Студопедия — Б) Свобода от предзаданности.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Б) Свобода от предзаданности.






Все животные действуют в рамках заданной им видовой про­граммы: пауки безошибочно мастерят орудия лова, птицы совершают дальние перелеты без приборов, которые указывали бы им путь, пчелы создают соты. Животные строят свою жизнь по плану, который биологически задан. Жить по другому замыслу они не могут, так как созда­ны относительно завершенными со сложившимися инстинктами: муравьи не собирают мед, коровы не летают, лев не охраняет стада антилоп. Вывод: Инстинкт не содержит в себе свободы выбора.

У человека также есть инстинкты: он ощущает голод, страх, старается уйти от опасности, сохранить свою жизнь. Как любое живое существо человек делает то, что заложено в нем природой. Однако у человека инстинкты ослаблены и не всегда подчиняются правилам природы. У животного каждое действие ограничено той мерой, которая задана природой: лошадь отличает травы съедобные и несъедобные, медведь ест про запас, только готовясь к зимней спячке, заяц не бегает по поляне, где только что обозначились следы волка. Человек же может переедать, или, напротив, строго ограничивать себя в пище (например, во время поста), может идти навстречу опасности, преодолевать боль. Вывод: человек не всегда подчиняется правилам природы, так как помимо биологического начала имеет начало духовное. Оно открывает человеку путь к развитию.

Человек открыт для саморе­ализации на физическом и духовном уровне. Он способен устранять биологические ограничения (физическая неспособность летать устраняется за счет изобретения летательных аппаратов, отсутствие шерсти на теле компенсируется использованием теплой одежды и т.д.) Важнейшим проявлением «свободы от предзаданности» является стремление людей к тому, что выходит за грани­цы чувственной, материальной жизни: к идеалам, к Богу. Это стремление также заставляет человека развиваться, достигать совершенства.

в) Свобода выбирать и ответственность за свои поступки.

В философии отличие человека от животного всегда связывают со свободой. Так, немецкий философ И. Кант (1724-1804) «миру природы» противопоставлял «мир свободы», в котором человек самостоятельно делает выбор и совершает поступки, руководствуясь разумом. На свободные поступки способен только человек. Неживая природа существует за счет внешних воздействий одних тел на другие. Но уже в живой природе появляется феномен самодетерминации (от лат. determinatio — ограничение, определение), когда действия вызываются потребностью, желанием, интересом. Например, стрела, выпущенная из лука, не в силах изменить траекторию своего движения. Но это легко сделает птица, выпущенная из рук. Однако даже высшие животные не способны на свободные поступки, в основе которых лежит разум и свобода воли, качества, присущие только человеку. С их помощью человек определяет свое поведение, планы, намерения и масштаб действий. Существует разница между произволом и свободой. Произволом считается слепо потакание желаниям, инстинктам (человек, зависящий от своих желаний, не может считаться свободным). Свобода связана с умением ограничивать и контролировать их и придавать им культурную форму.

Вывод: человек не действует по биологической программе, но обладает свободой выбирать, какой тип поведения ему предпочесть, поэтому он способен как на чудовищную жестокость, так и на безграничное милосердие. Несмот­ря на всю зависимость человека от множества обстоятельств, последнее решение в выбо­ре типа поведения, в предпочтении добра или зла он принимает сам.

Обратной стороной свободы является ответственность – последствия свободного выбора. Во-первых, ответствен­ность перед самим собой. Современный человек постоянно находится в ситуации свободного выбора и сам отвечает за последствия совершенных поступков, принятых решений. Именно этот груз ответствен­ности, о котором мы уже говорили, и толкает людей прочь от свободы, в объятия личностных симбиозов (Э. Фромм) и тоталитарных организаций.

Во-вторых, благодаря разитию техники и технологии влияние человека на окружающую действительность и других людей стало поистине огромным. Одно дело по неаккуратности перевернуть телегу, а другое дело — ог­ромный пассажирский поезд, загрязнить один колодец или отравить целый океан. В связи с этим человек должен уметь отвечать за каждый свой шаг, за каждое решение, связанное с воздействием на других и на мир.ценностные ориентации.

г) Ценности как элемент регуляции поведения. Ценности – это жизненные установки, ориентации, которые представляют значимость для человека. К универсальным (вечным) ценностям относятся Истина, Добро, Красота, Вера, Надежда, Любовь. Прикладные ценности: «вежливость», «точность», «трудолюбие», «исполнительность». Ценности не равны между собой, они составляют иерархию. В ситуации выбораценности, расположенные ниже, приносятся в жертву тем ценностям, которые расположены выше.

д) социальные отношения. В них реализуется принцип благорасполо­женности и ненанесения вреда по отношению другому человеку. Нравственный закон говорит о том, что человек получаем в отношениях с другими людьми именно то, что вкладывает в них: «как аукнется, так и от­кликнется», «что посеешь, то и пожнешь». На этом построены сюжеты многих народных сказок, где добрые тружени­цы, помогая людям, зверям и птицам, оказываются награждены милостью какого-нибудь доброго волшебника.

е) автономность в отношении к обществу. Человеческое сообщество может жить и развиваться только тогда, когда оно «производит» индивидов, соответствую­щих его объективным потребностям. Правильно воспи­танный индивид, обладающий необходимым набором умственных, нравственных и физических качеств — это условие процветание социума, конкретной общественной группы. Ценой «правильного воспитания» может быть утрата индивидуальности, особых личных способностей и свойств. Позиция социальной адаптированности чревата в эпоху массовой культуры тенденцией к потере собственного «я». Человек перестает самостоя­тельно мыслить, выбирать в жизни, в работе, в творче­стве то, что нужно именно ему, а не требовательной со­циальной машине, в которой он являются колесиком или винтиком.

Э. Фромм в книге «Человек для самого себя» показывает, сколь непродуктивна распространенная рыночная ориентация сознания: человек начинает воспринимать себя как товар, который дол­жен продаваться, поэтому он стремится быстро выра­ботать в себе набор востребуемых, «модных» качеств, которые сегодня одни, а завтра другие. Индивид все время меняется, приспосабливается, совершенно забы­вая о том, каков он на самом деле, становится сплош­ной вынужденной трансформацией — он должен выгод­но продавать себя. Личность растворяется во внешних для нее требованиях, как сахар в горячем чае, от нее ничего не остается.

Сохранение гармонии между социальным и индивидуальным в процессе при­способления к требованиям общества — трудное дело. Человек должен искать золотую середину между приспособленностью и оригинальностью. Каждый человек интуи­тивно находит (или не находит) этот динамический ба­ланс между всеобщностью и индивидуальностью, соблюдением общеприня­тых традиций и норм и собственным творчеством. На протяжении всей жизни индивидуальное и социальное в личности развивается параллельно и испытывает взаимное влияние. Они взаимосвязаны и неотделимы друг от друга как две стороны одной монеты.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 457. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия