Студопедия — Сущность экономической системы общества и ее структура
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Сущность экономической системы общества и ее структура






Изучение экономической теории предусматривает творческое осмысление движущих сил социально-экономического прогресса, что требует определения его материальных основ и роли в нем экономического строя общества при особом значении взаимодействия разных форм собственности и государственного регулирования хозяйственной системы.

В экономической науке сложились два подхода к изучению современного общества: формационный, который в качестве главной причины развития общества рассматривает изменение его производственной системы и соответствующей ей формы собственности на экономические ресурсы, которые и определяют весь комплекс экономических, политических, правовых и других форм человеческого общения. Формационный подход объясняет переход от менее развитых общественно-политических формаций к более развитым, прежде всего, экономическим факторам.

Подход, при котором основой классификации экономических систем рассматривают критерий собственности, называется формационным.

Формационный подход выделяет докапиталистические экономические системы: первобытный строй, рабовладельческая экономическая система, феодальная система.

Цивилизационный подход главенствующую роль отводит социокультурному фактору.

Цивилизованность – один из исторических этапов развития человечества.

Этнограф Л.Г. Моран (1818 – 1881) отмечает три главных этапа человеческой истории – дикость, варварство, цивилизованность.

Становление цивилизованности связано с переходом от собирательства к перерабатывающей общественно-производственной технологии, которая отражает активное отношение человека к окружающей среде.

В развитии цивилизованности, как человеческого общества в целом, особое место занимает природная среда, которая на определенном этапе истории подготовила условия для появления самого человека. Преобразовывая и приспосабливая природу к своим потребностям, человек всегда остается ее неотъемлемой частью.

Природные условия, специфика производственной технологии, содержание труда человека и развитие его потребностей определяют исторически конкретный уровень культуры общества. В широком смысле это понятие отражает способ изготовления материальных и духовных ценностей, их передачу и потребление, которые сложились в обществе, оно близко понятию «цивилизация» по своему содержанию. Общей основой для этих двух понятий является соответствующее содержание человеческого труда.

Цивилизация – исторически конкретное состояние общества, которое характеризуется особым способом труда, определенной общественно-производственной технологией, соответствующей материальной и духовной культуре.

Цивилизация отражает органическую совокупность социально-экономических и культурных характеристик общества, достигнутый уровень производительных сил, способ взаимодействия человека с природой.

Особое внимание надо уделять вопросу гуманистической направленности цивилизации.

Любое общество представляет собой социальную систему – сложная организационная упорядоченная целостность, включающая отдельных индивидуумов и социальные общности, которые объединены разнообразными связями и взаимоотношениями.

Важной подсистемой общества, основой социальной системы является экономическая система. В ходе производства, распределения, обмена, потребления благ между участниками этих процессов складываются и постоянно совершенствуются разнообразные по своему содержанию экономические производственные отношения, которые проявляются через экономическое поведение субъектов хозяйствования. Конкретная историческая совокупность экономических производственных отношений, отвечающая системе производительных сил и взаимодействующая с ней, развивается на основе действия как объективных законов, так и субъективных факторов, и определяет сущность экономической системы общества.

Экономическая система – это совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нем отношений собственности и хозяйственного механизма.

Известный американский экономист П.Самуэльсон определяет любую экономическую систему, независимо от ее социально-экономической формы, как ту, которая должна отвечать на три вопроса: Что? – что производить и в каких объемах; Как? – как производить (кто и с помощью ресурсов и технологий?); Для кого? – для кого производить (кто будет собственником и потребителем произведенной продукции).

Экономическая система имеет три основных звена:

1) производительные силы – это система экономических факторов, которые в процессе общественного разделения труда обеспечивают преобразования окружающей среды, создают блага для удовлетворения потребностей человека и общества, определяют уровень производительности общественного труда;

2) экономические производственные отношения представляют собой совокупность социально-экономических и организационно-производственных связей между хозяйствующими субъектами в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, услуг и доходов;

3) механизм хозяйствования согласовывает функционирование и развитие звеньев экономической системы, приводит в соответствие производительные силы и экономические производственные отношения. Он представляет собой совокупность конкретных форм хозяйствования, организационно-институциональных систем, методов и рычагов регулирования экономических процессов. Механизм хозяйствования является совокупностью форм организации и управления общественными действиями экономических субъектов, направленных на реализацию экономических законов.

Центральное место в экономической системе принадлежит человеку.

Как главная производительная сила, олицетворение экономических производственных отношений, субъект и объект хозяйственной деятельности, носитель и реализатор экономических потребностей и интересов, он объединяет и согласовывает функционирование всех звеньев экономической системы. Место человека в общественной иерархии, возможности и формы его самореализации обусловливают характер экономической системы.

 







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 715. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия