Студопедия — Классы ! открытое общество
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Классы ! открытое общество






Рис. 30. Исторические типы стратификации.

В связи с этим следует различать понятия «закры­тое общество» и «открытое общество» не только в со­циологическом, но и в политологическом смысле.

В политологическом смысле закрытое общество-это такое общество, где перемещение индивидов или информации из одной страны в другую исключено или существенно ограничено. В социологическом смысле закрытое общество — это такое общество, где переме­щение индивидов из одной страты в другую исключе­но или существенно ограничено. Таким образом, в первом случае речь идет о странах, а во втором — о стратах. Соответственно открытым обществом счита­ется то, где перемещения индивидов и информации ничем не ограничиваются.

Подобное разграничение крайне важно, и вот по­чему. СССР являлся в свое время открытым обществом в социологическом смысле и закрытым в политичес­ком. Действительно, в нем, по мнению зарубежных социологов, существовала очень интенсивная верти­кальная мобильность (по этому показателю с советс­ким обществом могло сравниться только американское). Но одновременно над обществом висел так называе­мый железный занавес, ограничивавший или вовсе запрещавший выезд людей за границу и проникнове­ние объективной информации о положении дел в зару­бежных странах.

Стратификация, т. е. неравенство в доходах, влас­ти, престиже и образовании, возникла вместе с зарож­дением человеческого общества. В зачаточной форме она обнаружена уже в простом (первобытном) обще­стве. С появлением раннего государства — восточной деспотии — стратификация ужесточается, а по мере развития европейского общества, либерализации нра­вов стратификация смягчается. Сословный строй сво­боднее кастового и рабства, а пришедший на смену сословному классовый строй стал еще более либераль­ным.

Рабство исторически первая система социаль­ной стратификации. Рабство возникло в глубокой древ­ности в Египте, Вавилоне, Китае, Греции, Риме и сохра­нилось в ряде регионов практически до настоящего времени. Оно существовало в США еще в XIX веке. Рабство — экономическая, социальная и юридическая

форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства. Оно ис­торически эволюционировало. Примитивная форма, или патриархальное рабство, и развитая форма, или класси­ческое рабство, существенно различаются. В первом случае раб обладал всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными, наследовал имущество хозяина. Его запрещалось уби­вать. На зрелой стадии раба окончательно закабалили: он жил в отдельном помещении, ни в чем не участво­вал, ничего не наследовал, в брак не вступал и семьи не имел. Его разрешалось убивать. Он не владел соб­ственностью, но сам считался собственностью хозяи­на («говорящим орудием»).

Как и рабство, кастовый строй характеризует зак­рытое общество и жесткую стратификацию. Он не такой древний, как рабовладельческий строй, и менее распространенный. Если через рабство прошли прак­тически все страны, разумеется, в разной степени, то касты обнаружены только в Индии и отчасти в Афри­ке. Индия — классический пример кастового общества. Оно возникло на развалинах рабовладельческого в первые века новой эры.

Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно рождению. Он не может перейти из одной касты в другую при жизни. Для этого ему надо родиться еще раз. Кастовое положение человека закреплено индус­ской религией (понятно теперь, почему касты мало распространены). Согласно ее канонам, люди прожи­вают больше, чем одну жизнь. Каждый человек попа­дает в соответствующую касту в зависимости оттого, каким было его поведение в предшествующей жизни. Если плохим, то после очередного рождения он дол­жен попасть в низшую касту, и наоборот.

Всего в Индии 4 основных касты: брахманы (свя­щенники), кшатрии (воины), вайшии (купцы), шудры (рабочие и крестьяне) — и около 5 тысяч неосновных каст и подкаст. Особо стоят неприкасаемые (отвержен­ные) — они не входят ни в какую касту и занимают самую низшую позицию. В ходе индустриализации касты заменяются классами. Индийский город все больше становится классовым, а деревня, в которой проживает 7/10 населения, остается кастовой.

Формой стратификации, предшествующей клас­сам, являются сословия. В феодальных обществах, ко­торые существовали в Европе с IV по XIV век, люди разделялись на сословия. Сословие — социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наслед­ству правами и обязанностями. Для сословной систе­мы, включающей несколько страт, характерна иерар­хия, выраженная в неравенстве их положения и привилегий. Классическим образцом сословной орга­низации являлась Европа, где на рубеже XIV—XV веков общество делилось на высшие сословия (дво­рянство и духовенство) и непривилегированное тре­тье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). А в X—XIII веках главных сословий было три: духовен­ство, дворянство и крестьянство. В России со второй половины XVIII века утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство (средние городские слои). Сословия основывались на земельной собственности.

Права и обязанности каждого сословия определя­лись юридическим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии определялось наслед­ством. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между, сколько внутри сосло­вий. Каждое сословие включало множество слоев, ран­гов, уровней, профессий, чинов. Так, государственной| службой могли заниматься лишь дворяне. Аристокра­тия считалась воинским сословием (рыцарством).

Чем выше в общественной иерархии стояло сосло­вие, тем выше был его статус. В противоположность кастам, межсословные браки вполне допускались, до­пускалась и индивидуальная мобильность. Простой человек мог стать рыцарем, купив у правителя специ­альное разрешение. Купцы за деньги приобретали дворянские титулы. В качестве пережитка подобная практика частично сохранилась и в современной Ан­глии.

Характерная черта сословий — наличие соци­альных символов и знаков: титулов, мундиров, орденов, званий. Классы и касты не имели государственных отличительных знаков, хотя выделялись одеждой, украшениями, нормами и правилами поведения, ритуалом обращения. В феодальном обществе государство присваивало отличительные символы главному сосло­вию — дворянству.

Титулы установленные законом словесные обозначения служебного и сословно-родового поло­жения их обладателей, кратко определявшие право­вой статус. В России в XIX веке существовали такие титулы, как генерал, статский советник, камергер, граф, флигель-адъютант, статс-секретарь, превосхо­дительство и светлость. Стержнем системы титулов выступал чин — ранг каждого государственного слу­жащего (военного, штатского или придворного). До Петра I понятие «чин» обозначало любую должность, почетное звание, общественное положение человека. В 1722 г. Петр I учредил новую систему званий, изве­стную как «Табель о рангах». Каждый род государ­ственной службы — воинская, штатская и придвор­ная— делился на 14 рангов, или классов. Класс обозначал ранг должности, который получил назва­ние классного чина. За его обладателем закрепилось наименование «чиновник».

К государственной службе допускалось лишь дво­рянство — поместное и служилое. То и другое явля­лось потомственным: дворянское звание передавалось жене, детям и дальним потомкам по мужской линии. Дворянский статус обычно оформлялся в виде родо­словия, родового герба, портретов предков, предания, титулов и орденов. Так в сознании постепенно фор­мировались чувство преемственности поколений, гор­дость за свой род и желание сохранить его доброе имя. В совокупности они составляли понятие «дворянской чести», важной составляющей которой являлось ува­жение и доверие окружающих к незапятнанному имени. Благородное происхождение потомственного дворянина определялось заслугами его рода перед Отечеством.

Принадлежность социальному слою в рабовладель­ческом, кастовым и сословно-феодальном обществах фиксировалась официально — правовыми либо рели­гиозными нормами. В классовом обществе дело обстоит иначе: никакие правовые документы не регламен­тируют место индивида в социальной структуре. Каж­дый человек волен переходить, при наличии способно­стей, образования или доходов, из одного класса в другой.

 







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 432. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия