Студопедия — Венедиктов А.Б. Маленькие события большой оттепели
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Венедиктов А.Б. Маленькие события большой оттепели






Эти события произошли в начале 60-х годов, т.е. в самый разгар хрущевской оттепели. Люди старшего и среднего возраста, вероятно, помнят так называемых <стиляг> - представителей молодежи того времени, одетых в узенькие короткие брюки, клетчатые пиджаки, яркие носки и галстуки, туфли на толстой подошве, и на голове - набриолиненные коки, а представительницы слабого пола - в узенькие короткие юбки, яркие кофты и на голове прическа с <хвостом> и подстриженной челкой. К стилягам в основном относились студенты ВУЗов, учащиеся техникумов, да и определенная часть молодых рабочих и ИТР. Н.С. Хрущев, будучи первым секретарем ЦК и председателем Сормина СССР, развенчал культ личности И.В. Сталина, реабилитировал многих жертв политических репрессий и дозволил определенное свободомыслие среди народа. Но тем не менее он - дитя 30-40-50-х годов, и потому как бы ни старался прослыть демократом, въевшаяся и впитанная с молоком матери коммунистическая идеология довлела в его характере. Не забыты по сей день его гонения на художников - абстракционистов, поэтов, писателей и драматургов, не приемлющих принцип <соцреализма>. Поэтому идеологический отдел ЦК вменял в обязанность структур ЦК и ВЛКСМ, а также Комитета госбезопасности выявлять и пресекать чуждые соцреализму идеологические явления и события в жизни страны. Но как известно, события и явления связаны с конкретными людьми и поэтому сами собой не происходят.

:Виктор Воронов, примерно 1930-35 г.р., после окончания средней школы и истфака педагогического института был зачислен на службу в органы госбезопасности СССР. Вступая в ряды ГБ одного из небольших шахтерских городов Кузбасса, Виктор думал, что ему придется выявлять шпионов и агентов империалистических разведок, но был назначен на участок по выявлению идеологически вредных проявлений среди молодежи, увлекающейся западным образом жизни, или попросту - <стиляг>. Воронов начал изучать оперативную обстановку, т.е. их какой среды выходят <стиляги>, сколько их в городе, где собираются, какие идеологические постулаты проповедуют, кто являются авторитетами и активистами в этой среде.

Нужные сведения он без труда почерпнул в отделе по работе с молодежью местного горкома комсомола. Но оперативная обстановка - это только первоначальный этап; в конце концов нужны материалы на конкретных лиц, профилактические мероприятия, а в идеале и возбужденные уголовные дела. Виктор сам прекрасно понимал, что без помощников-информаторов в этой среде ничего не добьешься - это же ему неоднократно говорил начальник городского подразделения УКГБ майор Землянухин, опытный оперработник, участник Великой Отечественной войны. Землянухин в душе хорошо понимал, что увлечение узкими брюками и пестрыми рубашками, дисками с записью западной музыки на рентгеновских пленках ни в коей мере не подрывают устои государства; тем более, командуя во время войны взводом разведки, он видел, что молодые солдатики, несмотря ни на какие идеологические выверты (увлечение стихами Есенина, песнями Лещенко, склонность к амурным похождениям и т.п.), никак не перестают быть патриотами Родины, готовыми отдать за нее все, включая жизнь.

Землянухин, основываясь на своем жизненном и оперативном опыте, справедливо полагал, что стиляжничество - явление, присущее молодому возрасту и проходящее со временем: мол, молодая кровь перебродит и успокоится. Но в горкоме партии, членом бюро которого он являлся, постоянно давали <накачки>. Работа есть работа, и начальник стал все чаще интересоваться положением дел на участке Воронова. Виктор завел несколько подборочек оперативных материалов на кандидатов, пытаясь выбрать из них самого перспективного и информативного. Однажды в его поле зрения попал молодой врач Денисов Евгений, прибывший в шахтерский город по распределению после окончания Саратовского медицинского института. Как <пришелец> из европейской части страны и областного центра, он обладал довольно широким кругозором, был приятен в общении, играл в баскетбол и одевался как было нужно. Вокруг него постоянно <тусовались> молодые люди и девушки, и не только медики, но и представители других слоев. Словом, Виктор остановил свой выбор как на потенциальном информаторе на Денисове.

Воронов тщательно готовился к встрече с Евгением. Проштудировал информационные сборники КГБ, открытые печатные материалы по стилягам, но на самый главный вопрос ответа так и не нашел - чем же стиляги опасны для общества и для страны. Ну ладно, западная музыка и одежда, вольные танцы, рукописные самиздатовские журналы, обсуждение зарубежных радиопередач, стремление почитать произведения М. Булгакова, А. Платонова и других неиздаваемых писателей. Ну и что? - мучился Виктор. - Какой урон государству это наносит? На эти вопросы не сумел четко ответить даже Землянухин, который выразился обтекаемо, что на <стиляг> могут ориентироваться спецслужбы и идеологические центры империалистических государств и что они активно выходят на иностранцев с целью приобретения импортной одежды и пр.

Выйдя с Евгением на оперативный контакт, Воронов обсуждал самые разные вопросы (учеба в ВУЗах, житье в шахтерском городе, - где, кстати, иностранцы никогда не появлялись, - спортивные события и т.п.). Затем ненавязчиво начал направлять разговор в нужное для себя русло, т.е. в отношении стиляг. Рассказал о самиздатовском журнале <Грыжа>, издаваемом в областном центре студентами медвуза, стремлении спецслужб капстран инициировать конфликт поколений в СССР. Евгений слушал внимательно, но задал только один вопрос - а причем здесь он. Виктор, несколько смутившись, пояснил, что, судя по одежде и кругу общения, Евгений относится к стилягам и мог бы помочь органам в освещении обстановки. <Вот куда он клонит>, - подумал Евгений, но вслух посоветовал Воронову приобрести модную одежду и даже предложил свести его со знакомыми парнями и девушками, и тогда можно будет воочию убедиться, что <стиляги> шахтерского городка никакой опасности для государства не представляют. Виктор был озадачен таким поворотом разговора и предложил встретиться с начальником горотделения УКГБ Землянухиным.

Но на следующую встречу Денисов не пришел. Как выяснил Воронов, Евгений срочно рассчитался с работы, якобы в связи с семейными обстоятельствами, оставив в отделе кадров свою трудовую книжку, т. к. не отработал положенных трех лет после распределения из ВУЗа.

Через несколько лет Воронов уволился из органов КГБ и устроился учителем истории в школу. К тому времени стиляжничество само по себе прекратилось. Бывшие стиляги стали примерными тружениками и семейными людьми, с усмешкой вспоминали пестрые галстуки, носки и <роки> на рентгеновской пленке.

В 1964 г. Хрущев был снят с должности, и главой КПСС и государства стал Л.И. Брежнев. Постепенно оттепель стала заменяться <холодком>, критиковался волюнтаризм Хрущева и его <глумление> над <вождем всех времен и народов> Иосифом Сталиным. Землянухин к тому времени ушел на пенсию, активно участвовал, как ветеран войны, в патриотическом военном воспитании школьников и учащихся СПТУ.

В 1969 г. в город приехал стройный высокий майор пограничных войск - медик Евгений Денисов. Служил он на одной из погранзастав на Дальнем Востоке, показал себя достойным хирургом при оказании помощи раненым воинам в ходе советско-китайского конфликта на реке Уссури. С учетом того, что погранвойска тогда относились к Комитету госбезопасности СССР, Денисов пришел отмечать отпускное удостоверение в горотделение УКГБ, но ни Воронова, ни Землянухина там не встретил, а интересоваться ими не счел нужным. Попив водки и погуляв со своими бывшими знакомыми, он благополучно отчалил к своим родителям в Саратов.

Вот вам и бывший стиляга, а затем патриот и хороший офицер-медик. Мягко выражаясь, не прав был ни Хрущев Н.С., ни идеологический отдел ЦК и нижестоящие структуры КПСС и ВЛКСМ, высосавшие из пальца потенциальных врагов устоев государства, так называемых <стиляг>. Вроде бы простая и непритязательная история имеет глубокий смысл как для представителей контрразведывательных органов, так и обыкновенных россиян.

Сокращено по источнику: Венедиктов А.Б. Рассказы старого чекиста (http://kemerovo.boom.ru)

Даже смерть Сталина не остановила нападки на джаз и стиляг. В хрущевскую "оттепель" на улицах больших городов, местных Бродвеях, милиция и комсомольцы-дружинники отлавливали "стиляг" и бросали их в сибирские ссылки. Тогда и возникла знаменитая русская песенка на мотив "Сан-Луи блюза":

Двадцатый съезд КПСС

Стиляг отправил в МТС.

Стиляги трактор завели,

Колхоз назвали: "О, Сан-Луи!..

Стиляги были первыми неформалами в истории отечественной культуры. В отличие от нынешних неформалов, которая толпится в подземных переходах или на молодежных тусовках, стиляги были в основном из очень интеллигентных семей - дети врачей, профессуры, композиторов и писателей, чиновной и военной верхушки вплоть до детей министров и генералов. <Копируя внешнюю стилистику героев Ремарка и Хемингуэя, ленинградские шестидесятники воспринимали дух отрицания всякой позы, помпезности и напыщенности, с которыми ассоциировалось сталинское время и которые так чужды истинным "детям Петровым". К началу 1960-х гг. именно поэты-шестидесятники уже почти убедили властные структуры, что одетые в узкие брюки "нигилисты" вполне способны совершать подвиги во имя идеи> [623]. Стиляги из числа студентов и интеллигенции ходили в центре Москвы по улице Горького в узких черных брючках и толстенных твидовых пиджаках с плечиками, носили милый хохолок зачесанный назад, как у Элвиса Пресли и Билла Хейли. Публично демонстрировать свою принадлежность к контркультуре было небезопасно - можно было попасть в тюрьму по политической статье (им приписывали наркотики и спекуляцию валютой, подрыв устоев социалистического строя).

Нынешние панки с ирокезами на голове и аляповатой одежде, считающие себя как преемниками стиляг, тоже попадают в отделение милиции, но их никто не сажает. К тому в отличие от своих предшественников, панки - выходцы из рабочей среды.

Сообщение в интеренете В Корпусе Бенуа в 2003 г. открылась выставка "Святые шестидесятые". На открытии играли твист, летку-еньку, ча-ча-ча и буги-вуги. В толпе пожилых идеалистов четко различались физики и лирики, а старушки в миниюбках, на шпильках, с прической "бабета" вспоминали о сексуальной революции, первых сеансах ЛСД и пражской весне (http://susanin.rivernet.ru).

Запад и западная культура проникала в сердце, тело и разум шестидесятников, и не только интеллигенции. Поэт Иосиф Бродский, лауреат Нобелевской премии, вспоминая свою молодость, писал: <Мы там, в Питере, все выросли убежденными индивидуалистами - и потому, может быть, большими американцами, чем многие настоящие американцы>.

Индивидуализм, ростки которого начали пробиваться на свет в конце 1950-х, начале 1960-х годов, проявлял себя в одежде, образе мыслей, стиле поведения, творчестве и в экономике. Наиболее решительные из стиляг становятся фарцовщиками, которые сбывают иностранцам отечественные сувениры и произведения, выменивая их на валюту, которую пускают на накопление и покупку <фирменной>, т.е. западной одежда. Фарцовщики - первые индивидуальные предприниматели в эпоху, когда оно. Это самое предпринимательство, не было известно советскому обществу и оценивалось им как преступление. Опередившие свою эпоху, они представляли собой первопроходцев общества потребления на отечественной почве и стали возможны только на волне экономического бума в послевоенной Америке. Оттуда они черпали свои идеи, ценности и материальные блага. В 1960-70-е годы фарцовщики одевали в модные вещи не только культурный андеграунд, продвинутую часть интеллигенции, но и половину партийной элиты, прежде всего ее детей и жен.







Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 563. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.016 сек.) русская версия | украинская версия