Студопедия — Из научных лабораторий мира
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Из научных лабораторий мира






Исследователи обнаружили, что у детей, быстро набирающих вес на первом году жизни, риск развития ожирения к семи годам выше, чем у их сверстников. Наибольший риск развития ожирения отмечается среди детей, особенно быстро набирающих массу в первые 4 месяца жизни. Вероятность отложения лишнего жира в будущем у них на 38 процентов выше по сравнению с другими детьми того же возраста и пола. Риск развития ожирения среди малышей, которые больше других прибавили в весе к концу первого года, оказался выше только на 17%.

Врачи из детской больницы Филадельфии отметили, что за последние 30 лет частота ожирения утроилась. Они анализировали данные почти о 28 тысячах детей, которые родились в США между 1959 и 1965 годами. Оказалось, что к семилетнему возрасту 5,4% детей имели ожирение. Ученые считают, что первые месяцы жизни малыша определяют склонность к ожирению, однако пока они не знают точно, какие меры в этот период помогут снизить риск. Установлено, что дети на грудном вскармливании медленнее прибавляют в весе, и это обеспечивает им в последующем некоторую защиту.

Источник: Reuters Health15.11.2001

Глубокое изменение общества, к которому призывают радикалы, невозможно достичь лишь политическими средствами. Старое общество через идеологию и теории добивалось господства над человеческими умами. Они выступали уникальным средством не принудительного, а вполне добровольного подчинения людей порядку и закону. Поэтому невозможно освободить человека от старого общества, либо построить новое, не создав новой культуры, включающей новую идеологию и новые социальные теории, не проведя последовательной критики доминирующих сегодня социальных теорий.

Корни молодежного протеста таятся также в сфере ценностных ориентаций. Придерживаться старых догм, во всем следовать старшему поколению означает для молодежи потерять свободу и автономию. Радикально разорвать с прошлым, значит стать свободным, значит человечески жить лучше, чем жили отцы и дети. Прошлые теории не только не верны, но они еще бесчеловечны.[573] Для молодого поколения социальные теории не предстоит как академические стерильные абстракции. Оно стремится увидеть за теорией личность теоретика, и когда молодежь обнаруживает ее, она разочаровывается в ней. Оказывается, социологи жили не так, как провозглашали в своих писаниях. Те, кто публиковал прекрасные книги о <культуре бедности>, окружали себя комфортом, а их сочувствия оказывались пустым звуком. Те, кто призывал повышать грамотность среди негритянского населения, не шли учительствовать в негритянские гетто. Среди социологов молодые радикалы не обнаружили ни одного мученика. В социологии они увидели часть американского истеблишмента, инструмент репрессивного общества.[574]

В большинстве случаев, как это ни странно, лидерами студенческих мятежей в 1968 г. явились студенты-социологи. Пример тому знаменитый француз-бунтарь Кон-Бендит. Но тогда непонятно, задается вопросом А. Гоулднер, почему социологию радикалы называют частью консервативной культуры, а студенты-социологи возглавляют демонстрацию протеста?

Несомненно, что социология часто притягивает юношей и девушек, с явно выраженными реформаторскими наклонностями. Как правило, это те, кто испытал какие-либо жизненные неудачи и разочарования. Они-то и служат источником критического отношения этих людей к социологии в целом. Социология всегда привлекала радикалов, в 1930-е годы ими были молодые социалисты, вскоре превратившиеся в консерваторов. Усилению критического отношения к социологии и росту радикального сознания во многом способствовала деятельность Р. Миллса и Франкфуртской школы.

Согласно А. Гоулднеру, социология имеет диалектический характер: она в той же мере репрессивна, в какой и либеральна. Его подход к истории социологии - рассматривать изменение социальной мысли в единстве с изменением общества. <Социальная наука - это часть социального мира и одновременно его концепция>1

Все дети рождаются гениями, а все взрослые в первые шесть лет жизни ребенка заняты тем, чтобы уничтожить в нем признаки гениальности.

Б.Филер

Социология как академическая дисциплина отличается от журналистского репортажа, живо реагирующего на происходящие события. Журналисту как раз необходимо все то, от чего стремится избавиться социолог в своем исследовании.

Но не заставляет ли стратегия ценностного нейтралитета социологу быть равнодушным к социальным проблемам общества. Можно ли отказаться от своей позиции, проводя консультации политическим лидерам и партиям?

Настоящий социолог, уверен А.Гоулднер, всегда больше чем просто социолог С.Липсет, Д.Вронг, Б.Бергер, Р.Миллс, Л.Козер, Б.Розенберг, Д.Райсмен, А.Страус и другие рассматривали себя в качестве интеллектуалов не в меньшей степени, нежели в качестве ученых. Они продолжали традицию социологии как критической теории общества.

Несомненно, идейную почву для студенческих революций 1968 г. подготовила марксистская социология. Марксистский вариант социологии именуют критической социологией за ее склонность подвергать все сомнению и пересматривать самые основы общества, полагаясь на умозрительные конструкции. Марксизм породил плеяду выдающихся социологов и социальных мыслителей мирового уровня: Ф.Энгельс, Н.Бухарин, Л.Троцкий, В.Ленин, Г.Лукач, А.Грамши, Г.Маркузе, Т.Адорно, М.Хорхаймер, Э.Фромм, Ю.Хабермас и др. Никто другой, кроме Маркса, отмечает А.Гоулднер[575], не дал западным социологам столько интересных и плодотворных идей для критического анализа современного общества.

<Отец> психоделической революции[576]

Один из основателей гуманистической психологии Тимоти Лири (1920-1996) прожил крайне интересную, насыщенную загадочными событиями и экстравагантными поступками жизнь, вполне отвечающую идеалам и воззрениям романтических хиппи. За 76 лет он успел побывать профессором Гарвардского университета, серьезным экспериментатором, создателем новых психологических теорий и тестов, кумиром бунтующей молодежи, заключенным, киберпанком, автором бестселлеров, композитором. Его окрестили одним из главных злодеев XX в., мечтавшим о спасении человечества, но вместо того посадившим на наркотики целое поколение молодежи. А президент Никсон назвал его самым опасным человеком в Америке, которого четыре года от Африки до Афганистана ловили ФБР и ЦРУ. В конце жизни его считали пророком поколения иксеров и киберпанков, а после смерти, транслировавшейся по Интернету на весь мир, уже в 2000 г. журнал <Монд> назвал его самым великим мыслителем ХХ столетия.

Он родился в семье потомков ирландских иммигрантов. По настоянию матери, ревностной католички, обучался в Иезуитском колледже в Уорчестере, готовясь к пастырской должности. Но в 19 лет Лири, недовольный схоластическим подходом к религии, порвал с католической церковью. Следующий шаг Лири сделал влиянием отца -поступил в Военную академию в Вест-Пойнте. Но и офицером он оказался никудышным: большую часть времени нерадивый курсант проводил взаперти на гауптвахте, развлекаясь чтением книг по восточной философии. Восемнадцать месяцев, проведенных в Вест-Пойнте, он впоследствии сравнивал с послушничеством в буддистском монастыре.

В 1940 г. Лири поступил в университет Алабамы, где всерьез начал заниматься психологией, но был исключен за ночевки в женском общежитии (хотя ученую степень бакалавра получить ему удалось). После второй мировой войны Лири, защитив докторскую диссертацию, занял пост директора госпиталя в Калифорнии и преподавал в Калифорнийской медицинской школе в Сан-Франциско.

Один из великих уроков ЛСД состоит для меня в следующем: каждый мужчина содержит в себе сущность всех мужчин, и каждая женщина содержит в себе сущность всех женщин. Это единственная причина, по которой я был исключительно моногамен, принимая ЛСД в течение последних шести лет. Тимоти Лири

Накопленный за долгие годы исследований лабораторный материал позволил ему в 1950 г. получить степень доктора психологии. Затем следуют серьезные научные публикации: <Уровни измерения межличностного поведения>, <Межперсональная диагностика личности: функциональная теория и методология личностного роста>, <Прогноз межличностного поведения в психотерапевтических группах>. В те годы Лири олицетворял собой образ типичного американского ученого, конструировал методики, создавал научные теории. Так, он опередил знаменитого Эрика Берна в создании теории коммуникативных игр, его публикации по теории личности и групповой терапии по времени совпадают с революционными идеями Абрахама Маслоу, Карла Роджерса и Шарлотты Бюлер. Иными словами, его имя могло бы стоять в одном ряду с классиками мировой психологии. Достиг немалых успехов он и в прикладной психологии.

В 1957 г. им опубликована знаменитая психодиагностическая методика личности (Leary Interpersonal Diagnosis). С тех пор опросник Лири активно использовали и используют в своих целях ЦРУ и ФБР, психологические институты всего мира. Он состоит из 128 суждений-характеристик человека, все они пронумерованы и размещены на карточках. Испытуемый отмечает те из них, которые описывают его Я. На заполнение уходит не более 15 минут. Согласно <ключу> определяются оценки по 16 характеристикам, формирующим 8 октантов так называемой дискограммы, которые отражают тот или иной вариант межличностных отношений. По результатам обработки строится графический профиль личности. Проверка опросника Лири путем сопоставления с данными ММPI и 16-факторного опросника Кэттелла подтвердила его высокую валидность. Методика переведена на многие языки, в том числе и на русский (модификация опросника проведена Л.Н. Собчик в начале 1970-х, а в 1990 г. ею издано руководство к русскоязычной версии). Сегодня опросник Лири - одна из самых популярных методик в инструментарии практического психолога.

В конце 1950-х годов Т.Лири убеждается, что традиционные методы психотерапии не работают: треть пациентов чувствуют улучшение состояния, треть - ухудшение, а еще треть вообще не замечают перемен. В 1960 г., находясь в отпуске в Мексике, Т.Лири по совету одного из местных коллег отведал ядовитых грибов (ацтеки называли эти грибы <теонанакатль> - <плоть Бога>). Ему понравилось, он почувствовал, что обнаружил то, что давно искал - панацею от всех бед, лекарство от всех недугов. Т.Лири показалось, можно вылечить сознание, а физические боли уйдут сами собой. Правда, местные индейцы наркотики изредка и лишь в ритуальных целях, вызывая у себя измененные состояния сознания. Ритуальная практика у них никогда не выливается в бытовую наркоманию. Но Т.Лири, к тому времени серьезно увлекавшийся восточными медитациями, увидел в психоделиках[577] гораздо большие возможности. По возвращении в Гарвард, где он тогда преподавал, Лири взялся за эксперименты, которые проводил с заключенными. Оказалось, что 90% испытуемых, пройдя психоделические сеансы, свидетельствовали о глубокой переоценке ценностей и мощной внутренней трансформации, а впоследствии вернулись к нормальной жизни и не совершали повторных преступлений.

Тимоти Лири

Будущий лидер поколения хиппи мечтал, что <лет через 20 все общественные институты будут преобразованы в соответствии с прозрениями, почерпнутыми из опыта расширения сознания>, что изменится вся система образования, и вместо книг будут молекулы определенных веществ, открывающие <внутреннюю библиотеку>; что изменится сам стиль жизни людей, которые не менее двух часов в день будут посвящать отдыху от <социальных игр> с помощью ЛСД.

После пропагандистской кампании, развернутой Тимоти Лири и автором знаменитых <Полетов над кукушкиным гнездом> Кеном Кизи, вещество приобрело бешеную популярность, попало под строгий запрет. Его исследования были в самом разгаре, когда в 1962 г. психоделики (LSD и галюциногенные грибы) объявили вне закона[578]. Эксперименты пришлось прекратить, но отказываться от психоделиков Лири не собирался. После увольнения Лири из Гарварда его приютил в 1963 г. молодой нью-йоркский миллионер и ветеран ЛСД-круизов Уильям Хитчкок, который предоставил в его распоряжение огромный особняк в своем поместье около Нью-Йорка, который превратился в прибежище для психоделических пилигримов со всего мира. <Мы считали себя антропологами из XXI века, населявшими машину времени, которая приземлилась в мрачных шестидесятых>, - вспоминал Лири. Вскоре он выпускает книги "Психоделический Опыт" (1962), "Психоделический Считыватель" (1964) и "Психоделические молитвы" (1967). В них Т.Лири приходит к выводу: <то, что люди считают реальностью, - не что иное, как социальная фабрикация>, а при употреблении психоделиков человек освобождается от болезненных комплексов и социальных стереотипов.

Конечно, мы были молоды. Мы были невежественны. Мы были смешны. Мы были нахальными и дерзкими. Мы были глупыми. Мы ссорились между собой. Hо мы были правы.

Эбби Хоффман

Его влияние и популярность среди хиппи возросли в середине 1960-х годов настолько, что само это революционное движение, по мнению некоторых авторов, является порождением не романтической идеей изменить буржуазное общество, а массовым употреблением нового вещества, наркотика, которое назвали <духовным эквивалентом водородной бомбы>. А праотцом и первосвященником нового движения-религии, естественно, стал Т.Лири. С легкой руки <психоделического гуру> поколение детей-цветов прочно <подсело на кислоту>. Его благословил умирающий Олдос Хаксли. С ним подружились лидеры битников Аллен Гинзберг, Джек Керуак, Уильям Берроуз и Артур Кестлер. Культовые калифорнийские рок-группы Grateful Dead и Jefferson Airplane клялись ему в верности на своих концертах-бдениях[579]. Сам Лири регулярно выводил толпы хиппи на индуистские песнопения, появляясь перед многотысячными сборищами одетым в нечто наподобие хлопчатобумажной пижамы, обвешанный <фенечками>, он провозглашал свою культовую фразу: <Включайтесь, настраивайтесь и отпадайте!>, превратившуюся в лозунг <поколения мира и любви>. На гребне популярности в 1969 г. он даже выдвинул свою кандидатуру на губернаторских выборах в Калифорнии[580].

Правда, еще раньше, а именно в 1966 г., Т.Лири угодил в тюрьму, из которой бежал через три месяца. Вообще 1966 год был неудачным для него: судебное преследование наркоманов, война во Вьетнаме, а еще президент США Ричард Никсон, назвавший Т.Лири <самым опасным человеком в Америке>. Его арестовали по сфабрикованному обвинению в хранении и употреблении наркотиков, осудив на десять лет тюремного заключения и крупному штрафу (на 30 тыс. долл.). Помогали бежать из тюрьмы товарищи из экстремистских организаций Weathermen Underground и <Черные пантеры>. Позже, находясь на свободе, в интервью журналу <Плейбой> (1970) Лири бравировал, что совершенно не боится заключения, потому что <настоящая тюрьма - это тюрьма внутренняя>. Более того, тюрьму он расценивал как профессиональный риск при его занятиях <алхимией сознания>. На самом деле, как считают эксперты, все было прозаичнее. По версии, достоверность которой недавно подтвердилась, Лири пошел на сделку с властями, <сдал> организаторов своего побега, более того - обязался и впредь <стучать> на своих приятелей. В награду - досрочное освобождение.

Лично я всегда держал свой цветок в крепко сжатом кулаке.

Эбби Хоффман

Сбежав из тюрьмы, Лири укрылся на несколько месяцев в Швейцарии, а затем скрывался в Афганистане, где его обнаружили сотрудники ФБР. В 1973 г. они этапировали его прямохенько в тюрьму. На свободу профессор вышел седобородым, присмиревшим и полузабытым лишь в 1976 г. Бунты 1960-х отгремели. Вчерашние последователи либо вымерли, не выдержав безграничного расширения сознания, либо взялись за ум, подлечились и постриглись. Удалившись на покой в звании ветерана психоделической революции, Лири попытался заняться воспитанием троих внуков. Но его хватило лишь на восемь лет. В 1984 году - после выхода технократической антиутопии Уильяма Гибсона <Неоромантик> - Лири присоединился к захватившему молодую Америку движению киберпанков, ухитрившись снова стать лидером еще одного недовольного реальностью поколения.

В спокойные 1990-е Т.Лири увлекся новыми авангардными веяниями - "теорией хаоса" и рейв-культурой, посвятив им свои книги "Хаос и Киберкультура" и "Политика Экстаза". В последние годы жизни Тимоти Лири не оставил наркотическую культуру, уверяя молодежь, что Интернет 1990-х является аналогом ЛСД 1960-х. Он даже разработал язык программирования под названием СКИПИ (SKIPI - Super Knowledge Information Processing Intelligence) и был президентом Futique - группы, занимавшейся адаптацией учебников и романов к личностным стилям и познавательным ритмам читателя. Лири верил, что в будущем человечество мигрирует из земной колыбели к звездам и достигнет биологического бессмертия. Будущее - за гедонистической элитой, киберличностями, способными самостоятельно программировать свое эмоциональное и ментальное состояние и населять созданные ими пространства радости и экстаза. По мнению Лири, виртуальные реальности и компьютерная среда являются порождением и прямым продолжением психоделической революции - не случайно первым шагнуло в Сеть поколение <детей цветов>[581]. В книге под названием <Инфопсихология> Лири писал: <Данная реальность пусть останется для школьников, мы же станем пионерами иных, неизведанных и моделируемых реальностей. Садись за компьютер и начинай поиск>.

Узнав, что он неизлечимо болен раком простаты, Лири превратил свой дом в виртуальную приемную, позволив всем пользователям Интернета знакомиться со своими работами и наблюдать процесс его умирания[582]. А постаревшие хиппи завели в виртуальном пространстве свой сайт с календарем знаменательных дат контркультурного движения[583].

Мы живем в мире, в котором с конвейера ежемесячно сходят новые модели молодых красивых девушек, а сексуальные критерии непрерывно меняются. Вместо того чтобы менять партнера за партнером, вы можете исследовать невероятные глубины и возможности своей личности с одним-единственным представителем противоположного пола. Но это требует времени и преданности. Тимоти Лири

Тимоти Лири написал 24 книги, стал героем документального фильма, сам писал сценарии и снимался в кино. Он - создатель нейрологии и инфопсихологии, наук исследующих творческий потенциал человека с эволюционной точки зрения. Автор книг: "The Game of Life" (вышедшей на рус. яз. в издательстве "Janus Books" под названием "История будущего"), "Семь языков бога" и др. Помимо всего прочего наследия Лири успел оставить потомкам и несколько музыкальных релизов. Самый известный альбом под названием "You Can Be Anyone This Time Around" ("Каждый из вас может быть где-то поблизости") сделан в жанре рок-н-ролла. Умер Тимоти Лири 31 мая 1996 года, завещав заморозить его тело и законсервировать мозг.

Американские хиппи - <дети цветов>;

Настоящей революцией в молодежных движениях оказалось появление хиппи. В Америке первых <волоса-тых> можно было увидеть уже в середине <свихнутых 60-х>. Еще Джек Керуак, великий писатель, употреблял в своих книгах слово <хипстер>. Про-исходит оно от слова - <ляжка>, а на сленге значило <сексуально распущенный>.

Хиппи отрицают традиционные ценности буржуазного общества. Значительную роль в формировании движения хиппи сыграли пацифистские мотивы, протест против грязной войны во Вьетнаме. Подросток в залатанных джинсах, с длинными плохо расчесанными волосами, сидящий на асфальте с цветком в руке,- типичный портрет хиппи этого времени. В идеологии хиппи значительное место занимает музыка - в основном музыка <Битлз>, а также религиозные устремления. Наиболее популярные религиозные течения среди хиппи - буддизм и христианство. Для хиппи характерны полное отрицание участия в общественной жизни, отрицание насилия, проповедь <естественных отношений> между людьми. <Творите любовь, а не войну> - наиболее популярный лозунг западных хиппи в 60-е годы.

В шестидесятые годы во многих городах США проводились постоянные парады хиппи. Одним из таких мероприятий стало "Summer of Love" - летний фестиваль всё в том же Сан-Франциско. На это "мероприятие" съехались битники со всех концов Америки и даже из других стран, чтобы провести вместе лето в окружении людей способных творить только добро.

Движение хиппи потрясло и перевернуло весь мир. Десятки тысяч молодых людей в Старом и Новом свете одновременно демонстративно порвали с укладом жизни своих родителей, попытались вырваться из клетки повседневного одуряющего своей монотонностью бытия, прутьями которой были вполне мещанские добродетели: Деньги, Благосостояние, Умеренный консерватизм, Карьера. Западный мир был ошарашен масштабами нового <исхода>. Города и веси были наводнены юношами и девушками странного вида и поведения: одетые в нарочито старую и рваную одежду, они тихо сидели на площадях и улицах, бренчали на гитарах и читали стихи.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 546. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия