Студопедия — Теория познания
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Теория познания






• Существует три ступе­ни познания:

- познание «в чистом виде» (интуитвное);

- познание, полученное в результате деятельности разума (раз­мышлений, логических операций);

- чувственное отражение окружающего мира.

 

Этика

• Бог (Природа) наделен полной свободой, но Он действует в рамках жесткой необходимости.

• Модусы (проявления субстанции - единичные вещи) вообще не имеют свободы и находятся в полном подчинении необ­ходимости.

• Модус-человек отличается от всех иных модусов наличием мышления, и, следовательно, стремится к свободе, но, в то же время, будучи модусом, несвободен и находится в «тис­ках» необходимости.

• Свобода — это познанная необходимость.

Д евиз Спинозы:«Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать».

 


Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 —1716 гг.) — немецкий философ, логик, математик, механик, физик, юрист, историк, дипломат, изобретатель и языковед. Основатель и первый президент Берлинской Академии наук, иностранный член Французской Академии наук. Лейбниц принадлежал к философскому направлению рациона­лизма.

 

Основные философские сочинения: «Рассуждение о метафизике», «Новая система природы и общения между субстанциями, а также о связи, существующей между душою и телом», «Новые опыты о человеческом разуме», «Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла», «Монадология».

 

Основные положения философии Лейбница:

В сфере его исследования основными являлись проблемы:

• субстанции;

• познания.

 

Лейбниц выдвинул теорию о монадах (или о множественности субстанций). Основ­ные положения данной теории (монадологии) следующие:

• Весь мир состоит из огромного количества субстанций, имеющих единую природу.

• Данные субстанции называются монадами (в переводе с гре­ческого — «единое», «единица»).

• Монада проста, неделима, не имеет протяжения, не является материально-вещественным образованием.

• Монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влече­нием, восприятием, представлением.

• По своей сути монада — это деятельность, единое, непрерыв­но меняющее свое состояние.

• Монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга (по мнению Лейбница: «не имеют окон, через которые что-либо могло бы войти туда и оттуда выйти»).

• Все существующие монады Лейбниц делит на четыре класса:

- голые монады» — лежат в основе неорганической природы (камней, земли, полезных ископаемых);

- монады животных — обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием;

- монады человека (души) — обладают сознанием, памятью, уникальной способностью разума мыслить;

- высшая монада — Бог.

• Все знания разделил на два вида — «истины разума» и «исти­ны факта»;

- «истины разума» выводятся из самого разума, могут быть дока­заны логически, имеют необходимый и всеобщий характер;

- «истины факта» — знания, полученные эмпирическим (опыт­ным) путем (например, магнитное притяжение, температура кипения воды, температура плавления различных металлов); как правило, данные знания лишь констатируют сам факт, но не говорят о его причинах, имеют вероятностный характер.

 

Вопрос 3. Новоевропейский эмпиризм и его представители: Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк

Френсис Бэкон (1561 — 1626 гг.) — английский философ и политический деятель (в 1620 — 1621 гг. — лорд-канцлер Великобритании, второе должностное лицо в стране после короля).

Основные работы: «Новый органон», «О достоинстве приумножении наук», «Новая Атлантида», «Мысли и наблюдения», «О мудрости древних», «О небе», «О причинах и началах», «История ветров», «История жизни и смерти», «История Генриха VII» и др.

 

Основные положения философии Ф. Бэкона:

· В основе познания лежит исключительно опыт.

· Главным методом познания должна стать индукция (обобщение множеств частных явлений и получение на основе обобщения общих выводов).

· Путь преодоления главного недостатка индукции (ее неполноты, вероятностного характера), по Бэкону, — в накоплении человечеством как можно большего опыта во всех областях знания.

· Определив главный метод познания — индукцию, философ выделяет конкретные пути, с помощью которых может проходить познавательная деятельность. Это:

- «путь паука»— получение знания из «чистого разума», то есть рационалистическим путем;

- «путь муравья»— такой способ получения знаний, когда во внимание принимается исключительно опыт, то есть догматический;

- «путь пчелы» — идеальный способ познания. Используя его, философ-исследователь берет все достоинства «пути паука» и «пути муравья» и в то же время освобождается от их недостатков. Следуя по «пути пчелы», необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их (взглянуть на проблему «снаружи») и, используя возможности разума, заглянуть «вовнутрь» проблемы, понять ее сущность.

· Причины, которые препятствуют человеку (человечеству) получить истинное знание. Данные причины философ иносказательно называет «призраками» («идолами») и определяет четыре их разновидности:

• призраки рода;

• призраки пещеры;

• призраки рынка;

• призраки театра.

Призраки рода и призраки пещеры - врожденные заблуждения людей, которые заключаются в смешивании природы познания с собственной природой.

В первом случае (призраки рода) речь идет о преломлении познания через культуру человека (рода) в целом — то есть человек осуществляет познания, находясь в рамках общечеловеческой культуры, и это откладывает отпечаток на итоговый результат, снижает истинность знания.

Во втором случае (призраки пещеры) речь идет о влиянии личности конкретного человека (познающего субъекта) на процесс познания. В итоге личность человека (его предрассудки, заблуждения — «пещера») отражается в конечном результате познания.

Призраки рынка и призраки театра - приобретенные заблуждения.

Призраки рынка — неправильное, неточное употребление речевого, понятийного аппарата: слов, дефиниций, выражений.

Призраки театра — влияние на процесс познания существующей философии. Зачастую при познании старая философия мешает проявлять новаторский подход, направляет познание не всегда в нужное русло (пример: влияние схоластики на познание в средние века).

· Ф. Бэкону принадлежит одна из попыток классифицировать имеющиеся науки. Основание классификации — свойства человеческого ума:

- память;

- воображение;

- рассудок.

Памяти соответствуют исторические науки, воображению - поэзия, рассудку — философия, что составляет основу всех наук. Философию Бэкон определяет как науку о:

- Боге;

- природе;

- человеке.

Каждый из трех предметов философии человек познает по-разному:

- природу — непосредственно с помощью чувственного восприятия и опыта;

- Бога — через природу;

- себя — через рефлексию (то есть обращенность мысли на саму себя, изучение мыслью мысли).

 

Томас Гоббс (1588 — 1679 гг.) — английский философ-материалист, один из основателей теории общественного договора и теории государственного суверенитета. Известен идеями, получившими распространение в таких дисциплинах, как этика, теология, физика, геометрия и история.

 

Основные сочинения: Философская трилогия «Основы философии»: «О теле»; «О человеке»; «О гражданине»; «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского».

 

Основные положения философии Гоббса:

• Отвергал теологическую схоластическую философию.

• Целью философии видел достижение практических результатов в деятельности человека, способствовании научно-техническому прогрессу.

• В споре между эмпиризмом (опытным познанием) и рационализмом (познанием с помощью разума) выступил на стороне эмпиризма; критиковал рационалистическую философию Декарта.

• Был убежденным материалистом.

• Считал важнейшей философской проблемой вопросы общества и государства.

• Разработал теорию государства.

• Первым выдвинул идею, согласно которой в основе возникновения государства лежал общественный (совместный) договор. Основной предмет философских интересов Гоббса — гносеология (учение о познании) и проблема государства.

• Т. Гоббс считал, что человек осуществляет познание главным образом благодаря чувственному восприятию. Чувственное восприятие — это получение органами чувств (глаза, уши и т. д.) сигналов из окружающего мира и их последующая переработка. Данные сигналы Т. Гоббс именует «знаками» и дает их следующую классификацию:

1) Сигналы — звуки, издаваемые животными для выражения своих действий или намерений («пение» птиц, рычание хищников, мяуканье и т. д.);

2) Метки — различные знаки, придуманные человеком для общения;

3) Естественные знаки — «сигналы» природы (гром, молния, тучи и т. д.);

4) Произвольные коммуникативные знаки — слова различных языков;

5) Знаки в роли «меток» — специальная «закодированная» речь, понятная немногим (научный язык, язык религии, жаргон и т. д.);

6) Знаки знаков — имена имен — универсалии (общие понятия);

 

• Человек обладает изначально злой природой;

• Движущей силой действий человека являются личная выгода и эгоизм, страсти, потребности, аффекты;

• Указанные качества приводят к осознанию каждым человеком права на все;

• Право каждого человека на все и пренебрежение к интересам других приводит к «войне всех против всех», в которой не может быть победителя и которая делает невозможной нормальную совместную жизнь людей и экономический прогресс;

• В целях совместного выживания люди заключили общественный (совместный) договор, в котором ограничили свои притязания и «право всех на все»;

• Для предотвращения «войны всех против всех», подавления крайнего эгоизма возник общий институт (механизм) для регулирования жизни в обществе — государство;

• Чтобы эффективно выполнять свои очень трудные функции, государство должно стать всесильным;

• Государство — непоколебимое, многоликое, всесильное чудовище - «Левиафан», которое «пожирает и сметает все на своем пути» — сила, которой невозможно противостоять, но которая необходима для поддержания жизнеспособности общества, порядка и справедливости в нем.

 

Джон Локк (1632 — 1704 гг.) — британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Развил многие философские идеи Бэкона и Гоббса, выдвинул ряд собственных теорий, продолжил эмпирическую и материалистическую традицию английской философии нового времени.

 

Сочинения: «Письма о веротерпимости», «Опыт о человеческом разумении», «Второй трактат о гражданском правлении», «Некоторые мысли о воспитании».

 

Основные положения философии Дж. Локка:

• Мир материалистичен;

• В основе познания может лежать только опыт («нет ничего в мыслях (разуме) человека, чего до этого не было в чувствах»);

• Сознание — пустое помещение (empty cabinet), которое в течение жизни заполняется опытом (в этой связи является всемирно известным высказывание Локка о сознании как о «чистой доске», на которой записывается опыт — tabula rasa);

• Источником опыта выступает внешний мир;

• Цель философии — помочь человеку добиваться успеха в своей деятельности;

• Идеал человека — спокойный, законопослушный, добропорядочный джентльмен, который повышает свой уровень образования и добивается хороших результатов в своей профессии;

• Идеал государства — государство, построенное на основе разделения властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Локк стал первым, кто выдвинул данную идею, и в этом его большая заслуга.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 577. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия