказывает довольно большое влияние на Спинозу. С его точки зрения, в основании мира находится единая субстанция, обладающая двумя атрибутами – протяжённостью и мышлением. Эту единую субстанцию философ отождествляет с природой и Богом одновременно, тем самым, развивая пантеистические представления о мире. Главный метод познания субстанции – математический (аксиомы, теоремы, определения).

Идеи рационализма продолжает развивать немецкий мыслитель Готфрид Вильгельм Лейбниц 1646-1716). В основе его представлений о мире находится учение о монадах (монадология). Лейбниц придерживался плюралистической идеи о множественности субстанций (плюрализм). По его мнению, основой мира выступают некие духовные частицы, которые он назвал монадами (от греческого – «единое», «единица»). Монады - вечные неделимые частицы, первокирпичики мироздания. Они находятся в беспрерывном процессе изменения. Их главным атрибутом выступает сила, поэтому они представляют собой активное начало единой Вселенной.

Поскольку в основании мира находятся духовные частицы, то, согласно Лейбницу, органы чувств могут только подтолкнуть познание, дать некоторый материал для проявления врождённых идей. Разум – вот главный инструмент познания, по мнению Лейбница. Истины разума имеют необходимый характер, чего нельзя сказать об истинах факта, которые случайны.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 390. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия